Легенда о троянском коне. новые находки ученых археологов

Оглавление

Последствия разрушения Илиона

Только несколько человек из царской семьи троянцев остались в живых: Кассандра, Гелен, Андромаха, Навпрестиды, Асканий, Эней, Анхиз. Лаодика исчезла под землей, а Поликсена была принесена в жертву прямо на могиле Ахилла.

Менелай и Агамемнон вечером созвали всех солдат на собрание. Первый хотел немедленно вернуться в реальность — отплыть на родину. А второй настаивал на том, что нужно остаться и попросить прощения у Афины. Богиню разозлило поведение греческих воинов: Аякс совершил святотатство, он изнасиловал Кассандру. Половина солдат прониклась расположением духа Менелая и уплыла в Грецию. Вторая часть осталась в Трое.

Отличие от компьютерного вируса

В отличие от компьютерного вируса , у троянского коня отсутствует возможность самостоятельного распространения. Если вызывается файловый вирус, он воспроизводится, проникая в другие файлы. Таким образом, файл, зараженный вирусом, состоит из двух компонентов: хост-файла (любой программы) и прикрепленного к нему вируса .

Поскольку основная программа заражена, она содержит скрытый компонент, который незаметно загружает вирус в систему при запуске программы. Это означает, что хост-файл (но не вирус) удовлетворяет всем условиям, чтобы его можно было классифицировать как троянский конь. Строго говоря, каждый файл, зараженный вирусом, является троянским конем. С другой стороны, определение вируса включает только размножающийся вирусный код и его вредоносную программу, но не зараженный файл, в котором находится вирус.

Это точное различие редко проводится в профессиональном мире. Классифицируемую программу обычно называют троянским конем, если она была расширена для включения вредоносного компонента не случайно вирусом, а ее разработчиком или с помощью какого-либо инструмента. Это означает, что использование языка лишь частично соответствует определению, которое было широко распространено параллельно.

Троянский конь как средство распространения вирусов

Если это задумал программист секретной части программы, троянские кони также могут использоваться для распространения вирусов. Например, троянская программа, замаскированная под игру, может использовать вредоносную программу, например Б. Макровирусы прикрепляются к офисным файлам во время работы игры. Троянский конь больше не понадобится в зараженной системе, поскольку вирус теперь может распространяться автоматически при открытии одного из зараженных файлов. Троянский конь просто пронес вирус в систему.

Программы со связанными троянами и вирусами

Трудно отличить троянский конь от вируса, если, например, вредоносная программа копирует троянского коня в дополнение к своей другой функции. Таким образом, он может незаметно попасть на другие носители данных. Поскольку собственный программный код тайно воспроизводится, программа удовлетворяет всем условиям, чтобы быть классифицированной как вирус. Следовательно, такой файл представляет собой троянский конь и вирус, объединенные в одну программу.

Варианты защиты

Единственная эффективная защита от троянских коней — не использовать программы из неизвестных или небезопасных источников. Как и все вредоносные программы, поставщики программ или услуг, находящихся на грани законности, должны быть классифицированы как особо опасные. Это не абсолютная защита, потому что даже коммерческое программное обеспечение в некоторых случаях было заражено вредоносным ПО. Это затронуло многие диски с драйверами с вирусом Микеланджело в 1991 году или диски IBM с вирусом Quandary в 1996 году. В 1999 году компьютеры IBM были заражены вирусом CIH, а в 2017 году в заголовках газет попала чешская компания-разработчик программного обеспечения Avast. Avast наиболее известен как производитель антивирусного программного обеспечения, но он случайно предложил версию программы CCleaner, зараженную шпионским ПО, для загрузки в течение месяца. CCleaner был классическим определением троянского коня.

Помимо компьютерных вирусов , многие антивирусные программы также обнаруживают другие вредоносные программы, в том числе большое количество известных троянских коней. Однако их уровень признания не претендует на полноту. Если троянский конь обнаружен до того, как пользователь запустит его, защитный механизм достаточно эффективен, в то время как троянские кони, которые уже были запущены, могут быть надежно удалены из системы только антивирусным программным обеспечением в ограниченной степени. То же самое относится к вредоносному ПО, которое могло быть установлено троянским конем. Многочисленные троянские кони также успешно деактивируют антивирусное программное обеспечение или манипулируют системой таким образом, что программа больше не может их обнаруживать. Еще одна проблема возникла примерно в 2005 году в связи с так называемыми грубыми программами, особой формой вредоносного ПО, которое выдает себя за антивирусный сканер. В худшем случае невежественные пользователи, которые хотят удалить вредоносное ПО, установят только его больше.

