Оглавление
Члены законодательной власти
Законодательная власть состоит из отдельных членов — законодателей, которые голосуют по предложенным законопроектам. Законодательный орган, как правило,имеет фиксированное число законодателей; поскольку заседания представителей законодательной власти, обычно, проходят в определенном помещении с местами для законодателей, то сам орган законодательной власти часто описывается числом «мест» в него входящих. Например, законодательный орган, который имеет 100 «мест» насчитывает 100 членов. В более широком смысле, избирательный округ, который избирает одного законодателя также может быть описан как «место», например, при использовании в отношении такого законодателя понятий «обеспеченное место» и «маргинальное место».
Законодательная власть
Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).
Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.
Полномочия Совета Федерации:
- Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
- Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
- Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
- Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
- Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
- Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
- Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
- Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
Полномочия Государственной Думы:
- Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
- Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
- Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
- Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
- Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
- Объявление амнистии.
- Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Отношение к другим ветвям власти
Законодательные органы сильно различаются по величине политической власти, которой они обладают, по сравнению с другими политическими игроками, такими как судебные органы , военные и исполнительные органы . В 2009 году политологи М. Стивен Фиш и Мэтью Крениг составили Индекс парламентских полномочий в попытке количественно оценить различные степени власти среди национальных законодательных органов. Германский Бундестаг , то итальянский парламент , и монгольский Великий государственный Хурал привязан к наиболее мощным, в то время как в Мьянме Палата представителей и Сомали Переходное Федеральное Собрание (с заменено федеральным парламентом Сомали ) ставят на наименее мощный.
Некоторые политические системы следуют принципу верховенства законодательной власти , согласно которому законодательная власть является высшей ветвью власти и не может быть связана другими институтами, такими как судебная власть или писаная конституция . Такая система делает законодательную власть более сильной.
В парламентских и полу-президентской системы правления , то исполнительный несет ответственность перед законодательным органом, который может снять его с вотумом недоверия . С другой стороны, согласно доктрине разделения властей , законодательная власть в президентской системе считается независимой и равноправной ветвью власти наряду с судебной и исполнительной властью. Тем не менее, многие президентские системы предусматривают импичмент исполнительной власти за преступное или неконституционное поведение.
Законодательные органы иногда делегируют свои законодательные полномочия административным или исполнительным органам .
Органы законодательной власти
В Российской Федерации по Конституции 1993 года (с поправками 2020 года) органы законодательной власти подразделяются на две категории: федеральные и региональные.
На федеральной уровне она осуществляется двухпалатным парламентом — высшим органом законодательной власти в рф является Федеральное собрание. Нижняя его палата — Государственная дума — избирается на 6 лет путем прямых, тайных выборов на альтернативной основе, состоит из 450 депутатов. Верхняя палата — Совет Федерации формируется Президентом — по два представителя от каждого региона.
Законопроект сначала поступает в Госдуму, там проходит 3 чтения. Если он одобрен, то поступает в Совет Федерации и если утверждается им, то далее идет на стол к Президенту. Президент вправе отклонить законопроект и не подписать его — вернуть в Госдуму. Если три раза вернет, последняя имеет право объявить ему вотум недоверия, а он, в свою очередь, может ее распустить и назначить перевыборы.
Полномочия Совета Федерации описаны в статье 102 Конституции РФ:
- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- назначение выборов Президента Российской Федерации;
- отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий и пр.
Полномочия Госдумы согласно 103 статье Конституции РФ:
- утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации <*>;
- утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» статьи 83 Конституции Российской Федерации <*>;
- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
- заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой <17>;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации <*>;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности <*>.
Поделиться в соц. сетях
Президент
Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.
По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функционирование.
Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предоставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.
Сфера деятельности | Основные полномочия Президента РФ |
Правотворческая деятельность | Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подписывает федеральные законы. |
Правовой статус личности | Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилования. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие военные и высшие специальные звания. |
Федеративное устройство государства | Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. |
Отношения с парламентом | Назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке. |
Отношения с органами исполнительной власти | Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. |
Отношения с органами судебной власти | Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ. |
Оборона и безопасность страны | Является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ. Утверждает военную доктрину. Вводит в случае необходимости на территории РФ или отдельных ее местностей военное или чрезвычайное положение. |
Внешняя политика | Ведет переговоры и подписывает международные договоры. Назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. |
Основные функции Президента РФ:
-
Выступает в роли гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
-
Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
-
Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
-
Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
-
Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». В Конституции РФ установлен ряд требований, которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:
- гражданство РФ;
- постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
- возраст не младше 35 лет;
- отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.
Подробности
Виды власти
Законодательная власть
Федеральное собрание включает в себя две палаты:
- Совет Федерации, состоящий из представителей каждого государственного субъекта. В ведение Совета входят принятие и оформление изменений границ между участками России, президентских указов о введении чрезвычайного или военного положения. Совет Федерации также вправе назначать на должности судей Верховного и Конституционного судов, Генерального прокурора, его заместителей, председателя Счетной палаты, часть её аудиторов, определяет дату выборов Президента. Помимо этого, Совет Федерации вправе отстранить Президента от должности. Представительный и законодательный орган власти в РФ это Совет Федерации.
