Советские военно-воздушные силы в 1981 году. взгляд из фрг

Оглавление

Кладбище танков

Напоследок посмотрим на одну из самых свежих фотографий Дмитрия. Пролетая над одним из кладбищ танков он задался вопросом — почему их не переплавляют для изготовления, например, кастрюль? Оказывается, все эти танки ждут своей очереди на ремонт: их разберут до винтика, очистят от ржавчины и заменят вышедшие из строя механизмы. Впоследствии, обновленные машины будут отправлены в Арктические районы и на Дальний Восток.

Кладбище танков в России

Помимо кладбищ старой военной техники, на нашей планете существуют свалки поездов. О том, как утилизируется такая техника, подробно рассказывал мой коллега Артем Сутягин. Вот ссылка.

Самолеты Туполева (Ту)

Конструкторское бюро Андрея Туполева создает самые быстрые и мощные самолеты с 1922 года до нашего времени. Самолеты этого конструкторского бюро имеют маркировку «Ту».

Именно благодаря этому конструкторскому бюро авиация СССР стала известна во всём мире. После создания Андреем Туполева этой организации в СССР начали активно интересоваться проблемами воздухоплавания, воздушных перевозок, а также создания боевых и транспортных самолетов. В начале 1920-х годов после того, как прошла Первая мировая война, а в России длились революционные действия, а также гражданская война, Андрей Туполев входил в состав Центрального аэрогидродинамического Института имени профессора Жуковского.

А.Туполев

Именно Туполев разработал первый проект аэросаней, которые могли с легкостью передвигаться по заснеженных территориях и транспортировать большое количество грузов.

В 1930 годах конструкторское бюро создало самолеты Ант-24 и разведывательный самолет Ант-70. В 1932 году в честь писателя Максима Горького именно конструкторское бюро Туполева создало невиданный до этого времени агитационный самолет Ант-20.

Какие самолеты во времена ВОВ были круче?

СоветскиеНемецкие

Во время Второй мировой войны многие экипажи частей Красной армии сражались с врагом на самолётах, которые принадлежали конструкторскому бюро Туполева.

Мнение эксперта
Федор Андреевич Брянский
Российский историк-источниковед, приват-доцент многих университетов, писатель, кандидат исторических наук.

По подсчетам экспертов во Второй мировой войне самолеты были представлены в количестве больше чем 5000 штук. Они использовались как боевые, так и транспортные воздушные средства, которые на протяжении войны подтвердили свой статус.

Со временем конструкторское бюро начало после войны строить гражданскую авиацию. Наиболее удачными конструкциями считаются самолеты 50-ых, 60-ых годов Ту-104, а также Ту-95.

Самолет Ту-104

Также в 50-ых годах началась разработка бомбардировщиков и сверхзвуковых самолетов. В эти года был создан сверхзвуковой бомбардировщик 120. К одним из самых уникальных и самых знаменитых разработок Туполева можно отнести самолет Ту-144. Это первый в мире реактивный пассажирский самолет нового поколения для своего времени. Во время семидесятых и восьмидесятых годов были разработаны стратегические ракетоносцы класса Ту-160 и Ту-95.

На данный момент конструкторское бюро также активно разрабатывает новые самолеты, которые впечатляют своим классом и надежностью.

Дальняя бомбардировочная

Недавно появившейся дальнебомбардировочной авиации выпало совершить первые боевые вылеты в первый же день Великой Отечественной войны — 22 июня 1941 года, когда она отправилась на бомбежку скоплений немецких войск непосредственно на государственной границе СССР. После этого советские дальние бомбардировщики наносили удары по целям на территории оккупированной Польши, Румынии и самой Германии. А в конце лета 1941 года впервые бомбили вражескую столицу — Берлин. Тяжелые бомбардировщики Пе-8 и Ер-2 из состава 81-й дальней бомбардировочной дивизии вылетели с аэродрома Пушкин под Ленинградом 10 августа и той же ночью обрушили свой бомбовый груз на столицу Германии, а с середины сентября такие налеты летчики дальнебомбардировочной авиации стали выполнять регулярно. Бомбардировки Берлина группой Евгения Преображенского в 1941-м продолжались целый месяц. Сейчас РВИО создает музей Героя Советского Союза генерал-полковника Преображенского на его родине, в городе Кириллове Вологодской области. /p>

Но обстановка на советско-германском фронте в первый период войны и существенные потери авиатехники вскоре привели к тому, что дальнебомбардировочная авиация стала использоваться не по своему прямому назначению, а фактически в роли фронтовой. В этом смысле показателен знаменитый эпизод из романа Константина Симонова «Живые и мертвые», где тройка тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 вынуждена была бомбить мост непосредственно у переднего края днем и без прикрытия истребителей. Таких примеров было немало, и стоит ли удивляться, что уже к августу 1941 года потери в дальнебомбардировочной авиации достигли 65%.

В этот момент Ставка Верховного главнокомандования пошла на радикальные меры: дальняя бомбардировочная авиация была переформирована и 5 марта 1942 года превратилась в Авиацию дальнего действия (АДД), сохранив подчиненность непосредственно ставке. При этом она превратилась в самостоятельный род войск, который уже нельзя было использовать как попало, в угоду обстановке.

