Веймарская конституция: основные положения

Оглавление

Развитие германского права в XX в. Объединение Германии в 1990 г.

В ст. 14 Конституции ФРГ 1949 г., в традициях Германского гражданского уложения 1896 г., записано: «Собственность обязывает. Осуществление права собственности должно служить в то же время общему благу». Германское гражданское право (чьим основным источником на протяжении XX в. оставалось измененное Германское гражданское уложение) во второй половине XX в. развивалось в сторону социализации (исходя из доктрины «обязанности общественной заботливости»). В гражданских, трудовых и семейных правоотношениях было достигнуто подлинное равенство мужчины и женщины. В 1976 г. значительную либерализацию претерпели нормы брачно-семейного законодательства (в частности упростилась процедура развода).

С 1975 г. в ФРГ начал действовать новый Уголовный кодекс, затем специальными законами была значительно обновлена и усовершенствована его Особенная часть(например, криминализованы такие деяния, как экологические преступления). В 1987 г. была издана новая редакция Уголовного кодекса ФРГ.

Во второй половине XX в. было значительно реформировано немецкое социальное законодательство (прежде всего трудовое и пенсионное), в частности был принят Социальный кодекс Германии (он регулирует, помимо прочего, вопросы социального, медицинского и пенсионного страхования).

Объединение Германии. Среди наиболее весомых причин выделяются неудовлетворение граждан ГДР закоренелостью политической системы и явным нежеланием руководства страны проводить политические и экономические реформы.

1 июля 1989 г. представители восточногерманской общественности, проводившие в жизнь инициативу под названием «Отказ от практики и принципов отмежевания», выступили с открытым письмом, адресованным руководству ГДР, содержавшим в себе серьезные политические требования. Они были до крайности возмущены фальсификацией результатов коммунальных выборов (выборов в органы местного самоуправления). Участники инициативы требовали реформы избирательного права в ГДР.

12 сентября 1989 г. двенадцать восточногерманских общественных деятелей призывали всех людей, стремившихся к реформам, создать свой союз. Они пригласили всех желающих к диалогу об основах и концепциях демократической перестройки в ГДР.

Кризис правительства ГДР разразился в конце лета 1989 г. Он был вызван возмущением жителей страны запретом гражданам ГДР выезжать на Запад, в частности в ФРГ. В начале мая 1989 г. Венгрия открыла границу с Австрией и «восточные немцы» ринулись через Венгрию в Австрию, а затем в ФРГ. К концу сентября 1989 г. количество уехавших составило 25 тысяч.

Договор об установлении единства Германии был подписан представителями ФРГ и ГДР в Берлине 31 августа 1990 г. Договор регулирует все правовые аспекты создания единого Германского государства, а также дает толкования отдельных статей и положений в дополнительном протоколе и многочисленных приложениях. Уже через несколько месяцев Берлинская стена была разрушена, ГДР была фактически поглощена ФРГ. Германия была объединена.

показать содержание

Подрыв Гитлером Веймарской конституции [ править ]

Менее чем через месяц после назначения Адольфа Гитлера канцлером в 1933 году Указ о пожаре Рейхстага ссылался на статью 48 Веймарской конституции, приостанавливая действие некоторых конституционных мер защиты гражданских прав . Затронутые статьи были 114 (habeas corpus) , 115 (неприкосновенность жилища) , 117 (конфиденциальность переписки) , 118 (свобода выражения мнений / цензура) , 123 (собрания) , 124 (ассоциации) и 153 (экспроприация) .

В последующем уполномочивающем законе , принятом рейхстагом 23 марта 1933 года, говорилось, что в дополнение к традиционному методу принятия рейхстагом законодательства правительство Рейха также может принимать законы. Далее в нем говорилось, что полномочия рейхстага , рейхсрата и рейхспрезидента не были затронуты. Обычные законодательные процедуры, изложенные в статьях 68–77 конституции, не применялись к законам, принятым правительством Рейха.

