Что такое обсе: какие задачи решает, цели организации

Оглавление

Государства-участники

Подписаны Хельсинкский Заключительный акт и Парижская хартия

Подписан Заключительный акт в Хельсинки
нет подписи

Государства-партнеры

11 стран-партнеров
Страна Сотрудничает с
 Афганистан 2003 г.
 Египет 1975 г.
 Алжир 1975 г.
 Австралия 2009 г.
 Израиль 1975 г.
 Япония 1992 г.
 Иордания 1998 г.
 Марокко 1975 г.
 Южная Корея 1994 г.
 Таиланд 2000 г.
 Тунис 1975 г.
57 государств-участников и дата присоединения
Страна присоединение Подписан Подписана
Парижская хартия
 Албания 19 июня 1991 г. 16 сентября 1991 г. 17 сентября 1991 г.
 Андорра 25 апреля 1996 г. 10 ноября 1999 г. 17 февраля 1998 г.
 Армения 30 января 1992 г. 8 июля 1992 г. 17 апреля 1992 г.
 Азербайджан 30 января 1992 г. 8 июля 1992 г. 20 декабря 1993 г.
 Бельгия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Босния и Герцеговина 30 апреля 1992 г. 8 июля 1992 г.  
 Болгария 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Дания 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Германия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Эстония 10 сентября 1991 г. 14 октября 1992 г. 6 декабря 1991 г.
 Финляндия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Франция 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Грузия 24 марта 1992 г. 8 июля 1992 г. 21 января 1994 г.
 Греция 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Святой Престол 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Ирландия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Исландия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Италия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Канада 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Казахстан 30 января 1992 г. 8 июля 1992 г. 23 сентября 1992 г.
 Кыргызстан 30 января 1992 г. 8 июля 1992 г. 3 июня 1994 г.
 Хорватия 24 марта 1992 г. 8 июля 1992 г.  
 Латвия 10 сентября 1991 г. 14 октября 1991 г. 6 декабря 1991 г.
 Лихтенштейн 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Литва 10 сентября 1991 г. 14 октября 1991 г. 6 декабря 1991 г.
 Люксембург 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Мальта 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Молдова 30 января 1992 г. 26 февраля 1992 г. 29 января 1993 г.
 Монако 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Монголия 21 ноября 2012 г.    
 Черногория 22 июня 2006 г. 1 сентября 2006 г.  
 Нидерланды 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Северная Македония 12 октября 1995 г.    
 Норвегия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Австрия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Польша 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Португалия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Румыния 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Россия с 30 января 1992 г. как правопреемница Советского Союза.  25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Сан-Марино 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Швеция 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Швейцария 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Сербия с 3 июня 2006 г. в качестве правопреемника Югославии и Сербии и Черногории (с 4 февраля 2003 г. по 3 июня 2006 г.)  25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Словакия 1 января 1993 г.    
 Словения 24 марта 1992 г. 8 июля 1992 г. 8 марта 1993 г.
 Испания 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Таджикистан 30 января 1992 г. 26 февраля 1992 г.  
 Чехия 1 января 1993 г.    
 Турция 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Туркменистан 30 января 1992 г. 8 июля 1992 г.  
 Украина 30 января 1992 г. 26 февраля 1992 г. 16 июня 1992 г.
 Венгрия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Узбекистан 30 января 1992 г. 26 февраля 1992 г. 27 октября 1993 г.
 Объединенное Королевство 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 США 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Беларусь 30 января 1992 г. 26 февраля 1992 г. 8 апреля 1993 г.
 Кипр 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.

Функции и задачи ОБСЕ

ОБСЕ создавалась в период Холодной войны для уменьшения напряженности между государствами коммунистического блока и Западом. Схожими задачами она занимается и сегодня. Главная функция – обеспечение безопасности в европейском регионе. ОБСЕ занимается предотвращением военных столкновений, ликвидацией их последствий, урегулированием международных кризисов. Направления деятельности ОБСЕ можно разделить на три большие группы:

  • военно-политическую;
  • экономическую;
  • гуманитарную.

