Оглавление
Философия эскапизма
Эскапизм – индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий. Произведения Руссо составлены в форме романов и эссе. Философствования об искусстве, науке и происхождении неравенства были самыми первыми трудами философа.
«Естественное продолжение обнаруживается в идеях разоблачения цивилизации и культуры и от них следует бежать», – говорил юный Жан-Жак. Основополагающим в человеке по Руссо – чувства, в отличие от разума, они безошибочны и бессознательны. Основные инстинкты морального существа – совесть и гений.
Жан-Жак выразил великое влияние на весь мир, близкое по глубине с побуждениями Христа. Руссо, как философ, сделал жесткую репрессивную западную культуру – более щадящей и гуманитарной без рассуждений. Исходное христианство, в своем роде, было руссоизмом, а христианство – эскапизм. Руссо, как протестант, славившийся суровостью, много раз меняя религию, какое-то время был благочинным католиком. Его великим достижением было очеловечивание и гуманизация кальвинистского пуританизма – любовь к человеку и природе.
По природе своей человек милосерден, жестоким и злым его делают: культура и история, общество и люди. Свободнорожденный человек, попадая в социум, сковывается «кандалами», порабощая себя собственностью. Непринужденной доброты человек – отвлеченность, являющаяся ориентиром для построения оценки культуры. Духовное и творческое достижения человека, а напрямую культура, как возвышает человечество по эволюционной лестнице, так и порабощает его чередой табу. Открыв факт отделения индивида в культуре, Руссо обнародовал заключение гораздо раньше Карла Маркса. В разы сильнее, чем природа, культура порабощает человечество, стоит упомянуть мировые войны и применение атомного оружия.
Знания Жан-Жака о счастливом и непринужденном человеке, должны были воплотиться в будущем венцом творения, но постигли судьбу изолированной невещественности. Французская революция вдохновлялась представлениями Руссо, но не осуществила их. Результатом революции стал крах прекраснодушной утопии об естественном человеке. Потайное побуждение революции – есть возврат к истинной природе существа. Природа в человеке, как показал опыт революции, портит его не меньше, чем культура.
Возвращение
В США Авраам продолжил заниматься творчеством, в сотрудничестве с композитором Джо Блэком выпустил диск «Воскрешение», но такой славы, как в России, за океаном певцу завоевать не удалось.
В 2010 году Руссо решил возвращаться в Москву, предприняв перед этим попытку помириться с Иосифом Пригожиным. Былую дружбу возобновить им не удалось, но продюсер никаким образом не препятствовал приезду певца в Россию.
Руссо и Согдиана
После четырехлетнего перерыва в последний день октября 2010 года в московском «Крокус Сити холле» прошел концерт Авраама, собравший полный зал. Однако дальнейший гастрольный тур по стране оказался провальным. Первой отменила концерт Тула, за ней еще несколько городов, так как была очень низкая продажа билетов.
Чтобы вновь напомнить о себе, исполнителю нужны были новые хиты и дуэты. Вторую волну популярности ему принесли сотрудничества с певицами: Иванной («Через любовь»), Радой Рай («Не сберег»), Согдианой («Нет невозможного»).
Популярные темы сообщений
- Дерево Хурма Что же такое Хурма? Что это за интересный фрукт, с интересным названием?! Хурма представляет собой фрукт, оранжевого цвета, форма его напоминает шар. Хурма относится к растениям из рода Эбеновых. Данный вид растений очень многочисленный
- Корова Корова относится к травоядным животным. В холодное время года, корову можно прокормить благодаря зерновым культурам, а также кукурузе. А вот летом, взрослое животное может съесть не меньше 45 кг травы. Если корова относится к молочной породе,
- Стороны горизонта Люди очень много лет тому назад изобрели интересное представление, как стороны горизонта. Что же это такое. Попробуем разобраться. Это главные четыре назначения, они служат для ориентирования на местности. Когда мы с вами отправляемся
Детство будущей звезды
Авраам Руссо родился в Сирии, в большом городе Алеппо. В то время его отец, французский легионер, лежал с ранением в военном госпитале «Сен-Луи». Мама будущего певца работала в той же лечебнице медсестрой. При рождении мальчик был назван Абрахамом Жановичем Ипджян. Именно такое (как свидетельствуют факты из биографии Авраама Руссо) настоящее имя третьего ребенка четы Ипджянов. Назван он был в честь библейского пророка, поскольку родители малыша были глубоко верующими людьми.
К сожалению, общение с отцом у маленького Авраама было недолгим. Едва ребенку исполнилось семь лет, Жан Ипджян умер. Молодая вдова осталась одна с тремя детьми. Жизнь наступила такая тяжелая, что женщина вскоре вынуждена была отправиться в Париж в поисках удачи. Однако долго они там не пробыли, и в силу сложившихся обстоятельств семья переезжает в Ливан.
