«это спарта!»: краткая история полиса и быт его населения

Морально-волевые качества спартанок

Но не стоит представлять спартанских женщин изнеженными созданиями. Они укрепляли не только тело, но и дух. Не зря вошло в историю напутствие спартанской матери своему сыну: «Со щитом или на щите». То есть — или вернись с победой или погибни с честью (павших воинов приносили на щитах), но в любом случае щит должен быть с тобой, так как считалось даже не позором, а преступлением, если спартанский гоплит бросал свой щит и спасался бегством. Кроме того, из фразы понятно, что для спартанок также было обязательно соблюдать правила лаконичной речи (самоназвание Спарты — Лаконика), уметь выразить сложную мысль в нескольких словах, краснобайство не приветствовалось.

Древние авторы отмечают скромность и добродетельность спартанских женщин, которые, впрочем, не просто сидели по домам под присмотром мужа, но обладали определённой свободой действий и правами, которых не было у жительниц иных греческих полисов. Супружеская верность была для спартанок на первом месте, а взаимоотношения с мужем преследовали не получение чувственного удовольствия, а рождение новых граждан Спарты. Желательно — мальчиков, будущих воинов, но и девочки были желанными детьми и отнюдь не людьми второго сорта. В Спарте не было ничего похожего на культ Диониса, когда хмельные женщины рыщут по окрестностям, предаваясь сексуальным излишествам с первыми встречными, а то и калеча и убивая их в неистовстве.

Спартанки славились хозяйственностью и были полными владычицами в доме. Домашнему хозяйству девушек обучали матери, передавая как свой опыт, так и знания предыдущих поколений.

Спартанки были признанными красавицами, но неизвестны их браки с мужчинами из других греческих полисов. Не потому, что не было желающих, спартанки, воспитанные особым образом, не видели смысла в замужестве с кем-то, кроме спартанца.

11

Heart

3

Wow

1

Love

1

Sad

1

Poop

Haha

Yay

Angry

Начало обучения[]

На этом «медовый месяц» заканчивается. Новоявленный вампир отправляется в странствие по залитому кровью миру сородичей и Вентру. Как минимум на неделю, а иногда и на гораздо больший срок, сир и его отпрыск затворяются от мира. Сир наставляет своего потомка, указывает ему на книги, которые нужно прочесть, и обучает его основным умениям, в том числе рассказывает, как использовать кровь для исцеления ран или увеличения физических атрибутов, как питаться, не оставляя следов, что такое Традиции, знакомит его с историей Камарильи, историей и структурой клана и прочее. Агогэ требует, чтобы сир непрестанно проверял отпрыска, задавая ему вопросы и побуждая его к размышлениям. Многие сиры предпочитают сократический метод (искусство добиться истины путём установления противоречий в суждении противника), продолжая обучение по мере того, как птенец усваивает ранее полученный материал. Наказанием за неудачи и ошибки становятся оскорбления или даже физическая боль. Все согласны с тем, что это весьма неприятный опыт: единственная оговорка в перечислении чьих-либо предков может привести к недельному лишению витэ.

Военно-физическое воспитание в Спарте

Физическая культура Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в до н. э. Около 9 тыс. спартанцев, 30 тыс. илотов (полусвободных граждан) и почти 200 тыс. рабов населяли этот полис. Такое соотношение классов способствовало существованию Спарты по образцу военного лагеря. Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства.

Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым.

До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан

Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым. Мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды. В ходе выполнения физических упражнений допускались удары ногами, укусы и даже царапание друг друга ногтями. В детской среде иногда намеренно провоцировались раздоры и драки. Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. Например, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте, был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30 — 40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. Название «криптий» связано с тем, что на дома и деревни, считавшиеся наиболее опасными, совершались ночные налеты, жертв уводили и убивали в неизвестном месте.

По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.

Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них переводились в группу эфебов. Систематическое военное обучение продолжалось до 30 лет.

До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин. Древнегреческий писатель и историк Плутарх так пишет об этом: «…Девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».

Таким образом, спартанское воспитание в основном было направлено на улучшение военно-физической подготовленности. По этому поводу Плутарх говорил следующее: «…Что касается обучения предметам, то ограничивались лишь абсолютно необходимым. Во всем остальном воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными приказаниям, выносливыми в работе, способными сражаться и побеждать». Если идеалом спартанского воспитания был выносливый и мужественный воин, то в Афинах — гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий к тому же и красноречием.

