Сасаниды

Оглавление

Последние завоевания сасанидов. Южная Аравия

Дальнейшая история сасанидского Ирана выходит за рамки эпохи древности. Скажем о ней лишь вкратце. Годы правления последних Сасанидов казались временем небывалого процветания державы. Сын Кавада Хосров 1 провел решительные меры по упорядочению всей государственной, военной и налоговой системы и, казалось, вновь создал централизованнцю империю. Около 570 г. персы завоевали Йемен на Аравийском полуострове и обеспечили себе господство на морских путях в Красном море.

Завоевание Южной Аравии вовлекло в орбиту мировой истории еще одну, до той поры почти совершенно изолированную цивилизацию.

Классовое общество и государство самостоятельно возникли а юго-западе Аравии еще во второй половине 2 тысячелетия до н.э. Это была цивилизация южноаравийских семитских племен (отличных по языку от арабов), распространившаяся в 1 тысячелетии до н.э. и на территорию Африки(совр. Эфиопию). Два фактора определили своеобразие этой культуры: положение на перекрестке торговых путей, связывавших Средиземноморье с Восточной Африкой и Индией, и большая отдаленность от всех других государств. Здесь была создана высокая техника ирригации. Соседство скотоводческих арабских племен способствовало возникновению обмена на границе оседлой и кочевой зон. Особое значение в экономике Южной Аравии получили производившиеся здесь благовония, высоко ценившися во всех древних странах. Культура благовоний стала освой сказочных богатств, заслуживших Йемену прозвище «Счастливой Аавии».

В древней Южной Аравии существовало много государств. В конце 5 в. Южная Аравия включается в борьбу великих держав -Византии и Ирана — за господство на торговых путях из Индии и Китая; христианство и иудаизм становятся знаменами враждующих политических группировок, ориентирующися на Византию и Иран. Опорой Византии ставновится Аксум, в то время как Хымьяр ориентируется на Иран. Ожесточенные хымьяро-эфиопские войны 6 в. привели к распаду хымьярского государства и к завоеванию Йемена сасанидским Ираном.

Культура сасанидского Ирана

Выше уже говорилось о реформах зороастритизма, проведенных Картиром. Уже к позднесасанидской эпохе относится введение так называемого авестского алфавита, созданного специально для записи зороастрийских религиозных текстов. Тогда же был создан словарь авестских слов с их переводом на среднеперсидский.

Сасанидское искусство возникает как бы внезапно. В царствование пяти первых шаханшахов в различных районах Парса было создано тридцать громадных скальных рельефов. На них, а также на монетах, резных камнях-печатях и серебряных чашах за какое-то десятилетие сформировались новые для Ирана каноны «официального портрета» царей, вельмож и жрецов, каноны образов основных зороастийскх божеств — Ахурамазды, Митры и Анахиты. В сасанидском искусстве заметно влияние Кавказа, Средней и Центральной Азии, а его влияние, в свою очередь, ощущается на обширной территории от Атлантики до Китая. Некоторые из олицетворений различных зороастийских божеств, распространенных в искусстве Ахеменидов, были перенесены в сасанидское искусство. Среди них — крылатые быки, крылатые и рогатые львы, грифоны, львы, нападающие на быка, и др.

Не меньшим, чем вклад Ахеменидов, был вклад искусства парфян и восточноримских провинций. Рельефы парфянской эпохи отражают, в сущности, те же идеи, что и рельефы сасанидских шаханшахов: они также прокламировали законность династии и победы царей.

Влияние искусства восточноримских провинций наиболее ярко отразилось в Бишапуре, городе, построенном Шапуром 1 руками римских пленных. Мозаики, укршавшие пол парадного зала дворца, выполнены в сирийско-римском стиле, их сюжеты те же, что и на современных им мозаиках Антиохии. В сохранившихся частях, исполненных, видимо, сирийскими художниками, представлены портреты актеров и театральные маски, танцовщинцы, музыканты, цветы, фрукты. Вероятно, персы хотели изобразить один из самых значительных зорастрийских праздников — осенний праздник Михраган, и, быть может, потому их выбор склонился к сюжетам, связаннным на Западе с дионисийским культом. На части металлических изделий и сасанидских печатей также изображаются такие «западные» персонажи, как эроты, пегасы, сфинксы, которые включены в зороастирйскую религиозную иконографию.