Там и начал свое образование юный Авраам. По настоянию матери он отправился в мужской монастырь, где обрел не только духовное развитие, но и обнаружил в себе талант к пению. Выступая на разных религиозных фестивалях, он скоро стал любимцем всех слушателей.
Деятель Просвещения
Жан-Жак Руссо родился в 1712 году в Женеве в семье небогатого мастера-часовщика. С детских лет он впитал республиканские идеи своего родного города, которые подкреплялись регулярным чтением работ Плутарха, Тацита, Цицерона. Важную роль в его дальнейшей судьбе сыграл счастливый случай, когда во время своих юношеских скитаний по Швейцарии он познакомился с богатой протестанткой мадам Варан, с которой он прожил более десяти лет и которая руководила его образованием (в итоге он приехал в Париж из провинции весьма образованным человеком).
В столице он близко сошелся с будущим издателем знаменитой Энциклопедии Дени Дидро, который сыграл существенную роль в карьере молодого философа и писателя. Самая главная работа Руссо «Об общественном договоре» (1762) не была принята современниками, однако, она чрезвычайно вдохновила якобинцев; так, что перед смертью Руссо в 1778 году к нему в усадьбу Эрменонвилль приезжал Робеспьер, а перед революцией отрывки из этого сочинения на площадях перед толпами народа читали Сен-Жюст и Марат.
Специфические, порой даже скандальные высказывания и образ мыслей Руссо сознательно провоцировали и эпатировали слушателей или читателей. В этом смысле весьма характерен случай, якобы произошедший в отношениях между Руссо и философом-энциклопедистом, теоретиком сентиментализма Дидро. Считается, что именно он подсказал Руссо основную идею трактата «Рассуждения о науках и искусствах», который был написан специально для участия в конкурсе, объявленного Дижонской академией художеств.
Руссо написал оперу «Деревенский колдун» на свое либретто
Сам Дидро в этот момент находился в Венсенском замке, где отбывал трехмесячное заключение за публичный скандал с доктором Реомюром, не разрешившим философу присутствовать на операции по зрению. История заключалась в предположении Дидро о том, что на вопрос «помогают ли науки и искусства улучшить нравы людей», все однозначно ответят утвердительно, однако отрицательный ответ своей смелостью вызовет скандал и отметит оригинальность автора.
В историю вошли весьма сложные и неоднозначные отношения Руссо и другого великого французского философа-просветителя Вольтера. После издания трактата Руссо «Размышления о науках и искусствах» (1749), Вольтер язвительно заметил, что он слишком стар для того, чтобы встать на четвереньки и бежать в лес, ведомый призывами к проявлениям «естественного человека». Ф. М. Достоевский прокомментировал эту полемику в свойственном ему ироническом тоне: «Сошлись два великих человека, из которых первый называл второго «дрянным человеком», а тот отвечал, называя первого «дураком».
Основные вклады
Это способствовало появлению новых теорий и схем мышления
Руссо стал одним из главных интеллектуальных лидеров французской революции.
Его идеи заложили основу для зарождения романтического периода и открыли двери для новых философских теорий, таких как либеральная, республиканская и демократическая..
Он продвигал коммунитаризм как важное философское течение
В своих работах Руссо указал на важность жизни в обществе, указав, как это должно быть высшей моральной ценностью, которую должно достичь все гражданское общество.. Взяв за вдохновение идеальное состояние Платона в Республика, Руссо стремился порвать с индивидуализмом, который он считал одним из главных зол каждого общества
Взяв за вдохновение идеальное состояние Платона в Республика, Руссо стремился порвать с индивидуализмом, который он считал одним из главных зол каждого общества.
Определены основные принципы любой демократической системы
в Общественный договор, Руссо рассказывает, как главная цель, к которой должна стремиться каждая политическая система, — это полная реализация свободы и равенства как этических и моральных принципов, способных направлять общину.
В настоящее время эти принципы стали движущей силой любой демократической системы..
Он предложил закон в качестве основного источника порядка в обществе
Хотя римляне уже были ответственны за большие успехи в области законов, норм и права в целом, с Руссо существует необходимость в наборе норм, способных направлять общину и обеспечивать равенство каждого гражданина..
Именно благодаря Руссо свобода, равенство и собственность начинают рассматриваться как права граждан.
Установленная свобода как моральная ценность
Руссо является одним из первых мыслителей, которые говорят о гражданской свободе, утверждая, что она является главной моральной ценностью, которая должна существовать в каждом обществе..
Мыслитель подчеркивает, что находясь в общине, мужчины должны пользоваться свободой, но свобода всегда связана с законом, неспособна подорвать свободы других.
