Таллинский переход

Оглавление

Просим милости у Бога ко всем, кто погиб

Отец Иннокентий, расскажите, пожалуйста, что Вы почувствовали, когда погрузились на дно и увидели братскую могилу на «Балхаше»?

Очень тяжелое ощущение. Когда в других экспедициях мы ныряли к подводным лодкам, то не видели погибших только корпус подлодки, покореженный, исковерканный взрывом, иногда разломанный пополам, но не сами останки. А здесь все палубы усыпаны костями и черепами. Зрелище ужасное. Ты понимаешь, что перед тобой люди. Причем частично на некоторых сохранилась одежда. И черепа, много черепов, младенческие останки… Вот оно, жестокое и беспощадное лицо войны. Помните, страшные фотографии из фашистских концлагерей Освенцима и Бухенвальда? Здесь то же самое.

Вы служили поминальную службу по погибшим?

Конечно! Каждый раз после такой находки я служил панихиду. И под водой молился. Ведь когда видишь такое, первое, что приходит на сердце, это молитва. И после, на корабле, мы служили панихиду. И позже, когда к нам приезжал митрополит Эстонский Евгений, мы вновь выходили на точку гибели корабля и служили панихиду.

Отец Иннокентий, Вы служили панихиду обо всех… Но ведь в советское время много было людей атеистически настроенных…

Я как священник поминаю всех, не разбирая, кто верующий, кто неверующий. Как говорил маршал Жуков, на передовой атеистов нет. Когда солдаты встречаются со смертью, то все вспоминают о Боге, потому что каждому предстоит переход в вечность. Поэтому мы поминаем всех. Более того, когда мы нашли потопленный немецкий корабль, то помолились и о членах его команды. Перед лицом смерти все равны, и мы просим милости у Бога ко всем, кто погиб.

Как флоту избежать ловушки

Вхождение летом 1940 года прибалтийских республик в состав СССР повлекло за собой политические и военные преобразования. В частности, этот регион необходимо было рассматривать как возможный театр военных действий. Строились аэродромы, казармы, склады… Таллин к началу Великой Отечественной стал главной базой Балтийского флота вместо Кронштадта. К сожалению, город и порт полноценно подготовить к обороне с суши и с моря не успели — столь скорого появления противника советское командование все-таки не предполагало.

Никакими предвоенными планами эвакуация военно-морской базы Таллина с гарнизоном и гражданскими жителями не предусматривалась. Однако в начале июля 1941 года командующий БФ вице-адмирал Владимир Трибуц посчитал целесообразным отвести флот, но это предложение встретило категорический отказ со стороны главкома Северо-Западным направлением маршала Климента Ворошилова и наркома ВМФ адмирала Николая Кузнецова. Впрочем, смею предположить, что за этим решением стоял сам Иосиф Сталин. К сожалению, советские руководители не могли ещё в то время объективно оценить ситуацию на фронте.

Разрешение на эвакуацию флота было получено только 26 августа, когда немецкая артиллерия уже вела огонь по кораблям и судам в Таллинском порту. Тем не менее ещё за два-три дня до этого первые суда с эвакуированными покинули регион, направляясь к Ленинграду.

27 августа 1941 года наступающие части немецкой группы армии «Север» окончательно прорвали внешний и внутренний оборонительные обводы вокруг Таллина. И уже пришлось в срочном порядке готовить эвакуацию флота, сухопутных войск, местного советского актива, гражданского населения. Для прикрытия перехода выделили 65 истребителей. Ответственность за проведение операции была возложена на командующего БФ вице-адмирала Трибуца. В спешке и неразберихе удалось погрузить на суда и корабли большинство частей 10-го стрелкового корпуса, защищавшего порт с суши, как и раненых из местных госпиталей. Тем не менее врагу достался хороший куш — советская сторона не смогла уничтожить все ценное, что не успела вывезти.

Планы действия сторон

Переход из Таллина в Кронштадт.

