Андреа дель верроккьо

Оглавление

Биографические сведения и мастерская Верроккьо

О личной жизни Андреа дель Верроккьо, настоящее имя которого было Андреа ди Микеле Чони (Andrea di Michele Cioni), сохранилось мало сведений. Известно, что он родился во Флоренции (Firenze), примерно в 1435 году. В детстве и юности увлекался музыкой, проявлял склонность к техническим наукам, любил геометрию и астрономию. Семья будущего мастера не принадлежала к знатному роду, но, благодаря отцу, работавшему ремесленником, а позже трудившемуся в таможенной службе города, не испытывала особой материальной нужды.

Творческий путь молодого Андреа, как и многих знаменитых художников и скульпторов эпохи Возрождения, начался с обучения и работы в одной из ювелирных мастерских Флоренции. Там он занимался не только изготовлением драгоценных украшений, но и познавал основы живописи, пластики и архитектуры. Его первым учителем был Джулиано Веррокки, фамилию которого в несколько изменённом виде Андреа заимствовал для своего будущего псевдонима.

Историк искусств, Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), описывая ранний период творчества молодого мастера, отмечал «бесконечные старания и настойчивость», проявляемые им в работе.

Спустя несколько лет Андреа дель Верроккьо основал собственную художественную мастерскую, пользовавшуюся невероятной популярностью у жителей Флоренции. Это место стало источником разностороннего образования и бесценного профессионального опыта для целой плеяды молодых, подающих надежду художников и скульпторов, будущих титанов эпохи Возрождения. В их число входили:

  • Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli);
  • Пьетро Перуджино (Pietro Perugino);
  • Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
  • Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi);
  • Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).

В мастерской Верроккьо царила атмосфера бесконечной любви к искусству, науке, философии и литературе

Помимо изучения традиционных способов работы с красками, металлом, камнем, гипсом и кожей здесь уделялось особое внимание точным дисциплинам и их практическому применению в живописи и скульптуре, разгорались споры о художественной ценности тех или иных произведений, подробно обсуждались идеи гуманизма, велись дискуссии об античном наследии

Верроккьо снискал глубокое уважение и покровительство многих влиятельных граждан и меценатов Флоренции, получая от них различные заказы. Особый интерес к его творениям проявляли представители клана Медичи (Medici), являвшиеся в тот период негласными правителями республики. С большим талантом и находчивостью Верроккьо удавалось выполнять декорирование пиршеств знатных особ и оформление придворных празднеств.

Большую часть жизни он жил и творил в родном городе. В конце XV столетия переехал в Венецию (Venezia), где скончался в возрасте 53 лет, в 1488 году.

Жизнь [ править ]

Верроккьо родился во Флоренции около 1435 года. Его отец, Микеле ди Франческо Чиони, сначала работал мастером по изготовлению плитки и кирпича, а затем работал сборщиком налогов. Верроккьо никогда не был женат и должен был оказывать финансовую поддержку некоторым членам своей семьи. Сначала он был учеником ювелира. Было высказано предположение, что позже он был отдан в ученики Донателло , но свидетельств этого нет, и Джон Поуп-Хеннесси считал, что это противоречит стилю его ранних работ. Было высказано предположение, что он учился как художник у фра Филиппо Липпи . О его жизни мало что известно. Его основные работы датируются его последними двадцатью годами, и его продвижение во многом обязано покровительству Лоренцо Медичи и его сына Пьеро. Его мастерская находилась во Флоренции, где он был членом Гильдии Святого Луки . Несколько великих художников, таких как Леонардо да Винчи и Лоренцо ди Креди, прошли через его мастерскую в качестве учеников. Помимо этого, были также задействованы такие художники, как Доменико Гирландайо , Франческо Боттичини и Пьетро Перуджино , и их ранние работы сложно отличить от работ Верроккьо. Джованни Санти пишет, что Боттичелли , Лука Синьорелли, и молодой Филиппино Липпи также посетил или работал в студии Верроккьо. О педагогике художника флорентийский поэт Уголино Верино писал, что… «Все хорошее, что есть у художников, они пили из источника Верроккьо»…

В конце своей жизни Верроккьо открыл новую мастерскую в Венеции , где работал над статуей Бартоломео Коллеони , оставив флорентийскую мастерскую на попечение Лоренцо ди Креди. Он умер в Венеции в 1488 году. Имя постепенно превратилось в имя Веррочи. Андреа также является дедушкой в ​​нескольких поколениях итальянского предпринимателя Поля М. Веррочи.

