Причина смерти сергея есенина

Оглавление

Воспоминания Маяковского о есенине. Текст книги «

Е. А. УСТИНОВАЧЕТЫРЕ ДНЯ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА

Елизавета Алексеевна Устинова – жена писателя и журналиста Г. Ф. Устинова, с которым Есенин познакомился и подружился в конце 1918 года. В начале 1919 года они некоторое время жили вместе в гостинице «Люкс», где находилось тогда общежитие Наркомата внутренних дел. Г. Ф. Устинов работал в то время в Центропечати и помогал поэту в распространении его книг. В январе-феврале 1919 года он входил в редколлегию газеты «Советская страна», в четырех вышедших номерах которой был напечатан ряд произведений Есенина. С середины 1925 года Устиновы жили в Ленинграде, и поэт бывал у них в свои приезды в этот город в ноябре и декабре.

Воспоминания были впервые опубликованы в сб. Воспоминания, 1926, по тексту которого печатаются и датируются в наст. изд.

1Есенин был в Ленинграде 3–6 ноября 1925 г. Г. Ф. Устинов вспоминал: «В ноябре Есенин был в Ленинграде. Долго, целый вечер просидел у меня в „Англетере“, трезвый и необыкновенно смирный. Он мне показался тем Есениным, которого я знал в 1919 году. Есенин читал свои новые стихотворения, в том числе „Черного человека“. Эта поэма была еще не отработана, некоторые места он мычал про себя, как бы стараясь только сохранить ритм, и говорил, что над этой поэмой работает больше двух лет» (Воспоминания, 1926, с. 160).

2Разговор о романе передает и Г. Ф. Устинов, относя его, правда, не к декабрю месяцу, а к лету 1925 г.: «Летом, например, он говорил мне, что работает над большим романом, который вчерне уже закончен. Первая часть романа, по его словам, была уже отделана совсем, и он собирался сдать ее в „Красную новь“. Но, как потом оказалось, никакого романа Есенин не писал…» (Воспоминания, 1926, с. 160–161).

В. В. МАЯКОВСКИЙИЗ СТАТЬИ «КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ?»

Первая встреча Владимира Владимировича Маяковского (1893–1930) с Есениным произошла в конце 1915-го – начале 1916 года в Петрограде. В. В. Каменский вспоминал:

«Однажды на званом ужине у Федора Сологуба, после выступления Маяковского, хозяин попросил прочитать свои стихи белокурого паренька, приехавшего будто бы только сейчас из деревни.

И вот на середину зала вышел деревенский кудрявый парень, похожий на нестеровского пастушка, в смазных сапогах, в расшитой узорами рубахе, с пунцовым поясом.

Это был Сергей Есенин.

Слегка нараспев, крестьянским, избяным голосом он прочитал несколько маленьких стихотворений о полях, о березках.

Прочитал хорошо, скромно улыбаясь.

А когда стали просить еще, заявил:

– Где уж нам, деревенским, схватываться с городскими Маяковскими. У них и одежда, и щиблеты модные, и голос трубный, а мы ведь тихенькие, смиренные.

– Да ты не ломайся, парень, – пробасил Маяковский, – не ломайся, миленок, тогда и у тебя будут модные щиблеты, помада в кармане и галстук с аршин» (Каменский В. Жизнь с Маяковским. М., 1940, с. 174–175).

Поначалу их встречи на различных литературных вечерах были относительно редкими и не становились «литературной злобой дня». Однако ко времени возникновения объединения имажинистов положение изменилось. Полемические выпады Есенина и Маяковского друг против друга заметно участились. В памяти современников сохранилось немало отрицательных суждений Есенина о Маяковском. Их столкновения на литературных диспутах (особенно резкие и бескомпромиссные в 1919–1921 гг.) надолго запомнились всем присутствовавшим. Есенин не только не скрывал, но как бы нарочно подчеркивал свою неприязнь к поэзии Маяковского. В «Железном Миргороде» он писал, например: «Мать честная! До чего бездарны поэмы Маяковского об Америке!» (V, 144). В основе всех этих взаимных выпадов лежала групповая литературная борьба. Такие имажинисты, как В. Г. Шершеневич и А. Б. Мариенгоф, не могли, разумеется, принять яркой гражданственности поэзии В. В. Маяковского, его борьбы за революционное искусство. Уязвленные революционным пафосом его поэзии, тем, что на этом фоне особенно ничтожными выглядели их псевдорадикальные «дерзновения», они всячески стремились разжечь литературные скандалы вокруг В. В. Маяковского и втягивали в эту борьбу Есенина.

