Масаи-мара

Оглавление

Что покажут туристам

Многие туры в Танзании включают посещение той или другой деревни масаев.


Танцы масаев

Конечно, на свадьбу или еще какой-нибудь серьезный ритуал вас не в каждой деревне позовут, если вы не являетесь личным другом племени – но впечатлений и без того хватит.

Однако некоторые масайские семьи радушно приглашают туристов взглянуть на свои большие праздники – в том числе и свадьбу, сватание, крещение детей, и даже обрезание мальчиков. В такой поездке вы увидите жилища масаев, их скот, внешность, узнаете основные факты об их жизни.

Члены племени с удовольствием поют туристам свои песни и показывают танец племени масаев, состоящий из притоптываний по кругу и высоких прыжков. Это, конечно, не балет в Мариинском, но выглядит очень впечатляюще.

Примечательно, что в отличие от большинства городских жителей Танзании, масаи говорят не на суахили, а на собственном языке.

Хотя понимают английский и суахили, когда речь идет о деньгах – жизнь у них, несмотря на всю ее красоту и самобытность, очень бедная. Хотя они никогда не унывают.

Возвращение домой

Борьба со львом в лесной саванне может быть чрезвычайно сложной и опасной. Лев очень умен и может маневрировать в кустах быстрее, чем человек. В результате воины масаи предпочитали сражаться со львами на открытых равнинах.

Когда старшие воины возвращались домой со львом, по всей округе устраивался недельный праздник. Женщины из разных деревень обнимали воина, который первым пронзил копьем льва. Воин получал Imporro-двусторонний расшитый бисером наплечный ремень, который часто дарили победителю. Воин носил это украшение во время молочных церемоний, мясных церемоний и т. д.

Успех охоты вызывал волнение и благодарность всей общины. Это достижение воспринималось как индивидуальная храбрость. Община почитала Олмурани лоловуару (охотника на Львов) с большим уважением на протяжении всей его жизни. Охотник также получит прозвище, например, Мисейеки, от своих коллег. Мизейеки означает, что никто никогда не посмеет с ним связываться. Когда воины посещали церемонии в других общинах, они восхваляли своего коллегу через песни и танцы.

Возрастной и брачный уклад Масаи

Как и в множестве кочевых племён мира, дети Масаи довольно рано начинают «взрослеть» в своём обществе. Мальчиков, едва научившихся ходить, сразу же начинают обучать пастушьей мудрости. Девочки-масаи с раннего детства помогают матерям, готовясь в будущем стать «хранительницами очага».

Исторически сложилось так, что Масаи – народ весьма воинственный. Следовательно, смертность среди представителей сильной половины племени, очень высока. Это и стало основной причиной того, что многожёнство для этого народа не только нормально, но даже необходимо с точки зрения выживания. Однако и тут у масаев не всё «по цивилизованному». Женщина, вступающая в брак, фактически выходит замуж не только за своего мужа, но и за его братьев, побратимов по оружию и всех мужчин, участвующих в брачной церемонии. Но это не означает, что каждый из этих мужчин может когда угодно «уединится» с «общей» супругой.

В этом вопросе привилегии имеет как раз женщина. Это она может выбирать себе партнёров и даже зачинать и рожать детей от них. По закону племени все эти дети будут считаться сыновьями и дочерями единственного «законного» мужа.

Жизнь племени Масаи: Э-мурата (Обрезание)

Церемония обрезания является наиболее важной инициацией всех ритуалов перехода в масайском обществе. Как мужчины, так и женщины масайского общества традиционно стремятся пройти через обрезание

Это посвящение совершается вскоре после полового созревания.

Молодые люди все еще стремятся обрезаться и стать воинами. Как только мальчики становятся воинами, они берут на себя ответственность за безопасность своей территории. Инициация обрезания возвышает мужчину от детства до зрелости. Для того чтобы мальчик получил посвящение, он должен показать себя обществу и выказывать признаки взрослого мужчины: носить тяжелое копье, пасти большое стадо скота и т. д.

За несколько дней до операции мальчик должен пасти скот семь дней подряд.  Обрезание должно состояться на восьмой день. Перед операцией парни стоят на улице в холодную погоду и принимают холодный душ, чтобы очиститься. Когда они приближаются к месту проведения операции, их друзья, ровесники и мужчины-члены семьи выкрикивают ободрение наряду с неприятными высказываниями и иногда угрозами. Например, люди говорят мальчику: «если ты ударишь ножом, мы убьем тебя! Если ты убежишь от ножа, общество отречется от тебя». Женщинам повезло больше, и они избавлены от подобных комментариев. Процедура обрезания очень неприятная. Нет обезболивающих препаратов, нет анестезия. Обрезание болезненно, но очень много значит для каждого Масаи.