К «военной» группе относятся: миротворческие миссии, кибербезопасность, контроль вооружений, полицейские операции. ОБСЕ способствует реализации международных договоров. Например, в штаб-квартире организации проходят ежемесячные консультации по выполнению Договора об открытом небе.

Во вторую группу входят вопросы, связанные с экономической безопасностью государств-членов организации. Отдельно следует выделить усилия ОБСЕ на повышение транспортной и энергетической безопасности, управлению миграционными потоками. Ассамблея проводит целый ряд программ, направленных на защиту окружающей среды: утилизацию отходов, управление водными ресурсами и др.

Штаб-квартира ОБСЕ находится в Вене

Государства, вступившие в ОБСЕ, взяли на себя серьезные обязательства по соблюдению прав человека и его основных свобод. Контроль их выполнения – третье направление деятельности. ОБСЕ активно противодействует торговле людьми, способствует укреплению демократических институтов в разных странах, продвигает идеи гендерного равенства, поддерживает неправительственные организации и ратует за свободу прессы. Кроме того, наблюдатели ОБСЕ регулярно участвуют в проведении выборов.

цели

Цели ОБСЕ — обеспечение мира и постконфликтное восстановление. Она считает себя стабилизирующим фактором в Европе. В качестве регионального соглашения в соответствии с главой VIII Устава Организации Объединенных Наций ОБСЕ должна служить в качестве первого международного пункта связи в случае конфликтов в сфере ее деятельности в соответствии с принципом субсидиарности . Он рассматривается как система коллективной безопасности и поэтому конкурирует с НАТО , которое, однако, гораздо более ориентировано в военном отношении. Он также работает с международными организациями по принципу «ОБСЕ прежде всего» . Из-за неудачного саммита 2010 года вопрос о будущих целях ОБСЕ оставался открытым.

Деятельность ОБСЕ разделена на три тематических области («измерения»), которые восходят к трем корзинам Хельсинкского Заключительного акта. Это (а) военно-политическое измерение, (б) экономическое и экологическое измерение и (в) гуманитарное (правозащитное) измерение.

Эскалация конфликта в сентябре 2020 года

2 октября, на саммите ЕС, президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ1 предпримут ряд инициатив по Нагорному Карабаху в ближайшее время. Накануне Сопредседатели группы2 призвали противоборствующие стороны прекратить боестолкновения, начать переговоры без предварительных условий, осудили эскалацию, а также выразили соболезнования родственникам погибших в конфликте.

Утром 27 сентября Азербайджанская армия приступила к наступательной операции по всей линии фронта в Нагорном Карабахе. В тот же день Сопредседатели Минской группы ОБСЕ призвали Армению и Азербайджан прекратить боевые действия в зоне карабахского конфликта и вернуться к переговорам.

29 сентября ОБСЕ провела в Вене специальное заседание Постоянного совета для обсуждения ситуации в Нагорном Карабахе. На встрече присутствовали представители 57 государств-членов ОБСЕ. Организация заявила о готовности послать в зону конфликта наблюдателей. Лидеры стран Евросоюза уверены, что проблему Нагорного Карабаха необходимо решать только через Минскую группу. Представитель США в ОБСЕ Джеймс Гилмор предостерег третьи силы от вмешательства в конфликт между Арменией и Азербайджаном.

В свою очередь, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган резко раскритиковал Сопредседателей, обвинив их в том, что они за 30 лет «не урегулировали нагорно-карабахский конфликт и делают все возможное для того, чтобы не делать этого». По его словам «Азербайджану пришлось защищаться». Он также назвал недопустимыми призывы Минской группы к прекращению огня в Нагорном Карабахе.

