Оглавление
Описание иконы
В Византии изображения Всевышнего Отца не создавались и не применялись, в русской иконографической традиции образ появился в XVI столетии. В основе творения лежал лик Спасителя Ветхого денми (Воплощение Предвечного Сына). Господь обеими десницами благословляет собственный народ или держит свиток или книгу. Одежда Его белоснежна, складки хитона исполнены розовыми оттенками, гиматий (накидка) — зеленая, волосы ровно расходятся по плечам. Нимб имеет звездчатую форму, составленную из пересечения двух ромбов.
Икона Господа Саваофа
Впервые изображение появилось на иконе под название «Страшный Суд». Отец Саваоф демонстрируется несколько раз в каждой из четырех композиций этого полотна.
- На первом клейме — Бог отдыхает на ложе после создания мира, в Его руках распятие и сосуд (символ посылания Сына на жертву), на голове — корона.
- На второй композиции — Господь Саваоф изображен по пояс и в медальоне.
- На третьем — Он восседает на престоле и держит свиток, рядом справа находится воскресший Христос, а между Ними есть Святой Дух, венчающий Троицу.
- Четвертое клеймо, названное «Придите, люди», демонстрирует Бога восседающим на херувимском престоле, сияющим славой и с раскрытым Священным Писанием в десницах.
- Образ Бога Саваофа широко применялся при написании икон, создании литературных миниатюр и стенописей. В российских храмах XVI столетия изображение Господа-Отца часто помещали на внутренней стороне главного купола. Росписи можно было наблюдать в соборах Московского Кремля, церкви в Вязёмах (Одинцово), а также в ярославском монастыре.
Важно! Святитель Василий Великий учил, что истинный Бог не имеет формы и не может быть познан, поэтому не нужно напрягать фантазию, чтобы увидеть Его. Не следует человеку смешивать материальные достижения с бесконечным и неописуемым сиянием Господа. Любое понятие, приближающееся к изображению Его, превращает наше знание в идолопоклонство
Любое понятие, приближающееся к изображению Его, превращает наше знание в идолопоклонство.
Необходимо помнить: икона — своеобразный ориентир для тех, кто еще не очистил свой разум от греховности. Святые же видят Бога своим внутренним светом, также неподвластным описанию.
Примечания
Примечания
- В оригинале Ветхого Завета использовано слово каддош , что не имело никакого отношения к нравственности и означало «непохожесть», полную чуждость (К. Армстронг «История Бога», стр. 54).
Сноски
- ивр. שמות טו:ג; рус. Господь муж брани, Иегова имя Ему. (Исх. 15:3).
- Комментарий раввина Шломо Ицхаки (Раши).
- Комментарий раввина Шимшона-Рафаэля Гирша.
- Армстронг, История Бога, 2021, с. 54.
- Саваоф в Библейской энциклопедии
- Покровский Н. «Сийский иконописный подлинник», вып. 1, Спб., ОЛДП, 1895, стр. 106, 107
- Кондаков Н. П. «Русская икона», т. III. Текст, ч. 1, Прага, 1931, стр. 106, 107; т. IV. Текст, ч. 2, Прага, 1933, стр. 278, 279
- Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам), «Введение в комментарий «Сулам». Десять сфирот»
Значение имени Господь Саваоф
В одном лишь Ветхом Завете данное имя упоминается 280 раз (начиная с 1Цар.1:3). Также встречается в новозаветных посланиях апостолов Христовых (Иак.5:4; Рим.9:29). В оригинальном древнееврейском тексте это имя звучит как «Цеваот», что означает «воинства». Таким образом, «Господь Саваоф» переводится как «Господь Воинств» или «Господь сил». Это имя-титул, образно указывающее на Божье всемогущество и Его превосходство над духами тьмы.
В Ветхом Завете воинствами называются также небесные светила и ангелы. Поэтому имя «Саваоф» представляет нам Бога как Всемогущего Владыку всего видимого и невидимого. То есть оно синонимично с такими именами Творца как Вседержитель, Царь веков, Царь Царствующих.
Буквальная же трактовка («Бог войны») является неверной. Всевышнего в Ветхом Завете называют Саваофом отнюдь не в контексте военных успехов Древнего Израиля. Зачастую это имя употреблялось, напротив, в периоды мирного развития еврейского народа.
