Иван петрович павлов и его вклад в науку

Оглавление

Достижения Павлова и психология человека

Работая с подопытными животными, Павлов верил, что полученные знания будут решающим звеном в открытии новых законов психической жизни человека. Читая лекции, посвященные выявленным условным рефлексам, ученый высказал мысль, что рано или поздно они приоткроют завесу тайны и над человеческой психикой. Несмотря на то что вся научная деятельность физиолога была связана с собаками, он как-то заметил:

Внутренний двор Дома-музея академика И. П. Павлова, Рязань

«В сущности, интересует нас в жизни только одно: наше психическое содержание».

Ученый всю жизнь стремился к тому, чтобы найти ответ на главную загадку или заложить основу ее будущего решения.

Ученики школы И. П. Павлова. Снимок в день его 75-летия

Только на закате жизни Иван Петрович стал регулярно обследовать клинических больных. В итоге он нашел качественное отличие между высшими нервными процессами у животного и человека. Это не что иное, как речевая функция, которая обусловливает появление новых принципов работы больших полушарий мозга.

Именно речь дает человеку особую систему рефлексов, значительно большую, чем у животных.

Так, собаки реагируют на внешнее воздействие, связанное с жизненными потребностями. Человек тоже имеет эту особенность, но он может реагировать на слова, которые являются для него уникальными условными раздражителями. На основании этого открытия Павлов выделил два уровня сигнальной системы, назвав второй сигнальной системой функцию речи, присущую только человеку, а первой сигнальной системой — чувственные сигналы, посылаемые внешней средой.

На примере это выглядит так: когда вы услышите или прочтете слово «шоколад» и представите, какой он вкусный и сладкий, у вас, возможно, возникнет желание съесть его и объем слюны во рту увеличится.

Вторая сигнальная система сформировалась у человека в процессе эволюции как дополнение к первой, которая досталась в наследство от животного.

Ее работа основана на возбуждении органов, участвующих в общении, она помогает обобщать жизненный опыт и затем использовать его. Именно она дает людям возможность общаться и мыслить, что также является общением, но только с самим собой (так называемая внутренняя речь). Именно поэтому многие исследователи склоняются к мысли, что вторая сигнальная система возникла именно в процессе коммуникации. Павлов считал, что без ее сигналов не может быть ни психической деятельности, ни мысли.

Ученый подчеркивал, что вторая сигнальная система обусловливает более качественную связь человеческого организма с окружающей средой. Например, животные могут учиться только на собственном жизненном опыте с помощью первой сигнальной системы. Человек же открыт для любого стороннего опыта и может черпать его из всего мирового знания с помощью написанных или произнесенных слов, передающихся из поколения в поколение. Сочетания слов могут передавать самые сложные чувства, четко отражать внешнюю действительность спустя многие столетия. Такое видение дало Павлову все основания считать, что психология имеет большой потенциал, который может быть расширен при тесной связи с физиологией.

И. П. Павлов на торжественном присвоении ему звания доктора Кембриджского
университета

После того как была сформулирована идея о сигнальных системах, Павлов сделал еще одно открытие, связанное с защитной функцией нервной системы. Согласно его теории клетки мозга — самые активные клетки человеческого организма, что сказывается на их свойствах, а именно: они подвержены утомлению, перегрузке и повреждению. Природой был создан уникальный механизм защиты этих клеток.

Павлов назвал этот механизм защитным торможением, более известным нам как сон. Во время сна клетки нервной системы восстанавливаются после дневного утомления, при этом организму требуется определенное количество часов сна в течение каждого двадцатичетырехчасового периода. Кроме этого, физиолог обнаружил, что так называемое искусственно вызванное защитное торможение в форме глубокого и продолжительного сна — эффективное лечение некоторых неврозов и психозов.

Марки, посвященные Павлову

Иван Петрович Павлов оставил богатейшее наследие для многих наук, среди которых не только физиология, медицина, психология и психиатрия, но и педагогика, философия и другие родственные области знания о человеке. Его идеи и мысли по инерции продвинули советскую науку вперед. Однако перед последующими поколениями стоит не менее ответственная задача — сохранить и приумножить полученные знания и направить их в мирное русло.

