Путь из варяг в греки: истоки, особенности, значение

Оглавление

О чем это говорит

Исторические источники указывают, что путь из варяг в греки существовал, но сведения о нем настолько скудные, что нельзя однозначно ответить на вопрос где этот путь проходил, как по нему передвигались, зачем плавали в Царьград и как возвращались назад нет. Есть только обобщенные сведения. Все это говорится не для того, чтобы поставить под сомнения древнюю историю России, а чтобы показать, что в трактовке этого Пути не все однозначно. Мы просто перечислили факты, а выводы каждый делает сам.

Источники и дополнительный материал по теме:

  • «Образование Древнерусского государства» — Мавродин В.В. Ленинград, 1971
  • «Древняя Русь на международных путях» — Назаренко А.В. Москва, 2001
  • «Первые века русской истории» — Рыбаков Б.А. Москва, 1964

Краткая история пути:

Побережья морей восточных славян не были только определены как границы государств. Они присоединяли к себе берега рек и озер, особенно берега Днепра и Западной Двины. Если посмотреть карты европейской части страны, то все эти реки имели общее начало – Валдайская возвышенность. Здесь берут начало многие реки, которые впадают в Каспийское, Черное, Балтийское и Белое море. В Каспийское море впадает река Волга, на юг проходит река Днепр, а к Балтийскому морю – река Западная Двина. Естественно, географическое положение данных рек привело к тому, что по ним перевозились различные грузы, а также происходило общение между различными народами, населяющими прилегающие регионы.

Существовала целая сеть специальных «волоков», где перетаскивались суда и грузы по различным ручейкам и мелким рекам, впадающим в более крупные. Со временем в начале первого тысячелетия новой эры, на карте Восточной Европы, также как и западной появились крупные купеческие маршруты, которые объединяли в себе скандинавские и восточно-славянские племена, а потом были сформированы многие государства древней Руси и Европы.

Бурная экспансия скандинавских племен – норманов, рассыпалась по центральной и Западной Европе, объединив под общим началом Ирландию, Исландию, Нормандию. Часть норманов повернула на восток и объединилась с восточными славянами, получив название варягов.

Основные плавательные средства

Скандинавы для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам использовали суда типа небольших кнорров, а с XII в. — шнеккеры (новгородцы называли их «шнеками»). Достоинством северного пути была возможность пройти шхерами, то есть почти не выходя на открытое морское пространство, от берегов нынешней Швеции до устья Финского залива. Это позволяло использовать относительно небольшие корабли, которые могли подняться по рекам до Новгорода, где часть товаров продавалась, часть покупалась, а все грузы переваливались на более мелкие суда, пригодные для плавания по небольшим русским рекам.

Древние русские суда, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и морям, принято называть общим термином ладья (лодья). Также существовали «корабли», насады, скедии, бусы и шитики. По сведениям Константина Багрянородного (X век), кривичи и другие племена весной возили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долблёные ладьи на 30-40 человек — однодерёвки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. По прошествии порогов, на острове Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания берегом Чёрного моря. На местах переволок — в районах Торопца и Смоленска, очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками — бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же были и верфи для небольших речных ладей.

Для плавания по Чёрному морю использовались и византийские торговые суда средиземноморского типа. Они не имели специального наименования и назывались просто «наус», то есть корабль.

Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами, по-славянски — кормчими, кормщиками, а по-гречески — кибернетами.

Природные условия

Протяженность пути составляла около 2 тысяч километров по материковой части и более 4 тысяч — по морям в обход Европы. Дорога была непростой, природные условия и общая малозаселенность делали путешествие весьма опасным.

На одних участках рек ладьи должны были двигаться против течения, на других — преодолевать пороги. Так, на Волхове на протяжении 20 километров продолжаются Волховские и Пчевские пороги. Всего же на пути от озера Нево до устья Днепра общая протяженность порогов могла доходить до 200 километров.