Время и место обрезания

Обрезание происходит незадолго до восхода солнца. Его
выполняет «квалифицированный человек» с многолетним опытом работы. После того,
как операция будет успешно завершена, мальчик получит в подарок домашний скот
от своих родственников и друзей. Он также получит огромное уважение за свою
храбрость.

Процесс заживления займет 3-4 месяца, и мальчики должны
оставаться в черных одеждах в течение 4-8 месяцев. После исцеления они получают
статус нового воина.

После обрезания следующим шагом является формирование
Эманьятты (лагеря воинов).

History


A Maasai man.

According to Maasai oral history, they originated from the lower Nile valley north of Lake Turkana (southern Sudan) and began migrating south around the fifteenth century, arriving between the seventeenth and late eighteenth century. Other ethnic groups were forcibly displaced as they settled in a long trunk of land stretching from northern Kenya to central Tanzania.

The Maasai territory reached its largest size in the mid-nineteenth century, and covered almost all of the Rift Valley and adjacent lands from Mount Marsabit in the north to Dodoma in the south. At this time the Maasai, as well as the larger group they were part of, raided cattle as far east as the Tanga coast in Tanzania. Raiders used spears and shields, but were most feared for throwing clubs which could thrown accurately up to 70 paces. In 1852 there was a report of a concentration of 800 Maasai warriors on the move in Kenya. In 1857, after having depopulated the “Wakuafi wilderness” in southeastern Kenya, Maasai warriors threatened Mombasa on the coast of Kenya. Because of this migration, the Maasai are the southernmost Nilotic speakers.

The period of expansion was followed by the Maasai «Emutai» of 1883-1902. This period was marked by epidemics of Contagious bovine pleuropneumonia, rinderpest, and small pox. The estimate first put forward by a German lieutenant in what was then northwest Tanganyika, was that 90 percent of cattle and half of wild animals perished from rinderpest. German doctors in the same area claimed that “every second” African had a pock-marked face as the result of smallpox. This period coincided with drought. Rains failed completely in 1897 and 1898.

The Austrian explorer Oscar Baumann traveled in Maasailand in 1891-1893, and described the old Maasai settlement in the Ngorongoro Crater in the 1894 book “Durch Massailand zur Nilquelle” (By Massailand to the Source of Nile):

By one estimate, two-thirds of the Maasai died during this period.
The Maasai stood against slavery and lived alongside most wild animals with an aversion to eating game and birds. Maasiland now has East Africa’s finest game areas. Maasai society never condoned traffic of human beings, and outsiders looking for people to enslave avoided the Maasai.

Starting with a 1904 treaty, and followed by another in 1911, Maasai lands in Kenya were reduced by 60 percent when the British evicted them to make room for settler ranches, subsequently confining them to present-day Kajiado and Narok districts. More land was taken to create wildlife reserves and national parks (Amboseli, Nairobi National Park, Maasai Mara, Samburu, Nakuru, Manyara, Ngorongoro, Serengeti, and Tsavo).

Культура и обычаи

У масаев очень специфичные и интересные обычаи, большинство из которых они свято хранят до сих пор.


Масаи строго придерживаются обычаев на протяжении многих лет существования племени

Их культура предполагает высокую выносливость и презрение к боли (что, собственно, понятно уже по обязательным «процедурам красоты»).

Но главные испытания ждут членов племени при обрядах инициации – перехода из детей во взрослые.

Как абсолютно все мужчины племени, так и многие женщины проходят через процедуру обрезания, которая надолго выводит подростков из строя.

Обычно они несколько месяцев после этого носят черные одежды.

Парни в это время живут в специальном поселении, девочки освобождаются от тяжелой работы. Только после завершения этой процедуры мальчик становится мужчиной – молодым воином, а девочка считается готовой к браку.

Хотя и Кения, и Танзания на законодательном уровне запрещают женское обрезание, по сей день во многих селениях женщину масаи без этой процедуры могут не взять замуж. Мужчина же после этого приобретает право на собственное имущество и создание семьи. Процедуру инициации проходит вся возрастная группа, имеющаяся в деревне на этот момент.

