Оглавление
Пакет административных реформ
Повышение уровня демократии и верховенства права открывает нам путь к эффективному проведению ряда других немаловажных реформ. Прежде всего, это пакет мер по борьбе с коррупцией, который мы описывали в отдельном материале – он предусматривает, к примеру, запрет государственного снабжения чиновников, повышение прозрачности государственного механизма, продолжение перевода бюрократических процедур в онлайн и так далее.
В важные, на данный момент, цели входит расширение этого раздела статьями о том, каким образом социал-демократы собираются преобразовать правоохранительные органы, пенитенциарную, здравоохранительную и образовательную системы, армию и основные принципы проектирования инфраструктуры (в последнем вопросе мы будем опираться, прежде всего, на наработки современных урбанистов и проектировщиков междугородней инфраструктуры).
Какие страны можно считать социал-демократическими
Поскольку социал-демократия не предполагает диктатуры, под определение социал-демократической страны не обязательно должна попадать та, где эсдеки всё время (или в данный момент) находятся у власти. Как социал-демократическую вполне можно классифицировать ту страну, где в течение долгого времени имеется сильная социал-демократическая партия, которая значительное время участвует в формировании правительства и влияет на политику.
Зачастую социал-демократические страны представляют собой бинарную систему, где доминируют социал-демократическая и либерал-консервативная партии.
Соответственно, чем большее время в стране существует и участвует в формировании правительств СД партия, чем больше она соответствует указанным нами выше критериям СД партии, тем более социал-демократической может считаться эта страна. Лучше всего под это определение подходят страны Северной Европы (в меньшей степени – Исландия), также сюда сегодня можно отнести Германию, Великобританию, Австралию, Новую Зеландию, Бельгию, Австрию, Швейцарию, Испанию. Имеется ряд стран, которые можно назвать почти социал-демократическими.
Антикоррупционные движения
Коррупция препятствует экономическому росту и является основой неэффективного государственного управления. При высоком уровне коррупции государственные средства распределяются уполномоченными должностными лицами таким образом, чтобы они и приближённые к ним люди смогли незаконно присвоить себе часть этих средств, вопреки интересам общества. Коррупция делает практически невозможной реализацию принципа справедливого распределения капиталов. Механизмами контроля над коррупцией являются, например, такие демократические институты, как сменяемость и прозрачность власти, политический плюрализм, независимая система правосудия и свобода прессы
Таким образом, противодействие коррупции не только является важной задачей социал-демократов, но ещё и во многом осуществляется посредством реализации прогрессивных ценностей, поэтому антикоррупционные движения и комитеты могут стать ценными союзниками соцдемов. Мы уже писали статью о мерах социал-демократической антикоррупционной политики, которая должна оказаться близка организациям, борющимся с коррупцией
Действия тех, кто борется с коррупцией, совпадают с социал-демократическими ценностями
В России сегодня представлены, главным образом, организацией Transparency International.
Зелёная политика
Социал-демократы XXI века считают необходимым уделять особое внимание проблемам климата и экологии, в том числе и по причинам, выделенным нами в статье о международных организациях. Эти проблемы будут решаться не только на международном, но и на местном уровне
Для России это одна из самых актуальных проблем в политической действительности, причины чего – грязное производство, пренебрежительное отношение к земле, воде и воздуху (обусловленное как несправедливыми правилами экономической игры, так и низкой культурой), отсутствие динамического развития альтернативных форм производства энергии и материальных благ, низкие ассигнации и субсидии правительства в отношении научно-исследовательских и конструкторских работ по созданию нового технологического уклада.
Среди основных принципов зелёной политики социал-демократов можно выделить следующие:
- Постепенный переход грузового, общественного и личного транспорта на экологически чистую энергию;
- Выделение ассигнаций и субсидий частному бизнесу, научным и академическим учреждениям, коммунальному хозяйству, для содействия разработки экологически чистых производственных программ.