Командующим Авиацией дальнего действия стал уникальный человек — генерал-майор Александр Голованов, один из тех людей, кто накануне войны ратовал за создание дальнебомбардировочной авиации. Это человек пользовался уникальным доверием со стороны Сталина, что позволило ему после назначения на новую должность быстро превратить АДД в эффективный боевой инструмент. И не только боевой: тяжелые бомбардировщики авиации дальнего действия были единственными машинами в Советском Союзе, способными преодолевать трансконтинентальные и трансокеанские маршруты. Поэтому именно они выполняли многие политически значимые полеты, такие, например, как доставка советской делегации во главе с Иосифом Сталиным на Тегеранскую конференцию в 1943 году или полет главы Наркоминдела Вячеслава Молотова в Англию и США по вопросам союзнической поддержки летом 1942 года.

Примечательно и то, что в том же 1942 году в состав АДД вошел, например, Гражданский воздушный флот — «Аэрофлот», многие летчики которого выполняли совсем не гражданские задания, доставляя грузы партизанам, перебрасывая советских военных советников и военные грузы в Южную и Восточную Европу. Вероятно, на том, чтобы активно использовать гражданский флот и включить его в состав Авиации дальнего действия, настоял сам Александр Голованов, который до начала 1941 года работал именно в ГВФ и даже заслужил титул «летчика-миллионера», то есть имевшего налет в миллион километров.

Оценка самолетостроения в Мире

Основные тенденции в развитии винтомоторных самолетов за годы войны можно свести к следующему:– полный и окончательный отказ от схем биплан, подкосный моноплан и от трехмоторной схемы;– тщательная аэродинамическая «доводка» планера самолета за счет устранения или доработки «мелочей», вызывающих дополнительное сопротивление;– введение в практику ламинарезированных крыльевых профилей (на истребителях) и герметизированных кабин;– усложнение посадочной механизации (предкрылки, щелевые закрылки, закрылки Фаулера) для компенсации возросшей нагрузки на крыло;– переход на трехколесное шасси с носовой опорой, обеспечивающее возможность более эффективного торможения при пробеге и упрошаяюшего технику посадки;– применение каплевидных фонарей кабины на истребителях, обеспечивающих лучший обзор пилоту;– повсеместное распространение бронирования и протектированнных баков для повышения боевой живучести летательных аппаратов;– усовершенствование устройств для повышения высотности двигателей (распространение двухступенчатых центробежных нагнетателей и турбокомпрессоров);– введение форсированных режимов работы двигателя для кратковременного повышения мощности самолета при взлете и в бою;– тенденция к замене двухлопастного воздушного винта винтом с большим числом лопастей;– замена пулеметного вооружения винтовочного калибра крупнокалиберными пулеметами и пушками калибра 20 и 30 мм;– окончательное вытеснение открытых турельных стрелковых установок установками башенного типа (на некоторых самолетах – с дистанционным управлением);– замена механических прицелен гироскопическими;– установка на самолетах бортовых РЛС для действий в условиях ограниченной видимости;– замена неуправляемых авиационных ракетных снарядов ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» (тан.ко в Германии);– применение катапультных систем покидания самолета (только в Германии).

New layer…

Праздник ВВС

В том же 1933 году (согласно постановлению Совета Народных Комиссаров) был учрежден день ВВС СССР. В качестве праздничной даты в Совнаркоме выбрали 18 августа. Официально день был приурочен к концу ежегодной летней боевой подготовки. По традиции праздник стал совмещаться с разными соревнованиями и состязаниями по технике пилотажа, тактической и огневой подготовке и т. д.

День ВВС СССР использовался для популяризации гражданской и военной авиации среди советских пролетарских масс. В торжествах по случаю знаменательной даты участвовали представители промышленности, Осоавиахима и Гражданского воздушного флота. Центром ежегодного праздника был Центральный аэродром имени Михаила Фрунзе в Москве.

Уже первые мероприятия привлекли внимание не только профессионалов и жителей столицы, но и многочисленных гостей города, а также официальных представителей иностранных государств. Праздник не мог обойтись без участия в нем Иосифа Сталина, членов Центрального Комитета ВКП(б) и правительства

Разведка

Тип Нет. Срок службы Название НАТО Замечания
Антонов Ан-30 1974 – дата Лязг Аэросъемка; мало построено.
Ильюшин Ил-28 Р ? -? Бигль
Микоян-Гуревич МиГ-21 Р 1965 – дата Рыбная ложа-H
Микоян-Гуревич МиГ-25 Р 1970 – дата Foxbat 1190 построено всех вариантов.
Мясищев М-17 / М-55 » Геофизика « 6+ 1982 – дата Мистик-A / B Был ELINT, использовался для метеорологических исследований.
Неман Р-10 490 1937–1943 н / д
Поликарпов Р-1 и Р-2 2 800+ 1924–1934 н / д Копия Airco DH.9A . Тоже легкий бомбардировщик.
Поликарпов Р-5 490 1928–1944 н / д
Поликарпов Р.З. 1,031 1935–1941? н / д Улучшенная Р-5.
Сухой Су-17 Р » Стриж « ?-Дата Слесарь Некоторые Су-17М использовали разведывательные блоки. Су-20Р был только экспортным.
Сухой Су-24 МР 110+ 1985 – дата Фехтовальщик-E
Туполев Р-3 103 1926–? н / д
Туполев Р-6 7000+ 1929–? н / д Все варианты.
Туполев Р-7 1 н / д 1930 прототип
Туполев Ту-16 Р 1 507+ ? -? Барсук-Э
Туполев Ту-22 Р 127 1962–? Блиндер-С
Яковлев Як-4 90 1941–1945 н / д Перечислен в разведку.
Яковлев Як-25 РВ 165 1959–1974 Мандрагора Два беспилотных варианта.
Яковлев Як-27 Р ~ 160-180 1960–? Мангровые заросли
Яковлев Як-28 Р 220+ середина 1960-х гг. 1992/94 Брюэр-Д