Из разного рода источников известно около сотни названий рзличных религиозных, литературных и научных произведений сасанидской эпохи; несколько десятков сасанидских книг разных жанров было переведено на арабский, а затем и на новоперсидский языки в эпоху средневековья. Несомненно существование эпоса, наполненного квазиисторическими именами царей, героев и целых династий. Этот жанр литературы был неразрывно связан с религиозными сочинениями, но, по-видимому, не соприкасался с реальной историей, о чем свидетельствует хотя бы то, что генеалогия династии не простиралсть далее ближних предков Арташира 1.

Заключение

Период царствования в Иране шаханшахов сасанидской династии (3-7 вв.), хотя и представляется блестящей эпохой развития иранской государственности и культуры, тем не менее довольно монотонен, как только речь заходит о конкретных исторических событиях. В особености это относится к 3 — началу 4 в.

Самые интересные люди этой эпохи — Картир и Мани, пророки и государственные деятели, пытавшиеся в той или иной степени воздействовать на судьбы страны — каждый по своим силам. И хотя они открывают нам 3 в. с неожиданной стороны — как эпоху контрастов и противоречий, все же одни они еще не заполняют своими, пусть очень яркими, характерами, своей, пусть трагичной, судьбой всю живую историю это периода; в тени их громкой религиозной полемики и яростной политической борьбы оказались скрытыми многие второстепенные персонажи менее известные, изредка упоминаемые тем или иным современником событий. История этого периода, в особенности история 70-90-х годов 3 в. (после побед шаханшаха Шапура 1 над Римской империей, казни Мани, расцвета карьеры Картира), все еще не более чем перечень имен «царей и пророков».

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Самое современное лечение грыж

Литература

  • Аммиан Марцеллин. История. — СПб.: Алетейя, 1994. — 576 с. — (Античная библиотека).
  • Пехлевийская «Божественная комедия»: «Книга о праведном Виразе» (Арда Вираз намаг) и другие тексты. — М., 2001.
  • Фавст Бузанд. История Армении Фавстоса Бузанда / Пер. с арм. М. А. Геворгяна. — Ереван, 1953.
  • Бартольд В. В. Иран. Исторический обзор // Бартольд В. В. Сочинения в 9 томах. — Т. 7. — М., 1971.
  • Дашков С. Б. «Цари царей — Сасаниды. Иран III—VII вв. в легендах, исторических хрониках и современных исследованиях». — М.: СМИ-АЗИЯ, 2008. — 352 с. — ISBN 978-5-91660-001-8.
  • Дмитриев В. А. Армия и военное дело в сасанидском Иране по данным Аммиана Марцеллина // Записки Восточного отделения Российского археологического общества (ЗВОРАО). Новая серия. — Т. II (XXVII). — СПб., 2006. — С. 397—426.
  • Дмитриев В. А. «Всадники в сверкающей броне»: Военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн. — СПб., 2008.
  • Дмитриев В. А. Состав персидской армии IV в. н. э. в известиях римского историка Аммиана Марцеллина // Метаморфозы истории. Альманах. — Вып. 3. — Псков, 2003.
  • Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана. — М., 1961.
  • Иностранцев К. А. Сасанидские этюды. — СПб., 1909.
  • История Востока. — Т. 2. Восток в средние века. — М.: Издат. фирма «Восточная литература», 1995. — 716 с.
  • Закавказье и сопредельные страны между Ираном и Римом. Христианизация Закавказья // История древнего мира. — Кн. 3. Упадок древних обществ / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, С. И. Свенцицикой. — М., 1982.
  • Кузнецов В. С. Последний правитель Ираншахра. — Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1991. — 224 с.: ил. — (Страны и народы). — ISBN 5-02-029734-8.
  • Луконин В. Г. Сасанидская держава в III—V вв. // История древнего мира. Кн. 3. Упадок древних обществ / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, С. И. Свенцицикой. — М., 1982.
  • Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. Очерки истории культуры. — М.: Наука, Главная редакция восточной лит-ры, 1987. — 296 с.
  • Периханян А. Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. — М.: Наука, Главная редакция восточной лит-ры, 1983. — 384 с.
  • Фаррох Каве. Персы. Армия великих царей / Пер. с англ. Л. Синицыной. — М.: Эксмо, 2009. — 344 с.: ил. — (Военная история человечества). — ISBN 978-5-699-35283-8.
  • Фрай Р. Н. Наследие Ирана. — М.: Наука, Главная редакция восточной лит-ры, 1972. — 468 с.: ил. — (Культура народов Востока).
  • Bury J.B. The date of the battle of Singara // Byzantinische Zeitschrieft. 1896. Bd. 5. Hft. 2.
  • Cambridge history of Iran. Vol. 3 (1). The Seleucid, Parthian and Sasanian periods / Ed. By E. Yarshater. Cambridge; L.; N.-Y.; New Rochelle; Melbourne; Sydney, 1983.
  • Christensen A. L’Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1944.
  • Frye R.N. The History of Ancient Iran. München, 1984.
  • Paterson W.F. The Sassanids // The Journal of the Society of Archer-Antiquaries. 1969. Vol. 12.
  • Seeck O. Sapor (II) // Pauly’s Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Reihe 2. Hbd 2. 1920.
  • Sykes P. A history of Persia. Vol. 1. L., 1921.
  • Tafazzoli A. Sasanian society: Warriors, scribes, dehqāns. N.-Y., 2000.

