Оглавление
Планы воссоздания
СССР
В конце 30-х начале 40-х годов XX века СССР осуществлял масштабную поддержку определенных политических сил Китая в их конфликте с Японией и Великобританией. Для этого была построена автодорога из СССР в Китай длиной около 3 тыс.км.
Транссиб
В 1960-х годах СССР вышел на рынок трансконтинентальных перевозок между Европой и Азией по Транссибирской железнодорожной магистрали. Однако политическая обстановка, проблемы логистики и разной ширины колеи не позволили в полной мере использовать трассу. Свой современный вид и значение коридор начал приобретать в 1990 году, когда была введена в строй первая смычка между Китаем и СССР (ныне Казахстаном). 11 января 2008 года Китай, Монголия, Россия, Белоруссия, Польша и Германия заключили соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения Пекин—Гамбург. В 2011 году транзит превысил 15 млн тонн. В 2013 году введена в строй вторая смычка между китайскими железными дорогами и Транссибом. Время транзита из Китая в Германию по этому пути 11..15 дней, что примерно на 20 дней меньше, чем морским путём.
Транс-Евразийский пояс «Razvitie»
В 2014 году в России началось публичное обсуждение новой концепции развития Дальневосточного региона под названием Транс-Евразийский пояс «Razvitie». В рамках этой концепции готовится проект Интегральной Евразийской транспортной системы на основе Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Строится железнодорожный переход Китай-Монголия-Россия.
Автомобильный маршрут
В начале 2016 года в Синьцзян прибыла первая колонна российских грузовиков по механизму упрощенного транзита через Казахстан. Теперь автомобильные транзитные грузы между Россией и Китаем идут без досмотра в Казахстане. Завершается реконструкция автотрассы Китай — Западная Европа через Казахстан, Россию и Белоруссию.
TRACECA
Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является программа международного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия «ТРАСЕКА» (англ. TRACECA), который порой называется «новым шёлковым путём». Сухопутный маршрут должен был проходить южнее Каспийского моря, через пролив Босфор. Летом 1998 года двенадцать стран Кавказа, Чёрного моря и Средней Азии, при поддержке США, достигли соглашения по созданию железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, в обход России. Секретариат программы находится в Баку. К 2014 году построены несколько участков автомобильных дорог по этому проекту, в основном на территории Китая.
Каспийский паромный путь
В 2014 году Азербайджан модернизировал паромную переправу через Каспийское море. Также была закончена модернизация и строительство железнодорожных путей из Азербайджана через Грузию в Турцию. Ведется строительство турецкого участка железной дороги к Босфору. Часть трафика этого маршрута может идти через паромные переправы Чёрного Моря из грузинских портов в порты Румынии (Констанца) и Украины (Одесса). Для поддержки транспорта из этих портов предполагается строительство автотрассы Via Carpatia, разработан проект железнодорожного маршрута VIKING Train. В 2015 году через существующую железнодорожную систему Казахстана и паромный транспорт Чёрного моря был проведен первый состав из Китая в Евросоюз.
«Один пояс и один путь»
В рамках китайской стратегической программы «Один пояс и один путь» разрабатывается ряд проектов морских и сухопутных путей между Европой и Китаем под общим названием Новый Шелковый Путь. Сухопутные трассы объединены названием «Экономический пояс Шелкового пути», морские «Морской Шелковый путь 21 века».
В рамках южных сухопутных маршрутов строится железнодорожный маршрут через Пакистан. На северном маршруте строится железнодорожная ветка Китай-Монголия-Россия.
Проект «Морской Шёлковый путь XXI века» предоставляет странам АСЕАН и территории Южного Китая доступ к портовым терминалам на территории Китая.
«Золотой век» Шёлкового пути
Статуэтка западного купца, изготовленная в китайском государстве Северная Вэй
Таможенный пункт на Великом шёлковом пути в окрестности Дуньхуана
За время путешествия с востока на запад шёлк и специи проходили через десятки рук. В связи с этим историки ведут речь о путешествиях именно товаров и технологий, а не людей. Для транспортировки использовались главным образом ишаки и верблюды. Количество верблюдов в караванах, которые бороздили пустыню Такла-Макан, варьировалось от 3 до 300. Благодаря интенсивной торговле в Танской державе сформировалась мода на среднеазиатские наряды и изделия.