История

24 марта 1992 года на встрече в Хельсинки председатель Совета СБСЕ потребовал как можно скорее созвать конференцию по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе с участием Азербайджана и Армении. Эта конференция впервые состоялась в Минске, где прошли переговоры по мирному урегулированию конфликта. 

6 декабря 1994 году на саммите ОБСЕ в Будапеште была создана так называемая Минская группа, которая занялась выработкой условий мирного урегулирования конфликта. На той же встрече был учрежден институт сопредседателей Минской группы. Участники саммита выразили политическую волю, заявив о возможности использования многонациональных миротворческих сил для полного разрешения конфликта.

23 марта 1995 года во исполнение будапештских решений председатель ОБСЕ от Венгрии Мартон Краснай выдал мандат на сопредседательство в процессе.

Цель специальной мониторинговой миссии

Цель данной мирной гражданской миссии – в беспристрастном, непрерывном и объективном наблюдении за сложившейся украинской ситуацией, способствовании диалога между конфликтными сторонами, а также систематической отчетности на основании полученных сведений.

Членами миссии являются безоружные гражданские наблюдатели, сотрудники стран, являющихся членами ОБСЕ и украинские специалисты. Возглавляет СММ турецкий посол Эртурул Апакан, назначенный на эту должность в 14 году председателем Организации и имеющий богатый дипломатический опыт. Его первым заместителем является швейцарский юрист Александр Хуг, вторым – профессиональный дипломат из Словении, Алешка Симкич.

В период своего пребывания в Украине миссия:

  • содействует спаду напряженности;
  • оказывает содействие в установлении мира и стабильности;
  • коммуницирует с различными органами власти, гражданами, группами и общинами.
  • собирает информацию из различных источников:
  • информирует о наличии или отсутствии инцидентов.

Цели Минской группы ОБСЕ

Основная цель Минской группы ОБСЕ – разрешение карабахского конфликта. 

Наблюдатели МГ регулярно посещают регион, следят за соблюдением перемирия между конфликтующими сторонами, проводят встречи МГ с целью информирования ее членов о ходе переговорного процесса. Наблюдателям МГ выдан мандат для создания условий по разрешению конфликта посредством переговорного процесса, для получения заключений конфликтующих сторон по прекращению вооруженного конфликта для проведения Минской конференции, и для содействия процессу мирного урегулирования посредством использования многонациональных миротворческих сил.

история

Место нахождения СБСЕ: Финляндский зал

предшественник

Основная статья : Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

ОБСЕ предшествовало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которое было организовано по инициативе Варшавского договора. Начиная с 1950-х годов Советский Союз призывал к такой конференции, но западные державы, особенно Западная Германия, отказались. Бонн опасался, что такие переговоры могут привести к международному признанию раздела Германии. Идея СБСЕ на Западе была на повестке дня только после создания новой восточной политики социал-либеральной коалиции во главе с федеральным канцлером Вилли Брандтом (СДПГ) в начале 1970-х годов. Под девизом Брандта «Изменения через сближение» ледяное настроение «холодной войны» ослабло, и СБСЕ стало возможным. Первая из этих многонациональных конференций проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 годы . В межблоковой конференции приняли участие все европейские страны (за исключением Албании ), Советский Союз, США и Канада.

Конференция характеризовалась сделкой обмена: для Восточного блока она принесла признание ограниченности послевоенного порядка и более сильный экономический обмен с Западом. В ответ Восток пошел на уступки в области прав человека. В последующие годы в нескольких социалистических странах возникли движения за гражданские права, которые сослались на Хельсинкский Заключительный акт и способствовали распаду Восточного блока, так что СБСЕ внесло решающий вклад в прекращение конфликта между Востоком и Западом.

Конференция, первоначально запланированная как разовое мероприятие, была продолжена последующими конференциями СБСЕ в Белграде (1977–1978), Мадриде (1980–1983), Вене (1986–1989) и снова в Хельсинки (1992).