6Киевский авиационный завод

Государственный авиационный завод № 12 был создан 9 сентября 1920 года в Киеве. В первые годы основными направлениями деятельности завода было выполнение ремонта находившихся на вооружении самолетов зарубежного производства и выпуск запасных частей к ним. В 1923 году при заводе было создано конструкторское бюро, которое возглавил К. А. Калинин.

В 1925 году завод освоил производство первого самолета оригинальной конструкции, которым стал 4-х местный пассажирский самолет К-1. В 1934 году завод выпустил скоростной шестиместный пассажирский самолет ХАИ-1. После 1937 года заводом были выпущены самолеты ОКО-1, ОКО-2 и ОКО-6 конструкции В. К. Таирова.

После начала Великой Отечественной войны заводское оборудование было вывезено на восток. После освобождения Киева 6 ноября 1943 года завод был восстановлен и выполнял ремонт самолетов По-2 и сборку Як-3 и Як-9.

23 августа 1948 года киевский завод приступил к освоению серийного производства самолета Ан-2. Всего на заводе было изготовлено 3320 таких машин. В 1959—1978 годах на заводе был запущен в серийное производство пассажирский самолет Ан-24. В 1969—1985 годах завод выпускал самолет Ан-26. С 1979 года началось производство самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-32.

После распада Советского Союза завод стал украинским предприятием «АВИАНТ». А 30 октября 2008 года вошел в состав украинского Государственного предприятия «Антонов».

Дальняя авиация

  • Дягилево (Рязань). 49 UTBAP. Ту-22М, Ту-95МС, Ту-9, Л-39С, Л-29.
  • Рязань . TBAP. Ту-95У и Л-39С по состоянию на 1994 год. 43-й учебно-боевой центр (Ту-22М и Л-29).
  • Шайковка (Шайково) (Калуга). 52 ITBAP. Ту-22М3, Ту-16.
  • Белая Церковь (Киев). 251 ITBAP. Ту-22М, Ту-16, Ту-22.
  • Нежин (Киев). 199 ODRAP. Ту-22Р, Ту-22РДК, Ту-22К, Ту-22
  • Зиабраука (Гомель). 290 ODRAP. Ту-22РДМ, 28 Ту-22Р.
  • Узин (авиабаза) (Киев). 1006 ТБАП, 409 АПСЗ. Ту-95МС, Ту-95, Ил-78.
  • Моздок (Осетия). 121 ТБАП, 182 ТБАП. Ту-22М по состоянию на 1994 год. Ту-95МС16, Ту-95МС6.
  • Прилуки (Киев). 184 ТБАП. Ту-160, Ту-134УБЛ.
  • Полтава (Полтава). 185 ТБАП. Ту-22М3.
  • Озерное (Житомир). 341 ТБАП. Ту-22М2, Ту-22ПД.
  • Мачулищи (Минск). 121 ТБАП. Ту-22М.
  • Барановичи (Брест). 203 ТБАП. 30 Ту-22, Ту-22ПД.
  • Бобруйск (Могилев). 200 ТБАП. 15 Ту-22М, 15 Ту-16.
  • Стрый (Львов). 260 ТБАП. Ту-22М3, Ту-16.
  • Аэродром Раади , Тарту . 132 TBAP. Ту-22М3, Ту-16.
  • Тверь (Витебск). 402 ТБАП. 20 Ту-22М3.
  • Сольцы-2 (Новгород). 840 ТБАП. Ту-22М3 по состоянию на 1994 год.
  • Аэродром Спасск-Дальний . 219 ODRAP. Ту-16Р, Ту-16З. ( Спасск-Дальний )
  • Семипалитинск (Казахстан). 1223 ТБАП, 1226 ТБАП. Ту-95МС, Ту-95М.
  • Украинка (Амур). 40 ТБАП, 79 ТБАП. Ту-95К, Ту-95КМ.
  • Белая (Иркутск). 303 ТБАП, 1225 ТБАП. Ту-22М по состоянию на 1994 год.
  • Воздвиженка (Приморский). 444 ТБАП. Ту-16.
  • Завитинск (Чита). Ту-22К.
  • Энгельс-2 (Саратов). 200 ТБАП, 1096 ТБАП, 1230 APSZ. Ту-160 и Ту-134УБЛ (после 1994 г.). Ту-22, Ил-78, ЗМД, ЗМС-2.
  • Долон . 1223 ГВ, 1226 ГВ. Ту-95МС, Ту-95М.