Неспокойное озеро Ильмень даже сейчас может быть проблемным для судов, а по реке Ловать на юг нужно было плыть против течения, причем до определенного места. Далее — волоком и с использованием сети мелких речек, таких как Каспля и Жереспея, можно добраться до Днепра. Эти реки также могли преподнести неприятные сюрпризы, например на Каспле в то время существовали значительные пороги.

Днепр течет спокойно примерно до Орши, далее начинаются Кобеляцкие пороги, а затем еще девять опасных участков, ныне затопленных Днепровским водохранилищем. Император Константин Багрянородный писал, что приплывающие ладьи, потрепанные порогами и долгой дорогой, требуют переоснащения. Вероятно, с необходимостью ремонта судов связано появление цепочки поселений по берегам Волхова и в районе Днепровских порогов.

Географические особенности

Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8—10).

Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:

  1. Направляясь в сторону Византии, корабли должны были плыть по рекам Волхов и Ловать против течения. В обратную сторону приходилось двигаться против течения всего Днепра.
  2. Между Ловатью и Днепром (точнее, между Ловатью — Двиной, Двиной и Днепром) нет водного прохода, то есть путешественникам нужно было тянуть корабли на себе несколько километров.
  3. Некоторые историки считают, что путешественники плыли не на одном корабле, а пересаживались с тяжелых морских на более легкие и подвижные речные. Последние составляли в длину не более 10—12 метров и опускались только на полметра в воду. Чаще всего пересаживались дважды. После прохождения Балтийского моря меняли морские суда на речные. Второй раз пересаживались в Черном море: в основном использовали византийские торговые суда средиземноморского типа.
  4. Многие реки были трудны для судоходства из-за большого количества порогов, а озера Ладожское и Ильмень сотрясали штормы.

Река Днепр: главная водная артерия Украины

Янв 15 • Видео, Реки Украины • 4933 Просмотров •

Река Днепр является крупнейшей рекой на территории Украины, но также она протекает по территории Белоруссии и России. Общая протяженность реки – 2 201 км, из которых 1 005 км приходится на территорию Украины. Площадь бассейна Днепра – 504 тысячи квадратных километров.

Характеристики реки Днепр

Свое начало Днепр берет в Смоленской области в России на севере Валдайской возвышенности, вблизи с. Бочарово, возле озера Гавриловское. Впадает река в Украине в Днепровский лиман Черного моря.

Рассматриваемая река имеет свыше пятнадцати тысяч притоков, самыми крупными из которых являются: Вопь, Друпь, Припять, Тетерев, Березина, Ирпень, Рось, Ингулец, Десна, Базавлук, Орель, Псел, Самара, Сож, Ворскла.

Река Днепр относится к числу равнинных водоемов. Отличается преимущественно быстрым течением, однако встречаются омуты и тихие плесы с обратным течением. На перекатах глубина реки может составлять всего полметра, а на ямах даже превышать 20-30 м. Характерная отлично развитая водная растительность.

Бассейн реки представлен в основном хрящеватыми, глинистыми, песчаными, иловато-песчаными, галечными, кое-где каменистыми, грунтами.

Наиболее распространение виды рыб Днепра: вьюн, голец, елец, жерех, густера, карась серебряный, красноперка, лещ, карп зеркальный, линь, налим, пескарь обыкновенный, окунь, плотва, сазан, сом, судак, синец, щука, язь, уклейка.

Река Днепр: история возникновения назвы

В давние времена рассматриваемый водоем упоминался под иными названиями:

  • древнегреческий историк Геродот в своих исторических трактатах называл ее Борисфеном (что переводится как «река, текущая с севера»);
  • римские историки дали ей название Данаприс, которое со временем превратилось в современный «Днепр»;
  • во времена Киевской Руси ее именовали Славутичем, тогда река являлась частью торгового пути между Прибалтикой с Причерноморьем, в истории известного как «Путь из варяг в греки».

IX век увенчался формированием вокруг среднего течения реки ядра Древнерусского государства со столицей в Киеве. За порогами на Днепре, между современными Запорожьем и Днепропетровском, возникла славная Запорожская Сечь.

