Оглавление
Военные портреты
Теперь, как никогда, Евгений Викторович начинает воспевать в своих произведениях мужественных и сильных людей, презирающих собственную боль и смерть, отважно идущих на подвиг ради других. В этот период Вучетич начинает работать над группой портретов военных героев
Это были бюсты Ефремова, Ватутина, Жукова, Руденко и других
В этот период Вучетич начинает работать над группой портретов военных героев. Это были бюсты Ефремова, Ватутина, Жукова, Руденко и других.
К исполнению работ мастер относится ответственно и трепетно. Прежде чем встретиться с доблестным натурщиком, Евгений Викторович старался узнать о нем как можно больше, чтобы личное свидание помогло закрепить созданный образ.
Когда же речь шла о портретах погибших полководцев, то старательный скульптор изучал не только весь доступный документальный материал, но и общался с родными и сослуживцами героя, старясь воссоздать его образ как можно ярче и точнее.
Реставрация памятников ВДНХ
На территории ВДНХ находится 49 объектов культурного наследия, большую часть которых составляют исторические выставочные павильоны. К объектам культурного наследия также отнесены входные арки, планировочная структура выставки, каскад прудов, система цветочных партеров, четыре фонтана.
После передачи ВДНХ в собственность города в 2014 году были проведены неотложные противоаварийные работы по сохранению 24 памятников истории и культуры (зданий павильонов и входов).
В ходе этих работ на ВДНХ, помимо горельефа Евгения Вучетича, обнаружили считавшуюся утраченной картину Александра Герасимова «Второй Всесоюзный съезд колхозников и ударников труда 1935 года». Её реставрация фактически завершена. Картину вернут на историческое место после проведения ремонта в соответствующем зале павильона № 1.
В декабре 2020 года в павильоне № 57 после его комплексной реконструкции открыт исторический парк «Моя история». Основу экспозиции составили выставки, проходившие ранее в Манеже.
Родина-мать в Киеве
Фотография: wikipedia.org
Изначально предполагалось, что скульптура будет высотой в 80 метров, но после смерти автора проекта было установлено архитектурное равновесие с колокольней Киево-Печерской лавры. Фигуру из нержавеющей стали изначально намеревались покрыть сусальным золотом, но это оказалось слишком дорого, и от идеи отказались. Проект для своего времени был уникальным: собирали статую специальным краном стометровой высоты, и по техническим расчетам она может выдержать даже землетрясение в 9 баллов. Киевская Родина-мать стала последним монументальным творением Евгения Вучетича, над которым скульптор работал последние два года жизни.
Неожиданная находка
В 1960-х годах горельеф Вучетича был признан не соответствующим новым требованиям советской эстетики и скрыт от глаз публики. В 1990-е годы, после превращения павильона № 1 в торговую площадку, его дополнительно зашили листами фанеры. При этом произошли серьёзные повреждения гипсовых фигур и основы горельефа: четыре элемента были утрачены полностью, восемь — частично.
Горельеф обнаружили во время ремонта павильона в 2014 году. По решению Сергея Собянина его реставрацию провели за счёт городского бюджета. В процессе работ восстановили отбитые фрагменты скульптур, удалили загрязнения, пятна и поздние тонировки, обмазки, инородные записи, укрепили склейки отдельных частей и фрагментов, а также авторское защитно-декоративное покрытие. Специалисты также заделали трещины и технологические стыковочные швы, воссоздали живопись в авторском цвете и тоне, провели бронзирование поверхности.
Сейчас в павильоне № 1 проходит выставка «Художники ВДНХ», посвящённая творчеству мастеров, работавших над оформлением ВДНХ в 1930–1950-е годы. Среди них Александр Дейнека, Александр Самохвалов, Аркадий Пластов, Матвей Манизер, Георгий Мотовилов, Евгений Вучетич, Исидор Фрих-Хар. Жемчужинами экспозиции стали работы А.А. Лабаса (пейзажи различных республик СССР), В.А. Фаворского (изображения стада лошадей разных пород, которые украшали плафон павильона «Ветеринария») и Л.А. Кардашева (гипсовая модель фронтона павильона № 67 «Карелия»), а также фигуры и макеты фигур девушек для фонтана «Дружба народов» А.И. Тенеты.
