Оглавление
Daft Punk
https://youtube.com/watch?v=8R6z2XqXKAo
Тома Бангальте и Ги-Мануэль де Омем-Кристо продолжили славную традицию французской электронщины, сорвав банк с альбомом «Random Access Memory», к записи которого привлекли лучших «электронных» музыкантов прошлого и настоящего
Впрочем, внимание к себе они привлекли намного раньше, сняв весьма необычный клип с танцующими скелетами на песню «Around The World», и он получился таким же запоминающимся, как и мелодия, сопровождавшая видеоряд. Кстати, на концертах и во время интервью они предпочитают таинственность и носят маски и одеяния футуристических роботов – но кому нужен загадочный имидж, если за ним не стоит ничего яркого и необычного? Впрочем, у Daft Punk, к счастью, все хорошо и с мелодиями, и с идеями.
Marvin Gaye — «What’s Going On» (1971)
Marvin Gaye — «what’s Going On» (1971)
Десятку лучших открывает «What’s Going On» — 11-й студийный альбом американского музыканта Марвина Гэя. Он был записан летом 1970-го, но выпущен только в мае 1971 года. Этот выпуск стал первым случаем за всю свою карьеру Марвина Гэя, когда он самостоятельно спродюсировал альбом… Если говорить о стиле, то «What’s Going On» — это концептуальная, состоящая из девяти треков. Многие из них связаны друг с другом, что становится очевидно во время прослушивания: песни словно переходят друг в друга, создавая единое мощное произведение… Лирика представляет собой повествование от лица ветерана Вьетнамской войны: вернувшись с войны домой, он поёт о том, что не видит ничего хорошего, за что воевал. Только несправедливость, страдания, горечь… Марвин Гэй затрагивает и такие темы, как упадок человечности, нищета, падкость общества.
В альбоме «What’s Going On» хорошо выражены новые тенденции в соул-музыке. Неудивительно, что пластинка пользовалась большой популярностью и коммерческим успехом далеко за пределами родных Штатов! Пройдя проверку временем, сегодня она считается золотой классикой эпохи 70-х!
Space
Едва ли не на следующий день после окончания записи «Oxygene» студию, в которой делалась запись, занял другой энтузиаст электроники – Дидье Маруани. Вероятно, творческая атмосфера, оставшаяся после Жарра, продолжала действовать: итогом работы Маруани стал альбом «Magic Fly», вышедший под маркой проекта Space. Его звучание оказалось более коммерческим, нежели у Жарра, но на результат никто не жаловался – заглавный трек стал источником множества кавер-версий и использовался в качестве звукоряда к телевизионным кадрам посадки ракетоплана «Буран». А сама пластинка вышла в том числе и в СССР (хотя и не без цензурных вмешательств).
Клаус Шульце
Из «шинели» Tangerine Dream вышел и еще один пионер электроники по имени Клаус Шульце, в 1972 году записавший «квадрофоническую симфонию для оркестра и электронных машин». Альбом, получивший название «Irrlicht», впоследствии был признан этапным для развития электронной музыки, хотя, по словам самого Шульце, на записи у него даже не было своего синтезатора! Его роль выполняли модифицированный электроорган и видавший виды усилитель, а за «оркестровую» часть отвечала запись репетиции оркестра, пущенная задом наперед. Именно поэтому сам Шульце впоследствии утверждал, что записал, скорее, что-то из серии «Musique concrete», нежели полноценный электронный альбом. Однако все это не мешает ему по сей день считаться одним из отцов-основателей жанра.
Chemical Brothers
Свою лепту в электронную музыку внесли и британские музыканты Том Роулендс и Эд Саймонс, умудрившиеся привлечь к записи своего второго альбома «Dig Your Own Hole» маэстро брит-попа Ноэла Галлахера. Естественно, сам альбом оказался никак не брит-поповым, но запоминающихся мелодий на нем было достаточно: песня «Block Rockin’ Beats» получила премию «Грэмми» в номинации «Лучшая инструментальная рок-композиция», а на саму запись явно оказали влияние звезды старого хип-хопа и представители новой техно-музыки, включая тех же Daft Punk.
Moby
До выхода альбома «Play» диджей и композитор, известный под псевдонимом Моби, уже выпустил четыре диска, получивших признание в среде поклонников танцевальной музыки. Однако именно альбом 1999 года вознес его на вершину чартов: как оказалось, электронная хаус-музыка удивительно хорошо сочетается с госпелом, блюзом и фолком, а среди музыкантов, отметившихся на пластинке, оказалась самая что ни на есть мейнстримовая Гвен Стефани. И ритмы таких песен, как «Why Does My Heart Feel So Bad?» и «Natural Blues», оказались привлекательны даже для тех, кто терпеть не может современную танцевальную поп-культуру.
