Аллергия на лилии или заговор большевиков

«Холодная осень», Бунин: содержание

«В июне того года он гостил у нас в имении…» — с этих слов начинается рассказ, и у читателя невольно создается впечатление, что перед ним некий отрывок из дневника, вырванный где-то посередине. Это одна из особенностей данного произведения. Главная героиня, от лица которой ведется повествование, начинает свой рассказ с прощальной встречи с ее возлюбленным. Мы ничего не знаем об их прошлых отношениях, о том, когда и как началась их любовь. Перед нами, по сути, уже развязка: влюбленные и их родители договорились о скорой свадьбе, и будущее видится в светлых тонах, но… Но отец героини приносит газету с печальными известиями: в Сараево убит Фердинанд, австрийский кронпринц, и значит, война неминуема, расставание молодых людей неизбежно, и до развязки еще далеко.

Сентябрь. Он приехал всего на один вечер, чтобы проститься перед отъездом на фронт. Вечер прошел удивительно тихо, без лишних фраз, без особенных чувств и эмоций. Каждый старался скрыть то, что творилось внутри: страх, тоску и бесконечную грусть. Она рассеяно подошла к окну и выглянула в сад. Там на черном небе холодно и остро сверкали ледяные звезды. Мама старательно зашивала шелковый мешочек. Все знали, что там внутри — золотой образок, который некогда служил оберегом на фронте для деда и прадеда. Это было трогательно и жутко. Вскоре родители пошли спать.

Оставшись одни, они еще недолго посидели в столовой, а затем решили пройтись. На улице стало холодно. На душе становилось все тяжелее… Воздух совсем зимний. Этот вечер, эта холодная осень навсегда останутся в их памяти. Он не знал, как сложится его судьба, но надеялся, что она не сразу забудет его, если он погибнет. Самое главное, чтобы она пожила, порадовалась, и прожила счастливую жизнь, а он обязательно будет ждать ее там… Она горько заплакала. Она боялась и за него, и за себя: а вдруг его и правда не станет, и однажды она забудет его, ведь все имеет свой конец…

Рано утром он уехал. Они долго стояли и смотрели ему вслед. «Убили его — какое странное слово! — через месяц, в Галиции» — вот она развязка, которая уместилась в одном единственном предложении. Эпилог — это дальнейшие тридцать лет — бесконечная череда событий, которые с одной стороны были важными, значительными, а с другой… Смерть родителей, революция, бедность, брак с пожилым военным в отставке, побег из России, еще одна смерть — кончина мужа, а затем и его племянника с женой, скитания по всей Европе с их маленькой дочкой. Что все это было? Главная героиня подводит итог и сама себе отвечает: только тот далекий, уже едва различимый холодный осенний вечер, а все остальное — ненужный сон.

Ранняя биография

Вера Холодная (в девичестве — Вера Васильевна Левченко) родилась 5 августа 1893 года в Полтаве (бывшая территория Российской империи, сейчас — город восточной части Украины). Она была первым ребенком и старшей дочерью в семье Василия Андреевича Левченко, преподававшего в гимназии словесность, и его жены Екатерины Сергеевны. Когда Вере было два года, семья переехала в Москву. Через год у нее появилась младшая сестра Надежда. Когда Вере исполнилось 7 лет, она начала посещать частную женскую гимназию З. Д. Перепелкиной, а уже в 8 лет сдала экзамен в балетное училище при Большом Театре. Девочка проявила огромные способности к танцу, была очень худой и гибкой, по проходным баллам она была в первой пятерке поступающих. Однако спустя всего месяц учебы о балетном училище пришлось забыть — бабушка Веры по материнской линии была против того, чтобы ее внучка стала артисткой. Она угрожала прекратить всякое общение с семьей, если девочку не заберут из балета. Родителям Веры пришлось подчиниться, и вскоре она возвратилась в гимназию. Будущая актриса до конца жизни жалела о несостоявшейся балетной судьбе, обвиняя в этом свою мать, идущую на поводу у бабушки.

Однако и в гимназии она продолжила заниматься творчеством — ходила в театральный кружок. Можно сказать, что путь актрисы в биографии Веры Холодной начался с роли Ларисы в школьной постановке «Бесприданница» Островского. Вообще, в семье Левченко Вере было трудно не выбрать путь артистки — благодаря профессии отца девочка рано научилась читать, с четырех лет она не выпускала книгу из рук. Мать ее играла на фортепиано, иногда рисовала акварелью и маслом. Помимо этого, семья часто посещала театры и «синема» — московские гастроли знаменитой театральной актрисы Веры Комиссаржевской и фильмы с датской актрисой Астой Нильсен стали самыми большими потрясениями для юной Веры. Стоя перед зеркалом после спектакля или похода в кино, девочка часами повторяла жесты и взгляды любимых актрис. Вера Комиссаржевская и Аста Нильсен — кумиры, повлиявшие на дальнейшую биографию Веры Холодной. Фото их представлены в данном материале ниже.

