Оглавление
Дигесты (Пандекты) Юстиниана
Когда было закончено это первое дело – составление Кодекса, стало на очередь другое, гораздо более трудное и сложное, а именно: сведение в один систематический сборник всех писаний юристов прошлого времени, имевших силу закона. Указом от 15 декабря 530 года назначена была комиссия из 16 человек под председательством Трибониана, который сумел выказать свою удивительную работоспособность при составлении кодекса. Огромный материал был разделен на несколько отделов, а именно: преторское право, ответы Папиниана, Ульпиана, Павла и Сцеволы и т. д. Помимо обилия материала, огромную трудность в исполнении этой задачи представляли противоречия между юристами по разным частным вопросам. При обработке материала надлежало устранить их и водворить повсюду строгое единство. В своем рескрипте к комиссии Юстиниан предоставлял ей право опускать и устранять то, что является повторением или создает противоречия, и оставлял за собой право и обязанность верховного решения спорных вопросов. Общее руководство делом было предоставлено Трибониану, по указанию которого была составлена комиссия из 16 человек.
Под одушевленным руководством Трибониана, комиссия ревностно принялась за обработку подлежащего материала. Он являлся в виде двух тысяч книг, текст которых исчислялся в три миллиона стихов. Этот огромный материал был сведен на 150 тысяч стихов (то есть, параграфов). В своем рескрипте перед началом этого дела Юстиниан заявлял, что никто до него не надеялся и не смел мечтать о возможности подобного предприятия и сам он сомневался в его осуществимости; но «воздвигнув руки к небу и призвав вечную помощь», он возымел решимость, «полагаясь на Бога, который может даровать и совершенно безнадежные вещи и приводить их к осуществлению величием своей силы». Работа шла с одушевленной поспешностью при непосредственном участии Юстиниана. В краткий срок трех лет дело было закончено, и 16-го декабря 533 года вышли в свет Дигесты или Пандекты, как они были названы по-гречески, в 50 книгах.
Внешняя политика при Юстиниане
В истории молодой империи не было другого периода, когда бы она переживала подобный расцвет. Рассматривая правление Юстиниана в Византийской империи, нельзя не сказать о бесконечных войнах и завоеваниях, которые он вел. Юстиниан был единственным византийским императором, который мечтал возродить Римскую империю в прежних границах.
Любимым военачальником Юстиниана был Велизарий. Он принимал участие во многих войнах как на востоке с персами, так и на западе – с вандалами в Северной Африке, в Испании с вестготами и в Италии с остготами. Даже меньшими силами ему удавалось добиваться побед, а наивысшим успехом считается взятие Рима
Рассматривая этот вопрос кратко, следует отметить следующие достижения ромейской армии:
- бесконечные войны на востоке с персами не позволили последним занять ближний восток;
- покорено королевство Вандалов в Северной Африке;
- южная Испания на 20 лет освобождена от вестготов;
- Италия вместе с Римом и Неаполем была возвращена под власть ромеев.
Рис. 3. Границы Византии в конце правления Юстиниана.
Из статьи по истории для 6 класса, мы узнали, что эпоха Юстиниана являлась наивысшим политическим расцветом Византии. При нем она достигла своих максимальных границ и задавала тон мировой политики. Юстиниан был великим правителем и реформатором своего времени, оставивший о себе память в культуре и искусстве.
obrazovaka.ru
Содержание :
Правление императора Юстиниана
Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана I (527—565). В это время происходит внутренняя стабилизация Византийского государства и осуществляются широкие внешние завоевания.
Юстиниан родился в Македонии в семье бедного иллирийского крестьянина. Его дядя император Юстин I (518—527), возведенный на престол солдатами, сделал Юстиниана своим соправителем. После смерти дяди Юстиниан стал властелином огромной империи.
Юстиниан получил очень противоречивую оценку современников и потомков.
Историограф Юстиниана Прокопий Кесарийский в своих официальных трудах и в «Тайной истории» создал двойственный образ императора: жестокий тиран и властный честолюбец уживался в нем с мудрым политиком и неутомимым реформатором.