Lauryn Hill — «The Miseducation of Lauryn Hill» (1998)
Lauryn Hill — «the Miseducation Of Lauryn Hill» (1998)
«The Miseducation of Lauryn Hill» стал дебютной пластинкой для певицы Лорин Хилл. Альбом увидел свет в августе 1998 года. Он быстро стал популярным: за первую неделю его продажи превысили 420 тысяч копий! Таким образом Лорин Хилл установила рекорд по количеству проданных экземпляров среди женщин того времени. Главными хит-синглами стали: «Doo Wop (That Thing)», «Ex-Factor» и «Everything Is Everything».
Что касается музыкального содержания, то «The Miseducation of Lauryn Hill» — это неосоул-запись, которая затронула такие жанры, как ритм-н-блюз, хип-хоп, соул и регги… Любопытно, но название пластинки служит отсылкой к фильму «Образование Сонни Карсона» и книге «Неправильное образование негра».
Брайан Ино
«Я тут работаю как волк, до седьмого пота, пою, а он стоит, вертит ручки, и все смотрят только на него», – якобы сказал недовольный лидер Roxy Music Брайан Ферри, выставляя из группы своего тогдашнего клавишника Брайана Ино. От расставания, как ни странно, выиграли оба – Roxy Music и Брайан Ферри стали образцом рока для эстетов и одними из вдохновителей стиля новой волны, а Ино ушел в запись ни на что не похожих пластинок, помог выбиться в люди таким именитым коллективам, как Talking Heads и U2, спродюсировал одну из пластинок группы «Звуки Му» и был признан крестным отцом стиля эмбиент. Что же до видеоряда, то Брайан Ино и здесь предпочитал не идти на поводу у массового вкуса, выпуская вместо четырехминутных роликов часовые полотна, требующие полного погружения в музыку. Одно из них носит название «Mistaken Memories Of Mediaeval Manhattan» («Псевдо-воспоминания о средневековом Манхэттене»). Еще одну композицию Ино наверняка слышали даже те, кто ничего о нем не знает – именно мелодия, придуманная Ино, звучит при загрузке операционной системы Windows 95.
Genres list of electronic music
Ambient
Ambient dub
Dark ambient
Dungeon synth
Isolationism
Drone
Illbient
New-age
Andean new-age
Neoclassical new-age
Space music
Reductionism
Lowercase
Onkyokei
Bass music
Future bass
Kawaii future bass
Slime punk
UK bass
Breakbeat
Acid breaks
Baltimore club
Jersey club
Big beat
Breakbeat hardcore
4-beat
Darkcore
Broken beat
Florida breaks
Nu skool breaks
Progressive breaks
Disco
Afro/cosmic music
Electro-disco
Hi-NRG
Eurobeat
Eurodance
Bubblegum dance
Hands up
Italo dance
Italo disco
Spacesynth
Space disco
Euro disco
Nu-disco
Post-disco
Boogie
City pop
Downtempo
Acid jazz
Chill-out
Trip hop
Trip rock
Drum and bass
Darkstep
Drumfunk
Drumstep
Funkstep
Hardstep
Intelligent drum and bass
Jazzstep
Jump-up
Clownstep
Liquid funk
Neurofunk
Sambass
Techstep
Dub
Dub poetry
Electroacoustic music
Acousmatic music
Electroacoustic improvisation
Live electronics
Musique concrète
Electronic rock
Dance-rock
Alternative dance
Madchester
Baggy
Dance-punk
New rave
Electronicore
Krautrock
New wave
Cold wave
Dark wave
Neoclassical dark wave
Neue Deutsche Todeskunst
Ethereal wave
Nu-gaze
Minimal wave
Neue Deutsche Welle
New romantic
Synth-pop
Dance-pop
Disco polo
Electroclash
Electropop
Indietronica
Post-rock
Space rock
Synth-punk
Electronica
Berlin School
Dubtronica
Folktronica
Funktronica
Jazztronica
Laptronica
Livetronica
Progressive electronic
Ethnic electronica
Asian underground
