Юнона

Оглавление

Содержание:

Она готова римские богини Он включает как традиционных персонажей их культуры, так и божеств, не являющихся оригинальными для их мифологии. Римляне с точки зрения религии были очень конкретными, особенно когда дело доходило до обозначения божеств. Они создали мифы о своих богах и наделили их человеческими качествами, чтобы вызвать сочувствие между людьми и их идолами.

Когда в их пантеоне не было ничего, что они считали необходимым выделить, они брали это из других культов. Кроме того, при завоевании новой территории они также включили этих богов в римский пантеон, что облегчило ассимиляцию новых людей.

Рождение

Надо сказать, рождение Нептуна было крайне печальным. Не успел он появиться на свет, как отец его – Сатурн, сразу же съел его, как и других его братьев и сестер, опасаясь, что один из его потомков лишит его власти. Долгое время томился Нептун в чреве своего отца. Там прошло его детство и юность, пока брат его, Юпитер, не заставил Сатурна изрыгнуть их всех на свободу.

Надо сказать, римская мифология в значительной степени отличается от греческой. Дело в том, что она упускает значительную ее часть, в плане божественных войн и свершений. И несмотря на то, что по сути – в римской и греческой мифологиях одни и те же боги, с одними и теми же функциями, но значение их сильно разнится.

В отличие от греческой мифологии, римский Нептун не пользовался большой популярностью. Да и самим римлянам это было не кстати, ведь они совершали не так уж и много свершений на море, а все больше действовали по суше. Именно поэтому они отдавали большее предпочтение Марсу и Юпитеру, которые благоволили им.

Изначально Нептун почитался как бог текучих вод, всех без исключения. Уже потом, когда греческая культура и мифология так сильно сказалась на римской, Нептуну причислили все функции Посейдона, и божество стало более значимым в пантеоне римлян. Но в этом плане, Нептун стал намного популярнее и знаменитее, как покровитель коней и соревнований на колесницах.

Истоки и культ

После того, как она была отождествлена ​​с греческой богиней Герой и выполняла свою роль или функцию, она стала женой Юпитера и, таким образом, королевой богинь. Уравнение, вероятно, произошло под влиянием этрусков. Этруски поклонялись Юноне под именем Уни . Ее родителями были Сатурн и Опс .

ИВНО РЕГИНА («Царица Юнона») на денарии первой половины III века.

Огромная голова Юноны Людовизи в садах дворца Пильниц.

По словам Варрона , культ Юноны Люцины, богини деторождения, ввел сабинский царь Тит Татий . Юнона была покровительницей города Рима , почиталась на Капитолии , что также произошло в рамках Капитолийского триаса . Ее праздник был матроналия или feriae Matronales (от латинских Матрон — «величавая замужняя женщина») марта первым . Ее священным животным был гусь , поэтому гусей держали в ее храме на Капитолии. Когда они предупреждали жителей Рима о нападении на врагов громкой болтовней, предупреждение было приписано Юноне по прозвищу Монета , предупредительница . В то же время она все еще была святой покровительницей раннего городского монетного двора в Риме, который, как говорят, находился около 289 г. до н.э. на Капитолии в здании, принадлежащем Храму Юноны. Было установлено.

Вне Рима были важные Juno культы в , Aesernia , Lanuvium , Габии , Вей и Перузии, среди других . Сабина богини Юноны Curitis был также переведен в Рим , как Juno Quiritis . Ее часто иконографически приравнивают к Исиде .

Иногда традиция празднования Дня святого Валентина восходит к одному из ее памятных дней, когда 14 февраля ей сделали подношения цветов.

Юно ( мн. Junones ) также называли личным защитным духом женщины. Она была женской копией мужского гения . В этой роли гения она иногда могла выступать в роли богини-покровительницы проститутки.

