Политические режимы

Оглавление

Сравнение и классификация политических систем

Сравнение и классификация конкретных политических систем осуществлялась с древних времён и является неотъемлемой частью политической науки. Согласно данным современной сравнительной политологии, государства и политические режимы закрепляются за различными формами политических систем в соответствии с определёнными критериями.

Следует отметить, что в принципе ни одно государство не может быть сведено к правовым нормам. Реальные процессы принятия решений и расстановка сил могут значительно отличаться от них, даже не нарушаясь. Таким образом, Конституция (де-юре) никогда не имеет решающего значения для классификации политической системы. Какие институты, процессы и решения необходимо учитывать и какие задачи возлагаются на политическую систему, зависит от соответствующей концепции политики.

Демократия как форма правления

Определение

Демократия – это политическая система, при которой существуют равные возможности для осуществления прав и свобод каждого члена общества.

Понятие «демократия» греческого происхождения, где демос означает народ, а кратос – власть. Демократия – это буквально «народовластие». Берет свои истоки со времен древней Греции и Рима. Была предметом анализа многих древнегреческих философов (Аристотель, Эпикур), некоторые из которых выступали против такой системы (Платон).

Возник термин как название формы правления в государстве, где все граждане (в Древней Греции это были только мужчины-собственники) были уравнены в политических правах независимо от имущественного положения. Такая форма демократии была прямой, то есть существовала в рамках непосредственного участия граждан в принятии решений.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Афинская демократия отличалась от современной рядом особенностей:

  • малая масштабность (распространялась в рамках отдельного города);
  • гармоничная целостность общественного и личного интереса;
  • единство в принятии решений и осуждение фракционности;
  • растворение личности в обществе (ее свобода была не личностной, но гражданской).

Демократия часто отождествляется со свободой, но это не синонимы. Демократия – это свобода, которая выражена в нормах. Она не является ограниченным сводом правил и механизмов. Это общие принципы и указания относительно того, как нужно решать разные вопросы. Потому, она требует развития культуры института демократии.

Примечание

Демократия неразрывно связана с понятиями гражданского общества и социального государства.

Сущность демократического государства

Следует отметить, что государство может отвечать критериям демократичности только в условиях наличия сформированного гражданского общества. Демократическое государство должно исключить политику этатизма (вмешательства в сферы общественной жизни) и, наоборот, обеспечивать свободу развития культуры, предпринимательства и духовной жизни. Демократическое общество выполняет функции обеспечения общенародных интересов при безусловном соблюдении личных интересов каждого индивида. Именно такое государство является своеобразным антиподом авторитарному государству, они практически исключают друг друга.

Плюсы и минусы демократии

Демократия основывается на идеях гуманизма, чем и обусловлены ее положительные качества для человека:

  • гарантированные права и свободы,
  • свобода на самоопределение,
  • стремление к политическому равенству.

Государство, построенное на этих принципах, стремится к мирному урегулированию конфликтов, защите собственных граждан. Решения, принятые коллективно с учетом замечаний сильной оппозиции, эффективнее, чем принятые единолично. В связи с этим, развитие демократии ведет к экономическому росту и благосостоянию общества.

Недостатки этого политического режима – продолжение его плюсов. Народным мнением можно манипулировать, вводя голосующее большинство в заблуждение. Под воздействием эмоций или обмана, общество может принять неверное решение – проголосовать за кандидата, предоставившего ложную информацию о себе, принять под воздействием пропаганды антигуманные законы.

Помимо этого, сказывается недостаток квалификации в проведении социально-экономической политики, что затрудняет участие народа в обсуждении. Система представителей, решая эту проблему, порождает другую – разрыв между политической элитой и гражданами ведет к сложностям и ограничениям в возможности повлиять на волю государства.

Теория делиберативной демократии, основанная на публичном обсуждении и принятии решений на основе консенсуса, устраняет эту проблему, но не решает остальные.

Плюрализм в определенных ситуациях способен порождать излишние конфликты. Партии и объединения, в стремлении любой ценой отстоять свое мнение, могут дестабилизировать общество.

