Оглавление
Последние годы жизни
Поправить материальное положение в Петербурге поэту не удалось. У читающей публики того времени большим успехом пользовались иностранные романы и волшебные сказки, а произведения российских авторов пылились на полках книжных лавок годами. По этому поводу редактор журнала «Живописец» Н. Новиков писал: «Кто бы во Франции поверил, если бы сказали, что Волшебных сказок разошлося больше сочинений Расиновых? А у нас это сбывается: «Тысяча одной ночи» продано гораздо больше сочинений г. Сумарокова…»
В январе 1775 г. Александр Петрович вернулся в Москву, а в марте Екатерина II одним росчерком пера вынесла Сумарокову окончательный приговор, запретив впредь печатать без цензуры его сочинения. Это был крах. Осмеянный обществом, отвергнутый императрицей, лишенный средств к существованию поэт погряз в долгах, пристрастился к бутылке и совершенно опустился. Чтобы заплатить заимодавцам и выкроить хоть какие-то крохи на жизнь, Александр Петрович начал распродавать свою библиотеку. Со здоровьем тоже не ладилось, сказывались прежние скандалы и беспробудное пьянство: поэт почти ослеп и мучился частыми приступами ипохондрии. Неоднократно Сумароков обращался за помощью к графу Потёмкину, но все его мольбы остались без ответа.
1 мая 1777 г. скончалась вторая супруга поэта Вера Прохорова. Её смерть Александр Петрович переживал очень тяжело и «плакал непрестанно двенадцать недель». Однако, чтобы не лишать родившихся ещё до брака детей права на наследство, Сумароков срочно обвенчался с племянницей покойной жены Еленой Гавриловной, вызвав очередную бурю негодования со стороны родственников. В третьем браке Александр Петрович прожил всего 4 месяца и 1 (12 по н. с.) октября 1777 г. преставился. За два дня до смерти московский дом поэта, его личное имущество и остатки библиотеки были проданы с аукциона за долги.
Хоронить некогда блистательного «северного Расина» пришлось актерам московского театра за свой счёт. Они же несли гроб с телом поэта до кладбища Донского монастыря, поскольку на катафалк собранных денег не хватило. Из родни проститься с Александром Петровичем никто не приехал. Место погребения А. П. Сумарокова было вскоре забыто и утеряно ещё в начале XIX в.. Обнаружили последний приют известного литератора совершенно случайно, когда в 1836 г. в эту же могилу был похоронен профессор Московского университета П. С. Щепкин. Существующий ныне памятник поэту был установлен в 1951 г.
Трагедии Сумарокова
Перу Александра Петровича принадлежит 9 трагедий. Литературоведы разделяют их на две группы.
В первую входят трагедии, написанные в 1740-1750 года.
Вторая группа трагедий была написана после 10-летнего перерыва:
От трагедии к трагедии тираноборческий пафос произведений автора увеличивается. Герои трагедий в соответствии с эстетикой классицизма четко делятся на положительных и отрицательных. В трагедиях практически минимум действий. Основную часть времени занимают монологи главных героев, зачастую обращенные к зрителю, а не к происходящему на сцене. В монологах автор со свойственной ему прямотой излагает свои нравоучительные мысли и принципы морали. За счет этого трагедии проигрывают в динамике, но суть пьесы оказывается заключенной не в действиях, а в речах героев.
Первая пьеса «Хорев» была написана и поставлена драматургом еще в годы обучения в Шляхетском корпусе. Она быстро снискала признание и популярность. Ее любила смотреть сама императрица Елизавета Петровна. Действие пьесы перенесено в эпоху Киевской Руси. Но «историчность» пьесы весьма условна, это всего лишь ширма для высказывания вполне современных для эпохи драматурга мыслей. Именно в этой пьесе автор утверждает, что не народ создан для монарха, а монарх существует для народа.
