Оглавление
Каким образом можно получать денежные средства?
В тех случаях, когда гражданин является обладателем сертификата ПВФ, то он вправе получать собственную часть от доходов в период работы организации. Потребуется обращаться в Меридиан и предъявить документацию по владению.
Специалисты организация обязуются осуществить проверку, числится ли пришедший гражданин в реестры акционеров. Впоследствии осуществляются перерасчёты имеющихся ваучеров в исчислении по соотношению современных акций организации. Следует отметить, что все акции осуществляют котировки на Московских биржах.
Главные вопросы заключаются в перерасчётах. Необходимо учитывать не только число имеющихся сертификатов, но и определённые соотношения по текущей котировке. Расчёты реализуются исходя из соотношения российских рублей на период приобретения, другими словами — из девяностых годов на текущие курсы. Получается, что за некоторые ценные бумаги ПВФ, гражданин может в наши дни получить незначительную сумму.
Процесс приватизации в России
Под процессом приватизации в России понимается переход государственной собственности в частные руки после распада СССР. Необходимость процесса объяснялась регрессом в промышленности и сельском хозяйстве. Ожидалось, что реформы приведут к росту эффективности народного хозяйства.
Процесс подвергается серьезной критике по ряду причин: возникновение олигархии, значительное экономическое расслоение населения.
Когда началась, как проходила
Подготовка началась в 1990 году, когда Совет Министров опубликовал постановление, в рамках которого на базе заводов КамАЗа создали первое акционерное общество — АО «КамАЗ». В 1991 году подписывается закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», отдающий бразды правления Госкомимуществу РСФСР. Председателем назначается Анатолий Чубайс. В том же году стартует этап форсированной приватизации.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Госкомимущество руководило при вмешательстве иностранных советников и консультантов. Самые известные А. Шлейфер и Д. Хэй из Гарвардского университета. Была создана экспертная комиссия, получившая объемные полномочия.
Ваучерная (или чековая) приватизация реализовывалась в 1992-94 гг. Для того, чтобы упорядочить процесс, был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». Согласно документу каждый россиянин получал именной счет, на который зачислялись оплаты по приватизируемому государственному имуществу. Однако закон не работал. Вместо него была проведена ваучерная приватизация, постулаты которой расходились с реальной практикой. Население выданные ваучеры не использовало, большую часть скупили спекулянты.
Период ваучерной приватизации закончился. С 1994 года планировалось перейти к следующему этапу приватизации — денежному.
От быстрой раздачи собственности государство переходило к «медленной» приватизации. Понятие залоговых аукционов возникает в 1995 году. Аналогов этому российскому творению не находится в анналах мировой истории. С помощью подобных процессов планировалось обеспечить пополнение национальной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний. Примерами стали «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть».
В итоге государство деньги не вернуло, предприятия перешли за символическую стоимость в руки банкиров. Оценка крупнейших предприятий страны при проведении аукционов была значительно занижена.
Каким образом получают дивиденды?
Иные способы — это осуществить получение дивиденда. Подобные доходы подразумевают определённые части прибыли от работы организации, которые распределяются на всех акционеров. Зачастую прибыль выплачивается единоразово в течение года.
Размеры выплат могут зависеть от ряда критериев:
- число акций, которые были у владельца. Чем их больше, тем выше выплаты;
- принятые решения на собрании акционеров. В тех случаях, когда для компании выдаются неудачные времена, то возможно, выплаты будут отменены, чтобы благополучно обеспечить сохранение уставных капиталов организации;
- работа эмитентов. В данной ситуации речь идёт о Меридиан. В случаях, когда компания завершила год успешно, то финансы будут поделены между участниками. Когда год выдаётся плохой, то выручка будет незначительной в финансовом плане.