Контакты с Китаем

Распространение манихейства (300-500 гг.)

Печать сасанидского вельможи, держащего цветок, ок. III — начало IV в. н. э.

В китайских хрониках времён Бэй Вэй осталось описание государства Босы (波斯國) которое может быть соотнесено с Сасанидским Ираном. Столицей был город Сули (宿利城) — 10 ли в окружности, более 100 000 семейств населения, город разделён текущей с севера на юг рекой (Ктесифон). Земли ровные. Продают: золото, серебро, кораллы, янтарь, тридакна, агат, крупный жемчуг, горный хрусталь (? 頗梨), стекло, кристаллы, сесе (? 瑟瑟 зелёный камень — бирюза), алмазы, самоцветы, булатная сталь (鑌鐵), медь, олово, киноварь, ртуть, узорчатый шёлк (綾), парча, ковры, шерстяные ткани, выделанная кожа кабарги, благовония, куркума длинная, ликвидамбар восточный, Aucuba japonica, перец чёрный, перец кубеба, кристаллический сахар, зизифус настоящий, сыть круглая, Terminalia chebula, ушичжи (無食子 плоды тамариска для медицины), зелёная соль, аурипигмент и другие вещи.

Жители запасают лёд в своих домах. Жители делают ирригационные каналы. Рис и просо не сеют. Разводят породистых лошадей, больших ослов и верблюдов, которые пробегают до 700 ли. У богатых несколько тысяч голов скота. Там есть львы и белые слоны. Есть большая нелетающая птица, её яйца привозят в Китай как диковинку.

Правитель носит фамилию Бо, а личное имя Сы. Он восседает на золотом троне в форме барана. Носит золотую корону и парчовый халат с мантией без рукавов, расшитый камнями и жемчугом. Кроме основной резиденции есть ещё около 10 временных, наподобие летнего дворца. В четвёртом месяце он начинает объезжать резиденции, а в 10-м возвращается в столицу. Наследник определяется завещанием правителя, которое он делает по вступлении на престол. По смерти конверт вскрывают и в присутствии всех сыновей и вельмож оглашают имя нового царя. Остальные сыновья становятся губернаторами и немедленно разъезжаются по своим провинциям, чтобы больше никогда не увидеться. Подданные называют правителя илизань (醫栎贊), его супругу фанбу (防步), а сыновей шае (殺野).

Судом занимается чиновник «мохутань» (摸胡壇), «нихухань» (泥忽汗) ведает складами и таможней, «цзиньди» ведает канцелярией, «элохэди»(遏羅訶地) ведает дворцом, «сюэбобо» (薛波勃) возглавляет войско. Это высшие чиновники, им подчиняются нижестоящие.

Мужчины стригут волосы и носят шапки с белым мехом, рубаху без разреза и накидку. У женщин лёгкие халаты, накидки, волосы связывают на лбу в пучок, а сзади спускают их по плечам. В волосы вплетают цветы и украшения. Разрешают жениться на собственных сёстрах. Браки между сословиями дозволены. Красивых девочек по достижении 10 лет царь забирает во дворец, потом их дарят отличившимся на службе. Вообще нечестивы (с точки зрения китайцев VI века).

На вооружении латы, широкие копья, круглые щиты, прямые мечи, арбалеты, луки. Есть боевые слоны, к каждому слону приписано сто пехотинцев.

