Оглавление
Краткая биография Александра Введенского для школьников
Годы жизни: 23.11.1904 — 19.12.1941. Прожил 37 лет.
Жанры, в которых работал: стихотворения, поэмы, рассказы.
Основные произведения: «Учёный Петя», «Лошадка», «Щенок и котёнок».
Интересные факты из жизни Александра Введенского
- При окончании трудовой школы, будущий писатель завалил экзамен по литературе.
- Некоторое время Александр увлекался Китаем и его культурой, и даже хотел стать китаистом.
- Причиной первого ареста писателя послужил его тост в честь Николая 2, а по другой версии исполнение поэтом гимна царской России.
- Спектакль кукольного театра имени Образцова «Необыкновенный концерт» был поставлен по пьесе Введенского «Концерт-варьете».
Почти литературные игры (хотя – почему «почти?»)
Алиса Порет вспоминает:
Нашим любимым развлечением были «диалоги» Д. И. Хармса и А. И. Введенского. Принцип был такой – максимум вежливости и «бон-тона» и неприятнейший текст. Например:
А. И. Можно узнать, Даня, почему у вас такой мертвенно-серый, я бы сказал, оловянный цвет лица?
Д. И. Отвечу с удовольствием – я специально не моюсь и не вытираю никогда пыль с лица, чтобы женщины рядом со мной казались бы еще более розовыми.
А. И. В вашей внешности есть погрешности – хотя лично мне они очень нравятся. Я мечтал бы завести тоже одну вещь, которая у вас находится на спине, но, увы, это недосягаемо.
Д. И. Что именно вы имеете в виду?
А. И. Я разумею ту жировую подушку, или искривление позвоночника, которое именуется горбом.
Д. И
Вы очень добры, что обратили на это внимание – кроме вас этого никто не заметил, да и я, признаюсь, сам не подозревал, что у меня есть эта надстройка
А. И. Хорошо, что есть на свете друзья, которые указывают нам на наши телесные недостатки.
Не подумайте, что Хармс «давал себя в обиду».
«Теперь я скажу несколько слов об Александре Ивановиче.
Это болтун и азартный игрок. Но за что я его ценю, так это за то, что он мне покорен.
Днями и ночами дежурит он передо мной и только и ждет с моей стороны намека на какое-нибудь приказание. Стоит мне только подать этот намек, и Александр Иванович летит как ветер исполнять мою волю. За это я купил ему туфли и сказал: «На, носи!» Вот он их и носит.
Когда Александр Иванович приходит в Госиздат, то все смеются и говорят между собой, что Александр Иванович пришел за деньгами.
Больше всего Александр Иванович любит макароны. Ест он их всегда с толчеными сухарями, съедает почти что целое кило, а может быть, и гораздо больше.
Съев макароны, Александр Иванович говорит, что его тошнит, и ложится на диван. Иногда макароны выходят обратно.
Мясо Александр Иванович не ест и женщин не любит. Хотя, иногда любит. Кажется, даже очень часто.
Но женщины, которых любит Александр Иванович, на мой вкус, все некрасивые, а потому будем считать, что это даже и не женщины».
Книги
Переломным моментом в биографии писателя стало знакомство с Даниилом Хармсом, с которым его объединили взгляды на литературное творчество. Вместе с Друскиным и Липавским они стояли у истоков сообщества «Чинари», которое позже преобразовалось в Объединение реального искусства (ОБЭРИУ). Название придумал Александр.
Господствующими мотивами поэзии обэриутов были абсурдизм и бессмыслица. Лидером сообщества стал Хармс, в то время как Введенский предпочитал оставаться в стороне от организационных вопросов, но часто выступал на творческих вечерах.
В те годы его произведения для взрослых не пользовались популярностью. Он был гораздо более востребованным как детский писатель и поэт. Создавать стихи для малышей Введенский начал с подачи Самуила Маршака, который пригласил обэриутов писать для журналов «ЕЖ» и «ЧИЖ».
Среди знаменитых детских творений автора — «Кто?», «Когда я вырасту большой» и «Сны». Часть его произведений уже после смерти была опубликована в книге «Необычные стихи», куда также вошли рифмы Саши Черного, Ивана Макарова и Юрия Владимирова.
