Что скрывает кодекс хаммурапи?

Оглавление

Законы Хаммурапи : краткое содержание

Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:

  • Полноправные жители – авилум.
  • Неполноправные жители – мушкенум.

У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав.

Законы Хаммурапи о рабах  определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать  внимательно, то становится ясно, что раб — движимое имущество.

Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.

Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому  законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью  недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.

После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.

Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования. Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить. Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.

Не менее интересны законы Хаммурапи касательно семейного права. Здесь господствовало патриархальное устройство семьи. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).

В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде. После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Но, тем не менее, если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка. Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.

Предыстория

В III тыс. до н.э. в Двуречье (Месопотамии) возникают первые города-государства (см. урок «Древнее Двуречье»). В начале II тыс. до н.э. государства Двуречья вели друг с другом изнурительные войны. В результате этих войн наиболее сильным и могущественным царством становится Вавилон (от шумер. «врата бога»). Расцвет Вавилонского царства приходится на период правления царя Хаммурапи в XVIII в. до н.э.

[править] Литература

  • Bryant, Tamera (2005). The Life & Times of Hammurabi. Bear: Mitchell Lane Publishers. ISBN 978-1-58415-338-2.
  • Mieroop, Marc (2004). King Hammurabi of Babylon: a Biography. Cambridge: Blackwell Publishers. ISBN 978-1-4051-2660-1.
  • Hammurabi, King; C. H. W. Johns (Translator) (2000). The Oldest Code of Laws in the World. City: Lawbook Exchange Ltd. ISBN 978-1-58477-061-9.
  • Falkenstein, A. (1956–1957). Die neusumerischen Gerichtsurkunden I–III. München.
  • Elsen-Novák, G. / Novák, M.: Der ‘König der Gerechtigkeit’. Zur Ikonologie und Teleologie des ‘Codex’ Hammurapi. In: Baghdader Mitteilungen 37 (2006), pp. 131–156.
  • Julius Oppert and Joachim Menant (1877). Documents juridiques de l’Assyrie et de la Chaldee. París.
  • Thomas, D. Winton, ed. (1958). Documents from Old Testament Times. London and New York.

Общая характеристика законов Хаммурапи

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Законы Хаммурапи

Хаммурапи больше всего известен тем, что создал свод законов, которые подданные должны были неукоснительно выполнять. Отобразили их неизвестные мастера на стеле, выполненной из чёрного диорита. Обнаружили её французские археологи в самом начале 1902 года, когда проводили археологические раскопки в городе Сузы. Законы представляют собой нанесённую на камень клинопись на акадском языке.

Специалисты весь свод законов делят на 282 параграфа. Они контролируют семейные отношения, различные формы собственности, регулируют наказания за уголовные преступления. Следует заметить, что все законы тщательно продуманы и являются полноценными законодательными актами. Это настоящая правовая система, которая легла в основу правовой культуры Древнего Востока. Её превзошла впоследствии лишь правовая система Древнего Рима.


Стела с законами Хаммурапи. Находится в Лувре (Париж)

Сама стела с законами – это монумент конусообразной формы с венчающим её барельефом. Общая высота составляет 2,25 м, а вес равен 4 тоннам. Длина окружности в основании равна 1,9 м. Предполагается, что законы были окончательно разработаны мудрым царём в конце его правления. Это 37-40 годы. Они были увековечены на стеле, которую поставили в Вавилоне в храме бока Мардука. Затем сделали несколько копий, которые установили в разных городах Вавилонского царства.

Найденная стела может быть как копией, так и оригиналом, вывезенным из Вавилона правителем Элама Шутрук-Наххунте I. Тот примерно в 1155 году до н. э. захватил Вавилон и разграбил его. По его приказу статую бока Мардука и стелу с выбитыми на ней законами увезли в Сузы в качестве трофеев. В то время это было распространённым явлением. Французские археологи и обнаружили эти трофеи в развалинах древнего Акрополя.

Сам текст занимает всю лицевую и оборотную сторону стелы. Это ряды столбцов на аккадском языке, которые читаются сверху вниз. Каждый столбец состоит из строк. На сегодняшний день их насчитывается 3638. Из них порядка 700 строк отведены для пролога и эпилога. Все остальные строки представляют собой нормативно-правовые акты.


Фрагмент клинописи на стеле

Текст расположен так, что его невозможно прочесть при естественном положении глаз и головы. То есть стела являлась всего лишь символом мудрости царя, его заявлением о вступлении в силу нового законодательства. Сами же законы для повседневного использования, как предполагают специалисты, были нанесены на глиняные таблички.