Только после посвящения во взрослую жизнь следующей группы молодых воинов члены предыдущей группы становятся «младшими старшинами» и имеют право решать важные для племени вопросы.

Раньше молодой мужчина перед вступлением в брак должен был обязательно убить самца льва – это свидетельствовало о его готовности к дальнейшим испытаниям и возможности защитить семью. Сейчас львы в Африке охраняются законом – и такая презентация личных качеств воина заменяется другими испытаниями.

Фактически, это единственная традиция, от которой большинство семей племени согласились отказаться.

Кто такие масаи, и как они выглядят

Танзания и Кения является родиной полукочевого племени масаи. Основным местом локации является основание Килиманджаро, где наблюдается богатый растительный и животный мир. В период засухи масаи кочуют в поисках зелени и скота. Особенно ценной для племени является корова. Это практически священное животное, которое дает пищу и одежду. Кровь с молоком — любимый напиток кочевого племени. Масаи не убивают животное, а просто выпускают небольшое количество свежей крови для экзотического коктейля. Рану замазывают глиной, так корова продолжает жить.

После наплыва туристов на Занзибаре появились и масаи в поисках легкого заработка. Кочующее племя выращивает водоросли, занимается рыбалкой и мастерит сувениры для туристов из подручных средств. Именно поэтому невозможно представить себе отдых на Занзибаре без представителей племени масаев.

Жизнь племени масаи: Энкипаата

Первое посвящение мальчика — Энкипаата (церемония перед
обрезанием), организуется отцами молодого поколения. Делегация мальчиков в
возрасте от 14 до 16 лет будет путешествовать по своей территории в течение
примерно четырех месяцев, объявляя о формировании своего нового «возрастного
набора». Мальчики сопровождаются группой старших мужчин.

Для мальчиков строится лагерь из 30-40 домов. Дома расположены
в одном большом краале, выбранном Олоибони (пророком). Именно здесь все
мальчики будут объединены и инициированы. Перед церемонией должен быть выбран Олополос
олкитенг, вождь мальчиков. Новый вождь берет на себя все грехи своей возрастной
группы. За день до церемонии мальчики ночуют в лесу.  Во время церемонии они одеваются в свободную
одежду и танцуют без остановки в течение всего дня. Эта церемония-переход в
новую эпоху

После церемонии энкипаата мальчики готовятся к самому важному
посвящению, известному как Emuratare
(обрезание)

Одежда и внешний вид

Раньше большая часть одежды масаи изготовлялась преимущественно из шкур животных. Тем не менее, сегодня типичным образом одежды является так называемая шука. Шука — это ткань красного, а иногда и синего цвета, которую масаи оборачивают вокруг тела. Также для масаи характерно ношение большого количества украшений на шее и руках.

Пирсинг ушей и растяжение ушных мочек широко практикуются у членов племени масаи. Поэтому многие мужчины и женщины носят металлические обручи на растянутых мочках ушей. Помимо красной и синей одежды недавно обрезанные мужчины часто носят чёрную одежду, в то время как женщинам нравится одеваться в клетчатую или полосатую одежду.

Энканг ОО-нкири (мясная церемония)

Следующее посвящение-Энканг ОО-нкири (мясная церемония / лагерь посвящения). Мясная церемония позволяет воинам есть самостоятельно мясо, приготовленное женщинами усадьбы. Каждый выпускающийся воин с нетерпением ждет этой даты. Специально отобранного быка забивают для церемонии. Жена должна доказать мужу, что она не вступала в незаконную половую связь с мужчиной более молодого возраста.  Произошло это или нет, покажет участие в ритуале бычьей шкуры. Мужчины борются с собой, чтобы подойти поближе к бычьей шкуре и посмотреть, не изменили ли им их жены (как именно они это делают не уточняется).

Чтобы вернуть уважение мужа, женщина должна вернуться в дом
своего отца или родственника и купить корову. Ни один мужчина племени не
откажется от такого извинения, однако он может и не оставить корову себе, а отдать
корову своему другу в подарок.

В конце мясной церемонии мужчины и женщины сражаются друг с
другом за лучший кусок мяса.

Как добраться?

Ближайший к резервату Масаи-Мара населенный пункт – Нарока (125 км). От столицы Найроби расстояние 267 км.