Александр Введенский и Даниил Хармс / «Писатели и философы»
ОБЭРИУ просуществовала всего 3 года, творчество участников сообщества критиковалось за аполитичность, а они сами в итоге были арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности. Введенского отправили в ссылку в Курск, после чего он некоторое время пребывал в Борисоглебске и Вологде, а затем получил разрешение вернуться в Ленинград. Считается, что в те годы мужчина написал «Серую тетрадь».
После ссылки Александр Иванович вступил в Союз писателей и продолжил творить. В 1936 году он перебрался в Харьков к жене, где была написана знаменитая «Элегия». Она стала одним из самых заметных «взрослых» произведений Введенского, большинство из которых были изданы уже после смерти. Самым крупным является сборник «Всё», пополнивший библиографию в 2010 году и содержащий 700 страниц.
Для чего записывают разговоры друзей
Одноклассник Введенского по гимназии, писатель и философ, и тоже чинарь и обэриут Леонид Савельевич Липавский записывал разговоры друзей. Для чего это делают обычно? Ну, часть людей, понятное дело, стучит (сейчас таких снова много развелось). Но Леонид Липавский спасал для нас с вами то, что тот же Введенский никогда бы не стал записывать сам…
О вдохновении:
А. В.: Оно не предохраняет от ошибок, как это думают обычно; вернее, оно предохраняет только от частных ошибок, а общая ошибка произведения при нем как раз не видна, поэтому оно и дает возможность писать. Я всегда уже день спустя вижу, что написал не то и не так, как хотел. Да и можно ли вообще написать так, как хочешь?
Об искусстве, мире, разуме и времени:
Поэзия производит только словесное чудо, а не настоящее. Да и как реконструировать мир, неизвестно. Я посягнул на понятия, на исходные обобщения, что до меня никто не делал. Этим я провел как бы поэтическую критику разума – более основательную, чем та, отвлеченная. Я усумнился, что, например, дом, дача и башня связываются и объединяются понятием здание. Может быть, плечо надо связывать с четыре. Я делал это на практике, в поэзии, и тем доказывал. И я убедился в ложности прежних связей, но не могу сказать, какие должны быть новые. Я даже не знаю, должна ли быть одна система связей или их много. И у меня основное ощущение бессвязности мира и раздробленности времени. А так как это противоречит разуму, то значит разум не понимает мира.
Литература
- Протоиерей А. И. Введенский. За что лишили сана бывшего патриарха Тихона (Речь прот. А. И. Введенского на заседании 2-го Всероссийского Поместного Собора 3-го мая 1923 года в Москве). — М.: Красная Новь, 1923.
- Протоиерей А. И. Введенский. Церковь Патриарха Тихона. — М., 1923.
- Брушлинская О. Т. Остался нераскаянным // Наука и религия. 1988. — № 6.
- Галутва Г. В. Вершины и пропасти Александра Введенского, митрополита и человека. — М.: Таруса. 2015.
- Козаржевский А. Ч. А. И. Введенский и обновленческий раскол в Москве // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1989. № 1.
- Краснов-Левитин А. Э.
- Краснов-Левитин А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. — 672 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 9).
- Maszkiewicz Mariusz., Mistyka i rewolucja. Aleksandr Wwiedeński i jego koncepcja roli cerkwi w państwie komunistycznym. — Kraków: Nomos, 1995.
- «Обновленческий» раскол. Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики (Сост. И. В. Соловьев), М. (Материалы по истории Церкви). 2006.
- Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX в. СПб., 1999.
- Фирсов С. Л. Огонь и власть. Церковь и советское государство 1918 — нач. 1940-х годов. Очерки истории. М. 2014. С. 217—255.
- Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М.: Общество любителей церковной истории, 2016. — 736 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — ISBN 978-5-9906510-7-4.
- Галутва Г. В. Вершины и пропасти Александра Введенского, митрополита и человека. — М. — Таруса, 2015.
Гимназические годы
В 1914 году Введенский Александр был зачислен в петербургский кадетский корпус вместе со своим младшим братом. Однако в 1917 году мать решила перевести сыновей в гимназию, которая позднее стала 10-й Трудовой школой им. Л. Лентовского. Учебное заведение будущий поэт окончил в 1921 году.
Эта гимназия отличалась от других подобных учреждений талантливыми и опытными учителями, рассказы о которых ходили по всему городу. Здесь Введенский завел первых друзей – Я. С. Друскина и Л. С. Липавского. А также познакомился со своей будущей женой Т. А. Мейер, с которой писатель зарегистрировал отношения сразу после окончания гимназии, но в 1930 году развелся. В эти же годы молодой Александр начинает пробовать сочинять стихи.