Законы Хаммурапи наполнены здравым смыслом и неразрывно связаны с жизненными реалиями. Те, которые касаются уголовных наказаний, жестокие по современным понятиям. Но в то время они, видимо, находили понимание у людей. В целом же надо отметить, что жившие в ту далёкую эпоху народы отличались умом, проницательностью и старались не нарушать общепринятые нормы и правила. Это вполне понятно, так как соблюдая законы, жить гораздо легче и удобнее, чем существовать в мире беззакония и произвола.

Евгений Серов

Профессии в Законах Хаммурапи

Работа по найму была, видимо, распространена довольно широко, наемниками могли быть и свободные люди, и рабы. Законы Хаммурапи подробно регулируют тарифы заработной платы для очень многих видов труда, от самого квалифицированного (врач, ветеринар, строитель, корабельщик) до труда ремесленника (кирпичник, кузнец, плотник, сапожник, ткач и т.п.), а также и неквалифицированных видов труда (§ 215 – 224, 253 – 274). Работников нанимали, как правило, на короткий срок – на время сева или особенно жатвы – либо поденно на время, необходимое для выполнения конкретной работы. Поэтому и тарифы наемной платы в основном поденные. Наемник несет материальную и «уголовную» ответственность за причинение хозяину убытков. Плата наемному работнику была рассчитана на возможность прокорма им семьи в течение периода найма.

Другие копии

Стела Хаммурапи на Американский музей естественной истории, Нью-Йорк.

Версия кода на Стамбульские археологические музеи.

На обожженных глиняных табличках были найдены различные копии отрывков Кодекса Хаммурапи, некоторые из которых, возможно, старше знаменитой базальтовой стелы, которая сейчас находится в Лувре. Пролог Кодекса Хаммурапи (первые 305 начертанных квадратов на стеле) находится на такой табличке, также в Лувре (Инв. №AO 10237). Некоторые пробелы в списке благ, дарованных городам, недавно аннексированным Хаммурапи, могут означать, что он старше знаменитой стелы (в настоящее время датируемой началом 18 века до нашей эры). Точно так же Музей Древнего Востока, входящий в Стамбульские археологические музеитакже есть глиняная табличка «Кодекс Хаммурапи», датированная 1790 годом до нашей эры (в комнате 5, инв. № Ni 2358).

В июле 2010 года археологи сообщили, что фрагмент аккадской клинописи был обнаружен в Тель Хацор, Израиль, содержащий c.Текст 1700 г. до н.э., который, как говорят, частично параллелен частям кода Хаммурапи. Фрагменты кодекса закона Hazor в настоящее время готовятся к публикации командой из Еврейский университет Иерусалима.

Законы Хаммурапи: система и принципы

Именно стремлению зафиксировать различные нововведения в правление царя Хаммурапи и обязаны своим появлением Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Свод судебных правил был записан в самом конце царствования знаменитого правителя – около 1750 г. до н. э. – и должен был сохранить на будущее плоды судебно-реформаторской и административной деятельности царя.

Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного права (так, законы даже не упоминают о наказании за простое убийство, за обычную кражу, за посягательство на религиозные обряды) и в сфере действия традиционных судов. Новыми же законами следовало руководствоваться царским судьям в решении тех дел, которые не регулировались обычны правом, и в тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.

Свод Хаммурапи составлялся обдуманно и по своеобразной системе. Условно его подразделяют на 282 статьи, которые можно объединить в несколько тематических разделов. Начинает текст законов особое Введение (в значительной степени повторяющее Введение из Законов Липит-Иштара). В нем Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку своей власти богов, и подчеркивает цели своих нововведений: «Дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого… доставлять стране благополучие». 1-й раздел (ст. 1-5) заключал общие правила об отправлении правосудия; 2-й раздел (ст. 6-25) – правила охраны собственности царя, храмов, общин; 3-й раздел (ст. 26-41) посвящался охране имуществ, полученных от царя за службу; 4-й раздел (ст. 42-67/71) операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних; 5-й раздел (ст. 78/88-126) – торговым делам и неправомерным действиям, связанным с торговлей; 6-й раздел (ст. 127-195) – семейному праву; 7-й раздел (ст. 196-214) охватывал правила о наказаниях за телесные повреждения; 8-й раздел (ст. 215-282) – правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях.

Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципу бытовой ассоциативности (в системе Законов еще не было особых юридических приемов). Так, после статей, посвященных отношениям отца с усыновленным и возможных пренебрежениях взаимным долгом, шла статья о наказании сына за избиение отца, завершавшая раздел о семейном праве; а первая статья следующего раздела – 196-я – вообще начинала перечень возможных повреждений в результате избиения одного человека другим. Статьи описывали исключительно конкретные случаи и тем самым давали законченные наставления судье: если выяснятся такие-то обстоятельства и не будет тех-то условий, то вынеси такое-то решение (почти каждая статья и начиналась с «Если…»). Такое построение правовых норм характерно для всего древнего права, не стремившегося к излишним и не полезным для тогдашней практики обобщениям; оно получило название казусного (от латинского casus – случай).

Другим характерным принципом законов был в значительной мере религиозный смысл тех запрещений, которые предписывались или подразумевались. Хаммурапи объявил противоправными и наказуемыми такие же действия, которые в религиозной традиции рассматривались как греховные: насилие, обман, всякая ложь, инициатива в семейных раздорах, нарушение установленного богами порядка и, соответственно, особого положения других лиц. О многих таких конкретных совпадениях напоминает свиток древневавилонских заклинаний «Шурпу», относящийся, правда, к более позднему времени (XII в. до н. э.)

Что такое кодекс Хаммурапи

Кодекс Хаммурапи, древний Вавилон

Термин «Кодекс Хаммурапи» является современным и назван по аналогии с «Кодексом Наполеона» XIX в. Сегодня ученые размышляют о том, являлся ли свод полным сборником законов и исполнялись ли они.

Независимо от вариантов ответов, сам Хаммурапи в предисловии к кодексу заявляет о том, что его право на издание законов даровано богами.

«Ану и Энлиль даровали власть Хаммурапи, набожному царю, для установления справедливости в стране, искоренения зла и унижений, чтобы возвыситься как Шамаш над человечеством, освещая землю…» (Перевод «Новый Свод Хаммупари», Дитер Виель, издание Американского, 2012)

Брачно-семейное право

Общими для всех сословий были требования брачно-семейных законов. Общие условия заключения брака, порядок сопровождавших брак церемоний здесь не регулировались: по-видимому, в этом отношении беспрекословно действовали нормы обычного права. Не характеризовались специально и права главы семьи, который рассматривался как собственник всего имущества и самих членов семьи. Законы Хаммурапи регулировали более усложненные ситуации брачно-семейных отношений.

Заключение брака оформлялось договором, без которого женщина не рассматривалась в качестве жены. Договор был, как правило, устным. Из литературных памятников известно, что браку сопутствовали особые церемонии и сама процедура заключалась в произнесении фраз типа: «Ты лишь да будешь моим мужем, я же буду твоей женой». Письменные договоры употреблялись тогда, когда надо было обговорить некие особые условия. Супруги должны были соблюдать в браке взаимные обязанности: жена – хранить верность, муж – обеспечивать средства к существованию; нельзя было покидать супругу в случае, если ее постигнет тяжкая болезнь. Нарушение этих обязанностей влекло либо уголовные наказания для женщины, либо имущественную компенсацию со стороны мужа. Развод допускался по инициативе и мужа, и жены. В случае развода по вине мужа (что устанавливал соседский суд) бывшей жене полагалась имущественная компенсация, кроме того, она забирала приданое. Если же жена «станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа», то никакой разводной платы не следовало. При особо злостном пренебрежении женщиной своим долгом предписывалось ее «бросить в воду». По общему правилу, брак был моногамным. Однако в случае злонамеренного поведения жены, длительного бесплодия разрешалось взять в дом вторую жену, рабыню или наложницу (но не всех разом); при этом первая жена могла остаться жить в общей семье.

Отношения родителей и детей строились на принципе патриархальной власти главы семейства. Отец давал разрешение на брак дочери, имел право по собственной воле «брать жен» для сыновей. Предполагалось, что он может изгнать сына из семьи и лишить наследства, однако суд исследовал обоснованность этого решения и разрешал такие действия, если сын вторично допустил «тяжкий грех» в отношении отца (в первый раз надлежало его простить). Дочери, выданной замуж, выдавалось приданое, владельцем которого впредь была она сама. Дочерям, отпущенным в жрицы, следовало выделять долю из наследства. Такая же обязательная доля полагалась и пережившей супруге-вдове. Наследство женщин получали только их дети.

