Оглавление
Преобразование архаичной системы
При Петре I военнообязанными были представители всех сословий без исключения. Однако в 18 веке ряд законов освободил дворянство от этого долга. Рекрутчина всей своей тяжестью легла на самые низшие и беднейшие слои общества, а богатые могли откупаться. Срок службы составлял 25 лет, в итоге семьи теряли своих порой единственных кормильцев, еще более нищали. По новому закону в армию призывались только молодые люди, достигшие 21 года, причем ровно в том количестве, в котором она нуждалась. Правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, которые выбирались по жребию. Оставшиеся зачислялись в ополчение. Срок службы в пехоте был сокращен до 15 лет, из которых шесть лет – в регулярной армии, девять – в запасе. На флоте призванные служили семь лет, в запасе – три года.
Наличие образования также сокращало сроки службы. Начальная школа уменьшала время присутствия в вооруженных силах до трех лет, гимназия – до полутора, получившие высшее образование призывались только на полгода. Были введены и иные льготы. Единственный сын в семье или единственный кормилец освобождался от воинской повинности. Также под льготы попадали лица духовенства, уроженцы Казахстана и Средней Азии, Кавказа и Севера.
Даты | События |
ноябрь 1861 года | Назначение Дмитрия Милютина на пост военного министра. |
январь 1862 года | Программа преобразования армии представлена императору Александру II на одобрение. |
февраль 1862 — январь 1867 гг. | Работа комиссии по пересмотру рекрутского устава. |
1864 год | Создание военных округов, реформирование системы военного образования. |
1874 год | Введение в действие Устава о всеобщей воинской повинности. |
Предпосылки и причины
Чтобы лучше понять суть военных преобразований, стоит ознакомиться с предысторией реформы и прежними армейскими принципами. К моменту завершения Смоленской войны на Руси существовало около 8-10 полков “нового строя”, представляющих внушительную силу.
Большая часть военных находились в гарнизонах, на так называемой “городской службе”. Русская армия насчитывала приблизительно 100 тысяч человек и, как вы понимаете, её содержание было достаточно затратным для государства, ещё не оправившегося от Смуты.
Отдельной статьёй расходов было финансирование иноземного офицерского корпуса, при этом приток военных был быстрым, но кратковременным. Подобные полки в Европе рассматривались как наёмные, а значит, не должны были содержаться постоянно. Эти проблемы и ряд других стали причиной необходимости проведения военной реформы, чем и занялся Алексей Михайлович в 1648-1654 годах.
Федор Григорьевич Солнцев «Русское вооружение XVI столетия»
Значение реформы для государства
Военные реформы значительно укрепили армию, однако процесс перехода оказался весьма непростым для страны. В своей работе, посвящённой армейским преобразованиям при царе Алексее, историк Н. Н. Петрухинцев указывает:
Однако сложности не остановили стремительное увеличение численности новых полков. К 1668 году в Первом выборном полку уже насчитывалось более трёх тысяч человек личного состава. Несмотря на то, что два полка значились как Государев и Дворцовый, они гораздо чаще воевали, чем участвовали в придворных церемониях.
Немалую роль выборные московские полки сыграли и в подавлении восставших под предводительством Степана Разина. Новые военные формирования, созданные благодаря реформаторской деятельности Алексея Михайловича, погасили смуту, что грозила существованию самого государства.
Н. Е. Сверчков «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году»
Исследователь Р. С. Кривоченков делает весьма точное заключение по поводу указанных изменений:
Военная реформа царя Алексея Михайловича позволила создать армию смешанного типа в соответствии с европейскими принципами устройства. Конечно, подобная структура имела и свои недостатки, однако в целом представляла собой грозную силу. Армейские преобразования составили основу превосходства и паритета в столкновениях с противниками, укрепив позиции России на фоне соседних держав.
Преобразования армии
Еще в 1870 г. был подготовлен проект Закона о введении всеобщей воинской повинности. Уже через два года был готов Устав. На обсуждении в Госсовете многие выступали против. Но несмотря на разногласия, «Устав» был утвержден.
