Народы россии: вепсы

Оглавление

Известные вепсы

  • Александр Свирский — православный святой, почитаемый в лике преподобного, игумен.
  • Абрамов, Николай Викторович — известный вепсский поэт, журналист, переводчик и актёр.
  • Голунов, Иван Валентинович — независимый журналист-расследователь.
  • Горбачёв, Марк Васильевич — советский государственный деятель.
  • Зайцева, Нина Григорьевна — литератор, доктор филологических наук.
  • Иона Яшезерский — православный святой.
  • Лисицына, Анна Михайловна — партизанка, связная Центрального Комитета Коммунистической партии Карело-Финской Советской Социалистической Республики. Герой Советского Союза. Награждена орденом Ленина, Красной Звезды.
  • Лонин, Рюрик Петрович — собиратель вепсского фольклора, основатель Шелтозерского вепсского этнографического музея, писатель (писал на вепсском и русском языках), знаток и пропагандист вепсской культуры.
  • Макарьев, Степан Андреевич — советский учёный-этнограф, фольклорист, краевед.
  • Манькин, Иван Павлович — советский партийный и государственный деятель.
  • Матвеев, Андрей Фёдорович — депутат Учредительного собрания от Олонецкой губернии (1917).
  • Петухов, Анатолий Васильевич — вепсский писатель. Писал на русском и вепсском языках, являясь, фактически, первым вепсским профессиональным писателем.
  • Пименов, Марк Пименович — купец 1-й гильдии, городской голова Петрозаводска, меценат.
  • Пулькин, Василий Андреевич — литератор, педагог.
  • Строгальщикова, Зинаида Ивановна — общественный деятель. Кандидат исторических наук. Председатель правления КРОО «Общество вепсской культуры». Является представителем Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов.

Духовность

Православные христиане, почитают обряды, основанный на церковном календаре. Почитаемые праздники — Пасха, Рождество, Троица, Иванов, Егоров день. Но у вепсов многое сохранилось от язычества, они почитают медведя, волка, ястреба, щуку, хозяина леса. Существует поверья о водяном, домовом.
Большая часть обрядов свадебных, родильных, поминальных исполняется родным и русским языком. Фольклор богат во всех его проявлениях. Устное народное творчество представлено частушками, колыбельными песнями, пословицами, сказками, лирическими песнями. История жизни героя по имени Вир лежит в основе вепсского эпоса.
Кантеле – музыкальный инструмент, похож на гармонь, но с минорным музыкальным ладом, собирал в праздники молодежь, детей. Декоративно – прикладное искусство богато, разнообразно: плетением бересты, вышивка, гончарное творчество, резьба по дереву, глиняные скульптурами малых форм.
1980 — стал началом возрождения вепсской культуры, языка, образования, литературы. 1992 год в Петрозаводске организуют общество вепсской культуры, издается газета, проходят традиционные вепсские праздники, фестивали творчества.

Традиции

У вепсов существуют обряды, связанные с запретами для беременной женщины, защитой новорожденного от сглаза, лечением детей при некоторых болезнях народными средствами. Заговоры проводили с использованием соли, воды. Сватовство устраивается по ночам, на свадьбе молодые должны съесть пирог-рыбник.

По сей день сохранились обряды погребения, обрядности. Хоронят усопших только в белой, стираной одежде, с поясом. Люди верят, что красная вышивка или элемент этого цвета приведут к тому, что покойный на том свете будет мучиться. Распространены веселые похороны, которые проводятся по желанию усопшего. Во время похорон, на поминках играют на музыкальных инструментах, поют любимые песни покойного. По дороге на кладбище с гробом, первому встречному дают подношение. Если умер мужчина, подают пирог на полотенце, если женщина — на платке. В начале 20 века до 40-го дня в могилу втыкали палку и только потом устанавливали крест. У средних вепсов могилу иногда накрывали широкой доской. Южные на могилы детей устанавливали можжевеловые деревца вместо крестов.