В IV—IX веках международную торговую сеть поддерживали согды на востоке и евреи-рахдониты на западе. Согдийский язык служил языком международного общения: например, священные тексты буддизма переводились с санскрита на китайский через согдийское посредство. Некоторый свет на внутреннюю организацию согдийской торговли проливают письма, оставленные одним из купцов в сумке в Дуньхуане (начальная точка пути на запад).
Интенсивность торговых связей снизилась после вытеснения римлян с Ближнего Востока и начала арабских завоеваний. Во время периодически вспыхивавших византийско-иранских войн правители Персии блокировали караванные пути с тем, чтобы нанести максимальный ущерб экономике Византии. Трудности с доставкой товаров возникали и в раннеарабский период, особенно после разгрома китайцев в Таласском сражении, заставившего их покинуть Среднюю Азию.
Зарождение
Завоевательные походы Александра Македонского значительно расширили познания Запада и Востока друг о друге, создав предпосылки для установления торговых связей. Китай начал экспортировать шёлк, как только осознал свою потребность сначала в нефрите и жадеите из копей Хотана и Яркенда, а потом в породистых арабских скакунах, которые значительно превосходили по своим качествам низкорослых китайских лошадей.
Старая Северная дорога возникла во времена императора У-ди, который под натиском степного народа хунну направил своего сановника Чжан Цяня на поиски их врагов юэчжей, откочевавших на запад, для установления с ними союзных отношений. Во время путешествия 138—126 годов до н. э. дошедший до Бактрии Чжан Цянь увидел в Ферганской долине поразивших его своей красотой и статью коней. Он доложил императору об отсутствии в других странах шёлкоткацкого ремесла и посоветовал императору вывозить за границу шёлк в обмен на прекрасных коней, а также сладкие плоды, вино, люцерну и др. Шёлк на Западе высоко ценили за его способность противостоять всеобщему бедствию — назойливым насекомым-паразитам. Таким образом, Чжан Цяню удалось установить отношения между Китаем и эллинистическими государствами Азии, а также собрать сведения о Парфии и Индии.
В 121 году до н. э. первый верблюжий караван с шёлком и бронзовыми зеркалами направился к Ферганскому оазису через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и отрогов Тянь-Шаня. В 117 году до н. э. У-ди направил Чжан Цяня с новой миссией, большим посольством, большим количеством денег и шёлка — на этот раз в землю усуней, населявших бассейн реки Или. От усуней послы должны были разъехаться по другим странам, начиная с соседних среднеазиатских (Кангюй, Бактрия, Согдиана).
Торговля по установившемуся маршруту была прервана разорительными восстаниями в той местности в 17—27 годах н. э. (восстание «краснобровых»). После установления мира торговля продолжилась, но уже по новому пути — Южной дороге. Кроме того, часть товаров шла по Индийскому океану (см.: индо-римская торговля). С I века н. э. морской торговый путь между Европой и Китаем, посредниками на котором выступали ханьские данники Цзяочжи и кхмерская держава Фунань, был более-менее стабильным. В подтверждение этого приводят находки древнеримских монет в дельте Меконга (древняя гавань, упомянутая Птолемеем как Каттигара).
Это интересно: Понтий Пилат: пятый прокуратор Иудеи
О чем стоит помнить
Хотя немало направлений в Центральной Азии могут казаться изолированными, в каждом городе есть достойная туристическая инфраструктура. Иран и бывшие советские государства безопасны для посещения. Однако в Синьцзяне время от времени происходят инциденты из-за китайско-уйгурского конфликта. Тем не менее иностранные путешественники не должны рассматривать текущую политическую ситуацию в качестве препятствия. Синьцзян — это регион, где много полиции, часто проводятся проверки. Туристы могут свободно передвигаться и их почти никогда не беспокоят.
В Узбекистане раньше были приняты строгие правила в отношении иностранных путешественников, но теперь законы, касающиеся туризма, упростились. Еще несколько лет назад нужно было регистрироваться в каждом отеле и пансионе и показывать квитанции при выезде на границу. Непредоставление подтверждения регистрации для каждой ночи, проведенной в стране, было равно аресту или депортации. Сейчас это не так. Регистрироваться в отелях нужно, однако чеки на границе никто не потребует. Так что можно смело включить солнечный Узбекистан в свой маршрут по древнему пути.
А вы бы отправились в такое путешествие?