Преступников растягивают на жердях и убивают из луков. Менее тяжких сажают в темницу и отпускают при смене царя, кроме воров и разбойников. Иным отрезают носы или ноги, бреют голову, бороду или половину или вешают табличку на шею для стыда. Если кто будет прелюбодействовать с женой знатного, то мужчину сошлют, а женщине отрежут уши и нос.

Поземельный налог вносят серебром.

Верят в бога Неба и бога Огня. Имеют свою систему письма. Новый год (навруз) в седьмом лунном месяце. Отмечают 7-й день 7-й луны и 1-й день 12-й луны, тогда зовут гостей и веселятся с музыкой. Во второй день 1-й луны приносят дары предкам.

Мертвецов бросают в горах и месяц соблюдают траур. Могильщики (вернее, трупоносы) живут за городом и с ними не общаются, на рынке они оповещают о своём приближении бубенцами.

История

Портрет кушано-сасанидского правителя Хормизда I Кушаншаха (ок. 277–286 н. Э.) В кушанском стиле.

Первый кушано-сасанидский период (230-365 гг. Н. Э.)

Сасаниды, вскоре после победы над парфянами , расширили свои владения на Бактрию во время правления Ардашира I около 230 г. н.э., затем дальше на восточные части своей империи в западном Пакистане во время правления его сына Шапура I (240–270 гг.) . Таким образом, кушаны потеряли свою западную территорию (включая Бактрию и Гандхару ) под властью сасанидской знати, именуемой Кушаншахами или «королями кушанов». Самая дальняя протяженность кушано-сасанидов на восток, по-видимому, была Гандхара, и они, по-видимому, не пересекали реку Инд , так как почти ни одна их чеканка не была найдена в городе Таксила сразу за Индом.

Кушано-сасаниды при Хормизде I Кушаншахе, кажется, подняли восстание против современного императора Сасанидской империи Бахрама II (276–293 гг. Н. Э.), Но потерпели поражение. Согласно Панегиричи Латини (3-4 вв. Н. Э.), Некий Ормис (Ормисдас) восстал против своего брата Бахрама II , и Ормис был поддержан народом Сакцис ( Сакастан ). Хормизд I Кушаншах выпускал монеты с названием Кушаншаханшах («Царь царей кушанов»), вероятно, вопреки имперскому сасанидскому правлению.

Хормизд I Кушаншах на панели Накш-е Рустам Бахрам II .

Около 325 г. Шапур II непосредственно руководил южной частью территории, в то время как на севере свою власть сохраняли кушаншахи. Важные находки сасанидской чеканки за пределами Инда в городе Таксила только начинаются во времена правления Шапура II (годы правления 309-379) и Шапура III (годы правления 383-388), что позволяет предположить, что распространение сасанидского контроля за пределы Инда было результат войн Шапура II «с хионитами и кушанами» в 350-358 гг., описанный Аммианом Марцеллином . Вероятно, они сохраняли контроль до прихода кидаритов под властью их правителя Кидара .

Снижение кушанов и их поражение от кушано-Сасанидов и Сасанидов, сопровождался подъемом Kidarites , а затем эфталитов ( Alchon гуннов ) , которые в свою очередь завоевали Бактрию и Гандхару и дошел до центральной Индии. Позже за ними последовали турки-шахи, а затем индуистские шахи , пока мусульмане не пришли в северо-западные районы Индии.

Второй период Сасанидов (565-651 гг. Н. Э.)

Эфталиты доминировали в районе , пока они не были побеждены в 565 году н.э. союз между первой тюркского каганата и Сасанидской империи , а некоторые Сасанидов власти был вновь создан в восточных землях. Согласно ат-Табари , Хосров I сумел благодаря своей экспансионистской политике взять под свой контроль « Синд , Бюст, Аль-Рукхадж, Забулистан , Тухаристан , Дардистан и Кабулистан ».

Эфталиты были в состоянии создать конкурирующие государства в Каписы , Бамиан , и Кабул , перед тем , как перерасход по Tokhara Yabghus и Turk Шахи . Сасаниды также могли быть изгнаны Незак-Алхонами . Второй период Индо-Сасанидов закончился падением Сасанидов до халифата Рашидун в середине 7 века. Синд оставался независимым до арабского вторжения в Индию в начале 8 века.