Он построил позитивное восприятие человека
Он указал, что человек по природе добр, поэтому насилие или несправедливость не являются его частью. Тем не менее, это общество развращает его.
Руссо предлагает развивать личные добродетели и подчиняться законам, чтобы иметь более справедливые общества.
Установить философию этической жизни
Руссо стремится к тому, чтобы человек полностью развил свои способности в обществе, и для достижения этого он должен отойти от потребительства и индивидуализма, посвятив себя культивированию моральных ценностей равенства и свободы..
Мужчины становятся рабами лишних потребностей и должны уходить от излишней роскоши.
Ему удается превратить Деизм в философию
Руссо теоретизирует деизм, философскую позицию, при которой допустимо верить в существование бога или нескольких богов, способных испытывать религию через разум и собственный личный опыт, а не через общие религиозные системы и существующий.
Развивайте новую педагогику
Руссо считал, что для обучения ребенка крайне важно учитывать интересы и способности ребенка, стимулировать его желание учиться и сделать образование автономным..
Определяет суверенитет как политическую концепцию
Руссо одним из первых подтвердил, что суверенитет проживает в городе непередаваемо. Это указывает на то, что суверен — это тот, кого народ избрал, определяя суверенитет как неотъемлемый, неделимый, прямой и абсолютный..
Педагогика
В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.
Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.
По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.
Книга Жана-Жака Руссо
Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.
Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.
Мыслитель Жан-Жак Руссо
По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.
В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.
Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.
Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой
Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно
На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.
Книга Жана-Жака Руссо
Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.
Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.
Биография Жан-Жака Руссо о главном
Жан — Жак родился в 1712 году в Женеве. Отец очень любил его и потому часто и подолгу проводил с ним время. Но вскорости, для Жан — Жака начались нелегкие времена. Его отдали на воспитание дяди, потому что его отец был вынужден жениться и уехать. Достигнувши 16 лет, Руссо принимает решение уехать со своего города и начать самостоятельную жизнь. Он принял католицизм и прошёл обучение в прозелитов. Сразу же Руссо приступил к работе лакея в одной зажиточной семье. Там к нему очень хорошо относились, его обучали итальянскому языку. Но он долго не задержался, и сбежал, даже не поблагодарил своих хозяев за доброту к нему. Вскорости, он начал бродяжнечествовать, но бывало, он останавливался на какое-то время и в основном жил за счет богатых дам. Так за ним стали проявляться первые признаки мизантропии. В этот период он проявлял себя как композитор, например 1751 году на придворной сцене была поставлена его оперетта «Деревенский колдун».
Часто Руссо участвовал в философических конкурсах, которые объявляла Дижонская академия. Поразительно, но его рассуждения всегда награждались премией. Не стоит упускать и тот факт, что он несмотря ни на что женился на молодой бедной девушке. Она была некрасива, груба и вульгарна. Все их 5 детей были отданы в сиротский дом.
В 1756 году он переезжает на дачу возле леса. Это было прекрасное место, полностью подходившие по психотип Жан — Жака. В 1761 году его написанный труд «Новая Элоиза» пользовалась большой популярностью. Через год вышла из печати другая его книга «Эмиль». И именно она наделала много шума и, потому Руссо был вынужден бежать со своих привычных мест. Поселился возле города Мотье. Там он часто бродил по горам, заводил новые знакомства. Но и там не все было гладко. Однажды пастор в церкви по определённым причинам прочитал против него проповедь, и жители выгнали его со своего города. Снова наступили для него времена странствования. Спал под открытым небом, одним словом жил, как продеться и единственной его радостью было рассматривание мхов и папоротников. Вольтер — французский философ, с которым Руссо был в соре, активно содействовал тому, что бы его отправить в соответствующую больницу.
В 1770 году вернувшись в Париж, он дописал на конец — то свою «Исповедь».
В 1778 году Руссо внезапно скончался. Его философия оставили след в истории, не зря Руссо называю отцом романтизма в философии.
7 класс кратко
Интересные факты и даты из жизни
Это интересно: 219,Жан Кальвин: краткая биография
Личная жизнь
Из-за отсутствия денег жениться на знатной даме у Жан-Жака не было возможности, поэтому в жены философ выбрал Терезу Левассер. Женщина трудилась служанкой в гостинице, расположенной на территории Парижа. Умом и сообразительностью Тереза не отличалась. Девушка происходила из крестьянского рода. Образование не получила — не определяла, который час. В обществе Левассер представала вульгарной.
Жан-Жак Руссо и Тереза Левассер
Тем не менее, в браке Руссо прожил до конца дней. Через 20 лет супружеской жизни вместе с Терезой мужчина отправился в церковь, где их обвенчали. У супругов родилось пятеро детей, но малышей сразу отдали в воспитательный дом. Жан-Жак объяснял этот поступок отсутствием денежных средств. Да и к тому же, по мнению философа, дети мешали заниматься Руссо тем, что он любил.