Смерть Есенина. Дата и место.

Есенин умер 28 декабря 1925, в Ленинграде, в гостинице «Англетер». Акт смерти произошел предположительно в 5 часов утра.

Немного о месте трагедии: с французского Hotel d’Angleterre переводится как гостиница «Англия» в наше время находится в самом центре Питера, с видом на Иссакиевский парк и Исаакиевский собор, ул. Малая Морская, д. 24, Исаакиевская Площадь.

В 1987 году здание гостиницы было полностью разрушено, соответственно не сохранилась комната №5, где погиб Сергей Александрович. Однако в 1991 году отель отстроен заново. Сейчас функционирует, принимает постояльцев. Во времена Есенина комната №5 была чем-то сродни современного «люкса». То есть не для всех, а для партийных функционеров, выдающихся людей, элиты.

Комната №5 гостиницы «Англетер», после смерти Есенина. Фото Наппельбаума.

Черный человек

(отрывки из поэмы)

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Черный человек

Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной,

Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

Черный человек,

Черный, черный!

«Слушай, слушай! –

Хрипит он, смотря мне в лицо,

Сам все ближе

И ближе клонится. –

Я не видел, чтоб кто-нибудь

Из подлецов

Так ненужно и глупо

Страдал бессонницей.

Не знаю, не помню,

В одном селе,

Может, в Калуге,

А может, в Рязани,

Жил мальчик

В простой крестьянской семье,

Желтоволосый,

С голубыми глазами…

И вот стал он взрослым,

К тому ж поэт,

Хоть с небольшой,

Но ухватистой силою,

И какую-то женщину,

Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой

И своею милою».

В поэзии Есенина очень сильна тема двойничества. Она важна для анализа темы смерти, особенно – в позднем творчестве поэта. Но для начала вернемся к истокам. В приведенном выше стихотворении «День ушел, убавилась черта…» уже можно наблюдать некую раздвоенность сознания лирического героя. Он сам «отрывает» от себя некую тень «у межи», то есть у некой границы; сюжет стихотворения намекает на то, что это граница, преодоленная героем, – между миром живых и миром мертвых. Однако здесь есть более важный аспект двойничества, кроющийся в строках «с каждым днем я становлюсь чужим / И себе, и жизнь кому велела». Мотив отчужденности от самого себя, драматической разницы между «как хотелось» и «как сталось» часто встречается в ранней лирике Есенина в контексте темы смерти.

В поздней лирике этот мотив несколько переосмысляется и приобретает более трагическое звучание. Конечно, апогеем становится поэма «Черный человек», в которой двойничество – не просто мотив, но основа сюжета.

В воспоминаниях современников о последних годах жизни Есенина красной нитью проходит мысль о тяжелой болезни поэта. Некоторые, сопоставляя состояние поэта с его творчеством тех лет, делали неутешительные прогнозы (вот, кстати, еще одно доказательство того, что участь Есенина ни для кого не была покрыта налетом тайны). В одном из писем от 1925 года Исаак Бабель рассказывает своему адресату следующее: «…я встретил Сережу Есенина, мы провели с ним весь день. Я вспоминаю эту встречу с умилением. Он вправду очень болен, но о болезни не хочет говорить, пьет горькую, пьет с необыкновенной жадностью, он совсем обезумел. Я не знаю – его конец близок ли, далек ли, но стихи он пишет теперь величественные, трогательные, гениальные!».

Нет нужды говорить о том, что в «Черном человеке» очень ярко проявилась именно болезненная раздвоенность сознания, близкая патологии, и даже не поэта, а – обычного человека с подобным недугом. Но вот другого рода раздвоенность, которая тоже встречается в поэме, относится уже к сфере поэтического, а не общечеловеческого.

Как известно, по сюжету герой встречается со своим доппельгангером, который рассказывает ему о некоем поэте. Интересно, что и этот поэт в рассказе двойника также предстает в нескольких ипостасях – и маленьким крестьянским мальчиком, и скандально известной личностью. Это множество «раздвоенностей» возвращается в одну точку – к фигуре поэта-рассказчика. И здесь вновь стоит вспомнить о «двойном биографизме» и о старой, как мир, теме смены масок. Репутация, создаваемая и самим Есениным и формировавшаяся вокруг него современниками, в конце концов превращается в некую маску, которую с некоторых пор стало очень сложно снимать. Невозможность «выйти из роли» и, как результат, практически полное слияние со своим двойником несут разрушение личности поэта.