На саммите СБСЕ в Будапеште 5 и 6 декабря 1994 г. было принято решение институционализировать СБСЕ и с 1 января 1995 г. переименовать в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) .

Встреча на высшем уровне

Следующие саммиты состоялись в 1990-е гг.

  • 2-3 декабря 1996 г. в Лиссабоне
  • 18-19 ноября 1999 г. в Стамбуле.

После одиннадцатилетнего перерыва следующий Саммит ОБСЕ прошел 1-2 декабря 2010 года в Астане . Казахский президент Нурсултан Назарбаев провел совещание . Разногласия между западными и восточными государствами-членами относительно будущего содержания и стратегической ориентации ОБСЕ привели к еще одному бесплодному завершению конференции. Запланированное принятие плана действий по разрешению международных конфликтов и реформированию ОБСЕ провалилось.

Заседание Совета министров ОБСЕ

По окончании встречи 5 декабря 2014 года в Базеле были декларации, но не было итоговой декларации. Председатель Дидье Буркхальтер сказал, что ситуация с безопасностью в Европе ухудшилась в 2014 году из-за украинского кризиса .

3/4 Декабрь 2015 г. Встреча Совета министров ОБСЕ в Белграде (Сербия). Совет министров ОБСЕ заседал в Гамбурге с 8 по 9 декабря 2016 года . Встреча состоялась на территории Hamburg Messe . Министры иностранных дел стран-участниц также встретились 8 декабря в большом бальном зале мэрии Гамбурга на совместный рабочий обед. Встреча состоялась в Гамбурге, поскольку 1 января 2016 года Германия приняла председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе во второй раз с 1991 года.

Председатель и встреча

Стул меняется ежегодно. Министр иностранных дел действует как председатель.

год Страна Председатель Место встречи) Встреча (дата) Замечания
1991 г.  Германия Ганс-Дитрих Геншер (с 19 июня)
1992 г.  Чехословакия Иржи Динстбир (до 2 июля); Йозеф Моравчик (с 3 июля)
1993 г.  Швеция Маргарета аф Угглас
1994 г.  Италия Бениамино Андреатта (до 11 мая); Антонио Мартино (с 12 мая)
1995 г.  Венгрия Ласло Ковач
1996 г.  Швейцария Флавио Котти
1997 г.  Дания Нильс Хельвег Петерсен
1998 г.  Польша Бронислав Геремек
1999 г.  Норвегия Кнут Воллебек
2000 г.  Австрия Вольфганг Шюссель (до 4 февраля); Бенита Ферреро-Вальднер (с 5 февраля)
2001 г.  Румыния Мирча Джоана
2002 г.  Португалия Хайме Гама (до 6 апреля); Антонио Мартинс да Круз (с 7 апреля)
2003 г.  Нидерланды Яап де Хооп Схеффер (до 3 декабря); Бернар Бот (с 4 декабря)
2004 г.  Болгария Соломон Пасси
2005 г.  Словения Димитрий Рупель
2006 г.  Бельгия Карел де Гухт
2007 г.  Испания Мигель Анхель Моратинос
2008 г.  Финляндия Илкка Канерва (до 4 апреля); Александр Стубб (с 5 апреля)
2009 г.  Греция Дора Бакояннис (до 5 октября); Георгиос Папандреу младший (с 6 октября)
2010 г.  Казахстан Канат Саудабаев Астана (Нур-Султан с 2019) 01.12.2010 по 02.12.2010 1-я встреча на высшем уровне после одиннадцатилетнего перерыва
2011 г.  Литва Аудронюс Ажубалис
2012 г.  Ирландия Эймон Гилмор
2013  Украина Леонид Кошара
2014 г.  Швейцария Дидье Буркхальтер Базель 05.12.2014 Декларации, но без окончательной декларации
2015 г.  Сербия Ивица Дачич Белград 12.03.2015 по 12.04.2015
2016 г.  Германия Франк-Вальтер Штайнмайер Гамбург 8 декабря 2016 г. — 9 декабря 2016 г.
2017 г.  Австрия Себастьян Курц (до 18 декабря); Карин Кнайсль (с 18 декабря) Вена С 07.12.2017 по 08.12.2017
2018 г.  Италия Энцо Моаверо Миланези Милан С 06.12.2018 по 07.12.2018
2019 г.  Словакия Мирослав Лайчак
2020 г.  Албания Эди Рама
2021 г.  Швеция Энн Линде