Детство и юность

Российский ученый И. П. Павлов появился на свет 26 сентября 1849 года в городе Рязани. Он был первенцем, потом в семье родилось еще 9 детей. В то время некоторым малышам было суждено умирать еще в раннем возрасте, несколько детей погибли в детстве. Мать будущего физиолога, Варвара Ивановна, воспитывалась в верующей семье. До того как выйти замуж, она была очень здоровой, крепкой женщиной, но постоянные роды отрицательно отразились на ее физическом состоянии. Она не имела формального образования, однако природа подарила ей живой ум, трудолюбие и житейскую мудрость.

Мать ответственно относилась к воспитанию детей и старалась, чтобы они выросли хорошими людьми и смогли реализовать себя в выбранной области. Отец ученого Петр Дмитриевич был священнослужителем в бедном приходе. Он слыл доброжелательным, жизнелюбивым человеком. Благодаря своей искренности и духовному рвению Петр Дмитриевич смог стать отцом-настоятелем одного из рязанских храмов. Папа казался Ивану настоящим героем, упорным и решительным мужчиной. Юноша относился к нему с огромным уважением и часто интересовался его мнением по тому или иному вопросу.

Иван стал обучаться грамоте с восьми лет, но школьное образование начал получать только в одиннадцать. Дело в том, что однажды мальчик упал с лестницы и сильно ударился. После этого у него исчез аппетит, малыш начал худеть и болеть. Рекомендации врачей и народная медицина не давали никакого результата. Тогда Ивана отправили в Троицкий монастырь под опеку игумена.

Нахождение в божьей обители пошло ребенку на пользу. Он хорошо питался, дышал свежим воздухом, мальчика обучили дыхательным упражнениям. Игумен был человеком умным и начитанным, он преподнес Ивану подарок — том басен Крылова, который стал одной из его любимых книг.

Сообщение про Павлова

Много великих людей знает русская земля. Одни из них известны своими произведениями, другие открытиями, третьих можно назвать выдающимися политиками. Их признала не только Россия, но и весь мир.

Одним из таких людей является русский физиолог Иван Петрович Павлов.Являясь создателем российской школы физиологии, он в 1904 году первый русский ученый получил Нобелевскую премию за работу по изучению процесса пищеварения.

Родился ученый в г.Рязани 26 сентября 1849 года.Человек интереснейшей судьбы. Еще до октябрьской революции он первый из русских ученых был признан мировой наукой.Стоя у истоков создания учения о деятельности нервной системы, И.П.Павлов написал множество трудов по физиологии пищеварения, работе мозга.

Академиком опытным путем была сформулирована концепция нервизма (центральная нервная система влияет на всю жизнедеятельность организма).

Павловым был открыт нерв, влияющий на работу сердца. Его работы помогли в дальнейшем в изучении сердечно-сосудистой системы и возможности влияния на артериальное давление.

Неоценимая заслуга ученого работы по пищеварительному процессу: каким образом он проходит и как происходит расщепление пищи на мелкие частицы. На тот момент не было эффективного способа исследования пищеварительной системы. В 1879 году И.П.Павловым была проведена уникальная операция на собаке по внедрению в поджелудочную железу специальной медицинской трубке (фистулы), что позволило наблюдать за процессом пищеварения. Кроме того им были выведены слюнные протоки, чтобы установить связь между двуми процессами. Собака осталась жива и здорова.

Не все опыты академика заканчивались удачно, но собаки служили науки и без этих жертв многие открытия сделать было нельзя. Ученый ценил собак, все свои хирургические вмешательства проводил исключительно под наркозом. Павловым в Санкт-Петербурге был установлен памятник собаке.

Уже будучи в зрелом возрасте академик поддержал Советскую власть, не переставая работать на советскую медицину. Он был выгоден коммунистам, поскольку их идеи марксизма о высшем материализме, Павловым подтверждал своими научными работами. Для него сознание- работа головного мозга, который является лишь частью организма. В победу коммунизма он не верил и открыто писал об этом , говоря, что мировая революция породила фашизм. Сталин уважал академика и несмотря на многочисленные репрессии «не выгодных ученых», его власть не трогала.

