Древняя персия. от племени до империи

Оглавление

Литература

  • Кембриджская история древнего мира. Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525—479 гг. до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и др. Пер. с англ. А. В. Зайкова. М.: Ладомир, 2011. 1112 стр. — ISBN 978-5-86218-496-9
  • Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. — 320 с. — 10 000 экз.
  • Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980. — 416 с.
  • Фрай Р. Н. Наследие Ирана. — 2-е изд. — М.: Издат. фирма «Восточная литература», 2002. — 464 с.: ил. — (Культура народов Востока). — ISBN 5-02-018306-7.

Битва при Иссе

Битва при Иссе произошла 5 ноября 333 г. до н.э. Александром Македонским в южной Анатолии. Это был второй раз, когда он повел силы Греческой Лиги против персидской армии. первый был также против царя Дария III.

После того, как он взошел на македонский престол, первой миссией Александра было завоевание Персидской империи. Официальной целью битвы при Иссе была месть, но фактическая причина заключалась в том, что Александр хотел завоевать престиж через победу. Дарий проиграл битву, хотя у него было больше войск, потому что его армия быстро заняла оборонительную позицию. У Александра был хорошо организованное подразделение с тяжелым вооружением и пехотой. Хотя Дарий атаковал строй Александра, его конница быстро прошла через левый фланг Дария и отбила атаку.

Древняя Персия была великой империей, в которой в свое время было много правящих династий, и которая простиралась на обширной географической территории от Персидского залива на востоке до реки Евфрат на западе. Было множество войн и конфликтов по поводу того, кто будет править Персией, и ее люди пережили множество взлетов и падений в зависимости от того, кто пришел к власти. В то время как в приведенном выше списке перечислены 7 самых важных событий древней Персии, эта богатая и обширная земля пережила гораздо больше, чем можно здесь описать.

Королевская дорога

Дарий Великий построил шоссе, соединяющее Персидскую империю от Суз до Сард. Его целью было обеспечить бесперебойную и быструю связь через огромную империю.

Расстояние между западной и восточной границами составляло 2735 км. (1700 миль), пешим путникам понадобилось 90 дней, чтобы пройти весь путь, и всего девять дней конным курьерам. Караван-сараи, или королевские заставы, были основаны Дарием Великим вдоль дороги для пеших путешественников. Люди, путешествующие по этому маршруту, назывались караванщиками, отсюда и название форпостов. Эти караван-сараи вскоре стали центрами торговли, коммерции и обмена информацией.

Многонациональное и многокультурное общество

Империя Ахеменидов была настоящим многогосударственным царством с четырьмя столицами: Вавилоном, Сузами, Пасаргадами и Экбатаной. В дальнейшем царство было разделено на множество провинций, каждая со своим провинциальным правителем, называвшимся сатрапом. Обычно сатрапа выбирал король или дворянин, и они несли ответственность за поддержание приличия и порядка в провинции. У каждого сатрапа также работали правительственные чиновники, такие как регистраторы, чапары и генералы.

Королевство Персия было домом для людей нескольких национальностей и религий. Под его правлением царь Дарий позволил гражданам исповедовать свою религию, а также способствовал единству культур.

Правление династии Сасанидов

Для жителей Персии порабощение стало культурной катастрофой: традиции забывались, все больше появлялось свойственной эллинам роскоши, монеты чеканились с греческими надписями. Победители часто насильно женились на персиянках, стремясь объединить 2 враждующих народа. Через много веков во внешности современных иранцев заметны правильные черты древних македонских воинов.

После смерти Александра империя была разделена между его ближайшими соратниками, территория Иранского нагорья стала частью государства Селевкидов. Но местная знать начала борьбу за власть и в 243 году к власти пришел вождь кочевого племени парнов, ставший основателем Парфянского государства.

Противоречия между коренными персами и тяготевшими к культуре эллинов парфянами становились глубже. Особенно это касалось различий в религии: украшенные статуями храмы и пышные религиозные обряды греков противоречили степенным ритуалам предков иранцев.