Вся правда о ваучерной приватизацией в 1990-ые
Приватизация 1991-1997 годов стала логическим завершением выхода России на новый путь развития – рыночную экономику. Разгосударствлению подлежало все недвижимое имущество (предприятия, жилье), природные ресурсы, земля. По сути приватизация является передачей бывшей госсобственности в руки частных владельцев (как вариант – коллективов).
Порочный круг социалистического хозяйствования и управления, когда всё принадлежит всем и никто конкретно в результате не заинтересован, привел к катастрофическому состоянию экономики. Развал СССР в 1991 добавил масла в огонь. Старая правовая база уже не соответствовала требованиям действительности. Новая фактически не была сформирована.
В таких условиях передача государственной собственности частникам имела решающее значение.
Ставка делалась на то, что новые владельцы будут кровно заинтересованы в прибыльности предприятий и смогут наладить разрушенное за годы советской власти производство.
Но именно из-за отсутствия четкой правовой базы благое начинание пошло по ложному пути и превратилось в настоящее разворовывание богатств страны.
Вторая попытка
Для облегчения появления новых инвесторов в акционерном капитале компаний с 1 июля 1994 года был проведён переход от чековой к денежной приватизации. Соответствующий указ Борис Ельцин подписал несколько позже — 22 июля. Спустя почти полгода Государственная дума официально признала неудовлетворительными итоги чекового этапа приватизации. В своём постановлении от 9 декабря 1994 года нижняя палата парламента заявила о несоответствии достигнутых результатов основным целям социально-экономических реформ.
Новая модель приватизации должна была привлечь инвестиции для перестройки работы предприятий. В период чековой приватизации крупные компании испытывали острую нехватку денег для дальнейшего развития. По данным Счётной палаты, в 1990 году доля отчислений на модернизацию производства составляла 12,1% от общих затрат на промышленную продукцию. В 1992-м показатель упал до 2,6%, а в 1993-м составил лишь 0,9%.
При этом основной целью денежной приватизации должно было стать пополнение федерального бюджета. Поступившие в государственную казну деньги планировалось потратить на финансирование социальных программ и направлений по реструктуризации экономики. Об этом в беседе с RT рассказал заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко.
Также по теме
Время перезагрузки: 20 лет назад в России произошёл дефолт
17 августа 1998 года правительство России объявило технический дефолт по долговым обязательствам страны. Безудержный рост госдолга,…
Необходимость собрать как можно больше средств для выполнения социальных обязательств государством стала одной из причин появления залоговых аукционов. Закон о бюджете на 1995 год запрещал продавать акции высокодоходных предприятий. Между тем в рамках новой схемы частные банки предоставляли государству кредиты под залог акций крупных компаний. Если заём не был возвращён, заложенные ценные бумаги переходили в собственность кредиторов.
С ноября по декабрь 1995 года на залоговые аукционы были выставлены акции 12 сырьевых и инфраструктурных компаний. В общей сложности сумма поступлений в бюджет составила $886,1 млн, но в конечном счёте все 12 займов не были выплачены банкам, и предприятия перешли в собственность кредиторов.
При этом, как отмечали в Счётной палате, пополнение бюджета за счёт залоговых аукционов прошло недостаточно эффективно. Так, по оценке ведомства, стоимость предлагаемых в залог акций была либо недооценена, либо намеренно занижена. Более того, итоговый размер получаемых кредитов лишь незначительно превышал стартовую цену. Таким образом, аукционы проходили не на состязательной основе банков, как предполагалось изначально.
Позже в своей книге «Президентский марафон» Борис Ельцин вспоминал: «Говорят, что наша собственность была при продаже недооценена. Мол, продали её за бесценок. Да, абсолютно правильно. Продали за бесценок, относительный, конечно, — за сотни миллионов долларов. Но больше никто не давал. Именно столько, сколько смогли заплатить российские бизнесмены, столько и стоило на тот момент данное предприятие. Не больше и не меньше».
Чего стоит ваучер сейчас?