Физиолог же не боялся власти, ему уже было почти 70 лет и он считал, что в таком возрасте сделал уже много для медицины России.

Академик Павлов не должен был стать ученым-физиологом, родившийся в семье священника, он учился с начало в духовном училище, потом в семинарии, знакомство с книгой Ивана Сеченова «Рефлексы головного мозга»,нарушило семейные традиции и навсегда повлияло на жизненный путь ученого. В 1870 году он поступает в Петербургский университет на специальность физиология животных. Его учитель Д.Менделеев заложил в будущем физиологе основы неорганической химии, так пригодившейся впоследствии великому академику. 

В личной жизни И.П. Павлов был счастливым человеком. Его окружала заботливая жена Серафима и сыновья. Прожил академик до 86 лет и умер в Санкт-Петербурге 27 февраля 1936 года.

Сообщение для 3 класса

Исследование рефлекторной системы

Павлов внес вклад во многие области физиологии и неврологии. Большая часть его работы включала исследования темперамента , обусловленности и непроизвольных рефлекторных действий . Павлов проводил и руководил экспериментами по пищеварению, в конце концов опубликовав «Работа пищеварительных желез» в 1897 году после 12 лет исследований. Его эксперименты принесли ему Нобелевскую премию 1904 года по физиологии и медицине. Эти эксперименты включали хирургическое извлечение частей пищеварительной системы у животных, разрезание нервных пучков для определения эффектов и имплантацию свищей между органами пищеварения и внешним мешком для исследования содержимого органа. Это исследование послужило основой для обширных исследований пищеварительной системы .

Дальнейшая работа над рефлекторными действиями включала непроизвольные реакции на стресс и боль.

Физиология

В 1870 г Павлов переезжает в Петербург. Поступает в университет, хорошо учится, сначала без стипендии, так как ему пришлось переводиться с одного факультета на другой. Позже успешный студент удостаивается императорской стипендии. Физиология — его основное увлечение, а с третьего курса – главный приоритет. Под влиянием ученого и экспериментатора И. Ф. Циона юноша окончательно определяется с выбором и посвящает себя науке. 

В 1873 г. Павлов приступает к исследовательским работам над легкими лягушки. В соавторстве с одним из студентов, под руководством И. Ф. Циона пишет научную работу о том, как нервы гортани влияют на кровообращение. Вскоре вместе со студентом М. М. Афанасьевым изучает поджелудочную железу. Исследовательской работе присуждается золотая медаль. 

Физиолог Иван Павлов

Учебное заведение студент Павлов заканчивает на год позже, в 1875-м, так как остается на повторный курс. На исследовательскую работу уходит много времени и сил, поэтому выпускные экзамены он заваливает. По окончании учебного заведения Ивану всего 26 лет, он полон амбиций, его ждут прекрасные перспективы. 

С 1876 г Павлов ассистирует профессору К. Н. Устимовичу в Медико-хирургической академии и параллельно изучает физиологию кровообращения. Труды этого периода высоко оценены С. П. Боткиным. Профессор приглашает молодого исследователя поработать в своей лаборатории. Здесь Павлов изучает физиологические особенности крови и пищеварения 

Иван Павлов в Императорской Военно-медицинской академии, 1913 год

В лаборатории С. П. Боткина Иван Петрович проработал 12 лет. Биография ученого этого периода пополнилась событиями и открытиями, которые принесли мировую славу. Настала пора для перемен. 

Добиться этого простому, человеку в дореволюционной России было не легко. После неудачных попыток судьба дает шанс. Весной 1890 года Варшавский и Томский университеты избирают его профессором. А в 1891-м ученого приглашают в Университет экспериментальной медицины для организации и создания отдела физиологии. 

До конца жизни Павлов бессменно руководил этой структурой. В университете проводит исследования физиологии пищеварительных желез, за что в 1904-м получает Нобелевскую премию, которая стала первой российской премией в области медицины. 