- Интеграция альтернативной энергетики (солнечная) в коммунальные системы — школы, супермаркеты и городские собрания (ратуши);
- Законодательные ограничения вредных производств (вплоть до лишения лицензии на деятельность) и поощрение экологически чистой индустрии.
Социал-демократия и религиозный вопрос
Религиозный вопрос в политике социал-демократов отражает плюралистическую природу выбора. Социал-демократия признаёт как право веры, так и право неверия. Человек должен иметь одинаково равный доступ как к религиозной, так и к антирелигиозной литературе, в частном порядке удовлетворяя свою потребность в вере или безверии, а в публичном – в удовлетворении своей потребности не принуждать других в соучастии или ущемлять их права и свободы. Признаётся также позиция религиозного абсентизма. Социал-демократы негативно относятся к религиозному терроризму, и ведут борьбу против него.
- Nawaz M., Harris S. Islam and the future of tolerance. Harvard University Press, 2015.
- Ayaan, Hirsi Ali Heretic: Why Islam Needs a Reformation Now. Harper, 2015.
- Рассел Б. Почему я не христианин. Избранные атеистические произведения. М.: Политиздат, 1987. 334 с.
- Warraq I. Why I Am Not a Muslim. Prometheus, 1995.
Виды демократии
Прямая демократия
Демократия бывает прямая, военная, когда есть дружина, есть вакантное место вождя и они методом прямого голосования выбирают вождя.
Прямая демократия в Афинах
В Афинах к примеру была практически прямая демократия. Все свободное мужское вооруженное половозрелое население собиралось и напрямую участвовало в выборах. Их, конечно было больше, чем в дружине германского вождя. Женщины и рабы в этом не участвовали, как и люди без денег и земли – они попросту не имели права голоса. Принимали участие только землевладельцы, способные купить оружие. Они были способны материально отстаивать честь Афин с оружием в руках, поэтому они имели право высказываться.
Примерно 1/7 часть всего населения Афин участвовала в демократических выборах. Это было очень эффективное средство осуществления легитимации власти, потому что если человек положил белый камешек в урну кандидата, значит, он сделал выбор, и последствия на совести избирателя. И если кандидат начнет вести себя неподобающе, то это ответственность и избирателя тоже, поскольку часть коллективной ответственности электората лежит и на нем. И поскольку это прямая демократия, избиратели могли собраться и высказать свои претензии избраннику, снять с поста своими руками и отправить в изгнание, что часто бывало.
Те, кто полагает, что демократия не тоталитаризм – глубоко заблуждаются. Демократия – это власть народа, тоталитаризм – всеобъемлющая власть. Ничто не мешает демократии быть всеобъемлющей, демократия запросто может быть тоталитарной, какой и была афинская. То, что люди голосовали и принимали решения не имело значения в глобальном плане. Если вдруг 51% голосовал за, а 49% против, мнение меньшинства вообще не учитывалось. За этим очень строго следили, иногда доходило до того, что принятие решений без учета мнения меньшинства приводило к печальным последствиям. 51% мог и ошибаться, тогда приходилось устанавливать тиранию, которая спасала от демократии.
В тот же Римский сенат не выбирали просто так: туда попадали только знатные люди, обладавшие значительным состоянием. Пока территория республики с Римом во главе оставалась небольшой, удавалось гасить разногласия между народами разных городов. Но спустя некоторое время разногласия, несмотря на компромиссы и поиски консенсусов, привели к тому, что в 1 веке до нашей эры люди, обладающие властью, стали пытаться вырвать демократическую власть в свою единоличную собственность. Ярким примером является диктатор Сулла, который подмял весь Рим под себя.
После смерти Суллы вновь наступила демократия. Все эти образованные, умные, яркие личности во власти вдруг обнаружили, что все это время они были вынуждены подчиняться одному-единственному человеку. Гай Юлий Цезарь, вернувшись из своего галльского похода, не остановил легионы за Рубиконом, а привел их в Италию, и там, в Сенате, случилось примерно то же, что и во французском Сенате, когда Наполеон Бонапарт стал пожизненным консулом: все согласились, чтобы Цезарь встал у власти. Это был еще один тиран и деспот, которого долго терпели, но когда он запретил ростовщичество в городе – его зарезали прямо в Сенате.