Чубайс обещал по две «Волги» за каждый ваучер. И некоторые россияне действительно получили примерно такую сумму – если грамотно вложили свои чеки. Грамотно – в предприятия, которые не разорились в сложные 90-е и существуют до сих пор. Акции «Роснефти», которые можно было купить на ваучер, сейчас стоят примерно 700 тысяч рублей, акции «Газпрома» – примерно миллион рублей. Но стоит понимать, что многие владельцы уже продали эти бумаги раньше (что в случае с «Роснефтью» – не так уж и плохо).
С тех пор выжили и некоторые другие предприятия, но за купленные в 90-е годы акции сейчас можно выручить совсем небольшую сумму денег. Многие предприятия успели разориться – а акционеры получают выплаты самыми последними в очереди (и очередь до них попросту не доходит – имущество предприятия заканчивается).
А может выгоднее было не использовать ваучер тогда, чтобы продать его сейчас? Обменять приватизационный чек на акции можно было до 30 июня 1994 года, то есть, в 2021-м поучаствовать в приватизации уже никак не получится. Но его можно продать.
Цена самой бумаги зависит от того, успели «погасить» чек тогда или нет. «Негашеные» ваучеры стоят чуть дороже, а на гашеных пробиты отверстия, стоят какие-то отметки, или отрезана часть.
Стоят ваучеры по-разному:
- в «потертом» состоянии – от 250 рублей;
- в идеальном состоянии – 1-2 тысячи рублей;
- ваучеры редких серий – стоят в несколько раз дороже обычных в идеальном состоянии;
- не выданный ваучер (бланк с контрольным талоном) – стоит до 10 тысяч рублей.
То есть, все зависит от сохранности документа, его серии и номера. Хорошо ценятся непогашенные ваучеры серий «01», бумаги с интересными комбинациями цифр в номере и серии, первые номера серий и т.д.
Кроме того, можно продать купленные на ваучеры акции предприятий, которые уже разорились. В данном случае состояние предприятия не играет никакой роли – ценится сама бумага и ее редкость. Например, акция АООТ «Гермес» номиналом в 10 тысяч рублей 1994 года эмиссии стоит не так дорого – около 140 рублей, но и выпущено таких акций 11 миллионов. Для более редких акций цены будут выше.
Важно также остерегаться подделок – за ваучерами с редкими номерами идет настоящая охота, а подделать документ 90-х годов выпуска при современных технологиях не так уж и сложно
Те же ваучеры и не только: что было в других странах
Российский вариант приватизации считается далеким от удачного – промышленные гиганты продавались в сотни и тысячи раз дешевле их реальной собственности, а контроль над большей частью экономики тогда получила ограниченная группа «избранных». Но через приватизацию – с разными результатами – прошли многие страны.
Например, в Китае госсектор за 10 лет сократился с 80 до 30%, и за один только год от приватизации было получено больше 130 миллиардов долларов. В странах Южной Америки тоже провели весьма успешную приватизацию, которая пополнила бюджет благодаря качественной проработке процедуры. Среди успешных примеров называют приватизацию в Великобритании, которую начала Маргарет Тэтчер – процесс двигался медленно, зато государство получило максимум денег за проданные предприятия, и сами предприятия работают успешно.
В США же, наоборот, приватизация не дала ожидаемого эффекта – теперь там рассматривают другие концепции вроде государственно-частного партнерства и концессий.
В странах бывшего СССР в 90-е годы тоже проходила масштабная приватизация – но в каждой стране по-своему. Одной из самых успешных считается приватизация в Грузии – для продажи крупных предприятий государство организовало аукционы, которые давали более 10% доходов бюджета каждый год (хотя небольшие предприятия инвесторов не заинтересовали).
Другие же страны пошли по пути России. Например, власти Украины тоже проводили приватизацию по приватизационным имущественным сертификатом. Схема была примерно такой же – только сертификаты были именными. Результаты – плачевные, приватизация потерпела крах и усилила проблемы в украинской экономике. А главное – с тех пор начинается восхождение украинских олигархов, которые сейчас контролируют значительную часть экономики страны.
