Оглавление
ПАМЯТЬ ПАМЯТИ
Память – главный внесценический персонаж в постановке Анджея Бубеня, о ней, правда, даже не упоминают, но она подразумевается.
Режиссер (интуитивно или осознанно) показывает нам её семантическую сеть. Инсценирует её механизмы, то, что «запечатлевает» память, на чём лежит её печать – наши ощущения, короткие и сильные эмоции, глубокие и долгоиграющие чувства и высшая концентрация внимания – наши мысли. Он «препарирует» память и показывает её уровни: память телесная, память эмоциональная, память энциклопедическая.
В первой же декорации на задней стене стеклянного куба среди фотографий висит пустая рамка (её невозможно не заметить). Когда умирающий Базаров (актёр Илья Коврижных) в последней сцене задаёт вопрос Анне Сергеевне Одинцовой (актриса Яна Иващенко): «Ну что скажете, я нужен России?», вот тогда приходит осознание: пустая рамка как пустое место и символ «пустой» (или забытой) жизни. А в вопросе Базарова скрывается простой смысл: будут ли его помнить?
Невольно вспоминается горьковская сентенция из «Клима Самгина»: «А был ли мальчик?» И это уже второй спектакль о причудах, перипетиях и притягательности памяти в Волковском театре (первый – «…Забыть Герострата!» в постановке Сергея Пускепалиса). Примечательно, что в обоих постановках Илья Коврижных в главной роли, видно, есть что-то в этом актёре философски-типологическое. Уж не герой ли нашего времени!
СПЕКТАКЛЬ-ФОТОАЛЬБОМ
Новая постановка Анджея Бубеня, кажется, о том же – об истории рассказанной и видимой и истории забытой. Смотришь спектакль – и словно альбом с фотографиями листаешь. Фотографиями пронизано всё сценическое пространство – они висят на прозрачных стенах комнат-кубов, их показывают на заднике сцены, даже в проёмах декораций угадываются фотографические рамки, и каждый кадр умело и тщательно выстроен.
Постановочная группа мастерски выстраивает мизансцены так, чтобы публика рассматривала… ФОТОГРАФИИ, и даже с перспективой играет – высветляет дальний план (художник по свету Денис Солнцев, видеохудожник Илона Бородина, художник-постановщик Светлана Тужикова).
А персонажи, получается, действуют в заданных рамках. Работники сцены, постоянно менявшие декорации и передвигавшие громоздкие стеклянные и деревянные конструкции, с полным правом вышли на финальный поклон – в новой постановке они зримые участники сценического действия.
История театрального здания
Выше упоминалось, что первым зданием Ярославля, где начались выступления Публичного Профессионального Русского театра, служил кожевенный амбар, принадлежавший отчиму Федора — купцу Полушкину.
Созданный театр соответствовал своему названию на сто процентов. Он действительно являлся русским, ибо спектакли шли только на родном языке. И по-настоящему общедоступным, ведь на постановки придворных или студенческих театров простые горожане попасть не могли, а в новое развлекательное заведение билеты продавались всем.
Постоянный состав труппы вполне уже можно было считать профессиональным, а как же иначе, ведь актеры существовали исключительно на свою зарплату. У театра был полноценный репертуар, своя костюмерная, отличные декорации. Около 20 подвод перевозили из Ярославля в Санкт-Петербург театральную организацию, возникшую на ярославской земле.
Занавес сцены Ярославского театра
После отъезда волковского коллектива в Петербург, в Ярославле театральной жизни практически больше не было довольно длительное время. Не нашлось ни достойного приемника, ни финансовой составляющей. Хотя отдельные театральные коллективы в городе появлялись. Например, какое-то время существовал театр при Губернаторском Доме (во времена Мельгунова и Голицина). Позднее появился Урусовский театр (при князе Урусове) со специальным зданием около Ильинской площади (ныне Советской).
В начале 19 века специальное помещение для своего театра построил и Петр Паньков, который был не только губернаторским архитектором, построившим Губернаторский Дом на Волжской набережной, но и известным театральным деятелем города.