Есть маршрутки от Найроби до Нароки, здесь они называются «матату». Те, кто уже совершал туры в Кению, говорят, что так добираться примерно три часа

Но важно успеть на матату из Нароки ко входу в Масаи-Мара. Они отправляются рано утром, либо с 13.00 по 14.00

По дороге много остановок и путь от Нароки занимает около 5 часов.

Поэтому гораздо лучше воспользоваться самолетом. На территории Масаи-Мара есть несколько аэродромов. Рейсы сюда бывают и из Найроби, и из других заповедников Кении.

Наконец, можно арендовать в столице автомобиль. К Масаи-Мара ведет очень хорошая дорога.

Но самое лучшее — воспользоваться услугами туристической фирмы, ведь в парк без сопровождающего лицензированного гида на специальном автомобиле туристов не пускают, читайте об этом в нашей статье про Кению без турагенств.

Добро пожаловать в Масаи-Мара

Удачного путешествия в Масаи Мара!

Животные парка Масаи-Мара

Поездку по дикой территории в Кении принято называть «сафари». Значение «охота» появилось с приходом белых, а вообще это слово на суахили значит «путешествие». Сафари по Масаи-Мара – это прежде всего прогулка на внедорожниках для знакомства с дикими животными. Разовый выезд на сафари принято называть «гейм-драйв«.

Львы

Одной из главных достопримечательностей Масаи-Мара считаются львы. Их тут действительно очень много, в том числе именно в Масаи-Мара живёт знаменитый «болотный прайд», за которым наблюдают уже более 30 лет. Он очень большой: например, в 2000-м году было зафиксировано 29 особей, это абсолютный рекорд. Посмотреть на львов в Масаи-Мара можно совсем близко: они не понимают, что человек и машина – разные вещи, и не нападают на большую железную штуковину. А вот выходить из автомобиля ни в коем случае нельзя.

Львица, Масаи-Мара, Кения

Львы в парке Масаи-Мара чувствуют себя в полной безопасности, и активно выводят потомство.

Львята, Масаи-Мара, Кения

Гепарды и леопарды

Гепарды тоже живут в Масаи-Мара, но в последние годы их стало меньше из-за наплыва туристов. Сафари мешает им охотиться днём. Зато в резервате очень много леопардов – рекордное число на одной территории, такой концентрации больше нет нигде на планете.

Леопард, Масаи-Мара, Кения

Гиены

Африканская пятнистая гиена – ещё один хищник в Масаи-Мара. Многие думают, что они только падальщики, но это не так – гиены успешные охотники, быстрые и эффективные.

Гиена догоняет антилопу Томпсона, Масаи-Мара, Кения

Ну а после охоты гиены очень любят отдохнуть, греясь на солнышке…

Антилопы и другие копытные

Антилопа Гну, эти экзотические копытные, составляют костяк ежегодной Великой миграции, к которой присоединяются и другие травоядные, в особо большом количестве — зебры.

В резервации Масаи-Мара также живут изящные антилопы импала, газели Томпсона, газели Гранта, топи.

Интересен и водяной козёл («ватербок») из Масаи-Мара – животное изящное, похожее чем-то на оленя. Он не боится здешних хищников – жир водяного козла ядовит и поэтому как добычу его никто из зверей не рассматривает.

Водяной козел из Масаи-Мара, Кения

Бегемоты

Реки Талек и Мару облюбовали бегемоты. Взрослые держатся ближе к глубине, а у берегов можно рассмотреть детёнышей. Но не стоит подходить близко! Особо опасно становиться между бегемотом и водой. Здесь кроме них живут крокодилы и несколько пород водяных змей. Да и сами бегемоты на деле вовсе не добродушные увальни, какими кажутся.

Бегемоты из Масаи-Мара, Кения

Жирафы

В Масаи-Мара можно также посмотреть в естественной среде жирафов двух пород – одна из них абсолютный эндемик, и кроме этой резервации не встречается больше нигде на Земле.

Жираф из Масаи-Мара, Кения

Птицы в Масаи-Мара

В резервате во время тура по Кении можно увидеть более 400 видов птиц, среди которых и страус, и марабу, и гриф, и куда более изящные пернатые.

Страус из Масаи-Мара, Кения

Брачные отношения

Девочки семьи – выгодное капиталовложение, ведь при замужестве за них принято платить большой выкуп.


Утренний ритуал масаев

Мужчина может иметь больше одной жены – и масаи зачастую этим пользуются, потому что одной жене трудно управляться и со стадом, и с детьми, и с домашними делами, а две-три – это уже сила.