Не только шелк: чем ещё торговали на Великом Шелковом пути
Товары по Великому Шелковому Пути шли в основном с востока на запад. И, как это следует из названия, главным товаром в этом списке был шелк. Благодаря своей легкости, компактности, громадному спросу и дороговизне он являлся идеальным предметом торговли для перевозки на дальние расстояния.
Еще в средние века венецианский купец Марко Поло назвал эти караванные пути шелковыми. А в научный оборот термин «Великий шелковый путь» в 1877 году ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай».
На начальном этапе развития Шелкового Пути китайцы получили из Центральной Азии высоко ценимых коней, а также семена люцерны и культуру винограда. Античный мир с древних времен культивировал виноградную лозу и производил вина. Для китайцев, прежде всего отделенных от других цивилизаций, виноград был новинкой. Более того, китайские посланники были крайне удивлены, что вино можно делать не из риса, а вот из таких неизвестных им ягод. Позже китайцы освоили за счет караванной торговли еще несколько сельскохозяйственных культур – фасоль, лук, огурцы, морковь, гранат, грецкий орех, инжир и др.
Из Центральной Азии и Восточного Средиземноморья в Китай поступали разнообразные шерстяные изделия – ковры, завесы, покрывала, паласы. Они произвели огромное впечатление на китайцев, незнакомых с техников обработки шерсти, льна, ковровым производством и паласным плетением. Высоко ценились в Древнем Китае парфянские гобеленовые ткани и ковры.
Из Центральной Азии вывозились верблюды, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла. Особенно ценилось своим высоким качеством самаркандское стекло. Оно рассматривалось раньше как предмет роскоши. А также кожа и шерсть, хлопчатобумажные ткани, золотошвейные тканы, экзотические фрукты – арбузы, дыни и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы.
Из Китая же караваны везли на Запад знаменитую китайскую фарфоровую посуду — вазы, чаши, бокалы, блюда, снежной белизны с изящными рисунками. Только в Китае владели секретом изготовления тончайшего и звонкого фарфора, поэтому он очень дорого стоил на рынках Европы. Вывозились также бронзовые украшения и другие изделия из этого металла, бронзовые зеркала с разнообразным орнаментом, зонты, изделия из знаменитого китайского лака, лекарства, парфюмерия. Высоко ценилась и китайская бумага — одно из замечательных изобретений китайского технического гения. Предметами вывоза были золото, кожи и многое другое. Купцы везли также чай и рис, шерстяные ткани и лен, коралл, янтарь, асбест. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности, изделия из керамики и железа, глазурь и корицу, имбирь, оружие из бронзы и зеркала.
Из Индии доставлялись ткани, пряности и самоцветы, красители, слоновая кость. Из Ирана серебряные изделия. В Рим везли пряности, благовония, драгоценные камни, слоновую кость, сахар. Оттуда европейские картины и предметы роскоши.
В Восточную Европу из Центральной Азии поставлялись рис, хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани. Из Восточной Европы в Хорезм привозилось большое количество кож, меха, пушных зверей, кору для дубления кож, скот и рабы. Из Северной Европы, помимо мехов и кож, везли мед и невольников.
Шелковый путь – что это такое
Действительно самый грандиозный за все время существования человечества торговый маршрут, который соединил между собой Восток и Запад, получил название Великий Шелковый путь. Именно благодаря нему образовались многочисленные города, обычаи, исторические памятники и государства.
Протяженность Великого Шелкового пути составляла тысячи километров. Когда-то здесь проходили торговые караваны, которые преодолевали палящие пустыни, горные перевалы и уникальные по своей красоте оазисы. Этот путь видел много событий за время своего существования: разрушительные войны, голод, мор, пожары, расцвет и опустошение городов, которые были вдоль него. На восточные базары стекались торговцы, везя по пыльным дорогам драгоценные камни и шелка, красители и пряности, золото и серебро, а также экзотических животных и птиц.
В истории такое понятие, как «Великий Шелковый путь» появилось в 19 веке. Это название маршрут получил не случайно, ведь шелк – это дна из самых главных ценностей, привозимых в Европу купцами с Востока. В Китае шелк начали производить еще в 3 тысячелетии до н.э., держа технологию производства в строжайшем секрете. Именно торговлю шелком считают причиной того, что Европа и Азия сблизились. Постепенно и другие страны узнавали, как производиться шелк, распространение шелководство осуществлялось именно по древнему маршруту, который проложили купцы Востока и Европы.