Окончив трудовую школу, в которую уже успели переименовать гимназию, Введенский пошел работать конторщиком, а затем его сделали счетоводом на стройке электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году ему удалось поступить в Педагогический университет на факультет общественных наук по специальности «Право».
Одновременно с учебой продолжал работать. Так, с 1923 по 1924 год служил в Фонологическом отделе. В эти же годы стал членом Ленинградского союза поэтов, когда его спросили о направлении, то отнес свое творчество к футуристическому.
Семья
- Первая жена — Ольга Фёдоровна Введенская (дев. Болдырева) (1891—1963), фактически не жил с ней с 1922 г., официально развёлся в 1926 г. (уже будучи «митрополитом»), похоронена рядом с бывшем мужем.
- Сын — протодиакон Александр Александрович Введенский (1913—1988), первоначально был рукоположен отцом во диакона («обновленческого»), после смерти отца принёс покаяние в патриаршей церкви и был заново рукоположен во диакона; до самой смерти своей служил в храме на Калитниковском кладбище. Был женат на Людмиле Ивановне, урождённой ? (1922—2007), детей не имели, похоронены вместе рядом с А. И. Введенским.
- Сын — иерей Андрей Александрович Введенский (1918—1950), первоначально был рукоположен отцом во диакона и иерея («обновленческого»). В октябре 1946 года принёс покаяние в патриаршей церкви. В ноябре 1946 года перерукоположен во диакона, 3 января 1947 года рукоположен во священника. В ноябре 1947 года подал прошение о переходе в Русскую старообрядческую церковь, но не был принят. 3 июля 1948 арестован. 10 января 1949 года приговорён к 10 годам лагерей. 28 апреля 1950 года застрелян при попытке к бегству из Каргапольлага в Архангельской области. Реабилитирован в 1989 году.
- Сын — протоиерей Владимир Александрович Введенский (1921—1984), похоронен рядом с отцом.
- Вторая жена — Татьяна Николаевна Беккер (урожд. баронесса фон Нольде), скончалась в блокадном Ленинграде
- Третья жена — Анна Павловна Введенская (урожд. Завьялова) (1914—2007) После кремации в Митинском крематории захоронена в могилу к А. И. Введенскому.
- Сын — Александр Александрович Введенский (1937—1994)
- Сын — Михаил Александрович Введенский (1938—1942)
- Сын — Олег Александрович Введенский (1942—2008), похоронен рядом с отцом.
- Дочь — Ольга Александровна Введенская (Чубакова) (1943—2018)
Александр Введенский / Книги
- Введенский, А. И. Железная дорога / А. И. Введенский ; . — . — Москва : Ад Маргинем Пресс : АВСдизайн, 2017. — с. : ил. — (А + А).
- Введенский, А. И. Кто? : стихи / рис. Л. Юдина. — Ленинград : Детская литература, 1979. — 16 с. : ил.
- Введенский, А. И. Кто? : стихи и рассказы / А. Введенский ; рис. Ю. Богатовой. — Санкт-Петербург : ДЕТГИЗ, 2011. — 127 с. : ил.
- Введенский А. И. Кто? / А. Введенский ; рис. Л. Юдина ; . — [Репринтное воспроизвед. изд.: Кто? / А. Введенский. — Ленинград : ОГИЗ, 1931]. — Москва : Арт Волхонка : РГДБ, 2017. — с. : ил. — («Детям будущего». Книги 1920-х – 1930-х годов. ; В путешествие).
- Введенский, А. И. Лето : рассказы и повесть для детей / А. Введенский ; . — Санкт-Петербург :Детгиз, 2014. — 115 c. : ил.
- Введенский А. И. Много зверей / Александр Введенский ; рис. В. Ермолаевой ; . — [Репринтное воспроизвед. изд.: Много зверей / А. Введенский. — Ленинград : Госиздат, 1928]. — Москва : Арт Волхонка : РГДБ, 2017. — с. : ил. — («Детям будущего». Книги 1920-х – 1930-х годов. ; В путешествие).
- Введенский, А. И. Мяу : / Александр Введенский ; худож. Вера Хлебникова. — Москва : Мелик-Пашаев, 2012. — 32 с. : ил.
- Введенский, А. И На реке / А. Введенский ; Е. Эвенбах, ил. ; . — [Репринтное воспроизвед. изд.: На реке / А. Введенский. — Ленинград : Госиздат, 1928]. — Москва : Арт Волхонка : РГДБ, 2017. — с. : ил. — («Детям будущего». Книги 1920-х – 1930-х годов. ; В путешествие).
