Оглавление
Децентрализация
Большая часть общесоюзных и республиканских министерств была упразднена в ходе реорганизации системы управления, прошедшей в 1957 г. В основном реформа коснулась ведомств, занимавшихся проблемами строительства и промышленности. Организации и предприятия, подконтрольные им, были переданы в подчинение местным совнархозам.
Оставшиеся министерства, занятые преимущественно планированием и обеспечением высокого технического уровня производств, координировали работы соответствующих предприятий через СНХ. 10.05.1957 г. был издан соответствующий закон. О создании совнархозов в нем говорилось, как о формировании звеньев системы, не связанных ведомственными барьерами.
Основным достоинством территориальной административной системы инициаторы реформы считали приближение руководства строительством и промышленностью к предприятиям и организациям, занятым в этих отраслях. Предполагалось, что совнархозы смогут обеспечить комплексное решение вопросов по развитию территорий
Это было крайне важно особенно для отдаленных, экономически отстающих районов страны
Сроки аренды земель СНХ
Согласно ФЗ № 101 от 24.07.2002 г. договор аренды участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, может заключаться на срок от 3 до 49 лет. То есть, стороны имеют право установить любой срок, не выходящий за означенные пределы.
Максимальный срок аренды земель СНХ сокращается до 3 лет в тех случаях, когда они используются для выпаса скотины и сенокошения.
В случае, когда срок аренды не указан, он считается бессрочным. Однако по истечении 49 лет сторонам придется заключить соглашение о пролонгации, в противном случае документ утратит юридическую силу. Арендатор будет иметь преимущественное право, если он использовал земли по прямому назначению и выполнял все условия, указанные в договоре.
Новый виток централизации
Он начался в 1960 г. К ноябрю 1962 был образован СНХ СССР. В декабре этого же года стали формироваться более крупные административно-экономические районы. В них включалось несколько упраздняемых территорий. В каждом районе формировался совнархоз. Количество районов и, соответственно, органов управления существенно сократилось. Сначала их было 104, а по ходу реформы стало 43. В РСФСР из 67 районов было создано 47.
В 1963 году, в феврале по указу ВС СССР был сформирован Среднеазиатский административно-экономический район на базе районов Туркменской, Таджикской, Киргизской и Узбекской республик.
В марте того же года был сформирован ВСНХ Совета Министров Союза.
Дальнейшее развитие СНХ
Совнархозы можно считать коллегиальными органами. Сначала их аппарат был небольшим. В первые годы реформирования немногочисленность составов СНХ позволила уменьшить и аппарат республиканских, и союзных управленческих структур.
По ходу развертывания преобразований аппарат и структура СНХ стали расширяться. Начали возникать функциональные и отраслевые отделы.
Структура СНХ определялась особенностями экономического района, в котором он действовал. При этом организация совнархозов по всей стране осуществлялась по единому принципу. Основу каждого органа составляли функциональные и отраслевые отделения.
- планирования;
- сбыта;
- материально-технического обеспечения;
- оборудования.
В его структуру были включены отделы:
- кооперирования и производства;
- финансов;
- главного механика;
- капстроительства;
- главного энергетика;
- транспорта;
- учебных заведений;
- внешних сношений и прочее.
Кроме того, в структуре СНХ были управления по промышленным отраслям, в числе которых:
- металлургия (цветная и черная);
- производство электрооборудования;
- машиностроение;
- лесное хозяйство;
- бумажное и деревообрабатывающее производство;
- энергетика;
- строительство;
- легкая промышленность;
- производство стройматериалов.
Областные СНХ были, по сути, министерствами промышленности только в миниатюре. Большая часть министерских аппаратных работников просто пересела из кресел упраздненных органов на места в совнархозах центральных регионов Союза. При этом, как правило, они были повышены в должности.
История
Сразу же после Октябрьской революции встали вопросы об восстановлении и организации народного хозяйства. Первая мировая война разрушила российскую промышленность и показала ее техническую и организационную отсталость.
9 ноября 1917 года были созданы наркоматы, отвечающие за торговлю и промышленность, финансы, труд, земледелие и другие направления. Теперь молодой стране, начавшей национализацию фабрик, заводов и предприятий, предстояло создать новую систему управления отраслями промышленности.