Русский театр первой половины 19 века — фото
Желая вернуть в Ярославль прославившее его театральное искусство, Паньков на собственные средства построил новое театральное здание, заказал костюмы с декорациями, организовал актерскую труппу. Это новое сооружение появилось около Власьевской площади, недалеко от Знаменской башни. Позднее площадь перед театром будет названа Театральной, а еще позднее, объединившись с Власьевской — Волковской.
Знаменская башня и здание театра 19 век
Труппа нового городского театра работала в Ярославле только в зимний период, а на летний переезжала в Рыбинск. Кстати, в Рыбинске театральное здание также было построено Паньковым.
Во второй половине 19 века это театральное здание отойдет к городскому ведомству, и после реконструкций именно оно станет первым Городским Театром (1882 г.).
Здание Первого городского театра
Уже к концу 19 столетия Театр Ярославля станет одним из лучших театров страны, стены которого видели П.Стрепетову, И.Москвина, Л.Собинова, К.Станиславского и многих других прославленных актеров. 150-летняя годовщина Русского Театра (1900 г.) торжественно отмечалась именно в здании ярославского городского театра, считающимся приемником самого первого профессионального театра страны.
В начале 20 века было принято решение о постройке нового театрального здания, что и было осуществлено по проекту архитектора Н.Спирина (1911 г.), победившего в проведенном конкурсном отборе.
Драматический театр Ярославля построен в 1911 году
Фасадные стены и портик строения оформлены украшениями из групповых скульптур. Скульптурная композиция портика содержит изображения Аполлона (по центру) с Музами. С левой стороны от него – Муза трагедии — Мельпомена, с правой – Муза комедии Талия.
Фасадное оформление Театра
Внутреннее интерьерное оформление всех трех этажей роскошно и достойно дворцового ансамбля. Зрительный зал украсил живописный фриз художников Н.Верхотурова и В.Сакен — «Торжество Диониса».
Внутренние интерьеры
Вновь построенный и начавший свою деятельность театр был назван именем Ф. Волкова, что было вполне логично и исторически верно. И сегодня именно это здание является основной площадкой театрального Ярославля.
Фасад с вечерней подсветкой
Зал Волковского театра
Зал имеет внушительные размеры, всего он способен вместить 865 человек. Наиболее удобными местами считаются места в партере непосредственно перед сценой, некоторые предпочитают смотреть спектакль с балкона или бельэтажа.
Схема мест Волковского театра
Также зал оснащен ложами балконов и бельэтажа по левой и правой сторонам от сцены, по центру зала расположены места в амфитеатре. В интернете можно найти много фото как самого здания, так и его внутренних помещений, глядя же на его схему, становится понятно расположение каждого места, при этом зритель может выбрать наиболее удобное для обзора сцены.
Учредитель
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБУК «Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова»
Документы
Устав театраПриказ о внесении изменений в УставПриказ о назначении Пускепалиса С.В. художественным руководителем Российского государственного академического театра драмы имени Федора ВолковаСвидетельство ФНС о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лицеСвидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН, ОГРН)Свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имуществоГосударственное задание на 2018 годОтчет о выполнении государственного задания на 2019 годГосударственное задание на 2019 годГосударственное задание на 2020 годГосударственное задание на 2021 годФинансово-хозяйственная деятельность за 2018 годПлан финансово-хозяйственной деятельности на 2018 финансовый год и плановый период 2019 и 2020 годовПлан финансово-хозяйственной деятельности на 2020, 2021 и 2022 годПроект плана финансово-хозяйственной деятельности на 2020, 2021 и 2022 годОтчет об исполнении ПФХД: субсидии на выполнение государственного (муниципального) заданияИсполнение ПФХД: субсидии на иные целиИсполнение ПФХД: приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)Баланс государственного (муниципального) учрежденияСведения о движении нефинансовых активов 2018Приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета с 01.01.2021
Федор Волков – основатель русского театра
Сын костромского купца Федор рано осиротел. Новое замужество его матери привело к смене местожительства — из Костромы семья переехала к отчиму – состоятельному и доброму купцу — в Ярославль. В небольшом городе модной была тема народных игрищ и театрализованных ярмарочных представлений, которые очень нравились Федору. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отправляют на учебу в Москву, на стажировку к немцам-промышленникам.