Жизнь [ править ]

Верроккьо родился во Флоренции около 1435 года. Его отец, Микеле ди Франческо Чиони, сначала работал плиточником и изготовителем кирпича, а затем — сборщиком налогов. Верроккьо никогда не был женат и должен был оказывать финансовую поддержку некоторым членам своей семьи. Сначала он был учеником ювелира. Было высказано предположение, что позже он был отдан в ученики Донателло , но свидетельств этого нет, и Джон Поуп-Хеннесси считал, что это противоречит стилю его ранних работ. Было высказано предположение, что он обучался как художник у фра Филиппо Липпи . О его жизни мало что известно. Его основные работы датируются его последними двадцатью годами, и его продвижение во многом обязано покровительству Лоренцо Медичи и его сына Пьеро. Его мастерская находилась во Флоренции, где он был членом Гильдии Святого Луки . Несколько великих художников, таких как Леонардо да Винчи и Лоренцо ди Креди, прошли через его мастерскую в качестве учеников. Помимо этого, были задействованы такие художники, как Доменико Гирландайо , Франческо Боттичини и Пьетро Перуджино , и их ранние работы сложно отличить от работ Верроккьо. Джованни Санти записывает, что Боттичелли , Лука Синьорелли, и молодой Филиппино Липпи также посетил или работал в студии Верроккьо. О педагогике художника флорентийский поэт Уголино Верино писал: «Все хорошее, что есть у художников, они пили из источника Верроккьо» ….

В конце своей жизни Верроккьо открыл новую мастерскую в Венеции , где работал над статуей Бартоломео Коллеони , оставив флорентийскую мастерскую на попечение Лоренцо ди Креди. Он умер в Венеции в 1488 году. Имя постепенно превратилось в имя Веррочи. Андреа также является дедушкой в ​​нескольких поколениях итальянского предпринимателя Поля М. Веррочи.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Браун, Дэвид Алан (2003). Добродетель и красота: Джиневра де Бенчи Леонардо и женские портреты эпохи Возрождения . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691114569 
  • Баттерфилд, Эндрю (1997). Скульптуры Андреа дель Верроккьо . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета . ISBN 9780300071948.
  • Кови, Дарио А. (2005). Андреа дель Верроккьо: жизнь и работа . Флоренция: Лео С. Ольшки . ISBN 9788822254207.
  • Фрайберг, Джек (2010): «Путто Верроккьо и любовь Медичи». Дэвид А. Левин и Джек Фрейберг (ред.), Барокко Средневекового Возрождения: Кошачья колыбель для Мэрилин Аронберг Лавин. Нью-Йорк: Italica Press, стр. 83–100.
  • Пассавант, Гюнтер (1969). Верроккьо: скульптуры, живопись и графика . Лондон: Phaidon .
  • Папа-Хеннесси, Джон : итальянская скульптура эпохи Возрождения (Лондон, 1958)
  • Сисон, Люк и Джилл Дункертон: «Первая сохранившаяся панель Андреа дель Верроккьо и другие ранние работы» в Burlington Magazine Vol.CLIII № 1299 (июнь 2011 г.), стр. 368–378.
  • Вивел, Матиас. «Следы души, разума и тела» . Метабункер. Архивировано 30 октября 2013 года . Проверено 15 сентября 2013 года .

Верроккьо

Верроккьо прожил не очень долго, но в период его творческого расцвета поумирало все предыдущее поколение флорентийских скульпторов: Гиберти (умер в1455), Донателло (в 1466), Росселино и юный Дезидерио да Сеттиньяно (умерли в 1464). Так Верроккьо лишился многих конкурентов, что, впрочем, нимало не умаляет его таланта.

Андреа Веррокьо (1435-1488) (настоящее имя Андреа ди Микеле ди Франческо Чони) родился во Флоренции. Информация о начале его деятельности расплывчатая: видимо, получил навыки работы ювелира, то есть умел работать с бронзой. Поэтому вероятнее всего работал в мастерской Донателло, где отливали бронзы, а не у скульпторов, специализирующихся на работе по мрамору. После смерти Донателло в 1466 его мастерская перешла к Верроккьо.

Справка. О взаимоотношениях отсталой Венеции и продвинутой Византии уже говорилось в части III нашего цикла о конных памятниках. Однако надо еще раз напомнить, что в жизни продвинутость не гарантирует жизнеспособности, поскольку более примитивный хищник часто поглощает более продвинутое. Ренессансная Италия много почерпнула из сокровищницы погибающей Византии, причем не только золота и богатств, но и знаний. Вероятно, трактаты с секретами литья были вывезены проворными латинянами из библиотек и частных собраний Константинополя, Мистры, Фессалоник.