Признаки демократии

  • Граждане избирают представителей власти. Для реализации этого условия существования демократии проводятся свободные выборы. Кандидаты выдвигают себя на предполагаемый государственный пост, а народ в лице каждого представителя (гражданина) принимает суверенное решение в пользу или против того или иного кандидата. Внешнее влияние либо силовое давление на волеизъявление избирателя исключается.

  • Независимые СМИ. Средства массовой информации имеют возможность информировать население о принимаемых в государстве политических решениях, возможных альтернативах действующей власти и общественно значимых событиях. Ангажированность СМИ любой из политических сил, партий или давление на них не допускается.
  • Оппозиция. Понятие происходит от латинского «oppositio» – возражение. Оппозиция – это политическая сила(-ы), противопоставляющая себя действующей власти, критикующая ее. Демократическое правление обеспечивает гарантии соблюдения права меньшинства в т. ч. и на оппозицию при условии подчинения их мнению большинства. Оппозиционные партии обладают полнотой прав на открытое и беспрепятственное отстаивание политической и общественной точки зрения, и конкуренцию с другими силами, включая избранную большинством власть. В условиях демократии оппозиции обеспечивается государственная поддержка. Многопартийность – базовое условие существования демократии. Наличие в государстве выраженной демократической оппозиции свидетельствует об условной, но не фактической демократии в государственном устройстве.
  • Мораль, как социальное регулирование. Демократия предполагает наличие и свободу реализации широкого спектра прав и свобод для граждан. Социальная защищенность стоит в приоритете. Это делает общество более гуманным и нравственно-ориентированным. Моральные нормы наряду с Конституцией со временем начинают выполнять негласную регуляторную функцию в личных и общественных взаимоотношениях.
  • Гарантия прав и свобод личности. Права и свободы граждан, как и обязанности зафиксированы в главном законодательном документе — Конституции. Они предоставляются всем без исключения гражданам вне зависимости от пола, расы, возраста, социального и профессионального статуса и политических воззрений.

Гарантом соблюдения прав и свобод является государство.

  • Консенсус и компромиссное решение. В условиях демократии все ключевые решения по общественному и политическому регулированию жизни государства и общества принимаются на основе двух принципов: консенсуса (достижения общего согласия всех граждан в принятии решения) либо компромиссного решения (соглашения, достигнутого в условиях уступок всех заинтересованных сторон, которое в той или иной мере удовлетворяет интересам каждой).
  • Принцип плюрализма мнений. Каждый гражданин и (или) политическая сила имеет право свободно выражать свое мнение и волю. Никакая идеология не может быть объявлена в качестве государственной или иметь преимущественное значение.
  • Принцип разделения ветвей власти. Каждый орган государственного управления имеет ограниченный спектр полномочий. В современной демократии таких органов три: судебная, законодательная и исполнительная власть. Каждая из них обладает автономией, ограниченной Конституцией или иным верховным сводом законов, и не имеет права влиять на деятельность другой.

История социал-демократии

История мирового социал-демократического движения слишком обширна, чтобы мы могли рассмотреть её здесь, поэтому для неё нужен будет отдельный материал. Здесь же мы изложим лишь самый краткий обзор. Принято считать, что социал-демократия сформировалась под влиянием социалистической идеологии (социалисты-утописты) и марксизма, однако если мы берём выведенное нами выше определение, то история социал-демократии может быть гораздо обширнее и включать как минимум французских якобинцев, если не Перикла. Но всё же сам термин «социал-демократия» впервые возникает и начинает употребляться в «Рабочем братстве» Стефана Борна – участники этой организации в конце 1840-х годов впервые начали называть себя социал-демократами. Окончательно этот термин входит в употребление с созданием Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в 1863 году. Эта партия находилась в то время под идейной опекой Карла Маркса и Фридриха Энгельса, создавших основные теоретические труды, и после образования в 1889 году II Интернационала послужила образцом для других социал-демократических партий.