МУКИ РОЖДЕНИЯ
ЛИЦО И ТЕЛО ЖЕНЫ, А РУКИ – МУСКУЛИСТОГО ДЯДЬКИ
Битва за невероятный проект шла в самых высоких кабинетах.
Творчество — это всегда поиск. Свои идеи он сначала рисовал. Вот один из эскизов к мемориальному комплексу на Мамаевом кургане. Фото: Пересъемка/Светлана Камека.
ИДЕЯ ИЗ ЛУВРА
— По одной из версий, идею памятника в Волгограде Вучетич также обсуждал непосредственно со Сталиным.
— Маловероятно. Дед виделся с ним всего несколько раз, причем не лично, а вместе с другими скульпторами на приемах. Да и разговоры о мемориале начались уже после смерти вождя. История интересная. Дело в том, что идею монумента пробивать первым начал именно дед и даже предлагал свой проект. Власти мысль одобрили, но объявили всесоюзный конкурс, в котором мог участвовать любой — от академика до колхозного сторожа. Дед участвовал на общих основаниях. Письма шли мешками. От некоторых предложений волосы вставали дыбом. Представьте, например, чудовищных размеров «пирамиду Хеопса», из которой торчат огромные автоматы ППШ.
— Щедра народная фантазия. В итоге победил проект Вучетича?
— Но это был совсем не тот вариант, который мы знаем сегодня. Дед изначально предложил композицию из двух фигур: женщина со снопом и знаменем в руках, а перед ней стоит, преклонив колено, солдат, ее сын, и отдает матери меч. Некое продолжение монумента в Трептов-парке. Памятник виделся богатым — камень, бронза. Начали строить.
— Однако так и не построили?
— Запротестовали скульпторы, работавшие вместе с дедом. «Ну сам подумай, Евгений Викторович, — доказывали они. — Сталинград — сражение переломное, все правильно. Но до Победы еще 2,5 года кровавых сражений, а у нас сын уже приходит домой. Не вяжется». Дед внял аргументам. Он вообще ценил чужое мнение.
Где-то в течение года идея новой «Родины-матери» обретала форму. Сначала появилась небольшая скульптура примерно 1,5 метра в высоту, которая у нас сохранилась. Лицо у нее другое, но в целом уже угадываются очертания. Мне кажется, на такое решение темы повлияла знаменитая статуя Ники Самофракийской, которую дед видел в Лувре.
— Новый проект всем понравился?
— Какой там! Началась Сталинградская битва уже для самого Вучетича по переутверждению проекта.
Думаете, это греческая статуя? Но нет. Это тоже набросок «Родины-матери». Пока еще без рук и головы. Идею Вучетичу навеяла знаменитая скульптура Ники Самофракийской, которую он видел в Лувре. Фото: Светлана Камека.
БОЛЬШЕ, НО ДЕШЕВЛЕ
Для Хрущева, боровшегося с культом личности, Сталинград был темой не самой приятной. Ведь сталинградская заваруха, едва не поставившая страну на грань катастрофы, началась с обвала Юго-Западного фронта, который возглавляли Тимошенко и Хрущев.
Сталин звонит из Москвы узнать, как дела. Хрущев отвечает: все нормально. И буквально на следующий день армия Паулюса прорывает оборону, войска фронта оказываются в котле и немцы беспрепятственно устремляются к Сталинграду. Когда Хрущева вызвали к Сталину, он думал, что тот прикажет его расстрелять. «Ты знаешь, Никита, как поступали римские полководцы, проигравшие сражение? — спросил Сталин. — Посыпали себе голову пеплом, — и вытряхнул содержимое своей трубки на голову Хрущева. — Иди, Никита…» Унизил, но не расстрелял. Так по крайней мере рассказывают историки, ссылаясь на архивы.
— С новым проектом все шло непросто. — продолжает внук. — Дед ходил словно по кругам Дантова ада. Даже получил инфаркт, но добился своего. В том числе за счет снижения сметы. «Родина-мать» — первая в мире скульптура из железобетона. Она стала больше, но дешевле. И власти согласились.
