Оглавление
Апостола Павла обезглавили в Риме между 64 и 67 годами
Источники путаются в подробностях последних лет жизни апостола. Одни сообщают, что он дожил до 64 года, другие — что до 67. В любом случае апостолу кое в чём повезло: он не увидел крах Иерусалима.
Закончилась жизнь апостола в Риме, где его арестовали и продержали в темнице около 9 месяцев перед смертью. Мы точно знаем, как умер апостол Павел: его, как римского гражданина, обезглавили мечом. Этот меч мы можем наблюдать на многих иконах, где изображают святого.
2 главных апостола христианства. Петра можно узнать по ключам от рая, а у Павла в руке меч, которым его казнили. Фото: hramkazanskoi.ru
Не стоит путать меч апостола Павла и меч апостола Петра. В случае Петра речь идёт о том оружии, которым он осёк ухо одному из рабов при аресте Иисуса в Гефсиманском саду.
В мире даже известен один меч, который претендует на звание того самого, но, по всей вероятности, это подделка.
И в самом деле, кому из современников Христа в ту жуткую ночь было до того, чтобы заострять внимание на сохранности обычного оружия?
29 июня
день памяти апостола Павла
Меч, которым казнили апостола Павла, не найден
Почему ему вообще такое внимание? Потому что меч в случае Павла такое же орудие прославления, как и Крест в случае Христа
День памяти апостола Павла — 29 июня (12 июля)
Из преследователей в миссионеры: жизнь Святого апостола Павла
Разбираясь, как Савл стал Павлом, следует понимать и учитывать, что никаких достоверных исторических материалов о жизни этого человека не сохранилось. Мы можем опираться только на библейские и апокрифические тексты, а также свидетельства его «коллег» апостолов. Доподлинно неизвестно, существовал ли такой человек в реальности или это собирательный образ нескольких первых христиан. Тем не менее история достаточно интересна, потому стоит изучить ее подробнее.
Путь в Дамаск и поворотный момент веры
Будучи убежденным фарисеем и членом синедриона, Савл должен был часто путешествовать меж городами, чтобы принимать участие в общих обсуждениях. Ходить доводилось пешком или передвигаться на лошадях или ослах. Направляясь однажды из Иерусалима, он подвергся чудесному явлению. Случившееся ученые датируют приблизительно летом тридцать четвертого года.
Погода стояла солнечная и вдруг на подходе к городу с небес заструился очень яркий свет. Шауль в страхе рухнул прямо в дорожную пыль, а потом услышал голос, который обращался к нему. После этого мужчина ослеп ровно на трое суток, из-за чего пришлось под руки вести апостола в Дамаск. Потом к нему пришел христианин Анания, возложил руки (особый обряд), и тот сразу же обрел зрение. Старец окрестил Савла именем Павел, и с тех пор земной путь этого человека круто изменился. Из-за случившейся истории выражение «путь в Дамаск» стало считаться образным, обозначающим переломный момент в чем-либо.
Апостольские путешествия
В тридцать седьмом или тридцать девятом пришлось бежать и поспешно возвращаться в Иерусалим. Там проповедник опять наткнулся на остракизм и отвержение. Новые единоверцы никак не могли смириться с тем, что им обязательно нужно было принять и даже полюбить палача, жестоко преследовавшего их ранее. Если бы не заступничество другого апостола – Варнавы – неизвестно, чем могла завершиться эта история. После этого Павел вернулся в родной Тарус, откуда через пару лет направился в Антиохию.
- В первое апостольское путешествие Савл отправляется, руководимый своим защитником и наставником Варнавой. Мужчины заходят в Селевкию на Тире. Переправившись на остров Кипр, Павел вступает в препирательство с ложным пророком Вариисусом в городе Паф. Они направляются в Памфилию, Иконию и Ликаонию, где приходится проповедовать язычникам. После этого, друзья возвращаются в отправную точку.
- Второе путешествие Павел начинает с Силой, еще одним апостолом. В Листре они «подхватывают» Тимофея и вместе идут в Галатию через Фригию. Решив проповедовать еще и в европейской части, они двигаются в Филиппы, где по приезде оказываются тут же арестованными. Павла освобождают, как настоящего гражданина Рима. Он продвигается дальше в Афины, где выпадает случай познакомиться с популярным мыслителем Дионисием Ареопагитом. В пятьдесят втором году он приходит в Коринф, где на полтора года задерживается у Прискиллы и Акилы, ставшими его последователями. После этого апостол морем идет в Эфес, откуда возвращается домой.
