Оглавление
Создание
Создавая «новую» Российскую империю, Петр 1 осуществил множество реформ, одной из которых стала ликвидация неподходящих государственных органов. Так, император ликвидировал устаревшую систему приказов (они же – палаты, органы центрального государственного управления), заменив ее новыми центральными органами отраслевого управления – Коллегиями.
Образец для учреждения Коллегий Петр позаимствовал у Европы – государственных структур Швеции и Германии. Регламенты были составлены на основе законодательных актов Швеции, разумеется, с оглядкой на российскую действительность.
Реформа началась еще в 1712 году попыткой учредить Торговую коллегию. Но окончательный реестр (список) был утвержден только в 1718 году. Согласно ему, были учреждены девять Коллегий:
- Военная
- Адмиралтейств-коллегия
- Иностранных дел
- Коммерц-коллегия
- Камер-коллегия, или Коллегия казенных сборов
- Берг-Мануфактур-коллегия
- Юстиц-коллегия
- Ревизион-коллегия
- Штатс-контора
Позже были учреждены и другие: Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел (1720), Вотчинная коллегия (1721), Коллегия экономии (1726). Кроме того, в 1720 году был учрежден Главный магистрат, а в 1721 году – Духовная Коллегия, или Святейший Синод.
Главный магистрат
Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.
Президенты коллегии при Петре:
- Трубецкой Юрий Юрьевич (1720-1723)
- Долгоруков Алексей Георгиевич (1723-1727)
После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.
Областная реформа
Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:
- Московская
- Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
- Смоленская
- Киевская
- Азовская
- Казанская
- Архангелогородская
- Симбирская
Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.
Церковная реформа Петра I
С 1701 по 1722 годы Петр Великий пытался снизить авторитет Церкви и установить контроль над ее административно-финансовой деятельностью. Предпосылками к этому стал протест Церкви против происходящих в стране изменений, называя царя антихристом. Имея огромный авторитет, сравнимый с авторитетом и полнотой власти самого Петра, Патриарх Московский и Всея Руси был главным политическим конкурентом российского царя-реформатора.
Рис. 1. Молодой Петр.
Кроме всего прочего, у Церкви были накоплены огромные богатства, которые были необходимы Петру для ведения войны со шведами. Все это связывало руки Петру для использования всех ресурсов страны ради желанной победы.
Перед царем стояли задачи ликвидировать экономическую и административную автономии Церкви и снизить численность духовенства.
Церковная реформа
Довольно серьезные изменения произошли и в церковной жизни Российской империи. Если раньше церковь была автономной единицей, то после реформ подчинялась императору. Первые реформы начались еще в 1701 году, но окончательно церковь попала под контроль государства только в 1721 году после выхода документа под названием «Духовный регламент». Данный документ также говорил, что во время боевых действий ради нужд государства можно изъять церковное имущество. Секуляризация церковных земель началась, но только частичная, а завершила этот процесс только императрица Екатерина ІІ.
Политические реформы Петра I
Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:
- Законодательная деятельность
- Распорядительная деятельность
- Судебные функции в стране
- Контрольные функции за другими органами
Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.
Создание коллегий
Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:
- Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
- Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
- Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
- Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
- Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
- Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.
Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.
Тайная канцелярия
Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.
В чем состояла реформа центрального управления
Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.
Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.
Сенат и его функции
На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:
- Законодательная деятельность
- Распорядительная деятельность
- Судебные функции в стране
- Контрольные функции за другими органами
Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.
Создание коллегий
Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:
- Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
- Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
- Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
- Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
- Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
- Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.
Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.
Тайная канцелярия
Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.
Судебная реформа
Верховный суд представлял собой Сенат, а также Юстиц-коллегия. В провинциях еще существовали апелляционные суды. Однако главная реформа в том, что теперь суд был полностью отделен от администрации.
Сенат при Петре I
По делам войны царю Петру I часто приходилось отлучаться из столицы.
В своё отсутствие он передавал власть доверенным лицам. Указ Петра I о создании Сената был издан в 1711 г. В нем говорилось: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления».
Сенат, в отличие от Расправной палаты царя Фёдора Алексеевича, работавшей постоянно, поначалу лишь в отсутствие царя руководил всей государственной жизнью страны.
Число его членов не превышало 10 человек. Ему подчинялись все канцелярии, приказы, губернаторы.
В 1721 г., когда в Петербурге торжественно праздновалась победа России над шведами в Северной войне, Сенат преподнёс царю титул императора.