В Афинах был самый настоящий рабовладельческий строй. Поэтому что бы люди ни выбирали, что бы они себе ни представляли, они всегда голосовали за представителей класса рабовладельцев. В Риме было еще хуже, так как население разрослось, а рабов стало больше, решения принимались в пользу власть имущих, а не в пользу большинства населения империи.
Актуальные вопросы современности и социал-демократия
По мнению некоторых мыслителей, после распада мировой системы социализма произошёл если не крах, то кризис левой политической мысли. С первым невозможно согласиться, а со вторым следует определиться более конкретно. Как социал-демократия встретила идейный кризис? Что получилось и что предстоит ещё решить в новом мире постсоветской эпохи?
- Scharpf F. W. Crisis and choice in European social democracy. Cornell University Press, 1991.
- Sejersted F. The age of social democracy. Princeton University Press, 2021.
- Блэр Т., Шредер Г. Европа: третий путь – новая середина // Социал-демократия перед лицом глобальных проблем. М., 2000. С. 88–105.
- Кильюнен К. Управление глобальными процессами // Социал-демократия перед лицом глобальных проблем. М., 2000. С. 88–105.
- Орлов Б.С. Социал-демократия в XXI веке: Проблемы, поиски, перспективы: Аналитический обзор / РАН ИНИОН. М., 2009.
- Рынок и государство в контексте европейской социал-демократии. Прогрессивные точки зрения на разработку социальной и преемственной модели рынка / Фонд им. Фридриха Эберта. Представительство в Украине. URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/ukraine/07725.pdf#page=1&zoom=auto,-455,865.
- Социал-демократия сегодня: статьи, рефераты, переводы, документы / Российская акад. наук, Ин-т науч. информации по общественным наукам. М.: ИНИОН, 2003, вып. 2. 199 с.
- Омарк К. Послесловие. Шведская социал-демократия на историческом рубеже // Создавая социальную демократию. Сто лет Социал-демократической рабочей партии Швеции. М.: Весь мир, 2001. С. 521–540.
- Работяжев Н.В. Европейская социал-демократия в поисках ответов на вызовы XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 11. С. 15–25.
- Морозов В.Е. Идеология шведской социал-демократии и европейская интеграция / В.Е. Морозов; СПбГУ, Фак. междунар. отношений. СПб.: ВИРД, 1998. 109 с.
История социал-демократии
История мирового социал-демократического движения слишком обширна, чтобы мы могли рассмотреть её здесь, поэтому для неё нужен будет отдельный материал. Здесь же мы изложим лишь самый краткий обзор. Принято считать, что социал-демократия сформировалась под влиянием социалистической идеологии (социалисты-утописты) и марксизма, однако если мы берём выведенное нами выше определение, то история социал-демократии может быть гораздо обширнее и включать как минимум французских якобинцев, если не Перикла. Но всё же сам термин «социал-демократия» впервые возникает и начинает употребляться в «Рабочем братстве» Стефана Борна – участники этой организации в конце 1840-х годов впервые начали называть себя социал-демократами. Окончательно этот термин входит в употребление с созданием Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в 1863 году. Эта партия находилась в то время под идейной опекой Карла Маркса и Фридриха Энгельса, создавших основные теоретические труды, и после образования в 1889 году II Интернационала послужила образцом для других социал-демократических партий.
Эдуард Бернштейн
В конце XIX века Эдуард Бернштейн сформулировал идею о достижении социальной справедливости не посредством революции, а путём реформ, при этом процесс движения к социализму поставил выше самой цели движения. Это означало, что время баррикадных боёв уходит в прошлое и делается ставка на демократическую борьбу. Со временем это привело к расколу движения на социал-демократов и коммунистов (революционное крыло), что ярче всего проявилось в российской социал-демократии с разделением её на меньшевиков и большевиков. Между тем, концепция Бернштейна прекрасно работала, и социал-демократические партии начали приходить ко власти, как мы рассматривали в соответствующей статье.
