Оглавление
«Климы» — самые тяжелые танки — 1941
СССР готовился сокрушать укрепления врага на чужой территории. К концу 1938 года параллельно с упомянутым СМК на Кировском заводе начали проектировать уникальную однобашенную машину КВ. Уже через год первые экземпляры испытали во вполне боевых условиях в Карелии. Согласно установленному плану в 1940 году с конвейера сошли более двух сотен экземпляров, а в 1941 их предполагалось выпустить 1200 штук. Масса – 47,5 тонн, скорость – 34 км/ч, калибр башенной пушки – 76 мм. Такой машины не имела ни одна армия мира. Главное ее назначение – взлом эшелонированной обороны, оборудованной мощными противотанковыми средствами. На ее базе появились и другие танки ВОВ. СССР уже к началу боевых действий располагал продуманной и совершенной технологической цепочкой, позволявшей использовать удачную ходовую часть КВ в сочетании с различными типами башен и разнообразным артиллерийским вооружением (КВ-1 КВ-2, КВ-3 и т. д.). Столь маневренного тяжелого танка не смогла создать промышленность фашистской Германии. Впрочем, не удалось это и союзникам по антигитлеровской коалиции.
Загадочная машина Гротте
Непосвященные в тонкости истории танков могут счесть название этого советского образца иностранным. В каком-то смысле это так.
Параллельно с Т-28 и Т-29 в СССР велись работы по осуществлению еще оного секретного проекта. Став коммунистом, немецкий конструктор Эдвард Гротте создавал в нашей стране свою машину, применяя необычные и даже революционные подходы. Некоторые его достижения в дальнейшем использовались советскими инженерами (сварные технологии, например), другие же его идеи не нашли продолжения (спиральные подвески катков и многоярусное размещение вооружений). Увы, танк немецкого инженера Гротте страдал излишней сложностью, был дорог в производстве и ненадежен.
«Особенная школа»
Алексей Хлопотов считает, что отечественное танкостроение добилось существенных успехов, которые выражаются в появлении Т-14 и увеличении боевого потенциала модернизированных советских образцов. При этом, как рассказал эксперт, российские гусеничные машины хорошо приспособлены для массового серийного производства и, как правило, недороги.
«У России сложилась своя, особенная школа танкостроения. По своей огневой мощи, защищённости и вооружениям российские танки нисколько не уступают западным, а зачастую и превосходят их. При должной выучке экипажа вероятность поражения целей управляемыми ракетами, которые входят в арсенал российских танков, составляет почти 100%», — отметил Хлопотов.
По его словам, развитие российского танкостроения соответствует общемировому тренду на роботизацию. В Т-14 и модернизированных отечественных машинах электроника занимает заметно больше места. В перспективе такой подход должен привести к уменьшению риска для жизни военнослужащих, прогнозирует Хлопотов.
- Танк третьего поколения Т-14 на форуме «Армия»
Сергей Суворов считает, что качество российских танков по многим параметрам превосходит западные образцы. По мнению аналитика, отечественные гусеничные машины надёжнее, неприхотливее и проще в эксплуатации. По этой причине танки из РФ пользуются популярностью на международном рынке.
Танки 1945–1965 гг.
После войны развитие боевой техники определялось противостоянием стран Североатлантического альянса (НАТО) во главе с США и стран Варшавского договора во главе с СССР в «холодной войне». Обе стороны имели ядерное оружие. Учения в США и в СССР показали, что в зонах ядерного поражения лучше всего действуют танки. Их броня, герметизированные корпуса и фильтровентиляционные системы частично защищали экипажи от радиации и других последствий ядерного взрыва. Это окончательно утвердило танки как главное оружие сухопутных войск.
Последние представители семейства тяжелых танков ИС («Иосиф Сталин») повоевать не успели. ИС-4 почти сразу отправили в резерв, а потом и вовсе сняли с вооружения. А вот средний танк Т-54 (1946 г.) оказался удачливее, его модификации служат и сегодня. Также удержались в строю британский «Центурион» A41, разработка которого началась в 1943 г., и американский М-48 «Паттон». А вот французы, которые после освобождения от немецкой оккупации продолжили «доводить до ума» разработки конца 1930-х гг., успеха не добились.