А еще в семье Левченко была очень популярна игра в «Живые картины» — по своей сути обычные домашние спектакли, демонстрирующиеся гостям. Для них сестры вместе с родителями и няней готовили костюмы, репетировали и показывали литературные отрывки, а зрители должны были угадать, из какого произведения представлена «живая картина». Это, на первый взгляд, обычное для того времени развлечение очень сильно помогло Вере в начале актерской карьеры.

В 1904 году от холеры скончался Василий Левченко. Одиннадцатилетняя Вера осталась без отца, но ее мать, будучи беременной третьим ребенком, смогла выносить еще одну дочку, несмотря на сильные переживания от тяжелой утраты. В итоге, когда в 1905 г. Софья Левченко появилась на свет, вся тяжесть недосказанной отцу любви со стороны Веры обрушилась на нее. Позднее Соня вспоминала, что Вера заменила ей и отца, и мать, и десяток братьев и сестер — 12-летняя девочка учила младшую сестру ходить, читать, писать и танцевать, посвящая ей все свободное от гимназии и театрального кружка время. И когда Софья Левченко приняла решение поступать в балетное училище, Вера отстояла ее перед бабушкой и помогла сестре сдать экзамены и начать обучение.

Смоленский рынок

Прошло четыре года. Не осталось ни отца, ни матери главной героини. Она жила в Москве, недалеко от Смоленского рынка. Как и многие занималась торговлей: продавала то, что у нее осталось от былых времен. В один из этих серых дней девушка познакомилась с человеком удивительной доброты. Это был немолодой отставной офицер, который вскоре женился на ней.

После Октябрьской революции гражданских чинов и сословий больше не существовало. Дворяне лишились также и земельной собственности, которая являлась для многих основным источником существования. Найти новые источники было сложно еще и в силу классовой дискриминации.

При анализе текста Бунина «Холодная осень» стоит привести несколько цитат. В свой недолгий московский период героиня проживала в подвале у одной торговки, которая к ней обращалась не иначе как «ваше сиятельство». В этих словах было, конечно, не уважение, а издевательство. Представители дворянства, которые еще несколько лет назад жили в огромных роскошных усадьбах, вдруг оказались на самом дне социальной жизни. Справедливость восторжествовала – примерно так думали те, что еще вчера перед ними раболепствовали.

Небывалая верность актрисы

К 1918 году Вера Холодная снялась в пятидесяти фильмах и уже была звездой европейского масштаба. Публика не верила, что актриса, так убедительно изображавшая роковых соблазнительниц, на самом деле абсолютно верна своему мужу.

Известен скандал на съемочной площадке, когда Вера отказала одесскому магнату Солодовникову, который попытался ее попросту купить. Режиссер фильма Бауэр попытался уговорить Веру еще раз встретиться с миллионером, но актриса в ответ сорвала съемки.

Вера Левченко и Владимир Холодный встретились на выпускном гимназическом вечере. Решившись пригласить девушку на свидание, Владимир назначил местом встречи автодром, но сам не явился. А когда рассерженная Вера уже была готова уйти, к трибуне подъехал один из автомобилей, участвовавший в гонках. Водителем был Владимир.

Через полгода, несмотря на то, что родные Веры были против такого раннего брака, сыграли свадьбу. Потом родилась дочь Евгения. Врачи сказали, что Вера не сможет больше рожать, и в семье появилась приемная дочь Нонна.

Владимир оказался страшным ревнивцем и запретил Вере даже думать о сцене, когда она пришла домой со своим первым контрактом. Вера подчинилась, но ненадолго. Однажды Владимир на афише нового фильма «Анна Каренина» увидел имя своей жены. Ей пришлось пообещать, что она никогда больше не выйдет на публику.


Вера Холодная (стоит) в фильме «Жизнь за жизнь»

Смерть

Летом 1918 года актриса отправилась в Одессу для завершения съёмок в фильмах «Цыганка Аза» и «Княжна Тараканова». С ней поехали младшая сестра Соня, дочь Женя и мама. Муж, к тому времени комиссованный из-за тяжёлого ранения, остался в Москве.

В начале 1919 года на Одессу нагрянула эпидемия тяжёлой формы гриппа, именуемой в простонародье «испанкой». У Веры, переболевшей гриппом, начались лёгочные осложнения. Медики сделали всё для спасения актрисы, но 16 февраля 1919 года её сердце остановилось.