Любопытно, что первая жена должна одобрить кандидатуру каждой следующей – видимо, именно это и способствует сохранению мира в таких семьях.

Впрочем, жестким патриархатом семейные структуры масаев не назовешь: женщина, выходя замуж, имеет право на половые отношения (по своему согласию) с любым из членов возрастной группы своего мужа.

Дети, от кого бы они ни родились, считаются детьми мужа. Так что пресными супружеские отношения масаев точно не становятся – особенно с учетом их легендарной мужской силы.

Кстати, замуж невеста выходит обязательно девственницей – и невинности ее лишает не жених, а тамада – распорядитель свадьбы. Отличная миссия – и никаких обид, какой же тамада от такого откажется?

Любопытно, что при всем этом большинство масаев являются христианами – хотя их вера имеет много языческих «добавок».

Обычаи масаев во многом стали известными благодаря книге швейцарки Коринны Хофман, по которой в 2005 году был снят немецкий фильм «Белая масаи».

Книга полностью автобиографична – Коринна Хофман действительно, съездив с женихом в туристическую поездку в Африку, с первого взгляда влюбилась в воина масаи и в итоге, преодолев многие препятствия, вышла за него замуж.

Как чувствует себя белая женщина в племени африканских воинов – вы можете узнать, посмотрев видео.

Фильм «Белая масаи», трейлер фильма, отзывы зрителей и фото доступны на сайте «Кинопоиск» и других русскоязычных сайтах.

Известный масаи

  • Джозеф Оле Ленку — секретарь кабинета министров Кении по внутренним делам и координации национального правительства с 2012 по 2014 год.
  • Дэвид Рудиша — бегун на средние дистанции и рекордсмен мира на 800 метров
  • Эдвард Сокойн — премьер-министр Танзании с 1977 по 1980 год и снова с 1983 по 1984 год.
  • Эдвард Ловасса — премьер-министр Танзании с 2005 по 2008 год. Второй занявший второе место после президента Джона Помбе Магуфули на всеобщих выборах в Танзании 2015 года.
  • Олекина Ледама — основатель, Maasai Education Discovery
  • Джеймс Оле Кийяпи — доцент Университета Мои и постоянный секретарь в министерствах образования и местного самоуправления
  • Уильям Оле Нтимама — кенийский политик и лидер общины маа
  • Фрэнсис Оле Капаро — бывший спикер Национального собрания Кении
  • Джозеф Нкаиссери — бывший секретарь кабинета министров Кении по внутренним делам и координации национального правительства с 2014 года до своей смерти в 2017 году.
  • Ницца Наилянтей Ленгете — первая женщина, выступившая перед советом старейшин масаев на горе Килиманджаро и убедившая совет запретить калечащие операции на женских половых органах среди масаев в Кении и Танзании.
  • Катоо Оле Метито — член парламента Южного округа Каджиадо

Охота на льва в группе

Эмпикас (делегация охотников на львов) планировала охоту на львов заранее. Планирование осуществлялось тайно. Никто в общине, кроме воинов, не должен был знать о дне охоты. Практика была настолько секретной, что Илбарнот (младшие воины) из того же поколения были лишены информации об охоте на львов. Старшие воины боялись, что младшие преждевременно просочатся в группы, которые выступали против практики охоты на львов. Когда воин распространял слухи и был признан виновным, его коллеги наказывали его побоями. Кроме того, на предателя еще долгие годы будут смотреть свысока сверстники.

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • Afrikaans
  • العربية
  • مصرى
  • Asturianu
  • Azərbaycanca
  • تۆرکجه
  • Беларуская
  • Беларуская (тарашкевіца)
  • Български
  • བོད་ཡིག
  • Brezhoneg
  • Bosanski
  • Català
  • کوردی
  • Čeština
  • Чӑвашла
  • Dansk
  • Deutsch
  • Ελληνικά
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • Galego
  • עברית
  • हिन्दी
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Bahasa Indonesia
  • Italiano
  • 日本語
  • ქართული
  • Қазақша
  • 한국어
  • Latina
  • Lietuvių
  • Latviešu
  • Македонски
  • മലയാളം
  • Nederlands
  • Norsk bokmål
  • Occitan
  • Ирон
  • ਪੰਜਾਬੀ
  • Polski
  • پنجابی
  • Português
  • Română
  • Ikinyarwanda
  • Srpskohrvatski / српскохрватски
  • Simple English
  • Slovenščina
  • Српски / srpski
  • Svenska
  • Kiswahili
  • தமிழ்
  • ไทย
  • Türkçe
  • Українська
  • اردو
  • Oʻzbekcha/ўзбекча
  • Vèneto
  • Tiếng Việt
  • 吴语
  • მარგალური
  • Yorùbá
  • 中文
  • 粵語