Широко распространены у народа поверья, приметы. Среди деревьев вепсы почитают ель, ольху, можжевельник, рябину. Существуют древние преставления о ястребе, ласточке, бекасе, медведе, волке, змейке счастья, щуке.

Много поверий связано со строительством дома. В новое жилище первой впускали кошку, которая ночевала там первую ночь, потому что вепсы верили, что первым умрет тот, кто обживает жилище первый. Затем в дом входил глава семьи с иконой, хлебом в руках. За ним шла жена с кошкой и петухом. Их выпускали, если петух кукарекал, это к счастливой жизни, молчание расценивали как скорую смерть хозяина. Из старого дома в новый приносили горшок с горящими углями. Верили, что так жизнь будет богаче, теплее. На тропе дом никогда не строили, считали, что это к смерти хозяина.

У многих элементов костюма были обрядовые функции, пояса служили оберегами, носили их постоянно. Новобрачные боялись порчи, для защиты подпоясывались под одеждой рыболовной сетью, с завернутой в нее челюстью щуки. Распространен был обычай, во время которого молодую невесту вытирают подолом рубахи свекрови, чтобы привить послушание. Новорожденных заворачивают в рубаху отца или матери, чтобы усилить родительскую любовь.

Традиционная пища

Традиционная пища: кислый хлеб, пироги-рыбники, пирог курник, «калитки» — ржаные ватрушки; рыбные блюда. Напитки: пиво (олуд), хлебный квас.

Ржаной хлеб являлся одним из основных продуктов на вепсском столе. Детей с малолетства кормили ржаным хлебом, накрошенным в молоко. Ржаная мука
использовалась для самой излюбленной выпечки — калиток (kalitkad), сканцев (korostad), рыбников (kalakurnik). Другой известный вид вепсской выпечки — пироги для зятя. Сканец для них раскатывали из пшеничного теста, а начиняли толокном, рассыпчатой пшённой кашей, сахарным песком. Затем их жарили в сливочном масле. Пироги для зятя готовили сразу при входе в дом сватов; а сладкими пирогами теща угощала молодого зятя при его первом посещении дома своей жены после свадьбы.

Рыба у вепсов, проживающих на побережьях озёр и рек, занимала важное место в рационе. Из неё круглый год готовили уху, вялили, сушили в печах

Самой популярной едой из рыбы являлись пироги-рыбники.

Мясо появлялось на столах вепсов довольно редко. Скот забивали поздней осенью, мясо засаливали в бочках. Одним из старинных способов его заготовки впрок являлось вяление. Солёное мясо, завёрнутое в старые сети, вывешивали в начале весны на специальной перекладине на фронтоне избы. Летом его перевешивали на чердак, где оно хранилось до двух лет

Карелия

Шёлтозеро (857 человек)

Шёлтозеро — старинное вепсское поселение, основанное в 1453 году, хотя первое упоминание о нем появляется значительно позже — в 1543 году. Сейчас это центр вепсской национальной области. На въезде в поселок расположено два указателя: с названием местности на русском и вепсском языках.

Вепсский этнографический музей — главная достопримечательностью поселка. В нем собрана самая большая коллекция культурных артефактов вепсов. Экспозиции находятся в двух зданиях — памятниках народного зодчества. Дом Мелькина построили в 19 веке для зажиточной крестьянской семьи. Второе здание — дом Тучина. В нем располагался подпольный райком партии в годы Второй мировой войны. Музей работает со вторника по воскресенье, с 10 до 17 утра, перерыв — с 13 до 14 часов. Билет стоит 150 рублей.

Ионо-Яшезерский мужской монастырь основал вепс по национальности во второй половине 16 века. К началу XX века в монастыре жило семь монахов. В 1918 году, с приходом большевиков, монастырь закрыли, а имущество национализировали. Монашество возобновили в 2003 году, но из-за того, что храм находится в аварийном состоянии, службы в нем не ведут.

