Оглавление
Особенности лова рыбы на Староладожском канале
Поскольку канал перестали использовать для судоходства ввиду мелководья, окрестности и прибережная зона сильно заросли. Укрепления, возведенные десятки лет назад, во многих местах обрушились. Поэтому зачастую рыбалка с береговой линии осложнена. Отдельные участки напоминают скалистые берега с валунами, что не позволяет удобно разместиться.
Однако и среди подобных мест рыбаки облюбовали много стоянок, которые изобилуют ихтиофауной. Для рыбалки зачастую необходимо использовать лодку, желательно с мотором, поскольку без неё добраться до удачного места проблематично. При этом в окрестностях Новой Ладоги еще сохранились площади, где многие рыбаки предпочитают ловить рыбу именно с берега. Ловят на поплавочную удочку и спиннинг.
Известные виды рыбы в данном водоеме, какую рыбу можно поймать:
Тихая спокойная местность с особым донным рельефом и обилием мелкой водной растительности способствует хорошему улову при правильном выборе снастей и хорошей прикормке. Вдоль всего канала нередко можно встретить измельчавшие участки, где, зайдя в воду, удается поймать средних размеров рыбу. На обильный улов можно рассчитывать в устьях несплавных притоков.
Появление «преемника» (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Российское государство развивалось, росли масштабы торговли, и Староладожскому каналу стало сложно выполнять возложенные на него «обязательства». Поэтому в начале 19 столетия было решено построить еще один канал.
Строительство последнего началось в 1861 году, а закончилось уже в 1865-м. Изначально канал носил имя Александра Второго, инициировавшего этот проект, а затем стал называться Новоладожским.
Именно это сооружение, с более мощными и современными шлюзами, имевшее ширину 50-60 метров, взяло на себя основной «удар». А Староладожский (он же Петровский) канал, судоходство по которому прекратили еще после засухи 1826 года, оказался на «вторых ролях». По нему «проводили» плоты, барки с сеном, а также пустые суда, возвращавшиеся из Петербурга.
Когда же в начале века 20-го параллельно каналам проложили железную дорогу, резко снизилась востребованность обоих водных артерий.
Успенский монастырь
К северу от крепости находится еще один важный памятник села – Староладожский Свято-Успенский монастырь. Он был заложен в середине XII века.
За стенами монастыря прячется самый северный из древнерусских храмов домонгольского периода – собор Успения Пресвятой Богородицы. Он стоит здесь еще с 1156 года! Храм совсем миниатюрный: его ширина составляет 14 метров, а высота – 19 метров, тем не менее он может вместить в себя несколько десятков человек. Стены Успенского храма были щедро расписаны, однако до наших дней роспись практически не сохранилась.
Известно, что с 1718 по 1725 год именно в этом монастыре пребывала первая жена Петра Первого Евдокия Лопухина, которая постриглась в монахини.
Мои впечатления от Новой Ладоги
На меня Новая Ладога произвела двойственное впечатление. С одной стороны — прекрасно распланированный город, широкая главная улица, величественный Волхов, каналы, необъятное Ладожское озеро. Но многие постройки обветшали, требуют ремонта. Думаю, если привести его в порядок, он станет посещаемым туристическим местом.
Деревянный дом в Новой ЛадогеПодъезд в деревянном домеВолхов в Новой ЛадогеКорабли на Волхове в Новой ЛадогеУстье ВолховаКорабли у ВолховаСтрелка в устье ВолховаВолховДеревянный дом в Новой ЛадогеДома в Приладожье
Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Строительство[править | править код]
Строительство Ладожского канала началось в 1719 году, при Петре I. В то время желание царя Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных: частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В указе от 18 ноября 1718 года Петра I сказано:
В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берёт начало из Ладожского озера. Канал строился без шлюзов, шириной по воде 21,3 м и глубиной 2,1 .