Тяжелый танк ИС-4. СССР. 1947–1951 гг
В 1953 г. на вооружение Советской армии был принят тяжелый танк Т-10, а еще через пять лет – средний танк Т-55, созданный на основе Т-54. Эти два танка стали последними в своих классах. После этого танкостроители и военные пришли к концепции основного или основного боевого танка (ОБТ), который заменил и средние, и тяжелые машины.
В Советской армии первым основным танком стал Т-62, разработанный на базе Т-55. «Шестьдесят второй» также стал первым в мире серийным гладкоствольным танком – его вооружили 115-мм пушкой 2А20. Несмотря на то что Т-62 считался не слишком удачным, его «тираж» только в СССР составил 20 000 штук, а еще его выпускали в Чехословакии и Северной Корее.
Основной танк Т-62. СССР. 1961–1975 гг.
Танки периода Второй мировой войны не умели стрелять с хода – вероятность попадания при этом была всего 3%. Чтобы выстрелить, танку нужно было остановиться, а это превращало его в неподвижную мишень. Еще в военное время появились первые образцы стабилизированных танковых пушек, но они были несовершенны, и смогли научиться «воевать по-настоящему» только в 1950-е гг. Действие стабилизатора основано на свойстве гироскопа сохранять положение своей оси в пространстве неизменным. Два таких гироскопа подают сигналы на приводы поворота танковой башни и возвышения пушки. Танк может двигаться, поворачивать, раскачиваться на ухабах – но пушка при этом постоянно смотрит на цель и посылает снаряд точно в нее.
Средний танк М-48 «Паттон». США. 1952–1959 гг.
Средний танк Т-55. СССР. 1958–1979 гг.
Тяжелый танк Т-10. СССР. 1954–1966 гг.
Средний танк А41 «Центурион». Великобритания. 1945–1962 гг.
Боевые машины для Советского Союза от германских конструкторов
В начале 1930-х годов на территории Советского Союза, а именно в разнообразных военных учебных заведениях под Казанью, проходили обучение германские солдаты и офицеры. В свою очередь, военные Советского Союза ездили в генеральный штаб Германии также для того, чтобы обучаться.
В те времена страны тесно сотрудничали между собой в военной сфере. В марте 1930 года было заключено специальное соглашение, согласно которому немецкие специалисты должны были прибыть в Советский Союз для того, чтобы разрабатывать новые перспективные танки и боевые машины для СССР. Из Германии прибыла делегация инженеров, в которой Эдвард Гроте, знаменитый конструктор во всем мире, был назначен главным.
Были созданы специальные комиссии, которые должны были покупать иностранные боевые машины для Советского Союза. Например, в этих годах для Красной армии на вооружение были поставлены английские танки Виккерс Мk.II, а также многие другие. На тот момент конструкторское бюро СССР с помощью немецких специалистов уже производили разнообразные отечественные танки средней и тяжелой категории. Именно в 1931 году массово на территории Советского Союза начали производиться боевые машины. Выпускались танкетки Т-27.
Если вспомнить самые интересные танки по своей конструкции, то таким является образец Т-28, который имел три башни. Уже через год был создан танк Т-35, который имел уже пять башен. В 1931 году на территории Советского Союза уже делали танки на четырех заводах. Немецкие специалисты помогли своим советским коллегам разработать разные типы подобной военной техники. На вооружение Красной армии в те года поставлялись плавающие, легкие, колесно-гусеничные, тяжёлые, средние и другие разновидности боевых машин.
Новые танки России
2015 год стал праздничным для следящих за развитием отечественной бронетехникой. На Параде Победы продемонстрировали платформу Армата, давно будоражащую умы любителей танков. На её базе создан ОБТ Т-14 Армата с необитаемой башней, БМП Т-15 и несколько других образцов техники.
Также появись более лёгкие платформы: средняя гусеничная Курганец-25 и колёсная Бумеранг. Отличительными чертами новой техники является повышенная защита экипажа и унификация.
При создании Арматы был использован опыт разработки Т-95. Например, компоновка корпуса, наработки по автомату заряжания и броне.
В 2016 году должны пройти испытания новой техники её принятие на вооружение и серийное производство. Сложно говорить, насколько быстро она заменит устаревающие машины в армии, но в планах нашей страны выпустить 2300 Армат к 2020 году.