- Третье путешествие Павел осуществляет в Эфес. Тут пишет два своих главных Послания – Коринфянам и Галатам. Апостол посещает Элладу и Македонию, а зимой доходит до Коринфа, откуда, через Кипр и Родос, приезжает в Тир. Вернувшись в Рим, обнаруживает, что иудеи решили судить его за то, что водил язычников в храм Соломона. Фарисеи и седукеи (религиозные течения в иудаизме) не смогли сами вынести приговор, перессорились и чуть не передрались. Тогда решили отправить неугодного богослова в Рим на суд императора.
Пуститься в четвертое и последнее апостольское путешествие у Павла получилось только после освобождения. Он посетил Крит, Эфес и Македонию. В Коринфе он повстречал своего единоверца и вечного оппонента Петра. С ним святой возвратился в Вечный город. Он успел побывать еще и в Испании, прежде чем опять попал под арест и был брошен в холодное и сырое подземелье.
Помощники и заступники рода человеческого
Прежде чем перейти к разговору о том, как помогает ангел-хранитель святой Павел тем, для кого он является небесным покровителем, остановимся на кратком описании тех небесных сил, к сонму которых он был причислен по воле Творца. Об их бытие известно со слов Иисуса Христа, приведенных в 18-й главе Евангелия от Матфея. Указывая на окруживших Его детей, Он говорил что их ангелы-хранители взирают на лик Отца Небесного. Миссия же их состоит в том, чтобы помогать человеку в добрых делах, и хранить его от злых сил.
Значение ангела-хранителя святого Павла, как и всех прочих бесплотных духов, придаваемых людям в момент совершения над ними таинства Крещения, неизмеримо велико. По учению православной церкви, некрещеный, а следовательно, лишенный заступничества небесных сил человек находится во власти демонов – падших духов, служителей сатаны. Зачастую именно они, переполняя его сердце злобой и ненавистью к близким, толкают на безрассудные поступки.
В то же время рядом со всеми чадами Христовой Церкви, обретшими благодать в крещенской купели, незримо пребывает посланник Господень, оберегающий их, и избавляющий от нападок врага рода человеческого. Одним из таких небесных посланников и является ангел-хранитель святой Павел. Он, как и прочие небесные воины, не покидает человека на протяжении всей его жизни, если только тот сам не отгонит его греховными делами и помыслами.
Учение апостола Павла изложено в 14 посланиях к разным людям и общинам
Апостол Павел вёл активную переписку со своими современниками-христианами. Его письма про богословские и актуальные времени общественные вопросы вошли в состав Нового Завета в количестве 14 штук.
Однако святой апостол Павел написал куда больше. В тексте самих посланий мы встречаем ссылки на другие письма, которые до нас не дошли.
К тому же есть ряд апокрифических Посланий, достоверность которых либо опровергнута, либо остаётся под большим вопросом.
Да и не все канонические Послания на 100% принадлежат ему. Вопросы вызывает, например, Послание к евреям.
48
предположительно в этом году Павел написал Послание к галатам
Самое первое Послание, вероятно, это то, которое адресовано галатам. По самым смелым оценкам, это 48 год.
Павел здесь ещё чувствует себя недостаточно уверено: много рассказывает о себе, как бы представляясь аудитории, и старается объяснить, что христианство не равно иудаизму. Зато в более поздних текстах он делает акцент на богословских вопросах:
(1Коринф. 1:13–9)
Хотя послания были написаны для конкретных адресатов и под определённые ситуации, именно они легли в основу христианского богословия.
Особая удача, что многие послания Павла — это достоверно тексты, написанные его рукой. Мы читаем нечто очень близкое к тому, что некогда хотел сказать святой Павел.
Нельзя исключать поздние интерполяции, но общий стиль выдает именно одного и того же фарисея, который хоть и знал греческий, но не был в нём достаточно искусен.
Происхождение Павла
Родился он в Киликии, в городе Тарсе примерно в пятом –
десятом году нашей эры. Точная дата не сохранилась до наших дней. Имя его было
Савл, скорее всего так его назвали в честь царя Саула. Отец его был из колена
Вениаминова, истинный фарисей. Сына он тоже воспитал в традициях фарисейства.