Вепсский национальный фестиваль «Древо жизни» (вторая половина июля) проводят в Шёлтозере ежегодно с 1987 года. В программе — концерты и театрализованные представления на тему вепсской культуры, ремесленные мастер-классы и блюда национальной кухни. На фестивале можно увидеть языческие элементы вепсской культуры. На празднике вепсы поклоняются древнему космическому мировому дереву, которое символизирует у них связь между прошлым, настоящим и будущим. Похожие гуляния проводят и в селе Винницы, но только в начале июня.

Из Петрозаводска в Шёлтозеро три раза в день ходят автобусы, билет стоит около 300 рублей.

Численность

Вепсов еще называли – бепся, дюдиникад, вепспайне, вепсь. До революции 1917 этот этнос назывался — чудь.
Общее число жителей регрессивно изменялось:
Годы Численность (человек)
1896 — 25 285
1927 — 32 775
1939 — 32 054
1959 — 18 400
1970 — 8 281
1979 — 8 094
1989 — 12 501
2002 — 8240
Перепись 2010 — число вепсов России составило – 5936 человек. С увеличением миграции увеличилось их число в столице Карелии:

Миграция вепсов в Петрозаводск

Год Средний процент вепсов
1927 — 1,2%
1938 — 25,2%
1971 — 44,1%
1988 — 51,7%
2002 — 55,7%
1994 — Вепсская волость создана в Прионежского районе. Но муниципальная реформа 2006 года упразднила её, сейчас на территории Карелии находятся три сельских поселения вепсов — Шокшинское, Шелтозерское, Рыборецкое.

Название

Народ до 1917 года официально именовался чудь, этноним «вепсы» распространился гораздо позже. В деревнях вепсы шутливо называли себя «чухари», «кайваны». Существует 3 этнографические группы народа:

  • южные, проживают на южных склонах Вепсовской возвышенности;
  • северные (прионежские), живут на юго-западе Онежского озера;
  • средние (оятские), населяют верхнее, среднее течение реки Оять, районы истоков рек Паша, Капша.

Вепсский язык Редактировать

Вепсский язык относится к балтийско-финляндской группе фино-угорских языков. Согласно местонахождению людей, он делится на три основных диалекта: северный, центральный и южный . Северный диалект несколько отличается от других, но тем не менее члены разных диалектных групп могут понимать друг друга. 

Начало 20-го века было действительно многообещающим для вепсов и даже вызвало народное пробуждение людей. Это подтвердилось официальной советской национальной политикой того времени: были сформированы 24 административных единицы со статусом национальных сельских советов, часть которых была объединена в два национальных района: Видла (Винницы) в Ленинградской области и Шутъярве (Шелтозеро) в Карельскую автономную республику. Были созданы школы с изучением языка вепсов, и на основе диалекта центральных вепсов возник вепсский письменный язык. Департамент меньшинств, созданный в Ленинградском окружном совете, занимался составлением вепсского письменного языка, и к нему присоединился так называемый новый алфавит. Была разработана система орфографии, аналогичная системе латинского алфавита, созданная для карелов Твери. Первая книга была праймером (1932). Всего было напечатано более 30 книг на языке вепсов (в основном, учебники для начальных школ). Основными составителями или переводчиками учебников были преподаватели: М. Хямяляйнен и Ф. Андреев. Сформирована образовательная система для национальных сотрудников. Шестьдесят вепсов начали учебу в педагогическом училище Лодейного поля. К 1934 году все школы для вепсов были снабжены учебниками на родном языке. Финский язык был назначен школьным языком для äänisjärve Veps (в Карелии). В результате упорной борьбы со стороны интеллигенции и родителей, язык вепсов был принят, но это продолжалось всего два месяца.

Деревня Озера


Языческие верования в этих краях тесно переплелись с христианством, которое вепсы приняли в XI веке. Предки вепсов верили в «хозяина леса», «лесного человека» ростом выше деревьев, у которого есть жена и дети. Запрещали ругаться, когда плывешь по глади озера или реки, чтобы не злить водяного. После заката не полоскали белье, «а то водяной выйдет из воды и будет кричать, чтобы его ужин не тревожили». В лесу, чтобы не рассердить медведя, нельзя ругаться, разорять птичьи гнезда, без нужды рубить деревья. Бытовали так называемые запреты: чтобы не уменьшились удои — не мыть дна горшка снаружи, вечером не продавать молока соседям.
Языческие верования в этих краях тесно переплелись с христианством
Из современных поверий бытует такое, что якобы три листика ольхи в кармане отводят змей. А самое главное, в конце любого заговора сказать три раза «аминь», иначе заговор не подействует.

