Судебная реформа александра ii

Оглавление

Реформы Александра II

Личность императора Александра II. Император Александр родился 18 апреля 1818 г. в Москве. Он первый ребенок в семье великого князя Николая Павловича, который в конце 1825 г. стал императором Николаем I. Тогда же особым манифестом его семилетний сын Александр был провозглашен наследником престола.

Наставником цесаревича был назначен Василий Андреевич Жуковский — писатель, один из образованнейших людей того времени. Он составил для высокородного подопечного особую учебную программу, основополагающий принцип которой Жуковский определил как образование для добродетели. Задачи обучения и воспитания тесно переплетались.

Два раза в год для наследника устраивались экзамены, на которых он неизменно показывал хорошие результаты. После одного из них император Николай I писал Жуковскому: Мне приятно сказать Вам, что не ожидал найти в сыне таких успехов. Все у него идет ровно, все, что он знает. — знает хорошо, благодаря Вашему способу обуче­ния и ревности учителей.

Важнейшей частью образования наследника являлись его поездки по стране. Весной 1837 г. в сопровождении В. А. Жуковского Александр более 6 месяцев путешествовал по России. Железных дорог еще не существовало, и наследнику пришлось передвигаться на пароходах и лошадях, преодолевая огромные расстояния.

Будущий царь не только встречался с должностными лицами на местах, осматривал древние храмы, музеи, исторические и природные достопримечательности, но и охотно посещал дома простого люда и внимательно выслушивал их рассказы о радостях и горестях своего житья-бытья.

В 19 лет Александр Николаевич свободно владел пятью языками (русским, немецким, французским, польским и английским), а также имел обширные познания по истории, математике, физике, естественной истории, географии, статистике, правоведению, политической экономии и Закону Божьему. Кроме того, он имел хорошие знания по военным наукам.

Его отличали широкий кругозор, изысканные манеры и доброта характера. Он производил самое благоприятное впечатление на тех, кому доводилось встречаться с ним и в России, и за границей.

В качестве цесаревича Александр Николаевич неоднократно выезжал за границу.

Во время самой продолжительной такой поездки, с мая 1838 по июнь 1839 г., он посетил Пруссию, Швецию, Данию, Баварию, Австрию, Голландию, Италию, Англию и другие княжества и королевства. Александр Николаевич знакомился с политическими приемами управления различных стран, посещал парламенты, его везде принимали с величайшим почтением. Римский папа Григорий XVI в его честь даже распорядился специально иллюминировать купол собора Святого Петра.

В апреле 1841 г. в Петербурге состоялось бракосочетание Александра Николаевича и принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, перешедшей к тому времени в православие и принявшей имя Марии Александровны.

С начала 1840-х гг. Николай I приобщает сына к делам государственного управления. Он принимает участие в работе Государственного совета. Комитета министров, Финансового комитета. Во время отлучек царя из столицы на цесаревича возлагалась ответственность принимать решения по текущим делам. С конца 1840-х гг. Александр Николаевич назначается председателем нескольких комитетов, обсуждавших важнейшие вопросы государственной жизни, в том числе и вопрос об улучшении положения крепостных крестьян. В 1849 г. Александр Николаевич получает должность командующего гвардией и начальника всех военно-учебных заведений России.

Ко времени вступления на престол Александр II являлся человеком зрелых лет, обладавшим обширными знаниямив различных областях, имевшим достаточно глубокие представления о сложной механике государственного управления. Он находился на престоле с 1855 по 1881 г.

Крепостное право


Картина Бориса Кустодиева 1907 года, изображающая русских крепостных, слушающих провозглашение Манифеста освобождения в 1861 году.

Освобождение крестьян 1861 г.

Реформа эмансипации 1861 , которая освободила 23 миллионов крепостных была самым важным событием в девятнадцатом веке русской истории, и начало конца для земельной монополии аристократии власти. Указ положил конец феодальным обязательствам крепостных и выделил им землю. Владельцы получили казначейские облигации, которые составили ликвидный капитал. Крестьяне, оставшиеся на земле, были обязаны уплатить выкуп своей общине (сельскому миру) в течение 49 лет.

Помимо освобождения крепостных от жесткого контроля дворянства, эмансипация принесла в города бесплатную рабочую силу, включая крестьян и дворян. Это стимулировало промышленность, предоставляя рабочий класс, и позволило среднему классу расти в численности и влиянии. Вся земля и имущество, переданные крестьянам, находились в коллективной собственности мира , деревенской общины, которая делила землю между крестьянами и контролировала различные владения. Революционеры остались недовольны. Они считали, что только что освобожденных крепостных буржуазия просто продает в наемное рабство . Революционеры, называющие себя Народной волей (Народная воля), неоднократно пытались убить Александра II, и это им удалось в 1881 году.