В ходе Второй мировой войны в 1943 году, во время военной кампании Советского Союза против государств гитлеровской коалиции, произошла одна из самых жестоких и масштабных битв во всей истории — Битва за Днепр, участвовать в которой пришлось более чем четырем миллионам человек с обеих сторон. Результатом сражения стала ликвидация советскими войсками обороны противника вокруг Днепра и освобождение от оккупации значительной части Украины.

С года в год реке Днепр посвящали и посвящают произведения писатели, поэты, фотографы, художники, режиссёры и музыканты.

Интересные факты о Днепре

Начиная с 2003 года ежегодно в столице Украине Киеве в июле, в первую субботу, отмечают День Днепра.

Река Днепр признана главным поставщиком воды на территории Украины, ее водными ресурсами пользуются более 30 миллионов жителей страны.

Днепр по протяженности и площади водосборного бассейна является третьей рекой Европы, после Дуная и Волги.

Многие ученые считают, что через 100-200 лет из-за бездумной деятельности человека, в Днепре изменится течение в противоположную сторону и главная артерия страны в районе устья станет солёной. Подобное возможно вследствие штормовых ветров, которые будут гнать из моря солёную воду вверх по течению водоема.

« Судак: общие характеристики и особенности ловли Территориальные органы Госрыбагентства Украины »

Запомни главное

  • «из варяг в греки» – это основной торговый, транспортный и культурный коридор, который связывал Русь со всей Северной Европу с Византией в X — XII веках.
  • маршрут проходил из Балтийского Моря до Черного, по рекам, в том числе самый протяженный участок, по Днепру.
  • Название пути дал летописец Нестор в своей «Повести Временных Лет»
  • Хотя, «путь из варяг в греки» активно просуществовал, чуть более 250 лет, но за это время дал колоссальное развитие Древнерусскому Государству.

Стоит сказать, что на наших курсах подготовки мы разбираем углубленно все эти темы. Именно поэтому наши ребята получают не меньше 90 баллов за одну дисциплину на реальном егэ. Узнай больше о наших курсах подготовки здесь.

Поделиться в соц. сетях

Маршруты и места

Названные места включают Смоленск (Μιλινισκα), Любеч (Τελιουτζα), Чернигов (Τζερνιγωγα), Вышгород (Βουσεγραδε), Вытачев (Витичев, Βιτετιτ и Киев (βη ), Киев (βη), Некоторые из этих городов имели альтернативные названия на древнескандинавском языке , и Константин цитирует некоторые из них: Итак, Новгород (Νεμογαρδα) — это то же самое, что Hólmgarðr («Островная оградка») и Nýgarðr («Новая оградка»); Киев также называют Kœnugarr («Верфь») или Σαμβατας, что может происходить от норвежского Sandbakki-áss («Хребет отмелей»). Хотя Константин Цукерман предлагает более очевидную этимологию, от тюркских (хазарских) корней sam и bat (буквально «верхняя крепость»). В сохраняет имя Vitaholmr ( ‘размежевание островок’) для Vytachiv.

Днепровский маршрут

На Днепре , то варяги были PORTAGE своих кораблей около семи порогов , где они должны были быть на страже от печенегов кочевников. Пороги начинались ниже Днепра, где река поворачивает на юг и падает на 50 метров за 66 километров. Их больше нет, так как с 1950-х по 1970-е гг. Образовалась цепочка бассейнов.

Ниже порогов им нужно было пройти узкое каменистое место под названием Брод Врара (рус. Крарийская переправа), где варяги часто подвергались нападениям печенегов . Варяги остановились на острове Святого Георгия . Затем они оснастили свои корабли парусами в устье Днепра и продолжили плавание вдоль западного берега Черного моря до Константинополя ( славянское : Царьград , древнескандинавское: Миклагарюр ).