Тело актрисы забальзамировали, чтобы переправить для захоронения в Москву. Но шла война, дороги были перекрыты, Веру Холодную похоронили в Одессе. Однако кладбище это было уничтожено в 1932 году, на его месте разбили парк, до наших дней могила великой актрисы не сохранилась. Напротив дома, где она жила и умерла в Одессе, установлен красивый монумент из бронзы.

Спустя месяц от брюшного тифа скончалась мама Веры, в этом же году был расстрелян чекистами Владимир Холодный. Дочерей Женю и Нонну забрала к себе сестра Надежда.

https://youtube.com/watch?v=bvhuxCZfgvc

Война…

Повествование ведется от первого лица – от лица женщины, которая вспоминает свою юность. Правда, о том, что главная героиня пребывает в ностальгических мыслях, читатель узнает позже. События происходят в родовом имении. В России становится известно об убийстве Фердинанда в Сараеве. Спустя два месяца в доме будут праздновать помолвку девушки и молодого человека, которого она давно любит и любить будет до последних дней своей жизни. И в этот день станет известно: Германия объявила войну России. Началась война.

В конце июня 1914 года в Сараеве был убит австрийский эрцгерцог. Это событие стало формальным поводом к войне. В те дни в России многие были убеждены, что Германия не нападет на Россию. Тем не менее это произошло. Но даже когда война началась, люди верили, что это недолго. Никто и не подозревал, сколь масштабным и долгим будет этот вооруженный конфликт.

При анализе «Холодной осени» Бунина очень важно уделить внимание историческому фону. События, которые последовали после убийства эрцгерцога изменили весь мир. Накануне войны в России дворяне составляли 1,5% от всего населения

Это около двух миллионов человек. Одни, составившие большую часть, эмигрировали. Другие остались в Советской России. Непросто было и тем, и другим

Накануне войны в России дворяне составляли 1,5% от всего населения. Это около двух миллионов человек. Одни, составившие большую часть, эмигрировали. Другие остались в Советской России. Непросто было и тем, и другим.

Образование

Когда девочке исполнилось десять лет, её отдали на обучение в частную гимназию Перепёлкиной. Однажды их с классом повели в Большой театр, после чего Вера заболела балетом. Она уговорила маму разрешить ей учиться в балетном училище при Большом театре. Мать не возражала, потому что была уверена: дочь туда не примут. Вера хоть и была грациозной, но худобой не отличалась, за её лёгкую полноту и отменный аппетит мама даже называла дочку «полтавской галушкой». Но девочка отлично сдала экзамен, восхитив преподавателей своим необычайным изяществом. Обойдя множество конкуренток, Вера была зачислена в балетное училище.

Но тут в семье случилось горе: от крупозного воспаления лёгких скончался отец. После его смерти сильно начала болеть мама, и заботы о младших сёстрах полностью легли на плечи Веры.

Одновременно с этим в судьбу внучки властно вмешалась бабушка, которая считала неприемлемым для девочки из порядочной семьи скакать на сцене. Екатерина Владимировна была категорически против артистического будущего для внучки. Не помогли даже уговоры дальней родственницы знаменитой русской актрисы театра Елены Лешковской. Отучившись год в балетном училище, Вера вернулась в гимназию. В будущем она очень жалела о своей неосуществившейся мечте и упрекала маму за то, что та позволила бабушке вырвать Веру из балетного искусства.

Осенью 1908 года в Москве гастролировал питерский театр, и Вера побывала на постановке пьесы Габриэле Д`Аннунцио «Франческа да Римини». Главную роль исполняла великая русская драматическая актриса Вера Комиссаржевская. Её игрой пятнадцатилетняя девушка была потрясена настолько, что по возвращении домой у неё поднялась высокая температура. Пришедший семейный врач объяснил, что это произошло из-за чрезмерной впечатлительности, надо бы юной барышне поменьше мечтать и читать.

Мать заставила Веру поменять свои увлечения. Теперь зимой она много времени проводила с сёстрами на катке, а летом на даче в Зеленограде осваивала игру в теннис. Но в душе девушка своих пристрастий не изменила. Театр увлекал её всё больше и больше. Она стала часто выступать на гимназических вечерах, читая со сцены стихи и превосходно играя на фортепиано. А потом попробовала себя в театральной постановке. В гимназии ставили «Бесприданницу» А. Н. Островского, и Вере досталась роль Ларисы. Она играла столь проникновенно, что люди в зале аплодировали стоя. Зрители даже не почувствовали, что перед ними не актриса-профессионал, а обычная девушка-подросток.