Конные статуи над главным входом в храм Пресвятой Богородицы (Десятинной) в Киеве. 988-996 годы. Вывезены киевлянами из византийского Херсонеса в 998 г. Реконструкция Д.П.Сухова. 1952 г. Так что византийскими конями попользовались и на  Руси

Вслед за Донателло Верроккьо изобразил «Давида», убившего Голиафа. Поза как у донателловского «Давида», но у Верроккьо юноша более манерный и изящный. Маньеризм пронесся по эпохе Возрождения ветерком, окончившись «бурей» барокко. А после бури опять пришло гедонистическое рококо.

Верроккьо по знанию анатомии превосходит Донателло, который  был на пятьдесят лет старше, и умер, когда Верроккьо было 30 лет.

1.Предисловие

Венецианский памятник кондотьеру Коллеони относится к концу XV века, однако, рассказ об искусстве Венеции много потеряет, если не вспомнить пару более поздних веков.

Хотя могущество Венеции померкло в XVI веке, ее художники и даже скульпторы продолжали одаривать необыкновенной красотой окружающий мир и после упадка могущества вплоть до наполеоновского вторжения в Венецию в 1797, после чего этот удивительный город навсегда потерял независимость.

Денег хватало, и начиная с конца XVII века Венеция одарила мир красотой главным образом на поприще живописи. В 2018 в Москве в Пушкинском музее прошла соответствующая выставка про эту «лебединую песню» венецианской живописи под названием «От Тьеполо до Каналетто и Гварди». Список имен венецианских художников этого периода можно продолжить, но это не тема настоящей статьи. Просто полюбуемся несколькими видами, в том числе Венеции.

Франческо Гварди. Пьяцетта (площадь) Сан-Марко с видом на остров Сан-Джорджо-Маджоре. Венеция. 1775-1785

Аэрофотосъемка острова Сан-Джоржо-Маджоре. На другом берегу видно белое здание Дворца дожей и колокольня Собора Сан-Марко. Такого венецианцы видеть не могли

Каналетто. Большой канал. Венеция. Картина в жанре ведуты (городской пейзаж с подробностями)

Каналетто. Палаццо с колоннадой и двориком. Каприччо. 1765. То есть это архитектурная фантазия художника. Если бы не это пояснение, то можно было бы спутать с ведутой, то есть с реальным пейзажем.

Джамбаттиста Тьеполо. Путь на Голгофу. Центральная часть триптиха в церкви Сант`Альвизе. 1738-1740. Тьеполо расписал огромное число плафонов и т.п. по всей Европе, его работа есть и в музее-усадьбе Юсуповых в Архангельском под Москвой

Джамбатиста Пьяцетта. Гадалка. Около 1740. Галерея Академии

Академия художников и скульпторов в Венеции была основана в 1750  и возглавил ее этот самый Пьяцетта, а через шесть лет — Тьеполо. Надо сказать, что великий венецианец, скульптор Антонио Канова, несколькими десятилетиями позднее учился в Венецианской Академии художеств (с 1776), ему было у кого поучиться, хотя это были главным образом живописцы, а не скульпторы.

Справка. Джамбатисты у итальянцев, Жан-Батисты у французов – по-русски это «Иоанны Крестители». Так их назвали. У французов  имя Жан-Батист носили скульпторы Лемуан, Пигаль, Карпо, Клезинже.

Если не учитывать великого  венецианца Канову, то можно сделать вывод о том, что венецианская живопись сильно затмевала венецианскую скульптуру указанного периода (XVIII век). Можно вспомнить и более ранних знаменитых венецианских художников типа Тициана.

Хитрые и богатые венецианцы нашли выход: они стали приглашать скульпторов из Флоренции, где по большому счету ситуация была обратной: флорентийская скульптура затмевала флорентийскую живопись. Не только потому что там потрудился Микеланджело в качестве скульптора (в Риме он все-таки больше известен как художник своей Сикстинской капеллой), начав свою карьеру с «Давида», но и благодаря другим известным именам: Донателло, Гиберти, Нани ди Банко, Джамболонья и т.д. Вот и Верроккьо тоже из Флоренции.

Но перед тем, как говорить о Верроккьо, поговорим о главном: о деньгах и кондотьерах, поскольку если не Верроккьо, то кто-нибудь другой все-равно сваял бы памятник кондотьеру Коллеони, а вот без самого кондотьера и без его, то есть изначально венецианских,  денег ничего вообще бы не было (шутка). А если серьезно, то именно Верроккьо сумел создать шедевр.

Живопись [ править ]

Мадонна с сидящим младенцем ( Gemäldegalerie , Берлин )

Тобиас и ангел ( Национальная галерея , Лондон).