Важно
Внутренняя политика Юстиниана была направлена на усиление централизации государства и укрепление экономики империи, на активизацию торговли и поиски новых торговых путей. Большим успехом византийцев было раскрытие секрета производства шелка, тайны которого веками оберегались в Китае.
Константинополь в это время стал средоточием международной торговли. В богатых городах империи наблюдался подъем ремесленного производства, совершенствовалась строительная техника.
Это дало возможность Юстиниану воздвигать в городах дворцы и храмы, строить мощные оборонительные сооружения в пограничных районах.
Юстиниан покровительствовал росту крупного церковного землевладения и в то же время поддерживал средние слои землевладельцев. Он проводил, хотя и непоследовательно, политику ограничения власти крупных землевладельцев, и в первую очередь старой сенаторской аристократии.
В правление Юстиниана была проведена реформа римского права.
Коренные изменения социально-экономических отношений требовали переработки старых правовых норм, препятствовавших дальнейшему прогрессу византийского общества. В короткий срок (с 528 по 534 г.
) комиссией была проведена работа по пересмотру всего наследия римской юриспруденции и создан «Свод гражданского права».
В законодательстве, как и во всей общественной жизни Византии этого времени, определяющей была борьба старого рабовладельческого мира с нарождающимся феодальным. При сохранении в Византии в VI в. основ рабовладельческого строя фундаментом «Свода гражданского права» могло быть лишь римское право. Отсюда и консерватизм законодательства Юстиниана.
Но вместе с тем в нем отразились и прогрессивные изменения в общественной жизни. Центральными среди социально-политических идей законодательства Юстиниана становятся идея неограниченной власти государя и идея союза государства с христианской церковью.
В законодательстве Юстиниана поощрялось предоставление рабам пекулия, облегчался отпуск рабов на волю, получил четкое юридическое оформление институт колоната.
Совет
Сохранение в Византии в IV—VI вв. крупных городских центров, развитых ремесел и торговли требовало строгой регламентации и охраны права частной собственности.
Поэтому в законодательстве Юстиниана видное место отводится регулированию торговых, кредитных операций, аренды, наследования и т. п.
В сфере частноправовых отношений были отменены старые, уже изжившие себя формы собственности и вводилось юридическое понятие единой полной частной собственности — основы всего гражданского права.
Обоснование, регламентирование и защита права частной собственности обусловили живучесть основных положений «Свода гражданского права» Юстиниана, которые сохранили свое значение в течение средневековья, а впоследствии были использованы в буржуазном обществе.
Теория Симфонии св. Юстиниана
Флавий Петр Савватий Юстиниан — так звали последнего римского императора и первого василевса на византийском престоле.
Фактически Юстиниан управлял Империей еще при жизни своего дяди — Юстина I, начальника дворцовой стражи, оказавшегося на троне в 518 году. Родиной Юстиниана I был небольшой городок недалеко от Скопье.
По происхождению он был славянином, но романизованным, поскольку его родным языком был латинский1.
Дядя будущего императора, Юстин I, хотя сам и не был образованным (подписи на официальных документах он ставил с помощью специальной золотой таблички, где были выбиты буквы его имени), однако дал своему племяннику блестящее для того времени образование.
Обратите внимание
К старым элементам воспитания присоединились знакомство со СвященнымПисанием и творениями богословов. Таким образом, по словам византолога Ю. А.
Кулаковского, Юстиниан был на высоте проблем и задач своего времени и являлся направителем государственной политики еще при своем старом дяде2.
После смерти императора Юстина I началось почти сорокалетнее (527-565 гг.) единоличное правление Юстиниана. При вступлении его на престол один из современников, диакон храма св.
Софии Агапит, поднес ему изложение идеала верховной власти в форме изящно высказанных определений обязанностей императора и его высокого положения. Вот как приводит эти определения Ю. А.
Таков был взгляд на величие царской власти у современников великого императора. Безусловно, что эти взгляды разделял и сам Юстиниан, впитавший римскую имперскую ментальность.
Однако, как было сказано выше, Юстиниан стал первым василевсом на византийском троне, его эпоха — это начало в собственном смысле византийского исторического периода, когда империя мыслила себя государством христианским, а ее христианский император, по словам А. В.
Карташева — уже не епископом только внешних дел церкви (как это было при Константине Великом), но и внутренних4.