В 226 году н. э. наместник провинций Парсы возглавил восстание против парфян. Его победа стала началом правления новой династии, Сасанидов, стремящихся возродить культуру древнего Ирана. Полностью исчезли или были разрушены греческие храмы, на месте статуй богов были воздвигнуты зороастрийские жертвенники огня. Новая столица, Ксетифон, была богато украшена рельефами и орнаментами. Возводились дворцовые комплексы, ставшие шедеврами архитектуры древней Персии.

Правление династии Сасанидов продолжалось около 4 веков, империю ослабляли постоянные стычки с Римом и пришедшей ему на смену Византийской империей. Бедственным положением воспользовались арабы, войска которых напали на Персию в 633 году. В 652 году после гибели последнего шаха Йездигерда III воины ислама окончательно сломили сопротивление персов, вместе с государством уничтожив и культуру древней Персии.

Великое похолодание и вторжение устаней.

Но, примерно в то же время, в Восточной и Центральной Азии начинается страшная экологическая катастрофа. В степи случаются аномальные снегопады, убивающие скот кочевников. В Китае вспыхивает огромное народное восстание, которое, вкупе с вторжением изголодавшихся кочевников, приводит к падению Китайской империи. Из-за холода, земля становится непригодной для земледелия, города разрушаются кочевниками и отчаянными крестьянами, и практически всё немногое оставшееся после многочисленных войн и голода население начинает заниматься скотоводством. Китай и степь в одинаковой мере превращаются в арену войн племенных тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских группировок, а также китайских банд. К 865 году от Кира (по персидскому летосчислению) в Китае и Монголии наибольшую власть набирает племенной союз тюркского происхождения, известный под именем Устань (Устаньлэр по-тюркски). Эти племена крайне воинственного нрава и мало цивилизованные, под стать условиям, в которых они зародились. Не имея уважения к культуре, устани, однако, отличаются сплочённостью и боевым духом, что и приводит их к победе. В 866 году от Кира, Ливия и Рум, отчаявшись из-за наступления шахиншаха Кавада, посылают гонцов к кагану устаней, которые к тому времени уже были хозяевами Монголии, Китая, Маньчжурии и Кореи. Кочевники, заинтересованные рассказами ливийских послов о богатствах Ирана, отправляют огромное войско против Персии. Большая часть войск Кавада в это время сосредоточена на западных границах его империи, и поэтому устани без особого труда завоёвывают восточные сатрапии Персии. Кавад, узнав о нападении кочевников, поворачивает на восток, но его армии наголову разбиты в битве при Мерве ( 868 год от Кира). Это сражение отдаёт на милость устаням Фараруд (Трансоксиану) и приаральскую степь. Шахиншаху, однако, удаётся собрать ещё одно войско и попытаться остановить наступление кочевников. В 869 году от Кира он нападает на устаньский гарнизон в Нишапуре и берёт этот город, но подоспевшие подкрепления вынуждают его отступить на Запад, в Междуречье. Там, около Ктезифона (Багдада) его настигают объединённые войска Рума и Ливии, и шахиншах вновь терпит поражение. Ему самому едва удаётся спастись от пленения, и он бежит в Славийю, где местный царь даёт ему поддержку, а затем, в 873 году, Кавад становится наследником царского престола, женившись на дочери своего благодетеля. Его сын Шапур становится в 879 году новым царём Славийи, продолжая древнюю династию. Туда же бегут все сторонники уничтоженного кочевниками режима, то есть практически все иранцы, не смирившиеся с устаньским игом. Таким образом, Славийя, до куда устани не добираются, становится наследницей Персии. Тем временем, в самом каганате начинаются внутренние распри. Завоевав Персию, устаньские вельможи начинают ссориться между собой из-за территорий. Вскоре, в 884 году от Кира, из глубин Центральной Азии приходит новая волна кочевников, смещающая устаней на территории их гигантского каганата. Иран, Средняя Азия и Ближний Восток, и так разорённые войнами, приходят в полный упадок, и единственными наследниками Персии остаются Ливия и Рум, платящие дань устаням и их наследникам в каганате, а также Славийя.