- Введенский, А. И. О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке : / А. Введенский ; худож. Мария Покровская. — Москва : Август, 2001. — 95 с. : ил. — (Повести для самых маленьких).
- Введенский, А. И. О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке : повесть / Александр Введенский ; художник Диана Лапшина. — Москва : Махаон, 2018. — 96 с. : ил. — (Библиотека детской классики).
- Введенский А. И. Путешествие в Крым / . — . — Москва : Ад Маргинем Пресс : АВСдизайн, 2017. — с. : ил. — (А + А).
- Введенский А. И. Рыбаки / А. Введенский ; В. Ермолаева, . — [Репринтное воспроизвед. изд.: Рыбаки / А. Введенский. — Москва : Госиздат, 1930]. — Москва : Арт Волхонка : РГДБ, 2017. — с. :ил. — («Детям будущего». Книги 1920-х – 1930-х годов. ; В путешествие).
- Введенский, А. И. Самый счастливый день : повести для детей / Введенский А. ; рис. Арона Зинштейна ; . — Санкт-Петербург : Детгиз, 2012. — 50 с. : ил.
- Введенский, А. И. Сказка о четырех котятах и четырех ребятах / Александр Введенский ; . — Москва : Просвещение, 2017. — с. : ил. — (Книжка за книжкой).
- Введенский, А. И. Сны : стихи / рис. И. Наховой. — Москва : Детская литература, 1977. — 6 с. : ил. — (Для маленьких).
- Введенский, А. И. Стихи про орла, про лису, про медведя / А. И. Введенский ; худож. Б. Калаушин. — Москва : Малыш, 1991. — 40 с. : ил.
- Введенский А. И. Чудаки : стихи, рассказы / Александр Введенский, Юрий Владимиров ; . — Санкт-Петербург : Амфора, 2011. — 47 с. : ил. — (Библиотека младшего школьника).
- Введенский, А. И. Щенок и котенок : стихи / А. И. Введенский ; худож. Е. Чарушин. — Ленинград : Художник РСФСР, 1976. — 20 с. : ил.
- Игра : стихи / Д. Хармс, Н. А. Заболоцкий, Ю. Д. Владимиров, А. И. Введенский ; худож. В. Васильев. — Петрозаводск : Карелия, 1988. — 63 с. : ил.
- Необычные стихи / Саша Чёрный, А. Введенский, Ю. Владимиров ; художники А. Аземша, Б. Калаушин, С. Остров, Н. Салиенко. — Москва : АСТ, 2017 (макет 2018). — 127 с. : ил. — (Книжка за книжкой. Секрет внутри! Малыш).
- Часы в коробочке : Стихи. Рассказы. Сказки / А. Введенский, Ю. Д. Владимиров, Д. И. Хармс, Н. Олейников ; сост. В. Глоцер ; предисл. В. Глоцер ; послесл. В. Глоцер ; худож. С. Остров. — Санкт-Петербург : Амфора, 2005. — 125 с. : ил.
Введенский и «фин»
Все помнят стихи Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии». А вот как сложился такой разговор у Введенского:
«Когда раздался звонок, и ему крикнули соседи, что это «фин», он ловко нырнул под тряпки и притворился спящим. Ноги его торчали, и «фин» долго его будил, потом положил бумаги на окно и строго стал допрашивать о заработках, договорах, наживе. Введенский вяло сознался, что «что-то было, что он ничего не помнит, что деньги сует в карман, отходя от кассы, их не считает и сейчас же пропивает в культурной пивной под Детгизом». Они долго пререкались, около часу стоял над лежащим Сашей собиратель налогов и наконец сказал:
— Я опишу имущество.
— Пожалуйста.
— Да у вас ни черта нет!
— Как же – вот, описывайте.
На двери огромным гвоздем была прибита черная дамская перчатка.
— А стола нет – где едите?
— В столовой Ленкублита.
— А стихи где пишете?
— В трамвае.
— Да неужто вы здесь спите?
— Нет, я сплю у женщин.
— Закурить есть?
Введенский вынул из кармана смятую коробку:
— Прошу.
Они сели рядом на тряпки, и фининспектор сказал:
— Да, ну и житуха у вас, хуже нашей – собачья.
И они мирно поговорили о том, о сем. «Фин» обещал заглянуть».