В связи с тем, что коммунисты объявили социал-демократов врагами рабочего движения и агентами капитала (к примеру, Иосиф Сталин заявлял, что «невозможно покончить с капитализмом, не покончив с социал-демократизмом в рабочем движении»), а также ликвидировали демократию (и социал-демократические организации) там, где приходили ко власти, устанавливая однопартийную диктатуру, между двумя движениями усиливались противоречия. Впрочем, в связи с фашистской и нацистской угрозой они временно устанавливали союзы (в форме Народных фронтов). После Второй мировой войны социал-демократы, пережившие острейший кризис в 1930-е годы, выросли в мощную общественно-политическую силу глобального характера. После процесса Кравченко в 1948 году, когда вскрылась античеловеческая суть сталинского режима, уже коммунистические партии, идеи которых сделали возможным приход Иосифа Сталина, начали переживать острый кризис сначала в Европе, а потом и по всему миру. Фактически со временем коммунисты перестали представлять собой хоть сколько-нибудь значимую силу, и в качестве авангарда левого движения окончательно утвердились социал-демократы.
Это стало возможным благодаря тому, что после Второй мировой войны во многих странах социал-демократы возглавляли правительства или входили в правящие коалиции, и во многих странах достигли значительных успехов в построении государства всеобщего благосостояния. Начиная с 1959 года и принятия Годесбергской программы СДПГ социал-демократические партии начинают отказываться от марксизма (главным образом по причине его устаревания), нередко признавая своей целью не «социализм», а наилучшую реализацию общечеловеческих ценностей. Коммунистические государства потерпели экономический и политический крах, и в них вскрылись многочисленные нарушения прав человека, а также низкий уровень жизни, в то время как социал-демократы добивались значительных успехов. В 1980-х консерваторам удалось увеличить своё влияние за счёт продвижения в Великобритании и США, используя тезисы «свободного рынка» (реформы Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана), после чего в 1990-х годах демократическое движение восстановилось и сформировало правительства в большинстве стран Запада. Сегодня мы наблюдаем, как консерваторы пытаются провести контрнаступление за счёт националистических тезисов.
Съезд СДПГ, 2017
Совершенствование международных организаций
В статье о мировых проблемах и международных организациях, их решающих, мы уже упоминали, что социал-демократы решают глобальные задачи через международную координацию. К примеру, одной из приоритетных задач может быть вытеснение сторонников концепции невмешательства государства из МВФ и Всемирного банка, чтобы получить возможность реализовывать эффективные стратегии поднятия экономики и уровня жизни в демократических странах Третьего мира. Вторая задача – совершенствование ООН и ИСО, помощь этим организациям и расширение их полномочий. Социал-демократическая страна должна способствовать международной работе над улучшением экологии, способствовать введению и соблюдению новых эффективных стандартов. Наконец, третья задача – развивать инновационные программы. Россия вполне может иметь совместную с Евросоюзом космическую программу, тем более что Европа видит возможность сотрудничать даже сейчас.
Социал-демократическая экономика
В статье о социал-демократической экономике мы описали основные её принципы – расширение институтов социального государства, поддержка малого и среднего бизнеса, прогрессивные налоги на крупный капитал, усиление антимонопольного контроля, развитие и расширение форм участия работников в управлении и владении предприятиями, инвестиции в обрабатывающую промышленность и инновационные сектора.