Воспитание до 7 лет

Спартанских детей подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых спали младенцы, были грубыми и жёсткими. При этом, детей запрещалось воспитывать родителям на своё усмотрение, так как целью воспитания было одинаковое приучение всех к дисциплине, развитие силы и выносливости. Дети, таким образом, находились как бы в собственности государства. Их воспитывали кормилицы, которые стремились взрастить в детях привычку к дисциплине, умеренность в питании. Основной целью воспитания до 7 лет было обеспечить наилучшее физическое развитие организма, подготовить ребёнка к дальнейшим испытаниям.

Военно-физическое воспитание в Спарте

Физическая культура Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в до н. э. Около 9 тыс. спартанцев, 30 тыс. илотов (полусвободных граждан) и почти 200 тыс. рабов населяли этот полис. Такое соотношение классов способствовало существованию Спарты по образцу военного лагеря. Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства.

Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым.

До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан

Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым. Мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды. В ходе выполнения физических упражнений допускались удары ногами, укусы и даже царапание друг друга ногтями. В детской среде иногда намеренно провоцировались раздоры и драки. Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. Например, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте, был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30 — 40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. Название «криптий» связано с тем, что на дома и деревни, считавшиеся наиболее опасными, совершались ночные налеты, жертв уводили и убивали в неизвестном месте.

По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.

Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них переводились в группу эфебов. Систематическое военное обучение продолжалось до 30 лет.

До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин. Древнегреческий писатель и историк Плутарх так пишет об этом: «…Девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».

Таким образом, спартанское воспитание в основном было направлено на улучшение военно-физической подготовленности. По этому поводу Плутарх говорил следующее: «…Что касается обучения предметам, то ограничивались лишь абсолютно необходимым. Во всем остальном воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными приказаниям, выносливыми в работе, способными сражаться и побеждать». Если идеалом спартанского воспитания был выносливый и мужественный воин, то в Афинах — гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий к тому же и красноречием.

  • Назад

  • Вперёд

7 правил воспитания детей по-спартански:

1. Не пеленайте ребенка, не создавайте для него тепличных условий в комнате. Прививание спартанских навыков начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не кутали, а когда он подрастал, то его отучали от страха перед темнотой и одиночеством.

2. С первых дней жизни своего чада формируйте у него правильную осанку. Для этого как можно раньше начинайте приобщать ребенка к физкультуре, следите за тем, чтобы он обязательно де­лал утреннюю зарядку, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, готовя уроки. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке, в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов, — сила, выносливость и готовность к преодолению жизненных трудностей.

3. Если здоровье вашего ребенка позволяет, как можно раньше запишите его в спортивную секцию, где под руководством опытных тренеров он будет физически и духовно развиваться. В 7 лет спартанских мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Там их воспитанием занимались воины, которые прославились мужеством на поле боя и с которых дети могли брать пример.

4

Закаливайте малыша и не забывайте, что солнце, воздух и вода — ваши первые помощники в этом важном процессе! Закаливание следует начинать не тогда, когда ребенок уже заболел, а с самого раннего возраста, и проводить постоянно или вообще не проводить

5. Не отказывайтесь от помощи и советов старшего поколения в процессе воспитания. Воспитание детей было делом всей спартанской общины. Часто военачальники и государственные деятели вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях.

6. Пусть ваш ребенок занимается музыкой и танцами. Правда, спартанцы занимались музыкой и танцами отнюдь не для развития музыкальных и танцевальных способностей. Танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы и молниеносные удары — то есть все, что требовалось воину во время боя.

7. Воспитывайте у ребенка желание постоянно повышать свой интеллектуальный, культурный и физический уровень. В Спарте только после 30 лет по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Воспитание девушек в Спарте мало чем отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались дома, но в их воспитании на первом месте были физическое развитие и военная подготовка. По достижении определенного возраста им разрешалось принимать участие в военных походах.

По материалам: ped-kopilka.ru, justlady.ru

У слабых детей не было шансов на выживание

Если дитё рождалось слабенькое, с болезнями, родовыми травмами, его бросали на верную смерть, что случалось постоянно. После того, как родился младенец, отцы относили младенцев к старейшинам в городе.

Они обследовали ребенка на заболевания с уродствами. Когда что-либо обнаруживали, отдавали приказ бросать мальчика в специальную яму, в ней он помирал от голода. Когда дети выживали, то им обещались свободные земельные участки, но шанс выжить был минимальный. Больше половины младенцев, родившихся в Спарте, умирало.