Но Великий Шелковый путь – это не только важнейшая торговая артерия древности. Он обеспечил обмен культурными ценностями между разными национальностями. Постепенно распространялись религиозные учения, философские и научные идеи, благодаря монахам, бродячим философам и просто путешественникам.
Гиды по Великому шёлковому пути
Большинство наших гидов в этом регионе являются представителями национальностей отличных от ханьской. Все они выпускники университетов. Тем не менее их степень владения иностранными языками может показаться вам недостаточно высокой, во всяком случае ниже, чем у гидов, работающих в Пекине или Шанхае. Однако проявите терпение, и вы будете вознаграждены очень внимательным обращением к вам и искренним желанием гидов сделать все возможное для удовлетворения ваших потребностей. Представители национальных меньшинств обычно знают район,
обычаи, традиции и людей лучше, чем ханьцы. Вам будет особенно приятно посетить местную семью в сопровождении гида той же национальности, что и хозяева дома.
Наши гиды могут привести вас на один из местных небольших рынков, и вам не придется долго кружить по городу в поисках мест для шопинга. Мы стараемся не включать в программу туров те места, которые могут туристам показаться не очень интересными. Будьте готовы к тому, что на протяжении маршрута вам будут попадаться очень простые туалеты. В некоторых местах, удаленных от цивилизации, приходится просто выходить на улицу. В большинстве туалетов в сельской местности не бывает туалетной бумаги. Иногда также не бывает и воды.
Гостиницы на Великом шёлковом пути
Что касается гостиниц, то здесь есть четкое разделение на высокий и низкий сезоны. Пик приходится на период с июня по октябрь, а спад – на остальное время. Если вы будете путешествовать, например, в марте, в гостиницах можно увидеть на завтрак совсем небольшой выбор. Возможно также отключение кондиционеров из-за низкого заполнения гостиницы в это время. Коэффициент заполнения в этот период может составлять от 5 до 10 процентов. Во время путешествия по низко развитым местностям, таким как Куча, Хэтянь (Hetian) и т. п., на ваш выбор может быть только 1 или 2 гостиницы, которые обслуживают иностранцев. Естественно, это будет комната с самыми простыми удобствами и завтраком.
История Шелкового пути
Хотя единая система караванных коммуникаций сложилась в Евразии
только в конце II в. до н.э., отдельные ее участки возникли гораздо раньше.
Согласно данным археологии, с III тыс. до н. э. функционировал так называемый Лазуритовый путь, по которому полудрагоценный камень лазурит
перевозился из предгорий Памира на очень дальние расстояния на запад
и на юг, до стран Ближнего Междуречья.
С конца II тыс. до н.э. появился
Нефритовый путь – торговля самоцветами из Центральной Азии по восточному пути в обмен на шелк из Китая.
В середине I тыс. до н.э. два пути начали сливаться: бадахшанский лазурит попал в Китай, а в Персии и в долине Инда начали шить одежду из китайского шелка. Однако пока торговля шла через длинную цепочку посредников.
В формировании Великого шелкового пути решающую роль сыграл
китайский чиновник Чжан Цянь. В 138 г. до н.э. он отправился с дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать
союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками, нападавшими
на империю с севера. Чжан Цянь стал первым китайцем, который побывал в Средней Азии – в Согдиане и Бактрии (Узбекистан, Таджикистан и
Афганистан). Там он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские
товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели представления.
Вернувшись в Китай в 126 до н.э., он представил императору
доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии.
В 123–119 гг. до н.э. китайские войска
нанесли поражение кочевникам-сюнну, обезопасив путь из Китая
на запад. Именно с конца II в. до н.э. можно говорить о функционировании Великого шелкового пути как сквозного маршрута,
соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай,
Индию, Ближний Восток и Европу.
В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в
основном с востока на запад. В Римской империи периода ее расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользовались
огромным спросом. Упадок античного общества и натурализация
хозяйства стран Западной Европы привели к тому, что товары с
Востока стали доходить, как правило, только до Византии. Лишь
с XI века жители Западной Европы снова стали активно покупать
восточные товары. После арабских завоеваний восточные товары
распространились на всем южном Средиземноморье, вплоть до
Испании.