Закон о полномочиях фактически представлял собой поправку к конституции из-за вышеупомянутых изменений нормального законодательного процесса. Акт соответствовал конституционным требованиям (присутствовали две трети депутатов Рейхстага, и две трети присутствующих депутатов проголосовали за эту меру). Закон не вносил явных поправок в Веймарскую конституцию, но прямо упоминал тот факт, что была соблюдена процедура, достаточная для конституционной реформы. Конституция 1919 года так и не была официально отменена, но Закон о полномочиях означал, что все остальные ее положения были мертвой буквой.

Два предпоследних акта, которые Гитлер предпринял для укрепления своей власти в 1934 году, фактически нарушили Закон о полномочиях. Статья 2 закона гласила, что

Гинденбург умер 2 августа, и Гитлер присвоил себе президентские полномочия в соответствии с законом, принятым накануне. Однако из-за поправки к конституции, внесенной в декабре 1932 года, исполняющим обязанности президента до новых выборов должен был быть Эрвин Бумке , президент Reichsgericht (Имперский суд), а не канцлер. Тем не менее, Закон о разрешении не указывал никаких средств правовой защиты, которые могут быть предприняты, если канцлер нарушил статью 2, и никаких юридических возражений не предъявлялось.

Недостатки

В его книге Взлет и падение Третьего Рейха, историк Уильям Л. Ширер описал Веймарскую конституцию как «на бумаге самый либеральный и демократический документ такого рода, который когда-либо видел двадцатый век … полный изобретательных и достойных восхищения устройств, которые, казалось, гарантируют работу почти безупречной демократии». И все же у Веймарской конституции были серьезные проблемы.

Распределение президентских полномочий было весьма проблематичным. Веймарская конституция позволяла президенту увольнять канцлера, даже если канцлер сохранил доверие рейхстага. Точно так же президент мог назначить канцлера, не пользующегося поддержкой Рейхстага. Далее структура правительства была смесь президентских и парламентских систем, с президентом, действующим в качестве «замена Кайзер»и приняв на себя часть полномочий, которыми мог бы обладать монарх. Статья 48., так называемой Notverordnung (чрезвычайный декрет), предоставил президенту широкие полномочия по приостановлению гражданских свобод с недостаточной системой сдержки и противовесы. Это дало возможность Адольф Гитлер быстро схватил, как только он стал канцлер (видеть Рейхстаг пожар).

Использование пропорциональная избирательная система без пороги чтобы выиграть представление также упоминалось. Эта система, призванная избежать растрата голосов, позволили подняться множеству отколовшихся партий, многие из которых представляли крайние стороны политического спектра, что, в свою очередь, затруднило любой партии для создания и поддержания работоспособного парламентского большинства. Эта фракционность была одним из факторов, способствовавших частой смене правительства. Ширер ссылается на присутствие примерно 28 политических партий на национальных выборах 1930 года; Отто Фридрих ссылается на 40 различных группировок в Рейхстаге в 1933 году. порог чтобы добиться представительства в Рейхстаге и, следовательно, лишить гарантии против быстрого роста экстремистской партии. Получить место в палате можно было всего лишь с 0,4% голосов. Например, на выборах 1924 г. Баварский крестьянский союз получил всего 0,7% голосов — но этого хватило на три места в Рейхстаге. Однако рост нацистов (НСДАП), которые сформировали крупнейшую партию во время выборов 1932 года, можно объяснить только настроениями избирателей в Веймарской Германии. Критики избирательных порогов оспаривают аргумент о том, что символическое присутствие нацистов в рейхстагах 1920-х годов значительно способствовало их приходу к власти и что наличие пороговых значений в Веймарской конституции на самом деле не препятствовало амбициям Гитлера — действительно, если бы нацисты переступив порог, их существование фактически помогло бы нацистам, позволив им еще быстрее маргинализировать небольшие партии.

Даже без этих реальных и / или предполагаемых проблем Веймарская конституция была создана и вступила в силу в неблагоприятных социальных, политических и экономических условиях. В его книге Пришествие третьего рейха, историк Ричард Дж. Эванс утверждает, что «в целом конституция Веймара была не хуже, чем конституции большинства других стран в 1920-х годах, и была намного более демократичной, чем многие другие. Ее более проблематичные положения, возможно, не имели бы такого большого значения, если бы обстоятельства были другими. фатальное отсутствие легитимности, от которого пострадала Республика, многократно усилило недостатки конституции «.