От отца ему перешло римское гражданство. В то время немногие люди имели его.
Латинское имя Савла – Павел, что означает «малый». Скорее всего, это значение он имел ввиду, когда называл себя в посланиях «наименьшим из апостолов».
Савл с детства обучался иудейскому закону у раввина
Гамалиила Старшего. Он в совершенстве выучил Тору и ее толкование. Кроме того,
Савл обучался шитью палаток, что помогло ему в дальнейшей жизни. Если вспомнить
его послания, он писал, что сам себя обеспечивает таким ремеслом, а не просит
подаяния.
Неизвестно, был ли Павел женат или сохранил девство. В посланиях он намекает, что знаком с семейной жизнью. Это говорит в пользу того, что он был когда-то женат, может овдовел. Но предания называют его девственником наряду с апостолом Иоанном Богословом. Также из преданий стало известно, что его родные сестры – Зинаида и Филонила стали святыми мученицами.
Савл был обучен риторике, философии, литературе, различным
языкам. В его посланиях заметно прослеживаются приемы античной риторики.
По описаниям того времени Савл был среднего роста, со
сросшимися бровями, лысым и с выдающимся носом.
Примеры[править]
Общееправить
Вероятно, сюда следует отнести и «межавторские циклы», выросшие из авторского проекта и публикуемые с благословения автора.
Мифология и фольклорправить
А вот что в отношении Библии является сабжем — так это слова отцов церкви и решения вселенских соборов: считаются каноном, хотя в «Библию» не входят. Для православных и католиков — у протестантов и армян мнение несколько другое.
Литератураправить
- Сильмариллион — приведен к сюжетной последовательности не самим Толкином, а его сыном Кристофером и Гаем Гэвриэлом Кеем.
- То же можно сказать о «Повести о детях Хурина», «Повести о Берене и Лютиэнь» и «Сказании о падении Гондолина», выпущенных Кристофером Толкином.
- Ныне покойный сэр Кристофер Ли был знаком с Толкином и хорошо знал его произведения, поэтому Питер Джексон взял его не только как актёра, но и как консультанта. Впрочем, слушал не шибко внимательно.
- Главный герой «Золотого Храма» Юкио Мисимы всё-таки был схвачен, сознался в содеянном и бросился под поезд во время этапирования. В книге этого нет, но сам автор признал «Пламя» каноничной экранизацией.
- «Дозоры» Лукьяненко + продолжатели.
- Сиквельная трилогия «Рамы» в соавторстве Артура Кларка и Джентри Ли по отношению к оригинальному «Раме» Артура Кларка.
- «Время учеников
Впрочем, некоторые фанаты и слова Бориса Стругацкого относят к данному тропу, а не к слову божьему.
».
Киноправить
- «Бриллиантовая рука» — слова Максима Никулина, сыгравшего юного рыболова.
- Фильм «Фонтан» (1988) — внутримировой пример. Бабулька Петрищева, дочь «великого поэта» (большооооого авангардиста, судя по всему), бесконечно превозносящая творчество отца (в окружении двух или трёх фанатов) и все попытки хоть как-то подправить разваливающийся дом относящая на счёт козней властей, желающих в очередной раз принизить гениального поэта.
- Scott Piligrim vs. The World — тот случай, когда Слово апостола Павла было объявлено неканоничным Словом Божьим. Актриса, игравшая Джули Пауэрс, в интервью заявила, что её героиня была тайно влюблена в Скотта в школе, однако сам Брайан Ли О’Мелли позже сказал, что это неправда.
Мультсериалыправить
My Little Pony — поскольку создательница сериала Лорен Фауст со второго сезона перестала над ним работать из-за разногласий с Hasbro, сериал оказался в руках одной из ее соратниц Меган МакКарти. С тех пор вся инфа по канону от неё или иных сценаристов шоу может считаться «апостольской».
Аниме, манга, ранобэправить
- Евангелион — из-за специфического стиля
Да и в манге по Евангелиону от Садамото о прошлом Кадзи, Мари и родителях Аски известно больше, чем в аниме.
режиссёра о лоре Евангелиона известно гораздо больше из видеоигры по мотивам, чем из самого сериала.
