Оружие второй мировой: торпедные катера

Оглавление

Большой флот

Испанская междоусобица со всей наглядностью показала необходимость для Страны Советов иметь полноценный и мощный военно-морской флот. К тому времени успехи индустриализации (первая и начавшаяся вторая пятилетки) дали возможность развернуть массовое строительство боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов по проектам, как полностью оригинальных (например, линкоры типа «Советский Союз», тяжелые крейсеры типа «Кронштадт» и легкие типа «Чапаев»), так и переработанных немецких (подводные лодки типа «С»). Были предприняты также попытки купить корабли за границей. В итоге в состав Черноморского флота буквально перед Великой Отечественной войной вошел самый скоростной боевой корабль РККФ — лидер эсминцев «Ташкент», а в Германии для Краснознаменного Балтийского флота был приобретен недостроенный тяжелый крейсер «Таллин».

Испанский крейсер «Канарис». Ок. 1969. Боевой корабль, однотипный «Балеаресу», в бою у мыса Палос получил повреждения от одного торпедного попадания с республиканского эсминца

Программа строительства морского и океанского флота, принятая в 1937 г., предполагала, что к 1 января 1947 г. ВМФ пополнится целым рядом военных кораблей.

Совершенно очевидно, что в случае успеха реализации этой программы РККФ вышел бы если не на первое, то на второе место в мире. Однако к 22 июня 1941 г. в СССР было заложено лишь 3 линкора, 2 тяжелых и 14 легких крейсеров, 2 лидера эсминцев и 28 эсминцев уже нового проекта 30, а также сторожевые корабли, подводные лодки и др. Из всех этих кораблей только эсминец «Огневой» в мае 1945 г. вошел в состав Черноморского флота, а 5 легких крейсеров и 11 эсминцев довоенной закладки были достроены лишь после войны и по откорректированным проектам.

В боях и походах Великой Отечественной войны. 1941—1945 гг.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала для советского флота тяжелейшим испытанием. Крайне ярко проявились как сильные, так и слабые стороны его кораблей и катеров, моряков и командиров, организации, системы базирования и пр. Все воевавшие флоты с честью выполнили свои задачи, и награждение их в 1965 г. орденами Красного Знамени стало вполне заслуженным. Об участии советского флота в самом масштабном военном столкновении в истории человечества написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов. Потому мы ограничимся лишь кратким обзором этой многогранной и заслуживающей не одной сотни страниц темы.

Боевое применение

Несмотря на строительство и поставки крупных килевых катеров, основой советского москитного флота до конца войны остались прибрежные глиссеры. В том числе и торпедные катера «Комсомолец». Война и показала, что воззрения на боевое могущество торпедных катеров оказались излишне оптимистичными. Это не означало, что они оказались бесполезны, наоборот – «Комсомольцы» и их аналоги активно использовались на вспомогательных ролях.

В своих боевых выходах торпедные катера поначалу применяли тактику «свободного поиска», в рамках которой бороздили указанные районы, пока не выходили на корабли противника.

Постепенно, ради того, чтобы не перегружать суда дополнительным горючим, лишая маневренности, моряки стали переходить к тактике засад, поджидая конвои у подходов к их базе (чаще всего так делали на Северном Флоте). В случае «Комсомольцев» область применения засадной тактики ограничивалась небольшим запасом хода, не позволяющим осуществлять переходы к отдалённым базам.

Но самый яркий эпизод боевой карьеры катеров проекта 123 связан с использованием тактики набега. Весной 1945 года два «Комсомольца», пользуясь данными авиаразведки, скрытно подошли к Хельской косе, где обнаружили эскадренный миноносец Z-34. Поразив цель 2 торпедами, «Комсомольцы» ушли под прикрытием дымовой завесы. Попадание вывело из строя турбины эсминца и лишило корабль электроэнергии. На следующий день Z-34 на буксире увели на ремонт.

Другой известный случай – атака тремя «Комсомольцами» конвоя в бухте Данцига. Торпедами удалось поразить 2 вооружённые артиллерией десантные баржи. Повреждённый в ходе атаки катер ТК-135 эвакуировали, взяв на буксир. Вообще завоевание советской авиацией господства в воздухе повысило эффективность москитного флота, обеспечив возможность совместных налётов катеров и торпедоносцев.