Путешествие по Великому шелковому пути было очень длительным,
трудным и опасным. Только чистое
время в пути для каравана, шедшего
от северных берегов Каспийского
моря в Пекин, составляло 260 дней,
а с учетом остановок путешествие
занимало более года.
Основными товарами, которые купцы везли из Китая
и Средней Азии, были драгоценные
камни, жемчуг, экзотические украшения, дорогая фаянсовая и фарфоровая
посуда, перец, пряности, ладан, мирра,
женьшень, желчь питона, ковры, полотна, красители, минеральное сырье,
слоновая кость, серебро, золото,
меха, монеты и многое другое. Также
везли породистых скакунов, верблюдов и слонов и других животных.
По
Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики
и другие. Но главным предметом торговли оставался шелк, который наряду
с золотом превратился в международную валюту.
В Средние века в географию Великого шелкового пути была включена Древняя Русь. Арабские
купцы освоили бассейн Волги и добирались до русского Севера, где
«отсутствует ночь летом и день зимой».
В истории этой магистрали были
три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался
одним государством: Тюркским каганатом – в последней трети VI века,
империей Чингисхана – во второй четверти XIII века и империей Тамерлана
– в последней трети XIV века. Однако из-за высокой протяженности путей
контролировать их одной стране было чрезвычайно трудно. Чаще путь
контролировался несколькими крупными странами.
В Средние века развитие мореплавания способствовало развитию
дальней морской торговли. С открытием новых морских путей дорога из
Персидского залива в Китай занимала всего 120 дней. Быстрота передвижения, возможность транспортировать значительно большее количество
товаров, относительная дешевизна перевозок стали приводить к тому,
что с конца XV века значение сухопутного Шелкового пути начало падать.
Система Великого Шелкового пути просуществовала вплоть до пятнадцатого века. Однако уже с четырнадцатого века в связи с качественными
изменениями в кораблестроении и навигации приоритет в сфере перевозок
был отдан морским трассам. С этих же времен инициатива в торгово-экономических отношениях перешла к странам Запада – Португалии,
Голландии, Британии.
«Крылатые» кони Давани или начало Великого Шелкового пути
Основание Шелкового пути относят ко II веку до н.э., когда китайский посол Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической миссией. До II в. до н.э. путь из Европы в Азию обрывался у границ Китая, так как горные системы Азии – Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Каракорум, Гиндукуш, Гималаи — скрывали древнейшую китайскую цивилизацию от остального мира. Открыть богатейшее западное направление помог случай. Одно из кочевых союзных Китаю племен было вытеснено другим племенем, открыто враждебным Китаю. Бывший союзник ушел на Запад. Китайский император послал вдогонку посольство во главе с Чжан Цянем. Пройдя тяжелейшую пустныю Такла-Макан, горы Тянь-Шаня, пережив десятилетний плен, Чжан Цянь нашел бывших союзников в оазисах Средней Азии. Чжан Цянь был поражен увиденным: только в Ферганской долине он насчитал более 70 больших и малых городских поселений с развитым ремеслом, земледелием. Жители городов — оазисов вели широкую торговлю с Индией, Ближним и Средним Востоком, античным миром. Возвратившись в Китай, Чжан Цянь рассказал императору о странах к западу от Китая, о том, чем они богаты. Сообщил о породистых «крылатых» конях Давани, не идущих ни в какое сравнение с мелкими китайскими лошадками. Император тут же захотел иметь таких лошадей, так как обладание ими давало огромные преимущества в борьбе против кочевников. Вскоре в Среднюю Азию были отправлены посольства. Среди прочих даров они везли китайский шелк.
Так встретились древние цивилизации Средней Азии и Китая, а позже Средиземноморских стран и Индии. Сошлись в единое целое две великие дороги. Одна, шедшая с Запада, из стран Средиземноморья в Среднюю Азию, разведанная и пройденная греками в процессе походов Александра Македонского. Другая, ведущая с Востока, из Ханьской империи в Центральную Азию, разведанная Чжан Цянем, который прошел эту область с севера на юг через Давань, Кангюй, Согд, Бактрию.