Видеоигрыправить
The Elder Scrolls — различные неофициальные тексты по вселенной написанные разными разработчиками, главным образом Майклом Киркбрайдом, сценаристом Morrowind. Отношение к ним у фанатов неоднозначное: если связанное с событиями игр и мироустройством считается за канон, то вот произведения о будущем Тамриэля — скорее за авторитетные фанфики.
Реальная жизньправить
- Случай из реальной жизни: «Курс общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра, основополагающий труд всего современного языкознания вообще, по сути представляет собой конспект лекций оного Соссюра, только слегка отредактированный двумя его слушателями. И даже в это «слегка» они, по некоторым версиям, умудрились впихнуть аффтарскую интерпретацию!
- Строго говоря, великий «Курс Русской Истории» Ключевского был «написан» после его смерти, учениками. Они составили текст по материалам его лекций. Благодарность им вечная — несмотря на 120-ти летнюю давность, это до сих пор необходимое и незаменимое чтение.
Свидетельства отцов Церкви
Святой праведный Иоанн Кронштадтский − выдающийся деятель Русской православной церкви, оставивший после себя богатое литературное наследие, в начале XX века писал о том, что если бы не ангелы-хранители, то род человеческий непременно был бы уничтожен бесами, чья злоба по отношению к нему не знает границ. В своих сочинениях он неоднократно подчеркивал, что предназначение ангелов-хранителей состоит в том, чтобы уберечь и сохранить людей, кои являются творениями Божьими, и должны унаследовать жизнь вечную, заняв место падших ангелов.
Святые отцы Церкви, сподобившиеся получить откровения Божии, и сохранившие их в своих писаниях, учат, что служение небесных посланников, не завершается с окончанием земной жизни того, кому они приданы Творцом всего сущего. Их великая миссия продолжается и после того, как отделившись от тела, его душа покидает тленный мир.
Гонение христиан
В те времена были распространены гонения на христиан со
стороны фарисеев. Это объяснялось христианской общественной проповедью,
несовместимой с ортодоксальным иудаизмом. Во-первых, крестная смерть считалась
самой позорной для евреев. Таким образом расправлялись с особо опасными
преступниками. А иудеи ждали Мессию, как царя израильского, который должен был
прийти во всей помпезности и величии.
Во-вторых, многие христианские проповеди обличали культ Израильского храма. Это не устраивало фарисеев, даже оскорбляло их религиозные чувства.
Савл, как ревностный фарисей, до своего чудесного обращения, был участником гонения на христиан и даже принимал участие в некоторых расправах над ними. В частности, книга Деяний апостолов подробно описала, как во время казни святого первомученика Стефана, Савл стерег верхние одежды своих собратьев, забивающих камнями мученика.
Другими наказаниями христиан были: бичевания (сорок ударов в
пять подходов) и заключение в темницы. Но избиение камнями было самой жестокой
казнью. Даже наблюдать за такой процедурой было очень тяжело, зрелище не для
слабонервных. А Савл спокойно наблюдал за этим, охраняя одежды
палачей-фарисеев. Скорее всего, сердце его тогда было весьма ожесточенно.
Житие апостола Павла описано в книге Деяний: он был иудеем и мечтал стать раввином
Апостол Павел — особый случай в Библии. Скептики могут не верить в Моисея и Иисуса Христа. О каждом из них нам известно только из Библии. История и археология никак не подтверждают их реальность.
«Свидетельство» Флавия несёт очевидный след поздней интерполяции, ибо не соотносится с идейной позицией автора и содержится в единичных списках его труда.
Плиний Младший, как сообщает Б. Г. Деревенский в работе «Иисус Христос в документах истории», опирался на анонимные доносы и явно записывал искажённую информацию.
Гай Плиний Младший записывал искаженную информацию об Иисусе Христе, опираясь на доносы
Свидетельства о «многих лицах всякого возраста и сословия» среди христиан начала II века — жуткое преувеличение. Плиний Младший не интересуется личностью Христа и, вероятно, ничего конкретного о ней не знает.
Исследователь отмечает, что автор даже нигде не свидетельствует, что Христос — реальный человек.
Деревенский пишет: «Под словами “quasi Deo” вовсе не понимается различие между богами и простыми смертными.
Плиний хочет сказать, что христиане поклоняются Христу как высочайшему единственному Богу».
К тому же стоит учесть, что Плиний — не современник Христа, а человек, вскользь написавший о христианах спустя почти век после Евангельских событий.