Вероятно, что китайские катера использовались в ходе конфликта коммунистического Китая с Тайванем. Кроме того, китайцы сами освоили выпуск катеров «P 4» аналогичной конструкции, которые использовались ВМФ НОАК до 90-х годов. КНР, в свою очередь, тоже поставляла «P 4» возможным союзникам, например – в Северный Вьетнам.

Торпедные катера «Комсомолец» применялись в боевых действиях на Черном море и на Балтике на заключительном этапе Великой Отечественной войны. В послевоенный период, в 50—е годы часть торпедных катеров этого типа была передана Китайской Народной Республике. В составе военно-морских сил НОАК торпедные катера применялись во время вьетнамо-китайского вооруженного конфликта в Южно-Китайском море. Небольшое количество катеров «Комсомолец» было передано дружественным СССР политическим режимам.

Послесловие

Таким образом, несмотря на определенные недостатки, в целом германские торпедные катера не только соответствовали предъявляемым требованиям, но и по праву считались одними из лучших представителей своего класса времен Второй мировой войны. В войне торпедные катера потопили корабли противника общим водоизмещением почти 1 000 000 тонн. Их оружием были мины и торпеды. Шнелльботы потопили 109 транспортов (общим водоизмещением 232 809 т), а также 11 эсминцев, 22 траулера, подводную лодку, 12 десантных кораблей и ряд судов других классов. (Прим. В разных источниках цифры разнятся.) В боевых действиях участвовало 220 катеров, составляющие семь флотилий. 149 (Др. источник 112) торпедных катеров были затоплены противником или экипажами. «Морские ассы» – так называли немецкие торпедные катера за изображения тузов на тактических символах. Они действовали храбро, не безрассудно и не принося бессмысленных жертв. Британский историк Питер Смит, известный своими исследованиями боевых действий в Ла-Манше и южной части Северного моря, написал о шнелльботах, что

Последние недели войны торпедные катера принимали участие в организованной эвакуации, которая была главной задачей флота на тот период. Она заключалась в доставке домой беженцев. За один рейс торпедный катер мог перевезти до 110 пассажиров. В последние дни войны катера спасли около 15 000 человек на Балтийском море. Их последним заданием стало не уничтожение, а спасение человеческих жизней.

Сдача британским войскам, Портсмут 1945

Послевоенная жизнь «шнелльботов» была весьма непродолжительной. Их примерно поровну поделили между державами-победительницами. Подавляющее большинство из 32 «шнелльботов», доставшихся Великобритании, было сдано на слом либо затоплено в Северном море в течение двух лет после окончания войны. Расчетливые американцы выставили 26 своих катеров на продажу и даже сумели извлечь из этого выгоду, «сплавив» их флотам Норвегии и Дании. Полученные СССР по репарациям «шнелльботы» (29 единиц) совсем недолго находились в боевом составе ВМФ — сказалось отсутствие запасных частей, да и сами корпуса были сильно изношены; 12 из них попали в КБФ, где прослужили до февраля 1948 года. Остальные перешли на Север, где 8 катеров были списаны, не пробыв в строю и года. Продлить жизнь остальных до июня 1952 года удалось, использовав механизмы с исключенных «шнелльботов». Экономные датчане дотянули эксплуатацию своих трофеев до 1966 года. Часть катеров они перекупили у Норвегии; всего их в датском флоте насчитывалось 19 единиц. Во флоте ФРГ осталось лишь два «шнелльбота» — бывшие S-116 и S-130. Они использовались в качестве опытовых судов и к 1965 году были сданы на слом. До наших дней не дожило ни одного немецкого торпедного катера периода Второй мировой войны. Единственными экспонатами, связанными со «шнелльботами», были два дизеля МВ-501, снятые с S-116 и находившиеся в Техническом музее в Мюнхене. Но и они погибли во время пожара в апреле 1983 года.

* * *

Небольшое волнение на море то скрывает, то показывает небольшой объект вдали. Морось липкими каплями оседает на окулярах, а тёмные волны шумно бьются о корпус. Пасмурная погода портит видимость и так мрачного вечера.

«Кит», – подумал он, даже скорее надеялся.

Это была последняя мысль юного моряка, взрыв оглушил мрачную тишину. Эсминец разорвало пополам, обе половины, накренившись вертикально к небу, пошли ко дну, словно протягивая руки к небу и моля о помощи. Наконец судно скрылось под водой, обретя вечный покой.