Персональные брандмауэры или другие программы для мониторинга сети не защищают от установки троянского коня, но при определенных обстоятельствах могут привлечь внимание к несанкционированному сетевому обмену данными после заражения. Некоторые персональные брандмауэры также предлагают мониторинг записей запуска системы в качестве дополнительной защиты, которая предоставляет пользователю указание на установку трояна, хотя программное обеспечение брандмауэра также может быть деактивировано многочисленными троянскими конями и часто его можно перехитрить.. В качестве нового способа защиты от троянских коней и компьютерных вирусов в целом можно увидеть усилия Trusted Computing Group (TCG), которые позволяют запускать неконтролируемые, т.е

ЧАС. ненадежное программное обеспечение, хочет сделать его технически предотвратимым или пытается изолировать вызовы функций проверенного и непроверенного программного обеспечения друг от друга. Тем не менее, остается принять во внимание, что из-за принципа троянских коней, чтобы использовать человеческое доверие или неопытность, таким техническим способом можно только смещать доверие, созданное во время установки программного обеспечения, на другой объект.

В качестве нового способа защиты от троянских коней и компьютерных вирусов в целом можно увидеть усилия Trusted Computing Group (TCG), которые позволяют запускать неконтролируемые, т.е. ЧАС. ненадежное программное обеспечение, хочет сделать его технически предотвратимым или пытается изолировать вызовы функций проверенного и непроверенного программного обеспечения друг от друга

Тем не менее, остается принять во внимание, что из-за принципа троянских коней, чтобы использовать человеческое доверие или неопытность, таким техническим способом можно только смещать доверие, созданное во время установки программного обеспечения, на другой объект.

Если обнаружен уже установленный троянский конь, рекомендуется очистить систему путем записи последнего «чистого» образа жесткого диска ( Образ может) сделать как программный продукт (например, как антивирусные сканеры), эту задачу только частично надежно делаю.

Существует тестовый файл, известный как EICAR, который вы можете загрузить, чтобы увидеть, насколько детализирована антивирусная программа. Файл может быть запакован как .exe , .txt , .zip и .zip в файл .zip . Код этого тестового вируса: X5O! P% @ AP [4 \ PZX54 (P ^) 7CC) 7} $ EICAR-STANDARD-ANTIVIRUS-TEST-FILE! $ H + H *, где один разделен символом » $ «символ. Частично это просто комментарий, остальное — признак вредоносного кода.

Троянский конь — символ рождения и смерти

Возможно, что троянский конь несет в себе более глубокий смысл, ведь за годы войны под стенами Трои гибнет большая часть героев, и ахейцы, и троянцы. А те, кто выживают в войне, погибают по дороге домой. Одни как царь Агамемнон, дома найдут смерть от рук близких, другие будут изгнаны и проведут жизнь в скитаниях.

По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Символически конь связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая, что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе размещаются вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего то нового.


Символ троянского коня несет в себе глубокий смысл

И действительно примерно в то же самое время случилось еще одно важное событие, одно из самых больших переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью искоренил древнюю микенскую цивилизацию

Лишь спустя несколько столетий Греция возродиться и только тогда можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом, а многие государства перестанут существовать.

Последние археологические экспедиции пока еще не позволяют полностью восстановить сценарий Троянской войны. Однако их результаты не исключают возможности, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии выступающая препонам для обретения власти греками над этим регионом.

Остается надеяться, что истинная история Троянской войны все же будет когда-нибудь написана, а вместе с ней раскрыта история троянского коня.

Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Легенда о троянском коне

Воины низшей иерархии были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воителями Трои.

Из описаний Гомера можно представить обстановку, в которой проходило единоборство.

Происходило это так

Противники располагались недалеко друг от друга. Боевые колесницы выстраивались в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность.

Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавали новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.

За боевыми колесницами, прикрываясь «выпуклобляшными» щитами, строились пешие воины, вооруженные копьями с медными наконечниками.

Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет «густыми фалангами». Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, «чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле».

Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих».

Первые удары пехота наносила копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, но стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.