Все воинские силы делились на 4 части:
- Армия и флот.
- Казачество.
- Резервные войска.
- Ополчение.
Устав предусматривал всеобщую воинскую повинность всего мужского населения, достигшего 20 лет, независимо от принадлежности к какому-либо сословию. В мирное время количество призывников составляло 25-30%. От службы освобождались по семейному положению и физической непригодности. Призывники тянули жребий. Жеребьевкой определялось нужное число призывников. Годные к службе зачислялись в ополчение, которое призывалось только в военное время. Сроки военной службы сокращались в зависимости от уровня образования. Такие военные поступали на службу добровольно, срок службы сокращался вдвое. Их называли вольноопределяющимися. Во время прохождения службы солдат обучали грамоте. Военная реформа 1874 г. способствовала ликвидации безграмотности среди призывников (80% были неграмотными).
Кратко о личности Александра II
Император Александр II известен в истории как монарх-реформатор. Таких масштабных изменений Россия не испытывала со времён Петра I. Историки отмечают, что его действия порой были противоречивыми.
Будущий император был хорошо образован, владел тремя иностранными языками, его наставником по праву был Михаил Сперанский, автор многих законопроектов при Александре I. К государственному управлению отец его готовил со всей серьезностью.
Александр был введён в Сенат, Синод, Государственный совет и Кабинет министров. Так же принимал участие в Крымской войне, стоял во главе столичного гарнизона. После смерти Николая I, правление молодого императора началось с завершения военных действий и заключения Парижского мира (1856). Поражение России заставило Александра II задуматься о его причинах и всесторонне оценить обстановку в государстве.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Феодальный строй и крепостное право в России не соответствовало веяниям и техническому развитию второй половины 19 века. Это стало причиной промышленной отсталости империи и поражения её в Крымской войне. Помещики предпочитали использование крестьянского труда, а не внедрение каких-либо технологий. Крестьянство нищало, повсеместно назревали забастовки и голодовки. Что приводило к разорению поместий и, соответственно, уменьшению поступлений в государственную казну. Экономика России находилась в шатком положении и требовала срочных и масштабных реформ. Проигрыш в войне повлиял и на настрой крестьянства, оно утратило доверие к правительству окончательно.
Такая нестабильная обстановка и стала предпосылкой для принятия Александром II решения о проведении реформ во всех значимых сферах. Самым насущным был вопрос отмены крепостного права – император предложил провести этот процесс «сверху» (указом), пока народ не провёл его сам «снизу» (путем революции).
Военно-политические предпосылки реформы
Раскрывая данную тему, нельзя ограничиваться только одним годом. Реформа 1874 года юридически закрепила все преобразования в этой сфере. Необходимость военной реформы была продиктована еще до отмены крепостного права. Русская армия была плохо оснащена в военно-техническом отношении. В этом заключалась причина поражения России в Крымской войне. Обострилась внешнеполитическая обстановка: в 1870 г. Франция была разгромлена Пруссией. В Европе образовалась Германская империя, которая претендовала на первенство в мире. Кроме того, продолжалась гонка вооружения и развивалась военная техника. Но военная реформа в России не могла быть проведена быстрыми темпами. Перевооружение армии зависело от экономики России, которая на тот период намного отставала от Европы. Необходимо было развивать промышленность и транспорт. Поэтому военная реформа проводилась поэтапно.
Реформа городского самоуправления
Для ускорения развития городам не хватало местного самоуправления, общегосударственные мероприятия часто не соответствовали потребностям конкретной местности.
«Городовое положение» от 1870 года позволило создать органы местного управления, в обязанности которых входило благоустройство улиц, развитие инфраструктуры, решение продовольственных проблем и другие вопросы, касающиеся жизни определенного города.
Была создана Городская дума, избираемая раз в 4 года. Стать её членом мог любой горожанин. Дума занималась сбором налогов и назначением управленцев в городе. Средства поступали в размере 1% от доходов промышленных и торговых предприятий. 40% этих денежных ресурсов тратилось на устройство города. Остальные 60% уходили на содержание полиции, тюрем, пожарных служб, солдатских казарм.