Последствия

Сыграв жизненно важную роль в восстановлении Хосрова II на престоле, византийцы остались в доминирующем положении в своих отношениях с Персией. Хосров не только вернулся Дара и Martyropolis в обмен на помощь Мориса, но и согласился на новый раздел Кавказа , с помощью которого Сасанидов передал византийцам во многих городах, в том числе Tigranokert , Manzikert , Baguana , Valarsakert , Багаран , Vardkesavan , Ереван , Ани , Карс и Зарисат . Западная часть Иберийского королевства , включая города Ардахан , Лори , Дманиси , Ломсия , Мцхета и Тонтио, стала византийской зависимостью. Кроме того, город Cytaea был отдан Лазике , также находившейся в византийской зависимости. Таким образом, степень эффективного византийского контроля на Кавказе исторически достигла своего апогея. Кроме того, в отличие от предыдущих перемирия и мирных договоров, которые обычно предусматривали внесение византийцами денежных выплат либо за мир, за возвращение оккупированных территорий, либо в качестве вклада в защиту проходов Кавказа, в этом случае такие выплаты не включались. знаменуя собой серьезный сдвиг в балансе сил. Император Морис даже смог преодолеть упущения своего предшественника на Балканах с помощью обширных кампаний . Однако эта ситуация вскоре резко изменилась, поскольку союз между Морисом и Хосровом помог спровоцировать новую войну только одиннадцать лет спустя, что привело к катастрофическим результатам для обеих империй.

История

Блюдо с изображением Хосрова I.

Сасанидское серебряное блюдо с изображением симурга. Мифическая птица использовалась как королевский герб в сасанидский период.

Династия Сасанидов была основана Ардаширом I Папаканом после победы над парфянским царём Артабаном V (перс. اردوان‎ Ardavan) из династии Аршакидов. Последним сасанидским шахиншахом (Царём царей) был Йездегерд III (—), потерпевший поражение в 14-летней борьбе с Арабским халифатом.

В конце III— начале IV веков от империи отпал ряд областей на Востоке, однако во время правления Шапура II (правил в —379 годах) власть в ранее утраченных областях была восстановлена. По договору 387 года к Сасанидам отошли районы Месопотамии и большая часть Армянского царства.

В V веке цари местных династий Армении, Кавказской Албании и Иберии были заменены сасанидскими наместниками. Во 2-й половине V века произошли восстания в Закавказье, в —572 годах — в Армении. После появления маздакитского движения в конце V века в государстве произошли глубокие изменения в системе управления, социально-политической структуре и культуре.

Наибольшего расцвета империя достигла при Хосрове I Ануширване. При Хосрове I часть старой знати оказалась в непосредственной экономической зависимости от государства и царя, а также возросла роль бюрократического аппарата и чиновничества. С начала VI века происходили войны с Византией, которые проходили с переменным успехом. В —568 годах Тюркский каганат разгромил эфталитов, и территории ряда областей в Афганистане и Средней Азии вошли в состав государства Сасанидов. Около 570 года был завоёван Йемен. Около 589 года были разгромлены вторгшиеся в государство тюрки. Длительная война с Византией привела к истощению материальных ресурсов государства. Это, а также резкое увеличение налогов, подорвало политическое и экономическое могущество государства Сасанидов. Происшедшая вследствие этого дестабилизация региона обеспечила последовавший в VII веке подъём и военный успех ислама.

Наибольшее (но кратковременное) расширение границ государства Сасанидов случилось в правление Хосрова II Парвиза (Абарвеза, Апарвеза, «Победоносного», правил в 591—628 годах) — внука Хосрова I Ануширвана и сына Ормизда IV. Тогда империя включала земли нынешних Ирана, Ирака, Азербайджана, Армении, Афганистана, восточную часть современной Турции и части нынешних Индии, Сирии, Пакистана; частично территория сасанидского государства захватывала Кавказ, Центральную Азию, Аравийский полуостров, Египет, земли нынешних Иордании и Израиля, расширив Сасанидский Иран почти до пределов державы Ахеменидов.

С по 632 год сменилось около 10 шахиншахов. При Йездегерде III в середине VII века империя Сасанидов была уничтожена и поглощена Арабским халифатом.