Крещение Христа

Несмотря на важность мастерской Верроккьо в обучении молодых художников, очень немногие картины повсеместно признаны его собственными работами, и существует множество проблем с атрибуцией. Картина, изображающая Мадонну с сидящим младенцем темперой на панно (сейчас находится в Берлинских государственных музеях , Gemäldegalerie ), считается ранним произведением 1468–1470 годов

Картина, изображающая Мадонну с сидящим младенцем темперой на панно (сейчас находится в Берлинских государственных музеях , Gemäldegalerie ), считается ранним произведением 1468–1470 годов.

Картина Богородицы с младенцем и двумя ангелами темперой в Национальной галерее в Лондоне (каталожный номер NG2508), ранее не приписываемая Верроккьо, была очищена и отреставрирована примерно в 2010 году и теперь приписывается ему вместе с датируется примерно 1467–1469 гг.

Небольшая картина на панели Тобиаса, отправляющегося в путешествие с архангелом Рафаэлем , несущим рыбу, с помощью которой он должен был исцелить слепоту своего отца, была, вероятно, написана как частное религиозное изображение. Это ранняя работа, которую ранее приписывали Поллайуоло и другим художникам. Кови считает, что это, вероятно, было написано с помощью Гирландайо. Сейчас он находится в Лондоне в Национальной галерее.

Картина « Крещение Христа» , которая сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции, была написана в 1474–75. В этой работе Верроккьо помогал Леонардо да Винчи , тогда еще юноша и член его мастерской, который нарисовал ангела слева и часть фона выше. По словам Джорджо Вазари , Андреа решил никогда больше не касаться кисти, потому что Леонардо, его ученик, намного превзошел его, но более поздние критики считают эту историю апокрифической.

Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и св Донато находится в соборе Пистойя . Он остался незавершенным и был завершен Лоренцо ди Креди, когда Верроккьо был в Венеции ближе к концу своей жизни.

Брак и любовь

Лоренцо женился по настоянию матери, когда ему исполнилось 18 лет. Брак с Клариче Орсини (Clarice Orsini), происходившей из знатного и богатого аристократического рода, близкого к папскому престолу, был выгоден клану Медичи по политическим соображениям.

Девушка отличалась красотой, скромностью и набожностью, однако союз, в котором впоследствии родилось трое сыновей и четыре дочери, не был счастливым. Клариче не разделяла интересов мужа к музыке, поэзии и искусству, ей претила кипучая и яркая жизнь во Флоренции, и большую часть времени она находилась c детьми на одной из загородных вилл в Кафаджоло (villa Medici di Cafaggiolo). Супруга Лоренцо умерла в возрасте 37 лет от туберкулеза.

Единственной любовью и музой правителя республики была одна из первых красавиц Флоренции Лукреция Донати (Lucrezia Donati).

Лоренцо горячо влюбился в нее будучи еще 16-летним юнцом, и сохранил это нежное чувство на долгие годы, воспевая даму сердца в стихах. В своих нежных сонетах он называл возлюбленную богиней, сравнивал ее с Мадонной, но принадлежность к могущественной династии Медичи не позволяла заключить брак по любви. К тому же сама Лукреция была замужем, и по свидетельству современников оставалась верной мужу.

Ее изображение увековечил итальянский скульптор и художник Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) в работе «Флора».

Семья

Лоренцо происходил родом из могущественного клана Медичи и приходился внуком Козимо Старого (Cosimo di Giovanni de’ Medici), основателя династии, известного как успешный банкир, политический деятель и обладатель самого большого состояния в Европе.

Будущий политик родился в 1449 году в семье Пьеро I (Piero di Cosimo de’ Medici) и Лукреции Торнабуони (Lucrezia Tornabuoni), дочери знаменитого купца. Его отец не обладал блестящими способностями к ведению государственных дел и отличался слабым здоровьем, за что получил прозвище Подагрик (il Gottoso). Пьеро I находился у власти недолго (1464-1469 годы) и умер, когда Лоренцо исполнилось 20 лет, передав юному сыну негласные бразды правления Флорентийской республикой.

Мудрая и рассудительная Лукреция Торнабуони не блистала внешней красотой, при этом была женщиной хорошо образованной и религиозной, всегда проявляла большой интерес к общественной жизни, благотворительности и пользовалась непоколебимым авторитетом в семье. Лукреция занималась финансовыми делами дома Медичи и была главным советчиком Лоренцо по любым вопросам.

Младший брат, Джулиано Медичи (Giuliano de’ Medici), был убит в 25-летнем возрасте в результате заговора, устроенного флорентийскими патрициями и их сторонниками. Он помогал Лоренцо во всех его начинаниях, стараясь быть верным другом и помощником.