План действий СССР

Группирование войск перед началом перехода: отряд главных сил, отряд прикрытия, арьергард и четыре конвоя. Прорыв флота предполагалось совершить в следующем порядке: отряду главных сил ставилась задача прикрытия и сопровождения первого и второго конвоев, от мыса Юминда до острова Гогланд. Отряду прикрытия — защищать второй и третий конвои, от острова Кери до острова Вайндло. Арьергарду — прикрывать с тыла третий и четвёртый конвои. В составе четырёх конвоев находились: 107 кораблей и судов, 62 корабля охранения, по мимо этого участвовали в переходе ещё 51 корабль и судно, которые официально ни в один конвой включены не были.

Из состава сил Кронштадтской базы был сформирован отряд обеспечения, под командованием капитана 2-го ранга И.Г. Святова, развернутый на острове Гогланд, с задачей: прикрывать конвои и корабли на конечном этапе, обеспечивать минирование перед базой и оказывать помощь терпящим бедствие судам и морякам. Состав отряда обеспечения: 12 тральщиков, 4 сторожевых корабля, 6 торпедных катеров, 8 малых охотников, 2 буксиров, 4 мотоботов, 2-ое катеров и спасательные суда.

Так же стоит отметить, что Балтийский флот в Таллине обладал и подводными лодками, но большинство из них только что вернулись из походов, и нуждались в ППР ,который в Таллине был не возможен.

Балтийцы не могли рассчитывать на прикрытие флота истребителями: большинство наших аэродромов уже были заняты противником, а два десятка флотских «ястребков» улетели на восток.

Во время перехода имели место перемещения кораблей из одного конвоя в другой, как по приказу, так и по личной инициативе, в связи с нестабильной ситуацией. Всего из Таллина 28 августа 1941 года вышли 225 кораблей и судов.

План действий Германии

Германское командование со своей стороны стремилось выполнить директиву А. Гитлера № 33 «не допустить погрузку советских войск в Эстонии на суда и прорыв в направлении Ленинграда». С этой целью на южном берегу финского залива, вдоль маршрута перехода Балтийского флота из Таллина в Ленинград, была развернута береговая артиллерия (17 дивизионов). На северном берегу имелись 2 стационарные финские береговые батареи. Несколько соединений немецкой авиации также были переброшены из-под Ленинграда. Многие из них будут уничтожены зенитным огнём.

В Финском заливе силами кригсмарин и ВМФ Финляндии, в июле-августе 1941 года, были спешно установлены 36 минных заграждений (777 немецких и 1261 финские морские мины, 796 немецких минных защитников). Из числа этих заграждений, к началу перехода было обнаружено (но не установлены точные границы) только 16. На аэродромах для действий по кораблям КБФ, в спешке были развернуты 110 немецких и 10 финских самолётов. В Финском заливе действовали финские торпедные катера.

Благословение владыки

Отец Иннокентий, когда Вы здесь в монастыре, у Вас бывает, как у моряков, тоска по морю? Желание вернуться в морскую стихию?

Иногда бывает… Хотя сказать, что чувствую, что море меня зовет, я не могу. Я же все-таки монах, а не моряк. Хотя вода для меня с детства стихия привычная, родная и близкая. Поэтому порой море вспоминается и в стенах нашей святой обители.

А когда Вы отправляетесь в очередную экспедицию, берете ли благословение у владыки Алексия, наместника Данилова монастыря?

Обязательно! Владыка Алексий всегда с радостью нас напутствует, благословляет и молится за нас, пока мы в море. Думаю, его молитвы и благословение это важная часть нашей экспедиции. Как раз перед началом этого сезона владыка служил вместе с нами молебен. Присутствующий на нем руководитель нашей экспедиции Константин Богданов позже сказал мне, что у него до этого была какая-то тревога на сердце, но как только он увидел владыку, вся тревога улетучилась, и появилось ощущение, что всё будет хорошо.

Я и с корабля регулярно звоню владыке Алексию, по возможности, рассказываю, что у нас происходит, прошу его молитв. Он ведь очень о нас беспокоится. Что ни говори, но погружение в морскую пучину и работа на большой глубине дело трудное и опасное и требует ответственного подхода к каждой мелочи. Потому мы всегда служим молебны и просим всех молиться за нас, потому что эти молитвы нас духовно поддерживают.

