Оглавление
Жанровое разнообразие художественного текста
Художественные творения подразделяются на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.
Автор должен разбираться в литературных жанрах для того, чтобы:
- повышать мастерство именно в своем жанре;
- знать, какому издателю предложить свое творение;
- изучить свою целевую аудиторию.
Для жанровых произведений главным условием является развитие сюжетной линии, вписывающейся в определенные, заранее очерченные рамки. К примеру, любой детектив формируется по схеме «преступление — расследование — разоблачение преступника»; в любом женском романе «герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца».
Но это не значит, что все жанровые работы обладают одинаковым сюжетом. Задача писателя – создать в имеющихся рамках собственный неповторимый мир. Читатель должен задаваться вопросом «Что же там дальше?».
Жанры художественной литературы:
- Авангардная — отличается нарушением канонов, языковыми и сюжетными экспериментами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.
- Боевик — ориентирован, главным образом, на мужскую аудиторию. В основе сюжета — драки, погони, спасение прекрасных дам и пр.
- Детектив — главной линией сюжета является раскрытие преступления.
- Исторический роман — сюжет развивается в относительно далеком прошлом, обычно, связан со значимыми историческими событиями.
- Любовный роман — ориентирован преимущественно на женскую аудиторию. Главные персонажи через серию испытаний обретают любовь.
- Мистика — в основе сюжетной линии находятся сверхъестественные события.
- Приключения — герои отправляются в опасное путешествие или ввязываются в рискованную авантюру.
- Триллер/Ужасы — герои пытаются избавиться от смертельной опасности, которая им грозит.
- Фантастика — сюжетная линия закручивается в предположительном будущем или в параллельном мире.
- Фэнтези/Сказки — характерными чертами являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр.
В произведениях жанра мейнстрим (от англ. mainstream — основной поток) не место типичным шаблонам. Термин ввел американский писатель и критик Уилльям Дин Хоуэллс (1866–1920), который в своем журнале The Atlantic Monthly публиковал преимущественно реалистическим сочинениям с акцентом на философских и нравственных проблемах.
В этом жанре главное — это философия и идеология, нравственное развитие героев. Читатели ждут от автора неожиданных решений. Поэтому профессиональные требования к создателю мейнстримных работ значительно выше: он должен быть серьезным мыслителем, хорошим психологом и отличным рассказчиком.
Еще один значимый признак мейнстрима — произведения пишутся на стыке жанров. К примеру, нельзя однозначно заявить, что «Унесенные ветром» М. Митчелл — это исключительно любовный роман или только историческая драма.
Интеллектуальная проза, в отличие от жанровых произведений и мейнстрима, направлена на узкую читательскую аудиторию и претендует на элитарность ценителей. Авторы преследуют цель не заработать, создать творение ради искусства. Они изливают душу и погружают читателя в мир своего подсознания. Как правило, интеллектуальная проза окрашена в мрачные настроения.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Назовите функцию литературы, отражающую потребность человека в гармонии и красоте.
Ответ. Эстетическая. Эта функция связана с восприятием прекрасного в жизни и творчестве.
Как в сказке «Каша из топора» описана бытовая жизнь общества того времени?
Ответ. В сказке всего два персонажа — солдат (военнослужащий) и старуха (представительница крестьянского сословия). Солдат беден, не имеет ни хлеба, ни денег и вынужден рассчитывать только на себя, на свой изворотливый ум. Старуха описана в сказке как жадная женщина: у неё есть и крупа, и масло, и соль. Но с солдатом делиться старуха не хочет: видимо, её запасы более чем скромны. Мы можем сделать вывод, что военнослужащие в прошлом жили хуже, чем крестьяне, но и крестьян состоятельными назвать нельзя.
Прочитайте фрагмент стихотворения А. С. Пушкина «К морю» и охарактеризуйте ведущий художественный образ этого стихотворения.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты
катишь волны голубые
И блещешь
гордою красой.
Ответ. Главным художественным образом этого стихотворения является море. Именно с ним беседует лирический герой. Море в этом стихотворении выступает как друг поэта и как символ свободы и силы.