Западное побережье Черного моря

Варяжские лодки использовались по рекам и по берегам Черного моря. По словам Константина VII , навигация у западного берега Черного моря включала остановки в Сулина (дельта Дуная), Конопа, Констанция (населенные пункты сегодня в Румынии). Есть некоторые остатки варяжского присутствия в этой области в пещерном комплексе Мурфатлар около Констанции (сегодня Констанца, Румыния). На стенах скальной церкви из Мурфатлара видны многочисленные рунические надписи, символы и даже граффити флота викингов. Рунический камень с кладбища Сьонхем на Готланде датируется 11 веком в память о купце Родфосе, который путешествовал в Константинополь и был убит к северу от Дуная Блакуменами (валахами).

Торговля

Непременный атрибут торговых путей — археологические находки не характерных для данной местности предметов. Для пути из варяг в греки этими предметами являются серебро родом из Передней Азии или Северной Африки, а также вещи, созданные в Византии и Скандинавии.

«В варяги» везли прежде всего арабское серебро, которое для скандинавов олицетворяло богатство и являлось ценным сырьем для ювелирных изделий. В Скандинавию привозили также меха из северных лесов Восточной Европы и, предположительно, железо-сырец. Активно велась торговля как массовыми, так и эксклюзивными товарами и предметами роскоши — стеклянными украшениями, посудой и шелком из Византии. В свою очередь, на юг отправлялись та же драгоценная северная пушнина, а также традиционные мед и воск.

Арабские авторы и тот же Константин Багрянородный сообщают, что по Балтийско-Днепровскому пути везли и рабов. Как правило, это были пленники из Восточной Европы, захваченные в ходе войн.

Торговля шла не только между «варягами» и «греками». В ней участвовало и население близлежащих к «пути» территорий. Как правило, у местных выменивали меха, отдавая взамен украшения, железо, посуду.

От рабов до икон

С VII века, еще до принятия Христианства на у славян, по низовьям Днепра начинают плавать воинственные викинги, совершающие грабительские набеги на богатые города южного побережья Черного моря. Вплоть до начала XI века у водного маршрута, проложенного поперек Европы, было в основном военное значение. Дружины викингов, а позже и варяжские отряды русских князей по «пути из варяг в греки» плыли для грабежа Византии и подвластных ей племен.

Варяги

Торговым, его тоже сделали викинги. И первоначально, основным товаром, поставляемым в Константинополь стали славянские рабы, столь ценимые на невольничьих рынках Византийской Империи. В обратную сторону шло серебро в монетах, так как в Северной Европе еще не было чеканки собственной монеты, а скандинавские вожди нуждались в собственной казне.

В начале XI века, когда дорога по рекам, в Византию была уже хорошо изучена, а вдоль маршрута появились многочисленные поселения, жители которых привлекались для обслуживания проплывающих кораблей, направление от Ладоги в Константинополь, становится основной транспортной и торговой артерией, которая соединила моря: Балтийское (Варяжское) и Черное. Правящая элита и купцы Древнерусского государства нуждаются в товарах, поставляемых из Византии и Малой Азии.

Это в основном, предметы роскоши, ювелирные украшения, виноградные вина, пряности, дорогие ткани. От Новгорода до Киева снаряжаются купеческие корабли, которые везут для продажи на черноморских рынках: лес, лён, мёд, невыделанные кожи, смолу, керамику. Торговцы Северной Европы, активно пользуются речным маршрутом, чтобы сбыть богатым византийцам, награбленное викингами, во время походов. Везут в Константинополь и в другие крупные города, ценимый в империи янтарь с Прибалтики, качественное шведское железо и оружие, моржовую кость, меха.

Благодаря развитию торговли, стали развиваться и территории, по которым проплывали караваны с товарами. Возникали поселения,строились пристани, укрепления, небольшие верфи. Началось освоение территорий нижнего Приднепровья, где в устье была возведена крепость Олешье, которая стала опорным пунктом в торговле с Южной Европой и Малой Азией. Со стороны Византии этим путем в Древнерусское государство прибывали первые священники, иконы, книги.