И, несмотря на все трудности и опасности, члены вашей экспедиции все равно готовы идти под воду. При этом вы ничего за это не получаете. Выходит, все вы просто энтузиасты своего дела.

Так оно и есть, мы энтузиасты: мы работаем за идею, за свой счет и в каком-то смысле жертвуем своим здоровьем. А идея наша проста: своим умением нырять мы хотим принести пользу обществу, всем, кто, благодаря нашим усилиям, узнает, как погибли люди, для кого-то родные люди. Есть хорошие и мудрые слова: война не окончена, пока не похоронен последний солдат. А погибших и не похороненных моряков еще очень много. Поэтому мы продолжаем вести наши поиски, чтобы найти, помянуть и вернуть из небытия всех героев Великой Победы.

Беседовали Екатерина Орлова,

Петр Селинов

Источник фото: FB Константина Богданова

План операции

Советский флот имел три пути отхода из Таллина в Кронштадт. Северный маршрут проходил в непосредственной близости от побережья Финляндии и легко просматривался с воздуха. Даже тот факт, что этот путь был почти свободен от вражеских мин, не изменил решения командования, которое сразу же отказалось от такого варианта. Ведь немцам было бы относительно легко разбомбить наши корабли, а нам организовать противовоздушную оборону крайне непросто.

Тем временем южный маршрут шел вдоль береговой линии, которую уже целиком контролировали германские войска, вышедшие к Балтике, и здесь следует иметь в виду следующее обстоятельство.

Среди эстонцев летом 1941 года царили диаметрально противоположные настроения. Были те, кто приветствовал пришедшую в республику власть Советов, считал её своей. Как эстонский революционер, политик и писатель, государственный деятель Йоханнес Лауристин, который с лета 1940 года активно участвовал в советизация эстонского общества, а затем способствовал принятию республики в состав СССР. Став первым председателем Совета народных комиссаров Эстонской ССР, Лауристин пытался сплотить общество и все силы отдал на борьбу с гитлеровской Германией, выступал на митингах и по радио, но погиб во время эвакуации из Таллина на эсминце «Володарский», который 28 августа 1941 года подорвался на мине.

Имелось на территории Эстонии и немало активистов националистических движений. С началом войны преимущественно военнослужащие бывшей эстонской армии стали вести шпионаж в тылу Красной армии в пользу рейха и создавать диверсионные отряды. О чем в скором времени стало известно и руководству СССР — маршалу Ворошилову поступила секретная разведывательная информация о ненадежности некоторых членов экипажей и капитанов транспортных судов, этнических латышей и эстонцев, перевозивших эвакуируемое промышленное оборудование, военнослужащих и гражданских лиц. Советское командование посчитало, что они способны перейти на сторону противника, ведь подобный инцидент не заставил себя ждать — эстонская команда, как утверждают специалисты, намеренно посадила одно транспортное судно на мель, чтобы оно вскоре досталось гитлеровцам. Также при движении вдоль эстонского побережья, уже занятого вермахтом, было легко уклониться от маршрута и привести корабль (если капитан или его помощник были против советской власти) со всеми пассажирами в руки противника.

В связи со всем этим, планируя вывод флота из Таллина, советское командование выбрало, по сути, третий маршрут, который проходил примерно посередине между первыми двумя. В составе конвоев должны были следовать 107 кораблей и судов, а также 62 корабля охранения; ещё 51 корабль не был включен ни в один конвой. Флот выходил четырьмя блоками под охраной отряда главных сил, отряда прикрытия и арьергарда. С самого начала корабли шли среди взрывов снарядов и бомб. На крейсере «Киров» держал флаг командующий вице-адмирал Владимир Трибуц, 28 августа он стал свидетелем гибели эсминца «Яков Свердлов», которым когда-то командовал. Взорвалась на мине и шедшая за «Кировым» подводная лодка. Неожиданно плавучую мину заметили и у борта крейсера