Поделиться ссылкой
Эпос и его особенности
Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют. События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность.
Крупные эпические жанры
Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман — самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.
Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.
Малые жанры эпоса
Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.
Для рассказов характерны следующие особенности:
- Малый объём.
- В центре сюжета конкретное событие.
- Малое число героев — 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
- Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
- Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные — второстепенные и, как правило, не раскрываются.
В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм. Очерк — это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.
В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.
Значение художественной литературы в развитии детей
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие детей в следующих направлениях:
- интеллектуальное;
- нравственное;
- эстетическое;
- творческое;
- эмоциональное.
Она развивает различные познавательные процессы:
мышление;
речь;
воображение;
внимание;
память.
Чтение книг является одним из главных условий развития речевого слуха, который является основой когнитивного и социального развития детей.
Для всестороннего развития личности ребенка важен правильный подбор художественных произведений. Они должны:
- соответствовать возрастным особенностям;
- содержать правильные моральные нормы;
- обладать богатой лексикой;
- развивать познавательный интерес;
- иметь яркие образы и персонажи.
При знакомстве с новой книгой рекомендуется сначала довести до сознания ребенка художественное произведение в целостности. Затем следует:
- познакомить ребенка со средствами художественной выразительности;
- провести доступный для его восприятия анализ произведения;
- задавать вопросы по содержанию;
- предложить пофантазировать на тему прочитанного материала.
Часто сюжеты литературы переводятся в игры. Проживая в игре жизнь того или иного персонажа, ребенок обогащается эмоционально, развивает фантазию, учится эмпатии.
По мере взросления ребенка необходимо включить в перечень книг для чтения лучшие образцы русской и зарубежной литературы, способствующей формированию его мировоззрения. Например, произведения Чарльза Диккенса учат сопереживать и ценить моральные качества человека. Книги Виталия Бианки — прививают любовь к природе.
Жанр художественного стиля — драма
Драма — род литературы, предназначенный для сценического действия, поэтому одновременно охватывает и театр, и литературу.
От эпоса драма отличается тем, что имеет форму диалога, а не повествования
А в отличие от лирики, где основное внимание сконцентрировано на эмоциях автора, драма отражает внешние события по отношению к автору
В основе драматического произведения лежит конфликтная ситуация, которая и определяет весь сюжет: это и характеры персонажей, и их действия, поступки, чувства, слова.
Драма делится на сценические эпизоды.
К драматическим произведениям относятся: трагедия, драма, пьеса, комедия, трагикомедия, мелодрама, водевиль.
Разновидности и примеры драматических произведений
Из всех стилей речи, художественный — самый многообразный, разносторонний, неповторимый стиль, который каждый автор может подстроить «под себя» и создать свой уникальный шедевр.
Литературное произведение
Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний — мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).
Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» — реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание — действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.
Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).
Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. Форма и содержание).
В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.
Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.
Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной
Слово литература произошло от латинского litteratura — написанное и от littera, что в переводе означает — буква.
Как писать литературный обзор к диплому
Для начала, не стоит путать литературный обзор и просто список литературы – это разные вещи. В списке в определенном порядке просто перечисляются использованные источники, а в обзоре литературных источников студенту нужно высказать свое мнение о трудах предшествующих авторов. Например, почему вы использовали именно эту книгу, в какой книге лучше или хуже представлена та или иная тема.
Здесь возникает вопрос: раз все так сложно, как вообще подбирать литературу для диплома? Она должна быть не только узкоспециализированой, но и современной и актуальной. Мы уже подготовили для вас подробный ответ в отдельном материале на эту тему.
Литературный обзор диплома может занимать пару абзацев, Помните, чем значимее научная работа, тем больше внимания нужно уделять обзору литературы в ней. Например, литобзор для диплома бакалавра будет гораздо меньше, чем литобзор в кандидатской диссертации.
Термин литература
Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).
Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).
Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности — в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.
Синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. — образует своего рода фундамент мировой литературы.