— Есть версия, что фигуру он лепил со знаменитой в то время Нины Думбадзе, двукратной чемпионки Европы и призера Олимпиады в метании диска.
Рядом — самый первый, 1,5-метровый прототип (он до сих пор стоит в доме Вучетича) будущего легендарного монумента. Похожа, но еще не то. Фото: Светлана Камека.
— Только как один из рабочих вариантов. Ту же фигуру, что стоит на Мамаевом кургане, он лепил со своей жены Веры Покровской. Лицо тоже ее. С руками любопытная история. Вера Владимировна на деда целый день ворчала, ей страшно надоело позировать с поднятой рукой. И пошла спать. Утром входит в мастерскую — ба: стоит полуобнаженный мускулистый дядька, подняв в руке меч, а Вучетич работает. Так что руки у скульптуры скорее мужские.
— На Мамаевом кургане есть еще одна потрясающая скульптура — «Стоять насмерть». Советский пехотинец будто врос в землю. И лицом сильно похож на маршала Чуйкова?
— Вот именно — похожий. Дед дружил с маршалом. Тот часто бывал у нас. Глаза, лоб, прическа у памятника действительно Чуйкова. А вот мощная нижняя челюсть — одного художника-фронтовика. Дед стремился воплотить образ несгибаемого защитника Сталинграда. Он не делал памятник Чуйкову.
Общая информация
Скульптурная группа «Марсельеза» на триумфальной арке в Париже
Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах; в частности, в 1972 году был заменён меч.
Наиболее вероятно, что фигуру скульптор лепил с спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с жены Веры. По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова или Екатерина Гребнева. Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже, а также что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.
В ночное время скульптура освещается прожекторами.
Основные моменты
Скульптура «Родина-мать зовет»
Памятник «Родина-мать зовет» является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», он выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперед с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают растрепанные на ветру волосы, резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица и сильные руки женщины. Широко раскрытые глаза и рот создают атмосферу тревожности и напряжения. То, что памятник стоит не на высоком постаменте, а всего в двух метрах над землей, придает ему еще большую реалистичность.
У подножия памятника «Родина-мать зовет» находится вершина Мамаева кургана – площадь Скорби. Отсюда, из самого центра Волгограда открывается захватывающий вид на весь мемориальный комплекс, кварталы города, широкую долину Волги и Заволжье.
Лестница, ведущая к мемориалуПлощадь Скорби
Масштабность замысла художника
Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» был создан коллективом из восьми скульпторов во главе с народным художником СССР Евгением Вучетичем к послевоенному открытию ВДНХ в 1954 году. Работа над ним шла три года.
Горельеф расположен в павильоне № 1 «Центральный» в зале № 9, который ранее носил название «СССР в борьбе за мир во всём мире». Горельеф является одним из выдающихся произведений Вучетича, в котором полностью раскрылся талант скульптора и художника. Поражает замысел автора — изобразить более 1,5 тысячи человек на площади 90 квадратных метров.
На горельефе представлено торжественное шествие советского народа (людей разных национальностей, профессий и возрастов) на фоне знаковых сооружений эпохи социализма (высотки МГУ, плотины ГЭС и других).
В ходе реставрации и исследования исторических документов стало ясно, что прототипами изображённых героев были реальные люди. На первом плане находятся порядка 30 основных фигур, которые изображают известных советских граждан. Так, пожилой человек слева напоминает академика Ивана Павлова, около него — нарядно одетая женщина, скорее всего, была вылеплена со знаменитой актрисы Аллы Тарасовой. А узбек с цветком хлопка справа — это дважды Герой Социалистического Труда Назарали Ниязов.
↑ Интересные факты о Е. В. Вучетиче
Вучетич не был достаточно популярен в свое время, в газетах о нем писали, лишь когда находился еще один из предполагаемых прототипов советского солдата, спасшего немецкую девочку и изображенного на скульптуре «Воин-освободитель» в Берлине. О личной жизни великого скульптора стало известно лишь из уст его дочери, художницы Аэлиты Стаховской.