Творчество
Юстиниан I изображен на мозаике в церкви Сан-Витале, Равенна, Италия.
Вскоре после того, как Юстиниан стал императором в 527 году, он решил, что правовая система империи нуждается в ремонте. Существовали три кодекса имперских законов и других индивидуальных законов, многие из которых противоречили друг другу или были устаревшими. Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана были неофициальные сборники. (Термин «Кодекс» относится к физическому аспекту произведений, находящихся в книжной форме, а не на свитках папируса. Переход к Кодексу произошел около 300 г. н.э.) Кодекс Феодосия был официальной компиляцией, заказанной Феодосием II . В феврале 528 года Юстиниан обнародовал Constitutio Hac quae needario , в соответствии с которым была создана комиссия из десяти человек для обзора этих более ранних компиляций, а также отдельных законов, устранения всего ненужного или устаревшего, внесения изменений по своему усмотрению и создания единой компиляции. действующих имперских законов. Комиссия во главе с префекта претория , Джон Каппадокии , а также включены Трибониан , который был позже возглавить другие проекты Corpus Juris Цивилис.
Комиссия завершила свою работу за 14 месяцев, и в апреле 529 г. сборник был обнародован Конституцией Summa . Однако этот сборник не устранил все конфликты, которые возникли на протяжении многих лет в римской юриспруденции, и конституции в Кодексе должны были использоваться наряду с противоречивыми мнениями древних юристов. «Цитирования указанных конституций Нашего Кодекса с учетом мнений древних толкователей закона будет достаточно для рассмотрения всех случаев». Юстиниан попытался согласовать эти противоречивые мнения, издав свои «Пятьдесят решений» и приняв дополнительные новые законы. Это означало, что его Кодекс больше не отражал последний имперский закон. Таким образом, Юстиниан приказал создать новый сборник вместо первого, и этот Кодекс был опубликован в 534 году. Никаких экземпляров первого издания Кодекса не сохранилось; остался только фрагмент указателя содержания египетского папируса. Это второе издание Кодекса, известное как Codex Repetitae Praelectionis , было опубликовано 16 ноября 534 г. и вступило в силу 30 декабря. Кодекс состоит из двенадцати книг: книга 1 касается церковного права, источников права и обязанностей высших должностных лиц. офисы; книги 2–8 охватывают частное право; книга 9 посвящена преступлениям; а книги 10–12 содержат административное право. Структура Кодекса основана на древних классификациях, изложенных в edictum perpetuum (вечный указ), как и в Дайджесте.
Работы по кодификации: хронология развития событий
События по кодификации Юстиниана развивались следующим образом.
- Февраль 528 года – создание комиссии, состоящей из 10 представителей юридического цеха, в числе которых находился квестор священного дворца Трибониан.
- Апрель 529 года – опубликование Кодекса Юстиниана, вобравшего в себя конституции императоров с I по VI века включительно.
- Декабрь 530 года – создание комиссии из 15 членов под председательством того же Трибониана, с участием таких видных юридических авторитетов как профессора академии Константинополя и Беритской – Теофил, Кратин, Дорофей, Анатолий и 11 адвокатов.
- Декабрь 533 года — создание «Дигестов» (от латинского «систематизированное», «собранное») – объемного систематизированного сборника, представляющего собой выдержки из трудов юристов. Он вошел в Свод гражданского права как важнейшая его часть. У него имеется и второе название – «Пандекты», что значит «всеобъемлющий», «всеохватывающий».
- Декабрь 533 – подготовка Трибонианом, Дорофеем и Теофилом по указанию Юстиниана Институций – учебника, в который вошли основные положения римского права, ему была придана сила закона.
- Ноябрь 534 года – переработка и обновление Кодекса институций императоров. Его первоначальная редакция до наших дней не дошла, вторая пережила века под названием Codex Repetitae Praelactionis и также, как два предыдущих документа, явилась частью кодификации Юстиниана.
«Кодекс» и «Новеллы»
«Кодекс» является сборником конституций императоров, состоящим из 12 книг и 765 титулов. В него включено огромное число законов – 4 тысячи 600 конституций, касающихся области гражданских прав и судебной деятельности, начиная с 117 года. Они представляли собой нормативные акты, среди которых одним из доминирующих был эдикт. Его аналогом в российском понимании является указ, а также его можно сравнить с декретом.