Роды литературы
Эпос, лирика, драма — три рода литературы. Промежуточный род литературы – лироэпика вобрал в себя черты эпических и лирических произведений. Чтобы разобраться в хитросплетениях определений, предлагаем вашему вниманию роды литературы в таблице с классификацией произведений русской литературы из школьной программы.
Делят произведения на роды не по форме, как можно ошибочно заключить, а по типу отношения автора к художественному целому. Грубо говоря – кто, о чем и как говорит. Изображение мира и человека в художественных произведениях разнится.
Так, эпос человека изображает объективно, для лирики свойственен субъективизм (в лирике всегда идет речь о себе, автор смотрит в себя), драма изображает человека в определенной жизненной ситуации, в действии, человека самого по себе, авторская речь играет вспомогательную роль.
Это хрестоматийное объяснение деления литературы на роды из учебников по теории литературы. Но существует и более простое – именно так репетиторы объясняют принцип деления произведений для абитуриентов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе:
- Эпос – это повествование, проза.
- Лирика – это стихи.
- Драма – это пьесы.
- Лироэпика – повествование в стихах либо проза с лирическими отступлениями.
Это деление на роды литературы более примитивное, зато более доступное. Объясняет подобный подход и деление на жанры: эпические жанры – жанры прозы, лирические – поэзии, драматические – виды пьесы.
Литературный род
Итак, литературный род — это группа литературных жанров, обладающих сходными литературными признаками. Роды различаются способами изображения человека: эпос
объективно изображает человека;лирика субъективно;драма изображает частную человека в переломные моменты.
Проза Повествование Эпические жанры:
|
Поэззия Лирические жанры:
|
Пьесы Драматические жанры:
|
Литобзор в дипломе: примеры
Анализ литературы в дипломной работе не всегда нужно выносить в отдельный раздел. Часто все можно написать во введении диплома. Обзор литературы должен быть логично связан с актуальностью работы и научной новизной. Кстати, читайте подробнее о введении и о том, что в нем должно быть.
Посмотрим на примеры реальных литературных обзоров в дипломах.
Лайфхак. Литературный обзор удобнее составлять по ходу написания работы. Так же, как и расставлять ссылки и сноски на литературу.
Пример №1. Литературный обзор в дипломе
Рассматривая историю российской эмиграции с момента появления первых русских эмигрантов, уделяется особое внимание периоду 1920–1930-х гг., названного временем культурного расцвета русской эмиграции в Шанхае. Китайсий исследователь Ван Чжичэн отмечает значительный вклад российской интеллигенции в формирование системы среднего и высшего образования в Шанхае, а также в создание общественных и профессиональных союзов, благотворительных организаций
Монография Ван Чжичэна — результат более чем 10-летней работы автора над периодикой 1920–1930-х гг. на русском, китайском и английском языках и архивными материалами российской эмиграции, сосредоточенными в архивохранилищах не только Китая, а также США и других стран российского расселения.
Пример №2. Литературный обзор в дипломе
В настоящее время в России издано лишь три книги по истории Дании общего характера. Датскими историками проблема изучена достаточно глубоко. Создана подробная хронология истории Дании. Датские историки признают, что Дания вступила в полосу экономического кризиса примерно с 1340-хгг. Причем это не было связано с первой волной пандемии «Черной смерти».
Исследование истории Дании датскими историками началось еще в19 в., в связи с ростом национального самосознания, интереса к историческому прошлому своей страны. Нужно упомянуть такие труды как Hammerich, «D. under Adelsvaelden (с 1523 по 1660)» (1864-59), « История датской Церкви с Реформации» Helveg. Но эти работы в России не издавались и на русский язык не переводились. Это большая потеря для российских исследователей, т.к. историческая наука в Дании находится на высоком уровне.
Основным источником по истории Дании в настоящее время в России является коллективная монография «История Дании». Новые исследования публикуются в двух специализированных журналах по истории Дании «Danske Magazin», изд. с 1746 г., и «Historisk Tidsskrift», изд. с 1840 г.