Свою любовь, мать Аэлиты Марию Лазареву, Вучетич встретил в Ростове-на-Дону, когда ему было двадцать, а ей шестнадцать. Вскоре события в его жизни закрутились с невероятной быстротой – окончание художественного училища, женитьба, переезд в Среднюю Азию, рождение двоих сыновей.
Мария и Евгений вновь встретились в столице через шесть лет. Чувства вспыхнули вновь, Мария даже позировала для скульптуры «Партизаны», посвященной участницам Гражданской войны. Мария забеременела, родилась дочь Аэлита. Любовь Марии и Евгения прожила до конца их дней, но обстоятельства так и не позволили им воссоединиться.
Детство
Будущий скульптор Евгений Вучетич родился зимой 1908 года в семье образованных интеллигентов. Мать – учительница, француженка по происхождению, отец – инженер, в Гражданскую войну примеривший на себя чин белогвардейского офицера.
Хотя Женя родился в Екатеринославе (ныне – Днепр, Украина), раннее детство он провел на Кавказе, где на нефтеперерабатывающих производствах работал отец. После событий Октябрьской революции Вучетичи перебрались в Ростов-на-Дону.
С самого детства в мальчике проявлялся неукротимый талант ваятеля. Он лепил фигурки из всего, что было под рукой – из хлебного мякиша, из пластилина, из гипса или глины. Учителя заверяли родителей, что ребенка ждет великое будущее.
↑ Биография Е. В. Вучетича
Евгений Викторович Вучетич родился в 1908 году в Днепропетровске (тогда Екатеринослав). Отец был сербом из Черногории, в Гражданскую войну примкнувшим к белому движению, а мать, девичья фамилия которой была Стюарт, родилась во Франции.
Спустя некоторое время семья Вучетичей переехала в Ростов, где одаренный юноша, став совершеннолетним, поступил в художественную школу. Через пять лет он продолжил обучение в Ленинраде.
С 1937 года начал участвовать в выставках. В 1935, переехав в Москву, Вучетич работает над такими масштабными проектами, как гостиница «Москва», Государственная библиотека им. Ленина.
Когда фашисты вероломно вторглись на территорию СССР, Вучетич добровольно уходит на фронт солдатом-пулеметчиком, впоследствии получив звание подполковника. В 1943 ранен и возвращается в столицу.
С 1943 по 1960 Е. В. Вучетич работает художником-баталистом в СВХ им. М. Б. Грекова, где он окончательно сформировался как скульптор. Главной темой его работ стали важнейшие исторические события нашей страны. Е. В. Вучетич основал «сталинский классицизм» и соцреализм. Эти стили уникальны, так как в них присутствует пластичность модерна. Ансамбли великолепны по своим масштабам и грандиозности. Умер в 1974 году.
Личная жизнь
Скульптор Вучетич, семья и личная жизнь которого долгое время были скрыты от посторонних глаз, был женат трижды и имел пятерых детей, трое из которых были внебрачными.
Первая супруга Евгения Викторовича умерла рано, оставив скорбящему вдовцу двоих сыновей. Далее последовал непродолжительный брак с красавицей-искусствоведом, несколько романтических увлечений и страстных свиданий, преимущественно с натурщицами. Дети, которые родились у скульптора без заключения брака, являлись плодами искренней и глубокой любви. На протяжении многих лет он заботился о них и помогал им.
Третья жена Вучетича — Покровская Вера Владимировна — стала его настоящей подругой и союзницей. Она поддерживала ваятеля в его творческих исканиях, хвалила и ободряла. Именно она была с Евгением Викторовичем до конца его дней.
Умер великий скульптор в возрасте шестидесяти пяти лет.
Тематика
Уже в тот ранний период своего творчества Евгений Викторович определил для себя специфику своих произведений. Это была тематика войны. Начинающего ваятеля привлекали битвы и вооружения, быстро скачущие всадники и развевающиеся знамена. Свои первые произведения Вучетич наделил реалистической романтикой и жизненной экспрессией, которые будут присутствовать во всех его дальнейших изваяниях.