Новые танки для Красной армии
После того, как как Т-16 был снят с вооружения армии, на Харьковском паровозном заводе был создан танк Т-12. По первоначальным чертежам и планированиям конструкторов он должен был иметь вес в 16 тонн. Но в конечном итоге он весил практически 20 тонн. На вооружении он имел пушку, калибром 45 мм, а также оснащался тремя пулеметами. В 1929 году этот танк одержал окончательное название Т-24 и был принят на вооружение.
Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Как рассказывали потом военные эксперты, этот танк был малоподвижным в бою и практически незащищенным, поэтому вскоре его сняли с вооружения, а его производство остановили. Этот танк в своём количестве насчитывает всего 25 штук.
От идеи к созданию
Далеко не все знают, что впервые идея машины на гусеничном ходу появилась в России, ещё в 1878 году. В мае 1915 года начались испытания бронированной машины Пороховщикова под названием Вездеход. Говоря откровенно, на танк она была похожа мало. Несмотря на броню и вращающуюся башню с пулемётом, машина приводилась в движение одной широкой гусеницей, а управлялась колёсами по бокам. Проходимость оказалась великолепной.
В этом же году начались испытания крайне необычного советского танка конструкции Лебеденко. Он смахивал на гигантский орудийный лафет с огромными колёсами, приводившими его в движение. Конструктор считал, что танк с лёгкостью преодолеет траншеи, ямы, деревья и прочие препятствия, однако, этого не произошло. Гигант застрял прямо на испытаниях, после чего стоял много лет, дожидаясь отправки на металлолом.
Недоступная броня
По их подсчетам, в армиях НАТО танков 11 тысяч, а у России их около 22 тысяч единиц.
В СССР на полную мощь работали четыре огромных танковых завода — в Ленинграде, Харькове, Нижнем Тагиле и Омске. Столь масштабного производства бронетехники, кстати, очень качественной, не было ни в одной стране мира. Общее количество танков в Советском Союзе и странах Варшавского договора измерялось десятками тысяч.
Если немецкие «Тигры» поражали Т-34 на дальности в 2000 метров, то сейчас немецкий «Леопард» не сможет подойти к Т-90 и на пять километров
Стратеги НАТО признавали, что в случае начала масштабной войны в Европе эту бронированную лавину остановить было невозможно. Задержать на какое-то время ее мог лишь встречный ядерный удар. В любом случае через два-три дня советские танки были бы у берегов Ла-Манша.
Давно нет Советского Союза. Но какие-то фантомные страхи на Западе, похоже, остались. А какую бронетехнику сегодня имеют Сухопутные войска Российской Федерации?
На вооружении стоят три типа танков — Т-72, Т-80 и Т-90. До недавнего времени в отдаленных гарнизонах были еще Т-62, которые даже смогли отметиться во время боевых действий на Северном Кавказе в середине 1990-х. Сейчас они в глубокой консервации, наряду с Т-55 и, как ни странно, сохранившимися тяжелыми Т-10 — глубокой модернизацией ИС-3. Также в консервации находятся плавающие танки ПТ-76 и какое-то количество Т-64, оставшихся на нашей территории после распада Союза.
Если сравнивать качество российских бронемашин с зарубежными аналогами, то эксперты в своем мнении едины — наши лучшие. Это подтверждается в том числе и тем, что в различных уголках планеты продолжают реально воевать и Т-55, и Т-62, и даже Т-34. А Т-72 стал самым массовым по своему выпуску танком после Второй мировой войны. Интересно, что в начале 1990-х, вскоре после распада СССР, на Западе в инициативном порядке была разработана программа глубокой модернизации Т-72. Там посчитали, что слабая тогда Россия не сможет поддерживать на должном уровне именно эти машины, широко распространенные в армиях многих стран мира. Которые, по мнению маститых зарубежных экспертов, были по своей конструкции почти идеальными и при их надлежащем уходе могли служить десятилетиями. Естественно, прибыльное дело обслуживания и обновления советских танков за пределами РФ, которые кому-то казались уже бесхозными, не могло не привлечь.