Первые послы тоже прибывали на Русь по Днепру. Академик Лихачев в своих трудах, высказывал теорию, что речной путь из «варяг в греки» в X-XII веке был основным европейским транспортным коридором с севера на юг, с очень большим оборотом и его значение для всей европейской торговли было уникальным. Благодаря транзитному положению в это время очень разбогатели древнерусские города Великий Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск. Славянские мастера научились строить более совершенные суда, называемые ладьями. На карте-схеме Древней Руси легко проследить ,что государство расширялось по маршруту варяжского пути.

В течении почти 250 лет речной коридор от Балтики до Византии успешно использовался — развивал торговые, религиозные, культурные связи между Северной и Южной Европой. Но в первой половине XIII века движение по нему прекратилось. На это есть несколько причин: нашествие кочевников в среднее и нижнее Приднепровье, начинающийся затяжной кризис Византийской Империи и новые торговые пути с севера на юг, проложенные через другие реки.

Дорога апостола Андрея

Название «путь из варяг в греки» появилось с легкой руки летописца Нестора. Он же привел первое письменное описание этого маршрута. В его хронике , в не датированной части это звучало как, «путь из варяг в греки и из грек в…».

По свидетельству летописца, апостол Андрей, проповедуя святое Евангелие проплыл по воде от Черного моря по Днепру, речке Ловати, Ильмень-озеру, Волхов-реке, через Ладожское озеро и Неву к Балтийскому Морю. Нестор пишет и о том, что часть дороги от верховьев Днепра до Ловати лодку пришлось тащить по суше волоком. Это событие могло произойти в только в I веке нашей эры, что немного снижает достоверность этого повествования.

Это интересно: 8,«Повесть временных лет» кратко — изучаем по порядку

Торговля и грабёж. Последующие эпохи

Поскольку в эту историческую эпоху у племён, подобных викингам, граница между торговлей (обменом товарами) и грабежом была весьма неустойчива, трудно сказать — когда именно торговля стала превалировать над грабежом и водным пиратством. Даже после образования государства династии Рюриковичей (Древнерусского государства) походы на Константинополь за «добычей» не прекратились.

В более позднюю историческую эпоху этот же водный путь и те же плавсредства использовались запорожскими казаками в их грабительских походах на столицу Османской империи Царьград (Стамбул). Для сравнения — аналогичные процессы на водном пути Волга-Каспий — поход казаков во главе со Степаном Разиным в Персию «за зипунами».

Это интересно: Три течения революционного народничества

Города Варяжского Пути.

Существовало 2 пути. 1 путь, который начинался и проходил по истокам реки Днепр и впадал в Черное море, а также 2 путь, который начинался с Балтийского моря и впадал в Черное море.

Впервые (в повести временных лет) в 862 году было описано появление данного пути, где в начале Полоцком, древнейшим городом,находившемся на данной территории в начале правила местная династия, но потом возникла из племенного союза кривичей и Варяжских королей рода Рогвальдов, пришедших (из верхних морей) – Балтийское море, которые объединили вокруг себя Северно-Славянские народы, так как Кривичи в свое время поселились на местах поселения Балтов, объединивших в единое целое древне-славянские племена севера.

В последствии князь Рогвальд породнился через замужество своей дочери Регнедой с князем Владимиром (1 князем Киевской Руси), а их сын, Ярослав Мудрый, был женат на дочери Шведского короля Олофа Шётконунга. Впоследствии Владимир Святой, который был внуком Ольги, основавшей город Витебск и Игоря – сына Рюрика. Все это говорит о том, что основатели первой русской династии, которая правила Древней Русью, являлись князья трех варягов – братья Рюрика, Синеуса и Трувора, которые дали клятву русским племенам защищать их и оберегать берега Балтийского Моря своими викингами, а также налаживать выгодные взаимоотношения между Византией, где царствовал император Константин. Весной и летом, во время «большой воды» и появлялся так называемый Путь «Из Варяг в Греки», что явилось началом международной торговли и распространением византийского сотрудничества между югом и скандинавским севером, где в середине пути находилось государство Древняя Русь, в последствии объединившее в себе 3 славянских народа: Россию, Белоруссию, Украину.