Титул «Саваоф» в библейских текстах обычно упоминается в связке с другим Божьим именем – Яхве («Сущий»). Оно отражает самобытность Творца, указывает на высшую реальность его вневременного и внепространственного бытия.
Саваоф – кто это из Лиц Святой Троицы? Данное имя можно отнести и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу. На это скрыто указывается в книге пророка Исайи. В чудесном видении он узрел Самого Бога в окружении ангелов, которые торжественно пели:
Однако традиционно Саваофом называют Бога-Отца. С 16-го века в русском Православии Его иконописные образы подписывались именно этим именем.
Хвалебные гимны, пришедшие на Русь из Византии
В первые же годы, последовавшие за крещением Руси, на землях, освящённых светом истинной веры, начался активный процесс перевода с греческого языка на русский различных богослужебных текстов, пришедших к нам из Византии. Значительное место среди них занимали акафисты, принадлежащие к жанру православной гимнографии и представляющие собой хвалебные песни, написанные в честь Господа Бога, Его Пречистой Матери, а также ангелов и святых.
Структурной особенностью акафистов является наличие короткого вступления, именуемого кукулией, и следующих за ним 12 больших строф, называемых икосами и завершающимися неизменным рефреном, начинающимся со слов «Радуйся…», и такого же количества малых строф – кондаков, в завершение каждого из которых стоит «Аллилуйя!»
Есть ли имя у Бога?
«Да Святится Имя Твое» — многим знакомы эти слова из молитвы «Отче наш». Однако об имени Бога в молитве нет ни слова. Но оно, согласно религиозным текстам, у Господа все же есть и даже не одно. Например, в священном для всех иудеев писании Торе упоминается несколько Божьих имен. Так имя Господа из четырех букв встречается даже в одной из заповедей. Но произношение этого слова строго запрещено. Впрочем, даже если бы подобного запрета не существовало, все равно произношение данного имени до сих пор остается загадкой. В древних писаниях это таинственное имя зачастую заменяется другими: «Тетраграмматон», «Адонай» («Наш Господь»), «Хашэм» («Имя»), «Ха-Маком» («Вездесущий»), «Шхина» («Присутствие»). Среди многочисленных имен Бога-Отца встречается и Цебаот или Саваоф.
Свт. Иоанн Златоуст
И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его
См. Толкование на
Толкование на пророка Исаию.
Хочешь ли ты научиться, как произносят имя Его небесные силы, с каким трепетом, с каким страхом, с каким удивлением? Видел я Господа, — говорит пророк, — сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
К народу антиохийскому.
Что же? О существе ли Божием они беседуют там и вопрошают друг друга? Нет, но о чем? Они прославляют, покланяются, непрестанно с великим трепетом воссылают хвалебные и таинственные песнопения; и одни говорят: Слава в вышних Богу (Лк. 2:14); серафимы взывают: Свят, Свят, Свят, и отвращают очи свои, не имея сил сносить даже снисхождения Божии.
Против аномеев.
«И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят». И воззвание их также служит для нас величайшим знаком их удивления; они не просто воспевают, но весьма громко, и не только громко, но и постоянно делают это. Тела светлые, хоть бы они были даже чрезвычайно светлыми, обыкновенно поражают нас только тогда, когда мы в первый раз обращаем на них взоры; а когда мы посмотрим на них дольше, то от привычки перестаем удивляться, так как глаза наши присматриваются к этим телам. Потому видя и царское изображение, лишь только выставленное и светло блистающее красками, мы удивляемся; но чрез один или два дня уже не удивляемся. Что я говорю о царском изображении, когда мы испытываем тоже самое и в отношении к солнечным лучам, светлее которых нет никакого тела? Таким образом привычка уничтожает удивление ко всем телам; но в отношении к славе Божией бывает не так, а совершенно напротив. Чем более те силы созерцают эту славу, тем более они изумляются и больше удивляются; потому они с того самого времени, как начали существовать, доныне созерцая эту славу, никогда не переставали восклицать с изумлением; то, что испытываем мы в течение короткого времени, когда молния проносится пред нашими глазами, это они испытывают постоянно, и непрестанно с некоторым удовольствием чувствуют удивление. Притом они не только взывают, но делают это взаимно друг к другу, что служит знаком сильнейшего изумления. Так и мы, когда гремит гром или трясется земля, не только вскакиваем и восклицаем, но и сбегаемся в домах друг к другу. Тоже делают и серафимы; потому они и взывают друг к другу: «свят, свят, свят».