Построение социал-демократической экономики требует готовности общества к этому. Поэтому повышение уровня демократии и верховенства права мы и рассматриваем как первоочередные задачи — без них будет невозможно, к примеру, собирать прогрессивный налог (если в стране несоблюдение закона не карается справедливым правосудием, то граждане будут стремиться уйти от налогов). И ещё больше готовит к социал-демократической экономике культурная политика, поскольку приобщает граждан к ценностям, позволяющим бороться за реализацию социал-демократической программы. Когда такая подготовка будет завершена, на следующей стадии можно реализовывать следующие задачи социал-демократической программы:
- Введение прогрессивной системы налогообложения. Основная нагрузка должна лечь на 5% граждан с наибольшими доходами;
- Расширение институтов социального государства;
- Развитие экономики (основные принципы социал-демократического взгляда на развитие экономики мы описали в статье про то, как добиться роста экономики) – субсидирование обрабатывающей промышленности и инновационных отраслей, временная защита новых отраслей промышленности и так далее;
- Установление многоукладной экономической системы, не дозволяющей одному или узкому кругу экономических агентов устанавливать несправедливые правила;
- Реформирование трудового законодательства. Расширение акционерной модели, расширение доли работников во владении предприятиями и влияния работников в советах директоров предприятий;
- Борьба с монополиями;
- Выравнивание бюджетов регионов по модели, схожей со швейцарской.
Политическая система
Наиболее эффективным средством, детально изученным в политической теории и успешно применяемым на практике, является принцип установления сдержек и противовесов, которые контролируют друг друга и тем самым повышают демократичность и эффективность политического режима в целом. Так, в двухпалатном парламенте из нашей модели обе палаты являются выборными, при этом одна выражает общегосударственный вектор развития страны, определённый в результате демократической артикуляции интересов всего общества, а вторая учитывает интересы регионов. Тем самым создаётся необходимое равновесие политических сил – ни гегемония центрального правительства, ни эгоистически-сепаратистский диктат региона не способны сформироваться в действующем таким образом политическом механизме, поскольку связывают друг друга благодаря взаимному праву артикуляции политических интересов. Ни в руках парламента, ни в руках Политического Собрания, ни в руках исполнительной власти не сконцентрирована вся мощь, которая могла бы потребоваться для подавления демократии. Эта модель не только основана на опыте наиболее развитых стран, таких как Швейцария, но и содержит в себе возможности для развития и расширения.
Политическая система Швейцарии больше всего повлияла на нашу модель
Все эти процессы будут проходить одновременно с люстрацией номенклатуры. Её необходимость и основные этапы мы описывали в этом материале. Мы хотим подчеркнуть, что люстрация (при условии, что утрата политической власти номенклатуры произойдёт мирным образом и не встретит насильственного сопротивления с её стороны) не является репрессивной мерой, и она заключается лишь в отстранении от политической власти. Вне всякого сомнения, что в высокоразвитом обществе действует правило «Дети не несут ответственности за своих родителей». Представители постсоветской номенклатуры не только не окажутся репрессированными, как это происходило при коммунистах в отношении их политических оппонентов, но и получат возможность начать новую жизнь в процветающем и развивающемся государстве, от чего выиграют все.
Государство будущего
Развитие не заканчивается на построении современного государства всеобщего благосостояния. Тот факт, что, как мы и упомянули в начале, современные производительные силы не позволяют, допустим, установить 4-часовой рабочий день, пенсионный возраст в 40 лет или обеспечить каждого гражданина умными домами нового поколения, не означает, что этот уровень никогда не будет достижим. После того, как страна добьётся лидерства в ключевых показателях уровня жизни, возможно составлять план стимулирования и развития экономики таким образом, чтобы сделать возможным безболезненный переход сначала на 6-часовой рабочий день. Мы здесь особо подчёркиваем, что экономическая система социал-демократов не соответствует идеям плановой экономики – индикативное планирование в смешанной экономике имеет с ней общего не больше, чем планирование покупок при походе в магазин.
В этом переходе нам поможет развитие технологий Четвёртой промышленной революции. Быстрый экономический рост с одновременной заменой человеческого труда роботизированным возможен при небольшом количестве идеологий, в основном либерального или социал-демократического толка. Однако замена человека роботом, скорее всего, будет сопряжена с ростом безработицы, что при правых либералах приведёт к ещё большему социальному расслоению и относительному обнищанию граждан. При социал-демократах рост безработицы будет сглажен расширением пособий по безработице (а также, возможно, безусловным базовым доходом); кроме того, на определённом этапе роста безработицы будет происходить закрепление в законодательстве сокращения рабочей недели, снижение пенсионного возраста и прочие меры, которые подтолкнут работодателей к тому, чтобы нанимать новых работников.