Это интересно: 5 самых глупых вещей, которые изменили ход истории: изучаем со всех сторон

Воспитание от 7 до 20 лет[править | править код]

В 7 лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Их разбивали на отряды, в которых уже в столь юном возрасте выделяли наиболее выдающегося мальчика — на него должны были равняться все остальные. Те, кто не справлялся — погибали. Спали дети и подростки на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет. Как пишет Плутарх, детей крайне редко допускали к мытью, чтобы они не были излишне озабочены красотой и чистотой своего тела. Некоторые мальчики клали на свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мальчики постоянно занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Рацион воспитанников был весьма скудным, им не позволялось наедаться до полного насыщения. Возможно, это было связано с тем, что спартанцы считали, что голод стимулирует рост, так как организм не обременён усиленным пищеварением. Однако юные спартанцы посредством такой меры приучались и к ловкости и хитрости: они учились воровать пищу, а так как если их заставали за этим делом, наказание было очень суровым, то им нужно было делать это максимально незаметно.

Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные, но при этом глубокие и содержательные, ответы — по названию области Лакония такая речь стала называться лаконичной. Грамоте их обучали ограниченно, чтобы они обладали самыми базовыми навыками счёта, чтения и письма, но не более того. При этом, спартанцы должны были обладать высокой нравственностью и понимать, что такое добродетель.

В ходе воспитания за детьми осуществлялся строжайший контроль, их приучали к иерархии и субординации. Так, уже в юном возрасте в каждом детском отряде избирался наиболее выдающийся, который ставился в пример остальным. Помимо этого, за детьми следили старики, которые не только поучали их, но и примечали наиболее сильных и храбрых. Контроль осуществлялся и в гимнасиях, и во время тренировок. Помимо этого, для детей постарше назначался педоном — надзиратель, из числа наиболее достойных мужчин. Наконец, с целью подготовки в дальнейшем командующих, среди уже двадцатилетних юношей избирали ирена — самого достойного, выносливого и сильного, который командовал младшими. Кроме того, он проверял их и на понимание и знание добродетели. Он мог попросить воспитанника оценить с нравственной точки зрения тот или иной поступок, при этом свою точку зрения надо было доказывать. За неправильный ответ также полагалось наказание.

Им разрешалось иногда «развлекаться», то есть устраивать так называемые криптии — мальчики бегали в соседние деревни (илотов) и грабили их, а самых сильных мужчин убивали. Также они убивали животных и грелись в их внутренностях.

В 17 лет, когда юные спартанцы возвращались домой, их ждало последнее испытание — им нужно было попасть в храм Артемиды, находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву» — вытерпеть очень жестокую порку. Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и хлестали его мокрыми розгами. Если юноша не издавал ни звука, его секли до первых капель крови, но стоило ему издать хоть звук, порка продлевалась на некоторое количество ударов, при этом его секли ещё сильней, так могло продолжаться много раз, и каждый раз порка становилась всё более и более жестокой; жрецы могли засечь юношу до потери сознания и даже до смерти. Таким образом отсеивались слабые.

Девочки в Спарте через эту систему не проходили, но их заставляли много заниматься спортом, и иногда учили пользоваться оружием.

Физическое воспитание в Афинах. Палестры и палестрика

В Афинах имелась целая система различных школ: мусические — где мальчиков 7—15 лет обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестры (от слова «пале» — борьба) — где мальчики 12—16 лет овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаниями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием.

Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Занятия в мусической школе и палестре проходили параллельно. Названные типы школ были частными. Мальчики жили дома с родителями.

Юноши наиболее знатных родителей, достигшие 16-летнего возраста, имели возможность продолжить образование в государственных школах — гимназиях, где значительная часть времени отводилась физическим упражнениям, а остальное — беседам с философами, выдающимися государственными мужами, посещению театров, различных собраний, судов.

Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела.

В конечном счете каждый афинянин становился воином, но воспитание его было не столь однонаправленным, как в Спарте. Согласно законам Афин, основную заботу о воспитании детей должны были проявлять родители.

Девочки не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались в основном умению вести домашнее хозяйство.

Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.

Игры для детей 1—7 лет проводились под наблюдением родителей или воспитателей: это были упражнения с мячом, обручем, с элементами бега, метание копья и диска и другие физические упражнения, развивающие ловкость.

Прыгун в длину перед приземлением с альтерами в руках; перед ним педатриб (судья) с розгами (археологическая находка из Аттики, VI в. до н.э.)

В палестрику входили: пентатлон (бег на 1 стадий, прыжки в длину с альтерами (гантелями) в руках, метание копья, метание диска, борьба), кулачный бой, плавание, верховая езда, рукопашный бой, стрельба из лука, панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), езда на колеснице и др.