Россия стала именоваться империей. Петра I стали называть также «отцом Отечества», «Великим».
Должность Сената
Пётр I придавал большое значение Сенату. Им был написан документ «Должность Сената», который он сам перерабатывал в течение шести лет. Документ определял, что Сенат — хранитель государственных интересов. Сенат задумывался как коллегиальный орган.
Предполагалось соблюдение равенства его членов при решении вопросов. Без общего согласия ни один указ в действие вступить не мог.
В документе прописывалось, насколько серьёзно сенаторы должны были относиться к своему делу: «Никому в Сенате не позволяется разговоры иметь о посторонних делах, которые не касаются к службе нашей, меньши же кому дерзновение иметь бездельными разговорами или шутками являться».
Пётр I строго определил и порядок поведения сенаторов на заседаниях: «Также съехався, как для сего дела, так в Сенат, лишних слов и болтанья не было… ни о чем ином, только о настоящем говорить. Также, кто станет говорить речи, другому не перебивать, но дать окончить, и потом другому говорить, как честным людям надлежит».
Генерал-прокурор Сената
Для наблюдения за порядком в Сенате была учреждена специальная должность — генерал-прокурор.
Генеральный прокурор обязан был сидеть на заседаниях Сената и наблюдать, чтобы сенаторы работали «истинно и ревностно, без потеряния времени». Он также должен был проверять, чтобы принятые решения исполнялись и проводились в жизнь, а «не на столе только дела вершились».
Прокуратуру называли — «око государево». Первым генерал-прокурором Сената стал сподвижник Петра I, человек незнатного происхождения Павел Иванович Ягужинский.
Он имел целый штат обер-прокуроров.
Дальнейшее развитие
Надо сказать, что учреждение коллегий Петром 1 и замещение ими приказов шло очень медленно и вяло. Но когда в 1715 г. царю стал ясен исход военных действий со Швецией, он более активно начал интересоваться внутренними делами государства. Известно, что в его книжке для записей под датой 14 января того же года была внесена заметка о трех коллегиях, а к 23 марта их насчитывалось уже шесть. Предполагается, что к этому Петра подтолкнуло чтение проекта о переустройстве государственного управленческого аппарата теперь уже неизвестного автора.
В документе предлагалось ввести учреждение коллегий в России, которые бы сосредоточили в себе все дела по обустройству страны. В проекте упоминалось о семи отделах, касающихся юстиции, торговли, иностранных дел, горнодобывающих разработок, армии, налогов и расходов государства. Управление структурами предполагалось отдать в руки отдельным сенаторам. Автор этого проекта приводил в пример Швецию, где уже существовала данная система, считавшаяся наилучшей в Европе.
Варианты толкования
В словарях значение слова «коллегия» представлено следующим образом:
- В Древнем Риме это группа людей в количестве не менее трех, образующая юридическое лицо. Это могла быть жреческая, ремесленная, похоронная коллегия.
- В России в XVIII веке — высшие правительственные учреждения, каждое из которых ведало какой-либо отраслью управления или хозяйства. Например, адмиралтейская, военная, коллегия иностранных дел. В начале XIX века они были заменены министерствами.
- Коллегией может называться и заседание органа, например министерства, суда.
- Союз, объединение лиц, принадлежащих к одной профессии, как правило, в гуманитарной области. Это могут быть коллегия адвокатов, аудиторов, футбольных арбитров.
- Группа должностных лиц, из которой образуется какой-нибудь орган — административный, распорядительный, совещательный. Так, он может создаваться при министерстве, комитете.
Продолжая рассматривать, что такое коллегия, следует сказать о некоторых ее видах подробнее.
Административные преобразования
Основной причиной административных реформ Петра Первого стало его стремление к выстраиванию абсолютной монархии, когда все ключевые рычаги управления государством находятся в руках царя и его ближайших советников.
Губернии и города
Требовались реформы для губерний: повышение качества обслуживания армии — к созданным губерниям были приписаны соответствующие военные части и верфи; введение трехзвенной структуры: губернии-провинция-дистрикт, укрепляя вертикаль власти, полицейский надзор и увеличивая эффективность налогообложения.Кроме этого были устроены и городские реформы: учреждение Бурмистерской Палаты (Ратуши) в подчинение которой переходили земские избы, а главной функцией становился сбор налогов (вместо воевод); создание Главного Магистрата. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей — на категории и гильдии. Магистрат, по своему административному уровню, соответствовал коллегиям и был подчинён Сенату.