Иисус Христос в документах истории читать онлайн
Тацит не мог назвать Понтия Пилата прокуратором Иудеи, ибо в XX веке в Кесарии найдена надпись, согласно которой, Пилат занимал должность префекта.
Это указывает, на, как минимум, частичную интерполяцию с целью «подогнать» «свидетельство» под христианскую историю.
К тому же, как отмечает, исследователь А.С. Крюков в работе «Летопись I века», Тацит использовал в своей работе не только труды предшественников, но и недостоверные устные источники , иначе говоря, слухи.
Всё это — хороший козырь в руках воинствующего атеиста.
Прижизненных портретов апостола Павла нет. Но в иконографии его принято изображать с вот таким лицом, тёмной бородой и лысиной. В руках обычно есть книга или свиток, ведь Павел вёл активную христианскую переписку. Фото: dom-ikony.ru
Зато святой апостол Павел — это 100% реальная историческая личность. В этом не сомневаются ни христиане, ни исследователи древности. Он много путешествовал с проповедями и фактически основал христианскую Церковь.
И это притом, что он единственный из самых почитаемых апостолов, кто не видел Христа вживую.
Но именно запал этого человека позволил христианской вере распространиться по всему свету.
Из книги Деяний известно много фактов о житие апостола Павла: где родился, чем занимался и когда наступил переломный момент — обращение врага Господа в Его верного друга.
Павел (тогда Савл) — уроженец города Тарс. Это Римская провинция, рождение в которой дало будущему апостолу римское гражданство.
Он рос человеком разносторонним, берущим лучшее от двух культур: греко-римской и иудейской. Цель жизни юноши — стать раввином.
Путешествия апостола Павла
Но такой деятельностью нельзя зарабатывать, так что Савл шил за деньги палатки.
Его карьера среди фарисеев быстро вышла на путь гонителей первых христиан.
Обращение ко Христу
И вот такого жестокого и непробиваемого человека Христос смог обратить к Себе, и растопить его железное сердце. В Деяниях апостольских это чудо описано очень подробно.
Савлу было тогда около тридцати лет, и он шел по дороге в Дамаск. Вдруг неожиданно с неба сошел свет и ослепил его. Потом он услышал голос, упрекающий его: «Савл, за что ты гонишь Меня?!» Вероятно, это был голос Самого Христа. Ведь когда он принимал участие в гонении на христиан, мучил их, то мучил и Самого Христа, по евангельскому слову: «если вы сделали это одному из меньших сих, сделали и Мне».
Остальные люди не слышали этого голоса. После этого чудесного явления Савл ослеп и оставался в таком состоянии целых три дня. Его привели в Дамаск, где он принял крещение от апостола Анании. После крещения к Савлу вернулось зрение.
Таким чудным образом ярый гонитель христиан стал сам христианином за каких-то три дня. С тех пор имя его стало «Павел».
Апостолы Петр и Павел: две несхожих стези ко Христу
Двух апостолов именуют первоверховными, но путь к этому достоинству у них совершенно разный. Петр входил в круг близких учеников Христа, а Павел не участвовал в событиях, описанных в Евангелии. Он начал свою проповедь много позже и не никогда не входил в число ни 12, ни 70 апостолов. Но мы можем сравнивать судьбы этих двух святых.
Петр, как и его младший брат, Андрей, был обычным рыбаком из Галилеи. Эта область расположена далеко от Иерусалима, и многие галилейские жители были язычниками. Жители Иерусалима смотрели на галилеян свысока, как на провинциалов, которые даже разговаривали с акцентом.
А профессия рыбака одна из самых простых, тяжелых и непритязательных. Работа была тяжелой и изнуряющей, доход был мизерным и непредсказуемым. Может по этой причине Петр с Андреем, когда услыхали призыв Христа следовать за Ним и сделаться ловцами человеков, разом откликнулись на Его зов.
Павел, который до принятия Христа носил имя Савл, наоборот, был представителем элиты. Будучи римским гражданином от рождения, он происходил из колена Вениаминова и жил в городе Тарс, который был столицей Киликия. Получив блестящее на тот момент образование, Савл становится фарисеем — ревнителем иудейского закона.
Долгое время он был противником христианского учения и преследовал христиан. Но все же, после чудесного явления ему Спасителя, Савл уверовал во Христа, взял себе имя Павел.