African electronic dance music
Afrobeats
Azonto
Coupé-Décalé
Kuduro
Mahraganat
Shangaan electro
Dancehall pop
Nortec
Rabòday
Rara tech
Shamstep
Trival
Worldbeat
Manila sound
Jungle
Ragga jungle
Hardcore
Acidcore
Bouncy techno
Breakcore
Raggacore
Cybergrind
Digital hardcore
Doomcore
Freeform hardcore
Frenchcore
Gabber
Mainstream hardcore
Happy hardcore
UK hardcore
Industrial hardcore
J-core
Lolicore
Lento violento
Mákina
Speedcore
Extratone
Splittercore
Terrorcore
Hardstyle
Dubstyle
Jumpstyle
Hauntology
Chillwave
Hypnagogic pop
Synthwave
Sovietwave
Vaporwave
Future funk
Hardvapour
Mallsoft
Hip hop fusion genres
Afroswing
Alternative hip hop
Hipster hop
Cloud rap
Crunk
Crunkcore
Snap music
Emo rap
Electro
Latin freestyle
Hip house
Instrumental hip hop
Lo-fi hip hop
Merenrap
Merenhouse
Miami bass
Funk carioca
Funk ostentação
Melodic funk
Proibidão
Rasteirinha
Mumble rap
Trap
Afro trap
Drill
UK drill
Latin trap
Phonk
Trap (EDM)
UK trap
House music
Acid house
Afro house
Amapiano
Gqom
Kidandali
Kwaito
Ambient house
Balearic beat
Bass house
Brazilian bass
Changa tuki
Chicago hard house
Chicago house
Deep house
Diva house
Hardbag
Electro house
Big room house
Complextro
Dutch house
Fidget house
Jungle terror
Melbourne bounce
Electro swing
Euro house
French house
Funky house
Future house
Garage house
Ghetto house
Ghettotech
Juke house
Footwork
Hip house
Italo house
Jazz house
Latin house
Microhouse
Moombahton
Moombahcore
Moombahsoul
New Jersey sound
Outsider house
Progressive house
Soulful house
Tech house
Tribal house
Tropical house
UK hard house
Hard dance
Hard NRG
Pumping house
Hardbass
Poky (genre)
Scouse house
Industrial
Deconstructed club
Electro-industrial
Dark electro
Aggrotech
Electronic body music (EBM)
Futurepop
New beat
Industrial hip hop
Industrial metal
Cyber metal
Neue Deutsche Härte
Industrial rock
Martial industrial
Neofolk
Witch house
Intelligent dance music (IDM)
Drill ‘n’ bass
Glitch
Glitch hop
Noise music
Danger music
Japanoise
Harsh noise
Harsh noise wall
Power electronics
Death industrial
Power noise
Plunderphonics
Sampledelia
Techno
Acid techno
Ambient techno
Birmingham sound
Bleep techno
Detroit techno
Dub techno
Hardtechno
Free tekno
Schranz (genre)
Industrial techno
Minimal techno
Schaffel
Toytown techno
Trance music
Acid trance
Balearic trance
Dream trance
Euro-trance
Hard trance
Goa trance
Nitzhonot
Neo trance
Progressive trance
Psychedelic trance
Dark psytrance
Full-On
Progressive psytrance
Psybient
Psydub
Suomisaundi
Zenonesque
Tech trance
Uplifting trance
Vocal trance
Wartrance
UK garage
2-step garage
Bassline
Breakstep
Dubstep
Brostep
Powwow-step
Chillstep
Post-dubstep
Reggaestep
Riddim
Future garage
Grime
Grindie
Speed garage
UK funky
Wonky
Video game music
Chiptune
Bitpop
Skweee
Nintendocore
FM synthesis
Sequencer music
The Beatles — «Abbey Road» (1969)
The Beatles – Abbey Road (1969)
«Abbey Road» — культовый альбом не менее культовой группы, которая в своё время собирала бесчисленные залы и стадионы… Название пластинки — отсылка к лондонской улице, на которой располагалась студия звукозаписи. The Beatles работали над этим альбомом более полугода! Так, «Abbey Road» стал для группы их последним совместным проектом… Что касается выпущенного в начале 70-х годов «Let It Be», то, по большей части, материал для него был записан ещё в 1969 году.