Неудивительно, что в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое часто отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались.

Маневр на поле боя еще не применялся, однако уже появились зачатки организации взаимодействия боевых колесниц и пеших воинов.

Бойтесь данайцев, дары приносящих

Каноническая история о взятии малоазийского города была сформирована в эпоху Гомера. Хотя его поэмы прямо не рассказывают о последних днях Трои, в тексте есть много ссылок на эти события. Рассказ о падении Илиона он вкладывает в уста Менелая и певца Демодока. Согласно Гомеру, создателем Троянского коня был герой Эпей (Эпеос). Одиссей же спас греков уже в самом городе. Так, когда творение Эпея стояло в святилище, Елена пришла туда и стала звать спрятавшихся внутри коня героев голосами их жён. Один из них едва не ответил ей, но Одиссей успел зажать ему рот.

Царь Итаки отличился ещё и тем, что вместе с другим героем Диомедом выкрал из святилища Афины реликвию Палладий. Заменой должен был стать троянский конь.

Поэма «Падение Илиона», согласно «Хрестоматии» философа Прокла, излагает сюжет о Троянском коне, известный и популяризированный другими авторами. Здесь появляются Синон и Лаокоон, чьи имена неразрывно связаны с историей о взятии Трои.

Жители Трои спорили, что сделать с находкой — уничтожить или посвятить в храм Афины. После споров они решили посвятить его в храм и начали пир. Боги послали морских змеев, которые убили жреца Лаокоона и его сыновей. У Вергилия Лаокоон произнес знаменитые слова о данайцах, дары приносящих, и метнул в коня копьё. После этого его и сыновей растерзали змеи.

Одновременно с конём троянцы нашли греческого юношу Синона. Он рассказал им, что был другом героя Паламеда, которого ранее казнили по наущению Одиссея. Царь Итаки затаил на юношу злобу. Позднее, когда грекам для благополучного возвращения домой придётся принести в жертву человека, именно Одиссей предложит положить на алтарь Синона. Юноше удалось сбежать. Эта трагическая история была, скорее всего, вымыслом самого Одиссея. Согласно мифам, Синон был кузеном царя Итаки, а они оба — внуками признанного хитреца Автолика.


Разграбление Трои на пифосе с Миконоса. (Wikimedia.Commons)

В позднем «Дневнике Троянской войны» Диктиса Критского создателем Троянского коня называется Эпей. Он построил деревянного коня и поставил его на колёса. Сооружение было представлено троянцам как дар для Афины. Жители Илиона радостно ввезли коня в город, для чего пришлось разрушить часть крепостной стены. После этого греки отплыли, но ночью вернулись и ворвались в город, жители которого уже не ждали нового нападения.

Сюжеты с деревянным конем можно найти в античном изобразительном искусстве. Например, на фибуле 8 века до н. э. изображены лошадиные копыта, к которым прикреплены колёса. Деревянный конь и взятие Трои изображены на пифосе с острова Миконос, созданном в 7 столетии до н. э.

Поэмы Гомера: рождение легенды

События Троянской войны привлекали внимание поэтов, драматургов и собирателей мифов времён Античности. Авторы повторяли старые сюжеты и придумывали новые

Раз за разом они обращались к популярным образам — неукротимому воину Ахиллесу, благородному Гектору и мастеру хитростей Одиссею. Одна из самых популярных историй о войне против Трои — взятие города с помощью деревянного коня.

Образ хитреца Одиссея стал так известен, что идею с деревянным конём стали приписывать ему. На самом деле, в легендах Троянского цикла автором трюка предстаёт другой герой. Но других заслуг царя Итаки при взятии города это, конечно, не отменяет.


Синон и троянцы. Миниатюра из манускрипта 5 века н. э. (Wikimedia.Commons)

О падении Трои повествовали две утраченные поэмы «Малая Илиада» и «Падение Илиона». Сохранились рассказы о событии и в более поздних сочинениях — «Мифах» Гигина, «Мифологической библиотеке» Псевдо-Аполлодора, «Александре» Ликофрона, «После Гомера» Квинта Смирнского и, конечно же, «Энеиде» Вергилия. Расхождения чаще всего касаются деталей и количества участников осады.

