782,как строились в 90-е гг, отношения россии со странами запада?

Оглавление

18-19 августа 1991 Создание ГКЧП

Представители высшего руководства  уже не раз высказывали свое недовольство по поводу проводимых в стране реформ, которые инициировал президент СССР М. С. Горбачев. Также не всех устраивал проект Союзного договора. Именно по этой причине и был создан так называемый ГКЧП (Государственный Комитет по чрезвычайному положению). В Москву была введена военная техника и солдаты – в это время президента СССР Горбачева заблокировали на его собственной даче в Форосе. Во главе сопротивления встал президент РСФСР Ельцин, а защищать Белый дом вышли тысячи людей. 23 августа участники ГКЧП были арестованы.

Принятие Конституции Российской Федерации

На последовавшем за этими событиями референдуме 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция, установившая принцип разделения властей на три самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Во главе государства — избираемый всенародно Президент с четырёхлетним сроком полномочий. Представительная и законодательная власти принадлежат соответственно Федеральному собранию, состоящему из двух палат — Совета Федерации (руководители и представители субъектов федерации) и Государственной думы (формируется на выборной основе из представителей политических партий и самовыдвиженцев). Исполнительная власть у правительства (председатель, заместители, министры). Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды представляли судебную ветвь власти.

Основные понятия

  • Сепаратизм — политика, направленная на обособление, отделение части территории государства с целью формирования нового, самостоятельного государства или обретения широкой автономии.
  • Импичмент — процедура привлечения к судебной ответственности высших должностных лиц государства. Результатом импичмента, как правило, является досрочное прекращение полномочий президента или другого представителя власти с последующим снятием его с должности.
  • Рыночная экономика — экономика, в основе которой принципы свободного предпринимательства, многообразие форм собственности, рыночное ценообразование при ограниченном вмешательстве государства в хозяйственную деятельность субъектов.
  • Коррупция — использование служебных полномочий в целях получения личной выгоды.
  • Дефолт — невыполнение государством денежных обязательств.

Общие задачи российской внешней политики 1990-х годов

Поскольку Российская Федерация после 1991 года оказалась полностью новой фигурой в системе международных отношений, ее дипломатам предстояло решить множество непростых задач. Среди них можно выделить несколько главных направлений.

  1. Обеспечение официального признания государственности РФ и права страны на надлежащую часть наследия СССР.
  2. Сохранение по возможности статуса великой державы в новой системе международных отношений.
  3. Перестройка на новой основе отношений с бывшими республиками СССР и странами советского блока.
  4. Установление нового формата отношений с США и западным блоком.
  5. Определение приоритетных направлений своей международной политики и заключение соответствующих договоренностей.

Каждое из названных направлений требовало множества дипломатических шагов и решений, причем успех зависел не только от российских дипломатов. Общепринятым считается мнение, что все российские достижения и просчеты в этой сфере в это время связаны более с деятельностью МИДа, нежели Президента. Хотя Б.Н. Ельцин проявлял большую международную активность, он слабо разбирался как в проблематике международных отношений, так и в приемах дипломатии.

Отношения с государствами СНГ

Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г

в состав СНГ входили кроме России еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992—1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие.

Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал 6 млрд. долл.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией. Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден Устав СНГ (1993 г.).

Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации. Периодически проходили президентские встречи, на которых решались вопросы экономического и политическою сотрудничества. Были подписаны соглашения об объединенных Вооруженных силах СНГ и о принципах обеспечения государств вооружением и военной техникой (1992 г.).

В принятых документах подтверждались обязательства стран Содружества выполнять международные обязательства, вытекающие из договоров бывшею Союза ССР. В частности, подтверждалось участие СНГ в советско-американских договорах об ограничении систем противоракетной обороны (1970 г.) и о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.).

Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывала дискриминация проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов.

Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией.

Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья.

Осень 1991 года. Зарождение конфликта на территории Чечни

Поскольку процесс распада Советского Союза уже был запущен, то начались волнения и в соседних республиках. Например, руководство Чеченской республики объявило о признании своего суверенитета и выхода из СССР. После этого события было принято решение о роспуске советских органов власти, а республика больше не подчинялась законам Российской Федерации. В качестве президента встал Джохаром Дудаевым, который сразу же запустил процесс формирования собственных вооруженных сил. В ноябре новая армия блокировала российских военных, которые удалось вывести с территории позднее. Однако техника, оружие и танки остались в руках у чеченцев.