В первые дни после революции система хозуправления строилась на активном участии рабочих. Управленческий аппарат создавался из активистов фабрично-заводских комитетов крупнейших российских предприятий и членов профсоюзов. Однако отсутствовал орган, координирующий работу центральных и местных организаций управления народным хозяйством. В связи с этим на заседании партии Ленин распорядился ускорить процесс формирования такого органа.
Руководство Главтюменнефтегаза[править]
Начальникправить
- и.о. Слепян Арон Маркович (10 июля — сентябрь 1965)
- Муравленко Виктор Иванович (11 сентября 1965 — 15 июля 1977 †)
- Аржанов Феликс Григорьевич (1977—1980)
- Булгаков Ришад Тимиргалиевич (1980—1983)
- Кузоваткин Роман Иванович (1983—1985)
- Грайфер Валерий Исаакович (1985—1990)
1-й заместитель начальника — главный инженерправить
- Филановский-Зенков Владимир Юрьевич (1965—1968)
- Аржанов Феликс Григорьевич (1969—1977)
- Дунаев Николай Петрович (1977—1980)
- Захарченко Николай Петрович (1980—1985)
- Вершинин Юрий Николаевич (1985—1990)
1-й заместитель начальникаправить
- Слепян Арон Маркович (1965—1966)
- Крол Матвей Маркович (1965?—1976)
- Коровин Павел Петрович (1977—1986)
- Тюкалов Анатолий Андреевич (1986—1990)
Заместитель начальника — начальник управления рабочего снабжения (УРС)править
- Кузьмин Алексей Николаевич (1965—1966)
- Кузьмин Николай Николаевич (1966—1977)
- Жданов Василий Ильич (1977—1980)
- Щербаков Николай Иосифович (1980—1983)
- Мачехин Герман Сергеевич (1983—1986)
- Рыбалко Алла Александровна (1986—1990)
Заместители начальникаправить
- Павлов Евгений Иванович (1965—1970) — по кап. строительству
- Сафиуллин Мидхат Назифуллович (1966—1983) — по бурению
- Михайлов Александр Евгеньевич (1967—1973) — по соц. вопросам и кадрам (?)
- Парасюк Александр Степанович (1971—1987) — по кап. строительству
- Шарапов Александр Михайлович (1973—1983) — по соц. вопросам
- Губенко Иван Васильевич (1983—1990) — по экономике
- Богданов Владимир Леонидович (1983—1984) — по бурению
- Романенко Василий Васильевич (1982—1989) — по кадрам
- Великопольский Сергей Дмитриевич (1983—1986) — по соц. вопросам
- Катин Константин Константинович (1984—1990) — по бурению
- Михайловский Александр Алексеевич (1986—1990) — по соц. вопросам
Структура
Создание совнархозов в СССР проходило по единому плану. В каждом СНХ создавались секции, отвечавшие за следующие направления:
- Топливо.
- Обработку металлов.
- Бумажные изделия.
- Обработку волокнистых веществ.
- Дерево.
- Минеральные вещества.
- Химическое производство.
- Строительные работы.
- Транспорт.
- Сельское хозяйство.
- Продовольствие и потребление.
- Государственное хозяйство и банки.
При необходимости могли формироваться и другие секции. В каждой из них действовало 4 отдела:
- Труда.
- Статистики.
- Снабжения и распределения.
- Организационный.
Задачи последнего состояли в управлении, финансировании и техническом оснащении предприятий. Руководящим органом в СНХ был исполнительный комитет с президиумом. Постановления совнаркома являлись обязательными для деятельности всех предприятий и учреждений. Их мог отменить только ВСНХ.
Состав
В 1917 году создание совнархозов проходило стихийно. Эти органы работали под общим контролем ВСНХ и совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов.
Его члены выбирались на съездах и конференциях. В состав совнархозов входили представители фабзавкомов, профсоюзов, кооперативов, земельных комитетов, управления предприятий. Численность членов определялась решением территориального совета солдатских, крестьянских и рабочих депутатов.
Кто создал совнархозы на местах? Председателем ВСНХ 1918-1920 гг. был В. И. Ленин. Он выступал на первых съездах и лично координировал создание совнархозов. Итак, подробнее.