Однако еще раньше существовали дороги, по которым уже велась торговля Востока с Западом. Это были отдельные отрезки будущего Великого пути. Возникновению торговых связей способствовала разработка в горах Центральной Азии месторождений полудрагоценных камней — лазурита, нефрита, сердолика, бирюзы, ценимых на Востоке. Так, существовал «лазуритовый» путь, по которому из Центральной Азии в Иран, Месопотамию и даже в Египет доставляли этот камень. Одновременно с ним складывался «нефритовый» путь, связывающий области Хотана и Яркенда с районами Северного Китая. Кроме того, в страны Передней Азии из Согдианы и Бактрии вывозился сердолик, а из Хорезма — бирюза. Все эти маршруты, в конце концов, влились в трассу Великого Шелкового пути.
В истории этого пути были три периода, когда он почти полностью контролировался одним государством: Тюркским каганатом в VI веке, империей Чингиз-хана во второй четверти XIII века и империей Тимура в последней трети XIV века. Однако из-за высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было чрезвычайно трудно.
Особенности путешествия по Великому Шёлковому пути
Люди, решавшиеся отправиться по Великому Шёлковому пути, как правило, обладали особым складом характера. Особенности местного климата и природы требовали от путешественника немалых выносливости и смелости. Большая часть пути пролегала по бескрайним азиатским пустыням. Привычные для европейцев и китайцев лошади не были приспособлены для долгих переходов по пескам и сильно страдали от жажды. Поэтому неизменными спутниками странников были двугорбые верблюды, которые легко переносили жару и недостаток влаги. К тому же местные верблюды обладали удивительным чутьём и могли без труда разыскивать небольшие подземные источники воды.
Часто над пустынями поднимались песчаные бури, грозящие гибелью всему живому. Сильный ветер часто изменял положение барханов и полностью заносил большие участки дороги. В этих случаях главным ориентиром для странников были кости животных и людей, разбросанные на всём протяжении Великого Шёлкового пути. Эти несчастные погибали от болезней, истощения, жажды и голода, а затем служили «указателями» тысячам других смельчаков.
Однако путешественники должны были опасаться не только природных явлений, но и местных жителей. Несмотря на то, что пустыни многим кажутся практически непригодными для жизни, раньше здесь обитали представители многих кочевых народов. Выросшие в столь суровых условиях, эти люди выживали, главным образом, за счёт войны, работорговли и разбоя. Поэтому отправляться по Великому Шёлковому пути с богатыми товарами, но без сильной охраны, было настоящим самоубийством.
Несмотря на то, что движение по Великому Шёлковому пути сопровождалось множеством опасностей, ежегодно по нему проходили тысячи торговцев и авантюристов. Благодаря этой артерии:
- получили развитие дипломатические отношения между европейскими и азиатскими странами;
- возникло международное разделение труда;
- происходил обмен ресурсами и капиталами;
- укреплялись культурные связи;
- возникло множество богатых городов;
- развивалось международное торговое законодательство;
- возникла сложная инфраструктура, функционировавшая столетиями.
Защита шелковых дорог
Искусство, религия, философия, технология, язык, наука, архитектура и все другие элементы цивилизации подлежали обмену через Шелковый путь вместе с коммерческими товарами, перевозимыми купцами из страны в страну.
Вдоль сети маршрутов также распространялись болезни, о чем свидетельствует распространение бубонной чумы 542 г. н.э., которая, как считается, прибыла в Константинополь через Шелковый путь и уничтожила Византийскую империю.
Закрытие Шелкового пути вынудило торговцев выходить в море, чтобы продолжить свою торговлю, тем самым инициировав Эпоху Открытия (1453-1660 гг. н.э.), которая привела к всемирному взаимодействию и началу глобализации общества.
Знакомство с культурой зороастризма: огненная Персия
Следующая точка пути — Туркменистан. Но здесь посетителям доступна только краткосрочная транзитная виза. Туристические визы предполагают получение письма-приглашения от человека, которого вы посещаете, или разрешение от туристического агентства. Тем не менее страна эта маленькая и в основном пустынная. Поэтому пятидневного разрешения на въезд обычно более чем достаточно для короткого визита. С другой стороны, старая Персия встретит вас своим обезоруживающим гостеприимством и одними из самых потрясающих исторических мест на всем маршруте.