↑ Биография Веры Холодной

Родилась будущая королева экрана в 1893-м году в Полтаве. Когда девочке исполнилось два года, семья перебралась в столицу. Вскоре ребенок обнаружил первые странности – часто бывал задумчив и словно абсолютно отрешен от окружающей его действительности. Девочка любили разговаривать сама с собой, обожала танцевать, декламировать стихи. Она начала музицировать и охотно демонстрировала все свои умения друзьям и гостям домашнего салона, который держали ее родители. В пятнадцатилетнем возрасте Вера увидела знаменитую Комиссаржевскую. Она буквально задыхалась от обилия впечатления. Ночью даже поднялась температура. Горячка не отпускала в течение целой недели. Обеспокоенным родителям семейный врач объяснил, что девочка не просто склонна к меланхолии, но вдобавок еще и чересчур чувствительна.

Началом карьеры Веры Холодной можно считать учебу в театральной студии при Императорском большом театре. Девочку приняли сразу и безоговорочно. Практически любое ее движение были эталоном грации и изящества. Будущая прима-балерина была вполне материально обеспечена. Однако здесь-то и вмешались родственники. Они считали, что балет – это не вполне приемлемое занятие для девушки из порядочной семьи. Так Вере пришлось оставить студию – со слезами и сожалением. В 1910-м году, во время выпускного гимназического бала, Вера Левченко познакомилась с молодым преуспевающим юристом Владимиром Холодным.

Каким-то чудом за один только вечер он сумел найти ключ к ее душе. Девушка сумела разглядеть в молодом человеке некоего верного рыцаря, — того, кто не просто помог бы ей жить, а как бы парить над жизнью. В том же году молодые люди поженились. Каждый вечер они ходили в театр, а также в синематограф. Мужа пугала одержимость жены новым видом искусства. По возвращении домой она часто застывала перед зеркалом и подолгу смотрела на свое отражение. В 1912-м году родилась дочь Евгения. Через год супруги взяли на воспитание приемную дочь – Нонну. Однако увлечение «театром теней» не прошло.

Роковой перелом в судьбе Холодной произошел в 1914-м году, когда ее мужа призвали на фронт. В жизни молодой женщины образовалась пустота, и она сама отправилась на киностудию. Режиссер В.Гардин вспоминал, что в красоте юной брюнетки таилось что-то манящее и отравляющее одновременно. Вера получила первую эпизодическую роль в экранизации «Анны Карениной». Вера словно загипнотизировала всю Россию. Над разгадкой ее тайны бьются по сей день. Ведь снималась она в дешевых мелодрамах. А может, и нет никакого секрета. Вера ничего и никого не играла, она просто оставалась сама собой. А для близких она превратилась в редкую гостью, которая появлялась дома лишь поздними вечерами.

За считанные годы актриса стала живой легендой. Фильмы с ее участием широко рекламировались еще до начала съемок. Ей посвящали стихи и прозу, романсы и живописные полотна. Ее боготворит вся столичная богема. Она купалась в чужой любви, но никогда физически не изменила мужу, хотя и обожала платонические романы. Фантазии для нее оставались неизменно выше реальности. В 1918-м году Вера уезжает в Одессу для завершения съемок в фильмах «Княжна Тараканова» и «Цыганка Аза». Там она совмещает съемки с активной концертной деятельностью.

В феврале 1919-го года она заболевает испанкой (одной из тяжелых форм гриппа). Болезнь оказалась роковой. Её не стало 16.02.1919г. Актрисе немого кино было всего 25 лет.

«Молчи, грусть… молчи…» (1918), режисер Петр Чардынин

В этой картине Вера Холодная играет артистку цирка Полу. После того как ее муж, циркач Лорио (его, кстати, очень неплохо играет сам режиссер), разбился, они стали зарабатывать, как бродячие музыканты.
В этот момент их замечают богачи, которые помнили красавицу Полу в цирке, и один из них Прахов (Иван Худолеев) предлагает Поле стать его любовницей. Отчаявшись от беспросветной бедности, Пола бросает мужа, но ее легкомысленный характер постепенно утомляет Прахова и он хочет отдать ее приятелю Телепневу (Витольд Полонский). Героиня же отказывается и переходит к другому богачу — Зарицкому (Осип Рунич).

Художник картины — Алексей Уткин, о котором мы уже писали выше. В одном из эпизодов, возможно, снялась легендарная Надежда Ламанова, играющая по сути саму себя (Ламанова обшивала императорскую семью, аристократию, актрис, создавала костюмы для спектаклей МХТ и театра Вахтангова, для фильмов).