На момент записи «Abbey Road» в группе уже царил разлад. Вряд ли тогда, на студии Abbey Road, кто-то мог допустить мысль, что это — последние для The Beatles сессии… Однако позже Джордж Харрисон отмечал:
Nirvana — «Nevermind» (1991)
Nirvana «Nevermind» (1991)
«Nevermind» — такое название получил самый успешный альбом за всю историю группы Nirvana! Во время записи данной пластинки Курт Кобейн хотел освободить музыку группы от стандартов и рамок, установленных звучанием сиэтлской гранж-сцены… Помимо этого, в работе участвовал новый ударник, Дэйв Грол, что также сыграло свою роль. Самое интересное то, что группа и лейбл поначалу не верили в успех «Nevermind», прогнозируя ему скромные коммерческие достижения… Однако уже к концу года альбом заявил о себе на весь мир, во многом — при помощи вневременного сингла «Smells Like Teen Spirit»! Он же остаётся гимном группы и по сей день…
Зимой 1992 года «Nevermind» лидировал в Billboard, обогнав самого Майкла Джексона и его «Dangerous»! Для андеграундной музыки это событие стало знаковым: с тех самых пор «гранж» сместил на себя акценты популярности в индустрии рок-музыки! Впоследствии мировые музыкальные критики признавали «Nevermind» лучшей записью своего жанра в истории…
Yellow Magic Orchestra
Музыка Kraftwerk обрела поклонников не только в Европе и Америке: наслушавшись немецкой музыки сфер, клавишник Рюити Сакамото решил внести в электронную музыку долю азиатской экзотики и собрал группу под названием Yellow Magic Orchestra. Вскоре они стали не только завсегдатаями местных хит-парадов, но и пробились в британские чарты с композицией «Computer Game», вдохновив, в свою очередь, не только коллег по цеху, но и начинающих звезд рэпа – таких, как Африка Бамбаатаа. А одно из выступлений, которые можно найти на YouTube, случилось на знаменитой в 70-е передаче «Soul Train» (видео вверху): судя по реакции зала, под японскую электронику танцуется ничуть не хуже, чем под Джеймса Брауна и Earth, Wind & Fire.
Joni Mitchell — «Blue» (1971)
Joni Mitchell — «blue» (1971)
Альбом «Blue» Джони Митчелл — легендарная классика 70-х, которая не утратила своей актуальности и влиятельности по сей день, спустя столько десятилетий… Он был записан в трудный для исполнительницы период, когда она рассталась с Грэмом Нэшем и влюбилась в Джеймса Тейлора. Из-за этого лирика полна романтизма, нежности и лёгкой трагедии… Всю горечь расставания и личные переживания касаемо новых отношений Митчелл мастерски выразила в музыке… По этой причине альбом «Blue» часто называют «вершиной исповедального песенного творчества».
https://youtube.com/watch?v=cVBSizMeT1I
Солидная часть материала была записана певицей во время её путешествия по «тропе хиппи». Прежде чем выпустить альбом, опустошённая Джони Митчелл успела побывать в Соединённом Королевстве, Франции, Испании, Греции… Мало кто знает, но композиция «Carey» была адресована шеф-повару из Матала (деревушка хиппи на острове Крит), который выпрыгнул из окна своего кафе от взрыва газовой плиты. Так, он познакомился со звездой своей эпохи!
История электронной музыки
Данный жанр как отдельное направление сформировался во второй половине 20 века, а к началу 21 электроника нашла широкое распространение в массовой культуре. Ее отличительной чертой является применение электронных технологий и электроинструментов. Для создания широко используются различные звуковые преобразователи, которые не принадлежат к музыкальным инструментам – генераторы, звукосниматели, звуковые карты и другие.
Зарождение электронной музыки относят еще к 1878 году, когда был изобретен фонограф – устройство, способное записывать звуки. Тогда и начались многочисленные попытки изобретения новых музыкальных инструментов, а композиторы искали новые пути воплощения своих идей. Первый электромеханических инструмент мир увидел в 1906 году, но он не получил популярности из-за своих огромных размеров. Его вес достигал 200 т, а сам он занимал территорию около 18 квадратных метров!
Полностью электронный инструмент компактных размеров представил россиянином Л. Термином и получил название терменвокс. С тех пор стали появляться все новые варианты достаточно примитивной техники, которая совершенствовалась со временем.
Электронная музыка являлась экспериментальной до середины 70-х, когда было налажено серийное производство синтезаторов. Благодаря своей доступности они стали широко использоваться многими джазовыми, роковыми и поп музыкантами. Основоположниками стиля того времени считают зарубежные исполнители и группы Popol Vuh, Can, Tangerine Dream, Cluster, Organisation и ряд других, которые заимствовали идеи из спейс- и психоделического рока.К 80-м годам появилось 3 отдельных направления:
- Инструментальная электроника на космические темы.