Чековая модель приватизации применялась в Беларуси – там на разгосударствление выставили 2/3 всего имущества, при этом половину этого количества приватизировали через государственные ценные бумаги ИПЧ «Имущество». Правда, белорусские приватизационные чеки были именными и выдавались в определенном количестве в зависимости от возраста и стажа работы получателя. Однако по факту после прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году с чековой приватизации убрали специализированные инвестиционные фонды, но главное – из программы исключили самые привлекательные предприятия. В итоге программу так и не удалось завершить, она действует до сих пор – правда, обменять чеки на акции или на деньги сейчас практически невозможно.
Такая же массовая приватизация была и в Казахстане – но там под приватизацию через приватизационные инвестиционные купоны отдали только наименее привлекательные предприятия, поэтому особого значения это не имело. При этом крупные предприятия государство продавало только по инициативе их коллективов.
Так что модель чековой приватизации – какой бы привлекательной на вид она ни была – по факту работать, скорее всего не будет. И это доказано опытом нескольких стран, которые пытались «по-быстрому» решить проблемы госсектора экономики в сложные 90-е.
дальнейшее чтение
- Кэрол С. Леонард и Дэвид Питт-Уотсон, «Приватизация и переходный период в России в начале 1990-х». (Оксфорд, Великобритания: Рутледж, 2013 г.). ISBN 978-0-415-55608-8 .
- Андрей Шлейфер и Дэниел Трейсман, Без карты: политическая тактика и экономическая реформа в России . (Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2000). ISBN 0-262-19434-1
- Джозеф Р. Блази, Майя Кроумова и Дуглас Круз, Кремлевский капитализм: приватизация российской экономики (Итака, Нью-Йорк: ILR Press, 1997). ISBN 978-0-8014-8396-7
- Максим Бойко, Андрей Шлейфер и Роберт Вишны, Приватизация России (Кембридж, Массачусетс — Лондон: MIT Press, 1995). ISBN 0-262-02389-X
- Майкл Макфол и Това Перлмуттер (ред.), Приватизация, преобразование и реформа предприятий в России (Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1995). ISBN 0-8133-3314-8
- Роман Фридман , Анджей Рапачинский и Джон С. Эрл, Процесс приватизации в России, Украине и странах Балтии (Будапешт: Central European University Press, 1993).
- Ружена Винтрова, «Общая рецессия и кризис структурной адаптации», Eastern European Economics , Vol. 31, № 3 (1993).
- Саймон Джонсон и Хайди Кролл, «Управленческие стратегии для спонтанной приватизации», Советская экономика , Vol. 7, № 4 (1991), стр. 281–316.
Ваучеры
Правительство предусмотрело четыре способа приватизации, с помощью которых государственные предприятия должны были быть отданы в частные руки: коммерческий конкурс, аукцион, аренду с правом выкупа и акционирование. Последний метод и был связан с ваучерами. Согласно новому законодательству, каждый гражданин Российской Федерации приобретал именной счет. На него зачислялись деньги, которыми оплачивалась приватизация государственных предприятий.
Приватизационный чек, или ваучер, стал использоваться на территории России в начале 1992 года. Именно эти государственные ценные бумаги принимали в уплату за долю в приватизированном имуществе. Согласно закону, каждый российский гражданин имел право получить только один ваучер. Эти бумаги обладали ограниченными срок действия (3 года с момента выпуска). Каждый приватизационный чек имел номинальную стоимость, равную 10 тысячам недоминированных рублей. При этом продажа и покупка этих бумаг объявлялась свободной, а их реальная цена определялась по соглашению участников сделки. Накануне приватизации совокупность предприятий страны была оценена в 1,400 миллиардов рублей. Количество выпущенных ваучеров было определено, исходя из этой цифры.
Ваучерная приватизация (1992–1994)
Приватизационный ваучер 1992 г.