В трагедии воплощен характерный для Сумарокова конфликт между личным и общественным, между желанием и долгом. Главный герой пьесы – киевский царь Кий – сам повинен в трагической развязке конфликта. Желая проверить верность своего подданного Хорева, он поручает ему выступить против отца его возлюбленной Осмельды – Завлоха, некогда изгнанного из Киева. Финал трагедии мог бы быть и счастливым (как в вольном переводе «Гамлета» с измененной концовкой), но придворные козни губят возлюбленных. По мысли Александр Петровича, виной этому – деспотизм и спесь царя.
Наибольшее воплощение тираноборческая мысль получила в его последней трагедии – «Димитрий Самозванец». В пьесе содержатся прямые призывы к свержению царской власти, изложенные устами второстепенных персонажей: Шуйского, Пармена, Ксении, Георгия. Насколько сильный резонанс вызвала публикация и постановка трагедии, можно судить по реакции Екатерины II, прочитавшей сочинение и сказавшей, что это «на редкость вредная книжонка». В то же время эта трагедия шла в театрах вплоть до 20-х годов XIX века.
Александр Сумароков биография кратко
Александр Сумароков биография кратко русского поэта, драматурга и литературного критика изложена в этой статье. Александр был один из крупнейших представителей русской литературыXVIII века. Считается первым профессиональным русским литератором
Александр Сумароков краткая биография
Сумароков Александр Петрович появился на свет в Петербурге 14 (25) ноября 1717 году в дворянской семье военного чиновника. Начальное образование получил дома. В 1732 году он поступил в Сухопутный шляхетный корпус («Рыцарская академия») для детей высшего дворянства.
В 1740 году, в конце обучения, были напечатаны 2 оды молодого Сумарокова, в которые он посвятил императрице Анне Иоанновне. Из учебного заведения Сумароков вышел адъютантом вице-канцлера графа М.Головкина. После того как престол заняла Елизавета Петровна в 1741 году, поэт был назначен адъютантом графа А.Разумовского. В это время Сумароков пишет модные пасторальные и любовные песенки, которые стали популярны. Он выработал свой музыкальный, легкий стих, написанный в шестистопном ямбе.
На тот период Сумароков несколько конкурировал с другим литератором – Ломоносовым, и даже выступил с пародиями на его оды. В обществе они получили название автопародий. Александр Петрович попробовал себя во всех жанрах классицизма, открыл для России жанр стихотворной трагедии. Ему принадлежит создание 9 трагедией, самыми известными из которых были Синав: и Трувор (1750 год ), Димитрий Самозванец (1771 год) и Хорев (1747 год).
В 1756 году Сумарокова назначили в Петербурге первым директором Российского театра. Он долго оставался главным «поставщиком» репертуара, за что его по праву называют «отцом русского театра». После «Хорева» написано восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто. Сумароков также автор около 400 басен и более 130 песен.
Параллельно Сумароков, который работал очень плодотворно, развивался в других жанрах литературы. В 1755-1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», 1759 выдавал собственный журнал сатирико-поучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России), в котором публиковал, в частности, русские переводы Горация, Вольтера и Свифта . В 1762-1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год — ряд сборников его стихов.
Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож и похвалы поклонников, Сумароков чувствовал себя не оцененным по заслугам и постоянно сетовал на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики. Попал в немилость императрицы Екатерины Второй. В 1761 году он потерял управление театром, а в 1769-м переехал в Москву. Здесь, забытый покровителями и разорен, страдая от алкоголизма, он умер 11 октября 1777 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Первая заслуженная слава
Однако никакой настоящий художник не может удовлетвориться лишь подражанием тому, что создано кем-то другим, он всегда ищёт собственный стиль. Именно так поступил Сумароков. Биография его творческой жизни по-настоящему начинается, когда в салонах образованной петербургской аристократии во множестве появляются списки его любовных песен. Этот жанр был избран автором неслучайно. Именно он в наибольшей степени позволял раскрыться душевному состоянию Александра — молодого блестящего офицера, полного романтических переживаний, свойственных его возрасту.