Юнона на швейцарской карте таро с павлином

литература

  • Юлиус Фогель : Юно . В: Вильгельм Генрих Рошер (ред.): Подробная лексика греческой и римской мифологии . Том 2.1, Лейпциг 1894 г., полковник 574-612 ( версия ).
  • Георг Виссова : Религия и культ римлян. Бек, Мюнхен 1902 г., стр. 113–120 ( версия ).
  • Карл Улоф Тулин : Iuno 1. В: Paulys Realencyclopadie der classischen Antiquity Science (RE). Том X, 1, Штутгарт, 1918, полковник 1114-1125.
  • Вернер Айзенхут : Юно. В: Маленькая Поли (КП). Том 2, Штутгарт 1967, Sp. 1563-1568.
  • Фриц Граф : Юно. В: (DNP). Том 6, Метцлер, Штутгарт 1999, ISBN 3-476-01476-2 , Sp. 72-76.
  • Гюнтер Мартин: Гера. В: Мария Муг-Грюневальд (ред.): Mythenrezeption. Древняя мифология в литературе, музыке и искусстве от истоков до наших дней (= . Supplements. Volume 5). Мецлер, Штутгарт / Веймар 2008, ISBN 978-3-476-02032-1 , стр. 322-325.
  • Карл Тулин : Юнона 1 . В: Полис Реаленциклопадия классической античной науки (RE). Том X, 1, Штутгарт, 1918, стр. 1114-1123.

Что на борту «Юноны»

Пассажиры «Юноны»

И знаете, кого изображают эти фигурки? Одна — итальянский астроном Галилей, известный кроме прочего тем, что открыл четыре крупнейших спутника Юпитера. Две других — Юнона, богиня, и сам Юпитер. Фигурка Юноны держит увеличительное стекло, символизирующее ее поиск истины. Юпитер держит стрелу молний, а Галилей — телескоп с мини-Юпитером.

«Юнона» везет пластину, на которой высечены записи Галилея от 1610 года

Переданная Итальянским космическим агентством пластина повторяет страницу из записей Галилея, описывающую открытие четырех больших спутников Юпитера. Галилей описал первое собрание ледяных спутников, четырех крупнейших у Юпитера, в начале 1600-х. Долгими зимними ночами он наблюдал, как три странных «звезды» вращались вокруг гигантской планеты. Звезды вели себя совсем не так, как он ожидал, и чертили странные узоры в небе. Наконец, Галилей осознал, что его звезды следуют за старым и могучим Юпитером, а не за темнотой за ним. Через несколько месяцев, Галилей понял, что это не звезды. Это планетарные тела вращаются вокруг гигантского Юпитера, и их было не три, а четыре.

Так были описаны галилеевы луны. Лишь через 250 лет они стали известны миру как Ганимед, Каллисто, Ио и Европа. Сам Галилей предложил назвать их «планетами Медичи» в честь могущественной семьи Медичи, влияние которой распространялось по всей Европе. Названия для квартета спутников Юпитера придумал немецкий астроном Иоганн Кеплер.

Юнона Римская Богиня

Одним из главных богов древнеримского пантеона считается Юнона. Римская мифология называет ее законной супругой Юпитера, которая правит небом наравне с ним. Она дарует людям грозы, дожди, хорошую погоду и обильные урожаи. Является покровительницей женщин, особенно замужних, ниспосылает смертным успех в начинаниях и победы. Так же, как и Юпитер, Юнона являлась хранительницей человеческих взаимоотношений, благоприятствовала брачным узам и помогала роженицам. Жрецами великой богини плодородия были фламиники, замужние женщины каждый год первого марта отправлялись в храм Юноны и дарили ей цветы с мольбами о счастье в личной жизни. При этом в празднике принимали участие и рабыни.

Именно у Юноны просили совета в сложной ситуации, как простые жители при семейных неурядицах и материальных проблемах, так и сенаторы. Считалось, что она покровительствует монетному двору римского государства, рядом с которым был специально построен ее храм. От ее второго имени Монеты, и произошло современное название этой денежной единицы, а так же собирательное название денег в принципе во многих языках.

Символом Юноны были гуси и павлины. Римская мифология включает одну легенду о чудесном спасении Рима во время нашествия галльских варваров, которая связана именно с гусями. Однажды величественный город был практически полностью захвачен внезапно напавшими на него галльскими войсками. В живых осталась горстка солдат, которые укрылись на Капитолийском Холме, и попали в осаду, испытывая нужду в пище и воде. Они оборонялись из последних сил и ждали помощи от войск, находящихся в других провинциях. Для того чтобы сообщить войскам о приближавшейся помощи, необходимо было прорвать линию осады и добраться до укреплений. Это возможно было сделать, только преодолев отвесный подъем Капитолийской крепости. Это осилил один юноша, который, рискуя жизнью, пробрался через галлов и совершил невообразимый подъем.