Живопись [ править ]

Мадонна с сидящим младенцем ( Gemäldegalerie , Берлин )

Тобиас и ангел ( Национальная галерея , Лондон).

Крещение Христа

Несмотря на важность мастерской Верроккьо в обучении молодых художников, очень немногие картины повсеместно признаны его собственными работами, и существует множество проблем с атрибуцией. . Картина с изображением Мадонны с сидящим младенцем, выполненная темперой на панно (сейчас находится в Берлинском государственном музее , Gemäldegalerie ), считается ранним произведением 1468–1470 годов

Картина с изображением Мадонны с сидящим младенцем, выполненная темперой на панно (сейчас находится в Берлинском государственном музее , Gemäldegalerie ), считается ранним произведением 1468–1470 годов.

Картина Богородицы с младенцем и двумя ангелами темперой в Национальной галерее в Лондоне (каталожный номер NG2508), ранее не приписываемая Верроккьо, была очищена и восстановлена ​​примерно в 2010 году и теперь приписывается ему датируется примерно 1467–1469 гг.

Небольшая картина на панели Тобиаса, отправляющегося в путешествие с архангелом Рафаэлем , несущим рыбу, с помощью которой он должен был исцелить слепоту своего отца, вероятно, была написана как частное религиозное изображение. Это ранняя работа, которую ранее приписывали Поллайуоло и другим художникам. Кови считает, что это, вероятно, было написано с помощью Гирландайо. Сейчас он находится в Лондоне в Национальной галерее.

Картина « Крещение Христа» , которая сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции, написана в 1474–75. В этой работе Верроккьо помогал Леонардо да Винчи , тогда еще юноша и член его мастерской, который нарисовал ангела слева и часть фона выше. По словам Джорджо Вазари , Андреа решил никогда больше не касаться кисти, потому что Леонардо, его ученик, намного превзошел его, но более поздние критики считают эту историю апокрифической.

Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и св Донато находится в соборе Пистойя . Он остался незавершенным и был завершен Лоренцо ди Креди, когда Верроккьо был в Венеции ближе к концу своей жизни.

Жизнь

Верроккьо родился во Флоренции примерно в 1435 году. Его отец, Микеле ди Франческо Чиони, сначала работал плиточником и изготовителем кирпича, а затем — сборщиком налогов. Верроккьо никогда не был женат и должен был оказывать финансовую поддержку некоторым членам своей семьи. Сначала он был учеником ювелира. Было высказано предположение, что позже он был отдан в ученики Донателло , но свидетельств этого нет, и Джон Поуп-Хеннесси считал, что это противоречит стилю его ранних работ. Было высказано предположение, что он обучался как художник у фра Филиппо Липпи . О его жизни мало что известно. Его основные работы датируются его последними двадцатью годами, и его продвижение во многом обязано покровительству Лоренцо Медичи и его сына Пьеро. Его мастерская находилась во Флоренции, где он был членом Гильдии Святого Луки . Несколько великих художников, таких как Леонардо да Винчи и Лоренцо ди Креди, прошли через его мастерскую в качестве учеников. Помимо этого, были задействованы такие художники, как Доменико Гирландайо , Франческо Боттичини и Пьетро Перуджино , и их ранние работы сложно отличить от работ Верроккьо. Джованни Санти отмечает, что Боттичелли , Лука Синьорелли и молодой Филиппино Липпи также посетили или работали в студии Верроккьо. О педагогике художника флорентийский поэт Уголино Верино писал: «Все хорошее, что есть у художников, они пили из источника Верроккьо».

В конце своей жизни Верроккьо открыл новую мастерскую в Венеции , где работал над статуей Бартоломео Коллеони , оставив флорентийскую мастерскую на попечение Лоренцо ди Креди. Он умер в Венеции в 1488 году.

Кондотьер Бартоломео Коллеони и кондотьер Франческо Сфорца.

Бартоломео Коллеони (1470-1476) — удачливый кондотьер. Служил Милану, потом громил миланцев, воюя на стороне Венеции (уже против Милана и Флоренции). Оставил Венеции крупную сумму на благотворительность. Тратился на произведения искусства: на его средства в Бергамо построена капелла, был украшен великолепный замок Мальпаго. Кондотьерам войны были выгодны, они не убивали рыцарей, а брали выкуп за их освобождение. Они были заинтересованы в продлении конфликтов и затягивании войн. Кондотьер Коллеони воевал за Венецию на суше, но оставался в тени Гаттамелаты.