Корабль застопорил ход, а матросы шестами осторожно отвели боезаряд, после чего движение продолжилось

Прикрытие крейсера «Киров» дымовой завесой, август 1941 года Public Domain/Wikimedia Commons

Новости:

27 мая 2021

Эконом Данилова монастыря в составе Разведывательно-водолазной команды награжден Национальной премией «Хрустальный компас»

/Новости ставропигиальных монастырей

25 апреля 2021

Клирики ставропигиальных монастырей удостоены богослужебно-иерархической награды

/Церковные новости

15 февраля 2021

Епископ Солнечногорский Алексий совершил Литургию в Сретенском храме Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи

/Новости ставропигиальных монастырей

31 августа 2020

Эконом Данилова монастыря стал участником уникальной подводной экспедиции

/Новости ставропигиальных монастырей

15 февраля 2020

В Даниловом монастыре отпраздновали День православной молодежи

/Новости ставропигиальных монастырей

01 августа 2019

Эконом Данилова монастыря игумен Иннокентий (Ольховой) принял участие в очередной экспедиции проекта «Поклон кораблям Великой Победы»

/Новости ставропигиальных монастырей

27 мая 2021

Эконом Данилова монастыря в составе Разведывательно-водолазной команды награжден Национальной премией «Хрустальный компас»

/Новости ставропигиальных монастырей

25 апреля 2021

Клирики ставропигиальных монастырей удостоены богослужебно-иерархической награды

/Церковные новости

15 февраля 2021

Епископ Солнечногорский Алексий совершил Литургию в Сретенском храме Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи

/Новости ставропигиальных монастырей

31 августа 2020

Эконом Данилова монастыря стал участником уникальной подводной экспедиции

/Новости ставропигиальных монастырей

15 февраля 2020

В Даниловом монастыре отпраздновали День православной молодежи

/Новости ставропигиальных монастырей

01 августа 2019

Эконом Данилова монастыря игумен Иннокентий (Ольховой) принял участие в очередной экспедиции проекта «Поклон кораблям Великой Победы»

/Новости ставропигиальных монастырей

Эвакуация флота

В Прибалтике наступление Вермахта в первые месяцы Великой Отечественной войны было стремительным. Уже 22 июля войска группы армий «Север» прорвали советский оборонительный рубеж Пярну-Тарту. 5 августа немцы достигли побережья Финского залива. Столица Эстонской ССР была отрезана. Из-за нехватки сухопутных сил командование привлекло к обороне Таллина моряков Краснознамённого Балтийского флота. Спущенные на берег экипажи кораблей дали защитникам города 10 тысяч морских пехотинцев.

Однако кольцо окружения неумолимо сжималось, и вскоре встал вопрос о судьбе самого флота. Чтобы суда не попали в руки немцев, оставалось только перебросить их на последнюю базу – в Кронштадт. Соответствующее разрешение главком ВМФ Николай Кузнецов получил от верховного командования только 26 августа. 27 августа днем, под обстрелом немецкой артиллерии, началась погрузка на транспорты. Чтобы скрыть от противника отход конвоев, русские пустили над Таллинном дымовую завесу.

Предыстория

Порт Таллина

7 августа 1941 года немцы вышли к Балтийскому морю восточнее Таллина, блокировав город.
До 19 августа, советские войска сдерживали продвижение немцев, постепенно отступая к основному рубежу обороны города. 20 августа немцы возобновили наступление, нанеся основной удар с восточной, менее защищенной стороны города. До этого, 15-ого августа немцы обошли лужский укреп. район и вышли на оперативный простор перед Ленинградом.

Военный совет, собрав командиров соединений, решил эвакуировать таллинскую базу. Рано утром, 26 августа был получен приказ ставки: эвакуировать главную базу флота, перебазироваться в Кронштадте, а затем прибыть в Ленинград для усиления его обороны. Все, что нельзя вывезти, было приказано уничтожить. Людям об эвакуации с базы было объявлено только днём: это было необходимо для скрытности операции.