Эдуард Бернштейн

В конце XIX века Эдуард Бернштейн сформулировал идею о достижении социальной справедливости не посредством революции, а путём реформ, при этом процесс движения к социализму поставил выше самой цели движения. Это означало, что время баррикадных боёв уходит в прошлое и делается ставка на демократическую борьбу. Со временем это привело к расколу движения на социал-демократов и коммунистов (революционное крыло), что ярче всего проявилось в российской социал-демократии с разделением её на меньшевиков и большевиков. Между тем, концепция Бернштейна прекрасно работала, и социал-демократические партии начали приходить ко власти, как мы рассматривали в соответствующей статье.

В связи с тем, что коммунисты объявили социал-демократов врагами рабочего движения и агентами капитала (к примеру, Иосиф Сталин заявлял, что «невозможно покончить с капитализмом, не покончив с социал-демократизмом в рабочем движении»), а также ликвидировали демократию (и социал-демократические организации) там, где приходили ко власти, устанавливая однопартийную диктатуру, между двумя движениями усиливались противоречия. Впрочем, в связи с фашистской и нацистской угрозой они временно устанавливали союзы (в форме Народных фронтов). После Второй мировой войны социал-демократы, пережившие острейший кризис в 1930-е годы, выросли в мощную общественно-политическую силу глобального характера. После процесса Кравченко в 1948 году, когда вскрылась античеловеческая суть сталинского режима, уже коммунистические партии, идеи которых сделали возможным приход Иосифа Сталина, начали переживать острый кризис сначала в Европе, а потом и по всему миру. Фактически со временем коммунисты перестали представлять собой хоть сколько-нибудь значимую силу, и в качестве авангарда левого движения окончательно утвердились социал-демократы.

Это стало возможным благодаря тому, что после Второй мировой войны во многих странах социал-демократы возглавляли правительства или входили в правящие коалиции, и во многих странах достигли значительных успехов в построении государства всеобщего благосостояния. Начиная с 1959 года и принятия Годесбергской программы СДПГ социал-демократические партии начинают отказываться от марксизма (главным образом по причине его устаревания), нередко признавая своей целью не «социализм», а наилучшую реализацию общечеловеческих ценностей. Коммунистические государства потерпели экономический и политический крах, и в них вскрылись многочисленные нарушения прав человека, а также низкий уровень жизни, в то время как социал-демократы добивались значительных успехов. В 1980-х консерваторам удалось увеличить своё влияние за счёт продвижения в Великобритании и США, используя тезисы «свободного рынка» (реформы Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана), после чего в 1990-х годах демократическое движение восстановилось и сформировало правительства в большинстве стран Запада. Сегодня мы наблюдаем, как консерваторы пытаются провести контрнаступление за счёт националистических тезисов.

Съезд СДПГ, 2017

Что такое политический режим

В формуле профессора Парижского университета Мориса Дюверже отмечено, что политический режим – это скорее особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой – способы политического участия партий и групп интересов.

Автор одного из самых популярных во Франции учебников по политологии «Западные политические режимы» Жан-Лyи Кермонн попытался сделать подход Дюверже более объёмным: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период». В известном русскоязычном учебнике политологии под редакцией доктора философских наук Андрея Мельвиля обобщаются существующие определения политического режима:

Примеры недостатков демократии в странах мира

Многие государства руководствуются демократическими принципами для построения политических систем. К их числу можно отнести Францию, США, Швецию, Бельгию, Финляндию, Нидерланды, Австрию, Австралию, Канады и другие страны.

При демократии индивидуальные свободы сочетаются с законностью. К примеру, в Германии демократические институты и процедуры используются ограниченно, а на практике нередко применяются авторитарные приемы и методы. Во всех государствах, построенных на основе гражданских свобод, проводятся выборы, население в той или иной форме вовлечено в систему управления страной.