Роль дворянства

В то время как большинство помещиков-дворян было консервативным, сильный либеральный элемент был более выраженным. Они энергично утверждали, что крепостное право серьезно ограничивает предпринимательские возможности дворянства. Они предполагают, что эмансипация крепостных, финансируемая правительством, предоставит дворянам и дворянам капитал для инвестирования в экономические возможности, которые демонстрировались в Западной Европе. Эти новаторские схемы исходили прежде всего от либеральной шляхты Тверской губернии. План состоял в том, чтобы использовать государственную ссуду, чтобы освобожденные крепостные могли покупать фермы у дворян. У дворян тогда был бы капитал, чтобы начать совершенно новые предприятия, не ограниченные низкой доходностью сельского хозяйства в холодном российском климате. В конце 1858 года Александр II создал комиссию по изучению эмансипации, и либеральные идеи оказались привлекательными. Однако правительственные бюрократы, к их большому разочарованию, закрывают либералам от фактического планирования. Был достигнут компромисс, в соответствии с которым дворянам были предоставлены новые обширные роли в земствах, созданных для управления местным самоуправлением.

Государственные крепостные

Национальное правительство также владело крепостными, которых называли государственными крепостными, пока они тоже не были освобождены в ноябре 1866 года. Царь издал закон «О землеустройстве государственных крестьян», позволяющий сельскому обществу сохранять принадлежащие им земли на правах «собственности». . Выкуп государством имущественных владений регулировался законом от 12 июня 1886 г. После проведения этих реформ надел государственных крестьян сократился на 10% в центральных губерниях и на 44% — в северных. Выплаты были рассчитаны на 49,5 лет и в некоторых случаях должны были быть произведены до 1931 года, но были отменены 1 января 1907 года в рамках Столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года.

Учреждение коллегии адвокатов

До 1864 года коллегии адвокатов не существовало . Были писцы ( стряпчии ), которые не должны были удовлетворять никаким требованиям и обладали очень ограниченными полномочиями. Цель коллегии адвокатов ( русский язык : Корпорация присяжных поверенных ; барристер : присяжный поверенный ) заключалась в том, чтобы гарантировать каждому обвиняемому доступ к квалифицированной юридической помощи. Также одной из задач коллегии адвокатов было предоставление бесплатных юридических консультаций малоимущим. Коллегия была независимой корпорацией, имевшей в каждой губернии свою администрацию ( Совет присяжных поверенных ), которая решала различные организационные вопросы, налагала на своих членов различные дисциплинарные взыскания (изгнание было обычным делом). В 1874 году их полномочия были переданы местным судам, и независимость адвокатуры была уменьшена. В новом регламенте перечислены требования к адвокатам, и ассоциация может отказать во вступлении в адвокатуру без объяснения причин.

Подготовка к реформе

Подготовкой городской реформы занимался Министр внутренних дел России П.Валуев, которому соответствующее поручение дал Александр 2 в июле 1862 года. В общей сложности на создание «Городового положения» ушло 8 лет.

Уже в 1862 году в более чем 500 крупнейших городах европейской части России начали работу специальные комиссии. Зада каждой комиссии заключалась в создании материалов, которые бы описывали возможности изменения системы управления городов. Все эти материалы были объединены в «Городовое положение», проект которого был передан Александру 2 уже в 1864 году. Император утвердил проект реформы, после чего проект прошел проверку Кодификационной комиссии, а в 1866 году Государственный Совет Российской Империи начал изучение проекта реформы. Здесь документ рассматривали без малого 4 года. Только 16 июня 1870 года император подписал «Городовое положение», тем самым запустив городскую реформу.

Историческое значение

Рассматривая городскую реформу Александра 2 важно понимать ее ограниченность. Да, она предоставляла определенную самостоятельность каждому городу в виде возможности формирования органов местного самоуправления

Но эти органы занимались решением исключительно хозяйственных вопросов: благоустройство, местные промыслы, городская торговля, строительство больниц и так далее. Реальной власти у этих органов не было. Это само по себе вызывало бурную критику реформы со стороны либералов, которые называли ее несостоятельной из-за отсутствия реальных свобод. В действительности же дела обстояли еще хуже. Деятельность городских дум и управ жестко контролировалась государством. Об утверждении Городского головы выше уже говорилось. Кроме того губернаторы наделялись правами полной отмены любого решения городских органов. Аналогичными возможностями наделялся руководитель МВД.