- Государственная Дума — избирается народом. Она вправе объявлять амнистии, выдвигать обвинения главе федерации. Также эта палата вправе выражать правительству недоверие.
Исполнительная власть
Данная ветвь должна заниматься реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Организацией и гарантом исполнения федерального бюджета занимается правительство Российской Федерации. К его обязанностям также относят управление государственной собственностью. Помимо этого, правительство гарантирует осуществление в стране единой экологической, финансовой, культурной, кредитной, денежной, научной, образовательной политики. Вопросами внутренней и внешней обороны, безопасности государства также занимается исполнительная власть. Правительство отвечает за гарантию законности, охраны свобод, прав и собственности населения страны.
Судебная власть
Данное направление является неким гарантом восстановления и защиты прав, которые были нарушены, а также адекватного и справедливого наказания всех виновных. В России задачи этой ветви власти выполняются исключительно судом в рамках разных видов производств. Основные положения по поводу правового статуса судей закреплены в Конституции. Этими положениями являются независимость, неприкосновенность и несменяемость. Кроме того, в основном документе прописаны основные принципы судопроизводства, к которым относят открытость, равенство сторон и состязательность.
Особенности
Положение президента
Исключения
В теории существует только три ветви власти, относящиеся к основным. Однако, наука спорит по поводу их количества. К примеру, про Президента, что было рассмотрено выше. Помимо этого, выделяется прокуратура. Хотя в Конституции она входит в судебную ветвь, но отнести её к этой ветви власти все же нельзя. Соответствующих полномочий прокуратура не имеет. В 11 статье Конституции она не относится к списку ведомств государственной власти, но законом «О прокуратуре » признается таковым. Противоречие налицо. Нацка имеет разные теории о правовом положении органов прокуратуры.
СПРАВКА! Одни юристы утверждают, что они относятся к судебной власти, другие — к исполнительной. Некоторые вообще считают, что прокуратура не относится ни к какой ветви власти.
Структура верхней палаты
Устройство Совфеда закрепил Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ» от 2012 года. Сохранился старый порядок образования верхней парламентской палаты: по два представителя от каждого региона. Однако были уточнены требования к самим сенаторам. Минимальный возраст кандидата в члены Совфеда — 30 лет. Срок его постоянного проживания в России – 5 лет минимум
Отдельное внимание уделяется репутации сенатора, которая всего-навсего должна быть идеальной
В самой верхней палате трудятся 170 человек. Однако работа этого органа была бы невозможной без специального аппарата Совета Федерации — вспомогательного органа, осуществляющего правовое, организационное, финансовое и прочее содействие парламенту. В аппарате числится порядка 600 служащих. Все работники объединяются в отраслевые штаты, каждый из которых занимается тем или иным вопросом. Существуют, например, аппараты по международным, бюджетным, аграрным, научным и прочим делам.
Чем занимается Совет Федерации?
Верхняя палата Федерального собрания является законодательным органом власти в РФ. Ее полномочия прописаны в Конституции. В статье 102 зафиксированы основные функции сенаторов. В отношении главы государства Совфед обладает тремя видами полномочий:
- назначение даты выборов президента РФ;
- снятие президента РФ с должности в порядке импичмента;
- утверждение президентского указа о введении военного или чрезвычайного положения.
Следующие три функции связаны с высшими должностными лицами страны. Совет Федерации может наделять полномочиями и снимать с поста следующих лиц:
- руководителя российской Счетной палаты, а также некоторых ее аудиторов;
- судей Конституционного и Верховного судов;
- российского генерального прокурора и его заместителей.
Наконец, последние две функции верхней парламентской палаты связаны с внешней политикой страны. Это изменение границ, а также использование Вооруженных Сил за пределами России.
Функции
Демократические законодательные органы выполняют шесть основных функций: представительство, обсуждение, законодательство, санкционирование расходов, формирование правительства и надзор.
Представление
Существует пять способов обеспечения представительства в законодательном органе:
- Формально: как правила законодательной власти обеспечивают представительство избирателей;
- Символически: как избиратели воспринимают своих представителей;
- Описательно: насколько хорошо состав законодательного органа соответствует демографическим характеристикам общества в целом;
- По существу: насколько хорошо представители на самом деле реагируют на потребности своих избирателей;
- Коллективно: насколько хорошо представители представляют интересы общества в целом.
Обдумывание
Одна из основных функций законодательного органа — обсуждение и обсуждение вопросов, имеющих большое значение для общества. Эта деятельность может осуществляться в двух формах. Во время дебатов в законодательных органах, таких как парламент Соединенного Королевства , в законодательных органах часто возникают оживленные дискуссии. Напротив, в законодательных собраниях, основанных на комитетах, таких как Конгресс США , обсуждения проходят в закрытых комитетах.