Узнали ли вы это воззвание? Наше ли оно, или серафимское? И наше, и серафимское, потому что Христос разрушил средостение ограды, примирил небесное и земное, и «соделавший из обоих одно» (Еф. 2:14). Прежде эта песнь была воспеваема только на небесах; но когда Владыка благоволил сойти на землю, то принес к нам и это песнопение. Потому и этот великий первосвященник, представ пред святою трапезою, совершая словесное служение, принося бескровную жертву, не просто призывает нас к этому славословию, но наперед сказав херувимскую песнь и упомянув о серафимах, таким образом повелевает всем возносить это страшное воззвание, чтобы напоминанием о существах, поющих вместе с нами, возвысить ум наш от земли, и как бы так взывает к каждому из нас: ты поешь вместе с серафимами; стань же вместе с серафимами, распростирай крылья вместе с ними, летай вместе с ними около Царского престола.
Беседа 6-я. О Серафимах.
Восемь молчат, и четыре взывают. Чему же учит нас Писание? Тому, чтобы не всякую мысль о Боге мы высказывали, но одни мысли утверждали молчанием, другие прославляли верою и делали предметом богословствования. Что же взывают? Ту самую песнь, которую старался извратить сатана. Будь, прошу, внимателен. Херувимы не просто, как мы, говорили: свят, свят, свят, а обращались один к другому, так как написано: «и взывали они друг ко другу». «Свят», – говорят, – мы должны сказать зараз. Один говорит: «свят»; затем другой, и в третий раз – «свят». Но если мы насчитали три, не подумай, что три Бога. Что же значит: «свят, свят, свят Господь»? – Един Господь, едина вера, едино крещение. Подобно тому, как при псалмопении поют стихи попеременно, так и горние силы воспевают переменными хорами и воссылают славословие по способу антифонного пения.
Беседа о втором дне творения.
Икона господа Саваоф
Сибирская ведьма рассказала гороскоп на ИЮЛЬ, к сожалению месяц будет тяжелым, но 3 знака… ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Слепая баба Нина: Деньги и удача приходит к тем, кому они действительно нужны, возьмите…. ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
В истории христианской религии Господь Саваоф наделен одним из титулов Бога. Начиная с 787 года, VII Вселенским Собором на Руси любые изображения Саваофа были запрещены. Несмотря на этот запрет, православные христиане всецело его игнорировали, поэтому, и в древних храмах, и в храмах современной эпохи очень часто можно видеть изображение Саваофа – икону Бога-Отца в виде седовласого старца. У этой старинной иконы было и другое название – Отечество. Это изображение появилось в христианской иконографии очень давно. На древней иконе Бог-Отец рисовался в виде благообразного старца и был похож на древнегреческого царя богов Зевса. Обычно, Его лик размещался на треугольнике, символизирующем Троицу.
90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…
Известные списки иконы Саваофа
Сегодня коллекционеры многих стран считают старинную икону Саваофа – Бога-Отца самым древним и загадочным образцом православной иконографии. До наших дней дошло несколько древних списков этой уникальной иконы. Одна из них Богоматерь Знамение и Отечество. Это православная икона — двухрядица, на которой изображен восседающий на Небесном престоле Бог-Отец в виде старца с восьмиконечным нимбом на голове и поднятыми в двуперстном благословении руками. На коленях у Него восседает Христос Эммануил. В круге изображен голубь – символ Святого Духа.
В низу иконы расположен образ Богоматери Знамение. Древняя икона Отечество представляет собой религиозный сюжет Троицы Новозаветной, но без образа Божьей Матери. Еще одно изображение господа Саваофа на иконе
Отечество с избранными святыми напоминает предыдущие иконы, но по сторонам у Бога-Отца изображены фигуры столпников, справа – Даниил, слева – Симеон. Справа у подножия престола стоит юный апостол Фома. Сохранившиеся до наших дней, эти святыни несут православным христианам частицу прошлого и помогают заново познать библейские истории и тайны.
С тегами: легенды молитва религия христианство
Предыдущий
Следующий
История появления акафиста Господу Саваофу
Прежде чем разобраться, как и когда читается подобная молитвенная песнь, стоит узнать историю происхождения имени Господа. Словосочетание Бог Саваоф часто встречается на страницах Старого Завета в Библии и является одним из имен Создателя, которое использовал еврейский народ. По традиции Русской Православной церкви, это имя переводится, как «Господь воинств архангельских», а одно из множества имен Господа подчеркивает его силу и безмерное могущество.