Государственное (центральное) управление
Подготовительным этапом к реформе центрального управления можно считать организацию Ближней канцелярии и постепенную потерю влияния Боярской думы(последнее упоминание в 1704), функцию которой начинает выполнять Коллегия министров.
Все высшие должности в создаваемых Петром I органах государственного управления занимают преданные ему люди.
В 1711 году Пётр I создал Правительствующий Сенат — орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя на войне. Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом (принимаемые членами сената решения должны были быть единогласны), члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.
C 1718 по 1726 года происходило создание и развитие исполнительных органов управления — Коллегий, целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, чрезмерно неповоротливых и дублирующих собственные функции. Коллегии поглощали приказы и разгружали Сенат от решения мелких и незначительных вопросов. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций и единые нормы деятельности существенно отличали новый аппарат от приказной системы.
В 1720 году Генеральный регламент был издан и подписан Петром I. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших. Регламент утверждал единогласный способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.
Подготовка
В последующие два года царь провел за границей, и казалось, что без него учреждение коллегий и вовсе прекратилось. Но это было не так. Подготовка к организации новой системы шла полным ходом. Все, кто был задействован в этой работе, трудились не покладая рук, включая и самого Петра, который иногда присутствовал в датских коллегиях, просматривая дела и переписывая правила делопроизводства.
В начале 1717 г. Фик приехал в Амстердам к царю сообщить, что он закончил изучать шведское государственное устройство. Петр посылает его к Брюсу с тем, чтобы он объявил через губернское руководство и сенат, что шведские пленники, знающие гражданскую службу, могут поступить, если захотят, на русские должности в коллегии. Арестантам в России жилось несладко, поэтому многие приняли приглашение, к тому же им было обещано приличное вознаграждение.
Поручение Петра
В апреле 1715 г. он отдает приказ князю В. Долгорукову, тогдашнему русскому послу в Дании, каким-то образом достать письменные или печатные уставы тамошних коллегий. В следующем году царь принимает на службу некоего Фика, хорошо разбиравшегося в органах юстиции, экономике и полицейских делах. К тому же он отлично знал гражданское и государственное право. Именно его Петр 1 и отправляет за границу, чтобы он уже на месте досконально изучил все устройство управления.
Другой царский приказ получил венский резидент Абрам Веселовский. Он должен был найти за границей и пригласить на службу в Россию приказных людей со знанием языков. Надо сказать, что Петр 1 не скупился и платил иностранным чиновникам приличное вознаграждение в обмен на ценные сведения об их учреждениях. Такие знания он ценил больше, чем книжные.
Главный магистрат
Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.
Президенты коллегии при Петре:
- Трубецкой Юрий Юрьевич (1720-1723)
- Долгоруков Алексей Георгиевич (1723-1727)
После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.
Источник статьи: http://istoriarusi.ru/car/kollegii-petra-1.html
Создание коллегий. Местные органы власти
1. В 1718 г. на смену громоздкой системе приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице-президент, несколько советников и асессоров. Всего было создано 11 коллегий:
> коллегия Чужестранных (иностранных) дел;
> Воинская коллегия (занимавшаяся комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии);
> Адмиралтейская коллегия (ведавшая военно-морскими делами);
> Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов);
> Штатс-Контор-коллегия (ведавшая расходами государства; главные статьи расхода — содержание армии и флота);
> Ревизион-коллегия (осуществляла контроль за расходованием денежных средств);
> Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью);
> Мануфактур-коллегия (ведавшая предприятиями легкой промышленности);
> Юстиц-коллегия (ведавшая вопросами гражданского судопроизводства; коллегия имела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие, акты о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства и др.);
> Вотчинная коллегия (преемница Поместного приказа, рассматривала земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, вопросы сыска беглых крестьян, рекрутов и т. д.).
Особое место занимала образованная в 1721 г. Духовная коллегия, или Синод, управлявшая делами церкви.
Все коллегии имели конторы в Москве, некоторые — Камер- и Юстиц-коллегия — располагали сетью учреждений на местах. Местные органы Берг-коллегии и Адмиралтейства были в местах сосредоточения металлургической промышленности и кораблестроения.
Вопрос 20. Государственные реформы Петра 1.
Решения сенаторами принимались коллегиально. Были введены должности фискалов в центре и на местах, которые выявляли факты нарушения указов, взяточничества и доносили об этом Сенату и царю. Но в 1722 г. царь организовал контроль за самим Сенатом: генерал-прокурор и его помощники наблюдали за работой Сената.