Цари династии

Цари династии Сасанидов: Ардашир (Артахшер) I (224—239); Шапур I (239—272); Ормизд I (Ормизд-Ардашир) (272—273); Бахрам I (Варахран)(273—276); Бахрам II (276—293); Бахрам III (293); Нарсе (293—302); Ормизд II (302—309); Шапур II (309—379); Ардашир II (379—383); Шапур III (383—388); Бахрам IV (388—399); Йездигерд I (399—420/421); Бахрам V Гур (421—439); Йездигерд II (439—457); Ормизд III (457—459); Пероз (459—484); Балаш (484—488); Кавад I (488—496, 498/499-531); Замасп (496—498/99); Хосров I Ануширван (531—579); Ормизд IV (579—590); Бахрам Чубин (590—591, не из рода Сасанидов); Хосров II Парвиз (591—628); Кавад II (628); Ардашир III (628—629); Фаррухан Шахрвараз (629, не из рода Сасанидов); Борандохт (царица, 629—630); Азармедухт (царица, 630—631); в 629-32 в различных частях государства царями считались Хосров III, Ормизд V, в 631/632 в Ктесифоне правил Хосров V; Йездигерд III (632—651 или 652).

Имя Годы жизни Изображение Титул Примечание
1 Сасан хватав Анахит
2 Папак хватав Анахит (?—209)шах Истахрдата (209—220) сын Сасана
3 Шапур (англ.) шах Истахрдата (209—220) сын Папака
4 Ардашир I Папакан шах Истахрдата (220—224) великий шаханшах Эрана (224—239) сын Папака
5 Пероз I великий шаханшах Эрана (239) сын Арташира I Папакана
6 Шапур I великий шаханшах Эрана (239—260) великий шаханшах Эрана и Анэрана (260—274) сын Арташира I Папакана
7 Ормизд I великий шах Армении (—) великий шаханшах Эрана и Анэрана () сын Шапура I
8 Хвармиздак великий шах Армении () сын Ормизда I
9 Хвармизд шах Индии, Сакастана и Тохаристана (—) сын Шапура
10 Бахрам I шах Гиляна (—) шах Кермана (—) великий шаханшах Эрана и Анэрана (—) сын Шапура I
11 Бахрам II шах Индии, Сакастана и Тохаристана (—) великий шаханшах Эрана и Анэрана (—) сын Бахрама I
12 Бахрам III шах Индии, Сакастана и Тохаристана (—) великий шаханшах Эрана и Анэрана () сын Бахрама II
13 Атурфарнбаг шах Мешана (—)
14 Нарсе шах Индии, Сакастана и Тохаристана — великий шах Армении — великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Шапура I
15 Ормизд II шах Индии, Сакастана и Тохаристана —, великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Нарсе
16 Шапур II шах Индии, Сакастана и Тохаристана —, великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Хвармизда II
17 Арташир II великий шах Кушан —, великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Шапура II
18 Шапур III великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Шапура II
19 Бахрам IV великий шах Кушан —, великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Шапура II
21 Бахрам великий шах Кушан — сын Бахрама IV
22 Йездигерд I великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Шапура III
23 Бахрам V великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Йездигерда I
24 Йездигерд II великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Бахрама V
25 Ормизд III великий шах Кушан —, великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Йездигерда II
26 Пероз великий шах Кушан —, великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Йездигерда II
27 Балаш великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Йездигерда II
29 Кавад I великий шаханшах Эрана и Анэрана —, — сын Пероза II
31 Замасп великий шах Армении ?—, великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Пероза II
34 Хосров I великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Кавада I
35 Ормизд IV великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Хосрова I
Бахрам Чубин шахиншах Эрана и Анэрана. — не Сасанид
36 Бистам шах Атурпатакана — сын Хосрова I
37 Хосров II великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Ормизда IV
38 Кавад II великий шаханшах Эрана и Анэрана сын Хосрова II
39 Арташир III великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Кавад II
Фаррухан Шахрвараз умер 9 июня 630 г. шахиншах не Сасанид, полководец Хосрова II
41 Борандохт великая царица цариц Эрана и Анэрана — дочь Хосрова II
42 Азармедохт великая царица цариц Эрана и Анэрана — дочь Хосрова II
43 Хосров V великий шаханшах Эрана и Анэрана —
44 Йездигерд III убит в 651 г. великий шаханшах Эрана и Анэрана — сын Шахрийара, сына Хосрова II

Безвыходное положение

В 582 году, после победы при Константине над Адармаханом и Тамхосровым, в которой последний был убит, Морис был провозглашен императором после смерти Тиберия II Константина ( годы правления 574–582). Преимущество, полученное при Константине, было потеряно позже в том же году, когда его преемник на посту magister militum Востока, Джон Мистакон , был побежден Кардариганом на реке Нимфиос . В середине 580-х годов война продолжалась безрезультатно в виде набегов и контрнаступлений, перемежающихся неудачными мирными переговорами; Одним из значительных столкновений стала победа Византии в битве при Солахоне в 586 году.