Загадочное прошлое Ирана

Название страны является современной формой слова «ариана», которое переводится как «страна ариев». И действительно, с первого тысячелетия до нашей эры племена ариев заселили практически все земли современного Ирана. Часть этого племени переселилась в Северную Индию, а часть ушла в северные степи, назвавшись скифами, сарматами.

Позднее в Западном Иране образовались сильные царства. Одним из таких иранских образований стала Мидия. Ее впоследствии и захватило войско Кира Второго. Именно он объединил в своей империи иранцев и повел их завоевывать мир.

Как живет современная Персия (какая сейчас страна, стало понятно)?

Детство и юность Кира

Точный год рождения Кира неизвестен, считается что он появился на свет на отрезке времени от 600 до 590 года до н. э., наиболее вероятно в 593 году до н. э. О его детстве и юности известно только из легенд, которые часто противоречат друг другу. Греческий историк Ксенофонт также пишет о том, что уже в V веке до н. э. о жизни Кира Великого рассказывали по-разному.

Согласно Геродоту, матерью Кира была дочь мидийского царя Астиага (Иштувегу) Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Опасаясь, что его внук станет царем вместо него, мидийский царь Астиаг вызвал к себе из Персии беременную Мандану и через некоторое время, когда у неё родился сын, решил погубить его. Эту задачу он возложил на своего сановника Гарпага. В свою очередь, Гарпаг передал ребёнка пастуху, одному из рабов Астиага, и повелел оставить его в горах, где было полно диких зверей. Но когда этот пастух принёс младенца в свою хижину, он узнал, что его жена только что родила мертвого ребёнка. Родители решили воспитать царского сына, как своего, а мертвого ребёнка оставили в уединенном месте в горах, одев его в роскошные одежды внука Астиага. После этого пастух доложил Гарпагу, что он исполнил его приказ. Гарпаг же, послав верных людей осмотреть труп младенца и похоронить его, убедился, что это действительно так. Таким образом, детство Кира прошло среди царских рабов. Когда мальчику исполнилось десять лет, он однажды во время игры с детьми был избран царём. Но сын одного знатного мидийца отказался повиноваться ему, и Кир наказал его побоями. Отец этого мальчика, пожаловался Астиагу, что его раб бьёт детей царских сановников. Кир был приведен для наказания к Астиагу, у которого сразу возникли подозрения, что перед ним его внук, так как он заметил в нём черты фамильного сходства. И действительно, допросив под угрозой пыток пастуха, Астиаг узнал правду. Тогда он жестоко наказал Гарпага: пригласил его на обед и тайно угостил мясом собственного сына, сверстника Кира. Затем Астиаг снова обратился к магам с вопросом, грозит ли ему ещё опасность со стороны внука. Те ответили, что предсказание уже сбылось, поскольку Кир был избран царём во время игры с детьми, и поэтому больше бояться его не надо. Тогда Астиаг успокоился и отослал внука в Персию к его родителям.

Но и сам Геродот не выдавал свою версию за единственную — он говорил, что существует ещё четыре других. Его версия действительно была не только не единственной, но и не первоначальной, — он допустил рационализм. Например, у него собака, вскормившая по словам Юстина и в аналогичных рассказах, Кира, когда он был оставлен на съедение диким зверям, превратилась в жену пастуха, которую по-гречески звали Кино, а по-мидийски Спако («собака» по-мидийски спако).

Ещё одна версия, записанная Ктесием весьма интересна, она дошла до нас через Николая Дамасского и, обнаруживая несомненные признаки большей первоначальности, является одной из немногих ценных страниц у Ктесия. Она гласит, что Кир был сыном нищего мардианского разбойника Атрадата (марды были кочевым персидским племенем), который впоследствии возвысился, поступив на службу к Астиагу. Предсказание о будущем величии, изреченное вавилонскими магами, подвигло Кира к побегу в Персию и к началу мятежа.