Иван Павлов во время операции

Приход к власти большевиков оказался для ученого благом. Его труды оценил В. И. Ленин. Для академика и всех сотрудников создавались благоприятные, способствующие плодотворной работе, условия. Лабораторию при советской власти модернизировали в Физиологический институт. К 80-летнему юбилею ученого был открыт институт-городок под Ленинградом, его труды печатались в лучших издательствах. 

При институтах открывались клиники, приобреталось современное оборудование, увеличивался штат сотрудников. Павлов получал средства из бюджета и дополнительные суммы для расходов, испытывал благодарность за такое отношение к науке и собственной персоне. 

Основные достижения ученого

Труды Ивана Петровича Павлова по физиологии пищеварения, заслужившие высшее международное признание, послужили толчком для развития в физиологии нового направления. Речь идет о физиологии высшей нервной деятельности. Данному направлению ученый Павлов Иван Петрович посвятил около 35 лет своей жизни. Он является создателем метода условных рефлексов. Исследование психических процессов, протекающих в организме животных, с помощью этого метода привело к созданию учения о механизмах мозга и высшей нервной деятельности. В 1913 году для осуществления экспериментов, связанных с условными рефлексами, было построено здание с двумя башнями, которые получили название «Башни молчания». Здесь сначала были оборудованы три специальные камеры, а с 1917 г. в строй вступили еще пять.

Следует отметить и еще одно открытие Павлова Ивана Петровича. Заслугой его является разработка учения о том, какие существуют типы высшей нервной деятельности. Ему же принадлежит учение о «динамическом стереотипе» (комплексе реакций на те или иные раздражители) и другие достижения.

Павлов Иван Петрович, вклад в медицину которого трудно переоценить, в 1918 г. начал проводить исследования в психиатрической больнице. По его инициативе в 1931 г. была создана при отделе и клиническая база. И. П. Павлов с ноября 1931 г. проводил научные заседания в психиатрической и нервной клиниках — так называемые «клинические среды».

Таковы основные достижения Ивана Петровича Павлова. Это великий ученый, имя которого полезно запомнить.

Легенда о смерти

До конца дней Иван Петрович сохранял богатырское здоровье. Говорили даже, что он умер в результате действий НКВД. Однако, по всей видимости, сразили великого ученого пневмония и нервное потрясение после смерти сына Всеволода. Легендой стали последние часы жизни академика Павлова. Говорят, вокруг себя он велел собрать коллег. Слабея, диктовал им собственные ощущения — рассказывал, что происходит с организмом при смерти. Сторонних посетителей в эти дни к ученому не пускали.

27 февраля 1936 года Иван Петрович Павлов умер. Его отпели в маленькой церкви в Колтушах. Через 11 лет, пережив блокаду, рядом с ним на «Литераторских мостках» Волкова кладбища упокоилась и супруга Серафима Карчевская.

В 1925 году специально «под Павлова» был основан Институт физиологии АН СССР, который он возглавил. Под Ленинградом, в Колтушах, появилась биологическая станция — настоящий город науки, — на которую правительство выделило 12 млн рублей. Фото: globallookpress.com.

Первооткрыватель и спорщик

Свои самые знаменитые опыты Павлов провел в Военно-медицинской академии и Институте экспериментальной медицины. Будущий академик занимался так называемым мнимым кормлением собак: пищевод подопытных был перерезан так, что пища не попадала в желудок, однако выделение желудочного сока фиксировалось. Опытным путем Павлов выяснил, что функция контролируется высшей нервной деятельностью. Другими словами, еда еще не «упала», а пищеварение уже началось. Сигнал дает мозг, поймав полученную информацию — через зрение и обоняние. Затем Павлов изучил всю систему условных рефлексов, рисуя реакции приспособления к внешним раздражителям. Он доказал, что мозг собаки способен на сложные ассоциации. Самый известный пример: если одновременно с появлением мяса звенел звонок, через какое-то время желудочный сок у собаки выделялся при одном лишь звуке. Исследования транслировались и на человеческий организм. В результате Павлов установил, что психические рефлексы регулируют пищевое поведение и у людей. Так медики получили ключ к лечению многих заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Ивана Петровича всю жизнь печалила судьба его собак. Безусловно, в ходе опытов гибло множество животных.