Участок, где он сделал это, заметили галлы и их вождь приказал ночью повторить подвиг юноши. Самой глубокой и темной ночью галлы приступили к своему плану. Не спеша, воины перебирались с одних горизонтально повернутых щитов на другие, устанавливая живую пирамиду. Они уже были почти у цели, когда гуси в храме Юноны загоготали, и римские легионеры проснулись. План был раскрыт, а поднимающихся на стену крепости галлов сбросили со скалы.

Поклонение богине

Культ богини имел широкое распространение по всей территории Италии. Так, например, в древнеиталийской культуре имел место обряд поклонения новой луне. Храм богини Юноны располагался на вершине Капитолия . Там же осуществлялось поклонение таким богам, как Юпитер и Минерва . Основан храм был в июне-месяце, который также был посвящен Юноне. При храме впоследствии был организован монетный двор, при этом символ богини сохранился, также он нашел свое отражение в названии монет.

На Эсквилине был расположен еще один храм, прославлявший Юнону. В первый день марта в храме проходили празднества Матроналии. Основой их, согласно преданию, послужило предотвращенное женщинами-сабинянками кровопролитное побоище. В этот день женщины пользовались особым почтением со стороны мужчин, одаривались подарками, а рабыни временно освобождались от своих обязанностей. 

Примечания

  1. Юнона // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. . ancientrome.ru. Дата обращения: 16 августа 2019.
  3. . ancientrome.ru. Дата обращения: 4 декабря 2019.
  4. Ennius, fragment 45 = Варро, De re rustica, I.I.4.
  5. Aul. Gell. IV 3, 3
  6. ↑ . ancientrome.ru. Дата обращения: 16 августа 2019.
  7. Macrob. Sat. VII 16, 27; Dion. Halic. I 50
  8. Serv. Verg. Aen. IV 518; Ovid. Fast. III 257
  9. Macrob. Sat. I 13, 3
  10. Caprotina // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  11. Moneta // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  12. Обнорский Н. П. Соспита // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  13. Юнона // Большая энциклопедия: В 22 томах (20 т. и 2 доп.) / под ред. С. Н. Южакова. — СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1900—1909.
  14. Секст Помпей Фест. О значении слов
  15. Гигин Юлий. Астрономия / Пер. с латин. и коммент. А. И. Рубана. Вступ. ст. А. В. Петрова.. — М.: Алетейя, 1997. — 220 с. — (Античная библиотека. Античная история). — ISBN 5-89329-017-8. С. 84-85

16 — Прозерпина

Она была богиней подземного мира и вначале имела отношение к сельскому хозяйству, особенно к фазе прорастания зерна.

Культ Прозерпины зародился примерно в 249 г. до н.э. в городе Тарент, где для нее был построен храм и обнаружен камень, на котором уже было написано имя этой богини. Говорят, что он ассимилировал черты греческой богини Персефоны. Она была дочерью Цереры и Юпитера.

В ее мифе говорится, что, когда ее похитил Плутон, мать начала искать ее по всей Земле, но ничего не нашла. Позже Плутон согласился с тем, что Прозерпина прожила 6 месяцев со своей матерью и шесть месяцев с ним в Подземном мире.

Каждый раз, когда Прозерпина посещала Цереру, земля украшалась цветами весной, а когда Прозерпина возвращалась в подземный мир, все увядали.

Почитание[ | код]

Вначале культ Юноны был распространен в италийских городах, а после их завоевания проник в Рим, что придало ей новые функции и эпитеты. Позже в римских провинциях богиню отождествляли с другими богинями, имевшими сходные функции.

Служение Юноны осуществляли, главным образом, матроны. А конкубинам прикасаться к её алтарю запрещалось. В историческое время жена Царя Священнодействий приносила Юноне Ковелле в жертву свинью каждые календы, аналогично тому, как Эней приносил ей в жертву мать 30 поросят (Aen. 8. 85).

Вместе с Юпитером и Минервой входила в Капитолийскую триаду, которой был посвящён храм на Капитолии.

1 марта в её честь проводился женский праздник — матроналии, тогда её славили как «Юнона Луцина». Другой посвященный ей женский праздник приходился на 7 июля — Ноны Капротины, имевший неясное происхождение. В нём имели право участвовать и рабыни, которые приносили совместно со свободными жертву Юноне под священной смоковницей.