В более широком масштабе приватизация имела место в начале 1990-х годов, когда правительство России сознательно поставило цель продать свои активы российскому населению. После распада Советского Союза новое правительство было вынуждено управлять огромным и неэффективным сектором государственных предприятий, унаследованным от советской экономики . Приватизация была проведена Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации при Чубайсе с основной целью превратить бывшие государственные предприятия в коммерческие предприятия, выживание которых не зависело бы от государственных субсидий. Для быстрого распределения собственности и завоевания народной поддержки реформаторы решили в основном полагаться на механизм бесплатной ваучерной приватизации , который ранее применялся в Чехословакии . Российское правительство считало, что открытая продажа государственных активов, в отличие от ваучерной программы, скорее всего, привела бы к дальнейшей концентрации собственности среди русской мафии и номенклатуры , чего они стремились избежать. Тем не менее, вопреки ожиданиям правительства, инсайдерам удалось получить контроль над большей частью активов, которые долгие годы оставались в значительной степени зависимыми от государственной поддержки. С 1992 по 1994 год собственность на 15 000 фирм была передана из-под государственного контроля через ваучерную программу.
Таким образом, хотя некоторые из первоначальных целей не были полностью достигнуты к концу программы ваучеров, значительная часть активов действительно очень быстро перешла в частную собственность и послужила основой для рыночной конкуренции. Ваучерная приватизация проводилась в период с 1992 по 1994 год, в ней участвовало около 98 процентов населения. Ваучеры, каждая из которых соответствовала доле в национальном богатстве, распределялись поровну среди населения, включая несовершеннолетних. Их можно было обменять на акции приватизируемых предприятий. Поскольку большинство людей не были хорошо осведомлены о характере программы или были очень бедны, они поспешили продать свои ваучеры за деньги, будучи неподготовленными или не желающими инвестировать. Большинство ваучеров — и, следовательно, большая часть акций — были приобретены руководством предприятий. Хотя первоначальное российское законодательство о приватизации получило широкую поддержку населения, поскольку оно обещало распределить национальное богатство среди населения и рядовых сотрудников приватизированных предприятий, в конечном итоге общественность почувствовала себя обманутой.
Нефтяной сектор
Приватизация нефтяного сектора регулировалась указом президента №1403, утвержденным 17 ноября 1992 года. Вертикально интегрированные компании были созданы путем объединения некоторых нефтедобывающих предприятий и нефтеперерабатывающих заводов в открытые акционерные общества. Начиная с 1994 года многие бывшие государственные нефтяные компании были приватизированы. Эта приватизация была частичной, поскольку федеральное правительство получило право собственности в нескольких компаниях, а также сохранило полный контроль над транспортировкой нефти на прибыльные мировые рынки.
Криминализация
Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий. Изъян был в том, что она осуществлялась без учета инфляции. Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило ее переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение.
Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом. Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений. Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.
При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из нее выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царил «дикий капитализм», царствовала преступность, а закон был бессилен.
Выдача ваучера
Ваучеры подразумевали под собой документ, который закреплял за его обладателем права на определённые активы, например — заводов либо иных предприятий. Чтобы обеспечить благополучное получение этих активов, за ваучером необходимо было обратиться в банковские структуры и обменять этот документ на настоящие финансовые средства.
Нередко некоторые части подобных документов раздавали сотрудникам компании в обмен на заработную плату. Из-за откровенной нищеты граждан, в совокупности с малыми финансовыми знаниями, образовали возникновение предприимчивых дельцов, которые начали выкупать ваучер по чрезвычайно низкой цене. У тех граждан, которые оказались наиболее подкованными в этой теме, в руках оказался настоящий актив, благодаря которому они смогли полноценно извлечь выгоду.