Опустив бинокль, капитан отдаёт приказ возвращаться. И небольшое, приземистое судно быстро покидает место уже былой трагедии…

Торпедный катер ранних серий

Ночная атака «шнелльботов»

Торпедный катер «Шнелльбот». Видны следы попаданий от пуль

Торпедный аппарат «шнелльбота»

Ошибки, допущенные инженером Туполевым

За основу в торпедных катерах (проект Туполева) был взят поплавок гидросамолета. Верх его, который влиял на прочность устройства, был использован конструктором на катере. Верхнюю палубу судна заменяла выпуклая и крутоизогнутая поверхность. Человеку, даже когда катер находился в состоянии покоя, невозможно было удержаться на палубе. При движении корабля выйти из кабины экипажу было совершенно невозможно, с поверхности скидывало все, что на ней находилось. В военное время, когда на «Г-5» необходимо было транспортировать десант, военнослужащих садили в желоба, которые имеются у торпедных аппаратов. Несмотря на хорошую плавучесть судна, перевозить какой-либо груз на нем невозможно, так как нет места для его размещения. Конструкция торпедного аппарата, которая была позаимствована у англичан, была неудачной. Наименьшая скорость судна, при которой выпускались торпеды, — 17 узлов. В состоянии покоя и при меньшей скорости залп торпеды был невозможен, так как она попадала бы в катер.

Историческая справка

Торпедный катер представляет собой небольшое боевое судно, которое предназначается для разгрома военных судов и транспортных кораблей снарядами. Во Вторую мировую войну он многократно использовался в военных действиях с противником.


К тому времени морские войска основных западных держав имели небольшое количество таких катеров, но их строительство стремительно увеличилось к моменту начала военных действий. Накануне Великой Отечественной войны в Советском Союзе насчитывалось почти 270 катеров, оснащенных торпедами. За период войны было создано больше 30 моделей торпедных катеров и получено более 150 от союзников.

История создания торпедного корабля

В далеком 1927 году коллективом ЦАГИ была осуществлена разработка проекта первого советского торпедного судна, руководителем которого был А. Н. Туполев. Кораблю дали название «Первенец» (или «АНТ-3»). Он имел следующие параметры (ед. измерения — метр): длина 17,33; ширина 3,33 и 0,9 осадок. Сила судна составляла 1200 л. с., тоннаж — 8,91 т, быстроходность — целых 54 узла.

Вооружение, которое находилось на борту, состояло из торпеды 450 мм, двух пулеметов и двух мин. Катер опытного производства в середине июля 1927 года вошел в состав черноморских военно-морских сил. В институте продолжали работать, усовершенствуя агрегаты, и в первый месяц осени 1928 года был готов уже серийный катер «АНТ-4». До конца 1931 года на воду спустили десятки судов, которые назвали «Ш-4». Вскоре в Черноморском, Дальневосточном и Прибалтийском военных округах возникли первые соединения торпедных катеров. Корабль «Ш-4» не являлся идеальным, и руководство флота заказало ЦАГИ новый катер в 1928 году, который впоследствии назвали «Г-5». Это было абсолютно новое судно.

Суда послевоенного времени

После войны многие страны отказались от создания торпедных катеров. И перешли на создание более современных ракетных судов. Строительством продолжали заниматься Израиль, Германия, Китай, СССР и другие. Катера в послевоенное время поменяли предназначение и стали патрулировать прибрежные зоны и бороться с вражескими субмаринами.

Советский союз представил торпедный катер проекта 206 с водоизмещением в 268 тонн, длиной 38,6 метров. Его скорость составляла 42 узла. Вооружение состояла из четырех 533-мм торпедных аппарата и двух спаренных установок АК-230.

Некоторые страны начали производство катеров смешанного типа, применяя и ракеты, и торпеды:

  1. Израиль производил катер «Дабур»
  2. Китай разработал комбинированный катер «Хэгу»
  3. Норвегия построила «Хёук»
  4. В Германии это был «Альбатрос»
  5. Швеция имела на вооружении «Нордчепинг»
  6. У Аргентины был катер «Интрепида».


Альбатрос ФРГ 1975 год

История создания

Несмотря на успехи торпедных катеров в Первую мировую войну, военно-морские конструкторы перед началом Второй мировой войны описывали их как слабое оружие береговой обороны. На это были свои основания. Знаковые Английские катера Торникрофта были ненадежны и взрывоопасны. В 1920 году почти все страны мира (за исключением, СССР и Италии) либо перестали заниматься разработкой в данной области, или вообще, их так и не начинали.