Дипломная работа талантливого студента являла собой статую матроса, целящегося в неприятеля. И хотя фигура была выполнена незрело и наивно, все же она поражала своей искренностью и напряженностью. В дальнейшем скульптура была приобретена музеем Северного Кавказа.
Памятник генерал-лейтенанту Михаилу Ефремову, Вязьма
Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
В основу скульптурной композиции легли реальные события — подвиг генерал-лейтенанта Михаила Ефремова. Командующий 33-й армией погиб весной 1942 года в боях за освобождение Вязьмы. Оказавшись отрезанными от советских войск, бойцы около трех месяцев сражались с превосходящими силами противника. Будучи тяжело ранен, Ефремов продолжал отдавать команды, и небольшая группа солдат держалась до последнего патрона. Даже постамент памятника напоминает неприступный бастион, солдаты сплотились спина к спине вокруг своего командира. Установлен памятник был в 1946 году — на самом высоком месте разрушенной фашистами Вязьмы.
История жизни Евгения Викторовича Вучетич
С 1946 по 1949 год Вучетич вместе с архитектором Я. Белопольским работает над сооружением большого мемориального ансамбля в Берлине, посвященного советским воинам, павшим в последних боях с фашизмом.
При сооружении памятника мастерски использовались различные материалы — гранит, бронза, смальтовая мозаика. Каждый материал внес яркие краски, свою интонацию в создание художественного образа.
Олицетворением победы, мужества и гуманизма советских солдат стал берлинский монумент «Воина-освободителя». Статуя стоит на высоком ступенчатом постаменте из белого камня. Спокойно смотрит вперед молодой советский солдат. Поворот головы, широко развернутые могучие плечи, натруженная рука, уверенно лежащая на рукояти меча, создают впечатление несокрушимой воли. Мечом свободы и справедливости разрублен символ фашизма — свастика. Ее обломки — под ногами советского воина. Маленькая девочка, доверчиво прильнувшая широкой груди молодого солдата, олицетворяет собой будущее человечества, спасенного от ужаса и позора фашистского рабства Советской Армией.
«Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград
В пятидесятые годы Вучетич продолжил работать над портретами. Теперь он обращается в основном к людям мирного труда. В лучших портретах мастера — скульптора Ж. Кишфалуди-Штробла, писателей Шолохова и Белинского — сам композиционный прием и характер лепки выявляют неповторимую индивидуальность модели.
«Когда смотришь на портрет Белинского, то кажется, что он выполнен одним движением резца, — пишет Ф.Ф. Шахмагонов. — Все лишнее, все мелочи убраны, как они были убраны из жизни Белинского»
Высеченная в мраморе большая композиция «Степан Разин» (1959) раскрывает еще одну сторону творчества Вучетича, поражающего размахом, интенсивной деятельностью почти во всех видах и жанрах скульптуры. Разин сидит на камне в глубокой задумчивости. Куда идти, а что же дальше — как бы вопрошает он себя. Поднимаясь по каменным тропам, он сорвал неприхотливый степной цветок — бессмертник. И забыл о нем, но не выронил его все же из руки. Рука сурового воина — и нежный цветок цепкого бессмертника.
Скульптура «Перекуем мечи на орала»
В 1957 году Вучетич в бронзе создает станковую композицию «Перекуем мечи на орала». В этом произведении своеобразно развивает тему воина-освободителя. Скульптор изображает обнаженного атлета, мощным усилием согнувшего и кующего молотом лезвие меча, в котором уже узнается орудие мирного труда. Эта скульптура была поставлена у здания Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и удостоилась Гран-при на Брюссельской выставке.
В 1967 году на Мамаевом кургане в Волгограде открывается грандиозный памятник-монумент, включающий в себя целый комплекс архитектурных и скульптурных сооружений. Вновь Вучетич работает совместно с архитектором Я. Белопольским. Сам мастер в дни открытия памятника, в октябре 1967 года, писал «Памятник героям Сталинградской битвы — это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволяли бы наиболее полно передать размах массового героизма.
ГЕРОЙ И ПРОТОТИП
КОМУ – БЕССМЕРТИЕ, КОМУ – ПИАР
Голову скульптор сначала вырезал из дерева. В ней уже угадываются знакомые черты. Фото: Светлана Камека.