«Новеллы», которые, как уже сказано, были изданы после кончины императора, сохранились в виде трех сборников. В них входило гораздо меньшее число конституций. Первый, относящийся к 566 году, включал 122 акта, два следующих, датированных VI – VII веками, 134 и 168 соответственно.
«Кодекс» и «Новеллы»
«Кодекс» является сборником конституций императоров, состоящим из 12 книг и 765 титулов. В него включено огромное число законов – 4 тысячи 600 конституций, касающихся области гражданских прав и судебной деятельности, начиная с 117 года. Они представляли собой нормативные акты, среди которых одним из доминирующих был эдикт. Его аналогом в российском понимании является указ, а также его можно сравнить с декретом.
«Новеллы», которые, как уже сказано, были изданы после кончины императора, сохранились в виде трех сборников. В них входило гораздо меньшее число конституций. Первый, относящийся к 566 году, включал 122 акта, два следующих, датированных VI – VII веками, 134 и 168 соответственно.
Значение кодификации Юстиниана
Значение деятельности Юстиниана относительно систематизации римских законов трудно переоценить. Это было историческое событие, имеющее огромное значение для всего цивилизованного мира, которое оставило имя этого императора в веках. Современные ученые-цивилисты считают этот труд самым крупным кодификационным трудом времен Античности, если не сказать больше.
Возможно, это основной труд подобного рода во всей истории человечества, если брать во внимание материал, который он содержит, а также то влияние, которое было оказано им на развитие права в дальнейшем. Некоторые ученые, предметом интересов которых является римское право, рассматривают «Свод» как Библию юриста
Сам император Юстиниан относился к своей кодификации как к «храму римской юстиции». По сути, «Свод» явился тем фундаментальным образованием, на котором было построено здание современной юриспруденции как науки
Некоторые ученые, предметом интересов которых является римское право, рассматривают «Свод» как Библию юриста. Сам император Юстиниан относился к своей кодификации как к «храму римской юстиции». По сути, «Свод» явился тем фундаментальным образованием, на котором было построено здание современной юриспруденции как науки.
«Дигесты»
Как уже было сказано, «Дигесты» состояли из отрывков работ самых значительных юристов-классиков. Это основная и самая обширная область из кодификации императора Юстиниана. Документ насчитывает 9 тысяч 200 выдержек из 2 тысяч произведений 39 авторов, живших с I по V век новой эры. В «Дигесты» входило целых 50 томов, разделенных на титулы и фрагменты. При их составлении членам комиссии было дано разрешение изменять тексты с целью устранения противоречий, достижения в соответствии с новыми, современными реалиями.
Как и другие части «Свода», «Дигесты» имели статус закона. Император Юстиниан наложил запрет на действия по написанию к ним каких-либо комментариев. Он лишь позволил делать из них выдержки для перевода на греческий. По словам современных правоведов, «Пандекты» по своему содержанию носят энциклопедический характер, но при этом имеют четкие правовые приоритеты.
Новеллы Юстиниана в наше время
К современным ученым новеллы Юстиниана дошли в сборниках их приватных коллекций букинистов. Один из таких сборников был издан в 556 году и содержит 124 новеллы, расположенные в хронологическом порядке. Самая древняя новелла датируется 535 годом, а позднейшая из всего собрания относится к 555 году. Данный сборник носит название Juliani epitome Novellarum. Ранее был известен и другой сборник, содержащий 134 новеллы, но в настоящее время он не доступен для широкого изучения. Император Тиберий11, который стал преемником Юстиниана, выпустил полное собрание новелл, собранных за период с 578 по 582 год. Оно содержит 168 новелл, включающие в себя и уже известные новеллы Юстиниана, и новые. Данное собрание дошло до современных исследователей в венецианской рукописи, датируемой концом 12 века. Часть его повторяется в рукописи флорентийского летописца, который переписал новеллы двумя столетиями позже. Кроме этого, известен ряд новелл Юстиниана из приватных собраний, посвященных церковному праву.