К 1930 году были рассчитаны основные тактико-технические характеристики к проектам новых катеров. Основой их были — расположение двухтрубных торпедных аппаратов в носовой части, низкий силуэт корпуса и скорость до 40 узлов. На малые скоростные требования к немецким катерам, по сравнению с другими проектами в других странах оснащены торпедными аппаратами, наверно, повлияла германская морская доктрина. Ее основной идеей было положение о нанесение ударов по большим силам противника в ночное время. Ночные действия, основаны на внезапности, скорость уходит на второй план, в отличие, от советской концепции «сокрушительного удара», считавшей наиболее важными именно скоростные данные, нужные для проведения ударов в дневное время по кораблям противника на позициях артиллерии.

S38B

Предшественники

Класс S-100 является следующим развитием катера класса S-38B. Главным отличием модели от предшественника была круглая в виде купола форма бронированной боевой рубки, которую моряки прозвали «kalotte» (скуфья).

Предпосылки к созданию

По-другому обстояли дела в постверсальской Германии. Очень жестко ограниченные по количеству создания всех типов кораблей, в том числе и торпедных, вынудили немцев искать новые выходы из положения. Насчет класса торпедных кораблей в Версальском договоре ничего не было сказано — они были не запрещены, и не разрешены. Постройка москитных кораблей вполне подходило оборонной направленности немецкой военно-морской доктрины предвоенного времени, видевшей своими главными противниками Францию и союзную с ней Польшу.

Чертеж S-100

Проектирование

Конструкция корпуса была довольно необычной для своего времени. Набор из металлических сплавов и деревянная обшивка, что сильно снизило его вес. 3 двигателя разгоняли катер и делали его одним из самых быстрых кораблей. Скоростные характеристики и мореходные качества придавали проекту огромный потенциал для военного применения.

Строительство

Перед войной Кригсмарине планировала построить 39 Type 39, T22T60 , в соответствии с амбициозным графиком строительства, так что T52 должен был быть завершен 1 апреля 1942 года. Начало Второй мировой войны в сентябре 1939 года нарушило его планы, а T31T60 были исключены из программы, хотя позже были восстановлены T31T36 . Корабли были заказаны двумя партиями у Schichau , T22T30 10 ноября 1939 года (первоначально как торпедные катера Type 37), а затем T31T36 20 января 1941 года. Все они были построены на верфи компании в Эльбинге , Восточная Пруссия ( теперь Эльблонг), отсюда и союзническое название класса. Строительство задерживалось из-за нехватки рабочей силы и материалов.

Торпедный катер S-Boat. Германия, 1941 год

В конце у нас «Шнелльботы». Они действительно были весьма «шнелль», то есть, быстрыми. Вообще концепция немецкого флота предусматривала огромное количество кораблей, несущих торпеды. И тех же «шнелльботов» было построено более 20 различных модификаций.

Это были корабли несколько выше классом, чем все перечисленные до этого. Но что делать, если германские корабелы старались выделится всеми возможными способами? И линкоры были у них не совсем линкоры, и эсминец мог озадачить иной крейсер, то же самое и с катерами вышло.

Это были универсальные корабли, способные делать все, почти как наши Д-3, но обладали весьма впечатляющим вооружением и мореходностью. Особенно – вооружением.

Собственно, как и советские катера, немцы взвалили на свои ТКА все те же задачи по охране небольших конвоев и отдельных судов (особенно идущих из Швеции с рудой), в чем, кстати, преуспели.

Рудовозы из Швеции спокойно приходили в порты, потому что крупные корабли Балтийского флота всю войну простояли в Ленинграде, ничем не мешая противнику. А торпедным катерам и бронекатерам, тем более, подводным лодкам, «шнелльбот», напичканный автоматическим оружием, был не по зубам.

Так что контроль над доставкой руды из Швеции считаю главной боевой задачей, которую выполнили «шнелльботы». Хотя и 12 эсминцев, которые были потоплены за войну катерами – это не мало.

Достоинства: мореходные качества и вооружениеНедостатки: размеры, соответственно, не прекрасная маневренность.

Непростая жизнь была у этих корабликов и их экипажей. Не линкоры все-таки… Совсем не линкоры.