Вепсские леса и болота отмечены камнями, которым поклоняются по сей день. Рядом с деревней Немжа лежит Крест-камень. На нем и в самом деле природа оставила крестообразную отметину. Ходят слухи, что иногда на фотопленке камень не появлялся. К нему раньше ходили старухи, приносили жертвы: деньги и кто что может. В тех же местах находится Ступа-камень, по легенде, туда нечестный дух уронил свое белье и оставил вмятину в камне.

Бога вепсы зовут Юмал. Неподалеку от деревни Немжи есть озеро Белое. Туда с незапамятных времен ходят купаться на праздник Часовецкой иконы. В советское время — тайно, сейчас открыто.
На месте деревенского клуба стояла церковь, которую в 1960-е сравняли с землей вместе с прилегающим кладбищем
В деревне Озера, на возвышенности, которую зовут Васильева гора, стоит часовня. Ее установили там недавно, обнаружив камень, на котором природа оставила отметину в виде буквы «Т». Решили, что таким образом зашифровано название Тихвинской иконы Богоматери, покровительницы деревни: по легенде, в достопамятные времена икона являлась над рекой Оять. На месте деревенского клуба стояла церковь, которую в 1960-е сравняли с землей вместе с прилегающим кладбищем. Есть у вепсов и свой флаг. Зеленое поле обозначает леса, синий крест — воду и небо, желтый крест — богатство, власть, верховенство, а крестообразность означает родство со скандинавскими странами.

Яркие вышитые вепсские национальные костюмы в избытке увидишь лишь на празднике Древо жизни. Вывески в деревнях и селах на русском языке. Лишь в отдаленных поселениях говорят преимущественно по-вепсски и то — люди старшего поколения.

С кем ни поговоришь из вепсов, которые не заняты в культурной жизни, как, например, Вера Лодыгина или Ольга Спиркова, никто не переживает об утрате национальной идентичности. Книг на вепсском языке мало, газета одна. Традиционные занятие вепсов: рыболовство и собирательство не тягаются с современным способом производства. От того молодежь и расселяется по городам.

Литература

  • Богданов Н. И. К истории вепсов. По матер. топонимики. — Изв. Карело-Фин. филиала АН СССР, 1951, № 2, с. 24—31 с карт.
  • Богданов Н. И. Народность вепсы и их язык. — Тр. Карел. филиала АН СССР, 1958, вып. 12, с. 63—75.
  • Вепсы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Винокурова И. Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (конец XIX — начало XX веков). — СПб., 1994. — 122 с.
  • Винокурова И. Ю. Традиционные праздники вепсов Прионежья (конец XIX — начало XX в.). — Петрозаводск: ПетрГУ, 1996. — 139 с.: ил.
  • Клементьев Е. И. Вепсы: современная этноязыковая ситуация // Прибалтийско-финское языкознание. — Петрозаводск, 2003.
  • Королькова Л. В. Люди леса. — СПб.: Любавич, 2013. — 412 с.
  • Косменко А. П. Народное изобразительное искусство вепсов / Отв. ред. И. П. Работнова. — Л.: Наука, 1984. — 200 с.
  • Кочкуркина С. И.. Сокровища древних вепсов. — Карелия, 1990. — 126 с. — ISBN 5-7545-0388-1.
  • Майнов В. Н. Приоятская чудь. (Весь — Вепсы) // Древняя и новая Россия. 1877, т. 2. № 5, с. 38—53; № 6, с. 133—143.
  • Макарьев С. А. Вепсы. Этнографич. очерк. — Л.: Кирья, тип. «Кирьяпая», 1932. — 40 с.
  • Макарьев С. А. Вепсский фольклор // АКНЦ. Ф. 26.
  • Малиновская 3. П. Из материалов по этнографии вепсов, в кн.: Западнофинский сб. Л., 1930
  • Патрушев В. С. Финно-угры России. Йошкар-Ола, 1992
  • Пименов В. В. Вепсы. Очерк этнич. истории и генезиса культуры. — М.; Л.: Наука, 1965. — 264 с.
  • Проблемы истории и культуры вепсской народности: [Сб. ст. / Отв. ред. В. В. Пименов]. — Петрозаводск, 1989. — 171 с.
  • Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. Спб., 1997.
  • Строгальщикова З. И. Вепсы. Очерки истории и культуры. Документирование языка, — СПб.: ООО «Издательский дом «Инкери», 2014 г. — 264 с.: ил.