Памятник в Германии немцы реставрировали за свой счет.
— Как вообще складывались его отношения с властью?
— В общем и целом, можно сказать, хорошо. Правда, разоблачение культа личности едва не аукнулось деду. Антисталинский процесс шел тогда по всем фронтам. Устроили даже специальное заседание Академии художеств, на котором как бы разоблачались деятели искусств, активно работавшие во времена Отца народов. Среди них и мой дед. Но повезло, он проскочил это «чистилище» и остался востребованным.
— Доносы на него писали?
— А как же. Парадокс, но в этом был и добрый знак. Значит, твой талант действительно чего-то стоит, раз у тебя столько завистников. На бездарей не писали, кому они нужны.
— У этого таланта есть бесспорные подтверждения: мемориал в берлинском Трептов-парке, архитектурно-монументальный ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде с грандиозной фигурой «Родина-мать зовет!».
— Начать, пожалуй, стоит с Трептов-парка, это будет правильно хронологически. Прототипом величественной фигуры советского воина-освободителя стал старший сержант Николай Масалов. Во время уличных боев в Берлине он, рискуя жизнь, спас немецкую девочку из-под огня эсэсовцев, до того убивших ее мать.
— Однако позировал скульптору не Масалов, а совсем другой солдат — Иван Одарченко, служивший в берлинской комендатуре. Якобы его Вучетич заприметил на праздновании Дня физкультурника в 1947 году.
— На самом деле натурщик был не один. Дед был очень хорошо знаком с тогдашним комендантом Берлина генерал-майором Александром Котиковым, и ему для работы могли предоставить любого солдата. Но именно Одарченко в итоге оказался самым подходящим по фактуре. Ребенка на руках солдата дед лепил с дочки генерала Котикова. Кстати, сам Одарченко, как сейчас говорят, потом сделал себе хороший пиар. После войны он не раз ездил в Германию, давал интервью местным газетам. В общем, дед и его прославил. Кстати, в первоначальном варианте памятника у солдата был автомат. Но когда проект показали Сталину, тот предложил заменить его мечом.
— Как сейчас сами немцы относятся к монументу?
— В 2007 году они сделали его реставрацию за свой счет. Так что нормально относятся.
Великая Отечественная война
В 1941 году скульптор Вучетич пошел добровольцем на фронт, где служил на передовой обычным солдатом-пулеметчиком.
Уже через год он получил звание капитана, однако позднее был сильно контужен и отправлен на лечение в госпиталь. После выздоровления Евгения Викторовича зачислили в Студию военных художников. Благодаря этому талантливый ваятель смог посетить горячие фронтовые точки и пообщаться с мужественными героическими людьми. Этюды, зарисовки и мелкие скульптуры, сделанные наспех, помогли Вучетичу надолго запечатлеть свои чувства и ощущения от увиденного.
То, что молодой человек пережил на войне сам, а также то, что он узнал и услышал, надолго сохранилось в его сердце. Оно побудило скульптора творить более точно и душевно, передавая даже самые тонкие, невидимые поверхностным взглядом внутренние психологические особенности и свойства объектов.
Начало карьеры
После обучения в школе молодой Евгений поступил в Ленинградский институт, где проучился всего два года. На тот момент художественный вуз находился под мощным влиянием формализма. Поэтому Вучетич, которого привлекало реалистическое искусство, оставался в нем недолго. Огромное влияние на него оказало не обучение в учебном заведении, а посещение музеев и изучение классических памятников скульптуры и архитектуры.
В 1932 году начинающий ваятель возвращается домой. Приблизительно в это же время выходит постановление коммунистической партии о том, что деятелям искусства необходимо принимать активное участие в социалистическом строительстве и коммунистическом воспитании трудящихся.
В соответствии с данным решением, молодой скульптор Вучетич окунается в общественно-творческую жизнь Ростова. Он становится председателем Союза художников и занимается оформительской скульптурой: выполняет большой рельеф для строящейся гостиницы и сооружает фонтан для театрального парка.