//

Примечания

  1. Согласно правилам орфографии того времени — «Чесьма»
  2. 29 мая 1877 во время битвы в бухте Пакоча английский фрегат Shah атаковал торпедой перуанский монитор Huascar, но не попал в цель.
  3. позже — завод «Красная Заря», Санкт-Петербург.
  4. У биротативного двигателя ротор и статор имеют противоположные направления вращения, что позволяет подключать к нему винты с разнонаправленным вращением без применения редуктора.
  5. Циркулирующая торпеда отличается от обычной возможностью движения по заранее заданной сложной траектории, в простейшем случае — по кругу или спирали с небольшой скоростью.
  6. Жидкостно-реактивный двигатель.

Историческая справка

Торпедный катер представляет собой небольшое боевое судно, которое предназначается для разгрома военных судов и транспортных кораблей снарядами. Во Вторую мировую войну он многократно использовался в военных действиях с противником.

К тому времени морские войска основных западных держав имели небольшое количество таких катеров, но их строительство стремительно увеличилось к моменту начала военных действий. Накануне Великой Отечественной войны в насчитывалось почти 270 катеров, оснащенных торпедами. За период войны было создано больше 30 моделей торпедных катеров и получено более 150 от союзников.

Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны

В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море. Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.

Минный катер Чесма

Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед.
Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.

Торпеда Уайтхеда

миноносцыБалтийском флотеПервой мировой войны

В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа — округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа — две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки.
Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.

Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года

Сравнительная таблица торпед российского флота до 1917 года
Тип Год разработки Калибр, мм Длина, м Полная масса, кг Масса ВВ, кг Дальность хода, м Скорость хода, узлов Тип двигателя Применяемость
Александровского24-дюймовая 1868 610 5,82 1000 762 6-8 1-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала
Александровского22-дюймовая 1868 560 7,34 1000 10-12 1-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала
Александровского24-дюймовая мод. 1875 610 6,1 18 2-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала
Whitehead обр. 1876 г. 1876 381 5,73 350 26 400 20 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1880 г. 1880 381 4,56 324 33 400 20 2-цилиндровыйвоздушный минные катера
Whitehead обр. 1882 г. 1882 355 3,35 197 40 550 21 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1886 г. 1886 381 5,52 391 40 600 24 2-цилиндровыйвоздушный броненосцы
Whitehead обр. 1889 г.тип «В» 1889 381 5,52 395 80 600 22 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1889 г.тип «О» 1889 381 5,52 420 80 600 25 2-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1894 г.тип «С» 1894 381 5,52 455 80 600 27 3-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1897 г.тип «С» 1894 381 5,2 426 64 400900 3025 3-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1898 г.тип «Л» 1894 381 5,18 430 64 400900 3025 3-цилиндровыйвоздушный крейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1904 г. 1904 450 5,13 648 70 8002000 3325 3-цилиндровыйвоздушный крейсера, миноносцы
Schwartzkopff В/50 1904 450 3,55 390 50 800 24 3-цилиндровыйвоздушный подводные лодки, крейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1907 г. 1907 450 5,2 641 90 60010002000 403427 3-цилиндровыйвоздушный подводные лодки
Whitehead обр. 1908 г. 1908 450 5,2 650 95 100020003000 383428 4-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1910 г.тип «Л» 1910 450 5,2 665 100 1000200030004000 38342925 4-цилиндровыйвоздушный
45-12 1912 450 5,58 810 100 200050006000 433028 2-цилиндровыйвоздушный надводные корабли
45-15 1915 450 5,2 665 100 200050006000 433028 4-цилиндровыйвоздушный подводные лодки
53-17 1917 533 7,0 1700 265 3000 32 3-цилиндровыйвоздушный на вооружение не поступала

Технические характеристики и сравнение с аналогами

Аналогов у кораблей проекта 123 было немного. И такая уникальность торпедного катера «Комсомолец» связана в основном с тем, что реданные катера к началу 40-х годов строил только Советский Союз. Прочие морские державы ещё в течение 30-х годов пришли к выводу о бесперспективности такой схемы, и впоследствии строили мореходные килевые катера, сравнивать которые уместнее с Д-3.

В «Кригсмарине» катера типа “LS”, схожие по параметрам с «Комсомольцем», строились малой серией и предназначались для обеспечения действий вспомогательных крейсеров.