Самолет Lockheed F-104 Starfighter

Истребитель Локхид F-104 «Старфайтер» эксплуатировался ВВС США, Германии, Японии и Турции с 1958 года. Во время разработки компания Lockheed делала упор на летные характеристики и отлично справилась с задачей. Благодаря скорости полета до 2259 километров в час (почти вдвое выше скорости звука), его даже называли «ракетой с человеком внутри». Помимо участия в разных войнах, этот истребитель также известен как летательный аппарат для испытания защитных покрытий для космических кораблей NASA. Истребители были выведены из эксплуатации в 2004 году и сейчас ржавеют в разных военных базах. Фотографу Дмитрию Осадчему удалось запечатлеть экземпляр, лежащий на заброшенном аэродроме на острове Крит.

Lockheed F-104 Starfighter

Предисловие

22 июня 1941 года фашистская Германия и ее союзники начали войну против Советского Союза. Война эта нанесла колоссальный урон советскому народу, и завершилась Великой Победой 9 мая 1941 года.
Отдавая долг нашим дедам, тем не менее задумаемся — мог ли СССР победить Германию  и ее союзников до 1945 года? Мог ли победить с меньшим количеством жертв? Вероятно, да. Что помешало этого достигнуть? Вероятно, недостаточная боеспособность РККА на момент 22 июня 1941 года.
Рассмотрим один из компонентов боеспособности РККА: боеспособность ВВС РККА

Примем во внимание, что в своей массе советский солдат не был особенно доволен действиями сталинских соколов, особенно в 1941 году

Новейшие разработки в области военной авиации

В июне 2016 года главой дирекции программ военной авиации ОАК Владимиром Михайловым было сделано заявление о разработке перспективного истребителя 6 поколения, к числу характеристик которого относят:

  • гиперзвуковую скорость;
  • сверхманевренность;
  • многофункциональность;
  • стелс-технологию;
  • использование композитных материалов в строительстве.

Радиофотонные РЛС для данных истребителей планируется создать к началу 2020-х годов, отдельные бортовые системы тестируются на самолете Су-57.

Истребитель 6 поколения в базовом варианте – беспилотная машина и только опционально может быть пилотируемым.

ВВС России прошли долгий путь, и в наше время продолжается восстановление и модернизация военной авиации. Достаточное финансирование позволяет заменять старые модели новыми и планировать продолжать производство машин новых поколений, как Су-57.

Влияние качества авиапарка на боеспособность ВВС

Оценим оптимальное качество самолетов:
Влияние качества авиапарка на боеспособность ВВС на первый взгляд достаточно очевидно – каждый советский самолет в своем классе должен быть продуктом более высокого качества, чем аналогичный в ВВС Германии (истребитель – лучше истребителя, бомбардировщик – лучше бомбардировщика и так далее). Чем выше нарастает качество самолета, тем лучше..
Однако, по мере роста скорости, скороподъемности, вооруженности, надежности самолетов, будет расти и их стоимость. То есть за те же деньги уже нельзя будет выпустить столько же самолетов.
Каково же оптимальное качество самолета – не слишком низкое и не слишком высокое?
Выскажу мой личное предположение – оптимальным для самолетов СССР будет качество самолетов, на 20..30% превышающее качество аналогичного самолета противника. Превышение же качества над аналогом противника в 2 раза по всей вероятности потребовало бы роста стоимости в 4 раза, и лежало бы за гранью целесообразности.

ВВС Московского военного округа

Источник Феськов и др. 2004, стр. 145

  • Шаталово . 1046-й учебный центр (МиГ-25, Су-17, Су-24), 1994 г. 164-й отдельный гвардейский разведывательный полк (МиГ-25, Су-24), 1994 г.
  • Кубинка . 9-я истребительная авиационная дивизия (Кубинка)

    • Шаталово . 32-й гвардейский истребительный авиационный полк (МиГ-23МЛД)
    • Кубинка . 234-й гвардейский истребительный авиаполк (МиГ-29).
    • Мигалово . 274-й штурмовой полк (Су-17), 1994 г.
  • Сенной (Багай-Барановка) . 343-й учебный истребительный авиационный полк (МиГ-23, МиГ-29), 1994 г.

Другие подразделения Московского военного округа (Васкес)

  • Бутурлиновка . 186-й учебно-штурмовой полк (Су-25), 1994 г.
  • Ступино . 436-й отдельный транспортный полк (Ми-8), 1994 г.
  • Тамбов . 4255-е резервное авиационное депо.

Учебные центры ВВС

  • Саваслейка (Савостлейка) . 148-й центр боевой и типовой подготовки (Су-27, МиГ-31, Ми-8), 1994 г. 54-й истребительный авиационный полк (Су-27), прибыл около 1994 г. (расформирован в 2005-7).
  • Борисоглебск . 160-й учебный истребительный авиационный полк (МиГ-21, МиГ-29), 1994 г.
  • Тоцкое . 281-й учебный истребительный авиационный полк (МиГ-23), 1994г. (Приволжский военный округ)

От «Ильи Муромца» до Пе-8

Днем рождения дальней авиации сегодня официально считается 23 декабря 1913 года, когда в свой первый испытательный полет отправился самый большой на тот момент самолет в мире — «Илья Муромец», созданный гениальным русским авиаконструктором Игорем Сикорским. Задуманный как пассажирский самолет, «Илья Муромец» с началом Первой мировой войны превратился в первый и самый мощный многомоторный бомбардировщик в мире.