По результатам реформы города получили больше самоуправления, в местные органы попадали представители всех сословий. Однако, содержать эти органы управления город должен был на собственные средства, что для маленьких городов было существенной проблемой.
Земская реформа (изменение местного самоуправления)
Для реорганизации системы местного самоуправления в 1864 году императором были подписаны «Земские положения». Они формировались на двух уровнях:
- Уездные земские собрания. Избирались раз в 3 года. Состояли преимущественно из дворян.
- Представители в губернские земские собрания избирались уездными органами.
Уездное население подразделялось на 3 курии (группы):
- землевладельцы;
- городские избиратели;
- выборные от крестьян (сельских жителей).
В первую и вторую курии входили лица с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей. Для крестьян были организованы многоступенчатые выборы.
В сферу обязанностей земских собраний входило:
- установление направления деятельности земства;
- в конце года – контроль деятельности земских управ.
Работа земских органов наиболее проявилась в создании новых больниц и школ. Но полноценными органами самоуправления земства так и не стали.
Финансовая реформа (Государственный Банк)
В 1863 году была проведена финансовая реформа, предполагающая создание системы, соответствующей капиталистическому типу экономики. Её разработкой занимались государственный контролер В. Татаринов и министр финансов М. Рейтерн.
Реформа включала в себя следующие положения:
- принцип гласности – публикация государственного бюджета;
- основание Государственного банка Российской империи;
- создание Главного выкупного учреждения при министерстве финансов;
- создание в структуре министерства финансов казначейств;
- основание финансовых органов местного значения – контрольных палат;
- введение антикоррупционных мер (откупы сменились на акцизные марки);
- деление налогов на прямые и косвенные.
Для препятствования казнокрадству была введена схема отчетности за использованные средства. Государственный бюджет утверждался императором и Государственным советом. В конце каждого года предоставлялся отчет об использовании госбюджета. Реформирование финансовой системы позволило сделать ее более эффективной и открытой.
Историческое влияние реформ
Реформы эпохи Александра II имели большое историческое значение для дальнейшего развития Российской империи.
Освобождение крестьян стало толчком для кардинального изменения общественного строя. Дворянство, занимающее доминирующее положение со времен Екатерины II, перестало преобладать в жизни населения. Появились органы самоуправления, в состав которых могли входить крестьяне. Плюсом стало развитие торговли, городской инфраструктуры. Постепенно исчезала сословная разобщенность между городами и уездами.
Всесословное направление было поддержано созданием судов, земств, всеобщей воинской повинности, школ. Дворянство, утратив привелегированное положение, не смогло до конца перестроиться на новый лад. Что повлекло за собой разорение части дворянских поместий, а их земли попали в руки купцов и крестьян.
Одним из последствий реформ стало активное появление радикально настроенных слоев населения. Проведенные реформы в общественной и государственной жизни не подразумевали проведение политической реформы и изменения конституционного строя. Общество, взбудораженное кардинальными переменами, не могло смириться с такими полумерами. К концу 70-х годов стали появляться революционные кружки, распространяющие социалистические идеи.
Противоречивость императора во внутренней и внешней политике так же способствовала усилению недовольства:
- Крепостное право было отменено, но нерешенным остался земельный вопрос, который имел большое значение для крестьян.
- После проведения военной реформы успехи российской армии проявились в присоединении Туркестана и Дальнего Востока. Но в то же время были отданы Курильские острова и Аляска.
- Реформы носили либеральный характер, однако, в последние годы правления Александра II усилился полицейский террор.
Реформа образования
Реформирование образования проводилось в несколько этапов и на всех уровнях:
- 18 июня 1863 – принят «Университетский указ»;
- 14 июля 1864 – «Положение о народных училищах»;
- 18 ноября 1864 – «Устав гимназий и прогимназий».
Начальные школы
Особенностью реформы начального образования стало разрешение частным лицам и общественным учреждениям создавать школы. Срок обучения составлял 3 года. Появились такие типы образовательных заведений:
- воскресные;
- церковноприходские;
- частные;
- земские;
- государственные.