Проект 123 бис «Комсомолец» Leichte Schnellboote
Полное водоизмещение, т 20 13
Длина, м 18,7 12,5
Скорость, узлов 49 40,9
Дальность хода, миль 242 300
Вооружение 4 пулемёта, 2 торпедных аппарата, до 6 глубинных бомб 2 автоматические пушки, 2 торпедных аппарата, до 4-х мин

Немецкие «аналоги» проекта 123, как уже отмечалось, предназначались не для самостоятельных действий. Они взаимодействовали со вспомогательными крейсерами, на которых и перевозились. Спускали на воду «LS», например, для высадки десанта на захваченные транспортные суда.

По сравнению с непосредственным предком – Г-5 – проект «Комсомолец» был шагом вперёд. Достаточно сказать, что туполевский глиссер «плохо себя чувствовал» уже при лёгком волнении. «Проект 123» мог спокойно перемещаться на полном ходу при трёхбалльном волнении. Да и перевозить десант на покатой палубе Г-5 было затруднительно.

В целом, катера проекта 123 (и последующих) оказались вполне удачными кораблями, способными выполнять довольно широкий спектр боевых задач.

Более того, продемонстрировали и наличие неплохого потенциала для модернизаций, который и позволил кораблю довоенной разработки остаться в производстве и в 50-е годы.

В то же время, недостатки, не давали полностью использовать увеличившийся запас хода, недостаточным оставалось и зенитное вооружение. Ну а уход «Комсомольцев» со сцены оказался связан с моральным устареванием торпедных катеров как класса.

Флот альтернативного СССР 1935-1945

 Известная русская поговорка «Знал бы, где упал – соломку бы подложил», была также повторена советской присказкой «Знал бы прикуп – жил бы в Сочи». В предлагаемой доброжелательному вниманию статье я изложу видение флота СССР, который смог бы действовать удачнее реального в период Второй Мировой Войны, если бы его создатели обладали даром предвидения, или, в соответствии с популярным в последнее время жанром «альтернативная история», оказались бы пришельцами из будущего (так называемыми «попаданцами»).

С благодарностью коллеге Андрею за его идею, сформулированную в материалах

и http://alternathistory.com/bolshoi-flot-altsssr-nachalo-legkie-kreisera-proekta-26-i-26-bis

Торпедный катер MAS тип 526. Италия, 1939 год

Итальянцы тоже умели строить корабли. Красивые и быстрые. Этого вот не отнять. Стандарт для итальянского корабля – более узкий, чем у современников, корпус, потому чуть больше скорость.

Почему я взял в наш обзор именно 526-ю серию? Наверное, потому что они даже у нас нарисовались, и воевали в наших водах, хоть и не там, где большинство подумало.

Итальянцы хитрецы. К двум обычным моторам «Изотта-Фраскини» (да-да, все те же!) по 1000 лошадок они добавили пару движков «Альфа-Ромео» по 70 л.с. для экономичного хода. И вот под такими двигателями катера могли красться со скоростью 6 узлов (11 км/ч) на совершенно фантастические расстояния в 1100 миль. Или 2000 км.

Но если кого-то надо было догнать, или от кого-то оперативно смыться – с этим тоже был порядок.

Плюс катер получился не только хорошим в плане мореходности, он вышел весьма универсальным. И кроме обычных торпедных атак мог вполне пройтись по подводной лодке глубинными бомбами. Но это больше психологически, поскольку гидроакустического оборудования на торпедный катер понятное дело, не поставили.

Торпедные катера этого типа участвовали в первую очередь на Средиземном море. Однако, четыре катера в июне 1942 года (MAS №№ 526—529) вместе с итальянскими экипажами были переброшены на Ладожское озеро, где они участвовали в атаке на остров Сухо с целью перерезать Дорогу жизни. В 1943 году их забрали себе финны, после чего катера служили в составе финских морских сил.


Итальянцы на Ладожском озере.

Достоинства: мореходность, скорость. Недостатки: многофункциональность в итальянском исполнении. У катера было вооружение, но были проблемы с его применением. Один пулемет, пусть и крупнокалиберный – этого явно мало.

История создания торпедного корабля

В далеком 1927 году коллективом ЦАГИ была осуществлена разработка проекта первого советского торпедного судна, руководителем которого был А. Н. Туполев. Кораблю дали название «Первенец» (или «АНТ-3»). Он имел следующие параметры (ед. измерения — метр): длина 17,33; ширина 3,33 и 0,9 осадок. Сила судна составляла 1200 л. с., тоннаж — 8,91 т, быстроходность — целых 54 узла.