20.01.1990 Ввод советских войск в Баку

В начале 90-х годов по приказу министра обороны Д. Язова на территорию Азербайджанской ССР были введены советские войска, в связи с чрезвычайным положением в ряде регионов. В это время активизировался Народный фронт Азербайджана, который устраивал массовые беспорядки, погромы на территории страны. Связано это было с конфликтом между Арменией и Азербайджаном по вопросу территориальных границ двух государств. Основной причиной такого конфликта стал Нагорный Карабах. После ряда столкновений с экстремистами насчитывалось около 170 жертв из числа простых жителей, а также около 27 военнослужащих.

12.12.1990 Декларация о государственном суверенитете РСФСР

Вскоре страну ждало еще одно важное политическое изменение. В этот раз была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, которая, по сути, сформировала новую страну

Одним из главных пунктов в данной декларации являлся приоритет законодательных актов РСФСР над законами СССР. Также законодательно устанавливалось равенство между политическими партиями, закреплены три ветви власти, а также права других союзных республик и регионов, которые входили в состав РСФСР. Подписание документа возложили на председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина. В этот момент в стране окончательно закрепилось двоевластие и был сделан следующий шаг к распаду СССР.

20.11.1990 Пойман и арестован Андрей Чикатило

В этот год был арестован один из опаснейших преступников, которые когда-либо были на территории страны. Андрею Чикатило были предъявлены обвинения в изнасиловании, убийствах, педофилии, некрофилии и каннибализме. С конца 1970-х годов до 90-х на счету убийцы числились около 43 жертв в Ростовской области (эти преступления были доказаны). Следствие же позднее предъявило ему обвинение в убийстве 53 жертв, сам же Чикатило признался в 56 совершенных преступлениях. После расследования правоохранительных органов данное число достигло 65 человек. До поимки Чикатило в этих преступлениях был обвинен Александр Кравченко, который в дальнейшем был оправдан. Суд постановил признать Чикатило виновным и приговорить к смертной казни. Расстрел был совершен 14.02.1994 в Новочеркасской тюрьме.

Политический кризис сентября — октября 1993 г

С конца 1991 г. Россия стала независимым государством. В его состав входило 89 субъектов Федерации, в том числе 21 автономная республика. Правительство РФ гарантировало продолжение демократических преобразований, направленных на формирование гражданского общества и правового государства. С 21 апреля 1992 г. за РСФСР официально было закреплено новое название — Российская Федерация.

Однако трудности проведения конституционной реформы, обусловленные конфликтом между законодательной (Съезд народных депутатов) и исполнительной (Президент России) ветвями власти, привели к острому политическому кризису осени 1993 г. В центре конфликта ветвей власти был вопрос о форме государственного правления в России: президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Лидерами антипрезидентских сил стали глава Верховного Совета России Р. Хасбулатов и вице-президент А. Руцкой. Они опирались на прокоммунистическое большинство депутатского корпуса, выступавшее за усиление роли государства в экономике страны.

В условиях конфликта президент пошёл на решительные меры. В декабре 1992 г. прозвучало заявление Б. Ельцина о превращении парламента в «реакционную силу». С 20 марта 1993 г. было введено особое (президентское) управление страной до преодоления кризиса. Депутаты стали обвинять президента в присвоении диктаторских полномочий. Однако на Всероссийском референдуме, состоявшемся 25 апреля 1993 г., большинство участников (62 %) высказалось за доверие Президенту РФ Б. Ельцину и проведение конституционной реформы.

Борис Ельцин (1931-2007) — советский и российский политический деятель, первый Президент Российской Федерации (1991-1999), сторонник радикальных реформ в общественно-политической и экономической жизни России.