Но настоящую славу ему принесла состоявшаяся при дворе в 1747 году постановка его стихотворной драмы «Хорев». Тогда же она вышла из печати, став достоянием широкой публики, что сделало его имя всенародно известным. Вслед за тем, также при дворе, исполняется несколько пьес, автором которых был Сумароков. Биография его творчества выходит с этого времени на новый уровень — он становится профессиональным литератором.
«Все меры превзошла моя досада»: последние годы жизни Александра Сумарокова
Антон Лосенко. Портрет Александра Сумарокова (фрагмент). 1760. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Среди придворных росло недовольство Сумароковым. Поэт публиковал сатирические статьи и стихотворения. В это же время он много судился: Сумароков разошелся с женой, чтобы вступить в брак с дочерью своего кучера, поссорился с родственниками из-за наследства отца и написал жалобу на мужа сестры. В Петербурге о поэте ходили дурные слухи: его считали вздорным скандалистом. В 1769 году Сумароков переехал в Москву и сосредоточился на творчестве. В трагедиях «Синав и Трувор» и «Димитрий Самозванец» он обличал плохих, по его мнению, правителей, — тиранов и самодержцев. Критика, с которой поэт выступал в своих произведениях, вызвала недовольство представителей власти.
В 1770 году московский губернатор Петр Салтыков решил поставить спектакль по пьесе «Синав и Трувор». Он сам подобрал актеров и не допустил Сумарокова к работе над постановкой. Филолог Юрий Стенник писал: «Неподготовленную пьесу разыграли по приказу Салтыкова на потеху публике и провалили». Зрители освистали спектакль. Актеры плохо знали роли, а исполнительница главной роли артистка Елизавета Иванова вышла на сцену пьяной. Сумароков написал Екатерине II письмо, в котором обвинил Салтыкова в самоуправстве.
Императрица не поддержала поэта. Она посоветовала ему поблагодарить Салтыкова за постановку. В ответ Сумароков написал стихотворение «Все меры превзошла моя досада». В нем он писал:
В следующем, 1771 году Сумароков написал сатиру «О благородстве», в которой обличал пороки дворянства, и комедии нравов «Рогоносец по воображению», «Вздорщица» и «Мать — совместница дочери». Эти произведения поэт создал за очень короткий срок — на одну пьесу у него уходило несколько дней. В 1772 году журналист и издатель Николай Новиков написал о нем: «Притчи его почитаются сокровищем российского Парнаса, и в сем роде стихотворения далеко превосходит он Федра и де ла Фонтена, славнейших в сем роде». Поддерживали поэта и его ученики — Василий Майков и Михаил Херасков.
В 1770-х Сумароков много болел и стал терять зрение. Поэту не давали покоя кредиторы. Из-за нехватки средств Сумарокову пришлось продать часть библиотеки. Несколько раз он писал императрице и ее фавориту Григорию Потемкину и просил помочь. Его прошения остались без ответа. В произведениях этих лет Сумароков жаловался на нищету и равнодушие чиновников. В стихотворении «Жалоба» он писал:
Александр Сумароков умер 12 октября 1777 года в Москве. За несколько месяцев до смерти ему пришлось продать остатки своей библиотеки и дом. Похоронили поэта за счет московских актеров на Донском кладбище Москвы. Уже в начале XIX века его могила считалось утерянной, но в 1951 году захоронение нашли и установили на его месте памятник.
Александр Петрович Сумароков и комедии
Русский драматург ввел в театральные постановки новый элемент комедийного жанра народного театра. Его произведения невелики по объему, написаны прозой и полны персонажей, подмеченных в обычной жизни.
Он написал эпистолу о комедийном спектакле и о том, по каким приметам должна развиваться постановка:
Всего им написано 12 комедий. Более поздние, созданные между 1764-1768 годами, являются произведениями характеров и сосредотачиваются на изобличении главного героя. Так, комедия «Нарцисс» повествует о самовлюбленности, самолюбовании. Драматург выступал против клеветников, ростовщиков и жуликов всех мастей.