Примитивизм и влияние народного искусства на художника
Анри Руссо вошел в историю как один из самых известных представителей примитивного искусства. Примитивизм, или наивное искусство — это течение в живописи и скульптуре, берущее начало в изображениях и предметах древних культур. Зачастую примитивистами называли профессиональных художников, которые намеренно отходили от академических догм ради нового, более искреннего искусства. Также примитивистами считаются художники, не имеющие какого-либо образования в сфере живописи. Отсутствие у них навыков восполняется талантом. Главная разница между профессионалами и самоучками состоит в том, что для последних этот стиль был естественным и искренним, в то время как образованные художники сознательно стремились прийти к наивному искусству.
К своим работам Анри Руссо писал пояснительные авторские поэмы. Их часто называли «Рисованными поэмами Руссо». Эти произведения отсылают нас к традиции французского народного искусства. Подобно надписям на крестьянских произведениях, слова Анри сообщали дополнительный смысл содержанию картины.
Пример такого комментария — поэма к «Спящей цыганке»: «Бродячая цыганка, играющая на мандолине, поставив рядом свой кувшин, спит глубоким сном при поэтическом свете луны. Случайно мимо проходит лев, обнюхивает ее и не причиняет ей зла». Руссо считал «Спящую цыганку» одной из лучших своих работ и предлагал купить ее мэру своего родного города Лаваля за 2000 франков, что тогда было целым состоянием.
С народным искусством Анри впервые столкнулся в детстве. Стены дома их семьи украшали портреты отца и матери — типичные образцы крестьянского творчества. Но еще большее влияние на Руссо, вероятно, оказали картинки из Эпиналя, ставшие популярными среди жителей Лаваля в начале и середине XIX века.
Просветительство и воспитание
Взгляды философа наполнены противоречиями. Возражая против культуры и науки, Руссо всегда использовал их плоды и в воспитании индивида осознавал их незаменимость и бесспорные достоинства. Полагая, как большинство его современников, что если правители будут прислушиваться к философам, то и общество станет абсолютным. Но это не однозначное опровержение, свойственное Руссо. Педагогические суждения философа возлагают надежды на раскритикованное им просвещение. Именно оно способно сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого правители и подданные, будут всего лишь невольниками и обманщиками. Необходимо помнить, что человеческое детство – это доля воспоминаний о затерянном эдеме и пытаться как можно больше брать от природы.
Руссо оспорен по всем статьям. Но он был не столько великим философом, сколько великим мечтателем. И его мечты – о счастливом и неразлученном единстве человечества – не умирают. Это одно из обстоятельств бытия человека. Человек не способен существовать в жестоком и четком осмыслении невыполнимости его исконных желаний – к чему старался склонить его Фрейд. И настоящий мир, как мы могли сотни раз убедиться, принимает позицию Руссо. Фрейд перебарывается в концепциях нерепрессивной культуры. Сдерживание исходных инстинктов, делает из человека животное. Животные – тоже наши меньшие братья. Всевозможные поэты-битники, сексуальные экспериментаторы, хиппи и другие – это далекие последователи Жан-Жака.
Жан Жак Руссо о воспитании
Одним из действенных средств возрождения общества Руссо считал воспитание. Педагогические высказывания составляют важную часть его идейного наследства. В известном его романе «Эмиль, или О воспитании» и в других произведениях (в частности, в романе «Новая Элоиза», которым зачитывались современники писателя) Руссо доказывал, что люди от рождения обладают добрыми инстинктами, но становятся испорченными в условиях лживой цивилизации. Воспитание должно развить в человеке природные задатки и устранить с его пути всё, что может их извратить.
Глубокая вера Руссо в идеальную природу человека сделала его защитником права детей на счастливую жизнь. Он выступил с решительным протестом против феодального воспитания, основанного на насилии над ребенком, когда «возраст радостей и счастья проводится в слезах, наказаниях, в рабстве и под постоянными угрозами». В противовес этому он требовал любви к детям, предоставления им условий для свободного развития, воспитания их в естественной обстановке, поближе к природе.
Заключение
Анри Руссо умер 2 сентября 1910 г. в результате развития гангрены. Даже после смерти художника его работы продолжали вдохновлять других творцов, в том числе Пабло Пикассо, Фернана Леже, Макса Эрнста и многих сюрреалистов.
Картины Руссо рассредоточены по коллекциям музеев по всему миру. Две знаменитые работы — «Спящая цыганка» и «Сон» — находятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, другие — принадлежат Национальной галерее живописи в штате Вашингтон, Филадельфийскому Музею искусства, Эрмитажу в Санкт-Петербурге и многим другим.
Спящая цыганка, 1897, Анри Руссо Сон, 1910, Анри Руссо