Однако Россия оправилась от шока девяностых и сама смогла модернизировать свои танки, поставленные на экспорт еще во времена СССР. Более того, мы нарастили продажу Т-72 за рубеж. А в Индии наладили лицензионное производство Т-90.
ИНФОГРАФИКА «РГ» / ЛЕОНИД КУЛЕШОВ / РИА НОВОСТИ
Т-90 имеет самый низкий силуэт среди основных современных танков. У него многослойная противоснарядная броневая защита. Лобовая многослойная броня корпуса и башни эквивалентна более чем полуметровой гомогенной броне. Общая стойкость против обстрела подкалиберными снарядами оценивается как эквивалентная 850 мм броневой стали. То есть почти метру.
Основное вооружение Т-90 — гладкоствольная 125-мм пушка. При стрельбе бронебойными кумулятивными и подкалиберными боеприпасами максимальная прицельная дальность составляет 4000 м, управляемыми ракетными боеприпасами — 5000 м, осколочно-фугасными боеприпасами по баллистической траектории до 10 000 м. У всех зарубежных конкурентов дальность танкового выстрела не превышает трех километров.
Если на Курской дуге немецкие «Тигры» поражали Т-34 на дальности в 2000 метров, то сейчас немецкий «Леопард» не сможет подойти к Т-90 и на пять километров.
В полной мере сказанное выше относится и к Т-72, и к Т-80. Чем еще отличается российская бронетехника? Она очень надежна. Проста в эксплуатации и ремонте. Наши танки очень маневренны и обладают, пожалуй, лучшими в мире скоростными характеристиками. По совокупности своих боевых качеств не уступает, а по ряду показателей превосходит все западные образцы, которые, надо отметить, значительно дороже российских аналогов.
Как известно, в нашей стране, а именно в Нижнем Тагиле, первыми в мире смогли спроектировать и подготовить к серийному выпуску танк нового поколения — Т-14 «Армата». Эта машина уже определила развитие мирового танкостроения в ХХI веке.
Если говорить о количестве российских танков, то оно определяется континентальными размерами нашей страны, которую требуется защищать. Впрочем, атаки танковыми лавинами ушли в прошлое. Победа достигается все-таки не числом, а умением. А то, что наши танкисты — профессионалы высшего уровня, равных которым в мире нет, можно убедиться на международном танковом биатлоне, который ежегодно проходит в подмосковном Алабино.
Танки СССР Второй мировой войны
Во Вторую мировую войну СССР вступил с огромной танковой армией, которая оказалась бессильна против гораздо меньшей, но опытной, организованной и современной немецкой.
Зато подражание прекратилось и начали появляться действительно уникальные советские танки. Тяжёлый КВ был практически неуязвим и мог в одиночку сдерживать многочисленные силы врага, однако подвижность и надёжность оставляли желать лучшего. Появившийся позже Т-34 стал революцией в танкостроении, объединив в себе подвижность, огневую мощь и наклонную броню. При этом танк дёшево стоил и был лёгок в производстве. Да, поначалу было множество недостатков, отвратительное качество узлов, а ближе к концу войны не хватало огневой мощи и брони, но технологичность, массовость и совокупность характеристик оставили далеко позади всех конкурентов.
Появившиеся под конец войны тяжёлые ИС-2 на равных боролись с лучшими образцами техники Вермахта, а ИС-3, не успевший повоевать, был на голову выше всех современников. Близился закат тяжёлых танков, но в СССР успели создать ИС-7 и Объект 279, удивляющие даже сейчас.
Средние танки
Литва, 1941 год. Т-28 притаился
Разновидностей средних танков в СССР было немного. Первым стал Т-28, капитально устаревший к началу войны. Тут вам и слабая броня, несколько башен. Натуральный гроб на гусеницах.
Т-34-85 на полевых испытаниях.
А вот Т-34 — его полная противоположность. Бронирован, быстр. Несмотря на то, что образцы 1941 года имели проблемы с ходовой, именно Т-34, были способны на равных сражаться с немецкой бронетехникой.
Северокорейский Т-34-85 и его экипаж.
Интересно, что даже противники отмечали мощь этого танка, достаточно полистать воспоминания Гудериана.
Т-44 с бортовыми экранами для защиты от кумулятивных снарядов.