Дальний Восток открывается юным. Работа и путешествия — проект для молодежи РФ
«Оснований нет»: россиянам стали чаще отказывать в досрочной пенсии
15 % промышленных компаний существуют на грани банкротства, заключили эксперты
После посещения тысячелетних замков и остатков зороастрийской культуры вы попадете в город Тебриз. Это еще один ключевой узел на Великом шелковом пути. Основная достопримечательность Тебриза — кирпичный базар, который находится под охраной ЮНЕСКО. Он представляет собой исторический торговый комплекс, который столетиями посещали жители Востока и Запада для обмена товаров. Оттуда идет плавный путь до западной оконечности Турции.
Список Птолемея
Этот следующий список приписывается Птолемею . Все названия городов принадлежат Птолемею во всех его произведениях. Большинство имен включены в Географию .
Некоторые из городов, предоставленных Птолемеем, либо уже не существуют, либо переехали в другие места
Тем не менее, Птолемей стал важной исторической справкой для исследователей.. ( Этот список составлен по алфавиту
)
( Этот список составлен по алфавиту. )
-
Африке
- Восточная Африка — Ахмим , Ароматон Эмпорион , Аксум , Колое , Донгола , Джуба , Маджи , Опоне , Панополис , Сарапион , Сеннар .
- Северная Африка — Кесария , Карфаген , Кирена , Лептис Магна , Мурзук , Сиджилмасса , Таманрассет , Тингис .
- Аравия — Cane , Eudaemon Аравия , мокко , Mosylon , Сане , Зафар (Сафар) , Saue .
- Бангладеш — Сунагаора .
- Китай — Каттигара , Чэнду , Кайфэн , Китай , Куньмин , Яркенд .
- Европа — Аквилея , Афины , Августа Треверорум ( Трир ), Гадес ( Кадис ), Остия .
- Индия — Argaru , Astakapra , Bacare , Balita , Barake , Byzantion , Colchi , Erannoboas , Horaia , Kalliena , Mandagora , Melizeigara , Muziris , korkai , Poompuhar , Naura , Nelcynda , Paethana ( Paithan ), Palaepatmae , Palaesimundu , Poduca , Semylla , Sopatma , Suppara ( Nalasopara ), Тагар , Tymdis .
- Пакистан — Барод , Peshawer , Taxilla
- Персия — Александрия, Арейон , Кандагар , Персеполис .
- Персидский залив — Апологос , Асабон , Харакс , Герра (или Герра) , Оммана .
- Красное море — Адулис , Aualites , Berenica , Malao , древний Berbera , Муза , Myos Hormos , Ocalis , Ptolemais Терон .
- Юго-Восточная Азия — Каттигара ( Oc Eo ), Татон , Транг .
- Неизвестно — Экбатана (находится в современном Иране или Сирии ), Цзяохэй .
Лучший период в формировании Шелкового пути
Великий трансазиатский маршрут – это не только торговля, идеи и технологические инновации путешествовали по нему в обоих направлениях. Между 10 и 13 веками такие ключевые китайские изобретения, как компас, порох, шлюз, механические часы и бумага, попали в Европу. Кроме того, благодаря ему цивилизации взаимосвязаны, способствуя распространению культур, верований, миграции населения.
Пик процветания Шелкового пути пришелся на времена династии Тан, то есть с 7 по 10 века, хотя он переживала различные периоды расцвета и процветания, а также разрушительные торговые коллапсы, связанные с беспорядками и крахом региональных держав.
История
Точно неизвестно, когда именно впервые возникло такое определение и началась торговля. Однако по многим данным, вряд ли это произошло позже II века нашей эры. К тому моменту Китай уже стал огромной империей, объединившей ранее разрозненные государства, и наступила эпоха его процветания. Несмотря на достаточно замкнутую экономику и политику неприятия чужеземцев, необходимость торговли с окружающим миром была очевидна. Однако расположенные рядом соседи не могли дать практически ничего из того, чего не было бы в самой Империи. Именно тогда и возник Шелковый путь, связавший воедино Европу и Азию.
Шелка, фарфор, украшения и многие другие товары потекли из Китая на запад, а в обратном направлении отправлялись кожи, меха, ковры и так далее. Все это способствовало процветанию всех регионов, расположенных в непосредственной близости от караванной тропы и, как следствие, государств, которым эти земли принадлежали. В том числе и России. Новый экономический Шелковый путь стал логичным продолжением старинных связей, достаточно долгое время разорванных из-за политики как Китая, так и России. Сейчас такая торговля может и не настолько значительна, как в древние времена, но все равно остается очень прибыльной.