Религия персов

Персы также развивали религию, основанную на монотеизме, вере в одного бога.

Основоположником создания веры был Зороастр, или Заратустра (на старо-иранском языке). Многие его идеи были собраны в цикле стихотворений, называемых Гатами. Они стали частью священной книги персов — Авесты.

Заратустра считал, что земная жизнь людей — это всего лишь тренировка перед тем, что будет после смерти.

Каждый человек сталкивается в жизни с добром и злом, и выбор в пользу первого или второго, влияет на будущее человека. Некоторые теологи полагают, что идеи Заратустры получили свое продолжение в христианской религии, а также повлияли на развитие иврита.

Несмотря на достаточно мягкую форму управления, персы постоянно захватывали новые территории. Например, во время правления Ксеркса, в 480 г., империя хотела расширить свои границы до Греции.

Греческие города-государства объединились и противостояли врагу, разбив весь персидский флот.

Когда Александр Великий пришел к власти в 331 году, он положил конец персидским мечтам о расширении своей империи. Со временем он завоевал всю Персидскую империю.

Цари Персии из династии Ахеменидов

Род Ахеменидов вёл своё происхождение из племени пасаргадов. В своей родословной персидские цари до Ксеркса I упоминали, что они из рода «Ахеменидов», из племени «Парса» и «арья» по происхождению.
Титул монархов — великий царь, царь царей, царь Персии, царь стран.

В русской исторической традиции ахеменидских царей принято называть греческими вариантами их имён. В списке помимо этих общепринятых эллинизированных форм приведены оригинальные персидские имена.

  • Ахемен — Хахаманиша (Haxāmaniša) ???—675 до н. э.
  • Теисп — Чишпиш (Čišpiš) 675—640 до н. э.
  • Ариарамна — Ариарамна (Ariyāramna) 640 до н. э. — ?
  • Кир I — Куруш I (Kuruš I) 640—580 до н. э.
  • Камбиз I — Камбуджия I (Kambūjiya I) 580—559 до н. э.
  • Кир II Великий — Куруш II (Kuruš II) 559—530 до н. э., основатель Персидской империи, убит Массагетами в бою
  • Камбиз II — Камбуджия II (Kambūjiya II) 530—522 до н. э., покончил жизнь самоубийством
  • Дарий I — Дараявахуш I (Dārayavahuš I) 522—486 до н. э.
  • Ксеркс I — Хшаяршан I (Xšayāršā I) 486—464 до н. э.
  • Артаксеркс I — Артахшатра I (Artaxšaçā I) 464—424 до н. э.
  • Ксеркс II — Хшаяршан II (Xšayāršā II) 424 до н. э.
  • Согдиан — Согдъяна (Sogdyāna) 6 месяцев 423 до н. э.
  • Дарий II — Дараявахуш II (Dārayavahuš II) 423—404 до н. э.
  • Артаксеркс II — Артахшатра II (Artaxšaçā II) 404—358 до н. э.
  • Артаксеркс III — Артахшатра III (Artaxšaçā III) 358—337 до н. э.
  • Артаксеркс IV — Артахшатра IV (Artaxšaçā IV) 337-335 до н. э.
  • Дарий III — Дараявахуш III (Dārayavahuš III) 335—330 до н. э., убит Бессом, занявшим его место
  • Артаксеркс V Бесс — Артахшатра V (Artaxšaçā V) 330—329 до н. э., распят.

С 329 года до н. э. Персидская империя перестала существовать, была завоёвана Александром III Великим (Македонским).

Зороастризм – первая религия персов

У многих людей в современном мире Персия ассоциируется с исламом, который стал основной религией в Персии.

Но это случилось только после того, как Персию завоевали арабы в VII веке. Но ранняя Персидская империя придерживалась другой религии – зороастризма.