Арест византийцами преемника аль-Мундира аль-Ну’мана в 584 году привел к фрагментации царства Гассанидов, которое превратилось в рыхлую племенную коалицию и так и не вернуло себе прежнюю власть. В 588 году мятеж неоплаченных византийских войск против их нового командира Приска , казалось, предоставил Сасанидам шанс на прорыв, но сами мятежники отбили последующее персидское наступление; после последующего поражения при Цалкаджуре византийцы одержали еще одну победу при Мартирополе . Сообщается, что в этом году группа заключенных, захваченных при падении Дары 15 годами ранее, сбежала из своей тюрьмы в Хузестане и с боями вернулась на территорию Византии.

Позднесасанидская держава

В 5 в. в Иране завершается установление раннефеодальных социально-экономических отношений и возрастает политическое могущество емельных магнатов. Следует лишь вкратце упомянуть об историческом эпизоде маздакиского движения и о последнем возвышении централизованой сасанидской монархии

После поражения шаханшаха Пероза в борьбе с эфталитами (484 г.) его сын Кавад остался у них заложником. Когда же преемник Пероза был ослеплен низложен знатью, заговорщики возвели на престол Кавада, прибывшего с эфталитскими отрядами. Умный и тонкий политик, Кавад ясно сознавал опасность оказаться марионеткой в руках сильных вельмож. Чтобы ослабить их, он, с одной стороны, организовал придворные интриги, а с другой — пожелал воспользоваться демагогическими лозунгами жреца одного из зороастрийских храмов, Маздака, который в то время начал проповедовать свое учение. В нем было сравнительно мало нового. Религия, к исповеданию которой призывал Маздак, была, разумеется, зороастризмом, но с добавлением некоторых идей из проповедей Мани и неортодоксальных школ зороастризма. В отличие от манихейства, однако, Маздак призвал к активным действиям верующих для окончательной победы «царства света» (порождением «царства света» признавалась, в частности, и «сильная и разумная» царская власть). Подлинное царство «силы и разума», п этому учению , должно быть построено на всеобщем равенстве уравнительном распрелении жизненных благ и должно наступить в ближайшее врея. По-видиму, самого Маздака прежде всего интересовали вопросы веры, участия зоострийских жрецов на шаханшаха, характера центральной власти. Но новое религиозное учение в условиях феодализации общества, крупных нудач во внешней политике, голода, неурожая стало идеологическим знаменем открытого восстания крестьян и городской бедноты

Сделав Маздака своим ближайшим советником и пожаловав ему титул верховного жреца, Кавад хотел воспользоваться его авторитетом и абстрактныи призывами к общему благу и равенству, чтобы нейтрализовать опозицию при дворе и среди духовенства. Для него это было временной политической акцией, направленной на ослабление позиции крупных вельмож,превратившихся к тому времени почти в независимых правителей в своих землях, и получение широкой опоры у азатов и служилой знти. Но вскоре движение уже нельзя было втиснуть в рамки контролируемого процесса. Лозунг об уравнении собственности у богатых и бедных, был лишь «революционной интерпретацией» в низах зороастрийских формул о духовном равенстве, н он пользовался большой популярностью, и сторонник Маздака получили на время безраздельую власть в стране. Размах движения потребовал консолидации сил знати. В 496 г. цаский совет сестил Кавада с престола и заточил его в тюрьму. На престол Иран был возведен брат Кавада. Однако, бежав из тюрьмы, Кавад опять получил помощь у государя эфталитов, на дочери которого он был женат, и в 499 г. при поддержке эфталитских отрядов снова занял престол Ирана. Но в новых обстоятельствах он не мог уже поддерживать маздакитов. Широкие реформы налогобложения, объявленные Кавадом (их провел в жизнь его сын Хосров 1), откололи от крайних маздакитов мелких землевладельцев. За прошедшее дстилетие мелкопоместная аристократия заняла ключевые позиции и в армии, и в администрации и могла стать сильной опорой центрального правительства. Кавад отходит от маздакитов. В 528 г. после диспута между зороастрийскими жрецами и Маздаком последний был признан «отступником от праведной веры», схвачен и казнен. Его последователей ждала жестокая кара.