Долгий путь до Кронштадта

Всего конвою необходимо было преодолеть расстояние в 300 километров. Однако это была Балтика 1941 года, усеянная немецкими и финскими минами и регулярно подвергавшаяся налетам вражеской авиации.

Операция не задалась с самого начала. По ряду причин выход кораблей отложили с раннего утра до полудня. Потом часть судов перемешалась и уже не было понятно, кто к какой группе относится.

После выхода из порта тральщики неплохо отводили минную угрозу. Однако третья группа немного сменила маршрут и думая, что там безопасно ушла в сторону. В принципе они были правы. За исключением одного – изменился ветер и часть мин отнесло в, казалось бы, безопасный фарватер.

Именно таким образом были потеряны все эсминцы лидеры 3-й группы. Не избежали потерь и первые группы – не все мины удалось отвести. Плюс мешали вражеские авианалеты.

Кроме минной и воздушной угрозы существовала еще вражеская артиллерия. Она не несла столь сокрушительного эффекта, но вынуждала идти суда в стороне от берега. Тем самым подставляясь под мины и торпедные катера.

Сам переход длился всего два дня. Первый день был печален – было потеряно около 20 кораблей. Но второй день тоже не принес ничего хорошего. В полную силу начала работать вражеская авиация, в том числе – финская.

Участились атаки торпедных катеров. Всего в Кронштадт не пришло 18 транспортов, 15 вспомогательных судов и 19 боевых кораблей. Это примерно 30% от всех вышедших надводных кораблей. Потери среди людей насчитывают около 15 тысяч человек.

Причины трагедии

У немцев не было в Финском заливе крупных кораблей, их силы ограничивались подводными лодками, торпедными катерами и тральщиками. Почему же Балтийский флот, состоявший из 150 боевых кораблей, включая два линкора, четыре крейсера и 15 эсминцев, понёс такие большие потери?

Прежде всего, важную роль играла авиация, причём, на Балтике немцы, в отличие от событий в Ла-Манше, достигли превосходства в воздухе. Первые же караваны были атакованы двумя десятками «Юнкерсов». Истребительного прикрытия у КБФ не было, а зенитные расчёты оказались неэффективны.

«Четыре или пять транспортов были, видимо, сильно повреждены, на них бушевали пожары, рядом с ними виднелись небольшие суда: буксиры и какие-то спасательные шлюпки, видны были струи воды из пожарных шлангов. Наконец-то наши зенитчики смогли открыть огонь по самолётам, но это была больше моральная поддержка», – писал участник эвакуации, сигнальщик ледокола «Суур-Тылл» Владимир Трифонов.

«Стервятников» Геринга не останавливало то, что на кораблях было много гражданских лиц и раненые из госпиталей. Они расстреливали даже матросов, спасавшихся на досках и спасательных кругах.

Выжившие члены экипажей с горечью вспоминали, как шли мимо гибнущих судов и тонущих людей. Многие краснофлотцы, как рассказывали очевидцы, покончили с собой. С погибших кораблей удалось спасти только 16 тысяч человек.

Ключевое преимущество гитлеровцам, по сравнению с Дюнкеркской операцией, обеспечило плотное минирование акватории. С 9 августа немцы сумели выставить 17 линий минного заграждения на востоке от Таллина, у мыса Юминда (1 487 минных защитников и 1 828 якорных мин).

Историки отмечают неудовлетворительную работу советской разведки, которая не занималась поиском мин, хотя фашисты не скрывали, что собираются запереть Балтийский флот в Таллине. На исходе операции сказался и дефицит тральщиков в КБФ. Вместе 200 необходимых их было всего 53.

Переход

27-ого августа в 11 часов утра, командующий флотом Трибуц отдал приказ о начале отхода войск и посадки на суда. А уже через два часа войска начали перегруппировку для отхода с занимаемых рубежей обороны, которые, уже во многих местах были прорваны.
Основные силы начали посадку на суда около 22 часов и продолжали её до рассвета 28 августа.