Отрицательные герои в комедиях драматурга высмеиваются ярко и беспощадно.
Например, в «Опекуне» писателю удалось создать сложный характер главного героя, обладающий различными пороками, вытекающими один из другого. Здесь показаны скупость, жестокость и невежественность.
Детство и отрочество
Александр родился вторым ребёнком в семье поручика драгунского полка Петра Панкратьевича Сумарокова и его жены Прасковьи Ивановны (в девичестве Приклонской). Сие счастливое для супругов событие случилось 14 (25 по н. с.) ноября 1717 г. в Вильманстранде (ныне финский город Лаппеэнранта), где проходил службу Сумароков-старший. Семья считалась весьма состоятельной: отец поэта, крестник Петра Великого, имел в 6 имениях 1670 крепостных душ и успешно продвигался по карьерной лестнице. Кроме Александра у Сумароковых было ещё 8 детей.
Начальное образование Александр получил дома. До 1727 г. ему давал уроки карпатский русин И. А. Зейкен, обучавший в то же самое время наследника престола, будущего императора Петра II. 30 мая 1732 г. старшие мальчики Сумароковы (Александр и Василий) были приняты в первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса в Петербурге, именуемого также «Рыцарской академией». Согласно задумке учредителей заведения выпускники Корпуса должны были стать элитой дворянского общества Российской империи: мальчиков обучали иностранным языкам, математике, истории, географии, военному делу, этикету, танцам, искусству вести беседу. В свободное от уроков время кадетам надлежало читать историческую литературу, газеты, указы и регламенты. Некоторые ученики развлекались сочинением стишков и песенок. Печатный дебют самого Александра Сумарокова состоялся в конце 1739 г.: к празднованию Нового 1740 года юный поэт опубликовал напыщенный одический диптих, посвящённый «Ее Императорскому Величеству Милостивейшей Государыне Императрице Анне Иоанновне Самодержице Всероссийской».
14 апреля 1740 г. Александр Петрович Сумароков был выпущен из Корпуса в ранге поручика и причислен к военно-походной канцелярии фельдмаршала А. Х. Миниха. В 1741 г. фельдмаршала отстранили от дел, а молодого поручика перевели адъютантом к вице-канцлеру М. Г. Головкину. В июле 1742 г., после ареста и ссылки М. Головкина, Сумароков получил чин капитана и поступил на службу к графу А. Г. Разумовскому, фавориту императрицы Елизаветы.
Оды, песни, эпиграммы
В биографии Сумарокова есть и противостояние общепризнанным талантливым личностям. Предшественник писателя филолог Тредиаковский утверждал, что российское стихотворение должно быть тоническим. Вслед за ним Ломоносов довершил создание правил стихосложения.
Сумароков ввел новаторскую традицию: умение создавать образцы поэтических произведений практически всех жанров, стремясь при этом показать различные жанровые возможности литературы.
Образцы поэзии, данные Александром Петровичем Сумароковым, служат ярким примером верного служения музам.
Он создавал идиллии, оды и элегии, писал мадригалы, басни, памфлеты и песни, сочинял сатирические произведения в виде эпиграмм, нравоучительных притч и юмористических экспромтов.
Сумарокову принадлежат несомненные открытия в любовной лирике, в которой автор обращается непосредственно к человеку и тонкостям его натуры, к эмоциям и чувствам. Это было новаторство в определенной степени.
Лирика Сумарокова задушевна и проста, без ненужного пафоса и патетики стремится открыть искренность и глубину чувств лирических героев.
Такая многогранность таланта подтверждает исключительность Александра Петровича Сумарокова. Творчество писателя надолго опередило время, хоть и было незаслуженно забыто.