В «Малой Илиаде» говорилось, что создателем деревянного коня был мастер Эпей. Большинство авторов сходилось в том, что идею подсказала Афина. Квинт Смирнский приписывает авторство идеи Одиссею, Эпея же называет исполнителем.

Эпей не был в числе сильнейших греческих героев. Он имел репутацию хорошего кулачного бойца, искусного ремесленника, но при этом был презираем за трусость. По легенде, после Троянской войны герой-ремесленник основал в Италии город Метапонт. Ещё в Римскую эпоху в храме Метапонта показывали железные орудия, которыми основатель города якобы строил Троянского коня.


Троянский конь на пифосе с Миконоса. (Wikimedia.Commons)

Мужчины на лошади

Тридцать лучших воинов ахейцев спрятались в утробе троянского коня, а двое шпионов — в его пасти. Другие источники приводят другие цифры: The Bibliotheca 50; Tzetzes 23; Квинт Смирней называет имена 30, но говорит, что их было больше. В поздней традиции число было стандартизировано и составляло 40. Их имена следуют:

Список ахейцев в троянском коне
Имена Источники
Quintus Hyginus Трифиодор Tzetzes
Одиссей (лидер)
Акамас
Агапенор
Аякс Младший
Амфидама
Антиклюс
Антимах
Антифаты
Calchas
Cyanippus
Демофон
Диомед
Эхион
Эпей
Eumelus
Euryalus
Eurydamas
Евримах
Эврипил
Ialmenus
Идоменей
Ифидама
Леонтеус
Махаон
Meges
Менелай
Менестей
Мерионес
Неоптолем
Пенелеос
Филоктет
Подалирий
Полипоеты
Сфенел
Teucer
Thalpius
Терсандер
Тоас
Thrasymedes
Число 30 9 23 23

Осада города

Услышав ответ, ахейцы разбили укрепленный лагерь у стен Трои. Но город не был взят в кольцо, и осада могла продолжаться долго. Жители Трои выходили за его стены за водой и пропитанием, зато перед ахейцами остро встал продовольственный вопрос.

Чтобы решить его, греки стали грабить местных жителей, чем настроили против себя все население Троады. Так, царь Эней, правитель близлежащего города Дардан, сохранял нейтралитет, но отряд ахейцев захватил его стадо и погнал в лагерь. Эней с соратниками напал на мародеров и вступил в схватку с их предводителем Диомедом. Лишь покровительство богов спасло его от неминуемой смерти. После этого Эней укрылся в стенах Трои и стал одним из самых отважных его защитников.

Кроме него, на помощь Трое пришли другие племена и герои. В рядах защитников сражались следующие союзники :

  • ликияне;
  • мизийцы;
  • пафлагоняне;
  • лидяне;
  • фригийцы;
  • пеонийцы;
  • фракийцы.

Гомер рассказывает, сколько длилась Троянская война. Стычки между греками и жителями Малой Азии продолжались в течение 9 лет. Особенно в них отличился быстроногий Ахиллес. Он совершал набеги на окрестные селения и брал много добычи. Гомер писал, что он разрушил 12 городов возле Трои и 11 вдали от нее. Ахилл убил отца и братьев Андромахи, жены Гектора.

Но все попытки взять Трою окончились неудачей. Трижды греки ходили на приступ городских стен, и трижды были отброшены назад. Между тем корабли ахейцев начали уже гнить. Многие вожди требовали прекратить войну и возвратиться домой.

Конструкция[править]

Греки были отличными кораблестроителями, поэтому чисто теоретически, они действительно могли бы из досок и бревен сконструировать большого полого коня. В разных мифах говорится о разном количестве воинов, сидящих в нем: поэт Сакад Аргосский говорил всего о 9 воинах, и даже перечислял их имена (Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем), Цецилий Стаций сообщал о 23 воинах, Стесихор говорил о 100. В некоторых источниках дается среднее число в 50 воинов, а в «Малой Илиаде» вообще упоминается число 3000, что очевидно является огромным преувеличением. Наиболее реалистично выглядит, что внутри такой конструкции могло поместится от 9 до 50 воинов. Если исходить из расчёта, что один воин занимает 2 м² пространства, то в среднем 30 воинов, сидя в два яруса, могли поместится в конструкцию высотой не менее 10 м. Если исходить из того, что в коне было только 9 воинов, то они вполне могли поместится в конструкцию высотой 4 метра. Гомер указывает, что троянский конь был высотой в 6 — 7 м, а шириной около 3 м. Дверка, через которую воины попадали внутрь или покидали троянского коня, была расположена в животе (реже на иллюстрациях её показывают выше и даже почти на спине). Также внутри деревянной конструкции должны были заготовлены веревки или даже веревочные лестницы, с помощью которых воины могли безопасно спустится с большой высоты.