Та «дурная слава» о поэте, которая когда-то «прокатилась», теперь стала постоянным амплуа. О губительной силе этой славы через год после смерти Есенина написал его друг Мариенгоф: «И тогда, на Кузнецком Мосту, я понял, что этой глупой, этой замечательной, этой страшной славе Есенин принесет свою жизнь».

Братья и сестры

Общеизвестно, что у Сергея Александровича было две сестры – Екатерина и Александра. Именно эти женщины оставили наиболее полные воспоминания о поэте. Но мало кто знает, что у Татьяны Федоровны и Александра Никитича Есениных, помимо старшего мальчика-первенца и двух девочек было еще… 11 детей! К сожалению, все они либо родились уже мертвыми, либо умерли во младенчестве. В то время медицина была еще крайне несовершенной, и, как следствие, детская смертность была очень высокой. Этой трагедии, ставшей привычным делом для большинства российских женщин, поэт посвятил стихотворение «Заря окликает другую»:

«Потом ты идешь до погоста

И, в камень уставясь в упор,

Вздыхаешь так нежно и просто

За братьев моих и сестер».

Александра и Екатерина Есенины

Протокол с нарушениями

Множество обвинений поступают в адрес участкового надзирателя 2-го отделения милиции Николая Горбова. Акт обнаружения тела Сергея Есенина, подписанный Горбовым, не внушает доверия ни с точки зрения грамматики, ни в профессиональном плане. Человеку, работавшему в активно-секретном отделении уголовного розыска, должно быть известно, что этот документ называется протоколом и составляется по образцу. Вынимать тело из петли, как и описывать место происшествия и улики, по всем правилам должно в присутствии понятых.

 

Акт же Горбова (или только подписанный его фамилией?) не дает ясной картины произошедшего. Да и сложно представить, что этот участковый надзиратель был настолько безграмотен, ведь 19 лет до этого он работал наборщиком в типографии. Почерк и подпись этого человека можно восстановить по его сохранившимся документам: заявлению и автобиографии. Ни почерк, ни подпись не совпадают.

Кто убил Есенина?

Самоубийство в самом деле могло быть инсценировано. На это указывает ряд существенных нестыковок. Один из них заключается в том, что Есенин физически не имел возможности повеситься. Он был низкого роста (168 сантиметров), а высота потолка достигала почти четырех метров. Следовательно, ему нужно было поставить под собой предмет хотя бы в два метра. А около трубы не стояло ни одной подходящей вещи, которая бы позволила завязать петлю и затем повеситься. Рядом находились только чемодан и небольшая тумба. Также не объяснены многочисленные гематомы и ссадины на теле поэта. На посмертной фотографии Есенина четко виден большой вдавленный шрам, пересекающий переносицу.


Посмертная маска Есенина. (pinterest.com)

Откуда он мог появиться вместе с другими царапинами? Отдельный вопрос — это раны на верхних конечностях. Возможно, он изначально пытался перерезать себе вены на руках. Тогда выходит, что эта попытка оказалась неудачной. А значит, ему пришлось с кровоточащими руками привязывать веревку и двигать предметы. К слову, в официальных документах не указано, откуда взялась веревка. Смог бы ли он это сделать, когда кровь обильно хлестала из рук?
Есенин не во всем устраивал советскую власть. Сам Николай Бухарин, обладавший на тот момент немалой властью, отзывался нелестными словами о нем. Тогда за культурной жизнью страны осуществлялся строгий контроль. Все «контрреволюционеры» нещадно карались. Причиной мести могла послужить поэма сомнительного содержания «Страна негодяев», в которой присутствует очевидная аллюзия на личность Льва Троцкого. В произведении есть герой с псевдонимом Чекистов, а его настоящей фамилией в тексте является еврей Лейбман. Лейб же — это имя, данное при рождении Троцкому.