Те граждане, которые обзавелись этими документами, не знали в полной мере, что с ними предпринять, поэтому зачастую старались либо продать их, либо каким-то способом осуществить их инвестирование. И здесь снова сыграл злую шутку недостаточный уровень по образованию в новых капиталистических устоях, и тем самым это поспособствовало передаче документов в обладание чекового инвестиционного фонда и мошеннических контор, например — МММ.
Что можно сделать с акцией?
В тех случаях, когда удалось осуществить обмен старых квитков на новую акцию, то владелец сможет являться полноценным акционером Меридиан. Но каким образом можно получать соответствующие доходы из этого актива? Аналогичным образом, как и с любыми другими акциями, допускается их продавать, либо осуществлять расчёты дивидендным образом.
Если речь идёт об инвесторе, то гражданин получит соответствующее свидетельство о том, что он в действительности является владельцем акционного пакета. Потребуется учитывать котировку на Московских биржах и реализовывать их продажи по рыночным ценам. По этой причине, можно в полной мере использовать услуги брокерских организаций. Благодаря собственному брокеру, гражданин сможет благополучно начинать продажи на рынках ценных бумаг.
За счёт проданных активов, можно получить определённую прибыль. Ключевыми факторами, здесь выступают текущие цены на акции. Придётся заплатить комиссионный сбор брокеру
При этом, неважно разовые это были операции либо нет, в любом случае следует ответственным образом подходить к подбору брокеров. Допускается осуществить звонок выбранному брокеру и подробным образом получить консультацию от специалистов
Приватизация во времена Советского Союза
В конце 1980-х годов, в рамках движения за перестройку , закон, отстаиваемый Михаилом Горбачевым, который пообещал построить « смешанную социалистическую экономику», по сути передал часть контрольных прав над предприятиями от государства служащим и менеджменту. В 1987 году, несмотря на сопротивление некоторых из его союзников, Горбачеву удалось принять «закон о государственных предприятиях» через Верховный Совет Советского Союза , который предоставил трудовым коллективам большую роль в управлении предприятиями. В 1988 году Закон о кооперативах узаконил «социалистические кооперативы», которые функционально действовали как частные компании, и им было разрешено напрямую вести дела с иностранными компаниями, а также снизилась зависимость от централизованного планирования. Позже в том же году частным советским фермерам было разрешено арендовать землю у государства, покупать оборудование и нанимать рабочих, что стало значительным шагом в сторону от обязательного коллективного хозяйства после десятилетий господства государственных сельскохозяйственных предприятий. Новые правила рассматривались как попытка разделить совхозы на более мелкие единицы и решить проблему острой нехватки продовольствия в Советском Союзе.
Законодательство также позволило этим предприятиям самостоятельно выйти из ассоциаций, что привело к процессу так называемой спонтанной приватизации, в ходе которой контроль над некоторыми промышленными активами был приобретен их менеджерами. Однако это всего несколько тысяч предприятий, небольшая часть советской промышленности .
В сентябре 1990 года советский парламент предоставил Горбачеву полномочия по экстренной приватизации, в том числе право преобразовывать государственные предприятия в акционерные общества с размещением акций на фондовых биржах .
Одной из крупнейших приватизационных мероприятий в советское время было преобразование Министерства топлива и энергетики в акционерное общество, известное как Роснефтегаз, в сентябре 1991 года.
За несколько месяцев до распада Советского Союза в декабре 1991 года будущий президент Борис Ельцин начал собирать команду экономических реформаторов во главе с Егором Гайдаром , тогда еще молодым экономистом-реформистом, включая Анатолия Чубайса . Команда реформы изначально считается шведской социал — демократией как модель для России, но Гайдар решил вместо того, чтобы учиться в Венгрии в качестве шаблона и под влияние Польши использования «S от шоковой терапии . И Гайдар, и Чубайс были убеждены, что, несмотря на уникальную некапиталистическую экономическую историю России, рыночная экономика может успешно закрепиться в стране. После попытки государственного переворота в августе 1991 года экономическая ситуация в стране резко ухудшилась, и возникла острая нехватка продовольствия. В октябре Ельцин выступил с речью, в которой заявил, что контроль над ценами будет отменен 1 января 1992 года в связи с рекомендацией Гайдара не указывать конкретную дату освобождения цен.