Учёта персонала во многих случаях не велось.
Приняв личный состав и технику, суда выводились с рейда в район формирования конвоев буксирами. Имели место дезорганизация, неприбытие кораблей в места погрузки войск и грузов, другие корабли были сильно перегружены.
Разработанный командованием флота план посадки людей на суда не соблюдался и фактически был сорван.

Немецкая авиация бомбит конвой

Эскадренный миноносец «Гордый»

Эскадренный миноносец «Яков Свердлов»

Ночь на 29 августа оказалась самой тяжелой, так как кораблям пришлось прорываться в практически полной темноте, через минное поле большой глубины и плотности. Около 20 часов, от подрыва на мине погиб тральщик «Краб», затем тральщик «Барометр». У 3 из 5 тральщиков, за которыми шел отряд главных сил, в результате «затраливания» минных защитников, были перебиты тралчасти. С потерей этих тральщиков, потери флота резко возросли. Почти со всем экипажем погибла подлодка С-5. Потом подорвался и затонул, потеряв большую часть экипажа убитыми, эскадренный миноносец «Яков Свердлов», а эсминец «Гордый» получил тяжелые повреждения.

С наступлением рассвета, снявшись с якорей, боевые корабли с максимально возможной скоростью ушли в сторону Кронштадта, а тихоходные и маломаневренные суда остались, по существу, без охранения. Немецкие летчики, практически безнаказанно, как на учениях, бомбили советские суда, выбирая при этом самые крупные из них. Это, естественно, привело к большим потерям, особенно в личном составе.

29-ого августа в 17 часов, боевые корабли Балтийского флота отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде. Уже на следующий день они включились в оборону Ленинграда: их мощная артиллерия уничтожала немцев, рвавшихся к городу. Доставленные кораблями армейские и флотские части, направленные на сухопутный фронт, присоединились к рядам защитников города.

Итоги прорыва

В течение трех дней, пока продолжался переход, наш флот потерял пять эсминцев, две подводные лодки, три сторожевых корабля и девять кораблей меньшего тоннажа. Также ушли на дно 18 транспортов и 25 вспомогательных судов. В различных работах приводятся несколько отличающиеся цифры эвакуированных людей. Один из наиболее авторитетных исследователей данной темы контр-адмирал Радий Зубков, изучив многочисленные архивные документы, подсчитал, что Таллин покинули 41 992 человека, а до Кронштадта, Ленинграда и Ораниенбаума добрались 26 881 человек — погибло 15 111 человек (7331 военный моряк, 143 вольнонаемных сотрудников флота, 1740 бойцов Красной армии, 4628 гражданских лиц). Немецкая авиация во время воздушных налетов на советские конвои потеряла, по разным данным, от трех до десяти самолетов.

Ценой огромных жертв советской стороне все же удалось вывести из Таллина большую часть кораблей и судов с находящимися на них людьми, спасти их от уничтожения или захвата наступающими гитлеровцами. Сразу после ухода из эстонской столицы начались тяжелые бои за Моонзундский архипелаг, которые продолжались более 40 суток. Его защитники мужественно сражались, понимая, что находятся в глубоком тылу врага, за сотни километров от линии фронта, и отступать им некуда, но эти бои позволили выиграть время для организации обороны Ленинграда.

Прибывшие из Таллина в Кронштадт, а затем в Ленинград силы усилили оборону города на Неве — большинство из них имело уже боевой опыт в сражениях с врагом в Прибалтике. Важными были навыки и знания организации взаимодействия кораблей флота с наземными войсками при обороне крупного населенного пункта — Таллина — и его военно-морской базы. Корабли с их мощной артиллерией сразу же были включены в систему обороны Ленинграда, превращенного в неприступную крепость. Из экипажей формировались бригады морской пехоты и десантные отряды. Вскоре все они стали наводить ужас на нацистов. Опыт перехода был также учтен при организации эвакуации Одессы. Однозначно оценить результаты Таллинского прорыва трудно — при существенных потерях необходимый результат был достигнут.

Автор выражает благодарность военному историку кандидату исторических наук Константину Кулагину.