Утешением для себя ученый видел мысль о работе на благо человечества. А с предлагавшими запретить опыты из гуманизма он отчаянно спорил. Спрашивал: почему вас не заботят убийства зверей и птиц из удовольствия? Для своих собак Павлов требовал лучших условий. Даже в тяжелейшие, голодные революционные годы животных в лаборатории сытно кормили. А в конце жизни исполнилась давняя мечта академика. У Института экспериментальной медицины был установлен памятник собаке.

Исследованиями Павлова был впечатлен весь мир. В 1903 году он выступил в Мадриде на Международном медицинском конгрессе. Лекцию, кстати, читал на русском языке. А в 1904 году ученый получил еще один статус признания. Ему вручили Нобелевскую премию. Говорят, ради Павлова Нобель поменял правила игры, предназначив свою премию не только для медиков, но и для физиологов. Правда, награду Ивану Петровичу вручали через восемь лет после смерти Нобеля, но основателя премии Павлов упомянул в своей речи. 

Как оказалось, десятью годами ранее Нобель отправил Павлову и его коллеге Марцеллию Ненцкому крупную сумму на поддержку их лабораторий.

«Альфред Нобель проявил живой интерес к физиологическим экспериментам и предложил нам от себя несколько очень поучительных проектов опытов, которые затрагивали высочайшие задачи физиологии, вопрос о постарении и умирании организмов», — говорил Павлов в своей речи.

Конечно, опыты Павлова касались не только собак: он установил, что психические рефлексы регулируют пищевое поведение и у людей. Фото: globallookpress.com.

Семья

Родился будущий русский ученый Иван Павлов 14 сентября 1849 года. Он был первенцем в большом семействе рязанского православного священника. Все предки Ивана были православными священниками, и отец будущего светила науки Петр Дмитриевич, раздумывая о будущем своего сына, дал ему хорошее духовное образование и воспитание. Он прочил Ивану стезю продолжения своего дела и видел его только священником.

Мать будущего ученого Варвара Ивановна была полностью поглощена заботой о семье и детях, но из десяти ее детей только четверо вышли в самостоятельную жизнь, пятеро из них умерли младенцами, а брат Петр, молодой талантливый зоолог, трагически погиб в 24 года. Брат Дмитрий стал профессором химии, другой брат Сергей стал по настоянию отца священником, сестра Лидия Петровна вышла замуж и родила пятерых детей.

10.

Павлов получил Нобелевскую премию за цикл работ по физиологии пищеварительного тракта в 1904 году, спустя восемь лет после смерти её основателя. Но в нобелевской речи лауреат рассказал, что их пути уже пересекались.

Десятью годами раньше Нобель отправил Павлову и его коллеге Марцеллию Ненцкому крупную сумму на поддержку их лабораторий.

«Альфред Нобель проявил живой интерес к физиологическим экспериментам и предложил нам от себя несколько очень поучительных проектов опытов, которые затрагивали высочайшие задачи физиологии, вопрос о постарении и умирании организмов». Таким образом, можно считать, что он получил Нобелевскую премию дважды.

Вот такая личность скрывалась за громким именем и строгой белой бородой академика.

Личная жизнь

У Ивана Петровича была большая семья. Известны следующие факты о личной жизни ученого:

  1. Женой Павлова стала Серафима Васильевна Карчевская, они познакомились в конце семидесятых. У возлюбленных было много общих интересов, их свадьба состоялась в 1881 году.
  2. У супружеской пары родилось 6 детей. Сначала их семейная жизнь складывалась не слишком гладко, у пары не было своего жилья, денег катастрофически не хватало.
  3. Около 10 лет пара прожила у брата Дмитрия. Он трудился ассистентом у известного ученого Менделеева, которому довелось разработать периодический закон химических элементов и создать фундаментальный труд «Основы химии».
  4. У Павлова и его супруги погиб первенец и еще один маленький ребенок, это не могло не отразиться на их душевном состоянии. Частые роды подкосили здоровье Серафимы. Однако жена Ивана Петровича была очень мудрой женщиной и обладала спокойным темпераментом, она не только самостоятельно выбралась из депрессии, но и вытащила из меланхолии своего мужа. В свою очередь, Павлов тоже старался сделать свою жену счастливой.
  5. После этого семейная жизнь Ивана и Серафимы наладилась, брак и отцовство никогда не мешали Павлову заниматься своей карьерой. Этому способствовала и поддержка супруги. Иван Петрович был уважаемым в научных кругах, а его доброта и энтузиазм всегда привлекали окружающих.