Вот еще один образец лирического стихотворения. Несмотря на то, что сам язык написания устаревший, стихи поражают искренностью и глубокой грустью. Судите сами:
Образование и первые воспитатели
Александр Сумароков получил домашнее образование. Его воспитателем сначала был русин из Венгрии Зейкен. Затем образованием мальчика занимался А.Остерман, дававший уроки и будущему императору России Петру Второму.
В возрасте 14 лет Александр был принят в шляхетный (Кадетский) корпус. Это случилось в год открытия данного учебного заведения. Здесь он проучился 8 лет, получил прекрасное образование в области математических, юридических, исторических наук, освоил несколько иностранных языков, включая немецкий и французский.
Правилами обучения в корпусе не возбранялось сочинять тексты различной направленности. Именно здесь Сумароков начал писать первые стихи и пьесы, хотя образовательная система готовила его к государственной деятельности.
Заметки
В девятом поколении Сумароковых самым известным является Александр Петрович, первый русский драматург . Его эпиграмма «Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог. Конечно, голова в почтеньи меньше ног», написанная в 1759г., и сегодня, в начале XXI века, звучит очень современно и актуально. Корни А.П.Сумарокова здесь, на нашей земле: его деду Панкратию Богдановичу и отцу Петру Панкратьевичу принадлежали поместья в нынешнем Антроповском районе (деревни Игнатово, Григорово, Жирки вместе с погостом Спас-Пенье), а матери Прасковье Ивановне – село Кабаново Галичского уезда, от бездетного Прокофия Ивановича Сумарокова он получил по наследству (через несколько поколений) земли в Красносельском районе (Васильевское-Сумароково, Поповка и другие). Его предок Гаврило Иванович Сумороков, убитый под Соколом в 1580г., — сын того самого Ивана Дмитриевича Суморокова, осевшего на костромской земле в 1511г. Именно с Александра Петровича Суморокова в связи с его широкой известностью и в связи с распространение «аканья» по Москве фамилия их предка Суморока видоизменяется и сначала звучит, а потом и пишется как СумАроковы. Александр Петрович родился 14 ноября 1717 года в Финляндии, где его отец командовал бригадой во время Северной войны. Он получил сначала домашнее образование, а в 1732 году стал одним из первых воспитанников открывшегося в Петербурге Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса для детей высшего дворянства
В корпусе готовили государственных чиновников, особенное внимание уделялось гуманитарным дисциплинам, тонкостям светского этикета, иностранным языкам. В такой обстановке формировались литературные пристрастия, интерес к театру
В 1740 году Александр Петрович служит адъютантом вице-канцлера графа М.Т.Головина, а с конца 1741 года становится адъютантом А.П.Разумовсого. В 1743 году он получает чин генерал-адъютанта. В свободное время посещает театр, читает произведения французских драматургов, участвует в театральных спорах. Известность приходит в 1748 году, когда он выпускает трактат из двух эпистол в стихах. Первая трагедия «Хорев» создана на сюжет из истории Древней Руси. Позднее драматург создал и другие пьесы: «Гамлет», «Синав и Трувор», «Аристон», «Семира», «Третейский суд», «Пустая ссора», «Нарцисс». В 1756 году он стал первым директором театра, открывшегося в Петербурге. Умер Александр Петрович 1 октября 1777 года. После себя оставил наследников: Екатерину, Прасковью, Павла и Наталью. Сестра его Екатерина Петровна Сумарокова была замужем за известным драматургом Яковом Борисовичем Княжниным. Детей не имела.
http://kospenaty.narod.ru/rodosl_sumarokov.htm
русский поэт, драматург/
Окончив ikz[tncrbq корпус в 1740 году, был зачислен на службу сперва в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем адъютантом у графа А. Г. Разумовского.
Известность ему принесла напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе его первая трагедия «Хорев». Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Волкова. Когда же в 1756 году был учреждён постоянный театр, Сумарокова назначили директором этого театра и он долго оставался главным «поставщиком» репертуара. За «Хоревом» последовало восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто.