Т-44 хоть и не использовался на полях Второй Мировой, именно на нем велась подготовка танкистов. По сравнению с Т-34 танк получил улучшенную трансмиссию и систему управления огнем, которая позже была применена для Т-34-85.
Первые 25 единиц техники вышли с конвейера еще в 1944, а к 1945 было построено около 880 штук.
Советский теплоход «Метеор»
С 1961 по 1999 год на Зеленодольском судостроительном заводе (Татарстан) было построено более 400 теплоходов «Метеор». Они вмещают 3 членов экипажа и до 123 пассажиров — вместимость зависит от модификации. Сегодня они не производятся, но используются для небольших круизных путешествий. Фотографу удалось запечатлеть один из списанных теплоходов, большая часть из которого уже разобрана. Да, Дмитрий интересуется не только военной техникой — ему в целом интересна тема «заброшек». В интервью он говорил, что ему особенно нравится атмосфера тайны и загадочности.
Разобранный теплоход «Метеор»
Самые большие танки СССР
Танкостроение в Советском союзе развивалось активно. Новые танки, поступавшие на вооружение в первые годы войны с Третьим Рейхом, были быстро потеряны, они не отвечали стандартам качества, быстро сгорали, были уязвимы. Инженеры работали над усовершенствованием машин в режиме реального времени.
Объект 279
Под руководством ведущего конструктора Троянова в 1957 году выпущен тяжелый танк СССР «Объект 279». Основная военная задача — работа в труднодоступных условиях. Боевой вес — 60 тонн. Лобовая часть имела превосходную защиту, на вооружении стоял пулемет КПВТ и 130-мм пушка.
Крупнейший танк в СССР
Недостатки имела гусеничная часть, устранить которые было невозможно. При этом, объект двигался по шоссе со скоростью 55 км/ч, удельное давление на грунт было таким же, как у легких танков. Не поступил на вооружение.
ИС-4
Послевоенный серийный ИС-4 выпускался в Челябинске с 1947 года. Он заменил устаревшие ИС-3. Защищен стальной литой и катанной броней. Во время производства несколько раз модернизировались. Основные недостатки:
- плохая маневренность;
- низкая проходимость;
- ненадежная трансмиссия.
В 60-х годах 60-тонная машина была окончательно списана.
ИС-7
Опытный танк, разработанный для армии. Технические решения конструкции успешно использовались впоследствии. Размеры корпуса без пушки: 7,38*3,4*2,48 метра. Технически представлял собой усовершенствованный ИС-3.
Танк ИС-7
Оснащался большой башней и усовершенствованной нарезной пушкой С-70, прототипом которой была корабельная огневая установка.
ИС-1 и ИС-2
Проект ИС создавался для прославления имени Иосифа Сталина в годы войны. Русские тяжелые танки того времени имели большое количество недочетов, но они прошли путь от Курска до Берлина, отличились во время штурмовых сражений.
Колонна танков ИС-2 1-го Украинского Фронта идет на Берлин. 1945 год
ИС-2 массой 46 т. применялся вплоть до 1995 года. Это легендарная боевая машина. По совокупности вооружения и брони превосходил все машины того времени.
КВ-1
Назван в честь Климента Ворошилова, оснащен прочной стальной гомогенной броней. Серийное производство велось с 1940 года. По шоссе передвигался самостоятельно со скоростью 30-34 км/ч.
КВ-1 — один из успешных проектов тяжелых танков в СССР
Имел индивидуальную торсионную подвеску, в бою с немцами удивил непробиваемой броней. Мог произвести 111 выстрелов из пушки Л-11.
Первые в мире
На свет появился Т-54, позже ставший Т-55 – самым массовым послевоенным танком, стоявшим на вооружении более чем у 30 стран.
В 1964 году выпустили Т-64, ставший родоначальником современных ОБТ и первым в мире танком с многослойной композитной бронёй. Механизм заряжания обеспечивал потрясающую скорострельность и очень плотную компоновку, сделавшую силуэт предельно низким.
1974 год подарил миру Т-72 – второй по массовости современный танк после Т-55, стоящий на вооружении до сих пор.
В 1976 году создали Т-80 – первый в мире серийный ОБТ с газотурбинной силовой установкой, обладающий великолепной подвижностью и хорошей бронёй.