Генетика

Последние достижения в области генетического анализа помогли пролить свет на этногенез масаев. Генетическая генеалогия , инструмент, который использует гены современных популяций для прослеживания их этнического и географического происхождения, также помогла прояснить возможные предыстории современных масаев.

Аутосомная ДНК

Аутосомная ДНК масаев была изучена в комплексном исследовании Tishkoff et al. (2009) о генетической принадлежности различных популяций в Африке. По словам авторов исследования, масаи «сохранили свою культуру перед лицом обширной генетической интрогрессии». Тишкофф и др. также указывают, что: «Многие нило-сахароязычные группы населения в Восточной Африке, такие как масаи, демонстрируют множественные кластерные принадлежности из нило-сахарских и кушитских AAC, в соответствии с лингвистическими свидетельствами того, что повторил Nilotic усвоению Ефиоплян в течение последних 3000 лет и с высокой частотой общей Восточноафриканским-специфической мутацией , связанной с допуском лактозы «.

Y-ДНК

Исследование Y-хромосомы, проведенное Wood et al. (2005) протестировали различные популяции к югу от Сахары, в том числе 26 мужчин масаи из Кении, на предмет отцовской линии. Авторы наблюдали гаплогруппу E1b1b- M35 (не M78) у 35% исследованных масаев. E1b1b-M35-M78 в 15%, их предок с более северными кушитскими самцами, которые обладают гаплогруппой на высоких частотах, жили более 13 000 лет назад. Второй по частоте отцовской линией среди масаев была , которая обычно встречается в нилотских популяциях, таких как алур ; это наблюдалось у 27% мужчин масаев. Третьим наиболее часто наблюдаемым маркером отцовской ДНК у масаев был E1b1a1-M2 (E-P1), который очень распространен в регионе к югу от Сахары; он был обнаружен в 12% проб масаев. Гаплогруппа B-M60 также наблюдалась у 8% исследованных масаев, что также встречается у 30% (16/53) южносуданских нилотов.

Митохондриальная ДНК

Согласно исследованию мтДНК Castri et al. (2008), которые тестировали людей масаев в Кении, материнские линии, обнаруженные у масаев, весьма разнообразны, но аналогичны по общей частоте с таковой, наблюдаемой в других нило-хамитских популяциях этого региона, таких как самбуру . Большинство протестированных масаев принадлежали к различным подклассам макрогаплогруппы L , включая L0 , L2 , L3 , L4 и L5 . Сообщалось также о некотором потоке материнских генов из Северной и Северо-Восточной Африки, в частности, через присутствие линий гаплогруппы M мтДНК примерно в 12,5% образцов масаев.

История

Масаи населяют район Великих африканских озер и прибыли через Южный Судан . Большинство носителей нилотского языка в этом районе, включая масаи, туркана и календжин , являются скотоводами и известны своей устрашающей репутацией воинов и угонщиков скота. Масаи и другие группы в Восточной Африке переняли обычаи и обычаи соседних кушитоязычных групп, включая возрастную систему социальной организации, обрезание и лексику.

Происхождение, миграция и ассимиляция

Человек масаи

Многие этнические группы, которые уже сформировали поселения в регионе, были насильственно перемещены прибывающими масаи, в то время как другие, в основном южные кушитские группы, были ассимилированы в масаи. Нильские предки календжинов также поглотили некоторые ранние кушитские популяции.

Поселение в Восточной Африке

Территория масаев достигла своего наибольшего размера в середине 19 века и охватывала почти всю Великую рифтовую долину и прилегающие земли от горы Марсабит на севере до Додомы на юге. В то время масаи, а также более крупная группа нилотов, частью которой они были, разводили скот на востоке до побережья Танга в Танганьике (ныне материковая Танзания). Рейдеры использовали копья и щиты, но их больше всего боялись метательные дубинки (оринка), которые можно было метнуть с расстояния до 70 шагов (примерно 100 метров). В 1852 году появилось сообщение о концентрации 800 воинов масаи, перемещавшихся на территории нынешней Кении. В 1857 году, после того как обезлюдела «пустыня Вакуафи» на территории нынешней юго-восточной Кении, воины масаи угрожали Момбасе на побережье Кении.