В 1755—1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 году издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России). В 1762—1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год — ряд сборников его стихотворений. Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков не чувствовал себя оценённым по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики. В 1769 году, переселился в Москву. Здесь, заброшенный покровителями, разорился и спился.
Выпускник «рыцарской академии»
Александр Сумароков. Изображение: azertag.az
Александр Сумароков родился 25 ноября 1717 года в Финляндии — недалеко от Вильманстранда. Он стал вторым ребенком в большой дворянской семье. Отец будущего писателя — Петр Сумароков — был военным. Он стремился дать детям хорошее образование: нанял им иностранных гувернеров и сам занимался с сыновьями литературой. Мать Александра Сумарокова — Прасковья Приклонская — происходила из дворянского рода, который был приближен к власти в годы царствования Петра I и Екатерины I.
В 1732 году, когда Сумарокову было 14 лет, отец отправил его на учебу в недавно открытый Сухопутный Шляхетный кадетский корпус. Это учебное заведение готовило будущих военнослужащих, чиновников и придворных — его даже называли «рыцарской академией». В корпусе учили риторике, этикету, фехтованию, музыке и танцам, но мало преподавали науки. Кадеты участвовали в придворных праздниках — ставили спектакли, писали стихи. Сумароков много читал, особенно любил популярных в те годы Василия Тредиаковского и Жана Расина. Незадолго до окончания корпуса он создал две оды — «Всемилостивейшей государыне императрице Анне Иоанновне, самодержице всероссийской, поздравительные оды в первый день нового года 1740, от кадетского корпуса сочиненные чрез Александра Сумарокова». Наставники Сумарокова помогли с публикацией стихотворений — их напечатали отдельной брошюрой.
В апреле 1740 года Александр Сумароков выпустился из кадетского корпуса. Хорошие оценки позволили ему претендовать на быстрое продвижение по службе. Сумароков получил должность адъютанта Михаила Головкина, вице-канцлера императрицы Анны Леопольдовны. Однако вскоре случился дворцовый переворот 1741 года, и к власти пришла Елизавета Петровна. Она распорядилась арестовать Головкина и выслать чиновника в Сибирь — его обвинили в государственной измене. На карьере Сумарокова эти события не отразились. Вскоре после переворота он получил новую должность. Поэт стал помощником графа Алексея Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. В это время Александр Сумароков был приближен к первым лицам государства, регулярно бывал на приемах во дворце, посещал светские салоны. Его взгляды были близки чиновникам и аристократам — поэт был монархистом. В то же время Сумароков совмещал службу и творчество, следил за современной литературой тех лет.
В начале 1740-х в печати появились первые оды Михаила Ломоносова. Сумароков прочитал их и решил познакомиться с автором стихотворений. Поэты подружились, и в 1744 году вместе выступили против Василия Тредиаковского в теоретическом споре о размерах русского стихосложения. Ломоносов полагал, что ритм задает эмоциональный тон литературного произведения. Сумароков с ним согласился. В этот период у поэта еще не было собственного четко сформировавшегося стиля. Он ориентировался на опыт других писателей, в том числе и Ломоносова. Однако уже в 1747 году Сумароков написал «Эпистолу о стихотворстве», в которой сформулировал основные принципы своего творчества:
В том же году Сумароков обратился к своему начальнику — графу Алексею Разумовскому: он просил опубликовать трагедию «Хорев».
В 1747 году была опубликована трагедия «Хорев», а в 1748 году — «Гамлет», которую, как предполагают исследователи, Сумароков написал под впечатлением от Шекспира. Эти произведения принесли ему успех. Критики хвалили его за патриотизм, интерес к русской истории. Вскоре вокруг поэта начала формироваться литературная школа. У Сумарокова появились ученики и последователи, среди которых были Иван Елагин, Петр Свистунов, Николай Муравьев и другие.