Результаты

В 1993 году Минская группа предложила план урегулирования территориальных споров Баку и Еревана («Уточненный график»), но эти положения не были приняты ни Арменией, ни Азербайджаном.

В 1994 обе стороны конфликта, при посредничестве России, договорились соблюдать неофициальное соглашение о прекращении огня.

В 2006 году Минская группа подготовила ряд предложений по урегулированию конфликта, которые легли в основу так называемых Мадридских принципов, принятых в ноябре 2007 года на встрече стран-членов ОБСЕ в столице Испании.

В 2009 году в рамках саммита «Большой восьмерки» президенты стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ – России, Франции и США – выступили с совместным заявлением, где были опубликованы обновленные принципы по урегулированию карабахского конфликта.

Предполагалось, что 24 июня 2011 года в Казани во время очередной трёхсторонней встречи стороны придут к согласию вокруг основных пунктов будущего мирного соглашения в рамках «Мадридских принципов», однако соглашение так и не было достигнуто в связи с тем, что Азербайджан потребовал внести многочисленные изменения в согласованный документ.

Последствия конференции

Пленарное заседание конференции

Стенгазета в дрезденской школе после конференции

Конференция характеризовалась сделкой обмена: для Восточного блока она принесла признание ограниченности послевоенного порядка и более тесный экономический обмен с Западом. В ответ Восток пошел на уступки в области прав человека.

Сразу после конференции, в глазах многих наблюдателей, Восточный блок был настоящим победителем конференции, поскольку границы восточноевропейских государств (особенно Польши и ГДР ) были впервые признаны в международном договоре, закреплен принцип «невмешательства» во внутренние дела, а также создана основа для (из желаемого пространства RGW ) экономических отношений.

Лишь позже стало очевидно, что глава VII Заключительного акта (« Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии или убеждений »), которую государства СЭВ, вероятно, поначалу не восприняли всерьез, была крупнее Обладающий весом. Он инициировал создание многочисленных «Хельсинкских групп» в Советском Союзе, включая Московскую Хельсинкскую группу , Украинскую Хельсинкскую группу , Литовскую Хельсинкскую группу, Латвийскую Хельсинкскую группу, Эстонскую Хельсинкскую группу и Грузинскую Хельсинкскую группу. Глава VII стала основой работы многих восточноевропейских диссидентов и правозащитных организаций . К ним относятся, например, движение за гражданские права в ГДР , Хартия 77 в ЧССР , Солидарность в Польше и Human Rights Watch , в которых упоминается Хельсинкский акт. Они способствовали распаду Восточного блока, так что СБСЕ внесло значительный вклад в прекращение конфликта между Востоком и Западом.

Баланс наблюдений за маневром и приглашений наблюдателей в соответствии с положениями Заключительного акта СБСЕ с 1975 по конец 1984 г .:

Маневрирует более 25000 солдат. Маневры среди 25000 солдат
Анонсы Приглашения Анонсы Приглашения
Страны НАТО 28 год 25-е 36 11
Государства Варшавского договора 20-е Шестой 5 1
Нейтральные и несвязанные государства 7-е 5 12-е 4-й
общее 55 36 53 16

В рамках процесса СБСЕ 22 августа 1975 года НАТО впервые сообщило о военном маневре «Великая рокировка», в котором приняли участие 68 000 солдат. С 1979 по 1985 год Варшавский договор больше не приглашал наблюдателей на маневры.