Ярмарочные представления на картине Б.Кустодиева «Балаганы»
Пребывание в Москве сыграло большую роль в развитии таланта Федора Волкова. Во-первых, он в совершенстве овладел немецким языком, что впоследствии помогло в переводе западных пьес на русский язык. Во-вторых, он познакомился и сам принимал участие в театрализованных спектаклях Славяно-греко-латинской академии, активно ставившихся ее учащимися. В-третьих, время прихода к власти Елизаветы Петровны способствовало развитию искусств во всех его проявлениях.
В 17-летнем возрасте юноша попал в Петербург. Великолепие города, его парадные улицы и дворцы, роскошь храмов и площадей – все было ново и торжественно. В столице Федор видит представление спектакля придворной труппы, что производит на него неизгладимое впечатление. Волков остается в Питере на некоторое время и посвящает это пребывание изучению различных искусств, прежде всего – сценического.
Эпоха расцвета искусств при дворе Елизаветы Петровны
В 19 лет он становится наследником отчима и возвращается в Ярославль, но там решает передать управление делами одному из братьев, а сам собирает группу единомышленников и полностью занимается созданием театра.
Для первого театрализованного представления была выбрана пьеса «Эсфирь», которую Федор сам перевел с немецкого. Также была осуществлена постановка пасторали «Эвмон и Берта». Уже через год (1751 г.) для уникального городского развлечения строится специальное здание, правда деревянное, но на Волжской набережной. Это был уже настоящий общегородской театр, у которого были в наличии костюмы, репертуар, артисты. Артистами этого театра становились молодые увлеченные люди – два брата Федора, парикмахер и секретарские служащие, даже священнослужители. Талантливо играл в постановках первого публичного театра и сам его основатель.
Портрет Ф.Волкова на стене Ярославского драматического театра
Слава о ярославском театральном детище достигла столицы, и уже через год после постройки театрального здания, Волков был вызван в Петербург к Елизавете Петровне. Это было в 1752 году. Федору было 23 года. Ему оставалось жить чуть более 10 лет. Из Ярославля выезжала не просто группа актеров, а полноценный театральный коллектив, со своим разросшимся хозяйством (костюмы, декорации и прочее), сложившимся репертуаром и профессиональной труппой.
Покинув Ярославль, Федор Волков в него больше не вернулся. Но ярославцы чтят память о своем знаменитом земляке. В честь него названа бывшая Театральная площадь, на которой, при входе во Власьевский сад установлен Памятник — Ф.Волкову (1973г.).
Памятник Ф.Волкову
Дальнейшая судьба Волкова была полностью посвящена театру. Его труппа играла вначале перед императорским двором и шляхетским корпусом. Затем появился царский Указ о создании Русского театра (1756 г), начавший отсчет создания в стране императорских театров.
Должность первого директора созданного театра занимал А.Сумароков, пьесы которого вошли в театральный репертуар. Позднее эта должность перешла к Волкову, которому ради этого пришлось отказаться от большинства привилегий, от крепостных душ и доли в наследстве.
Театральный спектакль 18 века
Федор сам писал пьесы, участвовал в художественном оформлении спектаклей, писал музыку к постановкам, играл на многих инструментах. Талантам его не было предела. Считается, что Волков имел определенное отношение к возведению на престол Екатерины Второй и к устранению Петра Третьего.
Однако коронация новой императрицы стала губительной для актера. Сильно простудившись на большом московском маскараде в честь прихода Екатерины к власти, Федор Волков скоропостижно умирает. Ему было всего 34 года!
Московский маскарад в честь коронации Екатерины Второй
Местом успокоения его стал Некрополь Златоустовского монастыря. Сегодня нет ни того монастыря, ни могилы Ф.Волкова. В 60-е годы 20 века в Спасо-Андрониковом монастыре появилось памятное надгробие.
Надгробие Ф.Волкова в Спасо-Андрониковом монастыре
ПРОВАЛЫ ПАМЯТИ
У памяти они, действительно, есть. Инсценированы они и в постановке Анджея Бубеня.