У Есенина были сложные отношения с советской властью. Он обвинялся в «попытке контрреволюции», его часто забирали в милицию из-за драк и скандалов, вызывал открытое раздражение в верхах. После трагического самоубийства в тогдашней прессе вышло несколько статей, которые наградили его ярлыком «кулацкого поэта». Их общий смысл сводился к тому, что в идеологическом понятии от него больше вреда, нежели пользы. Однако официального документа, запрещавшего публикацию стихов Есенина, не было. Был негласный, и потому, если его и печатали, то в очень ограниченных тиражах.
В истории о гибели Сергея Есенина все еще остается много тайн, загадок и мифов. Эта тема стала плодородной почвой для большого пласта литературы. Некоторые очевидные несоответствия не объяснены до сих пор, а одно предположение исключает другое. Некоторым теориям даже посвящены целые художественные телефильмы (к примеру, сериал «Есенин»), однако единого мнения о самоубийстве (или все же убийство?) поэта Есенина еще не существует.

Версия 1. Суицид

Ни для кого не секрет, что поэт долгое время страдал от алкоголизма. Эта болезнь вынудила его незадолго до смерти согласиться на лечение в психиатрической клинике 1-го Московского государственного университета. Лечение Есенина закончилось за неделю до смерти, и через три дня после выписки поэт поехал в Ленинград, где остановился в гостинице Ангелер. Друзья автора также утверждали, что он находился в глубокой депрессии, а исследователи его творчества говорят, что на последние два года его творчества приходится более 100 упоминаний смерти. Именно затяжная депрессия — причина самоубийства поэта.

За день до трагических событий в гости к поэту зашел его друг Вольф Элрих. Есенин пожаловался ему, что в отеле нет чернил и передал ему стих, написанный собственной кровью, а после попросил прочесть лишь тогда, когда Элрих останется один. Это было знаменитое сейчас стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания…». Его вполне можно рассматривать как предсмертную записку поэта. К слову, друзья Есенина отмечали, что он часто писал кровью, когда не было чернил под рукой. Это было частью его эпатажной подачи, ведь автор бы большим любителем произвести эффект на публику.

А вот и другие доказательства этой версии:

  • По результатам вскрытия поэт умер именно от кислородного голодания, то есть от эффекта удушения.
  • Перед смертью он попросил своего портье никого не пускать в свой номер. Вероятно, это для того, чтобы никто не помешал ему убить себя.

Но, кроме следов удушья, на теле были найдены многочисленные ссадины, порезы на запястьях и вмятина на лбу, которая могла образоваться только от удара. Порезы на запястьях могут быть первой и неудачной попыткой суицида или же результатом того, что в номере не оказалось чернил. Но откуда взялись остальные повреждения? Чтобы найти ответ, давайте обратимся к версии смерти Есенина.

Версия 2. Убийство

Однако существует ряд странностей, которые указывают на то, что официальная версия может быть ошибочна. Самоубийство было легко инсценировать, ведь ни камер, ни системы идентификации отпечатков тогда не существовало.

  1. Во-первых, Есенин просто физически не мог повеситься сам. Он был довольно низок – его рост составлял 168 сантиметров, в то время как потолки в его номере достигали высоты почти в 4 метра. Чтобы подвязать веревку, мужчина должен был подставить предмет хотя бы в два метра высотой, но ничего похожего рядом обнаружено не было. Единственными вещами, которые находились не на своих местах, были опрокинутые канделябр и небольшая тумба.
  2. Во-вторых, нас, конечно же, интересуют упомянутые ранее ссадины, порезы и вмятина на лбу. Откуда они взялись на теле поэта? О возникновении порезов существует две версии, о которых тоже уже упоминалось ранее: либо Есенин нанес порезы, чтобы написать стихотворение, либо это была первая и неудачная попытка суицида. Но если вторая версия истинна, то поэту пришлось бы привязывать веревку и двигать предметы с кровоточащими руками, что весьма сложно представить, к тому же, следы крови остались бы на полу и на мебели номера. Побои же и вмятины на лбу должны были быть нанесены другим человеком, Есенин никак не мог бы нанести их себе сам. Тогда кто это сделал? К сожалению, следствие так и не ответило на этот вопрос.
  3. В-третьих, стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания…», которое принято считать предсмертной запиской Есенина, скорее всего никак не связано со смертью поэта. Мать Сергея Александровича утверждает, что стихотворение было написано за месяцы до трагедии и посвящено другу Есенина Алексею Ганину, которого приговорили к смертной казни.

Сегодня довольно сложно восстановить картину происшедшего и найти возможного виновника. Во многом это вина следователя Николая Горбова, который первым прибыл на место происшествия и неправильно составил акт: не описал важные элементы картины преступления. Но если это все же был не суицид, тогда кто убил Есенина?