Наследие

После принятия Закона о разрешении конституция была в значительной степени забыта. Тем не менее Гитлер использовал это, чтобы придать своей диктатуре видимость законности. За время его правления было проведено три рейхстага. Однако избирателям был представлен единый список нацистов и «приглашенных кандидатов». Технически тайное голосование оставалось возможным, но нацисты использовали агрессивные внелегальные меры на избирательных участках, чтобы запугать избирателей от попыток тайного голосования. Тысячи его указов прямо основывались на Указе о пожаре Рейхстага и, следовательно, на статье 48.

В Гитлера 1945 года (написанном незадолго до его самоубийства) он назначил адмирала Карла Дёница своим преемником. Однако он назначил Дёница президентом, а не фюрером, тем самым восстановив конституционную должность, бездействовавшую после смерти Гинденбурга десятью годами ранее. 30 апреля 1945 года Дёниц сформировал так называемое правительство Фленсбурга , которое контролировало лишь крошечный район Германии у датской границы, в том числе город Фленсбург . Он был распущен союзниками 23 мая. 5 июня Берлинская декларация союзников упразднила все институты немецкого гражданского правительства, и это установило, что конституция больше не имела никакой юридической силы.

Конституция Германской Демократической Республики 1949 года (также известной как Восточная Германия) содержала множество отрывков, которые были напрямую скопированы из конституции 1919 года. Он задумывался как конституция объединенной Германии и, таким образом, был компромиссом между либерально-демократической и марксистско-ленинской идеологиями. В 1968 году она была заменена новой, явно коммунистической конституцией, которая оставалась в силе до воссоединения Германии в 1990 году.

В Основном законе Федеративной Республики Германии , принятом в 1949 году, говорилось, что «положения статей 136, 137, 138, 139 и 141 Конституции Германии от 11 августа 1919 года являются неотъемлемой частью настоящего Основного закона». Эти статьи Веймарской конституции (которые касались отношения государства к различным христианским конфессиям) остаются частью Основного закона Германии.

В судебной системе, основанной на Основном законе, Веймарская конституция изначально сохраняла силу закона (за исключением церковных статей на неконституционном уровне), тогда как Основной закон не содержал ничего противоположного. Эти нормы, однако, были в значительной степени избыточными или касались вопросов, закрепленных за землями , и как таковые официально утратили силу в течение двух десятилетий; Помимо церковных статей, единственное, что осталось в силе , — это правило, согласно которому дворянские титулы должны считаться частью имени и больше не должны присваиваться (статья 109 III).

в Республике Корея (обычно упоминается как Южная Корея) первоначально была основана на Веймарской конституции.

Слабые стороны [ править ]

В своей книге «Взлет и падение Третьего рейха» историк Уильям Л. Ширер описал Веймарскую конституцию как «на бумаге самый либеральный и демократический документ такого рода, который когда-либо видел двадцатый век … полный изобретательных и достойных восхищения приемов». который, казалось, гарантировал работу почти безупречной демократии ». И все же у Веймарской конституции были серьезные проблемы.

Распределение президентских полномочий было весьма проблематичным. Веймарская конституция позволяла президенту увольнять канцлера, даже если канцлер сохранил доверие рейхстага. Точно так же президент мог назначить канцлера, не пользующегося поддержкой Рейхстага. Кроме того, правительственная структура представляла собой смесь президентской и парламентской систем, при этом президент действовал как « замещающий кайзера » и принимал на себя некоторые из полномочий, которыми мог бы обладать монарх. Статья 48 , так называемое положение Notverordnung (чрезвычайный указ), давала президенту широкие полномочия по приостановлению гражданских свобод с недостаточной системой сдержек и противовесов.. Это предоставило возможность, которой Адольф Гитлер быстро воспользовался, став канцлером (см. Поджог Рейхстага ).