Балтика и малоазийская Греция

Карта торгового пути из варяг в греки

Варяг – древнерусское наименование скандинавского воина-наемника и скандинава вообще. «Греками» на Руси называли представителей Византии, поскольку «государственным языком» империи был греческий (как видим, никакого отношения к Элладе данный маршрут не имеет). Торговый маршрут известен более по русским источникам, почему и терминология используется соответственная.

Очевидно: «путь из варяг в греки» – маршрут, по которому можно было более-менее удобно добираться из Византии в Скандинавию и наоборот. Столь же очевидно, что основная его часть проходила по русским землям. Путь соединял Балтийское и Средиземное моря.

Первооткрывателями маршрута считаются скандинавы: саги называют имена Ивара Широкие Объятия и Эрика Путешественника. Он активно действовал с IX по XII века, когда изменение расстановки сил в Европе перенесла и направления потоков людей и грузов.

Этапы большого пути

Ошибочно думать, что любой, ставший на путь из варяг в греки, проходил его целиком. В письменных источниках скандинавские купцы не упоминаются вовсе. В набеги на византийские берега варяги чаще ходили морем (чему есть доказательства).

Резоннее предположить, что маршрут использовался логическими частями. Следовательно, товар мог добраться из Скандинавии в Византию, но привозил его уже русский купец или византиец, приобретший нужное в Киеве (перекупщики появились не вчера). То же верно и в обратном направлении. В военном деле наблюдаем то же самое. Олег Вещий пользовался путем из варяг в греки в военных целях; но первый раз (в 882 году) он шел из Новгорода в Киев, а второй (в 907 году) – из Киева в Византию, проходя, мягко скажем, не весь маршрут. Игорь Старый поступал точно так же. Гаральд Смелый (в будущем зять Ярослава Мудрого) проходил из Норвегии в Киев. Русские послы из Киева ездили в Скандинавию; тем же путем Гаральд вез свою жену Елизавету Ярославну. Доказательством этого положения может стать факт, что более других от существования пути выиграли «промежуточные станции» маршрута: варяги и греки ковали процветание Киева и Новгорода.

Что до товаров, то они могли быть разными. Обычно из Византии шли хорошие ремесленные изделия (ткани, посуда, оружие, украшения), из Скандинавии – наемные солдаты и рабы, а с Руси – хлеб.

В XII веке ситуация изменилась. Византия переживала не самые лучшие времена, Русь вошла в период раздробленности, зато на Западе укрепились другие государства – Англия, Франция. И торговые потоки переместились туда.

История

Цветная копия говорящего о смерти в Днепровских порогах .

Путь от варягов к грекам впервые упоминается в « Первой хронике» , но о его последствиях сообщалось гораздо раньше, в начале девятого века, когда византийцы заметили пришельцев в свои регионы, варягов . Хотя для многих это слово стало обозначать «викинги», термин для византийцев означал всех скандинавов и их родственников, живущих на территории современной России.

Маршрут, вероятно, был проложен в конце 8-го — начале 9-го веков, когда варяжские исследователи искали добычу, а также рабов и прибыльные товары

Маршрут приобрел важное значение с 10 по первую треть 11 века одновременно с Волжским торговым путем и торговым путем от хазар к немцам .. Согласно Константину VII , кривичи и другие зависимые от Киева племена возили к местам вдоль рек выдолбленные парусники, или моноксилы , вмещавшие от 30 до 40 человек

Затем эти парусники переправили по Днепру в Киев. Там они были проданы варягам, которые переоборудовали их и загрузили товарами.

Согласно Константину VII , кривичи и другие зависимые от Киева племена возили к местам вдоль рек выдолбленные парусники, или моноксилы , вмещавшие от 30 до 40 человек. Затем эти парусники переправили по Днепру в Киев. Там они были проданы варягам, которые переоборудовали их и загрузили товарами.