Демократические практики отличаются и приобретают разные формы, в которых кроме достоинств можно наблюдать и проявления недостатков демократии:

  • Во Франции существует демократическая система, но для того чтобы признать подсудимого невиновным, необходимо доказать данный факт самостоятельно, с помощью адвоката или прокурора.
  • В Таиланде суд вынес приговор о десятилетнем тюремном заключении для редактора журнала, который опубликовал статью о короле.
  • В Израиле происходит ранжирование политических партий.
  • В Российской Федерации существует традиция со времен Ивана Грозного, согласно которой на органы судебной системы может быть оказано влияние.
  • В США, где активно пропагандируются свободы общества, в течение 200 лет эксплуатировался рабский труд на законной основе.
  • Исходя из официальных данных мирового «Индекса цензуры», десятки журналистов в Белоруссии отбывают наказание за свободу слова в тюрьмах страны. Подобные ситуации наблюдаются в таких государствах, как Азербайджан, Мьянма, Бахрейн.

Что такое «права личности», какими они бывают?

Само понятие «право человека» означает совокупность неких правовых взаимоотношений индивидов в обществе, а также их отношения с самим обществом и государством в целом. Люди не только могут действовать, соотносясь непосредственно со своим выбором, но и имеют основания для получения некоторых жизненно важных благ.

Все права, которые обеспечивают людям свободу волеизъявления и образа жизни, называются «свободами». Нужно заметить, что демократический политический режим основывается на этих понятиях: из него ничего нельзя убрать, чтобы государственный строй мог иметь право называться таковым.

Что же касается определенных свобод личности, то различают негативные и позитивные. К первым относятся обязанности государства, которые направлены на защиту жизни и здоровья граждан от любых актов насилия, включая недозволенные аресты, пытки и прочие попрания основополагающих основ личности. Ко второй категории относится обязательное предоставление человеку качественного образования, медицинских услуг и условий работы. Есть еще личные, политические, экономические и прочие права человека.

Формы и типы демократии

Заметим, что демократический режим страны теоретически может существовать в одной из двух форм: прямой и представительской. Если говорить об истории государственных формаций, то раньше всего появилась именно первая разновидность. Суть ее состояла в том, что народ сам, не доверяя это дело посредникам, осуществлял выборные и управленческие функции. Это те самые Афины и Новгород, о которых мы говорили в самом начале статьи.

Впрочем, такая демократия является устаревшей, так как она существовала в самом начале зарождения данной общественно-политической формации. В управлении тем же городом могло участвовать максимум пять-шесть тысяч человек. Все они могли собраться на подходящем по размеру поле и решить насущные вопросы методом прямого, открытого голосования.

Конечно же, современный демократический режим (черты которого мы уже описали) в такой форме существовать никак не может. Начать хотя бы с того, что даже в маленькой стране вполне может проживать несколько миллионов человек. Таким образом, вся современная демократия является представительской, когда между народом и властью стоят посредники в виде надзирающих, контролирующих органов.

Прямая форма «власти» может существовать только в пределах какого-то предприятия, фирмы или общественной формации, когда ее члены решают насущные вопросы путем открытого голосования.

Авторитарный политический режим

Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.

Основные признаки авторитарного режима:

1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:

  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Функции политической партии

Партии существуют для того, чтобы выполнять определённые функции. Что это за функции и ради чего, соответственно, существуют партии?

Определение целей, задач и инструментов их реализации. Разрабатывая идеологию и программу, партии стремятся определить направляющие стратегии и убедить граждан в возможности реализации действий, альтернативных действиям властей. Следует особо выделить здесь выработку программных установок. К разработке современных стратегий привлекаются квалифицированные идеологические, пропагандистские кадры.

Выражение и объединение общественных интересов. Выражать интересы людей могут и другие организации, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решение центральных государственных органов.

Мобилизация и социализация граждан. Партии стремятся усилить политическую активность граждан и создать основу для долгосрочной политической деятельности. Также партия стремится сформировать этим соответствующее общественное мнение в отношении неё самой, используя для этих целей СМИ. Партия также воспитывает своих сторонников и граждан в целом в духе разделяемых ею традиций, ценностей, идеалов.