Бег включал в себя различные его разновидности: бег на 1 стадий (стадий не имел строго определенной длины, так как отмерялся судьями ступнями — 600 ступней) — около 190 м, бег на 2 стадия, бег на несколько стадий, бег на 24 стадия (самая длинная дистанция), бег с оружием, бег с факелами. По свидетельству древнегреческого писателя Лукиана, бегуны состязались на глубоком песке, «…где трудно прочно стоять и нелегко упереться ногами, так как они вязнут в мягкой почве».

Прыжки выполнялись через рвы и другие препятствия с альтерами в руках, которые символизировали оружие. Прыжок, по мнению большинства историков, представлял собой 5-кратный мно-госкок с двух ног.

Метание копья и диска имело прямую связь с военным делом. Метание копья производилось в цель, а диска — на дальность. Причем метание диска выполнялось так, что снаряд летел в вертикальной плоскости, поскольку способ этого движения был полностью заимствован из военного дела. В армии диск был боевым снарядом. Диски весом от 1,7 до 4,5 кг, диаметром от 14 до 21 см изготовлялись из камня, а позже — из металла.

Борьба была распространена в двух вариантах: в первом победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал соперника на землю, во втором борьба проходила в различных положениях до тех пор, пока один из соперников оказывался на спине.

Орхестрика сформировалась из ритуальных танцев, тесно связанных с древними обрядами посвящения. К ней относились игры с мячом для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Эти движения использовались при совершении культовых обрядов и во время публичных зрелищ, они применялись как вводные и дополнительные к основным при занятиях палестрикой.

Торговля в Спарте

Спартанское государство запрещало всякую внешнюю торговлю. Ни один иностранный купец не мог въехать в Спарту. Никаких товаров не ввозилось из других стран. Торговля была только внутренней и происходила на местных рынках. Затрудняло торговые обороты и неудобство спартанских денег. Они были железными и поэтому очень тяжелыми. Кроме того, для оплаты продуктов или произведений ремесла требовалось большое количество этих денег. Деньги не только не носили в кошельке, как это делается теперь, а хранили в специальных кладовых. Если же кто-нибудь шел на рынок, то он должен был везти деньги в повозке. В это время во всей Греции ходили серебряные деньги, но в Спарте их применять не разрешалось, и нарочно употребляли деньги железные, чтобы затруднить торговлю. Этими специально принятыми в спартанском обществе мерами стремились избежать иноземных влияний и сохранить удовлетворявшие спартанцев примитивные общественные отношения, обеспечивавшие им на основе эксплуатации илотов нужный уровень материального благополучия.

Мальчики жили в казарме с семи лет

В казарме с семи лет…

Матерям не давали долго заботиться о своих детях. Как только мальчику исполнялось семь лет, его признавали готовым к так называемому «спартанскому воспитанию». Их забирали из семьи и селили в казармах, где те жили под присмотром «надзирателя». Жизнь в условиях спартанского воспитания была нелегкой. Детей активно поощряли драться и провоцировали их друг против друга. Это была не школа, где учителя поддерживали мир — если двое детей начинали препираться, то надзиратель подстрекал их разрешить спор кулаками.

Также надзиратель всегда носил с собой кнут и если какой-либо мальчик был чем-то недоволен, то из него немедленно «выбивали дурь». Более того, если отец ребенка узнавал, что его чадо избили, он был вынужден бить своего ребенка во второй раз. Это все делалось, чтобы не «портить» детей.

История Спарты

В 12-м – 11-м столетии до нашей эры на всю территорию материковой Эллады вторглись новые племена дорийцев. В том числе и на земли Лаконики. Только Афины смогли от них устоять. Туда и бежали от захватчиков земледельцы Пелопоннеса. Дорийцы жили уже в родовом строе, что расширило его рамки и на греческие территории.

Лакония

Захватчики быстро переняли от эллинов все их достижения: приспособление для глубокой пахоты, колесные повозки, парусники, прессы и многое другое из технических новшеств. А также освоили основы храмового и замково-крепостного зодчества.

Местное население унижалось, фактически проходило становление рабских условий труда и жизни. Но не везде в одинаковых формах и масштабах. В Спарте, например, завоеватели — спартиаты – вытеснили местное население к границам Лаконики; у населения сохранялось ограниченное самоуправление, развивались ремесла и торговля.

Спартанские воины

После ожесточенной борьбы за территорию оба племени объединились, ими управляли и дорийские цари, и ахейские. Столетие Спарта воевала с соседней Мессенией за расширение территории. Ее жители стали рабами. Но с долей свободы — семьи обрабатывали собственные земельные наделы, которые облагались налогом.