Юнону призывали при заключении браков. Ей приносили благодарственные жертвы после родов. Люди, приближавшиеся к храму Юноны, не должны были иметь на себе узлы, как затрудняющие роды

В честь Юноны был назван месяц июнь: последний месяц жертвенного года был юнонием (посвященным Юноне Капротине).

Также как богиню плодовитости Юнону связывали с Фавном. А в философских теориях она отождествлялась с землей или воздухом, как с лежащим ниже Юпитера-эфира.

Список эпитетов Юноны | код

Статуя Юноны Соспиты, Ватикан

  • Календария — богиня начала каждого месяца — календ.
  • Капротина (Caprotina) — эпитет Юноны и посвящённого ей дня, праздновавшегося в ноны месяца Quintilis (лат. Nonae Caprotinae, 7 июля). Праздник был посвящён рабыням, проводить жертвоприношения позволялось только женщинам. Плутарх приводит две версии происхождения эпитета. По одной, он связан с названием места Palus Caprae («козье болото»), где проходило древнеримское собрание. По другой — с названием дерева смоковница (caprificus, букв. «козья фига»), с которого рабыня подала римлянам сигнал к атаке во время войны с латинами.
  • Ковелла («носящая свиную шкуру, щетину»), которой приносили в жертву свинью
  • Куритис — изображалась на боевой колеснице, в козьей шкуре, с щитом и копьём
  • Луцина (Люцина; Lucina — светлая) — покровительница рождения и замужних женщин (матрон).
  • Монета (Moneta — предупреждающая, советчица) — в её храме чеканились деньги, названные впоследствии «монетами».
  • Оссипага — дающая скелет зародышу.
  • Популона — воинственная богиня
  • Регина — «царица»
  • Румина — кормилица.
  • Сорория («сестринская»), подробней см. Горации и Куриации
  • Соспита (Сиспита) — «вспомоществующая», богиня-охранительница государства и его граждан, почиталась преимущественно в Ланувии, и изображалась с заменявшей шлем и панцирь козьей шкурой поверх одеяния матроны, со щитом и копьем (сохранилась статуя в Ватикане).
  • Тутела, Тутула, Тутола
  • Фульгура — мечущая молнии.
  • Цинксия (лат. Cinxia) — священное имя Юноны на римских свадьбах, так как первоначально заключившие брак были лат. cinguli — «опоясанные».

Миф о Латоне

Зачастую разные имена греческих и римских богинь настолько тесно переплетаются, что рождают путаницу даже в мифологических сюжетах. Так, греческую богиню материнской любви Лето часто путают с Латоной, хотя это в корне неверно.

Латона – богиня тайны, мрака, всего тайного и сокрытого от всеобщего обозрения. Она долго была любовницей Юпитера, пока Юнона все же не узнала их секрет и сбросила богиню на Землю, без права возвращения и всячески подстрекала обычных людей, чтобы те гнали ее отовсюду. Изможденная Латона забрела к пруду и решила искупаться, но злые люди попрыгали в воду вокруг нее, поднимая со дна ил, грязь и тину. В отчаянии богиня, будучи уже на сносях, воззвала к бывшему любовнику, и тот превратил группу жестоких людей в лягушек, таким образом заставив их вечно жить в мутной воде. В конце концов, Латона добралась до острова в Эгейском море, где и благополучно родила близнецов, детей Юпитера: Диану и Аполлона.

Представление[]

Как правило, она изображается в виде матери семейства с серьезным и величественным видом Королевы-воительницы, иногда со скипетром в руке и вуалью на голове: она также представлена с копьем в руке, а иногда с чашей, как на пожертвование: на некоторых изображениях у ее ног находятся павлины, а иногда она держит Палладиум. Гомер представлял ее на колеснице, украшенной драгоценными камнями, с колесами из черного дерева, серебряными гвоздями и лошадьми с золотыми вожжами, хотя чаще ее колесница запряжена павлинами, ее любимыми птицами. Наиболее очевидным и ярким характером Юноны являются описание Гомера и Вергилия, это хладнокровная и надменная женщина с неординарным умом. Оба эти поэта ведают нам, что Юпитер ее гораздо чаще ругает за ее интриги против героев, чем ласкает, у нас есть замечательный пример этого, в частности, в Энеиде, на совете богов.