А вот в характерах у Петра и Павла имелось много общего. Святой Павел, пламенея душою, ревностно защищает иудейский Закон от возникшей «ереси» о распятом и воскресшем Иисусе.
Петр тоже горяч и нетерпелив. Когда Христос совершал чудеса, то Петр не мог не реагировать на это. Он даже пытался следовать за Спасителем по воде.
Каждый из них прошел поворотный момент в своей жизни, сотворивший их теми, кем они стали. Для Савла это было явление Христа на пути в Дамаск. После чего вместо гонения христиан он посвятил свою жизнь проповеди учения Христа.
Началом восхождения Петра, напротив, стало отречение. Он забыл о своем обещании даже под страхом смерти не оставлять Христа, но еще до утреннего крика петухов, трижды отрекся от него.
На своем примере один из первых апостолов испытал, с какой легкостью можно сделаться последним. Только после горячего и искреннего раскаяния Петр услышал вопрос Христа: «Любиши ли Мя?» произнесенный троекратно. Вот так Петр ранее трижды отрекшийся, трижды исповедал свою любовь.
Обращение ко Христу
…И услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? (Деян. 9, 4.)
Отряд приближался к Дамаску. Нещадно палило солнце. Вдалеке показалась городская стена. Там, в этом городе, в синагогах, как смертоносная зараза, распространяется новое учение о воскресшем Иисусе из Галилеи. Совсем скоро, думал Савл, он поедет этой же дорогой назад, а впереди отряда на суд синедриона в Иерусалим пойдут закованные в узы христиане. Так, вероятно, размышлял он. …Внезапно осиял его свет с неба.Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9, 4–6).
От сияния этого Божественного света Савл ослеп. Сопровождающие привели его в Дамаск, где он от сильнейшего потрясения первые три дня ничего не ел и не пил. В Дамаске жил христианин именем Анания, которому Господь в видении повелел пойти к Савлу и возложить на него руки, чтобы он прозрел. Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме (Деян. 9, 13), — возразил Анания. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми (Деян. 9, 15). Анания пошел и сделал, как повелел ему Господь. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его (Савла), и вдруг он прозрел; и, встав, крестился (Деян. 9, 18). Пламенный дух Савла не терпел бездействия, и он, уверовав во Христа, с той решимостью и напором, с которыми ранее преследовал христиан, стал проповедовать Евангелие в синагогах. Теперь на основании Ветхого Завета, в знании которого с ним мало кто мог сравниться, он учил, что Иисус Христос и есть ожидаемый иудеями Мессия. Сила его слова, основанная на блестящем образовании и просвященности Духом Святым, приводила иудеев в замешательство. Они возненавидели Савла как предателя и днем и ночью стерегли городские ворота, чтобы без свидетелей расправиться с ним, когда он выйдет из города. Но Савл, знавший о грозившей ему опасности, был спущен учениками в корзине с городской стены и таким образом избежал смерти.
Молитвы
Милосердный апостол Павел, житием своим Господу угодивший и мудростью своею обратившийся в истину и веру! Смиренно молю тебя: не оставь нас погибать в диавольских сетях неверия и лжи, убереги от тьмы и геенны огненной, просвети и вразуми нечестивых и недостойных рабов Божьих, по слепоте душевной не верящих и не видящих Света Спасителя. Узри страдания наши, апостоле, и помоги найти путь к благодати Господа
О, святой апостол Павел, милостью Божьей наделенный исцелять раны телесные и душевные! Молю тебя, в слезах припадая к ногам твоим: исцели мои недуги, волею и неволею властвующие надо мной, убереги душу мою от черного отчаяния и неверия, укрепи веру мою и помоги одолеть невзгоды и болезни. Аминь.
Начало проповедей Павла
Сразу же после крещения Павел отправился на свою первую
христианскую проповедь. Она была для жителей Аравии (там тоже жили иудеи).
После этого он вернулся в Дамаск, где его преследовал царь Арета.
Затем Павел отправляется в Иерусалим. Но жители этого города
помнили Павла, как яростного гонителя христиан, а тут он обращается ко всем с
христианской проповедью. Они не могли поверить в такое быструю перемену в его
мировоззрении, поэтому опасались его. Особенно не принимали его апостолы.
Только уверение апостола Варнавы помогло исправить дело.