Воины масаи в Германской Восточной Африке , ок. 1906–1918

Из-за этой миграции масаи — самые южные носители нильского языка. За периодом расширения последовал масаи «Эмутай» 1883–1902 гг. Этот период был отмечен эпидемиями заразной плевропневмонии крупного рогатого скота , чумы крупного рогатого скота (см. Эпизоотия африканской чумы крупного рогатого скота 1890-х годов ) и оспы . По оценке, впервые представленной немецким лейтенантом на северо-западе Танганьики , 90% крупного рогатого скота и половина диких животных погибли от чумы крупного рогатого скота. Немецкие врачи в том же районе утверждали, что «каждый второй» африканец имел рябое лицо в результате оспы. Этот период совпал с засухой. Дожди полностью прекратились в 1897 и 1898 годах.

Австрийский исследователь Оскар Бауман отправился в масаи земли между 1891 и 1893, и описал старое поселение масаи в кратере Нгоронгоро в 1894 книга Durch Massailand цур Nilquelle ( «Через земли масаев к источнику Нила»). По некоторым оценкам, две трети масаев умерли в этот период.

Масаи в Танганьике (ныне материковая Танзания) были изгнаны с плодородных земель между горой Меру и горой Килиманджаро , а также с большей части плодородных высокогорья недалеко от Нгоронгоро в 1940-х годах. Больше земли было принято , чтобы создать заповедники и национальные парки: Национальный парк Амбосели , Национальный парк Найроби , Масаи Мара , Самбуру , Национальный парк Озеро Накуру и Тсаво в Кении; и озеро Маньяра , заповедник Нгоронгоро, национальный парк Тарангире и Серенгети на территории нынешней Танзании.

Масаи являются скотоводами и сопротивляются призыву правительств Танзании и Кении вести более оседлый образ жизни. Они потребовали права выпаса скота во многих национальных парках обеих стран.

Народ масаи выступал против рабства и никогда не мирился с торговлей людьми; а посторонние, ищущие людей для порабощения, избегали масаев.

По сути, существует двадцать два географических сектора или субплемена масаи, у каждого из которых есть свои обычаи, внешний вид, лидерство и диалекты. Эти подразделения известны как ‘нация’ или ‘iloshon’ на языке Маа : Keekonyokie, Damat, Purko, Wuasinkishu, Siria, Laitayiok, Loitai, Kisonko, Matapato, Dalalekutuk, Loodokolani, Kaputiei, Moitanik, Ilkirasha, Самбер , Lchamus, Лайкипия, Лойтокитоки, Ларуса, Салей, Сиринкет и Паракуйо.

Fitted Trousers

FITTED TROUSERS is our most figure-hugging shape and is perfect for women who want to show off their figure slightly. The cut is more slim-fitting or very fitted.

SEE ALL IN FITTED TROUSERS

PAPIA TROUSERS

€ 119,00

(incl. VAT)

PANDY REGULAR

€ 109,00

(incl. VAT)

PANDY REGULAR

€ 109,00

(incl. VAT)

PERRY JERSEY TROUSERS

€ 89,00

(incl. VAT)

PIA LEGGINGS

€ 41,00

(incl. VAT)

PETRA TROUSERS

€ 99,00

(incl. VAT)

PABA JERSEY TROUSERS

€ 89,00

(incl. VAT)

PIO LEGGINGS

€ 49,00

(incl. VAT)

PRIAM LEGGINGS

€ 82,00

(incl. VAT)

New
PABA JERSEY TROUSERS

€ 89,00

(incl. VAT)

30%
PIO LEGGINGS

€ 59,00
€ 41,30

(incl. VAT)

PAPIA TROUSERS

€ 119,00

(incl. VAT)

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

  • Maasai  history
  • Maasai_Music_and_Culture  history
  • Maasai_mythology  history
  • Contemporary_Issues_of_the_Maasai  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Maasai»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Как выглядят масаи

Единственный случай, когда масаю удалось замаскироваться так, чтобы никто не понял, из какого он племени – это съемки Боладжо Бадеджо в фильме «Чужой».