Средняя школа
Основным звеном среднего образования были гимназии. Они делились на 2 типа:
- Классические. Занимались подготовкой учеников к поступлению в университет.
- Реальные. Готовили учеников к поступлению в технические учебные заведения.
В гимназиях обучение длилось 7 лет. Историки говорят о делении людей того времени на сословия с учетом полученного ими образования: классические гимназии – высшее образование, реальные гимназии – торговцы и промышленники.
Стать учеником гимназии мог человек любого сословия. Однако, обучение было платным, что фактически перекрывало доступ части населения к получению среднего образования.
1862 год считается датой появления первых женских гимназий. Программа в таких заведениях отличалась. Но впервые в истории России женщины получили право на образование.
Высшее образование
Принятие Университетского устава было началом всех образовательных реформ Александра II и установило их хронологию – 1863-64 года. Университеты получали автономию и право избирать ректора и декана своим советом профессоров. Представители этих должностей имели право:
- принимать на работу и увольнять преподавателей;
- утверждать программу обучения;
- формировать учебные планы и дисциплины;
- решать финансовые вопросы.
Женщинам предоставлялась возможность получить высшее образование. Для этого создавались высшие женские курсы. Они были расположены в Москве, Казани, Киеве и Петербурге.
Проведенные реформы были направлены на формирование всеобщего образования. Однако, реальные результаты были достигнуты только в сфере начального образования. Для большей части населения среднее и высшее образование оставалось недоступным, в связи с высокой платой за обучение.
Всеобщая воинская повинность после 1917 года
- В 1906 году срок военной службы сократили до 3 лет.
- После революции ввели обязательную мобилизацию населения.
- В 1925 году военная служба стала обязательной. Призыв на 2 года (на флот 3 года) проходил ежегодно.
- В 1939 году был издан Закон о воинской обязанности, который предусматривал возраст призыва с 19 лет.
- На фронта Великой отечественной войны призывали всех 18-летних, а также принимали добровольцев.
- После войны призывы не проводились.
- В 1949 году Правительство установило новые правила призыва: один раз в конце года, срок службы – 3 года, на флоте — 4 года.
- 12 октября 1967 года ознаменовано принятием Закона «О всеобщей воинской обязанности». Срок службы: 2 года, для флота 3 года.
- В 1993 году принятие закона о воинской обязанности, устанавливающего срок службы 1,5 года, для флота – 2 года.
- Поскольку на Кавказе шла война, в 1996 году Правительство Российской федерации вынужденно увеличило сроки службы до 2 лет.
- Государственная Дума внесла изменения о сроках службы в 2006 году: с 2008 года призывники служат 1 год. Возраст призыва: от 18 до 27 лет.
Военная реформа
В военной сфере реформы представляли собой систему мер, направленную на укрепление боеспособности российской армии и флота. Результаты Крымской войны показали несостоятельность армейской организации в целом. Проведением преобразований в этой отрасли занимался военный министр Д. Милютин.
В 1874 году был подписан «Устав о воинской повинности». Им предусматривалось:
- введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутских наборов;
- призывались здоровые мужчины, достигшие 20 лет;
- срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет и 9 лет пребывания в запасе;
- срок службы на флоте составлял 3 года и 7 лет пребывания в запасе;
- в зависимости от полученного образования и семейного положения срок службы мог уменьшаться.
В мирное время на действительной службе находилось 25-30% призывников.
Управление армией было подвергнуто усовершенствованию. Было сформировано 15 военных округов, на территории которых были расквартированы войска. Их возглавлял командующий, который подчинялся непосредственно министру.
Значимой стала реорганизация системы военного образования. Были ликвидированы кадетские корпуса. Созданы были военные гимназии с улучшенной учебной программой. Их выпускники могли в дальнейшем продолжить обучение в различных учебных организациях.
Военное образование предоставляли юнкерские училища:
- пехотные;
- кавалерийские;
- военно-инженерные;
- артиллерийские.
Высшее образование можно было получить в академиях Генерального штаба, артиллерийских.