Теория условного рефлекса

Основным трудом Павлова стало формирование условных рефлексов с помощью ассоциаций. На самом деле все гениально просто. Сами можете в этом убедиться. Когда раздается неожиданный резкий звук, человек непроизвольно вздрагивает. Это его безусловный рефлекс (автоматический, врожденный) на безусловный раздражитель. Если же мы многократно столкнемся с ситуацией, когда подобный резкий звук возникает после сильного удара кулаком по столу, то вполне логично, что мы свяжем звук (безусловный раздражитель) с движением кулака (уже условный раздражитель), начнем вздрагивать еще до того, как кулак опустился на стол. Эта новая реакция организма и будет называться условным рефлексом.

Более поздние годы

Позже Павлов применил свои законы к изучению психоза, утверждая, что некоторые люди уходят от повседневных взаимодействий с другими из-за ассоциации внешних раздражителей с вредным событием. Несмотря на то, что он пренебрежительно относился к психологии как к псевдонауке, его исследования помогли заложить основу нескольких важных концепций в тогдашней зарождающейся дисциплине. Павлов открыто осуждал раздираемые войной условия своей страны после Русской революции 1917 года. Он провел опасную линию в своей критике коммунизма после визитов в Соединенные Штаты в 1920-х годах, хотя и избежал судебного преследования из-за своего положения одного из выдающихся российских ученых. Павлов смягчил свой тон в последние годы жизни, возможно, благодаря усилению государственной поддержки научных исследований. Он оставался преданным своей лабораторной работе до самой смерти от двойной пневмонии 27 февраля 1936 года в Ленинграде.

Исследование типов и свойств нервной системы

Одна из собак Павлова с хирургически имплантированной канюлей для измерения слюноотделения , хранится в Музее Павлова в Рязани , Россия.

Павлова всегда интересовали биомаркеры типов темперамента, описанные Гиппократом и Галеном. Он назвал эти биомаркеры «свойствами нервной системы» и выделил три основных свойства: (1) силу, (2) подвижность нервных процессов и (3) баланс между возбуждением и торможением и вывел четыре типа на основе этих трех свойств. Он расширил определения четырех типов темперамента, изучавшихся в то время: флегматика, холерика, сангвиника и меланхолика, обновив названия до «сильного и стремительного типа, сильного уравновешенного и спокойного типа, сильного уравновешенного и живого типа и». слабый тип «.

Павлов и его исследователи наблюдали и начали изучение трансмаргинального торможения (TMI), естественной реакции организма на отключение при воздействии сильного стресса или боли в результате поражения электрическим током. Это исследование показало, что все типы темперамента одинаково реагируют на стимулы, но разные темпераменты проявляются в ответах в разное время. Он прокомментировал, «что самая основная унаследованная разница … заключалась в том, как скоро они достигли этой точки отключения, и что у быстро отключающихся есть принципиально другой тип нервной системы».

Коллекционер

Интересным фактом о Павлове Иване Петровиче является то, что всю сознательную жизнь он был страстным и увлеченным коллекционером. Сначала замечательный ученый собирал бабочек и гербарии растений. Позже он заинтересовался собиранием уникальных марок и картин русских художников. В его квартирах всегда находилось место нескольким полкам с бабочками. Летом он всегда отправлялся за город для охоты на местных насекомых. Он просил всех знакомых, чтобы из разных поездок ему привозили заморских бабочек.

Занятиям филателией Иван Петрович также посвящал свое время, он собирал уникальные отечественные и зарубежные марки. К пополнению его замечательной коллекции привлекались все близкие, получающие письма из-за границы. Однажды для ознакомления с Институтом экспериментальной медицины, где трудился ученый, приехал сиамский принц, которому он рассказал об отсутствии у него сиамских марок. Буквально вскоре на его адрес пришла бандероль с редкими сиамскими марками.