В костюме Чужого никто не увидел характерные черты внешности, которыми известно африканское племя масаи, остались заметными только высоченный рост и худоба.

Встретив же масая в Танзании, его невозможно не узнать – представители этого племени делают все, чтобы выделяться среди остальных.


Главное отличие масаев от других африканских племен — это яркий внешний вид

Они отличаются высоким ростом, стройным телосложением, особой горделивой походкой и осанкой. Кожа масаев светлее, чем у их черных как гуталин суданских предков. Почти все представители этого народа очень красивы.

Но этой красоты им кажется недостаточно – и они всячески стремятся украсить себя дополнительно, в основном довольно травматичными, на наш взгляд, способами. Уже в детстве многим из них:

Прокалывают уши острым краем коровьего рога и постепенно растягивают их с помощью подручных предметов и массивных украшений.

Чем больше дырка в ухе и чем большие по размеру украшения можно в нее вставить – тем круче, так что в сравнении с масаями наши любители тоннелей в ушах просто отдыхают.

Девочкам выбивают два передних зуба снизу, мальчикам – один вверху. Это эталон красоты.

Наносят первые татуировки – например, круглые знаки на щеках.

Позже многие масаи покрывают себя более затейливыми татуировками и шрамами.

Женщины племени масаи в обязательном порядке бреют себе волосы и брови. У мужчин прически более разнообразные – это может быть и короткая стрижка, и небольшие косички.

Одежда масаев – это куски ткани ярких цветов с преобладанием красного, завязанные на манер римской туники и тоги.

Обязательно большое количество ярких украшений — преимущественно бисерных. Их носят как мужчины, так и женщины.

Интересные факты

Представители племени масаи сильно отличаются от европейских людей и ведут иной образ жизни.

Несколько фактов о масаи:

  • танец масаи представляет собой высокие прыжки, после которых танцор должен сильно топнуть ногой и с гордостью осмотреться по сторонам;
  • у масаи всего 2 песни, которые они плавно гортанно выводят гнусавым голосом;
  • при условии многожёнства, масаи обязан обеспечить каждую из жен отдельной хижиной;
  • масаи отличаются преданностью своему народу, воин без колебаний отдаст свою жизнь за честь старейшины племени или за свою семью.

Африканские племена, проживающие вне современной цивилизации, самоотверженно хранят свои традиции и обычаи. Масаи – удивительный народ, узнать подробности из их жизни можно посмотрев кино под названием «Белая из племени масаи».

Жизнь племени Масаи: Эуното

Церемония Эуното проводится членами возрастной группы, через десять лет после того, как они стали воинами. Она отмечает статус воина, переходящего к старшему воину. Это посвящение также позволяет старшим воинам вступать в брак, что, в свою очередь, готовит их к тому, чтобы стать будущими отцами. Церемония проходит в специально выбранном лагере, который включает в себя в общей сложности сорок девять домов. Сорок девятый дом известен как Осинкира, большая глинобитная хижина, сделанная специально для Олоибони. Воины ежедневно будут развлекать Олоибони, пока не закончится мероприятие.

Подготовка к церемонии

Каждый выпускающийся воин должен сбрить свои длинные, окрашенные
охрой волосы, что делает мать воина. Во время праздника воинам запрещается
носить с собой такое оружие, как палки, копья, ножи и т.д. Кроме того, во время
этого события сжинают рог животного, и воины вынуждены вынуть кусок, прежде чем
он полностью сгорит. Никто не хочет это делать, потому что тот, кто вынет рог
из огня, будет страдать от несчастья всю свою жизнь. Однако, если воины
откажутся вынуть рог из огня, вся возрастная группа будет проклята. Считается,
что лучше одному человеку быть несчастным, чем многим.

Перед церемонией воины должны вырастить восемь быков,
которые будут розданы старейшинам в день окончания школы. Также воины должны
выбрать трех важных вождей: Олайгуанани ленкаше, Олобору энкеене и Олотуно
(посвященного). Никто не хочет быть Олотуно. Этот человек взваливает на плечи
все плохие и хорошие поступки своих ровесников. 
Олайгуанани ленкаше получает специально подобранную корову; Олобору
энкеене — кожаный ремешк с узлом, символизирующим его возрастную группу. К
концу обряда этот узел будет развязан, чтобы освободить воинов из их
изолированного мира. Церемония позволяет воинам делать вещи независимо от
других сверстников. Эта стадия жизни-переход к старшей группе.