Новейшая история ОБСЕ

В конце 1996 года состоялся Лиссабонский саммит, на котором были приняты две декларации в области региональной безопасности. Россия выдвинула инициативу о сдержанности относительно военных усилий и количества вооружений. На этой встрече была предпринята попытка решения Карабахского конфликта – противоборствующие стороны взяли определенные обязательства. Однако решить эту проблему так и не удалось – она лишь перешла в замороженную стадию. Не слишком успешно действовало ОБСЕ и в отношении Югославии.

В 1998 году утвердили положение о полицейских силах ОБСЕ, на саммите в Осло, прошедшем в том же году большое внимание уделялось конфликту в Косово и в бывших советских республиках. В 1999 году на Стамбульской встрече подписали Хартию европейской безопасности, а Россия пообещала вывести войска из Приднестровья и Грузии

Миссия ОБСЕ более пяти лет работает на Донбассе. Ее эффективность оставляет желать лучшего

Нулевые ознаменовали новый этап отношений ОБСЕ и России. Организация стала все чаще критиковать действия Москвы на постсоветском пространстве, а российские власти обвинять ОБСЕ в двойных стандартах. Лавров даже угрожал выйти из организации, если она и дальше будет уделять правам человека излишне много внимания. В 2007 и 2008 году миссии ОБСЕ не участвовали в мониторинге российских выборов. Несмотря на многочисленные обещания, войска из Молдовы и Грузии так и не были выведены. Более того, в 2008 году вспыхнула новая российско-грузинская война, а в 2014 – началась «крымская весна».

В 2014 году для разрешения конфликта на украинском Донбассе была создана специальная миссия, состоящая из невооруженных гражданских лиц. Она регулярно фиксирует нарушения обеими сторонами конфликта, но как-то повлиять на ситуацию не в ее силах. Наблюдателей не пускают на многие территории, недоступна для них и российско-украинская граница.

Как появилась ОБСЕ

Идеи создания организации, которая бы занималась вопросами безопасности в Европе, обсуждались еще в 50-е годы прошлого века. Однако регулярные обострения международной обстановки всякий раз мешали реализации этих планов. С мертвой точки вопрос сдвинулся только в начале 70-х годов – в период так называемой разрядки. Тогда было создано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Оно имело формат международного форума, и именно на нем была выдвинуто предложение о создании новой системы безопасности на континенте. Инициатором был СССР.

Переговоры по данному вопросу начались в ноябре 1972 года в Финляндии. Как водится, каждая из сторон преследовала собственные интересы. Советское руководство стремилось упрочить контроль над государствами Восточной Европы, Запад хотел уменьшить напряженность в важнейшем европейском регионе, а президент Финляндии – повысить политический статус собственной страны.

В 1975 году главами США, Канады и 33 европейских государств был подписан так называемый Хельсинский Заключительный акт, который содержал ряд правовых, экономических и политических обязательств. Этот документ заложил основы системы безопасности европейского континента. Подписывая его, лидеры государств впервые признавали, что обращение с собственными гражданами уже не является исключительно внутриполитическим делом.

Отношения России и ОБСЕ трудно назвать простыми. Лавров даже угрожал выходом из этой организации

Развитие достигнутых договоренностей происходило на последующих саммитах: в Белграде (1977), Стокгольме (1984), Вене (1986).

До 1990 года СБСЕ функционировала в режиме периодических совещаний, на которых система Хельсинских соглашений дорабатывалась. Однако уже в середине 80-х годов стало понятно, что этого недостаточно – начиналась новая эпоха, требовавшая других подходов. Необходим был орган, работающий на постоянной основе.

Структура и институты

Высшими управляющими органами ОБСЕ является периодически созываемый саммит глав государств-членов, а также совет министров иностранных дел, который собирается один раз в год. На них обсуждаются глобальные вопросы, определяется стратегия организации и список ее приоритетов.