Летом 1993 г. начало свою работу Конституционное совещание, созванное для подготовки новой Конституции. Тем временем ситуация в обществе накалялась. «Трудовой Россией», «Фронтом национального спасения» регулярно организовывались митинги и марши, провоцировавшие власть на открытый конфликт. Крупными столкновениями с органами правопорядка закончилась в 1993 г. первомайская демонстрация. Парламентская оппозиция использовала события на улицах Москвы и других городов в своих целях, требуя ограничения полномочий президента Б. Ельцина.

21 сентября 1993 г. Б. Ельцин издал указ о приостановлении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, что фактически означало введение президентской формы правления. Верховный Совет выразил недоверие Б. Ельцину, обвинив главу государства в попытке переворота и передав его полномочия вице-президенту А. Руцкому. Это привело к обострению конфронтации и осаде Верховного Совета силами армии и милиции, подконтрольными Президенту. В результате вооружённых столкновений 3-4 октября 1993 г. у Белого дома, мэрии и телецентра «Останкино» погибло около 150 человек, а оппозиционные лидеры — А. Руцкой, Р. Хасбулатов, А. Макашов — были арестованы.

Александр Руцкой (род. 1947) — российский государственный и политический деятель, генерал-майор авиации. В июле 1991 — декабре 1993 г. занимал пост вице-президента РФ. Во время политического кризиса 1993 г. встал на сторону Верховного Совета, став одним из лидеров антипрезидентских сил. После победы Б. Ельцина был арестован, в дальнейшем — амнистирован.

Политический кризис сентября — октября 1993 г. привёл к окончательному демонтажу системы организации власти в форме Советов. Уже в октябре 1993 г. президентом было издано несколько указов о реформировании представительных органов власти и местного самоуправления. Деятельность Советов всех уровней прекращалась, а их функции переходили к местным администрациям и выборным думам.

1.03.1995 Убийство известного журналиста Владислава Листьева

Преступление произошло прямо у дома журналиста в центре столицы. Владислав Листьев на тот момент был генеральным директором ОРТ («Общественного Российского Телевидения»), а также вел активную журналистскую деятельность. Он был убит двумя неизвестными, которые выстрели во Владислава из пистолета и пулемета – снаряды попали в голову, поэтому журналист умер на лестнице. Следователи подозревали, что причина связана с профессиональной деятельностью ведущего, однако виновных так и не смогли найти, хотя в его убийстве признались 10 человек из мест заключения. Ни одна версия до сих пор не получила подтверждения.

Политические партии и движения Российской Федерации

В декабре 1993 г. впервые состоялись выборы в Федеральное Собрание РФ. Накануне выборов заявили о себе несколько новых политических сил: «Выбор России», «Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократических реформ и др. В результате выборов большинство мест в парламенте получили кандидаты от «Выбора России», ЛДПР, Аграрной партии и КПРФ. Наиболее многочисленной фракцией в Государственной думе оказался «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром.

Егор Гайдар (1956-2009) — российский государственный и политический деятель, экономист, доктор экономических наук. Один из главных руководителей и идеологов экономических преобразований начала 1990-х годов, в том числе «шоковой терапии» и масштабного разгосударствления (приватизации). Глава правительства России в июне — декабре 1992 г.

Глубокий экономический кризис, обнищание населения сказались на «полевении» российского политического спектра. И уже следующие выборы в Государственную думу 1995 г. принесли успех коммунистам, тогда как сторонники продолжения реформ («Яблоко» Г. Явлинского, «Демократический выбор России» Е. Гайдара) остались в меньшинстве. Промежуточное положение занимали либеральные демократы В. Жириновского.

На президентских выборах 1996 г. было заявлено 11 кандидатов. Действующему президенту Б. Ельцину только во II туре удалось обойти кандидата от КПРФ Г. Зюганова (55 % на 40,7 %). Однако ухудшение здоровья не позволило Б. Ельцину организовать эффективное управление государством. Экономические неурядицы, частые смены правительства, чеченская проблема подорвали его авторитет в обществе, участились кадровые перестановки. С апреля 1998 по март 2000 г. сменилось пять премьер-министров. На этом фоне вновь обострилась чеченская проблема, республика превращалась в оплот международного терроризма. В выборах в Государственную думу 1999 г. принял участие ряд новых политических сил — «Отечество — вся Россия» (Е. Примаков, Ю. Лужков), «Союз правых сил» (С. Кириенко, Б. Немцов, И. Хакамада), «Единство» (С. Шойгу). Большинство избирателей отдали свои голоса в пользу «Единства» и КПРФ.