Производственные объединения по добыче нефти и газа[править]
ПО | Местонахождение | Годы существования | Головное общество (на 2016 г.) |
---|---|---|---|
Варьёганнефтегаз | п. Радужный | с 1985 г. | Роснефть, ранее — СИДАНКО, ТНК-ВР |
Когалымнефтегаз | г. Когалым | с 1987 г. | Лукойл |
Красноленинскнефтегаз | г. Нягань | 1982—1999/2000, в 1999—2013 гг. — «ТНК-Нягань», с 2013 г. — ООО «РН-Няганьнефтегаз» | Роснефть, ранее — СИДАНКО, ТНК-ВР |
Лангепаснефтегаз | г. Лангепас | с 1987 г. | Лукойл |
Мегионнефтегаз | г. Мегион | с 1990 г. | Славнефть |
Нижневартовскнефтегаз | г. Нижневартовск | 1977—1999/2000, с 1999 г. — «Самотлорнефтегаз» | Роснефть (до 2013 г. — ОАО «ТНК-ВР») |
Ноябрьскнефтегаз | г. Ноябрьск | с 1981 г. | Газпром нефть |
Пурнефтегаз | г. Губкинский | с 1986 г. | Роснефть (в 1994—1995 гг. — СИДАНКО) |
Сургутнефтегаз | г. Сургут | с 1977 г. | — |
Урайнефтегаз | г. Урай | 1977—1982, с 1987 г. | Лукойл |
Юганскнефтегаз | г. Нефтеюганск | с 1977 г. | Роснефть, ранее — ЮКОС (1995—2004) |
Стоимость аренды земель сельхозназначения
Стоимость аренды земель, находящихся в государственной собственности, регулируется Постановлением Правительства от 16.07.2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы…». Согласно утвержденным Правилам, федеральные органы исполнительной власти самостоятельно определяют размер платежа, руководствуясь одним из способов:
- на основе кадастровой стоимости;
- по итогам торгов, проведенных в форме аукциона;
- по рыночной стоимости, определяемой на основе оценки.
Если аренда определяется на основе кадастровой стоимости, то для льготных категорий (организаций и частных лиц, имеющих право на уменьшение налоговой базы или освобождение от уплаты земельного налога) ставка составляет 0,01 %. Для остальных предприятий, арендующих участки, действует ставка 0,6 %.
Ставка 1,5% действует в отношении земель, право на приобретение которых ограничено законодательством.
В случае, когда на земельный участок претендуют сразу несколько юридических или физических лиц, цена определяется методом аукциона. После сбора заявок определяется победитель, предложивший максимальную цену. Именно это лицо получает право заключить договор аренды по заявленной стоимости вне зависимости от того, какова реальная стоимость участка.
Последний способ расчета используется реже и только в нескольких случаях. Во-первых, когда земля имеет особую ценность, например, отличается высокой плодородностью или пригодна для выращивания редких культур. Во-вторых, когда не определена ее кадастровая стоимость (например, при переводе из одной в другую категорию).
ВНИМАНИЕ! Сделки частных собственников государством не контролируются, поэтому ценообразование осуществляется на основании рыночных механизмов.
Что такое земли сельскохозяйственного назначения (СНХ)
Отечественные законодатели разработали специальную классификацию земель, разделив их по целевому назначению на семь категорий (п. 1 ст. 7 Земельного Кодекса РФ), при этом четко разграничив виды разрешенного использования (ВРИ). К землям СНХ отнесли наделы, находящиеся за пределами поселений (не более 30 км) и имеющие слой плодородной почвы.
Согласно ст. 78 Земельного Кодекса РФ на участках сельскохозяйственного назначения можно:
- вести сельскохозяйственное производство (растениеводство, животноводство, пчеловодство, выпас животных, сенокошение);
- высаживать мелиоративные защитные лесные насаждения;
- вести научно-исследовательские и иные, связанные с сельским хозяйством работы;
- организовывать рыбоводческие хозяйства;
- строить инфраструктурные объекты, если имеется утвержденный проект рекультивации.
ВНИМАНИЕ! Законодательство позволяет выращивать на таких наделах зерновые, разводить скот и птицу, строить теплицы для овощей, высаживать плодовые деревья, но запрещает строить помещения, имеющие признаки капитальных строений!
Обрабатывать земли могут не только фермеры, но и граждане, хозяйственные товарищества, общества, НКО, государственные и муниципальные предприятия, религиозные, казачьи общества, общины, образованные малочисленными северными народами. Научные и образовательные организации в экспериментальных хозяйствах могут заниматься подготовкой кадров для нужд сельского хозяйства.
Подробно о том, как перевести землю сельхозназначения в ИЖС, читайте в нашей статье.