Примеры выше вполне подходят для обзора литературы, который может занимать несколько абзацев во введении. А вот пример по-настоящему большого литературного обзора, знимающего целый раздел работы.
Мы постарались кратко и понятно рассказать о том, как написать литературный обзор для дипломной работы. Понятное дело, что хороший обзор литературы в дипломной работе пишется долго, и на практике для написания хорошего литобзора за чтением учебников придется провести не один час. Если у вас возникнут вопросы – обращайтесь в профессиональный сервис для студентов за ответами и консультацией.
Лирические
Лирический жанр чаще написан в поэтической форме. Самый популярный подвид — лирическое стихотворение. Оно представляет собой небольшое по объему произведение, с помощью него автор стремится выразить свои эмоции, чувства, поделиться своими переживаниями с остальными.
Также популярными подвидами лирики являются послание и элегия. Элегия — грустное, скорбное стихотворение, содержащее философские раздумья. Послание представляет собой письмо в поэтической форме. Обычно оно направлено определенному человеку, либо группе людей с целью донести чувства автора.
Примеры лирических произведений: А. С. Пушкин «Зимняя дорога», «К Чаадаеву», «Я вас любил» и др.; Н. А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Пророк» и др.; А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…», «Какая ночь, как воздух чист…», «Ласточки», «Фантазия» и др.
Что такое жанр художественного произведения?
Произведения одного жанра – это произведения, имеющие одинаковые характеристики формы, содержания или какого-то исторически установившегося признака.
Казалось бы, по общим и отличающимся друг от друга признакам, произведения полностью разбираются на уровне определения рода и вида. Однако даже такая небольшая эпическая форма как рассказ имеет множество жанров, очень непохожих один на другой. Возьмем, например, рассказ детективный и рассказ святочный.
Оба этих произведения будут небольшими по объему, будут охватывать малый отрезок времени, в них будет задействовано всего несколько героев. Но если сравнивать, то детективный рассказ покажется куда ближе к детективному роману, а святочный рассказ к сказке.
Поэтому, чтобы проще было запомнить, что же такое жанр, попросту назовем его «характеристикой». Жанр – это то, чем можно описать произведение того или иного вида.
Например, возьмем роман. Если нам нужно будет дать характеристику роману, то мы скажем, что он исторический («Война и Мир»), психологический («Преступление и наказание»), а может быть легкий любовный роман в мягкой обложке. То есть, по сути, выделим главную его тему. Главная тема — это и есть жанр.
Деление на жанры
Художественная литература многообразна по содержанию, структуре, стилевым особенностям.
Выделяют 3 ее основных рода:
- Эпос.
- Лирика.
- Драма.
Эпос
Эпическая литература описывает события, произошедшие в прошлом и вспоминаемые повествователем.
Характерные особенности:
- широта охвата;
- претензия на объективность повествования;
- высокая плотность событий;
- описание сконцентрировано на поступках, а не на попытках понять внутренний мир героев;
- жизнь людей рассматривается в контексте общественных и исторических событий.
Эпические жанры:
- баллады;
- эпопеи;
- романы;
- эпические поэмы;
- малые формы — повести, рассказы, очерки.
Примеры эпических произведений:
- «Илиада» Гомера;
- «Война и мир» Льва Толстого;
- «Тихий Дон» Михаила Шолохова.
Лирика
Для лирической литературы характерна концентрация внимания на внутреннем мире героя, его мыслях и переживаниях.
Особенности:
- субъективность;
- эмоциональность;
- фиксация на мимолетных переживаниях;
- передача тончайших оттенков эмоционального состояния героя;
- экспрессивность;
- отсутствие строгой привязки к сюжету.
Лирические жанры:
- элегии;
- романсы;
- оды;
- лирические стихотворения;
- любовные песни.
По содержанию лирика бывает:
- интимной — отражает личные переживания;
- пейзажной — описывает эмоциональные впечатления от явлений природы;
- гражданской — содержит размышления об общественных и политических явлениях;
- философской — включает рефлексию на тему смысла жизни и других основополагающих вопросов бытия.