Творческий спутник по имени Хармс
Между прочим, в «Чинари» входил и Д. Хармс, именовавший себя «чинарем-взиральщиком». А еще раньше они с А. Введенским декларировали поэтическую платформу «двоих». Судьбы поэтов после состоявшегося знакомства вообще шли «по одной неровной линии», хотя и внешне, и по характеру эти два человека были противоположностью друг другу.
В отличие от собрата по перу, Александр Введенский предпочитал скромно одеваться, но при этом был азартен в игре (чего терпеть не мог Д. Хармс) и заключении всевозможных пари. Общим в их манерах поведения было разве что-то, что у обоих в карманах не задерживались деньги. Зато по части литературных вкусов и мнений они были всегда заодно.
патологическая речь →
сочинения
- Введенский А. И. Причины неверия. По данным религиозной анкеты. Изложение причин и разбор их // Странник. май 1911. С. 682—696; июнь 1911. С. 878—889; декабрь 1911. С. 705—729
- Введенский А. И. Божественная литургия и Иоанн Кронштадтский // Божия Нива. 1918. № 3-5. С. 36-37
- Введенский А. И. Гражданский брак и Церковь // Соборный разум. 1918. № 1-2, 8 (21) апреля. С. 8-10
- Введенский А. И. Смерть религии // Соборный разум. 1918. № 3-5. С. 5-7
- Введенский А. И. Анархизм и религия. Пг.: Соборный разум, 1918
- Введенский А. И. Церковь и голод (1922)
- Введенский А. И. Церковь и революция (1922)
- Введенский А. И. Программа союза общин Древле-Апостольской Церкви // За Христа. Пермь. 1922. № 1-2. С. 22-24
- Введенский А. И. Что нужно церкви? // Живая церковь. 1922. № 2. С. 2-4
- Введенский А. И. Автокефалисты // Соборный разум. 1922, № 1. С. 3-4
- Введенский А. И. Еще об «автокефалистах» // Соборный разум
- Введенский А. И. Что должен сделать грядущий собор? // Живая церковь. С. 4-6
- Введенский А. И. О социально-экономическом вопросе с точки зрения Церкви // Живая церковь. № 2. С. 14-18
- Введенский А. И. Кто пойдет путем обновления церкви? // Живая церковь. 1922. № 3. С. 2-4.
- Введенский А. И. Церковь Патриарха Тихона (1923)
- Введенский А. И. Церковь и государство: Очерк взаимоотношений церкви и государства в России, 1918—1922 (1923)
- Введенский А. И. За что лишили сана бывшего Патриарха Тихона? (1923)
- Введенский А. И. Христианство или коммунизм (1926)
- Введенский А. И. К празднику нашего дела // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. — 1927. — № 4. — С. 8.
- Введенский А. И. Доклад на пленуме Священного Синода 22 ноября 1927 г. // Алчущие правды. Материалы церковной полемики 1927 года / Сост. авт. вступ. с. о. Александр Мазырин, О. В. Косик. — М.: ПСТГУ, 2011. — С. 254–275. — 424 с. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). — ISBN 978-5-7429-0441-3.
- Введенский А. И. Личность Христа в современной науке или литературе (1928)
источники
- Галутва Г. В. Вершины и пропасти Александра Введенского, митрополита и человека. — М.-Таруса, 2015.
- Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. — М.: ПСТБИ, 1994.
- Данилушкин М. Б., Шкаровский М. В. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. — СПб.: Воскресение, 1997.
- Из показаний прот. П. Кедринского на Петроградском процессе 1922 г.- Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. 89305. Т. 17. Л. 75-76
- Кривошеева Н. А. Религиозные диспуты в Москве в 1923 году // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. № 2 (19). С. 215–225.
- Лавринов, Валерий о. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М.: Общество любителей церковной истории, 2016. — 734 с. — (Материалы по истории Церкви). — 1 000 экз.
- Левитин А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996.
- о. Сергий Желудков. К воспоминания об Александре Боярском
- Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. — Новосибирск, М.: Сибирский хронограф, РОССПЭН, 1997.
- Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр РПЦ Православная энциклопедия, 2000. — Т. VII.
- Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996.
- Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ в XX в. — СПб., 1999.
Сноски
Хронологическая таблица «Основные события жизни и творчества А. Введенского»
1904 год. 23 ноября. В Санкт-Петербурге в семье чиновника Ивана Викторовича рождается сын Саша.