Изучая работу городских дум и управ более глубоко, важно отметить, что у них не было никакой самостоятельности и действительной власти. Вся самостоятельность ограничивалась принятием незначительных, даже для города, решений

Для масштабных изменений и дел у Думы не было ресурсов и власти. Например, для реализации своих решений часто им приходилось обращаться к полиции, сборщикам налогов и других лицам, которые находились в подчинении государства и губернаторов. Поэтому реформа 1870 года дала иллюзорность наличия власти у органов местного самоуправления. Реальная же власть во всех городах по-прежнему находилась в руках губернатора и государства.

Роль царя Александра II

Александр II

Когда в 1855 году на престол взошел Александр II, мобилизованная в основном крестьянская армия в Крымской войне была национальным позором и ясно продемонстрировала, что, несмотря на свои большие размеры, Россия больше не могла конкурировать с более мелкими промышленными державами, такими как Великобритания и Франция. Требование реформы было широко распространенным, но неорганизованным. Мало кто думал о том, как закончится сложная экономическая, социальная, политическая и юридическая роль службы. Царь решил отменить крепостное право сверху, установив новую систему, при которой государство могло покупать сельхозугодья у помещиков и продавать их освобожденным крепостным. Царь сказал московским дворянам: «Лучше реформа сверху, чем ждать отмены снизу крепостного права». Историки спорят о роли Александра. Историки советской эпохи преуменьшали его значение, так как они считали, что общественные силы создают историю, а не личности. Критики-немарксисты говорят, что он недостаточно далеко зашел, тем более что он отверг любой парламент или думу.

Среди его главных советников были граф Майкл фон Рейтерн, министр финансов (1862–1878 гг.), И братья Николай Милютин (1818–1872 гг.). и фельдмаршал Дмитрий Милютин . Военный министр Дмитрий Милютин (1861–1881 гг.) Отвечал за радикальные военные реформы. Он также сыграл важную роль в создании основы для геноцида черкесов, который привел к гибели большого числа черкесских беженцев с 1861 по 1865 год.

Борис Чичерин (1828–1904) был политическим философом, который считал, что России необходимо сильное и авторитетное правительство Александра, чтобы сделать возможными все важные реформы, которые действительно имели место. Он похвалил Александра за комплекс его фундаментальных реформ, утверждая, что царь был:

призванный выполнить одну из самых трудных задач, с которыми может столкнуться самодержавный правитель: полностью переделать огромное государство, вверенное ему, отменить вековой порядок, основанный на рабстве, заменить его гражданской порядочностью и свободой, установить справедливость в стране, которая никогда не знала, что такое законность, перестроить всю администрацию, ввести свободу прессы в контексте неограниченной власти, на каждом шагу призывать к жизни новые силы и ставить их на прочную правовую основу , чтобы поставить на ноги подавленное и униженное общество и дать возможность поиграть мускулами.

Земская реформа. Кратко

Её цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности, лучше, чем кто бы-то ни было знакомых с местными реалиями жизни
Были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Реформирование начальной школы

18 июля 1864 было принято «Положение о народных училищах». Главная особенность этого положения заключалась в отмене государственной и церковной монополии на образование. После реформы системы образования начальные школы могли открывать также общественные учреждения и частные лица. Срок обучения в начальной школе не превышал 3-х лет.

Начальные школы теперь были следующих типов:

  • Воскресные.
  • Церковноприходские.
  • Земские.
  • Частные.
  • Государственные.

Действия императора

Разработанные реформы и мероприятия в их рамках, внедрялись постепенно, но имели колоссальное влияние для всей страны. • Введена новая система начального и среднего образования, которая позволила выходцам из низших сословий получать знания в стенах учебных заведений; • В учебных заведениях было введено классическое образование, которое внедрялось одновременно с реалистическим. Это положительно сказалось на общих результатах реформы; • Классическим считалось образование, которое основывалось на преподавании древнегреческого языка, латыни, математики, истории, литературы, риторики, философии, в реальных гимназиях учили иностранным языкам и естествознанию; • Гимназисты могли поступать в университеты и в высшие технические училища; • Университетам была предоставлена широкая автономия. ВУЗы делились на факультеты, а те – на отделения. Были введены научные степени и звания. • Преподаватели самостоятельно выбирали ректоров и деканов, имели право приглашать лекторов из-за границы и других вузов, появился студенческий суд, возможность выбирать лекционные и семинарские курсы, различные дисциплины, предметы; • В университетах можно было создавать научные общества. • При каждом ВУЗе работали публичные библиотеки; • Были восстановлены кафедры философии и государственного права; • Возросла роль попечительских и педагогических советов.