Наследственные отношения строились по принципу семейной общности. Завещаний вавилонское право, видимо, не допускало. Однако известны были внутрисемейные дарения имущества (дарения между живыми): мужа жене, отца сыну. Оформленные специальным договором, эти дарения считались неоспоримыми и наследственному переделу не подлежали.

Древнейшее законодательство Месопотамии

Начало исторического (не мифического) законодательства на Ближнем Востоке относится ко времени еще древнешумерийских протогосударств. Законы Уруинимгины (конец XXIV в. до н. э.) – самые древние из известных в истории права. Эти законы не были еще вполне правовыми предписаниями, большинство правил устанавливало неюридического характера порядки в государственно-храмовом хозяйстве Лагаша, упорядочивало оплату жрецов и других слуг правителя, гарантировало держателям храмовых и государственных наделов их права на будущее на основе справедливости. Общей социальной цели поддержания древних порядков и стабильности служили столь важные декларации о «защите вдов и сирот», об отмене разного рода долговых и продажно-закладных сделок (купля-продажа в ту эпоху была еще особой, вынужденной сделкой, совершаемой только в случае невозможности вернуть долги и унизительной по смыслу). В законах были и правила уголовного суда о наказаниях за покушения на личность и имущество полноправных шумерийцев – в основном, штрафах.

Более развитыми в юридическом отношении были законы Ур-Намму (конец III тыс. до н. э.), правителя Шумера в период нового возвышения г. Ура. Они заключали до 35 правил-статей касавшихся главным образом охраны брачно-семейных устоев: разрешалось невозбранно убить любовника неверной жены, допускался развод, о чем составлялся особый договор. В этих законах впервые упоминалось о приниженном социальном статусе рабов: так, за попытку рабыни «равняться с госпожой» следовало весьма своеобразное наказание – промывание рта 1 кг соли. Законы карали лжесвидетельство в суде, членовредительство в драке, разного рода оскорбления. Самым древним и основным уголовным наказанием были штрафы. Некоторые правила регулировали охрану частных аграрных хозяйств.

Законы Липит-Иштара (XIX в. до н. э.) были первым законченным сводом судебных правил. По указу правителя их даже высекли на каменной стеле, чтобы все прониклись идеей всеобщей справедливости, о которой гласило особое Введение. В своде было 43 статьи-правила, большая часть которых посвящалась особым правам и положению царских людей, найму ими рабочих. Более строго охранялась частная собственность: за кражу со взломом предписывалось вора зарыть в землю на месте преступления. Специальный условный раздел (ст. ст. 25-37) заключал правила, по-видимому новые, отличные от традиционных, которыми следовало руководствоваться царским судьям в брачно-семейной сфере. Разрешалось иметь двух жен, причем личные и имущественные права жены были значительными; так, ее приданое наследовали только ее дети. Развод допускался, но только через суд. Дети от рабыни по смерти господина получали свободу. Охранялась и честь женщин: за ложное обвинение в недевственности при вступлении в брак полагалось наказание в виде штрафа, наказывалось изнасилование (правда, оговаривалось, лишь в том случае, если женщина «не могла дозваться на помощь»; если она этого не делала, то считалась виноватой сама). Впрочем, регулирование того или иного вопроса было довольно случайным и только по поводу новшеств.

Законы Эшнуны (XVIII в. до н. э.)* регулировали по преимуществу правила торгового оборота, даже цены на разные товары (которые, видимо, казались неизменными). Продавец товара должен быть его собственником и в случае сомнений указать происхождение вещи: представить договор или свидетелей. В этих законах впервые появляется подразделение на не вполне полноправных людей (мушкенум), связанных с дворцовым хозяйством, полноправных общинников (авилум) и рабов. Полноправные общинники защищались обычным правом. Новые же законы касались нововведений, появлявшихся ранее всего в сфере новых отношений, связанных с государственным хозяйством и дворцом.

* В старой литературе эти законы приписывались правителю Билаламе.

История законов царя Хаммурапи

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Стела Хаммурапи в Лувре.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Принцип талиона в Законах Хаммурапи

Вавилонское право не знало деления на гражданское и уголовное. Законы Хаммурапи уделяют много внимания наказаниям за различные проступки и преступления – от нарушения обязанностей, связанных со службой, до посягательств на имущество и преступлений против личности. Для Законов Хаммурапи характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений – от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. За некоторые особо тяжкие, с точки зрения законодателя, преступления Законы Хаммурапи назначают квалифицированные виды смертной казни: сожжение за инцест с матерью (§ 158), сажание на кол жены за соучастие в убийстве мужа (§ 153). В остальных случаях Законы Хаммурапи устанавливают либо наказание по принципу талиона (т.е. наказания равным за равное, или «символического», когда, например, отсекают «согрешившую» руку), либо денежную компенсацию.