«Народная приватизация»
Человек мог отдать свой ваучер в финансовую пирамиду – ЧИФ. Многие из них просто служили для скупки и изъятия чеков у населения. Большинство таких компаний развалились через несколько лет.
Если у человека было много ваучеров, то он мог участвовать в аукционах по приобретению ценных бумаг государственных предприятий.
Элита государства заведомо «отобрала» у населения выданные ваучеры, скупив через доверенные лица и дельцов. Население никто не информировал, что делать с приватизационными чеками, их просто скупали за бесценок.
Это была задуманная акция, в противном случае, ваучеры бы сделали персонифицированными, были бы ограничения к их продаже и передаче.
Например, в 90-е годы мощным предприятием был РАО «Норильский никель», потом у него появилась дочерняя организация ГМК «Норильский никель». Людям предложили обменять акции РАО на ГМК, кого-то обманули, кого-то принудили, и они не смогли претендовать ни на участие в управлении, ни на доходы организации.
Недостатки
С самого своего начала приватизация в России приняла противоречивый характер. Ее формат был расплывчатым и обладал множеством юридических дыр. Кроме того, хотя некоторые страны уже имели опыт приватизации после крушения плановой и централизованной экономики, таких ее масштабов как в России нигде еще не было. Правительство и Верховный Совет долго не могли договориться о том, как государственные предприятия будут передаваться в частные руки. Кроме того, на формат продажи повлияли лоббистские группы, стремившиеся защитить интересы определенных бизнесменов и крупных собственников.
Суть ваучерной приватизации не нравилась главным идеологам строительства рыночной экономики – Егору Гайдару и Анатолию Чубайсу. Тем не менее 3 июля 1991 года закон об использовании именных счетов все-таки был принят. Ваучерная приватизация в России приобрела множество недостатков, самый весомый из которых – уязвимость к коррупции. У сотрудников предприятий были преимущественные права на выкуп акций. Как показал опыт, «красные директора» часто давили на работников, перекупая у них чеки и захватывая контроль над крупным имуществом. Также они могли добиться необходимых для себя результатов голосования во время собрания акционеров трудового коллектива.
Всем по ваучеру
Приватизация должна была построить рыночную экономику в России «в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия», как заявил Анатолий Чубайс в эфире телевизионной программы «Подробности» в 1994 году.
Как отмечают эксперты, необходимо было сформировать слой частных собственников, которые должны были помочь властям преодолеть начавшийся в те годы экономический кризис. Предполагалось, что приватизация поможет повысить эффективность деятельности предприятий, а средства, поступившие в казну, планировалось потратить на развитие социальной инфраструктуры — всё это должно было содействовать процессу стабилизации экономического положения в России. Кроме того, чековая приватизация могла привлечь иностранные инвестиции и создать здоровую конкурентную среду на рынке.
Мировой опыт показывал, что без приватизации никакие структурные реформы не могли получить успешного развития. Например, если раньше убыточное предприятие могло рассчитывать на государственную поддержку и не бояться банкротства, то с принятием закона о приватизации правительство могло отказаться от субсидий убыточным предприятиям, тем самым оздоровив бюджет. К тому же, переход к частной собственности позволял увеличить отдачу от активов предприятий, повысить эффективность инвестиций и перестроить структуру промышленности под требования рынка. Поэтому главной целью приватизации было ввести предприятия в рамки жёстких финансовых ограничений, передав или продав их частным лицам, что позволило бы снизить давление на бюджет, имевший в те годы огромный дефицит, и направить средства на заработные платы и пенсии.
- Кировский завод, 1992 год
- РИА Новости
Согласно статистике агентства РИА Новости, около 25 млн россиян инвестировали свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть россиян приняли решение продать ваучеры.