Каждую неделю в Вене собирается Постоянный совет, который принимает решения по текущим вопросам и проводит необходимые консультации. По сути, он является высшим исполнительным органом. Работой ОБСЕ управляет Председатель этого совета, избираемый на один год. Он координирует работу различных структур организации и представляет ее на мероприятиях и встречах. Действующему председателю в работе помогают бывший и будущий глава ОБСЕ, а также ее Секретарь.

Генеральный секретариат координирует деятельность организации и оказывает оперативную помощь «полевым» миссиям ОБСЕ. Кроме того, он отвечает за кадровые, административные и финансовые вопросы.

Парламентская ассамблея ОБСЕ

Трижды в год собирается Парламентская ассамблея ОБСЕ, на которую съезжаются депутаты парламентов стран-членов организации. Они заслушивают отчеты о результатах работы, проводят переговоры, обсуждают актуальные вопросы и дают рекомендации. В ПА ОБСЕ есть несколько комитетов, один из которых избирает Генерального секретаря.

В составе ОБСЕ есть особые структуры, занимающиеся решением специальных вопросов. Так, например, Верховный комиссар, который занимается урегулированием межэтнических конфликтов. Бюро по демократическим институтам и правам человека расположено в Польше. В его компетенции поддержка неправительственных организаций, работа с отделениями организации, образовательные и просветительские программы. Представитель по вопросам свободы СМИ следит за соблюдением прав журналистов и свободой прессы. Для разрешения конфликтных ситуаций страны-участницы ОБСЕ могут обратиться в Суд по примирению и арбитражу, который действует на основании международных конвенций.

Критика

https://youtube.com/watch?v=hKgbGpWh0lM

Итальянский журналист в ЛНР: Дальше врать уже нельзя

Ещё в 2004 году на заседании Постоянного совета ОБСЕ страны СНГ (за исключением Грузии) сделали общее заявление, в котором критиковали организацию за нарушение провозглашённых в Хельсинки принципов невмешательства во внутренние дела и уважения суверенитета государств.

Действия ОБСЕ в конце концов начали беспокоить и европейских политиков.
Поль-Мари Куто, депутат Европарламента в 1999—2009 гг., заявил в 2008 году:

ОБСЕ — это организация с давней историей, но которая очень часто себя дискредитирует. Бюро (БДИПЧ) очень часто высказывает мнения, вдохновителями которых являются США.

В ноябре 2014 года политики — австриец Эвальд Штадлер и итальянец Алессандро Муссолини — возмутились позицией ОБСЕ по выборам в Донбассе, так как ОБСЕ не отправила наблюдателей на выборы.

В 2015 году Сергей Лавров раскритиковал некоторые структуры ОБСЕ за превышение полномочий, а также уличил офис ОБСЕ по свободе СМИ в двойных стандарта. Об этом же в апреле 2016 года говорила и представитель МИД РФ Мария Захарова, когда сразу после запрета на работу украинскому телеведущему Савику Шустеру последовала мгновенная реакция от представителя ОБСЕ по свободе СМИ Дуньи Миятович, в то время как вопиющая ситуация с российскими журналистами на Украине осталась без её внимания.

Минское перемирие

После очередных минских договорённостей, заключённых в феврале 2015 года (Минск-2), ОБСЕ обязали контролировать отвод конфликтующими сторонами тяжёлого вооружения. По непонятным причинам сотрудники специальной комиссии тщательно фиксировали и докладывали об отводе украинской военной техники, а об отводе вооружения ополчением умалчивалось. Всякий раз правительству ДНР и ЛНР приходилось вызывать сотрудников миссии и указывать на конкретные единицы, отведённые с линии фронта. Другими словами, ОБСЕ не проявляла должного внимания и самостоятельно не выполняла мониторинговую миссию со стороны Донбасса, а порой и вовсе отказывалась фиксировать факты отвода. По словам председателя Народного совета ДНР Андрея Пургина, до минских договорённостей все заявки на передвижение, куда бы они не писались, всегда обеспечивались. После видеоконференции контактной группы, проведённой 25 февраля 2015 года, эти «технические трудности», как сказал Пургин, были устранены, судя по тому, что уже 26 февраля отвод техники наблюдали представители ОБСЕ.