В костюме циркачки Вера Холодная демонстрирует свою фигуру (обычно скрытую в просторных нарядах по моде того времени)

Кстати, обратите внимание на небольшую оплошность художника. Вот она в цирковом костюме с белыми оборками на плечах и открытым декольте с двумя бретелями, а вот она через минуту приходит пристыдить мужа за пьянку, и белые оборки уже превратились в воротник

Когда она выходит из комнаты снова за кулисы цирка оборки опять возвращаются на плечи.

Открытка с Верой Холодной в костюме из фильма

Естественно, циркачка небогата, и ее гардероб составляют очень простые вещи: белая блуза, темная юбка, небольшая белая косынка. После ухода из цирка она одевается и того хуже: в темные поношенные блузы, черную шаль.

Но став содержанкой, она может позволить себе дорогие вещи. И вот мы видим на Поле белые, летящие, многослойные платья с перьями, с фантазийными оборками, цветами на поясе, жемчужные бусы. Платье «от Ламановой» — с фантазийным пестрым принтом и темной юбкой, прямое. Поверх него героиня надевает белое объемное пальто с крупным цветочным узором, очень похожим на пассифлору (и это было бы очень кстати и забавно, поскольку passio — страдание, flos — цвет, на русском, страстоцвет) и меховым воротником. Смена любовника не приносит Поле ни счастья, ни стабильности. Она одета скромно, а в конце фильма — снова в черном. У фильма было продолжение, и хотя оно не сохранилось, по уцелевшим данным, Полу ждал третий любовник, который и должен был принести ей умиротворение.

Эпизод с модисткой (предположительно, Н.П.Ламанова)

Эпизод с модисткой (Н.П.Ламанова)

Это же пальто на фотооткрытке

Судьба Веры Холодной послужила вдохновением для картины Никиты Сергеевича Михалкова «Раба любви» (1975), которую предваряла запутанная история с незаконченным фильмом «Нечаянные радости» Рустама Хамдамова. Но это уже совсем другая история — «Шляпка и немножко нервно / «Нечаянные радости» и «Раба любви» (1975)

Большой толковый словарь

ХОЛОДНЫЙ, -ая, -ое; холоден, -дна, -дно, холодны и холодны. 1. Имеющий низкую температуру, с низкой или относительно низкой температурой (воздуха, воды и т.п.). Х. ветер. Х. день. Х-ая вода. Х-ые руки. // С сильными, устойчивыми холодами. Х-ая осень, зима. 2. Не излучающий тепла или дающий мало тепла. Х. свет луны. Х-ое сияние. Х. блеск сентябрьского солнца. 3. только полн. Плохо защищающий тело от холода. Х-ая шинель. Х-ое одеяло, пальто. 4. только полн. Не имеющий отопления, не отапливаемый или не утеплённый. Х-ая дача. Х. подвал, сарай. Х. вагон. // Плохо держащий, сохраняющий тепло. Х-ая квартира. 5. только полн. Остывший или недостаточно горячий. Х. чай. Х-ые котлеты. Подогрей суп, он совсем х. // Предназначенный для еды в охлаждённом, не в горячем виде. Х-ые блюда. Х-ые завтраки. Х-ая закуска. 6. только полн. Находящийся, лежащий и т.п. за пределами умеренного пояса по направлению к полюсу. Х. климат. Х. пояс. Х-ые края (северные). 7. Лишённый пылкости, страстности; рассудочный или безразличный, равнодушный. Х-ая натура. Х-ая красота. Душою холоден. С виду холоден. Холоден по своей природе. Х. темперамент. Х-ое сердце. Х. к спорту, к политике. * Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима (Пушкин). 8. Хладнокровный, крайне сдержанный в проявлении чувств. Разведчик должен быть мудрым и холодным. Отчего Вы так холодны ко мне? (об отсутствии привязанности, влюблённости; отчуждении). Холоден в обращении с друзьями и близкими (сдержан, сух). // Основанный на доводах рассудка. Х-ое решение. Х-ые доводы рассудка. Х. расчёт. // Лишённый душевной теплоты, суровый, строгий, недоброжелательный. Х. приём, ответ, взгляд. 9. только полн. Производимый без нагревания или с помощью низких температур. Х-ая вулканизация, штамповка. Севрюга холодного копчения. Холодная война. Политика государств, основанная на взаимном недоверии и выражающаяся в нагнетании подозрительности и враждебности между странами. Холодное оружие. Рубящее, колющее или режущее оружие для рукопашного боя (пика, штык, сабля, ножи и т.п.) в отличие от огнестрельного. Холодной водой окатить (облить) (см. Вода). Холодненький, -ая, -ое. Разг. Уменьш.-ласк. (1, 3-5 зн.). Холодно (см.). Холодность, -и; ж. (7-8 зн.). Х. натуры, темперамента. Х. встречи, обращения. Отпугивать поклонников своей холодностью. Встретить кого-л. с некоторой (излишней) холодностью. Х. и рассудочность стихотворения.