Увы, события первой четверти ХХ века не позволили России удержать заслуженное первенство в сфере тяжелой многомоторной авиации. Его пришлось возвращать невероятными усилиями, и на это ушло почти двадцать лет. Лишь с середины 1930-х годов советские летчики на самолетах конструкции Андрея Туполева и Павла Сухого начали совершать дальние и сверхдальние перелеты. Знаменитые полеты экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова через весь Советский Союз в Америку, в том числе и через Северный полюс, знаменитый полет женского экипажа самолета «Родина» во главе с Валентиной Гризодубовой — все эти достижения имели и далеко идущие практические цели. Понимая неизбежность скорой мировой войны, советское руководство делало все, чтобы доказать потенциальным противникам и союзникам: наши самолеты могут достать врага где угодно.

Высокими темпами в то время развивалась и сама авиационная техника. Если в первые годы после Гражданской войны советские авиаторы вынуждены были довольствоваться морально и технически устаревшими «Муромцами» и иностранными машинами типа «Юнкерса ЮГ-1», то уже в конце 1929 года на вооружение был принят первый советский тяжелый бомбардировщик ТБ-1. Вслед за ним появились ТБ-3 и ДБ-3, а уже накануне Великой Отечественной войны —дальние бомбардировщики Ер-2 и Пе-8.

Это позволило еще в 1930-х годах создать в составе советских Вооруженных сил такое необычное формирование, как Армия особого назначения — воздушную армию, ставшую прообразом дальней авиации как рода войск. Просуществовали они недолго, до 5 ноября 1940 года, когда впервые в отечественной истории была создана дальняя бомбардировочная авиация Главного командования.

Символика

В 1924 году был принят будущий флаг ВВС СССР (сначала он считался аэродромным флагом всех авиационных соединений и отрядов). Фоном полотнища стало солнце. Посередине была изображена красная звезда, внутри нее – серп и молот. Тогда же появились и другие узнаваемые символы: серебряные парящие крылья и лопасти пропеллера.

Как флаг ВВС СССР полотнище было утверждено в 1967 году. Изображение стало крайне популярным. О нем не забыли даже после распада СССР. В связи с этим уже в 2004 году похожий флаг получили ВВС Российской Федерации. Отличия незначительны: исчезла красная звезда, серп и молот, появилась зенитная пушка.

19-я армия ПВО, в первую очередь Кавказ

  • Источник Феськов и др. 2004, стр. 152 и Васкес
  • Насосная . 19 ПВО, 50 ИАП. МиГ-25ПДС.
  • Насосная (Баку). 19 ПВО, 82 ИАП. 38 МиГ-25. (Феськов: местонахождение неизвестно)
  • Ростов-на-Дону Северо-Запад . 19 ПВО, 83 ИАП. 40 МиГ-25.
  • Сандар / Марнеули . 19 ПВО, 166 ИАП. 40 Су-15ТМ.
  • Гудаута (Бомбора) . 19 ПВО, 171 ИАП. Су-15ТМ. — до 1982 года. Затем переведен в Угольные Копи Чукотского автономного округа. База стала домом для другого полка, летающего на Су-27.
  • Приволжский / Волга . 19 ПВО, 209 ИАП. Су-27, МиГ-23.
  • Астрахань Северо-Запад . 19 ПВО, 393 иап. 38 МиГ-23.
  • Гудаута . 19 ПВО, 529 ИАП. 34 Су-27. (Феськов: локация ‘СО’)
  • Крымская (Крым). 19 ПВО, 562-й истребительный авиационный полк 35 Су-27, 1994 г.