Также упоминалось использование пропорциональной избирательной системы без пороговых значений для получения представительства. Эта система, призванная избежать потери голосов , позволила подняться множеству отколовшихся партий, многие из которых представляли крайние края политического спектра, что, в свою очередь, затрудняло создание и поддержание работоспособного парламентского большинства для любой партии. . Эта фракционность была одним из факторов, способствовавших частой смене правительства. Ширер ссылается на присутствие примерно 28 политических партий на национальных выборах 1930 года; Отто Фридрих приводит 40 различных групп в Рейхстаге в 1933 году Там не было никакого порогачтобы добиться представительства в Рейхстаге и, следовательно, лишить гарантии против быстрого роста экстремистской партии. Получить место в палате можно было всего лишь с 0,4% голосов. Например, на выборах 1924 г. Баварский крестьянский союзполучил всего 0,7% голосов — но этого хватило на три места в Рейхстаге. Однако рост нацистов (НСДАП), которые сформировали крупнейшую партию во время выборов 1932 года, можно объяснить только настроениями избирателей в Веймарской Германии. Критики избирательных порогов оспаривают аргумент о том, что символическое присутствие нацистов в рейхстагах 1920-х годов значительно способствовало их приходу к власти и что наличие пороговых значений в Веймарской конституции на самом деле не помешало бы амбициям Гитлера — более того, если бы нацисты имели переступив порог, их существование фактически помогло бы нацистам, позволив им еще быстрее маргинализировать небольшие партии.

Даже без этих реальных и / или предполагаемых проблем Веймарская конституция была создана и вступила в силу в неблагоприятных социальных, политических и экономических условиях. В своей книге «Пришествие третьего рейха» историк Ричард Дж. Эванс утверждает, что «в целом конституция Веймара была не хуже, чем конституции большинства других стран в 1920-х годах, и намного более демократична, чем многие другие. Она более проблематична. положения, возможно, не имели бы такого большого значения, если бы обстоятельства были другими. Но фатальное отсутствие легитимности, от которого страдала Республика, многократно усилило недостатки конституции «.

Подрыв Гитлером Веймарской конституции

Менее чем через месяц после назначения Адольфа Гитлера канцлером в 1933 году Указ о пожаре Рейхстага ссылался на статью 48 Веймарской конституции, приостанавливая действие некоторых конституционных мер защиты гражданских прав . Затронутые статьи были , , , , , и .

В последующем уполномочивающем законе , принятом рейхстагом 23 марта 1933 года, говорилось, что в дополнение к традиционному методу принятия рейхстагом законодательства правительство Рейха также может принимать законы. Далее в нем говорилось, что полномочия рейхстага , рейхсрата и рейхспрезидента не были затронуты. Обычные законодательные процедуры, изложенные в статьях 68–77 конституции, не применялись к законам, принятым правительством Рейха.

Закон о полномочиях фактически представлял собой поправку к конституции из-за вышеупомянутых изменений нормального законодательного процесса. Акт соответствовал конституционным требованиям (присутствовали две трети депутатов Рейхстага, и две трети присутствующих депутатов проголосовали за эту меру). Закон прямо не вносил поправки в Веймарскую конституцию, но прямо упоминал о том, что была соблюдена процедура, достаточная для конституционной реформы. Конституция 1919 года так и не была официально отменена, но Закон о полномочиях означал, что все остальные ее положения были мертвой буквой.

Два предпоследних акта, которые Гитлер предпринял для укрепления своей власти в 1934 году, фактически нарушили Закон о полномочиях. Статья 2 закона гласила, что

Гинденбург умер 2 августа, и Гитлер присвоил себе президентские полномочия в соответствии с законом, принятым накануне. Однако из-за поправки к конституции, внесенной в декабре 1932 года, исполняющим обязанности президента до новых выборов должен был быть Эрвин Бумке , президент Reichsgericht (Имперский суд), а не канцлер. Тем не менее, Закон о разрешении не оговаривает никаких средств правовой защиты, которые могут быть применены в случае нарушения канцлером статьи 2, и никаких юридических возражений не предъявлялось.

Подрыв Гитлером Веймарской конституции

Менее чем через месяц после Адольф ГитлерНазначения канцлером в 1933 г. Указ о пожаре Рейхстага призванный Статья 48. Веймарской конституции, приостановив действие некоторых конституционных мер защиты гражданские права. Затронутые статьи были , , , , , , и .