Прорытие Ладожского канала
На начальном этапе строительство сильно затянулось в связи с небрежным ведением дел компанией подрядчиков и руководителя работ Скорнякова-Писарева. Осенью 1723 года Петр лично проинспектировал строительство, после чего приказал арестовать Скорнякова-Писарева и шлюзовых мастеров-немцев и провести над ними судебное разбирательство. После этого строительство канала взяло на себя государство. И уже летом 1725 года к строительству были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. человек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек).
В 1726 году был закончен участок между Волховом и селом Чёрное протяжённостью около 29 км[источник не указан 1616 дней], по участку началось движение судов. Это значительно ускорило работу, так как теперь материалы доставлялись к месту строительства по воде.
22 октября 1730 года под руководством генерала Миниха строительство канала было закончено, и 19 () марта года было объявлено об окончательном открытии всего канала. Однако при строительстве не были учтены многие местные гидрологические особенности. Поэтому на следующий год, в сентябре 1732 года было принято решение построить шлюзы на краях канала — в Шлиссельбурге и Новой Ладоге. В 1765 году в Новой Ладоге было построено Новое устье канала — с целью упрощения судозахода из строящегося напротив Сясьского канала. В 1800—1806 годах в Шлиссельбурге также было построено Новое устье с одним шлюзом.
В 1826 году в Шлиссельбурге были сооружены новые гранитные шлюзы. Вместе с ними были построены сохранившиеся до наших дней накопительный бассейн и разводной двухпролётный мост на гранитных колоннах. В Новой Ладоге были установлены три паровых насоса общей производительностью 13 тыс. м³/час для перекачки при необходимости воды из Волхова в канал. В 1836—1842 году в Шлиссельбурге было реконструировано и Новое устье, с устройством двух шлюзов облицованных гранитом и разводного однопролётного моста.
В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства, он практически весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Для движения судов малого водоизмещения используется Новоладожский канал.
История
Ладожский канал был одним из первых крупных каналов, построенных в России. Это был один из проектов Петра Великого , который приказал его построить в 1718 году. Быстрое экономическое развитие России потребовало значительного расширения маршрутов, особенно водных. Часть водного пути Вышний Волочёк (1709 г.), соединяющего Волгу с Балтийским морем , проходила через Ладожское озеро. Ладожский участок маршрута был одним из самых сложных и опасных, так как озеро подвержено ветрам и штормам, уничтожившим сотни грузовых судов.
Старый Ладожский канал
Лесные плоты на канале Петра I. Картина С. Прокудина-Горского начала ХХ века
Новоладожский канал, заросший Phragmites australis
Шлюз в Шлиссельбурге
Петр Великий решил избежать судоходства по огромному бурному озеру, построив обходной канал. Строительство началось в 1719 году. Князь Меншиков поручил руководить проектом своему другу генералу Скорнякову-Писареву, но в конце концов ему пришлось уйти в отставку из-за обвинений в некомпетентности, беспечности и промедлениях. Осенью 1723 г. царь лично осмотрел строительную площадку и не удовлетворился темпами строительства; настолько, что он приказал арестовать Скорнякова-Писарева и его немецких специалистов. Завершение строительства канала было взято из частных рук и поручено Буркхарду Кристофу фон Мюнниху, который широко использовал солдатский труд.
29-километровый участок между рекой Волхов и деревней Черное был завершен и открыт для движения в 1726 году. Это значительно ускорило работу, так как законченный участок использовался для доставки материалов на строительную площадку. Шлюзы были построены в Шлиссельбурге и Новой Ладоге для поддержания глубины, необходимой для навигации. Строительство канала было завершено 22 октября 1730 года, и весной 1731 года первые лодки смогли проплыть по каналу между рекой Волхов и рекой Невой (собственно Ладожский канал).