Название она получила по имени своего пророка Зороастра, которого называют ещё Заратустра. Эта религия стала первой в мире монотеистической религией.

Зороастризм и в наше время исповедуется небольшими группами людей в некоторых областях Ирана и Индии.

Точная дата жизни Зороастра до наших дней не дошла, известно только, что это было примерно в промежутке между 1500 и 500 годами до нашей эры.

Зороастр говорил, что люди должны поклоняться только одному богу, а не множеству различных божеств, которым поклонялись народы, живущие в то время.

Культура Ахеменидов

В связи с огромными размерами империи Ахеменидов культура этих территорий была неоднородной. Персидская верхушка исповедовала зороастризм и поклонялась огню. Однако сохранял своё значение и древний культ Солнца (почитание Митры). Геродот сообщает, что у персов не было обычая поклоняться статуям богов или сооружать многочисленные храмы. Ответственными за совершение церемоний являлись маги. В отношении к религиям покоренных народам проявлялась веротерпимость. Именно персы положили конец вавилонскому плену. Персидская аристократия заимствовала от эламитов традиции монументальных захоронений (мавзолей — от имени карийского сатрапа Мавсола), восходящих к вавилонским зиккуратам. Из архитектурных украшений Ахемениды предпочитали барельефы и колонны (ападана).

Единого официального языка не существовало (Бехистунская надпись). Помимо древнеперсидского (который записывался клинописью) распространение имел арамейский язык на основе финикийского письма.

От племени – к могущественной персидской державе

Изначально на территории Персии существовало несколько разрозненных племён, однако впоследствии правители стали задумываться об объединении их в одну державу. Эти идеи сумел прекрасно воплотить в жизнь царь Кир II, который из отдельных земель персов создал крупное государство.

При нём начинается политика завоеваний, Кир Великий сумел покорить территории Мидии, что была тогда одним из самых крупных государств Востока. Но это были лишь первые шаги к покорению значительной части мира.

Персидский офицер / Joan Francesc Oliveras

В чём же заключался успех персов? Как рассказывает древнегреческий историк Геродот, секрета здесь не было. Персидские воины отличались скромностью в запросах, сохраняя обычаи своих предков-кочевников. Выносливые и дисциплинированные персы легко одерживали победу за победой над соседями, что недооценивали их и не могли похвастаться таким же уровнем военной подготовки.

Поразительно, но даже став властителями огромных территорий, добыв в походах несметные богатства, персы по-прежнему ценили простоту и скромность – в нравах и в жизни. При коронации у персов существовала интересная традиция.

Царь, который восходил на престол, обязан был пройти своего рода ритуал посвящения. Для этого он съедал горсть сушёных фиг и пил стакан кислого молока. Именно так питались все простолюдины Древней Персии, а потому правитель подчёркивал свою связь в обыкновенными людьми, выделяя скромные потребности.

Персидский пехотинец / Joan Francesc Oliveras

Победы и поражения древних персов

Достойными последователями Кира стали последующие правители Древней Персии – Камбис II и Дарий. Первый из них сумел покорить Египет, сделав его одной из персидских провинций. При правлении Дария государство уже представляло собой огромную могущественную державу.

Царь стал известен своими принципами и законами по укреплению границ. Дарий всячески старался не только расширить территории, но и сделать свою родину по-настоящему неприступной и сильной державой. Но я хочу отметить, что далеко не всегда древние персы одерживали однозначные победы. Например, во время греческого похода им пришлось столкнуться с ранее неведомым сопротивлением.

Персидский всадник / Joan Francesc Oliveras

Греция была “лакомым кусочком”, на который посматривали многие персидские правители. Дарий решил выступить против греков, однако потерпел поражение во многих битвах. Несмотря на это, ряд греческих городов всё же был присоединён к землям персидского государства. Впрочем, длилось это недолго.