Последующие Закон о разрешении, принятый Рейхстагом 23 марта 1933 года, гласил, что, помимо традиционного метода принятия Рейхстагом законодательства, правительство Рейха также может принимать законы. Он также заявил, что полномочия Рейхстаг, Рейхсрат и рейхспрезидент не пострадали. Обычные законодательные процедуры, изложенные в статьях 68–77 конституции, не применялись к законам, принятым правительством Рейха.

Закон о полномочиях фактически представлял собой поправку к конституции из-за вышеизложенных изменений нормального законодательного процесса. Акт соответствовал конституционным требованиям (присутствовали две трети депутатов Рейхстага, и две трети присутствующих депутатов проголосовали за эту меру). Закон не вносил явных поправок в Веймарскую конституцию, но прямо упоминал о том, что была соблюдена процедура, достаточная для конституционной реформы. Конституция 1919 года так и не была официально отменена, но Закон о полномочиях означал, что все его другие положения были мертвой буквой.

Два предпоследних акта, которые Гитлер предпринял для укрепления своей власти в 1934 году, фактически нарушили Закон о полномочиях. Статья 2 закона гласила, что

Гинденбург умер 2 августа, и Гитлер присвоил себе президентские полномочия в соответствии с законом, принятым накануне. Однако из-за поправки к конституции, внесенной в декабре 1932 года, исполняющий обязанности президента до новых выборов должен был быть Эрвин Бумке, президент Reichsgericht (Имперский суд), а не канцлер. Тем не менее, Закон о разрешении не оговаривает никаких средств правовой защиты, которые могут быть применены в случае нарушения канцлером статьи 2, и никаких юридических возражений не предъявлялось.

Германское гражданское право в XIX–XX вв. Германское гражданское уложение

В 1874 г. бундесрат назначил комиссию для составления гражданского кодекса Германской империи которая закончила свою работу в 1887 г. и опубликовала проект кодекса. Он вызвал многочисленные нарекания за излишний формализм и нежизнеспособность и в 1890 г. была образована новая комиссия для рассмотрения кодекса, куда вошли представители парламента, адвокаты и промышленники В 1895 г. работа была закончена и был опубликован второй проект кодекса, который обсуждался в рейхстаге и бундесрате. Проект был принят в 1896 г. Для того чтобы привести общеимперское законодательство и законодательство отдельных германских государств в соответствие с новым кодексом, его вступление в силу было отложено до 1 января 1900 г.

Германское гражданское уложение (ГГУ) построено по пандектной системе. В нем выделяется общая часть, гражданско-правовые институты были сведены в отдельные книги: вещное, обязательственное, брачно-семейное и наследственное право.

Германское гражданское уложение признает как физические, так и юридические лица: ферейны (общества, союзы) и учреждения. Германское гражданское уложение закрепляет за юридическими лицами широкую правоспособность. Свободный гражданский оборот ограничивался такими внеправовыми понятиями, как «добрые нравы» и «добрая совесть».

Договор (хотя ему и не давалось строго легального определения) понимался как законная свободная юридическая связь между двумя или несколькими лицами. Договоры по германскому гражданскому уложению в целом урегулированы в духе римского права. При регламентации договора найма услуг (найма рабочей силы) определенные уступки были сделаны пролетариату.

Германский законодатель дал собственнику обширное и исключительное господство над вещью Вместе с тем существовали ограничения прав собственника (например, право собственника земли не распространялось на важнейшие полезные ископаемые).

Вещи делились на движимые и недвижимые. Так, передача права собственности на недвижимость должна быть обставлена рядом формальностей. Германское гражданское уложение отбросило римскую «волевую» конструкцию владения значительно расширив круг владельцев (в него например, были включены арендаторы), пользующихся соответствующей правовой защитой.

Брак по германскому гражданскому уложению является светским институтом. Развод возможен только при наличии особых оснований. Был закреплен принцип ограниченного главенства мужа в семейных делах. Германское гражданское уложение признал режим общности имущества супругов с правом мужа им пользоваться и управлять. Несовершеннолетние дети состояли под родительской (преимущественно отцовской) властью.

Наследственное право по германскому гражданскому уложению основано в своих существенных чертах на старом германском праве. Особенность наследования по германскому гражданскому уложению – отсутствие пределов наследования по закону. Наряду с наследованием по закону, Германское гражданское уложение регулирует и наследование по завещанию, последовательно проводя принцип свободы завещания.