Порядок собирания книг в семье Павловых был следующим. Как только наступал юбилей любого из членов многочисленной семьи, ему дарили собрания сочинений разных писателей. Со временем в семье накопилась замечательная библиотека писателей русской и современной зарубежной классики.

Интерес к коллекционированию произведений живописи у академика Павлова формировался постепенно, началом его прекрасной коллекции послужил портрет его старшего сына Володи, который он выкупил у вдовы художника Н. Я. Ярошенко. Вторым потрясением в его восприятии живописи стала картина Н. Н. Дубовского, изображающее вечернее море на фоне костра «Дача в Силламягах». В переломное революционное время 1917 года и последующее за этими эпохальными событиями время он сумел сохранить в личной коллекции бесценные полотна Сурикова и Сергеева, Васнецова и Репина, Маковского и Левитана, Семирадского и Берггольца.

Популярные темы сообщений

  • Город Мурманск Мурманск расположен в Северо-Восточной Европе и является крупнейшим по населению городом на заполярной территории. Основание города было в 1916 г., а до 1917 г. он носил имя Романов-на-Мурмане.
  • Народные песни Ученые утверждают, что первобытные люди, у которых была очень плохо развита речь, общались между собой жестами, а именно, чаще всего танцами. Когда одни из них возвращались с охоты, они рассказывали про свои приключения остальным,
  • История тригонометрии История создания тригонометрии плотно связанна с космосом, а точнее с решением астрономических задач. Изначально на первых этапах развития этого направление в математики были положены в основу примитивные соотношение

Научная деятельность Павлова

Иван Павлов был последователем так называемого нервизма – направления, развивавшего идею о том, что все физиологические процессы в организме регулируются нервной системой. В России этой теории придерживались, в частности, Боткин и Сеченов – учителя Павлова. На рубеже XIX и ХХ веков была новинкой мысль о том, что нервная система и головной мозг управляют даже теми внутренними процессами в организме, которые человеческое сознание не контролирует и как бы не замечает.

Вот, например, пищеварение, которое Павлов изучил, так сказать, вдоль и поперёк. Как пищеварительная система узнаёт, что имеет дело с чем-то съедобным, и в какой момент начинается сам этот процесс? Эксперименты Павлова над собаками позволили в буквальном смысле невооружённым глазом наблюдать этот процесс от начала и до конца.

Собака видит пищу, и в этот момент в её организме начинает вырабатываться желудочный сок. Сигналы в желудок посылает мозг, и он же обрабатывает информацию, поступающую от органов зрения (а также слуха, обоняния, вкуса). Значит, для организма это всё звенья одной цепи.

Так Павлову удалось лицезреть то, что уже тогда принято было именовать рефлексами. Однако учёный заметил, что желудочный сок вырабатывается не только в том случае, когда животное осуществляет непосредственный контакт с пищей. Если собаке дать понюхать кусок мяса, но одновременно с этим звонить в звонок, то через некоторое время желудочный сок начинает выделяться каждый раз, когда она слышит звонок, даже если мяса рядом нет.

Поэтому все рефлексы Иван Павлов разделил на безусловные и условные. Условные рефлексы, в отличие от безусловных, приобретаются в течение всей жизни животного не закрепляются на генетическом уровне. В формировании условных рефлексов участвуют высшие отделы головного мозга.

Из условных рефлексов формируется так называемое приобретённое поведение. Его значимость для организма огромна, поскольку такое поведение позволяет приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Тот, кто не может приспособиться, не выживает. Таким образом, условные рефлексы играют роль этаких «двигателей прогресса» в развитии живых организмов.

Было в теории Павлова и ещё одно соображение, которое смогли развить его последователи. Условные рефлексы позволяют контролировать поведение высших организмов, обучать их новым навыкам, порой достаточно сложным, и полностью подчинять их своей воле. А поскольку человеческий организм в общем и целом практически не отличается от организма собаки, то с человеком, стало быть, можно производить то же самое.