Политика против искусства

Когда к власти пришли большевики, один из ее поклонников, великий князь, умолял Веру уехать в Европу, но та ответила: у нее есть все, что ей нужно, – семья и любимая работа.

Когда снимался очередной фильм, потребовались натурные съемки. Так сложилось, что традиционно их проводили на юге России, но там шла война. Вера ничего не знала о политике, не интересовалась войной. Она была рада тому, что едет со всей семьей на море. Перед самой поездкой Веру вызвали в Кремль и предъявили ей анонимное письмо с обвинением ее мужа в том, что тот собирается из Одессы морем вывезти семью за границу.

Вере все-таки дали разрешение на поездку в Одессу, но оставили в Москве в качестве заложников Владимира, дочь Нонну и бабушку Веры.


Одесская афиша, фильмы с участием Веры Холодной, 1919 год. Фото:wikimedia.org

Вера Холодная

В детстве и юности Веры Левченко ничто не предвещало яркой артистической славы. Она была дочерью гимназического учителя. Жили Левченко сначала в Полтаве (там и родилась Вера), потом в Москве. Вера недолго училась в балетном училище Большого театра, но оттуда ее забрали по настоянию бабушки. Однако заглушить артистические устремления девочки не удалось. Они нашли выход позже — уже после того, как Вера окончила гимназию, вышла замуж за юриста Владимира Холодного, стала матерью двух дочерей. Молодая дама вращалась в богемных кругах, и однажды ее заметил кинорежиссер Евгений Бауэр. Он работал в . Вера Холодная попалась ему на глаза как раз в тот момент, когда он готовился к постановке фильма «Песнь торжествующей любви». Красивая и совершенно неопытная актриса сыграла в нем девушку-сомнамбулу. И «Песнь», и Холодную ждал огромный успех!

Карьера Холодной развивалась стремительно, но, увы, недолго. С 1915 по 1919 год актриса снялась во множестве фильмов (кто-то из историков называет цифру 40, кто-то — 50, но надо принимать в расчет, что сохранились всего восемь картин с участием актрисы), работала с самыми знаменитыми режиссерами раннего русского кино: Евгением Бауэром, Петром Чардыниным; ее партнерами были актеры-звезды: Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич. «Вера Холодная играла девушек и женщин разных званий и слоев: курсисток и модисток, аристократок и дам полусвета, — пишет Нея Зоркая. — Но судьбы ее героинь всегда были несчастными, в финале фильма соблазненную ждали обман и расплата, покинутую — пуля в сердце или в висок, петля или воды реки».

Финал жизни самой Веры Васильевны Холодной тоже вышел трагическим. В 1918 году она снималась в Одессе, в тамошнем ателье Дмитрия Харитонова (новый киноделец увел у Ханжонкова двух главных звезд — Веру Холодную и Витольда Полонского). Жить и работать в голодной, революционной Москве уже не было возможности. Уезжать из России Холодная не хотела, о чем даже сообщала в прессе. Умерла она на родине, внезапно — от осложнения после гриппа-испанки. В феврале 1919-го смерть всеобщей любимицы Веры Холодной поразила не только Одессу, но всю страну. Тело актрисы набальзамировали и в стеклянном гробу положили в специальную часовню у моря — чтобы люди могли по-прежнему видеть ее и приносить цветы…


Вера Холодная с дочерью. Фотография: russkiymir.ru


А. Вертинский, В. Холодная, А. Бойтлер. Фотография: odessa-memory.info


А. Бучма и В. Холодная в фильме «На алтарь красоты» (1917)