Все части нового Кодекса, по идее Юстиниана, должны были составлять одно целое, хотя общее название для них придумано не было. Значение кодификации Юстиниана было раскрыто лишь в Средневековье, когда интерес к римскому правовому наследию возрос. Тогда изучение римского права стало обязательной дисциплиной для будущих юристов, и было придумано общее название для всего юстиниановского свода. Он стал называться Corpus Juris Civilis. Под таким именем кодификации Юстиниана известны и в наше время.
fb.ru
Наследие
Величайшие дары Божие человеку, дарованные Вышним человеколюбием – священство и царство: одно служит вещам Божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих; и то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь… Если то (священство) будет во всем безупречно и причастно дерзновения к Богу, а это (царство) будет правильно упорядочивать врученное ему общество, то будет благая некая симфония…
Цитаты
- Об одном умоляем мы святую и славную Деву Марию, чтобы по ходатайству ее удостоил Господь меня, своего последнего раба, воссоединить с Римской империей все, что от нее отторгнуто и довести до конца высочайший долг наш. (по поводу Африканского похода)
- Справедливо лишать земных благ того, кто неправильно поклоняется Богу.
- Язычников не должно быть на земле!
- Если какой-либо вопрос покажется сомнительным, пусть о нем доложат императору, дабы он разрешил таковой своей самодержавной властью, которой одной принадлежит право истолкования Закона.
- Бог подчинил императору самые законы, посылая его людям как одушевленный Закон.
- Первая обязанность подданных и лучшее для них средство благодарения императору – уплачивать с безусловным самоотвержением общественные подати полностью.
Явление Богородицы св. царю Юстиниану. Мозаика, Сейднайский Богородице-Рождественский монастырь |
Особенности формирования и развития империи
Если отправиться в дальний путь по исторической карте из Западной Европы на Восток, то можно добраться до Византийской империи.
Возникновение Византии
Ее название происходит от старинного города Византий, основанного еще в VII веке до н.э. в проливе Босфор. Благодаря особенностям развития, Византия смогла удержать свою целостность свыше тысячи лет.
По географическому положению Византия- евразийское государство, включающее в себя европейские и азиатские земли. Такое расположение отразилось на населении страны. Здесь жили представители разных народов, говорящие на разных языках, исповедовавшие свои религии, почитающие свои обычаи. Однако большая часть византийцев — это греки, и иностранцы часто так называли всех жителей империи. Государственным был и греческий язык.
Основные занятия византийцев
- Земледелие Византии.
В равнинных районах, вдоль рек и на морском побережье выращивали виноградники и оливки, сеяли разнообразные злаковые культуры.
- Разведение скота.
В горах и на плоскогорьях успешно развивалось скотоводство.
- Добыча полезных ископаемых.
Жители империи освоили добычу золота, серебра, олова, меди, железа.
- Торговля Византии.
Благодаря удачному географическому положению, через территорию государства пролегали первостепенные торговые пути того времени:
- из североафриканских и аравийских земель на территорию Европы;
- путь, соединяющий Черное и Средиземное моря;
- Великий шелковый путь.
- Византийское ремесло.
Работы византийских ремесленников славились по всему миру, а разнообразие их деятельности было удивительно. Наиболее известны:
- оружейники;
- обработчики золота и серебра;
- портные;
- резчики изделий из кости;
- сапожники;
- ткачи тканей из шелка.
Резьба по кости
Образец византийской шелковой ткани
Со временем представители одной ремесленной направленности стали объединяться.Так появились объединения ремесленников.
Освоение торгового мастерства и процветание ремесел благоприятствовало росту количества городских жителей. Империю стали называть «страной городов». Самые известные и крупнейшие города Византии той эпохи:
- Константинополь;
- Александрия;
- Антиохия;
- Эфес;
- Никея.
Столица Византии — Константинополь
ВЫВОД:удачное географическое расположение столицы, евразийская направленность империи, ценные ремесла и многочисленные города, процветание занятий скотоводством и земледелием, пересечение главных торговых дорог позволили Византии не только обезопасить свои земли от варваров, но и расширить границы и укрепить свое влияние.