Оказалось, что канал имел глубину менее одного метра, что значительно меньше, чем предполагал Петр I. Это было большим разочарованием для правительства. Хотя канал был одним из крупнейших гидротехнических сооружений в Европе 18-го века, он все еще был слишком мелким, чтобы поддерживать значительный трафик. Екатерина Великая решила расширить канал, построив еще один участок между реками Волхов и Сясь . Этот проект был реализован между 1765 и 1802 годами (так называемый канал Сяс). Третья часть Ладожского канала, соединяющая Сясь и Свирь, была построена в период с 1802 по 1810 год (так называемый Свирский канал).
В течение XIX века Ладожский канал использовался примерно 15 000 судов и 10 000 плотов, направлявшихся в Санкт-Петербург каждый год, но был настолько сильно заилен, что правительство Александра II решило, что целесообразнее построить новый канал. вместо ремонта старых помещений. Новый Ладожский канал был построен ближе к Ладожскому озеру между 1866 и 1883 годами. Старый Ладожский канал зарос травой и к 1940 году вышел из употребления. Новый Ладожский канал до сих пор используется для небольших лодок.
Предпосылки строительства (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Как известно, в 1703 году императором России Петром первым было начато строительство города в дельте Невы, которому в будущем отводилась роль столицы. Задумка была грандиозной, но воплощение ее серьезно затруднялось особенностями местности, выбранной под застройку. Ее окружали многочисленные болота и мелкие реки, поэтому подвоз материалов можно было осуществлять только зимой, когда водоемы покрывались толстым льдом. Что же касается Ладожского озера, то оно отличалось буйным «нравом» и погубило не одну сотню судов вместе с людьми и ценными грузами. Кроме того, те суда, которые шли по Вышневолоцкому водному пути от Волги к Балтике, просто не были рассчитаны на путешествия по озеру по причине своей низкой осадки. Шторма, бушевавшие на Ладожском, мало отличались от морских и вертели такими кораблями словно щепками.
А будущую столицу нужно было строить. И для этого, помимо всего прочего, нужно было наладить торговое сообщение с Европой. Оптимальным решением Петр Первый посчитал создание канала, который пойдет в обход озера и соединит Балтику с североевропейскими странами. Изначально он назывался каналом Императора Петра Великого, затем Петровским, Ладожским, а сегодня известен как Староладожский канал. История его началась в 1718 году с указа Петра I о начале строительства.
Рыба в Староладожском канале и рыболовецкие снасти
Учитывая особенности водоема, здесь можно встретить практически любой вид рыбы. В сезон хорошо ловятся щука, окунь, карась, линь, плотва, язь иногда встречаются густера, подлещик, судак. Любители использовать живца легко поймают уклейку или другую мелкую рыбу для этих целей.
Рыболовные снасти выбирают, принимая во внимание особенности донного рельефа, наличие прибережной, глубоководной растительности, которой богат Староладожский канал. Рыба, обитающая в водоеме, и ее вид также имеют значение
Для ловли хищных представителей ихтиофауны используют спиннинги с различной длиной удилища. В качестве приманки применяют воблеры, твистеры и вертушки. Если цель рыболовецкого похода – богатый улов небольшого по размерам окуня, плотвы или карася — используют поплавочную удочку.
Подойдет маховое и матчевое удилище от 3 до 5 метров. Наживкой служит червь, опарыш либо мелкая рыбешка, для хищников (пескарь, плотва, верхоплавка, уклейка). Стоит отметить, что рыба в Староладожском канале очень пугливая.
Как доехать до Новой Ладоги из СПб
Проще всего добраться до Новой Ладоги на автомобиле — между городом и Санкт-Петербургом всего 138 км пути. Следовать из северной столицы необходимо по трассе М18/Кола, время в пути занимает 1,5-2 часа при средней загруженности дороги.
Существуют и другие способы доехать до Новой Ладоги:
- автобусом — с Обводного канала ежедневно отходят по 2 рейсовых автобуса до самой Новой Ладоги;
- электричкой — с Московского вокзала до станции «ВолховстройI», а потом на местном автобусе до Новой Ладоги;
- поездом — отправляться можно как с Московского, так и с Ладожского вокзалов, ехать нужно также до станции «Волховстрой I», чтобы потом пересесть на автобус.