Также постоянно появлялись проекты и экспериментальные машины, идеи которых актуальны и в наше время. Например, харьковский Боксер, он же Молот, получивший необитаемую башню со 152 мм пушкой.
Танки СССР за время своего развития получили ярко выраженные черты, позволяющие выделить их среди техники всех других стран. Максимальная технологичность и простота, резко дифференцированное бронирование, низкий силуэт, высокая подвижность, автомат заряжания и возможность стрельбы управляемыми ракетами через ствол основного орудия.
Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV)
Panzer IV поступил в действующую германскую армию в 1939 году. Он стал наиболее массовым из немецких танков военного периода, было построено 8700 боевых единиц.
Сочетал в себе все плюсы легкого Т-III, к тому же имел более мощное орудие и был лучше защищен. Лобовая броня имела толщину до 80 миллиметров, снаряды калибром 75 миллиметров спокойно прошивали броню вражеских боевых машин.
Однако у боевой единицы были уязвимые места – борта и корма с очень тонкой броней (сначала толщина была всего 30 миллиметров). Кроме того, создатели не оборудовали наклонные броневые листы, для технологичности и комфорта для экипажа.
Принимал участие во многих сражениях Второй мировой в районах с различными боевыми условиями. Он стал наиболее массовой боевой машиной Вермахта. Он был столь же популярен у гитлеровцев, как «Шерман» в американской армии или Т-34 у советских войск. Имел хорошо отработанную и в целом надежную в использовании конструкцию. В первый период войны он имел преимущество над танками стран антигитлеровской коалиции.
Правда, в поединках с Т-34 и с «Шерманом» пушка PzKpfw IV была бессильна. Только в 1941 году немцы усовершенствовали модель, оснастив ее новой скорострельной пушкой и более сильной броней. Это помогло улучшить его боевые характеристики. Несмотря на это, свыше 7 тысяч Panzerkampfwagen IV были подбиты в сражениях Второй мировой войны. Тем не менее, «четверки» использовались в войсках Франции и Чехословакии до начала 1950-х годов и участвовали в Арабо-Израильской войне 1967 года.
Первые танки
Основные идеи танкостроения формировались мучительно, поиск оптимальных схем компоновки, критериев достаточности защиты и соотношения маневренности с огневой мощью сопровождался многими ошибками и озарениями
Важно было найти лучшую подвеску опорных катков, правильное расположение ведущих, рассчитать коробку передач, выбрать подходящий калибр башенных орудий. Первые танки СССР были произведены за границей, точнее, во Франции, фирмой «Рено»
Их переименовали в честь «борцов за свободу товарищей Ленина и Троцкого», а всего их было два. Опыта массового строительства танков в Советской России и быть не могло, а до революции этому вопросу не уделялось достаточного внимания. Справедливости ради следует вспомнить о том, что и в 20-е, и в 3-е годы между теоретиками стратегии все еще продолжались дискуссии о первоочередном значении конницы во время глубинных операций вторжения и при обороне, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Начинать следовало практически с нуля.
Т-44
Дальнейшим развитием концепции «тридцатьчетверки» стал Т-44. Эта машина отличалась еще более совершенной компоновкой, в частности дизельный двигатель размещен в нем соосно ведущим каткам, перпендикулярно продольной линии бронекорпуса. Это решение позволило уменьшить длину (а также массу), улучшить условия обитаемости, перенести люк механика-водителя на горизонтальную плоскость перед башней и решить ряд других конструктивных проблем. 190 экземпляров Т-44 произвел ХТЗ до мая 1945 года. После появления современных танков Т-54 ходовые части «сорокчетверок» успели послужить тягачами, на них монтировалось различное вспомогательное оснащение. Примечательна и кинокарьера Т-44: для съемок художественных фильмов их часто «гримировали» под немецкие «Пантеры».
Прекращение производства тяжелых танков
Разработка и производство данных тяжёлых танков было прекращена из-за прихоти тогдашнего руководителя Советского Союза Никиты Хрущева.Он считал, что подобные боевые тяжёлые машины вообще были не нужны, так как он сам был большим поклонником ракетной техники. После тщательного осмотра новых образцов тяжёлых танков Хрущёв запретил разрабатывать подобные боевые машины.
