О молодых дирижерах
Профессиональное музыкальное образование в России подвержено переменам. Далеко не все из них воспринимаются участниками процесса одобрительно. Традиционную систему подготовки музыканта, последовательного проходившего по цепочке школа-училище-ВУЗ, пытаются модернизировать. В складывающихся обстоятельствах молодой русский дирижер попадает в особенно затруднительное положение:
- как правило, ступает на эту стезю, уже овладев другой музыкальной специальностью (или несколькими). А за получение второго высшего образования в России полагается платить;
- процесс обучения не предусматривает возможности совершенствовать практические профессиональные навыки – работать с оркестрами. Невозможно представить, чтобы в такой ситуации оказались скрипачи, пианисты, которым предложат совершенствоваться, практически не пользуясь инструментами;
- в явном дефиците высококлассные педагоги-дирижеры;
- сложно трудоустроиться, когда обучение завершится. Нет спроса ни на ассистентов, ни на стажеров.
Молодому дарованию непросто пробиться, дирижер-выпускник консерватории никому не нужен. Обратная сторона медали: когда Московскому театру оперетты понадобился дирижер, тонко осознающий специфику жанра, долго не могли найти отобрать специалиста по конкурсу. Дирижер — творческая профессия. Человек за пультом оказывает огромное влияние не только на оркестр, но и — опосредованно — на аудиторию, формирует ее вкусы и предпочтения. И аудитория эта не ограничивается теми, кто непосредственно присутствовал при исполнении музыкального произведения.
Подведем итоги
Пути, которыми получившие известность молодые российские дирижеры идут к признанию, непросты и извилисты. Даже самым талантливым далеко не сразу удается утвердиться за пультом, чтобы руководить сильными музыкальными коллективами.
Тем не менее, отечественная дирижерская школа вправе гордиться, что ею подготовлены такие блестящие мастера. Они заслужили славу в стране и за рубежом, стремятся популяризовать классическую музыку как важнейшую составляющую культуры.
Чтобы таланты могли пробиться, им требуется серьезная поддержка на государственном уровне. Ведь становление дирижера занимает многие годы, наполненные тяжелым трудом. Зато это поприще дает возможность творить, находить новое прочтение уже известных произведений, прививать широкой публике любовь к классической музыке, создавать интересные музыкальные коллективы.