С подавлением движения маздакитов процесс феодализации Ирана можно считать законченным. Закреплению нового социально-экономческого порядка, прежде всего в интересах мелкой феодальной знати, служила сильная централизованная царская власть, установившаяся при последних Сасанидах и направленная на подавление сепаратизма крупных феодалов. Как на всем Ближнем Востоке, в Иране средневековье наступило в резуьтате внутренних процессов.

[править] Общие сведения

На территории сасанидской державы находился Еврейский экзилархат в Вавилонии. Сасаниды признавали власть экзиларха над евреями, а сам экзиларх, очевидно, имел некий статус высокопоставленного чиновника.

Имелись еврейские города Пумбадита, Нагардея, Махуза, Нисибис, Фируз-Шабур, Сура, Хузал, Нехар Пекод и т. д.

Здесь издавна жили армянские евреи, вавилонские евреи, иранские евреи и т. д. Евреи жили в Вавилонии, в Мидии, Эламе, Хузистане и Сузиане. В зависимости от Сасанидов были также Хиджаз и Химьяр.

Сасаниды использовали зороастризм, получивший статус государственной религии, для укрепления своей власти на всей обширной территорией империи. В Талмуде имеются данные об ухудшении положения еврейской общины Вавилонии в этот период, о мерах зороастрийского жречества, толкуемых как направленные против кашрута и еврейских обычаев захоронения мертвых и даже о разрушении иранцами синагог. Поэтому один из крупнейших еврейских религиозных авторитетов этого периода, Рав заявил, что евреям власть римлян предпочтительнее власти персов.

Если еврей объявлял себя зороастрийцем, он мог избежать подушной подати.

Чеканка

Монета с изображением Ардашира I с вечным огнем на лацкане справа

Монета Гормизда II

Обратите внимание, что корона Сасанидов меняется от правителя к правителю.

Сасанидские монеты являются особенно важным источником по важной причине; они легко датируются всеми периодами сасанидской истории. Использование изображения правителя на монете в пехлеви может быть использовано для датировки других произведений искусства

На лицевой стороне обычно изображен правитель, иногда вместе с сыном или женой, реже с обоими. На оборотной стороне несколько сцен, в том числе кладбище или алтарь, на котором горит вечный огонь. Традиция этих рисунков начинается с довольно жесткого изображения Ардашира I (224–242) и Шапура I (240–270). В Shapur II (310–379) он снова сделан из того же материала, но детализация моделирования немного уменьшена. Тем не менее, это снова станет важным позже. В последующий период рисунки часто сильно стилизованы и частично записываются

Использование изображения правителя на монете в пехлеви может быть использовано для датировки других произведений искусства. На лицевой стороне обычно изображен правитель, иногда вместе с сыном или женой, реже с обоими. На оборотной стороне несколько сцен, в том числе кладбище или алтарь, на котором горит вечный огонь. Традиция этих рисунков начинается с довольно жесткого изображения Ардашира I (224–242) и Шапура I (240–270). В Shapur II (310–379) он снова сделан из того же материала, но детализация моделирования немного уменьшена. Тем не менее, это снова станет важным позже. В последующий период рисунки часто сильно стилизованы и частично записываются.

Сасанидские монеты являются особенно важным источником по важной причине; они легко датируются всеми периодами сасанидской истории. Использование изображения правителя на монете в пехлеви может быть использовано для датировки других произведений искусства

На лицевой стороне обычно изображен правитель, иногда вместе с сыном или женой, реже с обоими. На оборотной стороне несколько сцен, в том числе кладбище или алтарь, на котором горит вечный огонь. Традиция этих рисунков начинается с довольно жесткого изображения Ардашира I (224–242) и Шапура I (240–270). В Shapur II (310–379) он снова сделан из того же материала, но детализация моделирования немного уменьшена. Тем не менее, это снова станет важным позже. В последующий период рисунки часто сильно стилизованы и частично записываются.