Воспитание солдат было построено не на муштре и жёсткости, а на выполнении священного долга по защите отечества.
Реформы коснулись перевооружения. Парусные деревянные корабли заменили паровыми металлическими судами. Сухопутные войска были оснащены скорострельными винтовками, новым артиллерийским снаряжением.
Результатами 20-летнего введения военных реформ стало формирование боеспособной, хорошо организованной и вооруженной армии. Что и было продемонстрировано в последующих военных кампаниях Александра II.
Военная реформа 1861-1874 годов. Этапы
60-70 гг. 19 в.- это время проведения ряда военных реформ. На первом этапе началась реорганизация военной инфраструктуры. Она включала в себя военное управление и военно-учебные заведения. Начало реформы связано с именем военного министра Д. А. Милютина. В январе 1862 г. он представил Александру II план военной реформы. По нему:
- сокращались вооруженные силы в мирное время;
- шла переподготовка офицеров;
- проходило введение новой системы управления армией;
- срок службы в армии сокращался до 15 лет;
- отменялись телесные наказания;
- 15 военных округов подчинялись Военному министерству.
Эта система позволяла оперативно руководить войсками
Если учесть огромную территорию России, это было стратегически важно. Одной из основных проблем реформы был вопрос о подготовке военных кадров
В 1863 г. кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии. А на следующий год учреждены военные училища. Каждый год они выпускали 600 офицеров. Квалифицированных военных выпускали 16 юнкерских училищ. Изменилось высшее военное образование. Были образованы военные Академии по различной специализации: артиллерийской, инженерной, военно-юридической. Эти изменения значительно улучшили подготовку русской армии.
Основные реформы Александра II
Значимыми во время правления Александра II были преобразования:
- Крестьянская реформа, 1861;
- Финансовая реформа, 1863;
- Реформа образования, 1863;
- Земская реформа, 1863;
- Судебная реформа, 1864;
- Реформа государственного самоуправления, 1870;
- Военная реформа, 1874.
Реформой, которая способствовала бы изменению социального и политического положения Российской империи, была отмена крепостного права. Так же остро стоял вопрос изменения военного уклада. С решения этих проблем и начал свою деятельность Александр II в первые годы своего правления.
Крестьянская реформа
Обсуждение путей решения крестьянского вопроса началось с 1857 года. Были созданы местные дворянские комитеты, которые были обязаны предоставить проекты освобождения крестьян для своих губерний. В процессе работы над проектами помещики стремились выставить наиболее выгодные для них условия.
В 1859 году все местные предложения перешли в рассмотрение Редакционной комиссии, задачей которой было составить единый законопроект для всей страны. Во главе комиссии стоял Я. И. Ростовцев. Создавая Положение вместе с другими либерально настроенными чиновниками, он стремился учитывать интересы крестьянства.
В 1860 году проект подвергся цензуре со стороны правительственных сановников, поэтому в итоговом документе интересы помещиков стояли не первом плане.
19 февраля 1861 года императором было подписано «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Основными пунктами были следующие:
- отменялась вотчинная власть помещика над крестьянином (вмешательство в личную и хозяйственную жизнь);
- крепостные стали «временнообязанными» – временно сохранялись оброк и барщина (9 лет);
- крестьянин должен был выкупить в течение 9 лет у помещика землю, заплатив 20% от её стоимости;
- остальную стоимость земли необходимо было выплачивать государству в течение 49 лет.
Данное Положение не привнесло ожидаемую свободу в жизнь крестьянства. Площади выделенных земель часто были меньше тех, которые ранее выделялись помещиками. Участки предоставлялись малоплодородные или в местах со сложными для хлебопашества условиями. Средств на выплату за надел не было, поэтому в счёт погашения долга приходилось отрабатывать на землях, принадлежащих помещику. На разработку своего участка у многих не оставалось ни времени, ни сил. Цена, выплачиваемая помещику и государству за землю, была завышена. На момент полного погашения выкупа, крестьянин платил втрое выше её реальной стоимости.