1. В 1718 г. на смену громоздкой системе приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице-президент, несколько советников и асессоров. Всего было создано 11 коллегий:
> коллегия Чужестранных (иностранных) дел;
> Воинская коллегия (занимавшаяся комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии);
> Адмиралтейская коллегия (ведавшая военно-морскими делами);
> Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов);
> Штатс-Контор-коллегия (ведавшая расходами государства; главные статьи расхода — содержание армии и флота);
> Ревизион-коллегия (осуществляла контроль за расходованием денежных средств);
> Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью);
> Мануфактур-коллегия (ведавшая предприятиями легкой промышленности);
> Юстиц-коллегия (ведавшая вопросами гражданского судопроизводства; коллегия имела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие, акты о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства и др.);
> Вотчинная коллегия (преемница Поместного приказа, рассматривала земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, вопросы сыска беглых крестьян, рекрутов и т. д.).
Особое место занимала образованная в 1721 г. Духовная коллегия, или Синод, управлявшая делами церкви.
Все коллегии имели конторы в Москве, некоторые — Камер- и Юстиц-коллегия — располагали сетью учреждений на местах. Местные органы Берг-коллегии и Адмиралтейства были в местах сосредоточения металлургической промышленности и кораблестроения.
2. В 1707—1711 гг. была изменена система местного управления. Россия была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Они обладали огромной властью: ведали сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены, в свою очередь, на 50 провинций во главе с воеводой, а провинции — на уезды (дистрикты). Городские магистраты собирали налоги с населения и судили горожан. Городское население делилось на «регулярных» (имущих) и «нерегулярных» (неимущих).
3. Главную роль в системе управления играл царь Петр I. Например, в военной присяге говорилось об обязанности служить царю, а не России. Петр был высшей законодательной и судебной инстанцией. Была создана личная царская канцелярия — Кабинет, который готовил дела для докладов Петру. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора явилось выражением и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?;
Рекомендуемые страницы:
Коллегии при Петре I
Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус (канцелярский служащий, регистрирующий акты или их составляющий), регистратор, переводчик, подьячие.
Президент был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии. Вице-президент замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии.
Заседания коллегий проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней.
Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались 5 часов.
Материалы для коллегий готовились в Канцелярии коллегии, откуда передавались в Общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались большинством голосов. Вопросы, по которым в коллегии не удалось принять решение, передавались в Сенат – единственное учреждение, которому коллегии были подчинены.
При каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами.
Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.
Значение коллегий
Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
Минусы в работе коллегий
Грандиозный замысел Петра I разграничить ведомственные функции и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в жизнь не полностью. Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так, например, Берг, Мануфактур и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию.
Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие функции — полиция, просвещение, медицина, почта. Постепенно, правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами. Так, Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года — в Медицинскую канцелярию.
Внешняя политика Петра I
Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г. и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г.
30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.
В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г. наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.
В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря.
Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России. Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.
Это интересно: 1714,Реформы Никона и церковный раскол XVII века: объясняем детально
Итоговые результаты
Последствия церковных реформ обладают как положительными, так и отрицательными результатами. Ниже представлена таблица с минусами и плюсами преобразований.
Достоинства | Недостатки |
В государственную казну стали поступать деньги с духовенства. Церковные земельные участки начали продавать всем желающим, а монастырский доход стал облагаться налогом. | Стали более жесткими правила посещения церквей. Каждый гражданин раз в год обязан исповедоваться, что контролировалось очень строго. При этом тайна исповеди не соблюдалась. |
Велась борьба с нищенством, а в богадельни стали допускаться только действительно немощные люди. | Граждане другого вероисповедания в течение полугода должны были принять православие. За это полагались некоторые поощрения. |
Уменьшилось количество священнослужителей, что позволило более эффективно распределить человеческие ресурсы. | На улице нельзя больше было подавать милостыню. |
Преобразование календаря было связано с проведением реформ, а дата 1 января стала наступлением нового года. | Женщинам в монастырях разрешили постриг только после 40 лет. |
Сократилось число бродячих священнослужителей. На дому они могли посетить только больных и умирающих людей. | Несмотря на реформы, число бедных и попрошаек все равно росло. Их насильно отлавливали, избивали и отправляли назад хозяину. |
Итоги реформ показывают, что Петр 1 хорошо продумал все нюансы преобразований и по основным вопросам добился положительных результатов.