Из-за того, что слово Саваоф является производным от слова «воинственный», некоторые христиане ошибочно считают, что Бог Саваоф является олицетворением Бога войны. Однако исследователи Священного Писания утверждают, что это не так, поскольку это имя Создателя практически не встречается на страницах Старого Завета, где идет описание военных сражений израильского народа, а появляется уже в тот период, когда евреи вели относительно мирную жизнь и не противостояли захватчикам.
Поэтому словосочетание Господь Бог Саваоф используется в значении всемогущего Творца, сотворившего небо и землю. Согласно Священному Писанию, не только все, населяющее землю, является воинством Бога живого, но и Небесные светила, которые находятся в полном повиновении у Создателя. В Старом Завете встречается еще одно имя Бога Израилева — Иегова, что в переводе означает «Он жив».
Некоторые верующие интересуются, можно ли читать акафист Господу Саваофу, если это имя упоминается исключительно в Старом Завете, а в Новом отсутствует
Здесь стоит обратить внимание на нераздельность трех ипостасей Бога. Начиная XVI века, на иконах, изображающих Святую Троицу, Бог Саваоф соответствует личности Бога-Отца
В Новом Завете Слово первой ипостаси Господа облеклось в тело и пришло в мир как Бог-Сын, Иисус Христос, которому суждено было пострадать за грехи человечества и принять мученическую смерть на кресте Голгофы.
После воскресения Спасителя и при создании на земле своей церкви Бог-Отец послал на землю Дух Святой, который и сегодня действует в душах людей. Все эти три ипостаси являются проявлениями одного Господа, поэтому, когда христианин обращается к Богу Саваофу, это также подразумевает молитву, обращенную к Богу-Сыну и Святому Духу.
Святой Дионисий, известный богослов прошлого, именовал Бога Саваофа как Благость, это он связывал с тем, что Господь дает неизреченную благость всему миру не по делам людей. Кроме этого, богослов давал Создателю еще несколько имен, связанных с его качествами, таких как Свет, Красота, Единство, Добро, Жизнь.
После того, как князь Владимир крестил Русь, из Византии к нам пришли молитвенные песни, именуемые акафистами. В них воспевался Господь, Богородица, святые и ангелы. Даже историки православной религии затрудняются с точностью определить время, когда был написан акафист, который читают во славу Господа Саваофа. Однако с тех пор, как он появился на Руси, он занял почетное место в отечественной религиозной гимнографии.
Сегодня его читают как в составе праздничных богослужений, так и во время обычных воскресных молебнов. Весь текст акафиста Господу Саваофу проникнут благоговением и почитанием Творца. От обычной молитвенной песни он отличается тем, что последние слова икосов «Радуйся…» заменены на «Господи Боже», как более подходящие и соответствующие общему содержанию текста.
Если внимательно изучить текст акафиста, можно заметить, что в нем изложена вся история, от Сотворения мира до смерти Иисуса Христа на Голгофском кресте. Это приведено в лаконичном виде, а поскольку акафист написан в высокохудожественной форме, это делает его одним из самых значимых в христианской гимнографии.
Акафист предвечному Богу
Едва ли можно с достоверной точностью определить исторический период, в который был написан «Акафист Богу Саваофу», но, попав на Русь, он занял прочное место в отечественной гимнографии. С незапамятных времён его текст читается как в составе определённых праздничных молебнов, так и во время общих богослужений. Текст акафиста и в старопечатной традиции, и в рукописном варианте традиционно помещался в таких богослужебных книгах, как Акафестник, Часослов, Псалтирь Следованная, а также Триодь Постная.
От традиционного написания акафистов он отличается лишь тем, что завершающие каждый икос слова «Радуйся…» в нём заменены более соответствующими общему содержанию – «Господи Боже…». С первых строк, в которых Господь именуется Взбранным Воеводой Огненных и Небесных Сил, весь текст акафиста проникнут духом высокого почитания Создателя вселенной, и поэтому общепринятое в православии «помилуй мя!» звучит как естественное и закономерное обращение твари к своему Творцу.