Обстоятельства смерти и похорон Холодной вызвали немало толков, версий. Вообще, ее жизнь во многом остается загадкой, а секрет успеха и неизбывного интереса публики так до конца и не разгадан. Она была больше чем актриса. Вера Холодная — первая русская кинозвезда. «Королева экрана» — так была она представлена на афишах и в заголовках. Образ большеглазой красавицы до сих пор манит исследователей. Не секрет, что Вера Холодная стала прообразом героини фильма «Раба любви». Конечно, не только она. Сценарий Фридриха Горенштейна и Андрея Кончаловского, по которому снял фильм Никита Михалков, представляет собирательный портрет пионеров русского кинематографа, отступающих на юг, подальше от революционных столиц и поближе к кораблям на Ниццу и Константинополь. Но в образе Ольги Вознесенской ясно просматривается именно Вера Холодная. «Нам хотелось, чтобы это была не просто мелодрама, чтобы все персонажи были людьми «с биографиями», — вспоминает художник картины Александр Адабашьян в книге «Павел Лебешев. Хочется сделать праздник», — чтобы чувствовалась эта неустойчивая революционная атмосфера, в которой люди снимают «немую фильму» про «рабу любви». Елена Соловей, сыгравшая кинозвезду Вознесенскую, не очень похожа на Веру Холодную. Но лицо актрисы — с тонкими, аристократическими чертами, — чуть нарочитая, изломанная пластика идеально вписали ее в образ кинодивы 1910-х годов.

Главные красавицы отечественного кино

Самые чувственные и манящие женские роли.

Личная жизнь Веры Холодной

На выпускном балу с очаровательной Верочкой Левченко весь вечер протанцевал молодой красивый юрист Владимир Григорьевич Холодный. Под конец бала он увлеченно начал читать наизусть стихи своего любимого поэта Николая Гумилева, и этим полностью покорил Веру. Гумилев был и ее любимым поэтом. К Вере в 17 лет пришла ее первая любовь.
В 1910 году влюбленные поженились и Вера взяла себе фамилию мужа. Некоторые друзья семьи Левченко осуждали этот ранний брак — они не увидели, не поняли, что встретились с настоящей, большой любовью. Эта любовь выдержала все испытания — и испытания разлукой, в том числе разлукой во время войны.

В 1914 году начинается война, Владимира Григорьевича призывают в армию, и на руках Веры Васильевны остаются мать с двумя маленькими сестренками, родная дочка Женечка и приемная — Нона. Вера вынуждена искать работу, она идет на киностудию и уговаривает режиссера В. Гардина дать ей маленькую роль в его фильме. Владимир Ростиславович Гардин снял ее в «Анне Карениной» в массовой сцене на балу и в роли итальянки-няни.  Обе эти «роли» ни в малейшей степени не выявили ее артистические возможности.

Новости

Архив

15:01

Из-за работ энергетиков в областном центре две маршрутки изменят схему движения

14:47

В Усть-Курдюме неизвестные заблокировали улицу. Жители просят вмешаться полицию и прокуратуру

14:35

Саратовцы стали чаще находить огромных тарантулов на улицах: ученый пояснил, с чем это связано, стоит ли их бояться и предупредил о возможных визитах пауков в дома

14:18

Житель Брянска украл из открытой квартиры в Саратове телефон и карту, а в последствии оказался в Ростове-на-Дону: сейчас он заключён под стражу

13:51

Благодаря поддельному документу саратовец хотел взять кредит более чем на полмиллиона, но в итоге получил штраф

13:30

«Часть из них не смогут выжить»: представители торговых центров попросили губернатора Радаева отменить ограничения, убивающие бизнес

13:29

Из-за ковида и ОРВИ более 7 тысяч школьников оказались на дистанционке

13:28

Новый законопроект: всех водителей общественного транспорта и такси собираются обязать предоставлять справки о судимостях

13:14

Введение штрафов, ограничение числа домашних животных, повторный отлов: Михаил Исаев сообщил, как собирается решать проблему бездомных собак в городе

13:02

«Т Плюс» публикует алгоритм начала отопительного сезона

12:50

Жители Ленинского района на сутки останутся без воды: адреса масштабного отключения

12:45

КВС: «Сторожевской коммунальной компании» дали три дня на погашение части долга

12:44

В стране тестируют новые камеры. С их помощью оштрафуют владельцев шумных машин и мотоциклов

12:37

Житель Вольска разбил о голову приятеля стеклянную банку, бутылку и кружку, а после до смерти избил. Приговор

12:36

Саратовская область повторила рекорд по суточной смертности: от ковида скончались еще 26 пациентов

12:16

В детскую поликлинику, где саратовцам пришлось долго ждать приёма ЛОРа, в следующем году возьмут нового специалиста (когда конкретно это случится — неизвестно)

12:05

Чиновники в сфере образования заявили, что еще в августе выполнили поручение Владимира Путина, которое он дал вчера

12:00

В райцентре школа осталась без отопления из-за демонтажа старой котельной при строительстве бассейна: детей перевели в другое учреждение

11:58

Восстание мертвецов: пока кинопрокат России пытается выбраться из кризиса, в Саратове задумали принудительно возрождать показ фильмов в давно закрывшихся кинотеатрах