Понимая снижение своей роли в политической жизни государства, Б. Ельцин в новогоднем обращении к россиянам 31 декабря 1999 г. сложил с себя президентские полномочия, передав их главе правительства В. Путину. 26 марта 2000 г. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.

31.12.1999. Обращение президента Ельцина к народу и объявление об отставке

В новогоднем обращении к жителям России президент Борис Ельцин объявил о своей отставке и подписал указ о снятии с себя полномочий президента. Буквально в тот же день за несколько часов до своего обращения он подписал указ о выборах и бюджете на 2000 год. Также Ельцин назначил исполняющим обязанности президента Владимира Путина – на тот момент он был в должности председателя правительства РФ. Все полномочия он должен был исполнять до проведения президентских выборов. Это новогоднее обращение навсегда запомнилось всем жителям России, поскольку это было началом действительно новой эры в истории страны. В тот же день Владимир Путин подписал соответствующее постановление о гарантиях президенту, который сложил свои полномочия и обратился к гражданам с новогодним обращением. Позднее уже в 2000 году были проведены выборы Президента РФ, которым стал Владимир Владимирович Путин.

Эпоха 90-х – это было яркое и нестабильно время. Вооруженные столкновения, конфликты, забастовки, нестабильность в политической и экономической сфере тяжело переживались населением страны. Однако такие реформы привели к тому, что мы имеем теперь – сильная страна, которая смогла справиться со всеми невзгодами и волнениями и прийти к единому решению всех проблем.

7.08.1999. Вторжение группировки террористов в Дагестан

Террористы и боевики с территории Чечни начали военные действия в Дагестане. Командование на себя взял Шамиль Басаев и Хаттаб (наемника арабского происхождения). Были введены большие группировки боевиков, которые достигали 1500 человек. Им удалось захватить населенные пункты в Бохлинском районе. Для того чтобы отразить атаку террористов, были присланы федеральные солдаты и войска, которые заручились поддержкой дагестанской милиции и отрядов ополчения. При помощи слаженной работы боевиков удалось выбить за пределы города. Однако на этом атаки не закончились. 8 сентября боевики предприняли повторную попытку захвата контроля над территорией. Около 1500 боевиков дошли до Новолакского района. В этот раз для борьбы с преступниками были привлечены дополнительные силы МВД. Полностью справиться с боевиками удалось только 17 сентября – группировки были разбиты и вытеснены на территорию Чечни.

4-16 сентября 1999 года Череда взрывов жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске

Большая и страшная серия терактов пришлась на осень 1999 года. В это время в нескольких городах произошли мощнейшие взрывы жилых домов. Огромные жертвы и большое количество раненых было во всех городах. Все началось с Буйнакска, где был взорван грузовой транспорт рядом с многоквартирным домом – взрыв задел два подъезда. В результате взрыва погибло 64 человека, а 146 оказались ранеными. Через 4 дня произошел подобный взрыв в Москве, в результате которого был разрушен 9-этажный дом. Здесь число раненых достигло 690 человек, а погибших 100. Еще через 4 дня прогремел второй взрыв в столице – погибло 124 жителя многоэтажного дома. 16 сентября подобный акт произошел в Волгодонске – здесь насчитывалось около 19 убитых и 89 раненых жителей.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

Начало перехода от плановой к рыночной экономике было положено ещё в годы перестройки. В 1990 г. было принято постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», предусматривающее переход на аренду, создание акционерных обществ и развитие частного сектора экономики. Замедление и непоследовательность рыночных реформ привели к кризису, который ещё более углубился после распада СССР и разрыва существовавших экономических связей.