Подробнее о триединстве Пресвятой Троицы
Основой догматического учения христианской церкви является триединство Божественной Троицы. Она представлена тремя лицами:
- Богом-Отцом;
- Богом-Сыном (Иисус Христос);
- Богом-Святым Духом, изображающемся в виде голубя.
Эти три проявления сущности Господа, не слитны между собой, но и не раздельны. Человеческому разуму сложно понять это, так как в материальном мире ничего подобного больше нет. Поэтому продемонстрировать троичность Бога можно лишь на отдаленных примерах.
Некоторые священнослужители проводят аналогии с водой, которая может приобретать три состояния: пар, лед и жидкость. Несмотря на то, что это три разных составляющие, они имеют единую природу и являются водой.
Единство Святой Троицы подтверждают следующие характеристики:
- наличие единой воли;
- единая направленная сила;
- совершение единого направленного действия.
Бог-Отец действует через Бога-Сына с помощью Святого Духа. Разделять три ипостаси нельзя, так как ни одно из них не может существовать без другого. Божественная Троица является единой духовной сущностью.
Единство Пресвятой Троицы святыми отцами разъясняется на примере души человека:
- ум соответствует образу Отца;
- мысль – образу Сына;
- душа – образу Святого Духа.
Все три составляющие принадлежат одному человеку, но проявляются независимо друг от друга. В то же время мысли рождаются благодаря уму и существовать без него не могут. От ума исходит дух, рождающий мысли. Эти три ипостаси человека неразделимы, как и неразделим Господь Бог. К познанию сути Пресвятой Троицы должен стремиться каждый христианин. Только через познание этой тайны откроется перед верующими Божественная жизнь.
Господь бесконечный и вездесущий
Широко известно также и другое название Бога Саваофа – Иегова (יהוה), переводимое как «Он будет» или «Он жив». Оно не несёт в себе какого-либо смыслового отличия и используется лишь как альтернатива. Любопытно заметить, что встречающееся в оригинальном тексте Библии, это слово, как и прочие имена Бога, для евреев является традиционно непроизносимым в силу их преклонения перед величием Творца.
Пример того, как в Ветхом Завете используется одно из имен Бога Саваофа, мы находим в 3 главе Книги Исход, входящей в Пятикнижие Моисеево. Знакомые с текстом Священного Писания хорошо помнят эпизод, когда пророк Моисей в бытность свою пастухом у священника земли Мадиамской Иофора получил от Господа повеление вывести свой народ из египетского рабства.
Это великое событие произошло на горе Харив, где Всевышний говорил со своим пророком из пламени, охватившем куст купины. На вопрос же Моисея о том, что ответить соплеменникам, когда те спросят об имени Бога, пославшего его к ним, Он ответил буквально: «Я есмь Сущий». В оригинале текста использовано ивритское слово יהוה, то есть «Иегова». Оно не является именем Бога в общеупотребимом значении этого слова, а лишь указывает на Его бесконечное бытие.
Здесь же отметим, что в Библии можно встретить и иные имена Бога. Кроме тех, что упомянуты выше, встречаются такие ветхозаветные, как Элохим, Адонай, Яхве и ряд других. В Новом же Завете это имя Иисус, переводимое как Спаситель, и Христос – Помазанник.
Икона Спасителя «Господь Саваоф»
Господь Саваоф – одно из имен Божиих в Священном Писании. Имя в еврейском языке означает «армия», «воинство». В Септуагинте передается 3 способами: транслитерацией Κύριος Σαβαωθ (чаще всего в Книге пророка Исаии); как Κύριος παντοκράτωρ – Господь Вседержитель; как Κύριος (или ὁ Θεὸς) τῶν δυνάμεων – Господь сил (обычно в Псалтири).
Еврейский синтаксис позволяет переводить словосочетание как предложение без глагола (Господь Саваоф), как сочетание глагола с объектом (Он, Который создает воинства; ср.: Пс.32:6), как 2 существительных, одно из которых является приложением, передающим функции (Cazelles. 1985. Col. 1125); в этом случае выражение переводится как Господь Воитель), как усилительное абстрактное существительное во множественном числе, обозначающее силу (из такого понимания происходит греч. Κύριος παντοκράτωρ) (Eissfeldt. 1950), как конструкцию, передающую связь или отношение (Господь воинств). Последний, традиционный перевод опирается в том числе на эпиграфические свидетельства и ханаанские глоссы в Амарнских письмах. Под «воинствами» понимали войска Израиля (ср.: 1Цар.17:45), небесные существа (напр., 3Цар.22:19-23; Пс.102:19-22, 148:1-5; Дан.8:10-13), совет («сонм») святых, окружающих Бога (ср.: Пс.81:1, 88:8), или звезды и другие светила (ср.: Втор.4:19; 4Цар.23:4-5), а также все земные и небесные существа (ср.: Быт.2:1).