1907. Вместе с родителями маленький Саша оказывается в Иркутске.
1914. Саша поступает в Николаевский кадетский корпус, где учится четыре года.
1918. Мальчик продолжает обучение в гимназии им. Лентовской.
1922. Саша поступает в петроградский университет, который вскоре бросает.
1923. Юноша работает в городском фонологическом отделе.
1924. Начинающий литератор становится членом Ленинградского союза поэтов.
1925. Состоялось знакомство поэта с Даниилом Хармсом, которое оказало большое влияние на творческий путь писателя.
1927. Вместе с Хармсом поэт организовывает творческое объединение «ОБЭРИУ».
1928. Введенский сотрудничает с детскими журналами «Ёж» и «ЧИЖ», печатает в них свои стихотворения, занимается переводами сказок братьев Гримм. В этом году выходят несколько книг начинающего автора, в том числе «На реке», «Много зверей», «Мяу».
1930. Александр женится на Анне Ивантер. Этот брак продлится шесть лет.
1931. Введенского арестовывают по доносу и ссылают в Курск.
1932. Поэт возвращается в Ленинград.
1934. Он становится членом Союза писателей. Выходит в свет книга «Мне жалко, что я не зверь».
1936. Поэт женится на Галине Викторовой и переезжает в Харьков.
1937. У него рождается сын Пётр. Издаётся сборник «Щенок и котёнок».
1941. Печатается последняя прижизненная книга поэта «Лето». Поэта арестовывают по обвинению в контрреволюционной агитации.
1941 год. 19 декабря. Введенский умирает от плеврита. Его хоронят в Казани.
1964. Поэта посмертно реабилитируют.
Две противоположности
В июле 1925 года в записной книжке Хармса появляется запись «Введенский Александр Иванович, Съеждинская ул, дом 37». Улицу «Съезжинская» он зарифмовал с той, на которой жил сам – Надеждинской. Это ирония Хармса — а есть ирония жизни: до этого улица называлась… Вторая Введенская.
Введенский еще в детстве успел поменять военное будущее на гражданское (три года учился в кадетском корпусе, но мать забрала его оттуда и отправила в гимназию). В гимназии его укоряли за шалопайство и считали совершенным ребенком, несмотря на взрослый вид. Он рано начал курить, мало кто помнил его без папиросы во рту. Любимая марка в конце жизни – «Казбек» в мягкой пачке.
Они были в чем-то противоположностями. Хармс высок ростом, Введенский – не слишком. Но Введенский был при этом красив лицом. Хармс одевался чудаковато, но заботился о внешнем лоске, всегда до блеска надраивал ботинки. Введенский носил костюм – но вечно помятый, запачканный пеплом, хотя всегда был при галстуке. Хармс был чистюлей – «в отличие от А.И. Введенского, его друга, который всегда был в пуху или небрит, или недомыт по техническим причинам», – как вспоминает их подруга, художница Алиса Порет. Кстати, в своих воспоминаниях она сохранила несколько замечательных и характерных эпизодов.
Не менее азартные игры
Снова обратимся к воспоминаниям Алисы Порет:
«Когда Саше Введенскому было не на что выпить, он держал необыкновенные пари. Например, Хармс должен был дойти от нашего дома до Литейного проспекта, приодевшись в канотье без дна, так что волосы торчали поверх полей; в светлом пиджаке без рубашки, на теле был виден большой крест; военные галифе моего брата, и на голых ногах ночные туфли. В руке сачок для ловли бабочек. Пари держали на бутылку шампанского: если Хармс дойдет до перекрестка и никто не обратит на него внимания, то выиграл он, и — наоборот.
Даниил Иванович дал себя одеть и шел по тротуару очень спокойно, без улыбки, с достоинством. Мы бежали по другой стороне улицы и, умирая от глупого смеха, смотрели — что прохожие? Никто не обратил на него внимания, только одна старушка сказала: «Вот дурак-то». И всё.
Введенский побежал за бутылкой, а Даниил Иванович степенно вернулся к нам, и мы все вместе пообедали».