Версия 2.1. Поэт был убит советской властью за «попытку контрреволюции»

Есенин во многом не устраивал советскую власть. О нем неоднократно нелестно отзывался обладавший тогда немалой властью член ЦК партии Николай Бухарин. Возможной причиной мести правительства могла стать поэма «Страна негодяев», в которой присутствует аллюзия на Льва Троцкого. Уже тогда политики поняли, что крестьяне были лишь «попутчиками» партии, деревенские мятежи в голодные годы сотрясали всю страну.

Всем известно, что тогда за всеми сферами жизни страны осуществлялся тотальный контроль, не обошло это и культуру. Советская власть пыталась избежать контрреволюции любыми способами. Но казнить народного поэта нельзя, люди не поймут, ведь Есенин был всем известен. Да и направление его творчества внешне не противоречило интересам партии.

Косвенным доказательством можно считать то, что Есенин был посмертно награжден ярлыком «кулацкого поэта». Пропаганда обрушилась на память автора с остервенением голодной волчицы. Печатать его стихи стали ограниченными тиражами, это еще раз свидетельствует о том, что у Есенина были весьма сложные отношения с властью.

Версия 2.2. Поэт был убит Георгием Устиновым

Есть и другая версия. Ее предложила Дана Курская (поэт и литературовед). Она утверждает, что это была не просто имитация самоубийства, но и имитация непрофессиональная.

У Есенина выдался тяжелый год: он осознал, что Софья Толстая не его женщина, окончательно разочаровался в идеях имажинизма, лежал в психиатрической больнице. Однако от алкоголизма он все же излечился.

Вечером 27 декабря Есенин позвал к себе друзей: Вольфа Эрлиха (которому передал стихотворение) и Елизавету и Георгия Устиновых. Они долго спорили, можно ли Сергею пить, но после принесли пару бутылок вина.

Ночью Есенин стучался в номер Устиновых, но Елизавета ответила, что они спят, и поэт ушел. Но это известно только со слов самих супругов Устиновых. После комендант гостиницы признался, что слышал лишь один звук: как упало что-то тяжелое, вроде тумбы. В 1925-ом году Георгий Устинов стал много пить, в то время как сам Есенин пить бросил. В номере были найдены пустые бутылки из-под вина, но при вскрытии выяснилось, что Сергей Александрович тем вечером почти не пил. По версии Даны Курской, что-то разозлило Георгия, и тот в пьяном угаре набросился на Есенина. После, осознав, что совершил, он имитировал самоубийство поэта, а жена его прикрывала.

Владимир Маяковский о смерти Есенина. Стихотворение Маяковского на смерть Есенина

«Сергею Есенину» Владимир Маяковский

Пустота…
Летите,
в звезды врезываясь.
Ни тебе аванса,
ни пивной.
Трезвость.
Нет, Есенин,
это
не насмешка.
В горле
горе комом —
не смешок.
Вижу —
взрезанной рукой помешкав,
собственных
костей
качаете мешок.
— Прекратите!
Бросьте!
Вы в своем уме ли?
Дать,
чтоб щеки
заливал
смертельный мел?!
Вы ж
такое
загибать умели,
что другой
на свете
не умел.
Почему?
Зачем?
Недоуменье смяло.
Критики бормочут:
— Этому вина
то…
да се…
а главное,
что смычки мало,
в результате
много пива и вина.—
Дескать,
заменить бы вам
богему
классом,
класс влиял на вас,
и было б не до драк.
Ну, а класс-то
жажду
заливает квасом?
Класс — он тоже
выпить не дурак.
Дескать,
к вам приставить бы
кого из напостов —
стали б
содержанием
премного одаренней.
Вы бы
в день
писали
строк по сто,
утомительно
и длинно,
как Доронин.
А по-моему,
осуществись
такая бредь,
на себя бы
раньше наложили руки.
Лучше уж
от водки умереть,
чем от скуки!
Не откроют
нам
причин потери
ни петля,
ни ножик перочинный.
Может,
окажись
чернила в «Англетере»,
вены
резать
не было б причины.