Состав и структура
ВСНХ согласно Декрету от 02.12.1917 года образовывался из:
- Всероссийского Совета Рабочего Контроля (был сформирован 14.11.1917);
- Представителей от всех наркоматов;
- Специалистов (с правом совещательного голоса).
Совет разбивался на ряд отделов и секций (по металлу, топливу, финансам, демобилизации и прочему). Отделы отвечали за ведение работы по регулированию важнейших областей народного хозяйства и подготовку мероприятий соответствующих наркоматов.
Для координации работы отделов и секций и принятия оперативных решений было создано бюро ВСНХ. Оно состояло из 15 человек. В состав бюро вошли большевики Бухарин, Смирнов, Милютин и другие.
Первым председателем ВСНХ стал экономист Валериан Оболенский. В апреле 1918 года эту должность занял революционер Рыков. Именно под его руководством была остановлена разруха в стране и осуществлена национализация промышленности.
Ленин придавал огромное значение работе ВСНХ. Он принимал участие в ряде заседаний этого органа, а также внес на рассмотрение бюро собственный проект развития народного хозяйства.
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Процедура аренды земли сельхозназначения в 2021 году
Согласно ст. 9 ФЗ № 101 от 24.07.2002 г., арендовать землю с/х назначения можно только в том случае, если участку присвоен кадастровый номер и есть соответствующий ВРИ (код от 1.1 до 1.20). При этом не имеет значения, находится ли надел в долевом владении нескольких лиц или принадлежит одному собственнику.
Подробнее о том, какие есть виды разрешенного использования земли сельхозназначения, читайте у нас.
У государства и муниципалитета
Законодательство требует от государственных и муниципальных органов обязательного проведения аукционов, победитель которых получает право на заключение договора аренды. Избежать эту процедуру может только ограниченная категория организаций и физических лиц в случаях, когда:
- имеется Указ Президента РФ или Распоряжение Правительства о наделении землей в целях реализации инвестиционного проекта;
- сельхозпредприятие или фермерское хозяйство участвуют в программе господдержки;
- перезаключается договор аренды, срок действия которого истек.
ВНИМАНИЕ! Муниципальные органы имеют право отказаться пролонгировать договор, если арендатор нарушил условия пользования землей.
Чтобы взять в аренду землю сельхозназначения в 2021 году без участия в торгах, необходимо заполнить заявление, указав местоположение, границы и площадь участка, а затем направить его в уполномоченный орган. После рассмотрения документа, муниципалитет принимает решение о согласии и направляет его заинтересованному лицу. Затем стороны заключают договор аренды.
Все затраты, связанные с уточнением границ участка, оформлением договора и проектной документации полностью возлагаются на арендатора.
Если проводится аукцион, то заявку на участие следует подавать не позднее 5 дней до его начала. К заявке нужно приложить копию банковских реквизитов (куда в случае проигрыша будет перечислен задаток), правоустанавливающих документов (для организаций), паспорта (для граждан) и внести залог. По результатам составляется протокол и определяется победитель, который получает участок в аренду.
У частного лица
Аренда земли сельскохозяйственного назначения у частного лица проходит по упрощенной схеме. Это объясняется тем, что организации и физические лица имеют право самостоятельно определять условия договора, так как на них не распространяется действие нормативных актов, регулирующих ценообразование или иные аспекты. Кроме того, не требуется обязательное проведение аукциона, потому что владелец может найти арендатора любым удобным для него способом.
Процедура оформления проходит в четыре этапа. На первом собственнику нужно провести межевание и выделить тот участок, который планируется передать в аренду. Затем необходимо поставить участок на кадастровый учет, чтобы соответствующая запись была отражена в ЕГРН.
После оформления пакета документов на землю между собственником и арендатором заключается договор, который дает право вести хозяйственную деятельность на участке.
Если срок аренды превышает 1 год, документ в обязательном порядке регистрируется в Росреестре. В договор должны быть включены следующие пункты:
- кадастровый номер, паспорт с координатами и площадью участка;
- сумма аренды;
- срок действия и способ пролонгации (при необходимости);
- обязанности и права сторон;
- данные сторон;
- причины, которые могут стать основание для расторжения;
- виды деятельности, которые можно осуществлять на участке.
Причины провала реформы
Практика децентрализованного управления советской экономикой посредством совнархозов себя не оправдала по нескольким причинам.