10-метровый деревянный конь по приблизительным подсчетам должен был весить 30 тонн, и в таком случае для его транспортировки было необходимо порядка 40 человек. В связи с этим выглядит странно, как троянцы транспортировали огромного деревянного коня по пересеченной местности и форсировали реку Скамандер, ведь первоначально ахейцы оставили его на расстоянии в 8 км от Трои. Это могло занять больше суток и спутать первоначальный план ахейцев сотходом и неожиданным возвращением флота. Из текста мифа известно, что копьё пробивало одну стенку коня насквозь, также очевидно, что данная конструкция была легковоспламеняемой.

Интересно, что практически не сохранилось античных изображений троянского коня, первые визуальные образы в большом количестве встречаются уже в средневековье, когда его рисовали как большого живого коня с дверкой в животе. Некоторые такие миниатюры выглядят очень комично, поскольку на них показано, как в живого коня с недоумевающим выражением морды лезут люди в средневековых доспехах. В XX веке началось переосмысление этого образа, троянского коня стали изображать более условно, как некую не особо аккуратную конструкцию из досок и бревен, которые соединены вместе в форме лошади. Это была попытка приблизится к реализму, поскольку казалось, что греки если и могли построить огромную деревянную скульптуру лошади, то она обязательно должна была выглядеть неопрятно, сделанной наспех, а не быть красивой копией живой лошади, подобно античным скульптурам.

И тогда хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…

Долго, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей изложил свой авантюрный план, согласно которому надо было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве должны поместиться самые искусные и смелые воины.

Все же остальное войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос. Как только троянцы увидят, что ахейцы покинули побережье, они подумают, что осада Трои снята. Троянцы наверняка затащат деревянного коня в Трою.

Ночью ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота. И тогда – последний штурм ненавистного города!

Три дня стучали топоры в старательно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа.

Утром четвертого дня троянцы с удивлением обнаружили ахейский лагерь пустым. В морской дымке таяли паруса ахейских кораблей, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, стоял огромный деревянный конь.

Ликующие троянцы вышли из города и с любопытством бродили по опустевшему берегу

Они с удивлением окружили огромного деревянного коня, возвышавшегося над кущами прибрежных ракит. Кто-то советовал бросить коня в море, кто-то – сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затащить его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.

В разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» – вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня.

Задрожало вонзившееся копье, и послышался из конского чрева еле слышимый медный звон.

Но Лаокоона никто не слушал

Все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, стоявшему в окружении придворной знати рядом с деревянным конем

Пленник назвался Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам – это было условием благополучного возвращения домой.

Синон убедил троянцев, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня.

А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота…

Как только Синон произнес эти слова, со стороны моря раздался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В одно мгновение несчастные испустили дух.

Теперь уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А посему надо поскорее установить этого деревянного коня рядом с храмом Афины.

Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы конь прошел в Скейские ворота, троянцам пришлось разобрать часть крепостной стены. Коня поставили на обусловленном месте.

Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно возвратилось обратно и теперь захватило город.

Пророчество жреца Лаокоона

Местный жрец из храма Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями вскричал:

Выхватил копье из рук ближайшего война, и метнул в брюхо троянского коня

Однако Лаокоона никто не слушал, так как все внимание толпы уже было приковано к юноше, который вел пленного ахейца. Подойдя к царю Приаму пленника заставили назваться

Тот сказал, что зовут его Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам – это было условием благополучного возвращения домой.

Пленник убедил троянский народ, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота…

Стоило пленнику рассказать все вышеописанное царю как, со стороны моря раздался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и влажных тел и утащили их в морские пучины. Видя это, уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А значит надо поскорее установить деревянного коня рядом с храмом Афины.


Макет статуи Афины в городе Парфеноне, Греция

Разобрав часть крепостных ворот, троянцы втащили коня в город и стали праздновать. Воины находящиеся внутри троянского коня дождались глубокой ночи и отрыли ворота города. Греческая армия, получив сигнал Синона вернулось, и с легкостью захватила город. В итоге Троя была разграблена и уничтожена.