Но почему же величайшая держава древности исчезла вместе со своим народом? Как ни странно, но причиной этого можно назвать успехи самих персов. Дерзкие завоеватели, они смогли обогатиться и создать процветающую страну. В этих роскоши и покое новые персидские правители практически нежились, наслаждаясь жизнью и забывая о принципах своих предков – дисциплине, простоте, скромности.

Именно этого момента ждали народы, покорённые древними персами. Сокрушительным ударом для Персии стало выступление с войсками Александра Македонского. Он объединил греческие отряды и совершил нападение на некогда могущественную державу. Если изначально казалось, что персидские войска уничтожат греческого полководца, то последующие события стали одним из самых невероятных исторических поворотов.

Армия Александра Македонского сумела сломить сопротивление персов, уверенно покоряя их земли. Последующие арабские завоевания также значительно изменили уклад жизни персов и их мировоззрение. Народ вынужден был смириться и влиться в обстановку, подвергаясь постепенной ассимиляции.

Ян Брейгель Старший «Битва при Иссе», 1602 годМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

Римско-персидские войны: противостояние

Спорадические нападения персов на римские и армянские земли в 330−350-х не приводили к заметному результату — основные события развернулись в северном Междуречьи и Прикавказье, где обе империи боролись за обладание приграничными крепостями и контроль над Армянским царством. Относительное спокойствие на Тигре и Евфрате прерывалось наступлениями персов, но из-за недостаточного развития осадной техники и ограниченных сил, задействованных в кампаниях, добиться заметных успехов им так и не удалось. Несколько осад твердыни Нисибис окончились неудачей, а единственным крупным успехом персов была победа в битве при Сингаре — римляне одержали верх над неприятелем, но вместо того чтобы довершить разгром, занялись грабежом персидского лагеря. Шапуру удалось привести свои войска в порядок и контратаковать, что привело к разгрому неприятеля и взятию Сингары.

В конце 350-х мирные переговоры от имени императора инициировали представители местной администрации Музониан и Кассиан, однако Шапур в ультимативной форме потребовал от Констанция отказа от всех завоеваний времён Диоклетиана, возвращения месопотамских провинций персам и невмешательства в армянские дела, на что римский император согласиться не мог. В случае отказа Шапур пригрозил возобновить войну, так что попытка установить мир косвенно привела к обратным результатам — Шапур сдержал слово. Предыдущие 20 лет персы владели стратегической инициативой, а у римлян не хватало сил и средств для масштабных экспедиций на восток — все силы были заняты рейнской и дунайской границами, где племена франков, алеманов, аланов, сарматов и готов постоянно нападали на римские лимесы, так что новую кампанию они снова начали в обороне.


Прорисовка настенного изображения персидского катафракта, III век н. э. (Nicolle, D. Sasanian armies)

Персидский владыка готовился к войне всерьёз: для кампании 359 года были мобилизованы внушительные силы (до 100 тысяч полевой армии), включая гвардию и могучее племя кочевников-хионитов — недавних врагов шахиншаха, приведённых Шапуром к покорности и участвовавших в походе в качестве союзников. Сасанидский царь строил далеко идущие планы, намереваясь захватить не только Месопотамию, но и прорваться во внутренние области империи — Сирию и Азию, игнорируя неприступные крепости римлян на границе.

Политическая структура

Персидская империя быстро росла под властью Кира I. После его смерти трон занял его сын Камбиз II и продолжил экспансию. С расширением возникла потребность в формальной административной структуре, и это было реализовано царем Дарием I.

В рамках этой формальной административной структуры Дарием назначало от 20 до 30 руководителей провинций. Этих провинциальных лидеров называли сатрапами, и они обычно происходили из знатных персидских семей. Сатрапы несли ответственность за поддержание закона и порядка в своем регионе, а также за соблюдение законов и налогов, установленных правителем.

Чтобы предотвратить злоупотребление властью, Дарий также ввел систему контроля, которая помогала поддерживать сатрапов в порядке. Королевский персонал проводил регулярные проверки в каждой провинции сатрапов, чтобы контролировать сатрапов и гарантировать бесперебойную работу.