Маршрут пути из варяг в греки

Главная особенность маршрута – подавляющая часть его протяженности приходится на водные пути. Это его главное достоинство – ведь нормальных сухопутных дорог в то время не было вовсе. На суше также был больше риск подвергнуться нападению врагов или разбойников. Такое путешествие требовало больше расходных грузов (лошадей надо кормить, а реки и озера сами кормят путешественников).

Наверняка путь из варяг в греки имел много разных вариаций, но можно назвать несколько основных его пунктов. Начинался он в одном из торговых центров Скандинавского полуострова (Бирка, Сиггуна); затем маршрут выглядел так: Балтийское море – Финский залив – и реки: Нева – Ладога – Волхов – Ильмень – Ловать. Затем следовал длинный волок (то есть перетягивание кораблей по суше) в Западную Двину. Из нее волок вел к Днепру, а им можно было справляться до Черного моря, обходя по суше только пороги.

Некоторые специалисты предполагают, что путь из Балтики в Днепр мог пролегать и через Вислу и Буг. Очевидно одно: Днепр – основная часть древнего торгового маршрута.

Настоящее пути:

В настоящее время по инициативе ассоциации торгово-промышленных палат Белоруссии, России и Украины, началось активное продвижение части Пути «Из Варяг в Греки» от Смоленска до Черного моря.

Но хотелось бы отметить, что общий Путь «Из Варяг в Греки» должен начинаться от Балтийского моря, через Латвию и Беларусь, и объединять в себе весь комплекс Днепр-Западная Двина.

Организация пути:

1. Существование различных экономических и исторических взаимосвязей в прошлом играло исключительную роль в формировании и развитии государственности, национальных культур и просвящения в Европейских страна. Это придает Пути «Из Варяг в Греки» статус историко-культурной ценности, а не только туристическо-познавательного.

2. Перспектива возобновления эксплуатации уникального туристического трансграничного маршрута имеет множество положительных сторон: развитие культурного и информационного трансграничного обмена, продвижение «Зеленого туризма», развитие прилегающих сельских территорий и агропромышленных городков.

3. Для успешного развития маршрута Пути «Из Варяг в Греки» имеются объективные предпосылки: уникальные природные экосистемы, которые имеют исторические предпосылки и культурные памятники, уже имеются элементы туристической инфраструктуры, в том числе центры туризма, заповедники и заказники.

4. Необходимо разбить перспективное развитие маршрута «Путь из Варяг в Греки» на следующие этапы:

— создать ассоциацию и обратиться к правительствам Белоруссии, России, Украины, Латвии, и стран Балтийского региона для создания историко-культурного природного парка-заповедника Путь «Из Варяг в Греки», проходящего в пойме рек Западная Двина – Днепр.

— связать местное управление и самоуправление вышеперечисленных стран в общее информационное пространство, где на определенных этапах концентрации населения в малых и больших городах, поселках, определить центры туристическо-культурно-экономического взаимосотрудничества, где создавались быэко-культурные зоны свободного культурно-экономического взаимодействия (методический центр, музей, Стелла – символизирующая определенное историческое событие, информационный центр сотрудничества как в образовательном, культурном, так и в экономическом и туристическом взаимодействии регионов).

5. Создать общевзаимосвязывающий интернет-портал, где различные общественные объединения, государственные структуры управления, а также ученые, депутаты, экологи и общественные деятели могли бы всесторонне проводить мониторинг экологического состояния и социальной структуры территорий с перспективой использования местных, культурных, финансовых, организационных и демографических ресурсов. Создать международную сеть Путь «Из Варяг в Греки» в сотрудничестве с другими существующими организациями Европы, Белоруссии, России и Украины.

6. Содействовать на протяжении всего пути отмене визового режима между странами данного пути, чтобы каждый турист и желающий начать сотрудничество в данном регионе не попадал во всевозможные трудности по передвижению и общению. Проработать Министерству иностранных дел вопрос о льготном пересечении межграничного пространства для организованных групп туристов между странами.