Совет! При отсутствии автомобиля проще всего добираться до города и его достопримечательностей именно рейсовым автобусом, чтобы не делать лишних пересадок и не подстраиваться под движение автобусов от станции «Волховстрой I».
Новая Ладога и ее история
Если от Старой Ладоги подняться вверх по течению реки, то через 15 километров вы попадете в Новую Ладогу. Этот небольшой городок был основан в 1704 году по указу Петра Первого для обслуживания созданной двумя годами ранее судостроительной верфи. Многим староладожанам было велено перебраться в новый город. Во время Второй Мировой войны Новая Ладога сыграла немалую роль в обеспечении осаждённого Ленинграда по так называемой Дороге жизни.
Грех не заехать в этот небольшой городок, если вы направляетесь в Старую Ладогу. Достопримечательностей здесь тоже предостаточно. Новая Ладога – это прекрасно распланированный город, старинные постройки и великолепные виды на реку Волхов и Ладожское озеро.
Главные памятники и интересные места в Новой Ладоге:
- Николо-Медведский монастырь.
- Гостиный двор.
- Староладожский канал.
- Никольский собор.
- Собор Рождества Богородицы.
- Храм Климента Римского (полуразрушенный).
- Георгиевская церковь.
- Новоладожский краеведческий музей.
- Мемориальный комплекс «Дорога жизни».
Разрушение и возрождение
Десять лет сооружение Петра Первого работало бесперебойно. Но отсутствие надлежащего контроля, ухода и обслуживания сыграли свою негативную роль. Канал стал разрушаться. Приходили в негодность шлюзы, откосы обваливались, воды стало мало, она была сильно замусорена.
В таком плачевном положении дел обвинили Миниха. По решению суда генерал-лейтенант был отправлен в ссылку в Сибирь.
Исправить ситуацию в 1759-1762 пытался А. П. Ганнибал (он же – арап Петра Великого), но безуспешно. И только вернувшийся из ссылки по указу Екатерины Второй Миних сумел спасти канал от полного разрушения. Он добился выделения средств из казны на расчистку русла и капитальный ремонт пришедших в негодность сооружений.
Заинтересованная в успехе операции Екатерина лично проводила осмотр канала, и по ее инициативе он получил новый вход. Несколько позже еще один вход появился в Шлиссельбурге. Все это повысило пропускную способность водной артерии, и суда по ней стали ходить еще активнее. Помимо грузовых, здесь начали осуществляться также и пассажирские перевозки на специальных лодках – трешкотах. Навигация продолжалась от ста до двухсот дней в году.
Трудный путь из варяг в греки
Долгие столетия наши предки пользовались путём «из варяг в греки», или «варяжским путём», – это водный путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Путь был сложным, водных дорог не хватало, и приходилось волоком перетаскивать корабли из одной реки на другую. Усилия были колоссальными и не всегда себя оправдывали.
Пётр I шагнул дальше, он смог организовать единую транспортную систему, которая связала большую часть России – от Урала по реке Каме до Волги и далее по Волге и её притокам до северной столицы Санкт-Петербурга. До железных дорог было ещё 150 долгих лет, а главными транспортными дорогами были реки и искусственные каналы. Телеги, сани, кареты – всё лишь дополняло их. К примеру, на Волге малая речная баржа с экипажем в несколько человек брала 3 тысячи пудов груза, а на суше для перевозки этого груза требовалось более 100 подвод и столько же людей. Обычная грузовая лодка на Волхове брала 500 пудов, заменяя 20 подвод.