Кодификация Юстиниана
Кодификация – от латинского «codex»,т. е. «книга, листы которой скреплены и разрезаны у корешка». Кодификация Юстиниана была проведена виднейшими юристами (под руководством Трибониана) в 528–534 гг. по указанию этого знаменитого византийского императора. В 529 г. была составлена первая редакция Кодекса Юстиниана, представлявшая собой систематизированное собрание императорских указов от II в. до самого Юстиниана.
В 534 г. была выпущена вторая редакция Кодекса Юстиниана, дополненная новыми указами (конституциями) Юстиниана. Составители этого Кодекса не только систематизировали акты римских императоров (конституции), но и значительно корректировали их.
Кроме законов при Юстиниане систематизации подверглась также римская юридическая доктрина (т. е. суждения виднейших римских юристов). В 553 г. были выпущены Дигесты (по-гречески Пандекты т. е. «всеобъемлющие»), самая значительная часть кодификации Юстиниана. В Дигесты вошло более 9000 фрагментов из трудов знаменитых римских юристов. Юстиниан запретил толкование Дигестов.
Также в 533 г. были опубликованы Институции («элементы») Юстиниана – популярный учебник по римскому праву, состоящий из четырех частей, посвященных соответственно лицам, вещам, обязательствам, искам. Институции Юстиниана во многом опирались на Институции, составленные во II в. римским юристом Гаем. Юстиниан говорил, что Институции созданы для «образования юношества».
Кодекс, Дигесты и Институции Юстиниана обобщили знания, накопленные к VI в. по римскому праву. Помимо этого были также составлены Новеллы – сборник конституций Юстиниана, изданных после кодификации. Однако Новеллы Юстиниана отобразили преимущественно византийское (а не римское) право. Все вышеуказанные акты были в XII в. объединены в Corpus juris civilis.
Институции Юстиниана
До издания Дигест около месяца раньше того, 21 ноября, издано было краткое руководство римского права, в четырех книгах получившее название Институций. Составление этого руководства было делом Трибониана в сотрудничестве с профессорами Феофилом и Дорофеем. О мотивах его составления Юстиниан говорил так: «Усмотрев, что непривычные люди и те, кто, стоя в преддвериях законов, спешат войти в тайны законов, не в силах снести такую громаду мудрости, мы нашли, что необходимо дать предварительное образование, чтобы, войдя во вкус и как бы напитавшись начатками всего, они могли проникнуть в глубины тайника и принять не мигающими глазами прекрасную форму законов».
Реформаторская деятельность Юстиниана
Юстиниан – так звали императора, при котором Византия достигла наивысшего могущества.
Юстиниан
Биография этого человека отличается от большинства других историй правителей того времени. Он родом из небольшой деревушки, сын обычного крестьянина. В подростковом возрасте отправился для проживания в столицу Византии к родному дяде. Дядя Юстин служил при дворе короля придворным, имеющим определенное влияние. Благодаря положению своего родственника, Юстиниан получил достойное образование и освоил мастерство придворного. В весьма зрелом возрасте Юстин занял императорский трон, а племянника он назначил своим помощником.
Юстиниан обладал высокой энергичностью, активностью, светлым умом. Он производил впечатление открытого и любезного человека. С другой стороны, многие современники отмечали деспотичные и тиранические черты его характера. Византийский историк Прокопий утверждал, что он мог тихим и спокойным голосом отдавать приказы о жесточайших расправах. В сложных ситуациях, где требовалась решительность и смелость, он мог проявлять трусость и слабоволие. Юстиниан легко верил любым доносам и отдавал приказы о наказаниях, так как очень опасался покушений и заговоров.
Весьма романтична история любви Юстиниана и Феодоры. Он женился на ней вопреки общественному мнению, несмотря на то, что она была дочерью циркового сторожа и не имела знатного происхождения. Феодора была очень красива, умна, остроумна и талантлива.
Феодора
Свой титул император Юстиниан принял в 527 году, находясь в 45-летнем возрасте. Основной целью для него была идея воссоздания объединенной Римской империи. Его главное политическое правило — единое государство,закон и религия. На основе этих утверждений строилось правление Юстиниана и его реформаторская деятельность.
Главные реформы Юстиниана
- Правовая реформа.