Формирование правительства и власти; обеспечение связей между представительными органами власти и обществом; формирование вместе с другими политическими институтами механизма государственного и общественного управления; обеспечение стабильности правительственных органов и структур. Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.

Представительная демократия

Ведущей во всех современных странах формой политического устройства и участия граждан в политической жизни является представительная демократия. Суть ее довольно проста – опосредованное участие народа в принятии политических решений. Граждане той или иной страны выбирают в органы государственной власти представителей, которые способны представить их интересы. Форма представительной демократии просто необходима в современных условиях существования огромных социальных институтов и сложных общественных процессов.

Избранные народные представители обязательно должны подчиняться всем предписаниям закона. Основным из них является конституция демократического государства. Этот аспект является фундаментальным и основополагающим.

[править] Описание

Характерными особенностями демократического порядка являются: право большинства на власть, обеспечение прав меньшинства, выборность органов власти, осведомлённость граждан по общественным делам, свобода собраний и ассоциаций, свобода выражения гражданами своего мнения.

Ценности демократии — выборность, состязательность, гласность, подотчётность — в сочетании с моральными ценностями справедливости, ответственности, порядочности обеспечивают оптимальный паритет во взаимоотношениях человека и власти.

Сила демократических систем — в создании конституционных гарантий, которые препятствуют монополизации политической власти (общее избирательное право, свобода слова и информации, разграничения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и др.). Механизмами реализации демократии выступают государство, гражданское общество, региональные и местные самоуправления.

Принцип равенства — основополагающий в системе демократических принципов. Он реализуется через гарантированное государством каждому гражданину право на защиту собственной индивидуальности от дискриминации по признаку пола, расовой или этнической принадлежности, религиозных или других убеждений и предоставления обществом всем гражданам равных возможностей для самореализации.

Демократическому обществу обязательно присущ также определенный уровень экономической свободы граждан, обеспечивается их право на частную собственность.

Участие народа в осуществлении государственной власти может быть непосредственным (прямым) и опосредованным (представительным), соответственно различают и демократию непосредственную и демократию представительную. Непосредственной является такая демократия, при которой власть в государстве осуществляется всем народом, например, посредством референдумов или плебисцитов. Представительная демократия базируется на избрании гражданами официальных лиц для принятия последними (как представителями народа) политических решений и осуществления задач управления; эти лица подотчетны народу. Представительная демократия, которая действует в соответствии с нормами конституции, называется еще конституционной. Выборы производятся голосованием — инструментом, с помощью которого народ в условиях представительной демократии передаёт своим представителям право на реализацию своего суверенитета.

На нынешнем этапе исторического развития демократия является антитезой тоталитаризму и авторитаризму (см. Авторитарные режимы), составляет наиболее органическую форму естественной самоорганизации социумов. Степень соответствия принципов народовластия принципам гуманизма и свободы, рассматривается сегодня как мера цивилизованности страны и общества. Наиболее развитой считается либеральная демократия (конституционный либерализм), которая базируется на законодательном закреплении всех естественных прав и свобод человека и на разделении властей, обеспеченному эффективной системой сдерживаний и противовесов. Такая форма демократии невозможна без постоянных широких дискуссий в обществе по общественному благу, национальным интересам, принципам политической деятельности.

Жизненность демократии как политического принципа основана на укоренённости в глубинных архетипах сознания и природе человека. Как общественному существу человеку присуще соучастие в общинной жизни и в имитационных политических играх. Как существу духовному ему присуща свобода. Поэтому в более или менее развитом виде элементы демократии существуют при любом общественном строе. Но утверждение демократии как общественной ценности и основы цивилизованного общежития требует больших скоординированных усилий социума. Как «рукотворное явление» и уязвимая форма власти демократия существует лишь там, где общество тратит немалые усилия на её поддержку, развитие и защиту от искажений.

Настоящая демократия органично соединяет свободу с законопослушностью, независимость с ответственностью, принципиальность с толерантностью.