Вооружение, которое находилось на борту, состояло из торпеды 450 мм, двух пулеметов и двух мин. Катер опытного производства в середине июля 1927 года вошел в состав черноморских военно-морских сил. В институте продолжали работать, усовершенствуя агрегаты, и в первый месяц осени 1928 года был готов уже серийный катер «АНТ-4». До конца 1931 года на воду спустили десятки судов, которые назвали «Ш-4». Вскоре в Черноморском, Дальневосточном и Прибалтийском военных округах возникли первые соединения торпедных катеров. Корабль «Ш-4» не являлся идеальным, и руководство флота заказало ЦАГИ новый катер в 1928 году, который впоследствии назвали «Г-5». Это было абсолютно новое судно.

Ошибки, допущенные инженером Туполевым

За основу в торпедных катерах (проект Туполева) был взят поплавок гидросамолета. Верх его, который влиял на прочность устройства, был использован конструктором на катере. Верхнюю палубу судна заменяла выпуклая и крутоизогнутая поверхность. Человеку, даже когда катер находился в состоянии покоя, невозможно было удержаться на палубе. При движении корабля выйти из кабины экипажу было совершенно невозможно, с поверхности скидывало все, что на ней находилось. В военное время, когда на «Г-5» необходимо было транспортировать десант, военнослужащих садили в желоба, которые имеются у торпедных аппаратов. Несмотря на хорошую плавучесть судна, перевозить какой-либо груз на нем невозможно, так как нет места для его размещения. Конструкция торпедного аппарата, которая была позаимствована у англичан, была неудачной. Наименьшая скорость судна, при которой выпускались торпеды, — 17 узлов. В состоянии покоя и при меньшей скорости залп торпеды был невозможен, так как она попадала бы в катер.

Торпедный корабль модели «Г-5»

Глиссирующее судно «Г-5» прошло испытание в декабре 1933 года. Корабль имел корпус из металла и считался наилучшим в мире как по техническим характеристикам, так и по оснащению вооружением. Серийный выпуск «Г-5» относится к 1935 году. К началу Второй мировой войны он был базисным типом катеров Военно-Морского Флота СССР. Скорость торпедного катера составляла 50 узлов, мощность – 1700 л. с., а на вооружении находились два пулемета, две торпеды 533 мм и четыре мины. На протяжении десяти лет было выпущено больше 200 единиц различной модификации.


В период Великой Отечественной войны катера «Г-5» вели охоту на вражеские подводные лодки, охраняли корабли, производили торпедные атаки, высаживали десант, конвоировали поезда. Недостатком торпедных катеров была зависимость их работы от погодных условий. Они не могли находиться в море, когда его волнение достигало более трех баллов. Неудобства были и с размещением десантников, а также с перевозкой грузов, связанных с отсутствием плоской палубы. В связи с этим перед самой войной создали новые модели катеров дальнего действия «Д-3» с деревянным корпусом и «СМ-3», имеющие стальной корпус.

Средства противодействия

Броненосец Евстафий с противоторпедными сетями.

Проектируемые корабли стали оборудоваться специальными системами пассивной защиты. С внешней стороны бортов устанавливались противоторпедные були, которые представляли собой частично заполненные водой узконаправленных спонсоны. При попадании торпеды энергия взрыва поглощалась водой и отражалась от борта, снижая повреждения. После Первой Мировой войны также использовался противоторпедный пояс, который состоял из нескольких легкобронированных отсеков, расположенных напротив ватерлинии. Этот пояс поглощал взрыв торпеды и сводил к минимуму внутренние повреждения корабля. Разновидностью противоторпедного пояса являлась конструктивная подводная защита системы Пульезе, использованная на линкоре Giulio Cesare.

Реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей «Удав-1» (РКПТЗ-1)

Для борьбы с торпедами, использующими различные типы самонаведения, корабли и подводные лодки оборудуются имитаторами и источниками помех, усложняющими работу различных систем управления. Кроме того, принимаются различные меры, снижающие физические поля корабля.
Современные корабли оборудуются активными системами противоторпедной защиты. К таким системам относится, например, реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей «Удав-1» (РКПТЗ-1), в котором используются три вида боеприпасов (снаряд-отводитель, снаряд заградитель, глубинный снаряд), десятиствольная автоматизированная пусковая установка со следящими приводами наведения, приборов управления стрельбой, устройств заряжания и подачи.