Царь умел считать, поэтому предпринял большие усилия, чтобы соединить русские реки системой каналов. Первой ласточкой уже в 1709 году стала Вышневолоцкая водная система, которая каналами и шлюзами связала реку Тверцу, приток Волги, с рекой Цной, по которой шёл непрерывный водный путь через Ильмень и Волхов к Ладожскому озеру, к Неве до Балтийского моря. Такой транспортный путь позволил удобно торговать с Европой уральским металлом, транзитными товарами из Средней Азии и товарами самой России.
Староладожский канал сегодня
Что же представляет из себя сегодня Староладожский канал? Фото его удручают… Он практически пересох и зарос камышами и травой. Грандиозный проект Петра Великого имеет достаточно жалкий вид – на большинстве участков его ширина не превышает и метра. Лучше всего выглядит та часть канала, которая проходит по территории Шлиссельбурга – зарослей там не очень много и даже кое-где можно проплыть на небольшой лодке. Дно водоема укрыто толстым слоем ила, а проточного течения практически нет.
И тем не менее гидросооружение продолжает оставаться на слуху в регионе. Так, например, в СМИ нередко можно встретить информацию о ДТП на Староладожском канале, когда неудачливые водители слетают с трассы и попадают прямо в воду. Многие из таких происшествий, увы, оканчиваются смертельными исходами.
Но не только по таким плачевным поводам вспоминают местные жители канал. Во-первых, на его побережье находится садоводческое некоммерческое товарищество, которое так и называется – «19 км Староладожского канала»; а во-вторых, здесь можно неплохо порыбачить!
Староладожский канал рыбалка 24.09.2015 09:26
Искусственное русло строилось 12 лет и впервые открылось для судов в 1731 г. Его максимальная глубина по проекту составляла более 2,1 м. Однако по завершении выяснилось, что данный показатель достигает всего 1 — 1.5 метра.
Чтобы поддерживать необходимый для организации судоходства уровень воды соорудили шлюзы, которые позволили сделать проходимым Староладожский канал. Рыбалка здесь является популярным занятием, однако осложнена рядом факторов, включающих особенности самого водоема и подъездных путей к нему. Очень много дачных участков с «захватом» акватории канала, через которые просто не подобраться к воде.
В некоторых местах канал практически полностью пересох. Присущий ему внешний вид и глубина сохранились только вблизи Новой Ладоги и административного центра Шлиссельбург.
При этом вдоль 117 километров еще можно найти места, куда рыбаки предпочитают отправляться за рыбными трофеями. Водоем считается акваторией Ладожского озера, где любят рыбачить как ради крупного улова и огромных экземпляров, так и ради удовольствия и самого процесса рыбалки.
История Новой Ладоги
В XVIII столетии на месте нынешнего города находился только Николо-Медведовский монастырь. Однако с началом Северной войны монастырь был укреплен и обнесен крепостной стеной, а в 1704 году Петр Iраспорядился о строительстве корабельной верфи. Таким образом, на берегу Волхова появился новый городок под названием Новая Ладога. На проживание в город переехали поселенцы из Старой Ладоги, также сюда по приказу царя были переброшены несколько пехотных полков для защиты и укрепления.
В 1719 году в Новой Ладоге началось строительство Ладожского канала, сейчас его называют «старым Петровским». В середине XVIII века в Новой Ладоге был расквартирован Суздальский полк под командованием Суворова, здесь же была написана знаменитая работа полководца под названием «Полковое учреждение».
В XIX столетии в городе был создан еще один рукотворный канал — Новоладожский. Его прокопали параллельно старому каналу по самому берегу озера
В начале ХХ века с приходом советской власти Новая Ладога на Ладожском озере обрела важное хозяйственное значение, здесь был основан рыболовецкий колхоз. Во время войны в Новой Ладоге базировалась Краснознаменная Ладожская флотилия, и город играл огромную роль в поддержании Дороги жизни блокадного Ленинграда
Дальнейшая судьба Староладожского канала
Чтобы упростить процесс судо-захода из строящегося напротив Сясьского канала, в Новой Ладоге в 1765 году построили Новое устье канала. В Шлиссельбурге было построено также Новое устье с одним шлюзом в 1800—1806 годах.