Именование «Господь Саваоф» восходит к домонархическому периоду ветхозаветной истории. В качестве культового имени оно упомянуто в святилище в Силоме (1Цар.1:3, 11), прежде всего в связи с ковчегом завета (1Цар.4:4). Поскольку существование святилища на этом месте прослеживается с конца эпохи средней бронзы, некоторые ученые предполагают, что титул изначально мог употребляться по отношению к местным ханаанским божествам – Решефу, Ваалу или Элу (Seow. 1992).
В еврейском тексте Ветхого Завета именование «Яхве Саваоф» встречается 284 раза (4Цар.19:31 не считается, т. к. это исправление (т. н. Qere) масоретов), причем в 121 случае оно не является титулом. Весьма характерно его распределение по книгам Ветхого Завета. Оно полностью отсутствует в Пятикнижии, в книгах Иисуса Навина и Судей и в книгах, написанных в период вавилонского пленения (напр., у прор. Иезекииля). В книгах Царств встречается 15 раз, тогда как в Ис.1-39 оно употребляется 56 (всего в Ис – 62), у Иеремии – 82 (в масоретской версии; в Септуагинте – 12), в Псалтири – 15, у послепленных пророков Аггея – 14, Захарии – 53, Малахии – 24 раза. В межзаветной литературе оно практически не встречается (в Свитках Мёртвого моря только однажды в 1QSb 4. 25).
Эти данные позволяют искать связь имени Господь Саваоф с богослужением иерусалимского храма. Самый характерный пример – его употребление в составе песни серафимов у пророка Исаии (Ис.6:3; ср.: Ис.6:5). Господь Саваоф называется «живущим на горе Сионе» (Ис.8:18; ср.: Зах.8:3), а Иерусалим – Его городом (Ис.47:9), «сидящим на херувимах» (1Цар.4:4; 2Цар.6:2; 1Пар.13:6; Ис.37:16). Такой трон из херувимов был в храме Соломона (3Цар.6:23-28), причем ковчег завета служил подножием для невидимо восседающего на этом троне Бога (1Пар.28:2; ср.: Пс.98:5, 131:7). Этот образ связан с наименованием Господа Саваофа Царем (напр., Пс.23:10; Иер.46:18, 48:15, 51:57). Помимо всемогущества и царской власти имя Господь Саваоф связывается с творением мира (Ам.4:13; Иер.10:16) и эсхатологической войной (Ис.13:4, 31:4). В пророчестве Исаии говорится, что Господь Саваоф воцарится на Сионе (Ис.24:23) и сделает там трапезу для всех народов (Ис.25:6). Все народы будут приходить к Господу Саваофу на праздник Кущей (Зах.14:16-17) и приносить дары (Ис.18:7).
Имя Господь Саваоф употребляется в Новом Завете (ветхозаветные цитаты в Иак.5:4 и Рим.9:29) и в литургических текстах.
Имя «Бог Саваоф» в молитвах и богослужении
Этот Божественный титул упоминается в православных песнопениях, в том числе богослужебных. Например, ангельское славословие из видения пророка Исайи содержится в литургическом песнопении «Милость мира». Оно принадлежит к числу нетварных молитв. Это обращение не придумано человеком, а даровано ему от Самого Бога.
Пением «Милости мира» сопровождается важнейшая часть Божественной литургии – Евхаристический канон. Именно в эти мгновения происходит таинственное превращение освящённых хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы.
Имя Саваоф употребляется в чине оглашения, которым предваряется Таинство Крещения. Чин включает отречение крещаемого от сатаны и чтение священником нескольких молитвословий. Они содержат просьбу к Богу принять крещаемого в Лоно Церкви и защитить от злых сил. Также священнослужителем произносятся три особых запретительных текста. Они призваны отогнать дьявола от желающего креститься и утвердить последнего в вере. Обращением к Господу Саваофу начинается третье запрещение.