Составлен «Свод гражданского права», в который вошли законы императоров с объяснениями лучших юристов и законы самого Юстиниана. В основу этого документа и всей византийской правовой системы легло римское право – наиболее развитая система правосудия в Древнем мире. В «Своде гражданского права» Юстиниана впервые были представлены конкретные определения правовых норм и понятий, которые применяются и в настоящее время, спустя полтора тысячелетия со дня его создания.
- Развитие дипломатии.
ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!
Дипломатия – искусство построения взаимоотношений с иностранными государствами.
Главный принцип дипломатии Юстиниана — «разделяй и властвуй».Суть этого принципа состояла в том, что он заключал союзы с одними государствами для вражды с другими, а затем менял союзников. Так же, он был уверен, что внося распри среди врагов, легче одержать победу над ними.
- Стремление к единству вероисповедания.
Для достижения внутригосударственной стабильности Юстиниан хотел установить единую христианскую религию на всей территории империи. Он закрыл известную Афинскую академию, основанную Платоном — древнегреческим философом, как место собраний философов-язычников.
Для решения важных церковных вопросов был организован Вселенский собор – съезд высшего христианского духовенства.
Для того, чтобы укрепить поддержку церкви Юстиниан преподносил ей драгоценные подарки,жаловал земли, строил храмы и соборы.
- Масштабное строительство.
Учитывая обширную территорию и продолжительные границы государства император Юстиниан в большом количестве возводил крепостные сооружения для отражения врага. К крепостям и гарнизонам прокладывались дорожные пути. Пострадавшие от нападений города восстанавливались, строились водопроводы, ипподромы, театры. Был возведен главный храм всего восточнохристианского мира – храм Святой Софии.
Итогом реформ правления Юстиниана стали очевидные успехи, но наряду с ними возникали и недовольства. Жители были возмущены высокими налогами, преследованиями за язычество, высокими ценами, притеснением властей. В 532 году жители Константинополя подняли восстание «Ника!», что означает «Побеждай!» Из-за восстания в городе начались многочисленные пожары, в результате которых погибло много людей и пострадали памятники архитектуры. Юстиниан, испугавшись восстания, хотел броситься в бегство, но мудрая Феодора его остановила. Помог подавить восстание Велисарий – византийский полководец.
ВЫВОД: император Юстиниан укрепил Византийскую империю, ему удалось сохранить традиции античного и восточного мира.
Юстиниан и Феодора
Супруга, которую выбрал Юстиниан, не слишком-то соответствовала его образу православного государя. Феодора была дочерью служителя цирка в Константинополе, сама с малолетства ухаживала за животными, а затем, по рассказам того же Прокопия Кесарийского, стала актрисой и гетерой: «»Но как только она подросла и созрела, она пристроилась при сцене и тотчас стала гетерой из тех, что в древности называли «пехотой». Ибо она не была ни флейтисткой, ни арфисткой, она даже не научилась пляске, но лишь продавала свою юную красоту, служа своему ремеслу всеми частями своего тела». В общем, вела крайне недостойный для будущей императрицы образ жизни.
Однако стоит учитывать и то, что Прокопий, настроенный против Юстиниана, мог намеренно дискредитировать супругу монарха, несколько преувеличивая ее «достижения». Не сохранилось каких-либо подтверждений или опровержений тезисов византийского писателя, однако даже в житиях Феодоры — после смерти она была признана святой, как и ее муж — сказано, что императрица была раскаявшейся грешницей.
Императрица Феодора. (pinterest.com)
Неизвестно, при каких обстоятельствах состоялось знакомства Юстиниана и Феодоры, но император так увлекся обаятельной особой, что даже внес коррективы в закон, запрещающий знатным лицам жениться на актрисах и их дочерях. Отныне это правило можно было обойти, если женщина прощалась с недостойным ремеслом. Именно так и поступила Феодора.
Современники отмечали, что Феодора была не просто женой императора, но и его правой рукой. Она встречалась с послами, вела дипломатическую переписку, без труда могла повлиять на решения Юстиниана.