Никита Хрущев
После того, как Хрущёв издал соответствующий приказ, производство и разработка тяжелых танков было полностью прекращено. На арену вышли средние танки, которые стали основными для Красной армии на долгие годы. Средние танки со временем наращивали свой потенциал, вооружение и технические характеристики.
После того, как Хрущёв отошёл от власти в Советском Союзе продолжили разрабатывать танки под маркировкой «Т». Например одним из передовых и самых мощных танков, когда-либо разработанный в Советском Союзе стала боевая машина Т-80.
Танк Т-80
статьи
- PANHARD EBR 105, Франция
- PANHARD EBR 90, Франция
- PANHARD AML LYNX 6X6, Франция
- RHEINMETALL PANZERWAGEN, Германия
- Т-100 ЛТ, СССР
- HOTCHKISS EBR, Франция
- SPAHPANZER RU 251, Германия
- Т-54 ОБЛЕГЧЁННЫЙ, СССР
- ЛТТБ, СССР
- M41 WALKER BULLDOG, США
До недавнего времени самым быстрым танком в WOT считался немец RU 251. С появлением колесной техники в Мире Танков ситуация изменилась. Теперь лидерство по быстроходности уверенно держит Франция.
Многие машины, попавшие в эту подборку, хорошо знакомы каждому танкисту Ворлд оф Танкс. Это легкие танки, которых на сленге называют «светляками».
Они имеют тонкую, почти картонную броню, слабое орудие, но очень высокую скорость и маневренность.
Стоит оговориться, что грамотно отыгрывать свою роль на «светляке» не так легко, как может показаться со стороны, и решает тут не скорость, а правильная тактика.
Специально для наших читателей был создан актуальный ТОП самых быстрых танков в World of Tanks, и он будет периодически обновляться.
PANHARD EBR 105, Франция
Это «зло на колесиках» появилось в игре сравнительно недавно, но уже успело навести шороху в высокоуровневом рандоме. PANHARD EBR 105, легкий колесный танк Франции 10 уровня способен развивать скорость до 95 км / час. Опытные игроки уверяют, что на практике скорость можно поднять и до 105 км / час. PANHARD EBR 105 – самый быстрый танк в World of Tanks на сегодняшний день.
Характеристики PANHARD EBR 105
PANHARD EBR 90, Франция
PANHARD EBR 90 – это еще один колесный монстр Франции, демонстрирующий поразительную быстроходность. Легкий танк PANHARD EBR 90 9 ранга является предшественником вышеупомянутого PANHARD EBR 105 и развивает скорость до 85 км / ч.
Характеристики PANHARD EBR 90
PANHARD AML LYNX 6X6, Франция
Третье место нашего рейтинга самых быстрых танков WOT снова достается Франции. PANHARD AML LYNX 6X6 – это легкий колесный танк 8 уровня, который исследуется перед PANHARD EBR 90, рассмотренный выше.
В отличие от своих высокоуровневых собратьев, этот малыш обладает еще более скромными габаритами и уверенно держит скорость до 80 км / ч.
Вполне достаточно, чтобы быстро разведать обстановку на поле боя.
Характеристики PANHARD AML LYNX 6X6
Среди всей гусеничной техники World of Tanks RHEINMETALL PANZERWAGEN считается самым шустрым – его скорость достигает 75 км / час. Это легкий танк 10 уровня, который, как и все «десятки», доступен для покупки за 6.1 млн кредитов.
Характеристики RHEINMETALL PANZERWAGEN
Т-100 ЛТ, СССР
Лидерство среди гусеничных машин WOT вместе с Германией делит СССР. Т-100 ЛТ – это легкий танк 10 уровня, который финиширует ветку ЛТ Советского Союза. Его движок позволяет поднять скорость до 72 км / ч. К тому же, у этого «совка» неплохая скорость поворота в 56 градусов / сек.
Характеристики Т-100 ЛТ
HOTCHKISS EBR, Франция
HOTCHKISS EBR, французский предшественник PANHARD AML LYNX 6X6 демонстрирует скорость 70 км / час на 7 уровне. Этот легкий танк, несомненно, один из самых быстрых среди одноклассников.