Примеры:
- стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая»;
- ода Михаила Ломоносова в честь императрицы Елизаветы;
- лирический рассказ Ивана Бунина «Антоновские яблоки».
Драма
Драма возникла на стыке литературного и театрального искусства. Драматические произведения воспроизводят внешний для автора мир. В отличие от эпоса, сюжет разворачивается не в повествовательной, а в диалогической форме.
Характерные особенности:
- четкая структура;
- диалогичность;
- текст от лица автора носит эпизодический характер;
- наличие внешних и внутренних ремарок;
- ограниченное количество действующих лиц;
- в основе — действие, раскрываемое через конфликт;
- характер персонажей разворачивается через поступки.
Драматические жанры:
- драма;
- комедия;
- мелодрама;
- фарс;
- трагикомедия;
- водевиль.
Примеры драматических произведений:
- пьеса «Бесприданница» Николая Островского;
- комедия в стихах «Горе от ума» Александра Грибоедова;
- трагедия «Гамлет» Уильяма Шекспира.
По структурному типу текста литература делится на:
- поэзию;
- прозу.
Для поэзии характерно наличие ритмической структуры текста, не совпадающей с естественным ритмом языка. В русской литературе преобладает силлабо-тонический ритм. Он характеризуется чередованием в определенном порядке ударных и безударных слогов и наличием рифмы.
В прозе содержание текста не зависит от речевого ритма.
Лиро-эпическая поэзия
Лиро-эпическая поэзия находится на границе лирики и эпоса. От лирики здесь – субъективность, эмоциональность, от эпоса – сюжетность.
Баллада
Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого фантастический, фольклорный материал. Особенностью жанра является мрачный, таинственный, мистический характер. Сюжет баллады строится вокруг некого необычного случая: преступление, трагедия, явление потусторонних сил.
Баллады соединяют в себе черты рассказа и песни. В балладах активно используются такие средства выразительности, как эпитеты («горькая судьбина», «мертвое молчанье»), сравнения («мчат, как будто на крылах»), а также архаизмы и особая мелодика. Это один из главных поэтических жанров сентиментализма и романтизма.
Дума
Дума – поэтическое размышление автора на философскую, историческую или социально-бытовую тему. Имеет сходство с балладой, так как тоже основана на реальных событиях, но в ней отсутствует фантастический элемент.
Поэма
Поэма (а также роман в стихах) – крупное или среднее по объему произведение, главными особенностями которого является сюжетность (как в эпосе), оценочность и присутствие лирического героя (как в лирике). В поэмах разного типа – героических, романтических, сатирических и других – эти составляющие сочетаются в разных пропорциях.
«Паноптикум» – современная поэма Данила Рудого
Например, историческая поэма Пушкина «Полтава» описывает преимущественно события военного характера и близка к эпосу:
Напротив, поэма Блока «Соловьиный сад» – чистая лирика, где переживания героя выходят на первый план:
Исповедь
Исповедь – стихотворение-покаяние, в котором лирический герой раскрывает свою душу, вспоминает жизненный путь, высказывает личные убеждения философского, религиозного, иногда политического характера. Исповедь близка дневнику, но, в отличие от него, не привязана к хронологии или месту.
В русской поэзии элементы исповеди появляются в конце XVIII века у Карамзина, Жуковского, позже – у Баратынского, Пушкина, Лермонтова.
Сделать закладку в соцсетях, отправить письмом или распечатать страницу:
Документальная проза
Документальная проза — особый вид литературы, характерным признаком которого является создание сюжета, основанного только на реальных событиях, с небольшими включениями художественного вымысла. К документалистике относятся биографии выдающихся личностей, страноведческие описание, истории значимых событий, расследования громких преступлений.
Произведения документальной литературы основаны на свидетельствах и воспоминаниях очевидцев, самого автора, различных документах. Авторская позиция состоит в отборе и структурировании материала, оценке событий.
Примеры документальной прозы: повесть С. Моэма «Пироги и пиво или скелет в шкафу», роман А. Бека «Новое назначение», К. Г. Паустовский «Повесть о жизни».