Негэнтропия (частичная потеря информации) проявляется уже в музыке. Глеб Колядин так аранжировал шубертовскую серенаду, словно персонажи силятся, но так и не могут допеть её полностью и до конца, обрывают на полуслове, комкают окончания. Словно разбегаются – и не могут взлететь. Хотят петь, но что-то мешает. Николай Петрович Кирсанов напевает на немецком, но слова теряются в шуме общего спора за обеденным столом о «национальной гордости». Екатерина Сергеевна Одинцова начинает наигрывать на пианино Моцарта для Аркадия Николаевича Кирсанова, а заканчивает ро́ковым миксом. При этом актриса играет сама – это особенно эффектно.
Негэнтропийны и некоторые портреты на заднике сцены – они словно выцветшие, от времени. Словно на заднике вещает провиденье. Такие «смазанные» портреты «соединяют» Аркадия Николаевича Кирсанова и Екатерину Сергеевну Одинцову, Василия Ивановича и Арину Власьевну Базаровых – и пророчат им многая и долгая лета вместе. (Если вы помните легенду об образе нерукотворном – это очень её напоминает.)
Хороши и пейзажные фотографии – они словно из семейного альбома и живут в воспоминаниях счастливых супругов или любовников: вот Аркадий Кирсанов с Екатериной Одинцовой на лавочке в саду, а вот и Евгений Базаров с Анной Одинцовой – там же, на пледе. «Остановись, мгновенье!»
В финальной сцене все оказались «за стеклом» последней фотографии, почти группового портрета – Павел Петрович Кирсанов и Петр, Аркадий Николаевич Кирсанов и Екатерина Сергеевна Одинцова, Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы, Николай Петрович Кирсанов и Фенечка, Анна Сергеевна Одинцова – одна.
А «рамка» для Евгения Васильевича Базарова, действительно, оказалась пустой (рядом с Анной Сергеевной Одинцовой в финальной сцене), без его «портрета» (и без него самого). В нем-то и торжествует негэнтропия, или провал в памяти.
Волковцы, вы прекрасны! И прекрасны все, кто с вами работает. Ну, а нам – просто прекрасно.
Репертуар Сентябрь 2021
Театр Федора Волкова всегда был известен своим обширным репертуаром
В самом начале своего существования учреждение уделяло большое внимание духовным драмам митрополита Димитрия Ростовского, трагедиям Расина и Сумарокова, комедиям Мольера
В 1930-е годы в репертуаре присутствовала русская классика, в основном это была драматургия Островского. Именно в эти годы театр более многопланово начинает раскрывать «кризисного» человека советского времени. Сцена начинает наполняться дыханием времени в произведениях «Хлеб» В. Киршона, «Далекое» А. Афиногенова, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Мой друг» Н. Погодина.
Репертуар начала войны отличался суровой и строгой военной драматургией — «Русские люди» К. Симонова, «Лодочница» Н. Погодина, «Фронт» А. Корнейчука.
Все спектакли на официальном сайте Волковского театра
Anka
С 1996 года, после прихода нового главного режиссера Владимира Боголепова, учреждение пополняет свой репертуар русской и мировой классической драматургией: «Фомой» Ф. М. Достоевского, «Платоновым» А. П. Чехова, «Венецианскими близнецами» Гольдони и другими.
В настоящий момент театр известен своими бенефисами заслуженных артистов России, неизменной классикой, Театральным блюзом, а также любимыми всеми зрителями произведениями «Бабаня» Кати Рубиной, «Любовью не шутят» Альфреда де Мюссе, «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович и прочими.
Во время ежегодных продолжительных новогодних праздников дети и их родители могут окунуться в сказку, и в этот период на ежегодную елку Волковского театра стекается чуть ли не весь город. С конца декабря и до последнего дня каникул специально для самых юных зрителей в учреждении ставят спектакли на знакомую всем тему, при этом привнося в нее частичку волшебства. «Снеговишник», «Новогодние приключения Кроша и Нюши», «Иван Царевич», «Волшебная сказка Алладина» и другие музыкальные спектакли, а также прочие зажигательные музыкальные представления не оставят равнодушными никого из пришедших.