Истребители

Тип № Построен Срок службы Название НАТО Замечания
Алексеев И-21/211/215 3 н / д
Bell P-39 Airacobra 4 719 1943–1949 Ленд-лиз из США
Колокол P-63 Kingcobra 2397 1944–1950 Ленд-лиз из США
Curtiss P-40 Томагавк / Киттихок 2,425 1941–1945 Ленд-лиз из США
Григорович И-1 1 н / д
Григорович И-2 и И-2бис 211 1924–? н / д
Григорович ДИ-3 1 н / д
Григорович И.З. 73 1933–1936 н / д
Григорович ИП-1 91 ок. 1936–1940 гг. н / д
Хейнкель I-7 134 1931–?
Ильюшин И-21 2 н / д
Кочеригин ДИ-6 222 1934–? н / д 2-х местный
Лавочкин-Горбунов-Гудков ЛаГГ-1 ~ 100 1940–1945? н / д
Лавочкин-Горбунов-Гудков ЛаГГ-3 6 258 1940? –1945 н / д
Лавочкин Ла-5 9 920 1942 — конец 1940-х гг. н / д Включает тренеров.
Лавочкин Ла-7 5 753 1944–? Плавник Включает тренеров.
Лавочкин Ла-9 1,559–1,895 1946–? Фриц Включает тренеров.
Лавочкин Ла-11 1,182 1948–? Клык
Лавочкин Ла-15 235 1949–1954 гг. Fantail
Микоян-Гуревич МиГ-1 100 1940–? н / д
Микоян-Гуревич МиГ-3 3120 1941–1945 н / д Включает винтовые истребители МиГ-9.
Микоян-Гуревич МиГ-9 (реактивный) 550 1946–? Фарго Включает тренеров.
Микоян-Гуревич МиГ-13 / И-250 10-20 н / д
Микоян-Гуревич МиГ-15 ~ 12 000 1949–? Педик Включает тренеров.
Микоян-Гуревич МиГ-17 10 000 1952–1970-е годы Фреска
Микоян-Гуревич МиГ-19 ~ 8 500 1955–? Фермер включает иностранное производство.
Микоян-Гуревич МиГ-21 10 000+ 1959 – дата Рыбная ложа включает иностранное производство и тренажеры
Микоян-Гуревич МиГ-23 ~ 5 000 1970 – дата Флоггер
Микоян-Гуревич И-75 1 ? Опытный образец перехватчика проиграл Су-9.
Микоян-Гуревич МиГ-25 П 1,190 1972-2007 гг. Foxbat Включает тренеров.
Микоян МиГ-27 1,070 1982 – дата Флоггер D / J
Микоян МиГ-29 1600+ 1983 – дата Точка опоры Включает тренеров.
Микоян МиГ-31 ~ 500 1982 – дата Фоксхаунд
Микоян МиГ-33 Точка опоры E Торговое обозначение МиГ-29М.
Микоян МиГ-35 Точка опоры F Опытный образец на экспорт.
Микоян ЛМФС 1.27 Легкий многофункциональный лобовой самолет.
Микоян-Гуревич Е-152А 1 1960–1965 Флиппер Окончательный экспериментальный образец МиГ-21.
Поликарпов И-1 35 год н / д н / д не используется
Поликарпов И-3 389 1929–1935 н / д
Поликарпова И-5 803 1931–1942 н / д
Поликарпов И-6 2 н / д н / д прототип для И-5
Поликарпов И-15 » Чайка « 7 175+ 1935–1944 н / д
Поликарпов И-16 » Исхак « 9 004+ 1935 — конец 1940-х гг. н / д Возможно построено 7364 истребителя и 1895 учебно-тренировочных.
Поликарпов И-17 3 н / д только прототипы
Сухой Су-1 / И-330 1 1940 г. н / д прототип высотного истребителя.
Сухой Су-1 / И-360 1 1941 г. н / д Су-1 с доработанным крылом не летал.
Сухой Су-5 / И-107 1 1945 г. н / д прототип воздушного винта / реактивного двигателя смешанной мощности.
Сухой Су-7 (1944 г.) 1 1944–1945 н / д Перехватчик смешанной мощности разработан на базе штурмовика Су-6.
Сухой Су-7 <200 1956–? Слесарь-А Стреловидная модель «Слесарь».
Сухой Су-9 <1,100 1959 – c. 1970 г. Рыбный горшок-A / B
Сухой Су-11 108 1964–1983 гг. Рыбный горшок-C Улучшенный Су-9, некоторые модификации Су-9.
Сухой Су-15 <1500 1967–1992 Flagon Включите тренеров. Су-15ТМ не переименован в Су-21.
Сухой Су-27 ~ 680 1984 – дата Фланкер включает экспорт и тренеров
Сухой Су-30 5 1992 – дата Фланкер-Ф (Вариант 1) Перехватчиком был Су-27ПУ.
Сухой Су-33 24 1994 – дата Фланкер-Д Включает трейнер; истребитель-носитель, был Су-27К.
Сухой Су-35 15 1997 – дата Фланкер-Э (Вариант 1) Был Су-27М.
Сухой Су-37 2 Фланкер-Э (Вариант 2) отменил разработку Су-35.
Сухой Су-47 Фиркин Демонстратор технологий
Сухой Су-57 5 В развитие
Туполев И-4 369 1928–1933 н / д
Туполев Ту-28 / Ту-128 198 1965–1992 Fiddler-A / B
Яковлев Як-1 ~ 8,720 1940–1945 н / д Включает тренеров.
Яковлев Як-3 4 848 1944–1945 н / д Включает тренеров.
Яковлев Як-9 16 769 1942–? Фрэнк Включает тренеров.
Яковлев Як-15 ~ 280 1947–? Перо
Яковлев Як-17 430 1948–? Перо Включает тренеров.
Яковлев Як-23 310 1949 — конец 1950-х гг. Флора Заменен на МиГ-15.
Яковлев Як-25 480 1955–1967 Фонарик
Яковлев Як-28 П ~ 1,700 1967 — начало 1980-х гг. Firebar
Яковлев Як-38 231 1976–1991 Фальсификатор Истребитель-авианосец СВВП

Черановский Че-22/БИЧ-22

В России один из ведущих конструкторов планеров Борис Иванович Черановский был также создателем летательных аппаратов, полет которых осуществлялся за счет мускульной энергии. Черановский продемонстрировал свои идеи, создав несколько типов планеров. Первый планер был построен Борисом Черановским в Москве в 1921 году. В 1924 году на соревновании по планерному спорту Черановским были представлены два планера (БИЧ-1 и БИЧ-2). Данные планеры были выполнены по схеме летающее крыло, и пилот в них размещался внутри толстой «обитаемой» центральной части крыла.