Законодательство
В то время как законодательные органы номинально обладают исключительной властью создавать законы, существенная степень этой власти зависит от деталей политической системы. В законодательных собраниях вестминстерского стиля исполнительная власть (состоящая из кабинета министров) может по существу принимать любые законы, которые она хочет, так как за ней обычно стоит большинство законодателей, контролируемых партийной кнутом, в то время как законодательные органы на базе комитетов в континентальной Европе и другие в президентских системах этих Америках больше независимости в разработке и внесении изменений в законопроекты.
Утверждение расходов
Истоки власти кошелька, которую законодательные органы обычно имеют при передаче или отказе в выделении государственных бюджетов, восходят к европейским дворянским собраниям, с которыми монархи должны были бы проконсультироваться перед повышением налогов. Чтобы это право было действительно эффективным, законодательный орган должен иметь возможность вносить поправки в бюджет, иметь эффективную систему комитетов, достаточно времени для рассмотрения, а также доступ к соответствующей справочной информации.
Надзор
Законодательный орган может привлечь правительство к ответственности несколькими способами, включая вопросы , запросы и вотум доверия .
Функция в авторитарных режимах
В отличие от демократических систем, законодательные органы при авторитаризме используются для обеспечения стабильности структуры власти путем кооптации потенциальных конкурирующих интересов внутри элит, чего они достигают (ограничивают) посредством:
- Обеспечение легитимности;
- Включение противников в систему;
- Обеспечение некоторого представительства сторонних интересов;
- Предлагая способ вербовки новых членов правящей клики;
- Будучи каналом, через который можно передать ограниченные обиды и уступки.
Государственная дума: общая характеристика
История российской Госдумы берет свое начало в 1905 году. Тогда это был единственный законодательный орган во всей Империи. В Советском Союзе функции такого органа исполнял Верховный Совет РСФСР. Наконец, в 1993 году был принят закон о конституционной реформе, согласно которому был учрежден двухпалатный Парламент. Нижняя его палата, Государственная дума, состоит из 450 депутатов, каждый из которых представляет определенную политическую партию.
В отличие от Совфеда, Государственная дума постоянно меняет свой состав. Происходит это каждые 5 лет выборным путем. С 1993 по 2016 год сменилось 7 составов Госдумы
Формирование каждого нового состава происходит сложным и интересным способом, а потому на этой теме стоит заострить внимание
Автор идеи
Для Локка в приоритете была законодательная власть, однако её преимущество было, по его мнению, не абсолютной. Исполнительная и судебная власть не должна занимать пассивное положение. Через сто лет, в 1789 году, издается Декларация прав человека и гражданина, в которой было зафиксировано разделение властей. В этом документе говорилось, что государство, не применяющее эту модель управления, не имеет Конституции. После Локка развитием его идей занимался француз Монтескье. Он считал, что разделение властей является спасением общества от злоупотребления властью государями, а также от узурпации власти в одном органе, от деспотизма.
СПРАВКА! Также французом была разработана теория сдержек и противовесов.
Теория сдержек и противовесов
Джеймс Мэдисон трудился над созданием эффективной модели грамотного разделения властей. Сдержки и противовесы он понимал, как частичное совпадение полномочий властно ветвей. Данная система функционирует в США и на сегодняшний день. Например, президент может отклонять законы благодаря своему праву вето. Суды же вправе признать их недействительными из-за того, что те противоречат Конституции. С помощью этого законодательная ветвь сдерживается. Президент может назначать в судебные и исполнительные органы, а законодательный орган будет ратифицировать эти решения. Выходит, что данные составляющие являются неким балансом всех ветвей власти, их взаимоограничение и взаимодействие, которое реализуется при помощи правовых мер.
Полномочия законодательной власти
Законодательные органы значительно различаются в силе политической власти, которой они обладают, по сравнению с другими политическими группами, такими как, судебные власти, вооруженные силы и высшее руководство. В 2009 году политологи М. Стивен Фиш и Мэтью Крёниг разработали Индекс парламентских полномочий для определения отношения числа конкретных полномочий, которыми обладает тот или иной национальный законодательный орган. Германский Бундестаг, итальянский Парламент и Великий государственный Хурал Монголии обладают мощной властью, в то время как Палата представителей Мьянмы и Переходное федеральное правительство Сомали (было заменено Федеральным парламентом Сомали) имеют незначительное влияние.
Некоторые политические системы следуют принципу законодательного превосходства, который гласит, что законодательный орган является высшей ветвью власти и не может быть связан с другими государственными институтами власти, такими как судебная власть или писаная конституция. Такая система делает законодательную власть более мощной.
Как появились государства
Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.
Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:
- Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
- Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
- Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
- Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.
Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.