Зал и сцена театра драмы им. Федора Волкова в Ярославле на Google-панораме
«ВОСПОМИНАНИЙ МНОГО – ВСПОМНИТЬ НЕЧЕГО»
Два раза автор спектакля вкладывает ключевые смыслы в уста Анны Сергеевны Одинцовой (актриса Яна Иващенко). Первый раз – когда она признаётся Базарову: «Воспоминаний много – вспомнить нечего». В этой фразе чувствуется глубина эмоциональной памяти, когда до́роги те воспоминания, которые окрашены позитивно. А когда нет желания жить вообще, что уж тут говорить – и вспомнить нечего.
Яна Иващенко отчетливо рисует эту механическую и апатичную красоту своего персонажа – в каждой мизансцене, в каждом выражении лица, в каждом слове. Даже в «страстной» сцене с Базаровым на пледе растрепались только её волосы, а рисунок и выражение лица остались как были. И в финальной сцене, в прощании с Базаровым, её рука даже не касается его лица – так и гладит ПО-НАД.
«Преступления» Базарова против памяти (когда он срывает фотографии со стен в родительском доме) той же природы: он срывает их и комкает – чтобы забыть, отгородиться. Он высмеивает воспоминания «отцов» – чтобы защититься. И память ему отплатила – напала. Да и было ли что защищать нигилисту…
Да, память может наказывать. Её наказание объединяет Евгения Базарова и Павла Кирсанова. В этом они не антагонисты, они собратья. Павел Петрович Кирсанов в исполнении народного артиста Российской Федерации Валерия Кириллова играет «заключённого» памяти, добровольно заточившего себя в тягостных воспоминаниях о несостоявшейся любви. Его княгиня мерещится ему даже в Фенечке, оттого он и смотрит на неё так странно. Верность княгине сковывает его не хуже аристократических «принси́пов». Его «обмундирование» выполняет свою основную функцию – защитную. Символом его освобождения становится развязанный и брошенный галстух.
И сразу же освобождённый Павел Петрович «разрешает» брату жениться на Фенечке: оковы мрачные пали. Но наложил-то он их на себя сам (хотя кто его знает, нас ведь там не было). Кириллов даёт это понять превосходно – каждым жестом, каждым мускулом, каждым взглядом, каждой позой, каждым звуком. Вот уж у кого вес и бремя чувствуются во всём.
ВСЯ ЖИЗНЬ КАК СОН
Ещё одна фраза (правда, произнесённая вскользь) вложена автором в уста Анны Сергеевны Одинцовой – о сне. Так она описала их с Базаровым роман постфактум.
Эта метафора сна тоже реализуется в видеоряде – контрапунктом.
Когда изображение идёт с двух камер, естественно, образы наслаиваются друг на друга – и возникает замысловатый микс, коллаж, игра планов, ракурсов, деталей: «скрещенье рук, скрещенье ног, судьбы скрещенья» (Борис Пастернак). Словно камеры ловят сны персонажей, их полузабытьё и показывают нам то, как персонажи видят сами себя, но не могут выразить на сцене.
Это зыбкое, текучее изображение помогает открыть ещё один механизм памяти: она ловит и хранит впечатления – мимолетные, полусознаваемые, пойманные боковым зрением и сразу отправленные в «помойное ведро» подсознания – за ненадобностью, или из стыда, или под спудом других забот.
Именно изображение с камер соединяет персонажей, беседующих в реальном времени спиной друг к другу (Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов) или стоящих на расстоянии друг от друга (они же, а еще – Аркадий Кирсанов и Екатерина Одинцова в сцене первой встречи, когда на сцене «в рамке» сидят Базаров и Одинцова старшая, а на видеоряде – Аркадий Кирсанов и Одинцова младшая).
Именно камеры ловят крупные планы обедающих Кирсановых и их гостя, а потом – обедающих (или пытающихся обедать) Евгения Базарова и его отца.
Именно камеры – подглядывают, заглядывают, проникают и раскрывают тайное, сокровенное, потаённое.
Именно камеры обогащают визуальный ряд спектакля тактильными ощущениями, когда кажется, что это ты сам вот-вот коснёшься, прильнёшь, сольёшься.