Жизнь

Ранее существовали территориальные объединения, на смену которым пришли сельские общины (суйм), существование которых длилось до 1917 года. Границы каждой общины совпадали с границами погостов. Во владении общины были леса, сенокосы, рыболовные угодья, коллективные пастбища. Община занималась распределением земель, наймом людей на работу, общественными строительными, ремонтными, сельскохозяйственными работами. Во время схода община выбирала старост, приходских священников, секретарей общины, сборщиков казенных налогов. В ее обязанности входило разрешать споры, помогать вдовам, малоимущим, собирать деньги на нужды общины.

Община-погост являлась частью религиозной структуры, у нее был свой часовенный, церковный приход, свое кладбище, праздники. Община определяла общественное мнение, религиозно-нравственные указания, обрядово-ритуальное повседневное поведение своих членов.

До середины 1930-х годов народ жил большими поколенными семьями, в которых руководил старейший мужчина, отец или дед. Его супруга смотрела за всем скотом, кроме лошадей, за домом, занималась приготовлением пищи, пошивом одежды, ткачеством. В начале 20 века семьи в основном были малыми, в некоторых регионах продолжали существовать неразделенные большие. Существовало у вепсов примачество — прием постороннего человека в крестьянский двор, которому давали права, как у всех членов. Распространялось такое в основном в зажиточных семьях, где положение примака было весьма зависимым.

Старшие сыновья уходили жить отдельно, младшие оставались с родителями. Северные вепсы нередко занимались отходническими промыслами, в результате чего женщина часто играла важную роль в семье.

Девушка, выходя замуж, получала приданое от родителей: утварь, одежду, ткани, скот. У вдовы было право на возврат приданого, если у нее не было детей, она могла получить пожилое — заработок за годы, прожитые в семье мужа. Вместе с браком по сватовству, существовала и другая его форма — самоходкой.


 

Занятия

Традиционные занятия народа связаны с сельским хозяйством. До 20 века основным было земледелие. Сочетали подсеку с трехпольем. Выращивали овес, ячмень, рожь, горох, бобы, лен, хмель, репу, в небольшом количестве пшеницу. Позже начали сажать брюкву, лук, редьку, морковь, картофель, капусту. Подсобную роль играло животноводство, которое сильно не развивалось по причине нехватки сенокосных угодий. Вепсы разводили овец, коров, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

Во второй половине 18 века развилось отходничество. Мужчины уходили на лесозаготовки, сплав, занимались бурлачеством. Гончарный промысел был развит на реке Оять. Оятская керамика получила большую известность в 19 веке, ее даже вывозили в Финляндию. В советское время начали заниматься промышленной разработкой строительного декоративного камня, скот разводили для продажи молока, мяса. Мужчины мастерили изделия из бересты, дерева, плели из корней ивы, ели, делали кухонную утварь, предметы рукоделия, которые украшали резьбой. Женщины ткали, шили, вышивали. Было среди северных вепсов немало искусных ремесленников. Они изготавливали изделия из серебра, оружие, винтовки.