В своем «Государе» Николло Макиавелли весьма отрицательно отзывается о кондотьерах, поскольку воевали они исключительно ради денег, делая все чтобы гарантированно сохранить свою жизнь. Для сокращения расходов и неудобств, связанных с перемещением пешего войска, они практически убрали из армии пехоту. Как пишет Макиавелли,

Но не надо думать, что все кондотьеры озолотились. Известны три кондотьера, сумевшие сколотить огромные состояния, в их числе Гаттамелата и Коллеони.

Третьим озолотившимся кондотьером был герцог миланский Франческо Сфорца, для которого уже Леонардо да Винчи (1452-1519), ученик Верроккьо, разрабатывал проект конного памятника со вздыбленным конем.

Леонардо да Винчи. Эскиз конной статуи кондотьера Франческо Сфорца. 1480

Леонардо да Винчи. Эскиз конного памятника Ж.Жакомо Тривульцио

Леонардо Да Винчи эскиз конного памятника

Кстати, после Леонардо и остался вздыбленный конь.

Мастерская Леонардо да Винчи. Вздыбленный конь и всадник. 1506-1508. Бронза

Леонардо своим конем в проектах конных монументов непременно кого-то топтал, видимо, насмотревшись образцов Св. Георгия, конь которого топчет змия. Но, несмотря на весьма нескромное письмо, где он всячески хвалил собственные таланты, его проект не был принят, поскольку речь шла о массивных монументах, где вздыбленный конь должен был дополнительно на что-то опираться (Леонардо предложил положить одну из ног коня на щит мертвого воина под конем), кроме того, это уж слишком отличалось от коней под полководцами, которые руководили, а не махали мечом.

Для полноты ощущений  смотрим на скульптуру Георгия Победоносца, сделанную  русским скульптором с великолепной академической выучкой Н.С.Пименовым:

Н.С.Пименов. Георгий Победоносец. Группа для Георгиевского зала Кремлевского дворца в Москве. Бронза. Государственный Русский музей. Ничего не скажешь – выучка, класс, конь – сплошная красота, всадник великолепен. Но это сделано в 1854-1855

Возвращаясь к Коллеони, важно сказать, что в своем завещании он высказал желание, чтобы его конная статуя была воздвигнута на центральной площади Венеции – перед собором Сан-Марко. Это сочли перебором и только в 1479 провели конкурс на создание конного монумента Коллеони для установки его на площади Сан-Джовани-э-Паоло

Конный монумент – это прямой путь к славе. Вспомним, что после успеха Фальконе в России с его «Медным Всадником», скульптор-портретист Гудон так мечтал сделать конный монумент Вашингтону, но американцы поломали все мечты Гудона, ограничившись пешим Вашингтоном.

Рисование

Мадонна с сидящим младенцем ( Gemäldegalerie , Берлин )

Тобиас и ангел ( Национальная галерея , Лондон).

Крещение Христа

Несмотря на важность мастерской Верроккьо в обучении молодых художников, очень немногие картины повсеместно признаны его собственными работами, и существует множество проблем с атрибуцией.

Картина с изображением Мадонны с сидящим младенцем темперой на панно (сейчас находится в Берлинских государственных музеях , Gemäldegalerie ) считается ранним произведением 1468–1470 годов.

Картина Богородицы с Младенцем и двумя ангелами темперой в Национальной галерее в Лондоне (каталожный номер NG2508), ранее не приписываемая Верроккьо, была очищена и отреставрирована примерно в 2010 году и теперь приписывается ему вместе с датируется примерно 1467–1469 гг.

Небольшая картина на панели Тобиаса, отправляющегося в путешествие с архангелом Рафаэлем , несущим рыбу, с помощью которой он должен был исцелить слепоту своего отца, была, вероятно, написана как частное религиозное изображение. Это ранняя работа, которую ранее приписывали Поллайуоло и другим художникам. Кови считает, что это, вероятно, было написано с помощью Гирландайо. Сейчас он находится в Лондоне в Национальной галерее.

Картина « Крещение Христа» , которая сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции, была написана в 1474–75. В этой работе Верроккьо помогал Леонардо да Винчи , тогда еще юноша и член его мастерской, который нарисовал ангела слева и часть фона выше. По словам Джорджо Вазари , Андреа решил никогда больше не касаться кисти, потому что Леонардо, его ученик, намного превзошел его, но более поздние критики считают эту историю апокрифической.

Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и св Донато находится в соборе Пистойя . Он остался незавершенным и был завершен Лоренцо ди Креди, когда Верроккьо был в Венеции в конце своей жизни.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Браун, Дэвид Алан (2003). Добродетель и красота: Джиневра де Бенчи Леонардо и женские портреты эпохи Возрождения . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691114569 
  • Кови, Дарио А. (2005). Андреа дель Верроккьо: жизнь и работа . Флоренция: Лев С. Ольшки . ISBN .
  • Фрайберг, Джек (2010): «Путто Верроккьо и любовь Медичи». Дэвид А. Левин и Джек Фрейберг (редакторы), Барокко Средневекового Возрождения: Кошачья колыбель для Мэрилин Аронберг Лавин. Нью-Йорк: Italica Press, стр. 83–100.
  • Пассавант, Гюнтер (1969). Верроккьо: скульптуры, живопись и графика . Лондон: Phaidon .
  • Папа-Хеннесси, Джонитальянская скульптура эпохи Возрождения (Лондон, 1958)
  • Сисон, Люк и Джилл Дункертон: «Первая сохранившаяся панель Андреа дель Верроккьо и другие ранние работы» в журнале Burlington Magazine Vol.CLIII № 1299 (июнь 2011 г.), стр. 368–378.

Изображения в живописи

По свидетельству современников, глава Флорентийской республики внешне не отличался красотой и привлекательностью: ходило много шуток о его длинном, кривом носе и выдвинутой вперед челюсти, однако он обладал невероятным природным обаянием и легким характером, что позволяло быстро располагать к себе людей.

До наших дней сохранилось несколько работ итальянских мастеров с изображением Лоренцо Великолепного. Самой известной считается картина кисти известного архитектора, художника и историка Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), написанная в 30-х годах XVI столетия, по заказу Алессандро Медичи (Alessandro di Lorenzo de’ Medici).

На портрете Лоренцо изображен уставшим, он сидит наклонив голову, погруженный в свои мысли, устремив вдаль задумчивый и сосредоточенны взгляд. Увидеть этот знаменитый холст можно в галерее Уффици, которую советуем посетить с индивидуальным профессиональным гидом.

Примечательно, что все картины с изображением одного из самых выдающихся представителей клана Медичи были написаны посмертно.

Считается, что художники, работая над полотнами, использовали для ориентира и точного портретного сходства барельефную скульптуру, созданную Андреа дель Верроккьо, друга и любимого мастера Лоренцо.

Ссылки [ править ]

  1. . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). Бостон: Houghton Mifflin Harcourt . Проверено 31 мая 2019 .
  2. . Словарь Мерриама-Вебстера . Проверено 31 мая 2019 .
  3. Syson & Dunkerton p. 378.
  4. Пассавент стр. 45.
  5. Becherucci, Luisa (1969). Полное собрание сочинений Рафаэля . Нью-Йорк: Рейнал и компания, Уильям Морроу и компания . п. 11.
  6. О жизни см. Passavent, стр. 5–9. Папа-Хеннесси р. 310.
  7. Кови стр. 174.
  8. Passavent стр. 45-48.
  9. Syson & Dunkerton p. 378.
  10. Passavent стр. 48-51 и 188. Covi стр. 201-3.
  11. Лавабо не всегда считался его работой. Кови подробно рассматривает различные присвоенные ему атрибуции, но он предпочитает думать, что оно было выполнено Верроккьо и его мастерской в ​​период 1464–1469 гг. (Кови, стр. 50–56)
  12. Co стр. 71-87.
  13. Co стр. 56-60.
  14. Co стр. 63-9.
  15. Cruttwell, Моды (1904). . Дакворт и компания. стр.  -176.
  16. Баттерфилд, стр. 18–31.
  17. Passavent стр. 173-4.
  18. Хорошие фотографии можно найти в Интернет-галерее искусств по адресу www.wga.hu/index1.html.
  19. Passavent стр. 174-6.
  20. Пассавент стр. 174.
  21. Passavent стр. 180-1.
  22. Passavent стр. 62-3.
  23. Pope-Hennessy pp. 65 & 315.
  24. Пассавент стр. 65.
  25. Пассавент стр. 62.
  26. Пассавент стр. 64.
  27. Питер и Линда Мюррей Словарь искусства и художников Penguin под заголовком ‘Verrocchio’

заводы

Скульптуры

Давид ( Барджелло , Флоренция)

Андреа дель Верроккьо: Мария с ребенком , Gemäldegalerie, Берлин

Верроккьо был особенно важен как скульптор. Он был ведущим флорентийским скульптором своего времени. Оригинальная композиция гробницы Пьеро и Джованни ди Медичи , завершенная в 1472 году, впечатляет. До 1476 года он создал бронзовую фигуру Давида , выразительную с живым идеалом красоты. Незавершенный надгробный рельеф кардинала Фортегуэрри Верроккьо предвосхищает театральные эффекты барочной скульптуры. Терракотовый рельеф с изображением Девы Марии датируется 1478 годом (сейчас в Барджелло во Флоренции).