Потом Павел пошел в свой родной город, откуда они с Варнавой
отправились в Антиохию. Оттуда он поехал в свое первое апостольское путешествие
по миру.
Из-за споров насчет обрезания был созван первый апостольский собор в Иерусалиме. На нем Павел выдвинул версию, что нет необходимости христианам проходить обрезание. Его точку зрения приняли и другие апостолы. Но когда он пришел в Антиохию, у него были споры с апостолом Петром насчет этого.
Место в новозаветном каноне
Вероятно, хронологически именно послания апостола Павла стали первыми книгами, позднее оформившимися в канон Нового Завета. Самой ранней его книгой, по-видимому, является 1-е послание к Фессалоникийцам.Они играют чрезвычайно значимую роль в церковной жизни, что обусловлено не столько их количеством (из 27 новозаветных книг 14 принадлежат руке Павла), сколько глубиной и широтой богословской мысли апостола, его подлинным неравнодушием ко всем церковным проблемам.
Характеристика толкований
Павловы послания с самого начала привлекали внимание христианских мыслителей. Пояснения к некоторым из них составили:
- свт. Кирилл Александрийский.
- Феодор Мопсуестийский.
- Севериан Габальский.
- Амвросиаст.
- блж. Августин Иппонийский.
- блж. Иероним Стридонский и др.
Авторами толкований на весь корпус Посланий являются:
- Ориген (его толкования почти полностью утрачены);
- Свт. Иоанн Златоуст.
- Прп. Ефрем Сирин.
- Блж. Феодорит Кирский.
- Блж. Феофилакт Болгарский и др.
Интересный фактСреди многочисленных позднейших пояснений на Послания стоит выделить «Толковый Апостол» свт. Феофана, Затворника Вышенского (1815–1894). Этот труд полюбился православному читателю за свою доступность, обстоятельность и полноту изложения.
Где находятся мощи
Сразу же после казни, христиане отметили то место, где он был похоронен. Позже император Константин Великий основал на этом месте базилику святого Павла. Она расположена расположена за Аврелиановыми стенами, в южной части Вечного города.
Интересный фактВ 2006 году здесь была обретена рака с мощами, а проведенные в 2009 году исследования установили, что это мощи первоверховного апостола Павла. Рака до сих пор находится несколько ниже уровня пола. Увидеть великую святыню можно через специальное оконце.
Но есть еще одно место в Риме, где можно поклониться учителю веры. Вернее, сразу обоим первоверховным апостолам — Павлу и Петру. В Латернской базилике святого Иоанна Крестителя в специальном ковчеге, расположенном на высоте в 10 метров, хранятся главы первоверховных апостолов.
В 1410 году Андрей Рублев создал образ апостола Павла, признанный каноническим. На иконе апостол держит в руках Евангелие. Чудотворный образ находится в Успенском соборе во Владимире, а списки его есть во многих православных храмах. Верующие люди рассказывают о многочисленных чудесах исцеления по молитвам возле лика апостола.
Кроме того, апостолу Павлу принято молиться об укреплении веры, воцерковлении близких людей, исцелении душевных недугов, облегчении боли, придании сил и мудрости в миссионерской деятельности.
Икона святого ПавлаИз деисусного чинаПервая треть XVI в.Дерево, темпера.95 × 63.5 смГосударственный музей-заповедник«Ростовский Кремль», Ростов, РоссияИнв. И-545Происходит из деисусного чинацеркви Покрова села Гуменец Ростовского районаЯрославской области.
Суд над Павлом
В Иерусалиме на него было воздвигнуто обвинение, что он
разрешает язычникам ходить в Соломонов храм. На суде в Синедрионе, куда привели
Павла, состоялась распря между саддукеями и фарисеями. По причине римского
гражданства Павла не смогли казнить. Он был отправлен к прокуратору Феликсу на
суд, который оставил его в узах. Прокуратор послал его в Италию к императору на
суд.
Затем Павла, как пленника, отправляют на корабле. Но около
острова Мелит корабль терпит крушение. Потом он отправляется в Сиракузы и в
Рим. Здесь он прожил два года и написал множество своих посланий. В них он
перечисляет свои страдания и мытарства, которые ему пришлось перенести за
Христа во время своих проповедей. Также в них описываются и чудеса, такие как:
открытие ангелом темницы, где находился Павел и другие.