Религия

Православие среди народа распространилось в 11-12 веках и является сегодня официальной религией народа. В течение долгого времени у вепсов сохранялись различные дохристианские верования, например, они верили в существование домового, у них были обереги в виде челюсти щуки. Когда болели, ходили к знахарям. Существовали в народе колдуны «нойды», которые лечили, обращались к духам, насылали порчу. Колдуны входили в рядовые общины, им приписывали сверхъестественные способности. С появлением церквей, монастырей, они постепенно исчезли, но остались знахари, ведуньи.

Народ считал, что вокруг них есть живая сила, с которой нужно жить в мире. Вепсы создали целую систему отношений к этой силе в виде примет, обрядов, заговоров, заклинаний. Живая сила в представлении народа делится на 3 группы:

  • духи предков;
  • духи природы;
  • чужие злые духи.

У вепсов до сих пор существует сочетание двух мировоззрений: христианского и языческого. Самым главным из всех духов был хозяин леса. Вепсы верили, что он живет вместе со своей женой, иногда с детьми. Представляли его высоким мужчиной, одетым в запахнутый налево балахон, подпоясанный красным кушаком. Когда вепсы приходили в лес, сначала делали духу жертвоприношение. Они верили, что если этого не сделать, дух не только нашлет неудачу, но и заведет в чащобу, откуда не выбраться. На провинившихся дух насылал болезни, диких зверей, оставлял без добычи на охоте. Охотники бросали в первый куст, расположенный по левую руку, зерна овса, перья, мелкие, не медные монеты. Чтобы не рассердить духа, в лесу нельзя было ругаться, разорять муравейники, птичьи гнезда, рубить без необходимости кусты, деревья. Если ходили за грибами, ягодами, уходя из леса, всегда оставляли духу часть собранного на пне, у перекрестка дорог.

Еще верили в дворового, хлевяного, гуменного, банного хозяев. Их всех тоже представляли в виде мужчин, у которых есть семьи. К воде относились как к живому существу, верили, что там живет дух воды. За неуважение он мог утопить, наслать болезни, не дать рыбы. Нельзя было мыть в воде сапоги, кидать туда предметы, мусор. Перед ловлей рыбы в воду опускали яйцо — жертвоприношение для духа.

Авторы Гайдпарка

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    Осень

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?

    Читать полностью

  • Сергей Якунин

    «Настоящие голоса попали в черный ящик» Открытое письмо членов электронного избиркома

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Мировая общественность не приемлет рост реваншистских настроений в Японии

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    У реки Орь

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Глава российского ФБР Тэрада рассказала о жизни в «американском ГУЛАГе»

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Любовь после 70: старческий позор или последняя радость

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Курильские острова – исконно русская земля

    Читать полностью

  • Goshaperfect

    Запад теряет союзников – Франция может встать на сторону России

    Читать полностью

  • Барон Мюнхгаузен

    Туман времени

    Читать полностью

  • Сергей Копылов Викторович

    Оппозиция и гибридная война

    Читать полностью

Занятия вепсов

Основным занятием вепсов издревле являлось земледелие. Важнейшими культурами были ячмень, рожь, овес, лен, репа. Но низкое плодородие каменистых и заболоченных почв, неблагоприятные климатические условия не обеспечивали их существование только за счет земледелия. В неурожайные годы вепсам приходилось покупать хлеб. Скотоводство играло второстепенную роль. Охота и рыболовство также имели вспомогательный характер, но они приносили доход. Дичь и ценные сорта рыбы издавна вывозились для продажи на петербургские рынки.

Вепсы были известны в северном крае и как искусные ремесленники. До XVIII века на местных рынках продержались изделия вепсских мастеров, металлургов и кузнецов. В некоторых вепских деревнях изготовляли огнестрельное оружие («пищали»), а также орудия труда, предметы домашнего обихода и различные украшения из серебра. Развит был у вепсов и гончарный промысел. Изготовляли в основном столовую посуду. Промыслом занимались только мужчины в зимнее время года.