Спарта должна была решать проблемы, до того времени не стоявшие перед ней, – создание такого управления, которое не было известно ни дорийцам, ни ахейцам до того времени. Так появилась аристократически-террористическая форма власти. Из нее Спарта не вышла до распада государства, несмотря на то, что пилила сук, на котором находилась. На первом месте всегда были войны. Это не про них поговорка: «хочешь мира – готовься к войне». Весь социальный уклад Спарты был положен на алтарь разбоя.

Снаряжение спартанского воина

Спартанцев или спартиатов еще называли «лакедемонянами» – по имени территории.

Что же за лад существовал в этом противоречивом обществе? Не путать этот «лад» с музыкальным дорическим. Именно эти племена придумали музыкальный лад «ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре», до сих пор использующийся в греческой музыке. Возможно, из нее позже сформировалась традиционная октава: «до», «ре», «ми»… «до». В архитектуре также сложился дорический стиль. Это всем известные античные и средневековые колонны с карнизом, фризом и архитавром дорической формы – со своеобразным ее расширением. Рассмотрите эти образцы в городе Спарта, Греция (на фото)

Образец дорической архитектуры

Спарта – милитаристское государство.

Скорее всего, это произошло до 600-х годов до нашей эры, иначе через столетие Спарта стала военным лагерем, машиной для войн. Нет оправдания тому, что, мол, обществу будет так лучше

Это важное отступление в теме

Спартанские воины. Древнее изображение

В седьмом веке понятия «искусство» и «поэзия» в Спарте перестали существовать.

Милитаристское государство держало под контролем жизнь граждан от рождения до смерти. Оно определяло, кого из родившихся мальчиков оставить (здоровых), а кого сбросить в пропасть горы (больных). С семи лет они уже не принадлежали своей семье, а становились в ряды военизированного сословия.

Остатки строений Древней Спарты

Цари Спарты, наверное, не понимали, что существует такая вещь, как мир, и в нем хотя бы периодически приходится жить. Они продолжали столетиями одну и ту же политику: побеждали в войне, но теряли мир. В четвертом веке не было года, чтобы спартанцы не плодили новых врагов. Даже из своих союзников.

Это сегодня слово «спартанский» употребляют в значении «умеренный», «скромный».

Тогда же молодой спартанец становился орудием в битвах своих царей. На могилах погибших высекали имя и только два слова — «на войне». На их место становились другие.

Упадок государства

Погубило Спарту золото и серебро, которые захватывались на покоренных территориях. Им владела кучка общества. И уже в «домашнем» обществе пошло расслоение и назревало недовольство воинов, которым приходилось продавать доспехи, чтобы существовать. Земельные участки скупались у крестьян богачами.

Руины Древней Спарты

Последний штрих в историю войн Спарты.

Этот город единственный из древнегреческих полисов, не имевший крепостных стен вплоть до второго столетия до нашей эры. История свидетельствует, что не все крепости надежны, но в Спарте полагались ошибочно лишь на крепость человеческого тела.

Выбор[]

Через несколько ночей, когда птенец привык (хотя бы немного) к своему новому существованию, а тело его заполнилось драгоценным витэ, приходит время выбора предпочитаемого типа крови. Обычно в первый вечер сир сопровождает своего отпрыска, отправляющегося бродить среди стада, хотя в последнее время эта традиция стала менее распространенной. Неонат смотрит на человеческие толпы и прислушивается к своему сердцу и нёбу. Рано или поздно он находит человека, перед запахом которого не в силах устоять. Затем он питается, иногда – с помощью сира. Так он выбирает кровь, которая отныне станет поддерживать его существование.

Сверхглубокие колодцы в Ад

В годы холодной войны СССР и США соревновались во многих областях, не только в космосе. Кто-то запускал людей в безвоздушное пространство, а кто-то старался проникнуть как можно глубже под землю. Так кто же пробурил самую глубокую скважину и что он там нашел?

Нашлось немало интересного и жуткого. «Внутри руин постепенно разваливающегося здания обнаруживается тяжеленная на вид, ржавая металлическая крышка, словно вросшая в бетонный пол и для надежности закрепленная толстыми и такими же заржавевшими болтами. Некоторые считают, что под ней — вход в ад».

Уже страшно? Дальше — хуже. «…Ходит легенда: если опустить в скважину микрофон (такой, чтобы выдержал температуру в 200 градусов по Цельсию), то можно услышать стоны и крики грешников в аду». Марк Пайзинг решил разобраться, зачем вообще нужны такие глубокие дыры в земле.