Метафора сна, зыбь воспоминаний чувствуется и в метафизической музыке Глеба Колядина, в его музыкальных композициях она материализуется и обретает физику и плоть – в звуке и гармонии. Музыка Колядина словно нейронная стимуляция – в данном случае памяти, она определяет её биоритмы и биоритмы каждого персонажа, а с ними – и всей публики.
Глубоко материален и тягуч голос Александры Чилин-Гири в роли Авдотьи Никитишны Кукшиной. Его – голоса – густой тембр подчеркивается вороными кудрями и сочетанием черного и бордового цвета в костюме персонажа. Но именно Чилин-Гири преодолела хрестоматийный и стереотипный образ своего легкомысленного персонажа, именно ей в уста вложили плач по всем «жертвам» памяти – в финале спектакля: «И такая могучая сила / Зачарованный голос влечет, / Будто там впереди не могила, / А таинственный лестницы взлет» (Анна Ахматова о Галине Вишневской).
ГАСТРОЛИ ТЕАТРА ИМ. ФЁДОРА ВОЛКОВА В МАЛОМ ТЕАТРЕ
14 и 15 января 2020 г на сцене Малого театра пройдут показы комедии «Лес» и драмы «Братья Карамазовы» в постановке легендарного российского драматического театра им. Ф. Волкова.
Комедия А.Н. Островского «Лес» режиссера Александра Кузина – это прекрасный пример традиционного подхода с поиском новых путей развития темы. Это спектакль не о хороших и плохих людях, а о бремени страстей человеческих.
В своем режиссерском творчестве А.С. Кузин является продолжателем традиций русского психологического реалистического театра. Поставленные по произведениям мировой и русской классики, современной западной и русской драматургии, его спектакли отличаются оригинальностью интерпретации авторского замысла, глубиной и тонкостью проработки психологического рисунка ролей, разнообразием сценического рисунка, актуальностью звучания в современном социально-нравственном контексте.
Великий роман Достоевского «Братья Карамазовы» в постановке режиссера Романа Мархолиа — это история о надрывной силе любовной страсти, сокрушительной ревности, отцеубийстве и мечте о Спасении. Вот что писала пресса о постановке:
«Режиссер Роман Мархолиа, блестящая игра актеров Волковского разорвали шаблон литературных, театральных и кинематографических стереотипов восприятия последнего романа Достоевского, сломали и переупаковали «Братьев Карамазовых», выделили новые точки современности.
Игра актеров обозначает кульминацию ключевого психологического конфликта спектакля – о том, что нечаянно брошенные слова, необдуманные поступки, «вольные и невольные прегрешения» живут своей жизнью, резонируют и вмешиваются в жизнь других людей, и тщетно пытаться управлять этим резонансом. Оказывается, Федор Михайлович и об этом уже сказал, а за шелухой лет мы и подзабыли». Обе постановки собрали теплые отзывы зрителей и были положительно восприняты критиками.
Театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле — первый русский профессиональный театр, основанный в 1750 году. В настоящее время театр является единственным драматическим театром федерального подчинения, расположенным в регионе. Театр — постоянный участник международных фестивалей и конкурсов, обладатель множества престижных наград, в том числе четырех национальных театральных премий «Золотая Маска», Премии Станиславского с формулировкой «За вклад в развитие сценического искусства и театрального дела в России».
Актёры
Илья Коврижных
Евгений Васильевич Базаров, студент
Юрий Круглов
Василий Иванович Базаров, его отец, военный врач в отставке
Ирина Волкова (Сидорова)
Арина Власьевна Базарова, жена Василия Ивановича, мать Евгения
Михаил Емельянов
Аркадий Николаевич Кирсанов, друг Базарова
Николай Зуборенко
Николай Петрович Кирсанов, помещик, отец Аркадия
Валерий Кириллов
Павел Петрович Кирсанов, брат Николая Петровича, капитан в отставке
Яна Иващенко
Анна Сергеевна Одинцова, помещица
Алёна Тертова
Катя Одинцова, её сестра
Анна Ткачёва
Фенечка
Руслан Халюзов
Пётр, дворовый человек Кирсановых
Александра Чилин-Гири
Авдотья (Евдоксия) Никитишна Кукшина
Все актёры