Несмотря на значительное развитие местных промыслов, потребность в денежных доходах, необходимых для уплаты податей, а также для покупки хлеба, постоянно росла. Поэтому все большее значение, особенно в последние десятилетия XIX века, в жизни вепсов приобретало «отходничество» – уход мужчин на сезонные работы (лесозаготовка, сплав, трудоемкая неквалифицированная работа по обслуживанию судоходства на реке Свирь – бурлачество). Были развиты и мелкие промыслы: кожевенно-овчинный, сапожный, бондарный и другие. Большую известность в Олонецкой губернии приобрели ремесленники – охотники из вепсского Прионежья. Они специализировались на каменоломно-камнетесном промысле.

По переписи населения 1897 года почти все вепсское население составляли крестьяне, только двадцать два человека относились к другим сословиям. Семь из них были потомственными дворянами, пять лицами духовного звания, три почетными гражданинами и семь мещанами

Вепсский фольклор

Шелтозерский вепсский этнографический музей

Среди эпических жанров фольклора представляют интерес зачатки исторического эпоса — предания о первых насельниках местного края, так называемых панах-предках, а также о древней чуди. Развит сказочный эпос (волшебные, бытовые, сатирические сказки). Довольно устойчиво сохраняются некоторые жанры обрядового фольклора, например, погребальные причитания. Широко бытуют разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения.

По мотивам вепсского музыкального фольклора профессиональными композиторами написаны «Вепсская зима» В. Тормиса, «Вепсская рапсодия» Р. Пергамента, «Вепсская сюита» Л. Вишкарёва, «Фантазия на вепсскую тему» А. Голланда.

В 2006 году Национальный ансамбль песни и танца Республики Карелия «Кантеле» создал программу «Вепсские фантазии».

В 2008 году была создана вепсская фолк-группа «Noid», исполняющая традиционные вепсские песни в современной аранжировке.

Традиции

У вепсов существуют обряды, связанные с запретами для беременной женщины, защитой новорожденного от сглаза, лечением детей при некоторых болезнях народными средствами. Заговоры проводили с использованием соли, воды. Сватовство устраивается по ночам, на свадьбе молодые должны съесть пирог-рыбник.

По сей день сохранились обряды погребения, обрядности. Хоронят усопших только в белой, стираной одежде, с поясом. Люди верят, что красная вышивка или элемент этого цвета приведут к тому, что покойный на том свете будет мучиться. Распространены веселые похороны, которые проводятся по желанию усопшего. Во время похорон, на поминках играют на музыкальных инструментах, поют любимые песни покойного. По дороге на кладбище с гробом, первому встречному дают подношение. Если умер мужчина, подают пирог на полотенце, если женщина — на платке. В начале 20 века до 40-го дня в могилу втыкали палку и только потом устанавливали крест. У средних вепсов могилу иногда накрывали широкой доской. Южные на могилы детей устанавливали можжевеловые деревца вместо крестов.

Широко распространены у народа поверья, приметы. Среди деревьев вепсы почитают ель, ольху, можжевельник, рябину. Существуют древние преставления о ястребе, ласточке, бекасе, медведе, волке, змейке счастья, щуке.

 

Много поверий связано со строительством дома. В новое жилище первой впускали кошку, которая ночевала там первую ночь, потому что вепсы верили, что первым умрет тот, кто обживает жилище первый. Затем в дом входил глава семьи с иконой, хлебом в руках. За ним шла жена с кошкой и петухом. Их выпускали, если петух кукарекал, это к счастливой жизни, молчание расценивали как скорую смерть хозяина. Из старого дома в новый приносили горшок с горящими углями. Верили, что так жизнь будет богаче, теплее. На тропе дом никогда не строили, считали, что это к смерти хозяина.

У многих элементов костюма были обрядовые функции, пояса служили оберегами, носили их постоянно. Новобрачные боялись порчи, для защиты подпоясывались под одеждой рыболовной сетью, с завернутой в нее челюстью щуки. Распространен был обычай, во время которого молодую невесту вытирают подолом рубахи свекрови, чтобы привить послушание. Новорожденных заворачивают в рубаху отца или матери, чтобы усилить родительскую любовь.

https://travelask.ru/articles/vepsy-malochislennyy-narod-karelii