Принцип талиона известен из более ранних месопотамских законодательных источников, но только в Законах Хаммурапи он проводится столь широко и последовательно. Широко распространено ошибочное представление о талионе как о «пережитке кровной мести». В действительности же кровная месть исходит из принципа коллективной вины и коллективной ответственности, унаследованного от первобытнообщинного строя. В связи с развитием представлений о личности возникает и представление об индивидуальной вине и индивидуальной ответственности. Кроме того, возникшее гражданское общество заинтересовано в том, чтобы распри не длились бесконечно, что практически неизбежно при кровной мести. Поэтому вводится принцип обязательной денежной компенсации, а затем и принцип талиона, представлявшийся наиболее справедливым для правосознания той эпохи. Иначе говоря, развитие ответственности идет по пути индивидуализации, наказание же приобретает все более публичный характер.

История

Код на глиняных табличках

Код на диоритовой стеле

Две версии Кодекса на Лувр

Хаммурапи правил с 1792 по 1750 г. до н.э. (согласно средняя хронология). Во главе каменной плиты — Хаммурапи, получивший закон от Шамаш, и в предисловии он заявляет: «Ану и Бел назвал меня по имени, Хаммурапи, возвышенного князя, который боялся Бога, чтобы установить правление праведности на земле, чтобы уничтожить нечестивых и злодеев; чтобы сильные не причиняли вреда слабым; так что я должен править черноголовыми людьми, как Шамаши просвети землю, чтобы способствовать благополучию человечества ». Законы были расположены в 44 столбца и 28 параграфов; некоторые следуют правилам » глаз за глаз».

Это было воспринято как грабеж Эламит король Шутрук-Наххунте в 12 веке до нашей эры и был доставлен в Сузы в Элам (находится в современном Провинция Хузестан Ирана), где он больше не был доступен вавилонскому народу. Однако когда Кир Великий поставил и Вавилон, и Сузы под власть своего Персидская империя и поместил копии документа в Библиотека Сиппара, текст стал доступен для просмотра всем народам обширной Персидской империи.

В 1901 году египтолог Гюстав Жекье, участник экспедиции во главе с Жак де Морган, нашел стелу, содержащую Кодекс Хаммурапи, во время археологических раскопок на древнем месте Сузы в Хузестане.

Со стелы, раскопанной в 1901 году, Шутрук-Накнунт соскоблил множество законов. По предварительным оценкам, количество отсутствующих законов составляло 34, однако точное число до сих пор не определено, и пока обнаружено только 30. Принято считать, что всего кодекс содержал 282 закона.

Вавилония Хаммурапи и его свод законов

Вавилонское царство, или Вавилония получило свое название по столице — Вавилону. Располагалось в Передней Азии на месте нынешнего Ирака и, частично Сирии и Ирана, между реками Еврфрат и Тигр. Занимала площадь примерно в 20 тысяч кв. километров. Хаммурапи правил Вавилонией с 1792 до 1750 года до нашей эры, то есть почти 40 лет. Это время — расцвет царства. Хаммурапи был талантливым военачальником, тонким дипломатов и искусным администратором

Он жёстко контролировал действия чиновников, упорядочил торговлю и сбор налогов, уделял большое внимание строительству в том числе оросительных каналов, провел судебную реформу, главным результатом которой стало составление кодекса законов.
Текст Кодекса Хаммурапи начинается с сообщения о том, что Ану, Энлиль и Мардук – верховные боги Месопотамского пантеона – поставили Хаммурапи во главе царства,. Затем следовали примерно 300 предписаний по единой формуле: «если случится то-то и то-то, наказание будет таким-то»

Свод был заключён такими словами:

Рекомендованная литература и полезные ссылки

  • Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
  • Текст сборника Законов Хаммураби в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. — М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. — 81 с. — (Культурно-исторические памятники Древнего Востока, Вып. I).
  • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. I. Открытие кодекса // Журнал Министерства народного просвещения. — 1910. — Февраль. — С. 301—316.
  • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. II. Гаммураби и его царствование // Журнал Министерства народного просвещения. — 1912. — Сентябрь. — С. 65—77.
  • Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — С. 199—206.