Как конструктор самолетов Борис Иванович Черановский начал с работы над летательным аппаратом с абсолютно круглым крылом, а в 1920-30-х годах перешел к «параболоидам». В 1940-х годах Черановский стал сторонником более «стреловидных» самолетов, напоминающих уже не летающие тарелки, а треугольники. И все же Борис Черановский не совсем отказался от идеи использовать преимущества предыдущей концепции. Если разработчик «стрелы» и «сигмы» Александр Сергеевич Москалев в 1944 году создал проект скоростного истребителя РМ-1, представляющего собой удлиненно-остроконечную версию «Сигмы» и лишенного фюзеляжа, Борис Черановский пошел по другому пути. Его проект, появившийся почти одновременно с РМ-1, представлял собой широкое и короткое «летающее крыло», предназначенное для околозвуковых скоростей. Данный проект, равно как и РМ-1 Москалева, не пошел дальше стадии эскизного проекта, но заложенные в проекте идеи нашли свое применение во многих других самолетах.

17 июля 1949 года во время проведения тушинского авиашоу советское правительство представило впечатляющий воздушный парад, во время которого отечественные и зарубежные наблюдатели смогли оценить уровень развития советской авиации. Этот парад был организован с целью произвести впечатление на мир советскими военными достижениями, и в нем участвовали современные реактивные истребители и бомбардировщики, хотя многие из них были только экспериментальными прототипами, которые никогда не будут запущены в серийное производство.

Среди самолетов, продемонстрированных на параде, был небольшой планер компоновочной схемы «летающее крыло». Этим планером был Че-22, управляя которым летчик И. А. Петров перед собравшейся там публикой продемонстрировал фигуры сложного пилотажа. Ведущий объявил, что данный образец является учебным планером, разработанным для подготовки пилотов сверхзвуковых реактивных перехватчиков с такой же компоновочной схемы.

Западные специалисты были совершенно поражены. Шел 1949 год, и русские уже разработали перехватчик, способный преодолевать звуковой барьер. Это была опасность, которую нельзя игнорировать, и поэтому вскоре западные спецслужбы стали искать информацию об этом новом советском самолете. В престижном ежегоднике издательства «Джейнс» была опубликована статья об этом секретном и загадочном советском сверхзвуковом истребителе-перехватчике, разработанном в 1949 году.

Конструктор разрабатывал проекты сверхзвуковых самолетов, таких как оснащенные турбореактивными двигателями «летающие крылья» БИЧ-24 и БИЧ-26. БИЧ-22 был задуман как одноместный экспериментальный планер компоновочной схемы «летающее крыло». В конце 1949 года в расположенных в подмосковной деревне Черное ремонтных мастерских ДОСАВ с планером БИЧ-22 произошла катастрофа, пилот-испытатель И. А. Петров погиб. Работаы по выпуску серии планеров были прекращены.

схема проекта реактивного истребителя схемы «летающее крыло» БИЧ-24

компьютерная модель проекта реактивного истребителя схемы «летающее крыло» БИЧ-24

компьютерная модель проекта реактивного истребителя схемы «летающее крыло» БИЧ-24

компьютерная модель проекта реактивного истребителя схемы «летающее крыло» БИЧ-24

компьютерная модель проекта реактивного истребителя схемы «летающее крыло» БИЧ-24

схема проекта реактивного истребителя БИЧ-26

компьютерная модель проекта реактивного истребителя БИЧ-26

компьютерная модель проекта реактивного истребителя БИЧ-26

компьютерная модель проекта реактивного истребителя БИЧ-26

Экспериментальный

Тип Нет. Срок службы Название НАТО Замечания
Антонов Ан-74 ДРЛО / Ан-71 1 Сумасброд Опытный образец варианта ДРЛО.
Бериев А-60 2 Ил-76МД с лазерным вооружением.
Бисноват 5 2 Ракетный исследовательский самолет.
Микоян-Гуревич И-270 2 н / д Ракетный перехватчик 1945 года, снят с производства.
Микоян пр. 1.44 1 В разобранном виде Демонстратор технологий.
Mil V-12 2 Гомер Опытный образец вертолета.
Мясищев М-50 / М-52 2 Bounder Отменен межконтинентальный бомбардировщик.
ОКБ-1 ЭФ 140 1 Разработка реактивного бомбардировщика Junkers .
Сухой Су-47 / С-37 » Беркут « 1 Фиркин Демонстратор крыла прямой стреловидности.
Сухой Т-4 1 Разведка / удар / перехватчик отменены.
Туполев И-12 1 1931 г. Истребитель вооружен безоткатными 76-мм пушками .
Яковлев Як-36 4 От руки Экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки 1960-х годов ; всего 2 вылетели.
Яковлев Як-141 4 Фристайл Истребитель вертикального взлета и посадки; всего 2 летающих; отменен.