Подобные эксперименты проводили первые американские бихевиористы, используя маленьких детей. С помощью несложных манипуляций у ребёнка удавалось выработать отвращение и даже страх перед предметами, которые до этого его привлекали. Приобретённая ребёнком реакция потом сохранялась на всю жизнь, и потом человеку, ставшему взрослым, приходилось долго устранять последствия эксперимента с помощью профессиональных психологов.

Учение, основанное на экспериментах Павлова, показало, что вся психика человека и животных представляет собой всего лишь набор простых реакций на те или иные внешние стимулы. Такие явления, как «душа», «внутренний мир», «сознание» имеют сугубо материальное происхождение.

Бихевиористическое учение довольно быстро нашло себе практическое применение. Одним из направлений «прикладного бихевиоризма» стал маркетинг – искусство продавать товары, используя реакции потребителей на определённые раздражители. Нашли своё применение эти методы также в политических технологиях, религии и в некоторых других сферах.

3.

Любимым учителем Павлова был Илья Цион, одна из самых противоречивых личностей своего времени. Павлов писал о нём: «Мы были прямо поражены его мастерски простым изложением самых сложных физиологических вопросов и его поистине артистической способностью ставить опыты. Такой учитель не забывается всю жизнь».

Цион раздражал многих коллег и студентов своей принципиальностью и неподкупностью, был вивисектором, антидарвинистом, ссорился с Сеченовым и Тургеневым. 

Однажды на художественной выставке он подрался с художником Василием Верещагиным (Верещагин ударил его шляпой по носу, а Цион утверждал, что подсвечником). Есть мнение, что Цион был одним из составителей «Протокола сионских мудрецов».

7.

Павлов был страстным коллекционером. Сперва он собирал бабочек: выращивал, ловил, выпрашивал у путешествующих друзей (жемчужиной коллекции была ярко-синяя, с металлическим блеском, бабочка с Мадагаскара). Затем заинтересовался марками: сиамский принц однажды подарил ему марки своего государства. На каждый день рождения кого-либо из членов семьи Павлов дарил ему очередное собрание сочинений.

У Павлова была коллекция живописи, начавшаяся с портрета сына, который выполнил Николай Ярошенко.

Страсть к коллекционированию Павлов объяснял рефлексом цели. «Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Вся жизнь, все её улучшения, вся её культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели».

6.

В деревню Колтуши, где жил Павлов, заглядывали многие именитые гости.

В 1934 у Павлова гостили нобелевский лауреат Нильс Бор с супругой и фантаст Герберт Уэллс с сыном, зоологом Джорджем Филипом Уэллсом.

За несколько лет до этого Герберт Уэллс написал для The New York Times статью о Павлове, которая способствовала популярности русского учёного на Западе. Прочитав эту статью, молодой литературовед Беррес Фредерик Скиннер решил сменить деятельность и стал психологом-бихевиористом. В 1972 Скиннер был назван самым выдающимся психологом XX века по версии Американской психологической ассоциации.

Брак ученого

Иван Петрович женился в 1881 году, взял в жены выпускницу Высших Петербургских педагогических курсов Серафиму Васильевну Карчевскую. Отец супруги, Василий Авдеевич, был опытным военным врачом, служащим на кораблях Черноморского флота. Мать Серафима Андреевна, в девичества Космынина, происходила из древнего, но бедного дворянского рода, преподавала в местной гимназии.

Супруга Серафима Васильевна стала после учебы дипломированным учителем математики, но преподавала до женитьбы всего один год. Позже она полностью посвятила себя заботам о семье. В браке у Ивана Петровича с Серафимой Васильевной родилось четверо детей, первенцем был Владимир, с интервалом в несколько лет позже родились Вера, Витя и Сева. Первые десять лет семья жила очень скромно на квартире младшего брата ученого, Дмитрия.

Родители Ивана Петровича так и не смогли принять и одобрить этот брак, они считали Серафиму Васильевну, ввиду бедности ее семьи, неподходящей парой своему сыну. Ко времени женитьбы родители подобрали Ивану Петровичу невесту из обеспеченной семьи. Иван все же настаивал на своем, и без родительского благословения венчался с любимой Серафимой в ее родном Ростове-на-Дону. Необходимую сумму на свадебное торжество дали родные Серафимы.