Значение кодификации Юстиниана
Значение деятельности Юстиниана относительно систематизации римских законов трудно переоценить. Это было историческое событие, имеющее огромное значение для всего цивилизованного мира, которое оставило имя этого императора в веках. Современные ученые-цивилисты считают этот труд самым крупным кодификационным трудом времен Античности, если не сказать больше.
Возможно, это основной труд подобного рода во всей истории человечества, если брать во внимание материал, который он содержит, а также то влияние, которое было оказано им на развитие права в дальнейшем. Некоторые ученые, предметом интересов которых является римское право, рассматривают «Свод» как Библию юриста
Сам император Юстиниан относился к своей кодификации как к «храму римской юстиции». По сути, «Свод» явился тем фундаментальным образованием, на котором было построено здание современной юриспруденции как науки
Некоторые ученые, предметом интересов которых является римское право, рассматривают «Свод» как Библию юриста. Сам император Юстиниан относился к своей кодификации как к «храму римской юстиции». По сути, «Свод» явился тем фундаментальным образованием, на котором было построено здание современной юриспруденции как науки.
Повторное открытие
Выдержка из рукописи «Кодекс Юстиниана I-IX». Средневековая копия знаменитого Кодекса Юстиниана. Копирование Франциском Аккурсием в 13 веке. Хранится в библиотеке Гентского университета .
На Западе Кодекс Юстиниана был в значительной степени утерян или во многих местах никогда не существовал из-за ограниченной западной протяженности византийских территорий. Известная сегодня латинская версия была тщательно восстановлена на протяжении многих веков. Единственная известная рукопись, которая когда-то содержала весь Латинский кодекс, — это веронский палимпсест VI или VII века; это теперь только фрагменты. В своем доме в Византийской империи кодекс был переведен на греческий, который стал основным языком, и адаптирован в IX веке как Basilika . Похоже, что латинский кодекс был сокращен в средние века до «Кодекса-воплощения» с удаленными надписями и множеством других изменений. Когда-то в 8 или 9 веке последние три книги Кодекса были отделены от других, и многие другие законы из первых девяти книг, в том числе все написанные на греческом языке, были исключены. Практически полные версии Кодекса Юстиниана были восстановлены примерно в конце XII века, а гуманисты XVI века добавили законы, первоначально изданные на греческом языке. Пол Крюгер создал современную стандартную версию Кодекса в 1877 году.
Молитвословия
Тропарь, глас 3
Красоту́ возжеле́в сла́вы Бо́жия,/ в земне́й [жи́зни] Тому́ благоугоди́л еси́/ и, поруче́нный ти́ тала́нт до́бре возде́лав, усугу́бил еси́,/ о не́мже и подвиза́вся пра́ведно./ Отону́дуже и мзду́ дея́ний твои́х,/ я́ко пра́ведник, прия́л еси́ от Христа́ Бо́га:// Его́же моли́ спасти́ся пою́щим тя́, Юстиниа́не.
Кондак, глас 8
Возбра́нника благоче́стия всеизря́дна/ и побо́рника о и́стине непосты́дна,/ че́стне и по до́лгу восхваля́ют тя́ лю́дие, Богому́дре,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,/ тебе́ сла́вящим смире́ние испроси́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Юстиниа́не приснопа́мятне.
Итоги деятельности юристов
После выхода вышеназванного кодекса в период с 535 по 556 год включительно Юстинианом был издан ряд законов, объединенных в неофициальное собрание. Уже после его смерти оно было опубликовано под названием «Новеллы».
Таким образом, собственно, сама кодификация Юстиниана была осуществлена с апреля 529 по ноябрь 534 года и вмещала в себя:
- «Кодекс» – сборник конституций, принятых императорами.
- «Дигесты» («Пандекты») – обширную консолидацию извлечений из трудов авторитетных классических юристов.
- «Институции» – учебник права, имеющий силу закона.
В период Средневековья все указанные документы кодификации Юстиниана были объединены с новеллами в один сборник, который именовался Corpus Yuris Civilis, что означает «Свод цивильного (гражданского) права». Его впервые издал и дал ему именно это название в XVI веке юрист из Франции Дени Готофред. За образцы им были взяты не подлинные тексты, которые к тому времени не сохранились, а копии, сделанные на латыни и греческом с VI по XI век.