Подрыв Гитлером Веймарской конституции [ править ]

Менее чем через месяц после назначения Адольфа Гитлера канцлером в 1933 году Указ о пожаре Рейхстага ссылался на статью 48 Веймарской конституции, приостанавливая действие некоторых конституционных мер защиты гражданских прав . Затронутые статьи были 114 (хабеас корпус) , 115 (неприкосновенность жилища) , 117 (тайна переписки) , 118 (свобода выражения мнений / цензура) , 123 (собрания) , 124 (ассоциации) и 153 (экспроприация) .

В последующем уполномочивающем законе , принятом рейхстагом 23 марта 1933 года, говорилось, что в дополнение к традиционному методу принятия рейхстагом законодательства, правительство рейха также может принимать законы. Далее он заявил, что полномочия Рейхстага , Рейхсрата и Рейхспрезидента не были затронуты. Обычные законодательные процедуры, изложенные в статьях 68–77 конституции, не применялись к законам, принятым правительством Рейха.

Закон о полномочиях фактически представлял собой поправку к конституции из-за вышеизложенных изменений нормального законодательного процесса. Акт соответствовал конституционным требованиям (присутствовало две трети депутатов Рейхстага, и две трети присутствующих депутатов проголосовали за эту меру). Закон не вносил явных поправок в Веймарскую конституцию, но прямо упоминал о том, что была соблюдена процедура, достаточная для конституционной реформы. Конституция 1919 года так и не была официально отменена, но Закон о полномочиях означал, что все его другие положения были мертвой буквой.

Два предпоследних акта, которые Гитлер предпринял для укрепления своей власти в 1934 году, фактически нарушили Закон о полномочиях. Статья 2 закона гласила, что

Гинденбург умер 2 августа, и Гитлер присвоил себе президентские полномочия в соответствии с законом, принятым накануне. Однако из-за поправки к конституции, внесенной в декабре 1932 года, исполняющим обязанности президента до новых выборов должен был быть Эрвин Бумке , президент Reichsgericht (Имперский суд), а не канцлер. Тем не менее, Закон о разрешении не указывал никаких средств правовой защиты, которые могут быть предприняты, если канцлер нарушил статью 2, и никаких юридических возражений не предъявлялось.

Рейнский союз 1806 г. Германский союз 1815 г.

В 1806 г. под воздействием наполеоновской Франции, активно влиявшей на европейскую политику, используя свою военную мощь, 16 германских государств вошли в «Рейнский союз». Таким образом была окончательно разрушена существовавшая несколько веков, с раннего средневековья, «Священная римская империя германской нации». «Рейнский союз» попал в вассальную зависимость от Франции, его примеру последовала Пруссия, разгромленная французами в 1807 г. Под воздействием Франции в германских государствах был проведен ряд антифеодальных преобразований, значительно преобразована, унифицирована и модернизирована правовая система.

Созванный в 1815 г. после поражения Наполеона I силами объединенной коалиции ряда европейских государств Венский конгресс в числе других своих решений создал Германский союз, состоявший из 34 государств (королевств, княжеств, герцогств) и четырех вольных городов – Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека. Германский союз был международным объединением остававшихся независимыми и самостоятельными в своих внутренних и внешних делах германских государств. Каждое из вошедших в союз государств сохраняло свою независимость. Первоначально в союзе установилось главенство Австрии. Единственным центральным органом власти в Германском союзе был Союзный сейм состоявший из представителей правительств государств, вошедших в союз. Австрийский император являлся председателем Союзного сейма Германского союза, австрийский министр иностранных дел Меттерних в течение долгого времени фактически распоряжался всеми делами Германского союза. Союзных органов, которые обеспечивали бы реальное исполнение принятых Союзным сеймом решений, по сути не существовало.

Подрыв Гитлером Веймарской конституции

Менее чем через месяц после Адольф ГитлерНазначения канцлером в 1933 г. Указ о пожаре Рейхстага призванный Статья 48. Веймарской конституции, приостановив действие некоторых конституционных мер защиты гражданские права. Затронутые статьи были , , , , , , и .