Но это – игра просто невинная. Была и другая. Одному ее участнику завязывали глаза бинтом и вели неизвестно куда. Людей с одышкой и сердечными проблемами заводили на колоннаду Исаакиевского собора по крутым лестницам. Саму Алису Ивановну, которая терпеть не могла бокс, ласково сопроводили на бой, состоявшийся в цирке, причем усадили ее в первом ряду. А Введенского…
«Хармс повел со мной в филармонию на «Реквием» Моцарта Сашу Введенского, которому медведь наступил на оба уха и который никогда в жизни не был на концерте и заявлял, что из музыкальных явлений он любит только свист, да и то свой. Сидел он сперва смирно, даже хвалился, что ему нипочем – но постепенно стал томиться, ерзал на стуле и пытался приподняться и бежать. Но мы его держали с двух сторон крепко, и музыка вонзала в него свое жало. Он побледнел, выпучил глаза и иногда шептал мне: «Что же это такое? Это о смерти!» – «Возможно», – отвечала я. «Зачем вы меня сюда привели? Пустите меня. Мне кажется, что это меня отпевают». – «Возможно», — сказал Хармс.
В антракте под предлогом выпить в буфете он ускользнул».
Творческое наследие
На творческом счету Александра Введенского — 30 детских поэтических сборников. Из «взрослого» наследия при жизни была лишь «слава одного стихотворения». Это «Элегия», в которой есть, например, такие пронзительные строки:
Мне жалко, что я не зверь, Бегающий по синей дорожке, Говорящий себе: «Поверь», А другому себе: «Подожди немножко»…
Но мы бы не знали ни «Кто?» («Дядя Боря говорит…»), ни «Когда я вырасту большой», ни «О девочке Маше» и других произведений, если бы в блокадном Ленинграде Яков Друскин не сберег творческий архив поэта. И оказалось, что стихотворная «заумь» — это тонкая и, я бы сказала, звонкая игра, за которую никому не приходило в голову осуждать ни Льюиса Кэрролла с Бармаглотом, ни Туве Янсон с Муми-Троллями, но которой были лишены многие поколения советских детишек… пока не был реабилитирован человек, эту игру придумавший — поэт Александр Введенский.
Имя его вернулось к читателям в 1980-х, и хочется верить, что навсегда.
Биография писателя
Введенский Александр Иванович — поэт.
Родился 23 ноября (6 декабря н.с.) в Петербурге в семье экономиста. Учился в гимназии, затем в школе им. Л.Лентовской, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. Но уже в школе начал писать стихи. В те годы любимым поэтом был А.Блок. В 1920-е испытал сильное влияние футуризма. Особенно ценил поэзию Крученых. По окончании школы поступает сначала на юридический факультет Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре оставляет и его. Работал письмоводителем, затем в 1921 — 22 на электростанции «Красный Октябрь». Однако все интересы Введенского — в литературе. В эти годы расширяется круг поэтических, литературных связей поэта, его контакты в мире искусства. Он бывает у Клюева, посещает Кузмина, знакомится с Хармсом, который становится его близким другом. В 1925 они выступают в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами, вступают в Ленинградский союз поэтов, участвуют в сборниках «Собрание стихотворений», в группе заумников (эта деятельность не была ни плодотворной, ни долгой). Стремятся объединить «все левые силы», и в 1927 появляется литературно-театральная группа под названием «ОБЭРИУ» (Объединение Реального Искусства), деятельность которой заключалась в проведении театрализованных выступлений-концертов, часто сопровождавшихся скандалами (надписи бывали такими: «Искусство — это не шкал», «Мы не пироги» и др.). Они провозглашали себя «творцами не только нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и ее предметов». Просуществовали до 1930, когда были разгромлены. Введенский с 1928 выступал как детский писатель, сотрудничал в журнале «Еж» и «Чиж».
К 1931 почти все ОБЭРИУты были арестованы. Введенский был снят с поезда 10 декабря. Им инкриминировалось, что они отвлекают людей от задач строительства социализма своими «заумными стихами». Введенского обвиняли во «вредительстве в области детской литературы». 21 марта 1932 был освобожден, но лишен прав проживания в 16 пунктах СССР сроком на 3 года. Жил в Курске, затем переехал в Вологду, а завершил ссылку в Борисоглебске в 1933.
По возвращении в Ленинград вступает в Союз писателей. В 1933 — 34 написаны лучшие стихи Введенского — «Мне жалко, что я не зверь», «Приглашение меня подумать», «Четыре описания» и др. В 1936, будучи в Харькове, женится и уезжает с женой на Кавказ, потом возвращается в Харьков, где живет, иногда наезжая в обе столицы. Работает в детской литературе, зарабатывает сочинением клоунских реприз, куплетов, миниатюр. В 1939 пишет пьесу «Елка у Ивановых». Незадолго до войны писал пьесу для кукольного театра С.Образцова. В эти годы мало выступал со своими стихами. Последние произведения — пьесы «Потец», «Где. Когда».