Так как «Илиада» Гомера полна вымысла и метафор, то сегодня троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города. Одни историки считают, что возможно троянским конем была башня на колесах, сделанная в форме коня и оббитая конскими шкурами.  

Другие предполагают, что греки проникли в город по подземному ходу, на дверях которых был изображен конь, а кто-то говорит, что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников…

Начало битвы

Греческое войско добралось до Азии, по ошибке оно высадилось в стране Телефа. В первой битве он убил Ферсандра, но его ранил Ахилл. После этого армия снова оказалась в Авлиде и опять отправились в Трою. Греки сразу захватили Тенедос, Ахилл убил его владельца — Тенеса. А во время жертвоприношения Филоктета укусила ядовитая змея, поэтому войско его оставило.

Ахилл уничтожил троадского царя Кикна, который присоединился к троянцам. А Протесилая убил Гектор. Одиссей и Менелай перед осадой Трои отправились в лагерь врагом для примирения. Они просили выдать Елену и разойтись с миром. Но троянцы отказались, хотя их было меньше греков. Ахилл разозлился и убил Полидора, Троила, захватил в плен Ликаона.

Но греки не могут захватить хорошо укрепленный город, на башнях который расположились ловкие стрелки. Войско опустошало окрестные государства, осуществляют походы на соседние города для добычи еды. У Ахилла получилось захватить Лесбос, к нему в плен попали прекрасные девушки Хрисеида, Текмесса и Брисеида. Паламеду решить проблему с питанием помог Энотроф, но его обманул и убил Одиссей.

Мифы и легенды о Троянской войне

Суд Париса

Суд Париса – Картина Питера Пауля Рубенса (1638 г.)

Мифы рассказывают, что богиня раздора Эрида не была приглашена на свадьбу нимфы Фетиды с Пелеем. После чего она решила отомстить, явилась на пир незваной и бросила на стол золотое яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей». Три богини – Афродита, Гера и Афина – тут же затеяли спор, кому оно должно достаться, и на роль судьи пригласили троянского царевича Париса. Гера обещала сделать его повелителем всей Азии, Афина посулила красоту, мудрость и победы во всех битвах, а Афродита — любовь самой прекрасной женщины – Елены, жены царя СпартыМенелая. Парис отдал яблоко Афродите. А потом похитил Елену и увез ее в Трою.

Похищение Елены

Похищение Елены Парисом – Картина Г. Гамильтона, 1784 г.

После похищения Елены, греческие цари, союзники Менелая, по его зову собрали армию из 10 тыс. воинов и флот из 1178 кораблей и пошли походом на Трою. Главнокомандующим стал царь Микен Агамемнон. Осада Трои, у которой было немало союзников, длилась десять лет. В сражениях погибли греческий герой Ахилл, троянский царевич Гектор и многие другие. Наконец хитроумный царь Итаки Одиссей предложил план захвата города. Греки соорудили пустотелого деревянного коня и, оставив его на берегу, сделали вид, что отплыли. Троянцы возликовали и втащили коня, в котором спрятались греческие воины. Ночью греки вылезли и открыли ворота своим соратникам, которые на самом деле находились за ближайшим мысом. Троя была разрушена и сожжена. Менелай вернул Елену и увез ее на родину.Подробнее о истории Трои >>>

Фактические объяснения

Финикийский корабль под названием гиппопотам из ассирийского города Хорсабад, 8 век до н.э.

Было предположение, что троянский конь мог быть тараном или другим видом осадной машины, напоминающей до некоторой степени лошадь, и что описание использования этого устройства было затем преобразовано в миф более поздними устными историками, которые не присутствовали на битве и не знали о значении имени. Затем ассирийцы использовали осадные машины с именами животных, которые часто были покрыты влажной шкурой лошади для защиты от пылающих стрел; не исключено, что троянский конь был таким. Павсаний , живший во II веке нашей эры, написал в своей книге « Описание Греции» : «То, что работа Эпия была изобретением, направленным на пролом в троянской стене, известно каждому, кто не приписывает фригийцам крайнюю глупость »; под фригийцами он имел в виду троянцев.