Причины реформы

Реформа суда при Александре II проводилась с $1861$ по $1863$ гг. и стала комплексной. Эта реформа явилась одной из крупнейших в $XIX$ в., т.к. полностью переделала судебную систему Российской империи.

Последние крупные изменения проводились Екатериной II, а законодательство вообще опиралось на Соборное уложение $1649$ г. Кратко дореформенную судебную систему можно охарактеризовать как очень запутанную и хаотичную. Судебный процесс был очень долгим в связи с обилием бюрократических трудностей.

Судебная власть являлась частью административной власти. Подсудимые были практически бесправны. Обилие законодательных актов, различных правил, исключений и пр. затрудняло процесс судопроизводства. Процессы могли длиться годами.

Реформа

20 ноября 1864 года Александр II в Царском Селе подписал Указ Правительствующему сенату, в котором говорилось о намерении водворить в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», а также возвысить судебную власть и дать ей надлежащую самостоятельность. Для этого были приняты «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» и «Изменение судопроизводства в старых судебных местах». 

Основные мероприятия реформы

Началась денежная реформа 1860-1864 годов с создания Государственного банка. Соответствующий указ был подписан Александром 2 в мае 1860 года. Этот банк заменял прежнюю счетную палату, а также заемные и коммерческие банки. Вклады этих учреждений переходили под управление Госбанка. Главный итог этого этапа реформы — появился единый финансовый центр, который на привилегированных основаниях занимался кредитованием промышленности и сельского хозяйства. Также Госбанк получил значительные льготы в государственных программах.

Таблица: Основные мероприятия финансовой реформы Александра 2
Дата Событие Значение
май 1860 Создание Государственного банка Заменял банки, в том числе и созданные по реформе Канкрина. Госбанк получил привилегии на государственные программы, на кредитование сельского хозяйства и промышленности.
сентябрь 1860 Отмена системы откупов Отменена система, при которой частное лицо могло выкупить у государства право сбора косвенных налогов.
1862 Бюджет передан Министерству финансов До 1862 года централизованной системы распределения средств из бюджета не было. После 1862 года Министерство финансов отвечало как за доходы, так и за расходы бюджета.
1863 Отмена подушной подати Мещане (достаточно богатые люди) были освобождены от уплаты подушной подати. Взамен они платили налог на недвижимость. Также была введена акцизная система на косвенные налоги,
1864 Создание счетных палат Создавались независимые счетные палаты, которые функционировали в каждой губернии и контролировали эффективность расходования бюджетных средств.

Очень важное событие произошло в сентябре 1860 года, когда был подписан указ «Об отмене частных откупов». Позже, в 1863 году эта система была заменена акцизами

Система откупов представляла собой модель, при которой государство передавало право сбора косвенных налогов третьим лицам. Они выкупали у государства это право, и поэтому назывались откупщиками. Разумеется, откупы были намного меньше той суммы, которую откупщики в дальнейшем собирали с населения. Александр 2 эту систему прекратил, чем значительно увеличил денежные поступления в бюджет.

Следующие важные события в реформы произошли в 1862 году, когда на должность Министра финансов был назначен М.Рейтерн (в должности в 1862 по 1878 годы). Александр 2 подписал указ, согласно которому:

  • Министерство финансов назначалось единственным органом, отвечающим за бюджет (доходную и расходную часть).
  • Деятельность Министерства финансов контролируется Государственным Контрольным Управлением. Контрольное управление возглавил лично автор финансовой реформы — В.Татаринов.
  • Бюджет Российской Империи должен был утверждаться на Государственном совете.
  • Министерство финансов было обязано ежегодно публиковать подробные отчеты по общему состоянию бюджета, по доходам и по расходам.

Рейтерн запомнился тем, что в 1862-1863 годах пытался укрепить в России золотой стандарт. В стране вводились в обращение золотые монеты, которые свободно менялись на бумажные рубли и обратно. Этот шаг оказался провальным, поскольку  золотого запаса не хватало для покрытия все денежной массы. Кроме того в 1863 году начался ажиотаж на золото с началом восстания в Польше.