На Старом устье в Шлиссельбурге шлюзы были полностью перестроены в 1822—1833 годах. Проект разработал генерал-лейтенант, директор корпуса Путей Сообщения Пётр Петрович Базен. Вместе со шлюзами построили накопительный бассейн и разводной двухпролётный мост на гранитных колоннах. Эти объекты сохранились до наших дней.
В Шлиссельбурге было реконструировано и Новое устье, с устройством 2-х шлюзов облицованных гранитом и разводного однопролётного моста, в 1836—1842 годах.
Новая Ладога Ленинградской области — что посмотреть, как добраться
Центр города занимает треугольный остров, который ограничен: с севера старым Петровским каналом, с юго-востока — рекой Волхов, с запада — рукавом того же Петровского (Ладожского) канала, соединяющегося с рекой. И здесь можно посмотреть на шлюзы Петровского устья старого канала.
Бюст А. В. Суворова и «Суворовская церковь»
Во второй половине XVIII века, в течение 5 лет, в Новой Ладоге отбывал службу будущий великий полководец России Александр Васильевич Суворов. Тут он уже командовал Суздальским пехотным полком и составил «Полковое учреждение».
По приказу Суворова в городе был построен первый в России Дом офицерского собрания, который сохранился до наших дней. Сегодня можно увидеть этот деревянный дом с мемориальной доской. Рядом с ним можно увидеть бюст А. В. Суворова, установленный в 1974 году в сквере по улице Карла Маркса. Автор памятника В. Вернер.
Еще есть казармы бывшего Суздальского полка и Георгиевская «Суворовская церковь». В Новой Ладоге сохранились казармы Суздальского полка; они находятся на набережной Староладожского канала, недалеко от его впадения в Волхов.
Также Александр Васильевич Суворов выступил инициатором строительства церкви Святого Георгия Победоносца. Храм называют в народе «Суворовским». Церковь дошла до наших дней и расположена на улице Суворова, немного подальше от центра города, чем дом офицерского собрания.
Памятник Ладожской Военной Флотилии
В связи с героической историей Новой Ладоги во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в городе установлен памятник Ладожской военной флотилии и Мемориальный комплекс в честь моряков Ладожской Военной Флотилии и речников северо-западного речного пароходства, охранявших водную трассу «Дороги Жизни» и обеспечивших транспортную связь блокадного Ленинграда со страной.
Сооружения Николо-Медведского монастыря
Большой достопримечательностью Новой Ладоги являются сохранившиеся постройки старинного Николо-Медведского монастыря, который был на этом месте, ещё до появления города в 1704 году, о чём мы рассказывали выше.
Монастырь был основан, предположительно, в XIV или XV веке на полуострове Медведец — в Водской пятине Новгородской республики. Его неоднократно разрушали иноземцы, наиболее серьёзные разрушения нанесли немецкие рыцари в 1583 году.
В комплекс монастыря входили Никольский собор XVI века и трапезная церковь Иоанна Богослова XVI века, капитально перестроенная в конце XIX века. В 1702 году территорию Николо-Медведского монастыря укрепили земляным валом и рвом в фортификационных целях. Однако монастырь вскоре был упразднён.
К югу от упразднённого Николо-Медведского монастыря в 1703—1704 годах установили перевезенную из Старой Ладоги деревянную соборную церковь св. Климента, заложенную ещё в 1153 году, а также другую деревянную церковь — Спасскую, служившую зимней при летней Климентской. В XVIII веке они были заменены каменными: в 1741 году — Климентская, а в 1758 году — и Спасская.
В настоящее время на территории монастыря сохранились следующие строения: земляной вал с остатками стены, железной решётки и следами рва; восточные и южные ворота кладбища, последние с оградой церкви Иоанна Богослова, которая сохранилась, с приделом Рождества Богородицы и колокольней середины XVIII века постройки.