предыстория

Первые предложения о «конференции по европейской безопасности» были сделаны еще в 1950-х годах. 5 июля 1966 года на заседании Политического консультативного комитета (PBA) Варшавского договора в Бухаресте в «Декларации об упрочении мира и безопасности в Европе» было предложено созвать «Конференцию по вопросам европейской безопасности. ». Прежде всего, конференция должна способствовать распаду существующих союзов и вытеснить США — как неевропейское государство — из Европы. С 24 по 26 апреля 1967 года конференция коммунистических и рабочих партий Европы собралась в Карлсбаде и поддержала позицию создания системы коллективной безопасности в «Карлсбадской декларации» о мире и безопасности в Европе. Вторжение в Чехословакию стран Варшавского договора в августе 1968 года вновь обострили ситуацию. 17 марта 1969 г. последовал «Будапештский призыв» Политического консультативного комитета Варшавского договора о созыве «Общеевропейской конференции». 11 апреля 1969 года министры НАТО в Вашингтоне договорились обсудить темы переговоров с восточноевропейскими государствами, и все правительства, имеющие политическую ответственность в Европе, должны будут принять участие. 9 мая 1969 года финское правительство выпустило меморандум с предложением провести конференцию и подготовительные встречи в Хельсинки. 1 марта 1971 года в Париже состоялось первое заседание «Подкомитета СБСЕ» Политического комитета в рамках Европейского политического сотрудничества (ЕПК) государств Европейских сообществ. 10 декабря 1971 года министры НАТО в Брюсселе заявили о своей готовности к многосторонним переговорам в рамках СБСЕ, когда было заключено соглашение четырех держав по Берлину .

В ходе глобальной политики разрядки и после вступления в силу Восточных договоров и Основного договора в начале 1970-х годов интерес к далеко идущему взаимопониманию вырос как на Востоке, так и на Западе.

Критика организации

В первую очередь ОБСЕ критикуют за неспособность к реальному разрешению конфликтов. Это очень наглядно продемонстрировал Донбасс, хотя и ранее особыми успехами организация похвалиться не могла. За несколько десятилетий она не только не смогла решить конфликты в Приднестровье и Карабахе, но даже показать сколько-нибудь заметный результат. У ОБСЕ просто нет механизмов воздействия на противоборствующие стороны.

То же самое относится и к мониторингу выборов. Наблюдатели могут зафиксировать нарушения или признать выборы недемократичными, но часто на их мнение просто не обращают внимания. Теоретически, за подобные фальсификации могут ввести санкции, но здесь уже действуют правила политической целесообразности.

ОБСЕ заслужено гордится целым рядом договоров, сокращающих вооружения. Однако в последние годы эти документы теряют силу один за другим. В конце 2020 года США заявили о выходе из Договора об открытом небе, объявив о его несоблюдении Россией. В 2015 году Россия вышла из Договора об обычных вооружениях в Европе, считавшимся одним из краеугольных камней континентальной безопасности. В ответ на такие решения ОБСЕ может только выражать озабоченность и призывать к сдержанности

Но на это мало кто обращает внимание

Однако сказать, что ОБСЕ вообще бесполезна, также нельзя. На сегодняшний день у нее просто нет альтернативы. Кроме того, ассамблея является хорошей площадкой для диалога, а это уже немало. Ответственность за нерешенные конфликты нужно возлагать не на ОБСЕ, а на государства, которые не хотят или не могут договориться.