Краткие выдержки из истории

Безусловно, своими корнями львиная доля таких редких имен уходит в прошлое, будь то известная и реально существовавшая личность, либо объект культа и поклонения. Происхождение имени Юнона связано с пантеоном римлян. Она считалась верховной богиней, супругой Юпитера, ответственной за жизнь, семью, материнство. Когда девочка вступала в репродуктивный возраст, она относила в храм свои игрушки, демонстрируя тем самым, что готова ко взрослой жизни. Значение имени Юнона для девочки имеет похожую трактовку: она покровительствует и ценит жизнь. Саму богиню нельзя назвать злой или хаотичной. Она олицетворяет спокойствие и женскую мудрость, которая порой проявляет себя в девушках лишь с возрастом. Ее прообразом выступает Гера из пантеона греков. Поскольку верования двух народов были схожи, а сами римляне нередко и вовсе присваивали себе тех или иных божеств от соседей.

Культ Юноны у римлян

Нередко Юноне приходилось расправляться с возлюбленными своего любвеобильного супруга. Несмотря на беспощадность и жестокий нрав, римляне не осуждали богиню, ведь она старалась быть образцовой женой для Юпитера.

Изначально почитание богини было распространено в ряде италийских городов, однако после завоевания их распространяется в самом Риме. Позднее богиня становится настолько популярной в народе, что обретает функции прочих небожительниц.

Вместе с Юпитером и Минервой Юнона составляла Капитолийскую триаду богов, которым был посвящён храм на Капитолии. А вот в святилище самой Юноны в 269 году до нашей эры был основан Монетный двор.

Каспар Давид Фридрих «Храм Юноны в Агрите», 1828 годМестонахождение: Музей в Оствале, Дортмунд, Германия

Именно в этом месте древние римляне выпускали серебряные динарии, которые были украшены изображением богини. Как считают историки, в ту пору появилось слово “монета”, которое вошло в обиход многих народов и связывалось с деньгами. Достаточно вспомнить английскую версию названия, “money”, что удивительным образом созвучно со словами из других языков.

В честь Юноны в Древнем Риме проводилось несколько праздников, основные торжества приходились на 1 марта и 7 июля. Однако и в другие дни возле храма богини всегда было многолюдно. Юнону просили о семейном счастье и исцелении от бесплодия. После успешных родов семьи приносили щедрые дары богине, что помогла появиться на свет малышу.

Гюстав Моро «Павлин жалуется Юноне», 1881 годМестонахождение: Национальный музей Гюстава Моро, Париж, Франция

Юнона была истинной любимицей римлян. Среди прочих богинь она занимала особое место, как и полагает царице небожителей. Когда античные времена и верования тех эпох ушли в прошлое, имя Юноны не было забыто. Богиня нередко вдохновляла скульпторов, художников, поэтов на создание произведений искусства. Суровая и прекрасная, жестокая и нежная Юнона даже в наши дни остаётся объектом интереса учёных и ценителей древних преданий.

Легенды о Нептуне

Как уже было сказано выше, Нептун часто попадал в передряги, из-за своего вздорного характера. Все это, конечно же, вылилось в список греческих легенд, которые впоследствии стали римскими.

Нептун и Юпитер

Однажды терпению Юноны окончательно пришел конец, после очередной выходки Юпитера и его постоянных измен. Юнона решила организовать бунт, к которому сразу же примкнул Нептун, падкий на различные заговоры, и Аполлон, который также был недоволен властью отца. Однако, заговор провалился, а виновники его понесли жестокое наказание.

Юнона была подвешена меж небом и землей на золотых цепях, а Нептун и Аполлон были сосланы в Трою, строить ее стены. Именно поэтому стены города считались неприступными, ибо строили их боги, и вложили в это дело немало сил.

Вопрос эксперту
Почему Лаомедонт отказался платить Нептуну и Аполлону?

Дело в том, что боги были посланы к стенам Трои, как обычные рабы, за попытку переворота. Лаомедонт был не обязан им платить, но чтобы боги усерднее работали, он пообещал им дары и жертвы. Впоследствии он не сдержал слово, за что его народ сильно поплатился…

В те годы Троей правил царь Лаомедонт, который славился своей скупостью. Несмотря на то, что Нептун и Аполлон обязаны были служить царю, последний клялся им, что заплатит им и принесет щедрые дары за помощь. Но когда ссылка закончилась и пришло время расплаты, Лаомедонт отказался отдавать богам обещанное. Тогда мстительный и жестокий Нептун разгневался на троянцев, создал огромное чудовище в виде змея и наслал его на Трою. Долгое время змей буйствовал на территории Трои, пока Лаомедонт не спросил совета у оракулов. Те сказали ему, что змей успокоится лишь только в том случае, если ему принести девушку в жертву.