Последующие Закон о разрешении, принятый Рейхстагом 23 марта 1933 года, гласил, что, помимо традиционного метода принятия Рейхстагом законодательства, правительство Рейха также может принимать законы. Он также заявил, что полномочия Рейхстаг, Рейхсрат и рейхспрезидент не пострадали. Обычные законодательные процедуры, изложенные в статьях 68–77 конституции, не применялись к законам, принятым правительством Рейха.

Закон о полномочиях фактически представлял собой поправку к конституции из-за вышеизложенных изменений нормального законодательного процесса. Акт соответствовал конституционным требованиям (присутствовали две трети депутатов Рейхстага, и две трети присутствующих депутатов проголосовали за эту меру). Закон не вносил явных поправок в Веймарскую конституцию, но прямо упоминал о том, что была соблюдена процедура, достаточная для конституционной реформы. Конституция 1919 года так и не была официально отменена, но Закон о полномочиях означал, что все его другие положения были мертвой буквой.

Два предпоследних акта, которые Гитлер предпринял для укрепления своей власти в 1934 году, фактически нарушили Закон о полномочиях. Статья 2 закона гласила, что

Гинденбург умер 2 августа, и Гитлер присвоил себе президентские полномочия в соответствии с законом, принятым накануне. Однако из-за поправки к конституции, внесенной в декабре 1932 года, исполняющий обязанности президента до новых выборов должен был быть Эрвин Бумке, президент Reichsgericht (Имперский суд), а не канцлер. Тем не менее, Закон о разрешении не оговаривает никаких средств правовой защиты, которые могут быть применены в случае нарушения канцлером статьи 2, и никаких юридических возражений не предъявлялось.

Республиканская форма правления

Одним из главных вопросов на Национальном собрании стало принятие нового конституционного закона Германии. Его проект создала специальная комиссия. Обсуждение по будущей Конституции длились с 28 февраля по 31 июля 1919 года, когда и состоялось ее утверждение. Подобное компромиссное решение позволило установить в стране республику. Интересно, что в Конституции сохранили официальное название страны – Германская империя. Вступил документ в действие в августе 1919 года. Среди ее основных положений стоит отметить такие, как:

  • Новое государственное деление Германии на пятнадцать земель и три независимых города;
  • Установлен восьмичасовой рабочий день;
  • Немцы получили право выбора, в том числе и представителей в государственные органы власти;
  • Упрощен намного рабочий режим;
  • Каждый немец в возрасте от 35 лет мог стать президентом республики, количество раз выборов на эту должность не ограничивалось. Президент возглавлял армию, назначал выборы в рейхстаг, принимал или отклонял законы, которые утверждал парламент;
  • Страной руководило правительство, которое возглавлял рейхсканцлер. В обязанности этого органа власти входила разработка законов и законодательных актов;
  • Рейхстаг выбирали на четыре года на всеобщих выборах. Этот орган принимал законы и утверждал госбюджет, рейхстаг принимал каждый год отчет правительства;
  • Существовал и рейхсрат. Его формировали из представителей германских земель;
  • Установлен принцип разделения и равновесия властей, равноправия госорганов;
  • Федеральная земля не имела самостоятельно выходить из состава федерации;
  • Создана система социального страхования, которая предусматривала выплату пенсий, пособий при потере работы и безработицы;
  • Введено обязательное восьмилетнее школьное образование, которое предусматривало обучение на бесплатной основе;

В целом, новая Конституция узаконила основные результаты итоги Ноябрьского восстания, была ориентирована на то, чтобы Германия стала демократическим государством. Но все вышло наоборот. Заложенные в закон принципы компромисса и консенсусной политики стали бомбой замедленного действия. В связи с этим, в стране постоянно менялись кабинеты и правительства, что мешало проводить до конца реформы, радикальные изменения в различных сферах страны, вести продуманную внешнюю и внутреннюю политику. Поэтому неудивительно, что в обществе стали возникать радикальные группировки, радикализовались настроения людей, которые требовали изменения формы власти и восстановления Германии как великой державы, все чаще звучали требования к правительству провести ревизию условий Версальского мирного договора.