Характеристики HOTCHKISS EBR
SPAHPANZER RU 251, Германия
Рядом с HOTCHKISS EBR в рейтинге по быстроходности стоит потрепанный нерфами SPAHPANZER RU 251, немецкий легкий танк 9 ранга, который исследуется перед RHEINMETALL PANZERWAGEN. Сегодня бывший лидер по скорости развивает всего 70 км / час, но по-прежнему пользуется спросом у любителей «светляков».
Характеристики RU 251
Т-54 ОБЛЕГЧЁННЫЙ, СССР
Всего на 1 км / час отстает от немца советский Т-54 Облегченный с максимальной скоростью 69 км / час. Т-54 Обл. – это легкий танк 9 уровня, который предшествует Т-100 ЛТ, другому участнику нашего ТОПа в ветке исследования. Тем не менее, популярность машине приносит не подвижность, а скорее выживаемость на поле боя за счет хорошо бронированной круглой башни.
Характеристики Т-54 Обл.
ЛТТБ, СССР
Кто не слышал про «гуся» советской армии? ЛТТБ с его длинным орудие и аномально узким корпусом – один из фаворитов среди самых фановых машин WOT. ЛТТБ – это легкий танк 8 уровня, который развивает скорость до 68 км / час, носится по карте, как угорелый, и «клюет» все, что движется, чем здорово раздражает оппонентов.
Характеристики ЛТТБ
M41 WALKER BULLDOG, США
Закрывает наш ТОП самых быстрых танков в World of Tanks единственный среди иностранцев американец M41 WALKER BULLDOG. Бульдог – легкий танк 8 уровня в дереве США, а его предельная скорость, как и у ЛТТБ, составляет 68 км / час. Известен танк благодаря неплохому орудию и сравнительно достойным углам вертикальной наводки -10 / +20.
Характеристики M41 BULLDOG
Летающая лодка Бе-6
Самолет-амфибия Бе-6 был введен в эксплуатацию в далеком 1949 году и перестал использоваться в 1960-е годы. Он эксплуатировался для морской разведки, охраны побережий, сброса торпед и выполнения других военных задач. Сегодня существует всего лишь четырех сохраненных экземпляра: пара расположена в России и Украине, а остальные два — в Китае. Фотограф запечатлел российский экземпляр, который имеет огромное количество дыр в фюзеляже и крыльях. К сожалению, первая амфибия СССР находится в ужасном состоянии. Если не поместить его в музей, в будущем на него можно будет посмотреть только поехав в Украину или Китай.
Самолет-амфибия Бе-6
История изобретения
Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими танков в Первой мировой войне, заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.
Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.
Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу – тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.
В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.
Т-35
Я уже как-то рассказывал про огромные советские танки, которые имели множество башен. Среди них, всё-таки, был один удачный образец – Т-35.
Разработанный в 1932 году, он имел пушку калибра 76.2 миллиметра и пару крупнокалиберных пулемётов. Всего было произведено порядка 60-ти машин.
На бумаге, танк казался грозным оружием, но практика доказала обратное. В первые же месяцы войны практически все они были уничтожены, так и не проявив себя.
Т-35 после реставрации
Причин такой низкой эффективности было несколько:
- скорость не более 10 км/ч;
- слабая надёжность ходовой части на маршах;
- значительные габариты;
- отсутствие эффективного командования огнём всех орудий.
Многобашенный СМК
Первые тяжелые танки СССР получили имя убитого вождя ленинградских большевиков, Сергея Мироновича Кирова. На основе уже апробированной конструкции Т-35 было создано средство прорыва эшелонированных укреплений противника. Масса машины составила 55 тонн, она была вооружена двумя орудиями (калибра 76 и 45 мм), размещенными в индивидуальных башнях. Первоначальная схема предполагала пятибашенное оснащение, но вес зашкаливал, и ее упростили. СМК – самые необычные танки СССР. Фото их дают представление о том, что маневренность этих машин оставляет желать лучшего. Силуэт их увековечен на аверсе медали «За отвагу». В Великой Отечественной этой артиллерийской батарее на гусеничном ходу повоевать практически не пришлось, но опыт Финской кампании выявил общую конструктивную концептуальную порочность многобашенной схемы.