С тех пор змей каждый год атаковал Трою и каждый год ему отдавали по одной девушке. Действительно, ужасной была кара Нептуна. Но так продолжалось до тех пор, пока жребий на жертву не пал на дочь Лаомедонта – Гесиону. В тот же день пустил Лаомедонт слух о великой награде, которая ожидает героя, который спасет Трою от нападок змея. На эту просьбу откликнулся Геркулес, в то время еще отбывавший наказание Эврисфея. Геркулес спас Гесиону, но Лаомедонт снова не сдержал слово и не отдал обещанной награды. Впоследствии, когда Геркулес освободился от «службы», он собрал огромное войско, убил Лаомедонта, сделав его наследником Приама. Того самого, сын которого (Парис) привел Трою к гибели…

Нептун и споры

После ссылки Нептун и Аполлон вернулись из ссылки. Была прощена и Юнона, но все они обязаны были дать клятву верности Юпитеру и пообещать, что больше никогда не попытаются его свергнуть. Нептун, как и все остальные, дали эту клятву, но это ничуть не усмирило его пылкий характер, и даже больше ужесточило его.

После этого произошел случай с Афинами. Чтобы между богами не было распрей, Юпитер сказал, что каждый из богов должен выбрать себе город, в котором ему будут поклоняться больше всего. Нептуну и Минерве понравился городок, вблизи моря, тогда еще не имевший названия. Рассудить богов должны были местные жители, но Нептун проиграл спор, ибо оливковое дерево Минервы пришлось по душе жителям города больше, чем источник воды Нептуна.

Разозленный Нептун удалился в свои владения, а жители Афин (ибо именно это название получил город), еще долгое время всячески его ублажали дарами и жертвами, дабы морской владыка позволил им безопасно выходить в море.

В последствии Нептун также спорил с Минервой о принадлежности Трезена, а с Аполлоном – о принадлежности Коринфа.

Праздник Минервы

Одним из основных праздников, посвящённых богине, были Квинкватрии. Торжество начиналось в конце марта, после чего продолжалось пять дней. На это время учащиеся освобождались от занятий. Если в эту пору велась война, необходимо было заключить соглашение о временном перемирии.

Народ спешил к храмам Минервы, где приносил богине бескровные жертвы (лепёшки, мёд, вино). Пожалуй, это был один из самых ярких и шумных праздников Рима, ведь все музыкальные инструменты также находились под покровительством Минервы, а потому музыканты могли поднести ей в дар своё искусство. Кульминацией праздника становились гладиаторские бои, что проводились в честь богини.

Питер Пауль Рубенс «Минерва, изгоняющая пороки»Картина находится в Королевском музее искусств Антверпена, Бельгия

Минерва – богиня, что значила для древних римлян очень много. Она воплощала в себе женскую мудрость и мужскую решимость, что превосходно сочетались в характере покровительницы ремесленников, воинов, музыкантов и врачей. Минерва была поистине “универсальной” богиней, что помогло её культу стать одним из основных в Древнем Риме.

Сколько прослужит «Юнона»

Интенсивное магнитное поле Юпитера разгоняет заряженные частицы, зачастую до околосветовых скоростей. Пояса радиации вокруг планеты — о которых задумались еще в 1959 году — достаточно мощные, чтобы уничтожить чувствительную электронику на борту «Юноны». Чтобы замедлить этот неизбежный процесс, инженеры заключили компьютер космического аппарата в 181-килограммовое титановое хранилище и окружили каждый его инструмент похожими щитами поменьше.

Но этого не хватит, чтобы защищать «Юнону» в течение неопределенного срока. Хотя орбита космического аппарата выстроена таким образом, чтобы избежать наиболее интенсивных полос излучения, команда ученых ожидает, что за время миссии электроника погибнет. JunoCam, например, спроектирована, чтобы пережить всего семь или восемь из 22 запланированных научных орбит.