Подражатели обрадовались:
бис!
Над собою
чуть не взвод
расправу учинил.
Почему же
увеличивать
число самоубийств?
Лучше
увеличь
изготовление чернил!
Навсегда
теперь
язык
в зубах затворится.
Тяжело
и неуместно
разводить мистерии.
У народа,
у языкотворца,
умер
звонкий
забулдыга подмастерье.
И несут
стихов заупокойный лом,
с прошлых
с похорон
не переделавши почти.
В холм
тупые рифмы
загонять колом —
разве так
поэта
надо бы почтить?
Вам
и памятник еще не слит,—
где он,
бронзы звон
или гранита грань?—
а к решеткам памяти
уже
понанесли
посвящений
и воспоминаний дрянь.
Ваше имя
в платочки рассоплено,
ваше слово
слюнявит Собинов
и выводит
под березкой дохлой —
«Ни слова,
о дру-уг мой,
ни вздо-о-о-о-ха».
Эх,
поговорить бы иначе
с этим самым
с Леонидом Лоэнгринычем!
Встать бы здесь
гремящим скандалистом:
— Не позволю
мямлить стих
и мять!—
Оглушить бы
их
трехпалым свистом
в бабушку
и в бога душу мать!
Чтобы разнеслась
бездарнейшая погань,
раздувая
темь
пиджачных парусов,
чтобы
врассыпную
разбежался Коган,
встреченных
увеча
пиками усов.
Дрянь
пока что
мало поредела.
Дела много —
только поспевать.
Надо
жизнь
сначала переделать,
переделав —
можно воспевать.
Это время —
трудновато для пера,
но скажите,
вы,
калеки и калекши,
где,
когда,
какой великий выбирал
путь,
чтобы протоптанней
и легше?
Слово —
полководец
человечьей силы.
Марш!
Чтоб время
сзади
ядрами рвалось.
К старым дням
чтоб ветром
относило
только
путаницу волос.

Для веселия
планета наша
мало оборудована.
Надо
вырвать
радость
у грядущих дней.
В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней.

Отношение к власти

Какое время – такой и Есенин. В 1930-1940-е годы творчество поэта находилось под запретом, за чтение стихов могли и посадить… В тюрьмах побывали многие родственники и друзья Сергея Александровича, в том числе сестра Екатерина. В 1950-х, в связи с оттепелью, отношение стало теплеть. Однако требовалось полностью «осоветить» образ певца Руси. Оставшиеся в живых мемуаристы в один голос стали «вспоминать» различные хвалебные фразы по отношению к советскому строю – и их можно понять… Но все же надо признать, что советская власть, как и власть царская, никогда не была Есенину особо приятна и близка. Он, как истинный крестьянин, всегда относился к власть имущим с опаской, при этом не стесняясь использовать их в своих целях и предлагать обмен: ты – мне, я – тебе. Именно желанием задобрить власти объясняются стихотворения (надо признать, не самые лучшие) «Ленин», «Баллада о двадцати шести» (про бакинских комиссаров).

Также неверна и появившаяся в 1990-е годы тенденция приписывать Сергею Александровичу особую любовь к царским особам. Да, юный поэт действительно был допущен ко двору и встречался не только с Елизаветой Федоровной, сестрой императрицы, но и со всей царственной фамилией –

читал им свои стихи. Сергей всегда был достаточно честолюбив, стремился пробиться в высшие круги, заиметь связи и знакомства – и, надо признать, это ему удавалось!

При этом меньше всего хотелось бы представить поэта расчетливым дельцом. Он был крайне увлекающимся, страстным человеком, и всегда сначала искренне верил в новую идею. Но потом наступало разочарование… Так произошло и с революционными идеалами.

Смерть

Официальная версия – самоубийство – поначалу никаких сомнений не вызывала. Однако в 1990-х годах начали множиться предположения о возможной насильственной кончине великого поэта. Одним из первых альтернативную версию высказал Эдуард Хлысталов, сам бывший следователь. По его мнению, Есенин обладал некими секретными сведениями, обнародования которых очень боялось КГБ (якобы в руки к поэту каким-то образом попала телеграмма самого Льва Каменева). Кроме того, Хлысталов полагал, что вольнодумный и слишком смелый Сергей был как кость в горле у советских властей – ну никак им не удавалось его приручить!

Версии об убийстве базируются на следующем: во-первых, на теле поэта, кроме странгуляционной борозды, было найдено еще несколько небольших гематом – что могло свидетельствовать о борьбе. При повешении Есенин левой рукой ухватился за трубу отопления – что рассматривалось как попытка избежать удушения. Интересно, что современниками (например, Максимом Горьким, сей факт виделся в ином свете – как стремление поскорее покинуть этот свет). Известно, что до событий в гостинице «Англетер», Сергей уже дважды пытался покончить с собой.