Главной причиной было то, что, несмотря на коренную структурную реорганизацию сложившейся централизованной системы управления, реформа затрагивала не сущность, а только форму этой системы. Система управления экономикой продолжала оставаться по своей природе командно-административной (решения об объёмах производства, ценах и расходах того или иного продукта принимало либо правительство либо совнархозы, а не определялось рыночной необходимостью, то есть спросом или предложением); при этом ответственность за экономическое развитие страны была переложена с центральных на местные органы государственной власти и управления. В условиях централизованного государственного планирования и отсутствия рыночных механизмов и стимулов, реформа быстро привела к дезинтеграции советской экономики, в основе которой лежала жесткая вертикальная организация производства, включавшая интеграцию науки, профессионального обучения, планирования, производства и распределения его продуктов. Советский партийный и государственный деятель В. В. Гришин впоследствии отмечал, что результатом реформы стало нарушение сложившихся многими десятилетиями производственных, отраслевых и межотраслевых связей; по этой причине в развитии народного хозяйства появились большие диспропорции.
Другой причиной свёртывания реформы было нежелание советской номенклатуры, усматривавшей растущую угрозу в децентрализации ввиду ограниченной независимости местных властей, терять своё господствующее положение в принятии экономических решений.
Денежная реформа
В связи с данными изменениями происходит повышение цен и меняется денежный знак.
Было принят закон о чеканке монет новейшего образца (1958 год). Минусом данного закона выступило резкое повышение закупки товаров для повседневного использования, увеличился процент вкладов жителей в сберкассы.
Удобным для населения было то, что они могли обменять деньги в любое для них удобное время, но негативным было то, что цены резко возросли.
Увеличился риск обмена денежных средств, повсеместно были фальшивомонетчики. Людям было тяжело перестроится на новые изменения, перерасчеты происходили с ошибками. Пенсия и пособия были намного занижены.
Но несмотря на это «денежная реформа 1961 года» считалась самым гуманным изменением в истории.
Ленинградский совет народного хозяйства и Городской совет депутатов трудящихся: взаимодействие структур
С начала 1960-х гг. развернулся процесс в целом неоправданных организационных перестроек. Вот показательный факт. Известный экономист Отто Рудольфович Лацис вспоминал, что его наставник — обозреватель «Экономической газеты» М. Е. Кобрин в самом начале 1960 — х годов в целях сбора материала для написания очередного очерка обратился в СНХ РСФСР. Ему долго не хотели показывать годовые отчеты экономических административных районов под предлогом, что их трудно доставить. Как вспоминал О; Р. Лацис, Моисей Ефимович «… в коридоре нашел и продемонстрировал хозяевам шкаф, где были свалены бухгалтерские отчеты 70 областных совнархозов: никто в Москве в них не заглядывал и даже не знал об их существовании».36 Активизировать деятельность новых централизованных органов попытались за счет привлечения проявивших себя на местах организаторов! В частности во главе СНХ РСФСР был поставлен в мае 1961 г. вызванный из Ленинграда председатель совнархоза С. А. Афанасьев, крупный организатор производства, выходец из ВПК (егогпредшественник В. М; Рябиков сосредоточился на работе в Госплане СССР.37
Все решения, связанные с межрегиональными связями и поставками, принимались теперь с участием С. А. Афанасьева. В частности, в самом конце января 1963 г. под его руководством проходило заседание Президиума СНХ РСФСР на котором вырабатывались руководителями совнархозов и планы взаимных поставок материалов и оборудования. С. А. Афанасьев дал указание главкам Госплана РСФСР обеспечить необходимым оборудованием ленинградский завод подъемно-транспортного оборудования им. С. М. Кирова38 В таком же централизованном порядке СНХ РСФСР давал указания органам планирования и снабжения. В начале мая 1963 г. заместитель С. А. Афанасьева по Всероссийскому СНХ Степан Иванович Кувыкин отдал приказ снабженческим главкам РСФСР обеспечить ленинградские заводы подшипниками (о срочности указания говорит то, что оно в архивном документе было выделено красным карандашом).39
С начала 1960-х гг. централизация хозяйственного управления стала более выраженной; тогда серьезно возросла роль государственных отраслевых комитетов. Переломным стал период после ноябрьского пленума ЦК КПСС (1962 г.), когда полномочия этих организаций увеличились.40 Реорганизованные структуры, стали отвечать за-формирование научно-технической политики и за внедрение научных разработок в стране, КБ.и НШТизымались из совнархозов и передавались в их ведение.41 Число отраслевых комитетов постепенноросло: с