Особенности творчества
Введенский Александр был очень далек от футуристских представлений о прекрасном будущем, что сближало его с Велимиром Хлебниковым. В их произведениях было много общих моментов: упрощенные метрика и рифмовка; частые тематические и формальные отсылки к классическим текстам; специальное искажение ритма и прозаизирование стихотворных строк. Однако было и существенное отличие в тематике: Введенский никогда не пускался в романтизацию прошлого или будущего. Единственное, во что верил и о чем писал поэт – бог, смерть и время.
Александр Введенский (стихи это доказывают) верил в то, что время может проявиться лишь в смерти, Хлебников же был уверен в непреложности временных законов. В одном из стихотворений Александра Ивановича встречается восклицание: «Ах! Пушкин…» Это наиболее четко передает его представление о мире, как о разрушившейся цивилизации не только в историческом плане, но и в метафизическом.
Просуществовали обэриуты недолго. Рабочие и крестьяне не понимали их стихов и видели в них только аполитичность и ненадежность. В советских газетах и журналах поэты кружка подвергались серьезным нападкам критиков. Все это привело к уничтожению литературного сообщества.
Портрет в ОБЭРИУ
Важным событием в жизни Введенского и Хармса стало создание в 1927 году знаменитого литературного кружка ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), действовавшего в Ленинграде до 1930 года и входившего на правах секции в Дом печати. Группа молодых поэтов, включавшая, кроме них, также Н. Заболоцкого, Н. Олейникова и др., пыталась приблизить поэтический язык к действительности, «освободившись от догм эпигонов реализма». В «Манифесте» обэриутов Введенский характеризовался следующим образом:
«…разбрасывает предметы на части, но от этого предмет не теряет своей конкретности… разбрасывает действие на куски, но действие не теряет своей творческой закономерности. Если расшифровать до конца, то получается в результате — видимость бессмыслицы. Почему — видимость? Потому что очевидной бессмыслицей будет заумное слово, а его в творчестве Введенского нет, нужно быть побольше любопытным и не полениться рассмотреть столкновение словесных смыслов. Поэзия не манная каша, которую глотают, не жуя и о которой тотчас забывают».
Кстати, исследование Я. Друскина, посвященное поэту, называлось «Звезда бессмысленности».
Когда начались публичные выступления группы, посыпался град критики с обвинениями, в частности, А. Введенского, в «белиберде», «откровенном до цинизма сумбуре» и т. п. Но по воспоминаниям участников этих встреч, при чтении стихов А. Введенским «увлекало не то, чтобы значительностью содержания, а скорее невероятным сплавом лирического и заумного. Прекрасные женщины летали по воздуху, свистели зеленые бобы, а певчие птицы преображались в чоботы…».
Сочинение «Мой любимый поэт Александр Введенский»
Моим любимым поэтом является Александр Иванович Введенский.
С его творчеством я познакомилась на уроке литературе, когда мы проходили его стихотворение «Умный Петя».
И у меня сложилось впечатление, что Петя прекрасно знал, что отвечает неправильно, но хотел насмешить других детей.
Я прочитала стихотворение «Лошадка», в котором рассказывалось про лошадку, умеющую читать плакаты на столбах. И это стихотворение показалось мне смешным.
Тогда я прочитала небольшую поэму «Щенок и котёнок» и поняла, что юмор является отличительной чертой всех стихотворений автора.
Эта весёлая история дружбы щенка и котёнка, запомнилась мне несколькими яркими фразами и смешным, оригинальным финалом. При этом в поэме нет ничего выдуманного, всё так и могло происходить на самом деле.
И котята, и щенки, вырастают, и становятся одни охотничьими собаками, а другие — толстыми котами. Главное, чтобы они не стали кривоногими уродами, которым нравится обижать малышей, как пёс из этого стихотворения.
Я полюбила творчество этого литератора, и теперь редкий день я не открываю томик его стихотворений. Я не читаю его стихотворения запоем, одно за другим, я прочитываю по одному стихотворению в день. И этого оказывается достаточно, чтобы хмурое настроение стало ясным, чтобы развеселиться и с оптимизмом смотреть в будущее.
Очень немногие поэты умеют своими стихотворениями менять настроение читателя. Введенскому это было дано, и за это я люблю его творчество.