Детство и юность
Далеко не у каждого святого известна дата рождения. Павел в этом плане является исключением, вопрос только в точности. Исследователи не пришли к единому мнению: возможно, апостол родился между 6 и 10 годом первого века, либо в 5-м году. Называется и совсем точная дата – 25 мая 7 года.
Апостол Павел
Родители Павла – фарисеи из Тарса, главного города области Киликия. С рождения святой принадлежал к элите общества, поскольку не только родился в состоятельной семье, но и обладал статусом гражданина Рима. Такой чести удостаивался далеко не каждый житель древней могущественной империи. У римского гражданина были некоторые привилегии: он не подлежал телесному наказанию и позорной смертной казни, без решения суда на него нельзя надевать оковы, а если гражданин не согласен с решением местного судьи, имел право обратиться в суд кесарев.
Поначалу мальчика назвали Савлом, в честь царя Саула из колена Вениаминова, от которого вел родословную его отец. Предполагается, что семье принадлежало предприятие по производству тканей или кожевенных изделий, а Савла обучили ремеслу изготовления палаток, чтобы таким образом зарабатывать на жизнь.
Савл
Первоначальное образование Савл получил дома. Отец привил сыну почитание Торы и фарисейской философии. Будущий апостол расширил кругозор в школе основателя талмудического иудаизма Гамалиила, преуспел в иудействе более остальных ровесников, не остался в стороне от начинавшегося христианского движения. Но, как и все фарисеи, предполагал, что ожидавшийся Мессия возвысит еврейское царство, и счел неправильным, когда Спасителем оказался никому не известный учитель из Назарета, да к тому же распятый на кресте.
Савл, обладая живым умом и блестящим образованием, спорил с христианами, однако наталкивался на стойкое убеждение в вопросах веры, из-за чего ожесточился и считал истребление христиан богоугодным.
«Каменование Святого Стефана», Рембрандт
По словам исследователей жизнеописания апостола, Павел входил в синедрион – высшее религиозное учреждение, выполнявшее функции суда. Согласно Новому Завету, аналогичное заведение вынесло смертный приговор Иисусу Христу. Считается, что как раз заседая в синедрионе, Павел впервые столкнулся с ревнителями христианской веры, начал преследовать сторонников Христа.
В «Деяниях Апостолов» говорится, что Савл обладал правом сажать в тюрьму, выносить смертные приговоры: «По всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса». Впервые имя Савла — будущего апостола — упомянуто в Библии в эпизоде, связанном с казнью святого Стефана, первого христианского мученика. Из тех же «Деяний» известно, что к ногам Савла палачи Стефана положили свои одежды и будущий апостол «одобрил убийство».
Знаменитые образы
Особенно часто Павла изображают с апостолом Петром. Это символизирует их первоверховность и миссионерские труды. Иногда их изображают обнявшимися, показывая их любовь друг к другу и общее дело.
Ведь именно они первыми принесли христианство в Римскую империю и по преданию, были казнены в один день (или с разницей в год). Т.к. день памяти отмечается в один день, возникла необходимость в создании единой иконы, для удобства в литургии.
Изображения с церковью в их руках, отражает основание Петром и Павлом первых храмов. Иконы апостолов изображаются в числе деисусного чина иконостаса. Образ Павла располагается справа – вслед за Иоанном Предтечей и Архангелом Гавриилом.
Часто изображаются житийные сюжеты апостола Павла, например, Обращение Савла, Анания крестит Павла. Особенно много таких иллюстраций на храмовых фресках и мозаиках в Риме и других православных и католических странах прошлых веков.
Работа Андрея Рублёва
По преданию, первые образы апостола Павла были созданы евангелистом Лукой, но, к сожалению, все они были утрачены. К счастью, до нас дошел образ созданный Андреем Рублевым – великим русским иконописцем, которым восхищаются не только в нашей стране, но и по всему миру.
Икона Апостола Павла работы Андрея Рублёва
Он пишет икону в 1408 или 1410 году. Икона происходит из Звенигородского деисусного чина. На ней апостол Павел глубоко погружен в мысли, тревогу о тех, кто ещё не ощутил, не принял Божью благодать.
В руках он держит книгу – Священное Писание, изображение которой со временем было утрачено. Этот образ признан самым каноническим, и сейчас он находится во Владимирском Успенском Соборе, где долгое время работал Рублев.