Также материалы нужны и о том, как должен быть устроен город будущего, максимально возможно способствующий реализации прогрессивных ценностей.
Миграционная политика
Миграционный вопрос в XXI веке превратился в орудие для создания популистской политики, прихода к политической власти неконструктивных и антидемократически настроенных политических сил. Мигранты – это один из главных аргументов популистской борьбы правых и радикальных правых в борьбе против политической демократии, подлинной стабильности общества (ибо они подменяют тезис стабильного сосуществования на дискриминационную войну во имя чистоты условного «всего хорошего»).
В публичной риторике правых и радикалов часто слышатся обвинения в неконструктивности позиции социал-демократов в отношении миграционного вопроса. Часто эти обвинения надуманы и ложны, и с этим следует бороться. Миграционная политика социал-демократов сегодня заключается в следующих пунктах:
- Недопущение нелегальной миграции. Социал-демократическая страна должна быть гостеприимной для легальной миграции и беженцев, которые, тем не менее, должны основываться на уважении к законам страны и её культуре;
- Содействие в трудоустройстве. Поощрение общественных работ на первое время, далее дифференциация в соответствии с навыками и компетенциями;
- Максимально возможная помощь в интеграции – обеспечение возможностей для изучения языка, знания и принятия законов страны;
- Неуважение к закону, проявления национального или религиозного фундаментализма (к примеру, агрессивная критика образа жизни страны, которую человек сам же выбрал для миграции) должны приводить к депортации.
Научные организации
Одной из ценностей современных социал-демократов является научный прогресс. В качестве ориентиров для развития науки являются, в том числе, курс на Четвёртую промышленную революцию, освоение космоса и терраформирование. Но пока общество увлечено лженаукой и теориями заговора, это может стать серьёзным препятствием для объективного восприятия действительности и происходящих в мире событий. Например, в наши дни развитие искусственного интеллекта и роботизация воспринимаются некоторыми людьми как угроза подобно тому, как во времена предыдущих промышленных революций воспринималось появление первых паровых машин или автоматизированных производств. По этой причине учёные, а также независимые исследовательские центры и организации, которые занимаются популяризацией науки, рассматривают с научной точки зрения распространённые предрассудки, заблуждения и мифы, напрямую борются с конспирологией, и будут ценной поддержкой для социал-демократов.
Сюда можно отнести, допустим, такие организации, как благотворительный фонд поддержки и развития просветительских и социальных проектов «ПСП-фонд», либо популяризаторов науки вроде Antropogenez.ru.
Основные требования
Лучшая расовая/национальная политика, в нашем представлении – отказ от всякой расовой/национальной политики. Делать различия между расами и нациями может быть полезно лишь в узком научном смысле, в политическом же смысле это вредно, как мы уже упомянули. Вывести расы и национальности из политического поля можно, на наш взгляд, с помощью постепенной и поэтапной реализации комплекса следующих мер:
- Обеспечить на деле равные права для всех граждан страны независимо от их расы и национальности;
- Исключить признание любых национальных и этнических суверенитетов внутри страны;
- Пересмотреть территориальное деление субъектов будущей Республики, исключив из него национальную основу;
- Исключить задачу формирования национальной и этнической идентичности из культурной и образовательной государственной политики;
- Проведение политики регионализма, то есть процесса перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень;
- Исключить националистические и расистские высказывания и тезисы из машины пропаганды, подконтрольной государству. Максимально возможно исключить лишние упоминания о национальностях – к примеру, не учитывать их при переписи населения;
- Прекратить финансирование любых патриотических общественных инициатив, а также тех, которые можно идентифицировать как расистские и националистические;
- Создать требования и условия культурной интеграции для мигрантов. Попробовать сократить приезд мигрантов, разделяющих консервативную идеологию (религия, национализм и так далее). По отношению к мигрантам должна последовательно проводиться политика «плавильного котла»;
- Провести ДНК-тест этнического происхождения каждого гражданина за государственный счёт. Так каждый сможет убедиться, что чистых рас и национальностей не бывает;
- Вести борьбу с расизмом, национализмом и патриотизмом мерами, схожими с мерами денацификации в послевоенной Германии. Это должно происходить в рамках общего процесса деконсерватизации, основные принципы которого мы будем описывать в отдельной статье;
- Продвигать прогрессивные ценности, формировать самосознание граждан не как представителей той или иной нации, а как представителей той или иной профессии либо системы убеждений;
- Способствовать процессам интеграции (в случае России имеется в виду евроинтеграция);
- Способствовать процессам мировой языковой унификации.