Руководство России в условиях глубочайшего финансового кризиса, инфляции, истощения золотовалютных резервов решило обратиться к политике «шоковой терапии». Это должно было стать своеобразной альтернативой попыткам ещё союзного руководства провести поступательную модернизацию сверхцентрализованной социалистической экономики. Идеологи экономических реформ в России начала 1990-х гг. (Е. Гайдар, Г. Явлинский, А. Чубайс) исходили из того, что постсоветская экономика не подлежала усовершенствованию. Единственным путём, по их мнению, был немедленный демонтаж старой экономической системы вместе с ликвидацией командно-административной системы управления и распределения.

Методы «шоковой терапии» предусматривали либерализацию цен (со 2 января 1992) и проведение масштабной приватизации. Начало выдачи приватизационных чеков (ваучеров) пришлось на 1 октября 1992 г. Эти меры должны были обуздать инфляционные процессы, уравнять спрос и предложение на рынке, превратить частный сектор в преобладающий сектор экономики, создать прочный фундамент для перевода всего хозяйства на рыночные рельсы.

Однако реформаторам из правительства Е. Гайдара пришлось столкнуться с серьёзными трудностями. За год реформ цены взлетели более чем в 20 раз, были обесценены вклады граждан. Курс рубля продолжал падать, и большинство расчётов перевели в американскую валюту. Многие предприятия охватил кризис неплатежей. К 1 июня 1992 г. сумма взаимных долгов составляла около 2 трлн руб. Возникли проблемы со своевременной выплатой заработной платы, пенсий, стипендий. Объём государственной задолженности перед гражданами достиг своего максимума к 1996 г. Социальную напряжённость повышал высокий уровень безработицы, нерешённость жилищной проблемы. Получили распространение финансовые пирамиды («МММ», «Хопёр-Инвест» и др.).

Глобальные ошибки были допущены во время проведения приватизации, что привело к сосредоточению значительной части промышленного потенциала страны в руках небольшой группы людей — олигархов, тогда как от 35 до 65 % граждан России оказалось за чертой бедности (к 1994 г. средний уровень жизни населения составлял 50 °% от начала 1990-х). Смена формы собственности не привела к росту эффективности экономики. Продолжалось падение промышленного производства и производства предметов широкого потребления. Распалась единая энергетическая инфраструктура.

Экономические реформы коснулись и аграрного сектора. С начала 1990-х гг. колхозная система стала заменяться новыми формами хозяйствования: акционерными обществами открытого и закрытого типа, товариществами с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственными кооперативами. В условиях экономического кризиса сельское хозяйство испытывало дефицит агротехники, минеральных удобрений, продолжался отток жителей сельской местности в города. Это привело к заметному падению урожайности, наблюдавшемуся почти на протяжении всех 90-х гг.

Угрозу рыночным отношениям представлял разгул криминалитета, делавшего ставку на передел собственности и теневую экономику, и коррупции. 1990-е гг. вошли в историю как время криминальных войн между различными мафиозными кланами за передел государственной собственности и контроль над частными предпринимателями.

Правительство В. Черномырдина (1993-1998), пришедшее на смену реформаторам Е. Гайдара, пыталось остановить падение экономики путём сочетания упрочения роли государства в экономике с развитием рыночных отношений, однако ситуация продолжала оставаться нестабильной и привела к масштабному финансово-экономическому кризису.

Падение производства к августу 1998 г. достигло 50 %. В этой ситуации страна пережила дефолт. Правительство отказалось от выплат внешних задолженностей, обвалился курс рубля, многие предприятия оказались на грани разорения. Неудачные реформы привели к росту социальной напряжённости (в стране насчитывалось около 9 млн безработных), стихийным забастовкам и массовым митингам протеста. Правительство Е. Примакова ко 2-й половине 1999 г. сумело несколько стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране, хотя жизненный уровень большей части населения по-прежнему оставался невысоким.

Россия и страны дальнего зарубежья

После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б. Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявила страны Европейского сообщества. В 1993—1994 гг. были заключена соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией.

Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Россия активно включалась в решение важнейших международных вопросов. В октябре 1997 г. Государственная Дума ратифицировала Женевскую конвенцию о запрещении разработки, производства и применения химического оружия.