Ликвидация военных поселений
Одним из первых шагов на пути к восстановлению военной мощи империи стало упразднение военных поселений. Данные образования были созданы в годы правления Александра I с целью улучшить комплектование армии и укрепить положение военнослужащих во время несения службы и после отставки. Однако, они не оправдали ожиданий. В поселениях царила жёсткая дисциплина и надзор начальства над всеми сферами жизни. Проведение сельскохозяйственных работ строго регламентировалось вне зависимости от погодных условий и необходимости. Военнослужащие не были приспособлены к качественному возделыванию земель, поэтому часто их хозяйства приходили в упадок. Всё это привело к недовольству и периодически возникающим бунтам в поселениях.
Придя к власти, Александр II отправил Д. Столыпина в южные поселения для оценки обстановки. Получив донесение флигель-адъютанта о результатах поездки, император в 1857 году принял решение о ликвидации военных поселений и передачи их в управление министерства государственных имуществ.
Принципы службы и жалование
Воинские полки создавались из людей, принадлежавших к разным сословиям. Наибольшую часть составляли жильцы, так именовали самое низкое дворянское звание. Большинство жильцов становилось солдатами, однако со временем при хорошей службе они могли подняться до высших чинов. В тексте принципов реформы значится:
Позднее, при сыне царя Алексея, Петре Первом, шляхетство было несколько изменено, а переход стал осуществляться с первоначального чина ефрейтора или капрала.
В выборных полках предполагалось жалование военнослужащим, что получали его в двух видах — поместном и денежном. Поскольку владельцем земли считался царь, она выдавалась лишь на время военной службы.
Само поместье приносило постоянный доход, а из кормовых денег делались определённые удержания. Исключением являлись доходы полковников, которые получали свои 45 рублей кормовых.
Жалование нижних чинов начислялось в зависимости от звания, происхождения, сословия, семейного положения. В зимнее время полк обычно отправляли по домам, не начисляя кормовых. Иностранцы и те, кому некуда было идти, становились “зимовальщиками”, оставаясь на постой у местных жителей.
Артамон Сергеевич Матвеев в 1654—1671 гг. стольник, полковник и стрелецкий голова 3 приказа
Широкий размах
Существенным толчком к изменению правил комплектования войск российской армии послужил глубинный анализ рекрутского устава. Комиссия по его пересмотру действовала на протяжении почти шести лет – с февраля 1862 по январь 1867 гг. В процессе работы сформировалось четкое понимание необходимости глобального обновления системы финансирования, подготовки, комплектации вооружения и войск.
Также Милютину удалось ввести запрет отдавать в солдаты в качестве наказания за совершение преступления. В армейском укладе министр отменил телесные наказания, которые широко и без разбора применялись по отношению к простым военнослужащим, что порождало в них еще большую ненависть. Еще одним важным новшеством стало обучение солдат элементарной грамоте.
В 1864 году министр предпринял меры по децентрализации военных сил России, создав военные округа. Смысл нововведения заключался в повышении способности к быстрой мобилизации частей армии по всей стране в случае военной необходимости
Особое внимание уделялось образованности офицерского состава. Общее образование давалось в военных гимназиях, специальное – в училищах, разбитых по отдельным военным отраслям, и, наконец, с целью давать университетское образование были созданы пять академий: Генерального штаба, Инженерная, Артиллерийская, Военно-медицинская и Военно-юридическая
Это позволило многократно улучшить качество офицерского состава.
Отсрочка от призыва
Не все желали идти служить в армию, мотивируя бедностью
семьи, для которой потеря рабочих рук была равносильна смерти. Замена другим
членом семьи была не всегда возможна. Поэтому иногда приходилось обращаться в
суд, чтобы получить отсрочку или вовсе освобождение от воинской обязанности для
конкретного юноши.
Воинская повинность отменялась для:
- Единственного сына у родителей,
- Единственный кормилец в семье,
- Юноша, у которого старший брат находится на военной службе или уже отбыл службу.
Посемейный список города Александровска, где указаны имена прошедших военную службу и получивших увольнительные свидетельства.