Развитием реформы стало основание в 1864 году контрольных (счетных) палат. Они создавались в каждой губернии и были независимыми: палаты не подчинялись местной администрации. Контрольная палата подчинялась напрямую Государственному контрольному управлению. Основная функция таких палат — следить за правильностью и эффективностью расходования денежных средств на местах.

Разработка судебной реформы

Идея реформирования судебной системы возникла задолго до самой реформы, в 40-х гг., и принадлежала графу Блудову. Граф составил законопроект, содержащий советы по реформированию, и передал его на рассмотрение Николаю 1-му. Николай не стал проводить реформу, хотя понимал ее необходимость.

Во время правления Александра 2-го ситуация изменилась, правительство обратило внимание на несовершенство судебной системы. Было принято решение создать специальную комиссию, которая бы занималась редактированием существующего законопроекта, разрабатывала новые положения и общий текст реформы

В комиссию входили многие видные политические и общественные деятели того времени. Первый вариант проекта судебной реформы был представлен в 1862 г., однако принят он не был.

В 1864 г. был представлен новый вариант законопроекта, содержащий новые судебные уставы. После тщательного рассмотрения документов они были утверждены, а реформа начала внедряться в судебную систему.

Польша

При Александре II польская знать требовала большей автономии. Это требование было отклонено Царским советом. Вместо этого были введены новые ограничения на внутреннее передвижение внутри Польши, в том числе требование паспортов. В ответ на беспорядки царь назначил умеренного Александра Велопольского главным министром в 1862 году. Велопольский был консерватором, пророссийским сторонником, сторонником восстановления автономии Польши до 1830 года и борцом за освобождение евреев. Он провел серию либеральных реформ в образовании для евреев и крестьян. Он провел образовательную реформу, увеличив количество школ с польским языком обучения и основав в Варшаве «Главную школу» (Szkola Glowna, нынешний Варшавский университет). Он также провел реформу банковской системы и реформу сельского хозяйства (арендная плата вместо крепостного права для крестьян).

В январе 1863 г. вспыхнуло крупное восстание . Он был жестоко подавлен российской армией, несмотря на частые требования по всей Европе о снисхождении и реформах. Николай Милютин был назначен губернатором и решил, что лучшим ответом на восстание будет проведение реформ в отношении крестьян. Освобождение польского крестьянства от крепостнического статуса произошло в 1863 году на более щедрых условиях, чем русское освобождение 1861 года. Однако конституционная независимость Польши была ослаблена, и католическая церковь потеряла свою собственность. В Варшаве официальным языком обучения теперь должен был стать русский.

Улучшение уголовного процесса

До реформы стороны уголовного процесса не были равноправны. У ответчика не было адвоката (юридическая помощь и представительство разрешались только по гражданским делам). Не было различия между судебным разбирательством в суде и расследованием и судебным разбирательством, проводимым полицией. Судебная реформа ввела в действие современный уголовный процесс, основанный на принципе равноправия сторон. Ответчику было разрешено иметь юридическое представительство. Теперь защита могла искать или предоставлять доказательства суду, а сам суд прекратил выполнять следственные функции. Его единственной задачей было решить, какая сторона представила более убедительные доказательства. Введение суда присяжных резко увеличило количество оправдательных приговоров. Судебный процесс во всех судах, кроме Сената, теперь был открытым.

Итоги

Если вы думаете, что судебная реформа 1864 года, как и другие реформы Александра Второго, вот так вот раз и реализовалась в России, то Вы глубоко заблуждаетесь. Претворение новых судебных уставов формально шло аж до 1899 года, когда Николай Второй специальным указом ее завершил. Но на деле (де факто) новшества вводились вплоть до Первой мировой войны…, чтобы потом быть уничтожены Февральской и Октябрьской революцией 1917 года.

И все таки эти новшества имели позитивное значение для российского общества. Стало понятно, что закон и суд может быть и на стороне защиты, стоит только грамотно выстроить защиту. Во второй половине 19 века прославились такие выдающиеся адвокаты, настоящие мастера своего дела как Д.В. Стасов, В.Д. Спасович, А.И. Урусов, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

В заключении хочется сказать, что эта тема — лишь капля в море истории России, которое надо выучить. На наших курсах подготовки ВЕСЬ материал по истории представлен в форме увлекательных видеоуроков, домашних заданий к ним, постоянных живых стримов и вебинаров. Кроме того я осуществляю полную поддержку наших ребят до самого ЕГЭ и поступления на бюджет. Приходите к нам сейчас, пока, может быть, еще остались места!

Поделиться в соц. сетях