Бомбардировщики

Тип Нет. Срок службы Название НАТО Замечания
Архангельский Ар-2 ? 1940–1941 н / д Доработанный Туполев СБ
Болховитинов ДБ-А 14 1935–?
Дуглас A-20 Havoc 2 908 1940-е годы Коробка Ленд-лиз из США.
Ильюшин ДБ-3 1,528 1936–? н / д Исключая Ил-4.
Ильюшин Ил-4 5 256 1941-начало 1950-х гг. Боб Включает тренеров.
Ильюшин Ил-28 2000+ 1950–1980-е гг. Бигль исключая китайскую версию Hong H-5 .
Ильюшин Ил-54 / Ил-149 1 Паяльная лампа Отменено.
Мясищев М-4 » Молот « 1955-начало 1960-х гг. Бизон 93 все варианты, мало использовалось; большинство переоборудовано в танкеры М-4-2.
М-50 / М-52 2 1957 г. Bounder Только прототипы.
Североамериканский B-25 C / D / S / G / J 866 1940-е годы Банка Ленд-лиз из США.
Петляков Пе-2 » Пещка « 11 427 1941-начало 1950-х гг. Бак Включает тренеров.
Петляков Пе-8 / ТБ-7 ~ 96 1941 – конец 1950-х гг. н / д 93 или 96 построено.
Поликарпов Р-1 и Р-2 2 800+ 1924–1934 н / д Копия Airco DH.9A .
Туполев ДБ-1 18 1934–1937 н / д разработка АНТ-25
Туполев СБ » Катюша « 6 656 1936–1944 н / д Включает тренеров.
Туполев ТБ-1 212 1929–? н / д
Туполев ТБ-3 818 1930–1942 гг. н / д Также база для паразитов И-16
Туполев Ту-2 2,527 1943–1950 Летучая мышь
Туполев Ту-4 847 1949–1960-е гг. Бык Копия Boeing B-29 Superfortress .
Туполев Ту-12 / Ту-77 4 1947–1950 н / д Нет производства.
Туполев Ту-14 ~ 100 1949–? Боцман Включая версии разведчика и бомбардировщика-торпедоносца; больше всего на флот.
Туполев Ту-16 1 507+ 1954–1993 Барсук
Туполев Ту-22 » Шило « ~ 250-300 1962 – дата Blinder Без Ту-22М «Backfire», включая учебно-тренировочные.
Туполев Ту-22М ~ 500 1972 – дата Обратный огонь
Туполев Ту-73 1 1947–1948 н / д Увеличенный военный бомбардировщик Ту-72.
Туполев Ту-80 1 1949 г. н / д Улучшенный Ту-4.
Туполев Ту-82 / Ту-22 1 мясник
Туполев Ту-85 2 Баржа Финальная доработка Ту-4.
Туполев Ту-91 Загрузки Прототип морского бомбардировщика 1954 г.
Туполев Ту-95 300+ 1956–1997 нести Включает тренеров.
Туполев Ту-95 МС 1984 – дата Медведь-H Конструкция Ту-142.
Туполев Ту-98 2 Backfin 1955 г. Демонстрация технологий.
Туполев Ту-160 16 1987 – дата Блэк Джек
Ту ПАК ДА ? Нет прототипов
Яковлев Як-2 111 1940–? н / д
Яковлев Як-4 90 1941–1945 н / д Ночной бомбардировщик позже использовался для разведки.
Яковлев Як-26 9 ? -? Фонарик-Б Версия перехватчика Як-25.
Яковлев Як-28 ~ 700 1960 – c. 1994 г. Пивовар
Ермолаев Ер-2 ~ 320 1941–? н / д

Военно-транспортная авиация

  • Фергана . 194 г. Ил-76, Ан-22.
  • Псков . 334 г.в. Ил-76, Ан-22.
  • Тула . 374 ГВ. Ил-76, Ан-22.
  • Сеща . 566 ГВ, 235 ГВ. Ил-76, Ан-124.
  • Ульяновск . Ил-76, Ан-22.
  • Кировокан . Ил-76, Ан-22.
  • Смоленск . 103 г. Ил-76, Ан-22.
  • Новгород . 110 г. Ил-76.
  • Витебск . 339 г.в. Ил-76, Ан-22.
  • Запорожье . 37 ГВ. Ан-22.
  • Кривой Рог . 338 ГВ. Ил-76, Ан-22.
  • Мелитополь . 25 г.в. Ил-76, Ан-22.
  • Джанкой . 369 г.в. Ан-22.
  • Иваново . 81 г. Ан-22.
  • Паневежис . 117 г. Ан-22.
  • Кедайняй . 128 г. Ил-76, Ан-22.
  • Шяуляй . 196 г. Ил-76.
  • Омск-Чкаловск . 70/353/354 г.в. Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ан-12, Ан-26, Ан-24, Ту-134, Ту-154.
  • Тагенрог . 708 г.в. Ил-76.

Морской патруль

Тип Нет. Срок службы Название НАТО Замечания
Антонов Ан-72 П 1987 – дата Уголь
Бериев Бе-2 / КОР-1 1938–1942 Пылинка Крейсерский гидросамолет
Бериев Бе-4 / КОР-2 1941–? Кружка Летающая лодка
Бериев Бе-6 1949 — конец 1960-х гг. Мэдж Летающая лодка
Бериев Бе-10 1956–? Мальва Реактивная летающая лодка; произведено мало.
Бериев Бе-12 » Чайка « 1961 – дата Почта Амфибия
Бериев Бе-42 / Бе-44 » Альбатрос « 1989 – дата Русалочка Амфибия
Ильюшин Ил-38 ~ 100 1971 – дата май Некоторые с ВМС Индии.
Мясищева 3М / 3МД » Молот « 93 1956 — конец 1980-х гг. Бизон-Б / С Переоборудован в танкеры.
Туполев Ту-16 ПЛ / Р / РМ / СП 1 507+ ? –1994 Барсук-D / E / F
Туполев Ту-95 МР 12 1973? –Дата Медведь-E
Туполев Ту-142 / Ту-142М 1972 – дата Медведь-F