Централизованные структуры превращались в своего рода мини- министерства. На каждом шагу наблюдаем столкновение отраслевого и территориального подходов к управлению. Н. К. Байбаков I вспоминал как ему — председателю комитета по химической промышленности весной — летом. 1963 г. ,были. нужны. 19іпредприятий из разных экономических \ районов РСФСР, и они перешли бы в его ведение, если бы не сопротивление пошедшего на скандал председателя СМ РСФСР Г. И. Воронова, которому покровительствовал Н. С. Хрущев.43 Среди последствий ноябрьского пленума ЦК необходимо, кроме реорганизации государственных комитетов, отметить создание Совета народного хозяйства СССР и новое укрупнение совнархозов: Изменение границ совнархозов произошло в конце 1962 г. и по его итогам в СССР осталось 47 t СНХ, которые стали называться экономическими районами, без приставки административные, из них 24 находились в РСФСР.44 Ленинградский экономический район включил в себя Вологодский СНХ.45
Организацию СНХ СССР стоит рассматривать в русле политики надстраивания над совнархозами более крупных административных структур. Так, новый орган управления должен был следить за выполнением планов в целом по стране и фактически превратился в распорядителя, который должен был заставлять совнархозы, Госпланы, Совмины всех уровней- и их Госкомитеты выполнять друг перед другом свои обязательства.46 Не случайно во главе Совнархоза,Союза встал Вениамин Эммануилович Дымшиц,(см.: рис. 19. прил. А.), Н. С. Хрущев говорил о нем: «Я его давно знаю, человек «с рукой», и нажимом бог-не обидел…».47
Крупнейшие совнархозы использовали СНХ СССР в качестве лоббиста своих интересов. В декабре 1962 г. заместитель председателя Ленинградского СНХ Л. Г. Левинский, ходатайствовал перед руководителем СНХ СССР об ускорении выделения средств на строительство жилой инфраструктуры ( жилые дома, водопровод, отопление, котельная) для фосфоритного рудника в Кингисеппе в 1963 г. Госплан РСФСР без, указания СНХ СССР был готов дать только часть необходимых денег, такие указания последовали органам планирования в феврале 1963 г.
Социальная политика при Хрущеве
Экономическая политика Хрущева делала упор на социальную политику. Но провалы в сельском хозяйстве приводили в том числе и к восстаниям. Самым распространенным из них был восстание в Новочеркасске в 1962 году, для подавления которого была использована армия и танки. Но в целом в этот период было сделано сразу несколько важных изменений:
- Колхозникам выдали паспорта. Напомню, что до 1960 года люди на селе паспортов не имели!
- В 1964 году колхозникам была установлена пенсия. До этого ее не было!
- Колхозникам гарантировалась заработная плата, которая стала фиксированной.
- Увеличение зарплат на 19%
- Сокращение рабочего дня до 46 часов (на производстве).
- Рост жилья (всем же известны квартиры с названием «хрущевка»). В этот период 54 миллиона человек получили новые квартиры.
В экономической политике Хрущева были свои положительные моменты, но глобально для страны это время стало временем большого провала. Промышленность работала, но стало очевидно, что предприятий группы «Б» не хватает категорически. В сельском хозяйстве доэксперементировались до того, что впервые с гражданской войны зерно стали закупать за границей. Увеличение цен привело к многочисленным восстаниям (понятно, что о них особо не говорят, но они были). Поэтому деятельность Хрущева скорее негативная для СССР, чем позитивная. Именно отсюда начались процессы, которые вылились в перестройку. И хуже всего то, что Хрущев передал власть своему единомышленнику и ученику – Брежневу, который с удовольствием продолжил начатое. Справедливости ради следует отметить, что здесь ученик существенно превзошел учителя.
Я считаю, что мы провели полную оценку управления экономикой, предпринятую Хрущевым в период своего правления.
Социально-экономическая политика Хрущева
В первые годы социально политика претерпевала положительные изменения, материальное состояние людей стало гораздо лучше, увеличивалось количество общественных фондов. Также возросла ставка живого фонда на 40 процентов.
Но социальная политика была неоднозначной. Последствиями возрастающего кризиса являлись задержки по выплатам внутренних займов (на 20 лет). К окончанию 50 годов обострились бытовые проблемы, население было крайне возмущено повышением цен и снижением производственных тарифов. Цены возросли в среднем на 28 процентов.