Рукотворное чудо
В мире не так уж много творений рук человеческих, которые потрясают воображение. Петровский канал (он же Староладожский) – один из них. Нашим современникам, избалованным техническим прогрессом, крайне сложно представить, каким образом люди в начале 18 века, без специальных машин и другого оборудования, смогли соорудить такую махину. Сегодня это кажется настоящей фантастикой. Но на самом деле никакого волшебства не было. Просто тысячи строителей пожертвовали своими жизнями во имя реализации мечты Петра Первого и совершили практически невозможное.
Этим жертвам обязаны своим существованием и сам канал, и город, ради которого все затевалось и которому было суждено стать блестящей столицей Российской империи.
Старая Ладога – село с тысячелетней историей
В наши дни Старая Ладога – всего лишь село на берегу реки Волхова с населением в 2000 человек. Но когда-то это был важный город-форпост России, который сдерживал свирепые атаки недоброжелателей. Главная причина посетить Старую Ладогу – это многочисленные природные, историко-культурные и архитектурные памятники, датируемые IX-XIX веками.
Практически все достопримечательности села Старая Ладога интересны и по-своему уникальны. И их невероятно много! Но туристы приезжают сюда не только ради памятников, но еще и для того, чтобы ощутить, прочувствовать дух старины, насладиться невероятно живописными пейзажами.
Чтобы еще больше увлечь читателя Старой Ладогой, предлагаем ознакомиться с десяткой самых интересных исторических фактов об этом селе:
- Старая Ладога – один из старейших населенных пунктов России (первое упоминание о ней датируется 862-м годом);
- до 1703 года Старая Ладога имела статус города и называлась просто Ладогой;
- город был одним из важнейших пунктов на торговом пути «из варяг в греки»;
- по одной из версий, в Ладоге был похоронен древнерусский князь Олег;
- Ладога стала первым городом в Северной Европе, все стены которого были выстроены исключительно из камня;
- уже в VIII веке ладожане вели торговлю с помощью денег (в их роли выступали стеклянные бусы);
- всего за одну ладожскую бусинку в Х веке можно было купить раба;
- архитектура Староладожской крепости уникальна для русского зодчества, аналогичного памятника больше нет на территории всей России;
- Староладожская твердыня включена в сотню самых красивых мест страны;
- на территории села был найден настоящий клад из серебряных арабских монет (находка была датирована историками VIII веком).
Где остановиться в Новой Ладоге
Сам городок очень небольшой, и гостиниц в нем немного. Среди известных можно перечислить:
- отель Ладога на Староладожской улице;
- базу отдыха Горизонт в Озерном переулке;
- загородный клуб Дом с Приключениями на улице «3-я линия».
Свободные места в гостиницах можно найти почти всегда, поскольку Новая Ладога не относится к числу очень популярных туристических маршрутов, несмотря на многочисленные достопримечательности.
Также отели и хостелы расположены вблизи от города рядом с трассой Кола и в поселках в непосредственной близости от Новой Ладоги. Не следует забывать, что большой популярностью среди туристов пользуется Ладожское озеро, и на его берегах есть немало баз отдыха, пансионатов и коттеджей в аренду.
Сегодня Новая Ладога
Это крошечный городок с населением менее 10 тысяч человек, расположенный в живописнейшем месте. Здесь удивительным образом переплетаются строгая природная красота Русского Севера и очарование истории. К сожалению, многие памятники истории и архитектуры находятся в полуразрушенном и запущенном состоянии. Вложения в реставрацию и инфраструктуру, и немного рекламы могли бы превратить город в туристическую Мекку. Зато в непосредственной близости находится историко-археологический заповедник «Старая Ладога», посещение которого вполне можно совместить или дополнить впечатлениями от купеческого края Приладожья.
Современная Ладога
Природа Ладоги