В мае 1997 г. в Париже было подписано соглашение о взаимоотношениях между РФ и странами НАТО. Документ зафиксировал обязательства сторон об отказе от применения силы в отношениях друг с другом. Предусматривалось предотвращение конфликтов и урегулирование возможных споров исключительно мирными средствами. Однако очень скоро руководство стран НАТО нарушило взятые обязательства. Прием в состав НАТО Венгрии, Польши, Чехии, а также стран Балтии свидетельствовал о стремлении этой организации расширить свое влияние на Восток.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки.

Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Итоги внешнеполитических мероприятий РФ в 1990-х годах

Внешней политике РФ на начальном этапе существования независимого государства нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, страна смогла решить многочисленные и сложные международные проблемы. С другой – она шла на многочисленные уступки странам Запада, и эти уступки часто не окупались и вредили международному имиджу.

Важнейшим достижением российской дипломатии 90-х стало оформление статуса РФ как субъекта международной политики. Страна заняла место в важнейших международных организациях, утвердила свои права в качестве преемницы СССР, получила всеобщее признание. Президент Б.Н. Ельцин весьма активно разъезжал по миру и принимал лидеров других государств в Москве, что также влияло на интеграцию РФ в международное сообщество.

Приоритеты внешней политики радикально изменились. Страна теперь стремилась к максимально тесному союзу с западными государствами. Было провозглашено, что Россия более не видит для себя в мире противников. Хотя лидеры государства заявляли, что рассматривают всю территорию бывшего СССР в качестве сферы своих интересов, на деле в международной повестке РФ этот регион отошел на второй план. То же относится к странам Восточной Европы.

Однако вскоре практика показала, что сотрудничество с ЕС, НАТО и США не столь выгодно, как казалось. Помощь России эти страны предоставляли только при условии выполнения множества навязанных ими условий. Заключенные с ними договора были более выгодны западным участникам. Обещания нерасширения НАТО на восток были нарушены совершенно откровенно, и то же случилось с гарантиями безопасности при этом расширении.

Познакомившись с реалиями западной жизни непосредственно благодаря расширению возможности путешествовать (эта возможность – еще одно достижение российской дипломатии), россияне изменили свое отношение к западной системе и ее ценностям. Оказалось, что эти ценности часто вступают в противоречие с теми, что свойственны русскому менталитету. Россияне не так, как граждане западных стран, понимали свои жизненные интересы, и желали иметь совсем не те права, что считались фундаментальными там.

В результате некоторых очевидных провалов в отношениях с западом и изменения общественного запроса в начале нового века приоритеты внешней политики РФ снова претерпели изменения. Новое руководство страны решило исправить недочеты в действиях своих предшественников.

Новейшая история

  • История современной России. Самое главное
  • Внешняя политика РФ в 2000-х годах
  • Дефолт 1998 года. Как это было?
  • Все об отставке Ельцина в 1999 году
  • Развитие современной культуры в России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Выводы

1. После 1991 г. Российская Федерация получила
международное признание как преемница СССР
во внешней политике. РФ
подтвердила преемственность в отношении соглашений и договоренностей по
контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем,
общеевропейскому процессу.

2. Новое качество российско‑американских отношений
является на сегодня движущей силой перемен на международной арене.

3. На пути интеграции стран СНГ остается немало
проблем. Многие заключенные соглашения и союзы нередко превращаются в чисто
декоративные структуры. Разные экономические возможности, социально‑политические
системы, национальные интересы создают немалые препятствия на пути
провозглашенного Содружества независимых республик. Перед Россией стоит задача
подтверждения роли лидера в рамках Содружества Независимых Государств. Для
этого предстоит добиваться реального интеграционного процесса по всем областям
– политической, экономической, военной.

4. Обострившееся в современных условиях противоборство
между ведущими торгово‑промышленными центрами вытесняет Россию из всемирного
разделения труда,
сужает ее и без того ограниченные возможности на пути
создания открытой экономики, интеграции в мировое хозяйство. Переориентация на
Запад не привела к совершенствованию торгово‑экономических отношений. Россия
продолжает оставаться страной высокого инвестиционного риска.

5. Внешнеполитические позиции России также подвергаются
нажиму и ограничению, но у нашей страны есть желание и возможности для того,
чтобы отстаивать достойное место в международном сообществе.