Хрущев ступил на путь либерализации, но применение устаревшего политического и экономического механизма обернулось провалом. Он применял многие сталинские приемы, но он был совершенно не готов к значительным переменам. После потерпевших неудач, в обществе образовался синдром усталости. Именно в этот период на главное место в иерархии вышла стремящаяся к постоянству партийно-государственная бюрократия.
Пренебрежения, которые допустил Хрущев во внутренней, и внешней политике у представителей социальных групп вызывали отторжение. Постоянные перетряски также вызвали недовольство у представителей партийно-хозяйственного строя.
Итоги реформы
Реформа 1957 года не принесла желаемых результатов и закончилась возвращением к централизованной системе управления промышленностью. Реформа также не смогла решить проблему роста расходования золотого запаса страны, которая являлась одним из факторов, повлиявших на решение высшего советского и партийного руководства СССР о проведении реформы. В период с 1953 по 1965 годы через Моснарбанк правительство СССР реализовало свыше 3 тысяч тонн золота. Если в 1953 году на покупку продовольствия за рубежом было потрачено 250—300 тонн золота, то в 1963—64 годы, когда реформа набрала полную силу, продажа золота составила 1244 тонны. Проведенная в 1961 году денежная реформа привела к девальвации рубля. В 1962 году начались перебои со снабжением населённых пунктов промышленными товарами и продуктами питания.
Повышение розничных цен на мясо, мясные продукты и сливочное масло вместе с ухудшением условий труда вызвали волну забастовок и выступлений трудящихся в Краснодаре, Риге, Киеве, Челябинске, Ленинграде, Омске, Кемерове, Донецке, Артемьевске, Краматорске. Подавление забастовки рабочих в Новочеркасске в 1962 году сопровождалось применением огнестрельного оружия и закончилось арестами и уголовным преследованием забастовщиков.
Темпы роста промышленности и сельского хозяйства продолжали снижаться. Особенно острое замедление роста наблюдалось в сельском хозяйстве, где вместо запланированных 70 %, рост сельскохозяйственного производства к 1965 году составил всего 15 %. Освоение целины превратило Советский Союз в экспортёра пшеницы в середине 1950-х годов. Однако вызванное засухами, пыльными бурями, а также неграмотным использованием некоторых земель в южных регионах, ввиду их особенности, привело к катастрофическому падению урожайности целинных земель. После этого руководство СССР впервые в истории страны решилось на закупку миллионов тонн зерна за границей. В 1963 году за границей было закуплено 12,1 миллионов тонн пшеницы, в 1964 году — 50 тыс. тонн риса, в 1965 — 90 тыс. тонн соевых бобов, что обошлось государству в сумму более 1 миллиарда долларов США. В целом не была решена проблема нехватки и качества товаров народного потребления. В 1962 году только 5,3 % советских семей имели холодильники (для сравнения, в США — 98,3 %).
Положительным результатом реформы были внушительные по сравнению с экономически развитыми странами количественные экономические показатели. В частности, к 1965 году национальный доход СССР увеличился на 53 % по сравнению с 1958 годом, производственные фонды выросли на 91 %, производство промышленной продукции — на 84 %. Реальные доходы населения выросли на одну треть. Были введены зарплаты и пенсии колхозникам. За счёт строительства зданий из крупных панелей заводского производства, жилой фонд увеличился на 40 %. В период с 1950 по 1964 годы площадь жилья увеличилась в 2,3 раза. Российский историк В. А. Красильщиков так оценил экономические достижения того периода:
Практический опыт территориального управления экономикой был использован для уточнения и развития теории формирования территориально-производственных комплексов, основы которой были заложены советским экономистом Н. Н. Колосовским. В ходе реализации реформы наглядно проявились системные недостатки советской экономики и методов планирования и управления, которые тормозили рост производительности труда в народном хозяйстве. Это стимулировало общесоюзную экономическую дискуссию в 1962—1964 годы, которая в 1965 году вылилась в Косыгинскую реформу.
Реформа образования
Произошло кардинальное изменение в образовательной среде. Хрущев уничтожил систему «трудовых резервов», на смену военным училищам пришли обычные профессиональные училища. Обучатся в таких училищах могли дети окончившие 7 класс школы. Средняя школа стала совмещать обучение с трудовой деятельностью. Однако у страны не было нужных средств для того, чтобы спонсировать школы, поэтому оборудование было не самым новым.