11:42

Чиновники рассказали, смогут ли помочь одинокой женщине-инвалиду из села, которая живет без отопления

11:38

Бельгия, Германия, Иран, Пакистан: руководитель управления Россельхознадзора рассказал, в какие страны регион поставляет зерно

11:31

Туберкулез, новые рельсы и комфортная среда: премьер-министр страны дал поручения после поездки в Саратовскую область

11:30

«Каждый год наступаем на одни и те же грабли»: Радаев пригрозил главам вызовом «на ковер» из-за провального вхождения в отопительный сезон

10:51

В результате столкновения Chevrolet и машины такси «Ситимобил» на Кутякова госпитализирована 27-летняя девушка

10:46

Пенсионерка испугалась мошенников и перевела на «безопасный счёт» лжесотрудника службы безопасности почти три миллиона рублей

10:35

Сводный дедушка развратил пятилетнюю внучку: теперь мужчина предстанет перед судом

10:30

На Новодевичьем кладбище открыли памятник актеру Олегу Табакову

10:25

Сроки строительства скандального бассейна фирмой избиравшегося в Госдуму депутата продлены до конца года

10:14

COVID-19. За сутки в Саратовской области заболели 299 человек: у 145 пациентов выявлена пневмония

10:03

Сотрудники подведомственного областному правительству учреждения разрешили вырубить лес: сумма ущерба превысила 8 миллионов, дело дошло до суда

Звезда поневоле

Осенью 1914 года Владимира призвали на фронт. После того как последние сбережения ушли на лечение матери, Вера вспомнила о рекомендательном письме Ханжонкову– одному из пионеров русского кинематографа. Тот снял Веру в главной роли, и к актрисе немедленно пришла популярность.

Фильмы с участием Холодной выходили на экраны каждые 3 недели и неизменно пользовались бешеным успехом. Другие актрисы считали Веру выскочкой и бездарностью, плели интриги. Но свидетельством ее таланта было то, что даже после смены власти в России звезда кинематографа осталась звездой.

Когда с фронта пришло известие о том, что муж тяжело ранен, Вера сбежала со съемок фильма «Пробуждение» и две недели провела у постели Владимира. За это время режиссер нашел ей замену в лице Ольги Рахмановой, но Ханжонков распорядился вернуть Веру на съемки.

После ранения мужа мучили головные боли, и он стал заикаться. О карьере адвоката пришлось забыть. Владимир попытался открыть собственное дело, для которого Вера заняла деньги у Ханжонкова. Но оно прогорело через полгода, и Вере пришлось отрабатывать долг, снимаясь одновременно в двух фильмах.

Профессор плакал

В тогдашнем кинематографе чувства были гипертрофированы. Если любить –то навеки, смеяться – так до упаду, если трагедия – то такая, что дрожь не пройдет долго. Вере Холодной часто приходилось играть трагические роли. Ее героини оказывались повешенными, гибли от пуль или тонули. Возможно, это не лучшим образом повлияло на судьбу актрисы.

В конце 1918 года Холодная уезжает на юг империи, чтобы закончить натурные съемки картин «Княжна Тараканова» и «Цыганка Аза».

В Одессе тогда власть менялась не по дням, а по часам. Комфорта не было даже в дорогих гостиницах. А в стране бушевала эпидемия «испанки» — гриппа, убивавшего мгновенно.Актрисы не стало 16 февраля. Профессор Усков, пытавшийся ее спасти, был в отчаянии и даже расплакался. В день похорон в театрах отменили все спектакли. Люди собрались на прощание в соборе, где тело выставили в открытом гробу. Желающих попасть туда было так много, что пришлось усилить охрану.

Но в такую прозаическую смерть 25-летней звезды экрана верить не хотелось. Слухи о вариантах ее ухода из жизни до сих пор ходят самые разные. Есть такие версии, в которые трудно поверить здравомыслящему человеку.

По одной из них, королеву экрана могли отравить. Якобы отвергнутые кавалеры, решившие свести с ней счеты, подарили артистке отравленные лилии. Но говорят, что поклонники не желали ее смерти, просто не знали, что удушливый аромат цветов может сыграть злую шутку с их любимицей.

— Вере Холодной часто приносили лилии, так как она их очень любила, — рассказывал «КП» в Украине» ныне покойный директор музея кино при киностудии Вадим Костроменко. – Но умерла она потому, что болела гриппом, а цветы усугубили болезнь, послужив аллергеном.

К столетию со дня смерти Веры Холодной в Одессе открылась выставка «Тень на экране. Вера Холодная. Последний год. Одесса». Фото Максим ВОЙТЕНКО