Одна из его самых впечатляющих работ — бронзовая группа « Христос и Фома» в Орсанмикеле , сочетающая техническое совершенство с чувством композиции и эмоциональностью.

В 1483 году он был заказан Венецианской республикой для создания конной статуи в память о лидере наемников Кондотьера Бартоломео Коллеони , которая была отлита только после его смерти из готовой глиняной модели и помещена перед Сан-Джованни-э-Паоло в Венеции. Напряженной конной статуи достаточно, чтобы вызвать мысль о целой вооруженной силе, преследующей полководца. Colleoni не повлиял на развитии конных статуй до 19 — го века.

Его портретные бюсты , сочетающие натурализм и идеализацию, были вдохновлены коллекцией древностей Медичи.

Скульптуры Верроккьо характеризуются чувством реальности, целенаправленным использованием эффектов света и тени и взаимным проникновением фигуры и пространства, что дало решающий импульс для (флорентийского) стиля Высокого Возрождения. Его путто с дельфином впервые показывает позу спирали, у которой нет предпочтительного направления взгляда. Верроккьо освободил фигуры от их привязанности к взгляду с одной точки зрения, что в скульптуре открыло путь маньеризму и барокко.

рисование

Крещение Христа , около 1475 г., Галерея Уффици , Флоренция

Его живописная деятельность задокументирована с 1469 года и должна была быть выполнена заранее, по крайней мере, до закрытия мастерской Липпи в Прато . Уже в 1472 году, когда его 20-летний помощник Леонардо да Винчи присоединился к Братству Святого Луки, эффект его педагогической деятельности был виден в ранних работах Доменико Гирландайоса и Франческо Боттичини . Едва ли какая-либо из приписываемых ему картин может быть определена с уверенностью, а их датировка не ясна. Картина « Тобиас и ангел» (1470–1480, Национальная галерея , Лондон ) приписывается его мастерской при возможном участии Леонардо да Винчи. Около 1475 года он завершил крещение Христа ( Уффици , Флоренция), в котором несомненно участие молодого Леонардо да Винчи. В то время его мастерская превосходила все другие флорентийские мастерские по объему и значению. Многие изображения Мадонны, связанные с Верроккьо, относятся к этому периоду. Одна из немногих приписываемых ему картин — « Мария с младенцем» (около 1470 г., Gemäldegalerie , Берлин ). В 1470-х годах он сделал Пистойский алтарь последней картиной.

Как художник Верроккьо был больше вдохновляющим учителем, чем новатором. Однако он, вероятно, был одним из первых, кто использовал воздушную перспективу в пейзажах. Для участия в цикле семи добродетелей (первоначально для , сегодня в Уффици ) он тщетно обращался с рисунком веры .

Флоренция в эпоху Лоренцо Медичи

В годы пребывания Лоренцо Великого у власти цветущая Флоренция (именно так переводится название города с итальянского) заиграла самыми яркими красками. Возводились новые здания и дороги, облагораживались улицы. В 1489 году вышел указ о существенных налоговых льготах для тех, кто занимался строительством. Жизнь в городе кипела: постоянно проводились пышные празднества, рыцарские турниры, карнавалы, маскарады и театральные постановки.

Лоренцо Великий, так же как и его знаменитый дед Козимо Медичи, был щедрым меценатом, коллекционером книг и ценных произведений искусств. Он приглашал талантливых художников и скульпторов, обеспечивал их выгодными заказами и предоставлял достойные условия работы. Правитель Флорентийской республики покровительствовал многим гениям эпохи Возрождения. Вот лишь некоторые из них:

  • Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli);
  • Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Buonarroti);
  • Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci);
  • Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio);
  • Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).

Работы великих мастеров вошли позже в коллекцию галереи Уффици (galleria degli Uffizi) – одного из самых больших художественных музеев в мире.

Лоренцо дополнил семейное собрание книг и основал первую в Европе публичную библиотеку, включавшую тогда более десяти тысяч ценных экземпляров. Позже она была названа в его честь Лауренциана (biblioteca Medicea Laurenziana). Сегодня фонды библиотеки насчитывают примерно 150 тысяч печатных изданий, а также 11 тысяч манускриптов и более 2 тысяч папирусов.

В 1472 году Лоренцо, тонкий ценитель изящной словесности, преобразовал пришедшую в упадок школу в Пизе (Pisa) в первый тосканский университет. Благодаря его стараниям подобное учебное заведение открылось также и во Флоренции. На тот момент это был единственный учебный центр в Европе, где преподавался греческий язык.