Косвенно способствовать безнациональной политике социал-демократов призваны другие меры, вроде люстрации номенклатуры и комплекса мер по общему повышению уровня жизни.
Безнациональная политика будет способствовать сохранению существенных средств для экономического и общественного развития. Например, по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, «Экспертный совет уделил поддержке региональной прессы и печатных изданий на национальных языках. Региональные СМИ из 69 субъектов Российской Федерации в 2018 году получат 470 млн рублей на реализацию 1105 проектов. 75 изданий на национальных языках получат более 51 млн рублей на реализацию 97 проектов». При безнациональной политике эти средства могли быть использованы в реализации более прогрессивных задач.
Протестные движения
Протестные движения, являясь элементом системы противовесов в том или ином политическом режиме, важны в качестве сдерживающего фактора по отношению к государству, действия которого в лице текущего правительства способствуют подавлению интересов одних классов общества и/или социальных групп для обеспечения преимуществ другим классам и/или группам. Наличие таких сдерживающих факторов, как независимые профсоюзы, сильная оппозиция, свободные СМИ и регулярно сменяемые органы власти, в одном ряду с которыми стоят протестные движения, критически важны в качестве элементов институционального фундамента, на котором возможно строительство справедливого государства и эффективной экономики, способствующих всеобщему росту благосостояния граждан. А именно эти цели и ставят перед собой современные социал-демократы. Поэтому им необходимо выстраивать связи с прогрессивными и демократическими протестными движениями.
Вопросы политической символики
Всякое социальное движение в процессе институционализации приобретает собственную символику. Одни создают нечто новое, другие же опираются на исторический сюжет. Политическая символика левых богата на символизм, и она никогда не заканчивалась на серпе и молоте
Следовательно, важно знать, из чего и каким образом делается политический символ
- Пастуро М. Красный. История цвета. М.: Новое литературное обозрение, 2019. С. 98–124.
- Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. 560 с.
- Corporate Design Essentials / Progressive Alliance. URL: https://progressive-alliance.info/corporate-design-essentials/
История социал-демократической партий и организаций в XX в.
После Второй мировой войны к власти в Европе пришли многие социал-демократические партии. В Германии, Австрии, Швеции и Франции в разные годы социал-демократические партии были правящими.
Во второй половине XX в. социал-демократия была, наряду с христианской демократией и консерватизмом, одним из двух решающих направлений во многих демократиях в Европе (особенно в Скандинавских странах, Испании, Франции, Италии и Великобритании).
Партии, входящие в её состав, сочетали в себе элементы социализма и либерализма как двух из трёх классических политических ориентаций. Социал-демократия нашла свой электорат в основном в менее религиозной и городской среде, а также среди рабочих, служащих и пенсионеров.
В конце XX в. поворот капитализма к решению социальных проблем, установление постиндустриального общества привели многие социал-демократические партии к идее мирного установления социализма, «демократического социализма». Революционное направление социал-демократии практически проиграло.
На рубеже тысячелетий влияние социал-демократических партий по всей Европе уменьшилось. Связывающая сила их традиционной идеологии уменьшалась в ходе возрастающей индивидуализации и появления новых политических конкурентов.
В постсоциалистических государствах стран СНГ социал-демократия обычно играет лишь второстепенную роль. Иногда их партии возникали из партий бывших социалистических государств.