Некоторые авторы предположили, что подарком мог быть также корабль, внутри которого были спрятаны воины. Было отмечено, что термины, используемые для посадки людей в коня, используются древнегреческими авторами для описания посадки людей на корабль, и что существуют аналогии между постройкой кораблей Парижем в начале троянской саги и построение коня в конце; корабли когда-то в «Одиссее» назывались «морскими коньками». Эта точка зрения недавно получила поддержку военно-морской археологии: древние тексты и изображения показывают, что тип финикийского торгового корабля, украшенный головой лошади, которую греки называли бегемотами ( « лошадь »), стал очень распространенным в районе Леванта примерно в начале I века. тысячелетие до нашей эры и использовался для торговли драгоценными металлами, а иногда и для выплаты дани после окончания войны. Это вызвало предположение, что первоначальная история рассматривала греческих солдат, прячущихся внутри корпуса такого судна, возможно, замаскированных под дань, и что этот термин позже был неправильно истолкован в устной передаче истории, происхождение мифа о троянском коне. .

Корабли с изображением конской головы, возможно, культовые корабли, также представлены в артефактах минойской / микенской эпохи; изображение на печати, найденной в Кносском дворце, датируемое примерно 1200 г. до н.э., на котором изображен корабль с гребцами и наложенная на него фигура лошади, первоначально интерпретировавшаяся как изображение конного транспорта по морю, на самом деле может быть связано с этим типом судов. , и даже считаться первым (до литературным) изображением эпизода с троянским конем.

Более спекулятивная теория, первоначально предложенная Фрицем Шахермейром , утверждает, что Троянский конь — это метафора разрушительного землетрясения, которое повредило стены Трои и позволило грекам войти внутрь. В его теории лошадь представляет Посейдона , который, будучи богом моря, был также богом лошадей и землетрясений. Теория подтверждается тем фактом, что археологические раскопки показали, что была сильно повреждена в результате землетрясения, но ее трудно согласовать с .

Факты «Илиады» преувеличены

В «Илиаде» сообщается, что освободить похищенную Елену отправилась армия греков, во главе с микенским царем Агамемноном – братом Менелая. Переговоры о добровольном освобождении похищенной ничем не закончились и тогда греки начали длительную осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера – на стороне греков, Артемида, Афродита, Арес и Аполлон  – на стороне троянцев. Троянцев было в десять раз меньше, однако Троя оставалась неприступной.

Так как самым подробным источником, рассказывающим о той войне, считается поэма Гомера «Илиада», обратимся к ней, хотя греческий историк Фукидид говорил, что в этом произведение значение войны значительно преувеличены, а многие факты искажены, поэтому к достоверности событий в «Илиаде» стоит относиться весьма осторожно. Гомер — известный древнегреческий поэт-сказитель, написавший эпос «Илиада»


Гомер — известный древнегреческий поэт-сказитель, написавший эпос «Илиада»

Согласно «Илиаде» город Троя располагался в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Скорее всего, троянцы мешали торговле греков, что и заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, на стороне которой находились многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы. Но мощные оборонительные стены Трои оставались неприступными.

Видя, что военные действия зашли в тупик хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…

Длительное время в тайне о то всех Одиссей беседовал с Эпеем самым искусным плотником в ахейском лагере, а к вечеру собрав всех вождей, представил свой коварный план. Согласно плану нужно было соорудить большого деревянного коня, внутри которого мог бы поместиться с десяток самых смелых и искусных воинов. Остальное войско должно было сесть на корабли и отойти от троянского берега, а затем укрыться за островом Тендос.

Как только троянцы поймут, что враг покинул побережье, они решат, что осада города закончилась, и захотят затащить деревянного коня в город. Под покровом ночи ахейские корабли вернуться, а войны, спрятавшиеся внутри коня, выйдут наружу и откроют крепостные ворота и тогда город падет.

Три дня потребовалось ахейским плотникам, чтобы претворить замысел в жизнь. На четвертый день троянцы обнаружили, что лагерь врага пуст, за горизонтом исчезают паруса неприятельских кораблей, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, стоит огромный деревянный конь.


Утром троянцы с удивлением обнаружили, что флот греков неожиданно покинул берег

Обрадовавшись, троянцы тут же обступили чудного коня и стали решать, что с ним делать. Одни говорили, что его надо утопить в море, другие предлагали сжечь, но многие хотели затащить его в город и оставить на главной площади Трои как символ окончания кровавой войны.