- Фоновая со звуками окружающей среды (сегодня называется эмбиент).
- Песенные формы с танцевальными ритмами и демонстративной искусственностью звучания.
Если первые два направления игрались без слов, то клубная электронная музыка обычно имела текстовое сопровождение. К представителям такой музыки относятся всемирно известные группы Depeche Mode, Pet Shop Boys, OMD и другие.
С начала 80-х технологии стремительно развивались, а вместе с ними появлялись и новые направления electronic music. В тот период появились электронные драм-машины, и настоящие ударные перестали применяться практически полностью. В треках стали широко использоваться обработанные записи музыкантов других жанров.
В 90-х годах начался рассвет танцевальных ответвлений электроники, таких как драм энд бейс, техно, хаус и ряд других. Большинство композиций создавались для воспроизведения их диджеями, но было и множество полноценных альбомов. Самыми яркими представителями того периода стали музыканты Moby, Tiestio, Paul Oakenfold, Robert Miles, Paul Van Dyk. Известность получил и ряд российских электронщиков, таких как Борис Тихомиров и Андрей Родионов.
Stevie Wonder — «Songs in the Key of Life» (1976)
Stevie Wonder — «songs In The Key Of Life» (1976)
Практически все песни с альбома «Songs in the Key of Life» были написаны самим Стиви Уандером — великим американским соул-певцом. Пластинка стала самой успешной в коммерческом плане для музыканта: она принесла Уандеру премию «Грэмми», а также победу в трёх других номинациях! В Америке «Songs in the Key of Life» достиг колоссального уровня продаж: более 10 млн копий!
Сегодня альбом «Песни в ключе жизни» (так переводится его название) не только входит в десятку лучших по версии Rolling Stone, но и является первым двойным и последним из серии пяти классических альбомов Уандера.
Tangerine Dream
https://youtube.com/watch?v=4w8pbGz7E8c
Подобно тому, как The Beatles вернули на историческую родину кое-что из наследия рок-н-ролла, а Rolling Stones – кое-что из чикагского блюза, группа Pink Floyd заново открыла европейским музыкантам наследие авангардного композитора Карлхайнца Штокхаузена. В поисках новых необычных звучаний немецкие композиторы обращались к стилистике ранних Pink Floyd и, разумеется, привносили в нее что-то свое. Самой интересной среди таких групп была электронная команда Tangerine Dream, в лучших своих работах создавшая удивительную атмосферу странствия между миров. Как ни странно, такая музыка пришлась очень ко двору на «черных» дискотеках в Америке: говорят, музыканты, имевшие репутацию интеллектуалов, весьма удивлялись тому, что основными их покупателями были «черные» ди-джеи. Как бы там ни было, музыка Tangerine Dream очень даже заслуживает внимания.
Жан-Мишель Жарр
Французская музыка по большей части скорее деликатна, нежели напориста – если попросить не копавшегося в этой теме человека назвать пару-тройку французских рокеров, он, скорее всего, назовет разве что Джонни Холлидея да стоявшего особняком Сержа Генсбура. Зато электроника пришлась во Франции ко двору, и одним из ее глашатаев стал Жан-Мишель Жарр, прошедший через консерваторию, игру в парижских рок-группах и стажировку у другого пионера электроники Карлхайнца Штокхаузена. Вооружившись массой синтезаторов и идеями, почерпнутыми в том числе в неевропейской музыке, Жарр засел на съемной квартире, превращенной в домашнюю студию, и записал альбом медитативной электронной музыки «Oxygene», в котором, по его же словам, попытался «выразить движение атмосферы Земли». Космическое звучание пришлось по вкусу и на родине музыканта, и за рубежом: говорят, что прослушивание этого альбома хорошо отражается в том числе и на самочувствии. Послушайте четвертую часть (а лучше весь диск целиком) – и убедитесь.
Prodigy
Электронный квартет, ставший в каком-то смысле символом 90-х, достиг своего пика на альбоме «The Fat Of The Land» и нескольких скандальных видеоклипов, снятых на песни с этого альбома. Но проявили себя они несколько раньше: альбом «Music For The Jilted Generation» представлял собой танцевальную музыку, сыгранную крайне необычным образом и испытавшую влияние в том числе рок-музыки и стиля индастриал. А самой яркой песней с него стала «Voodoo People», на которую был снят яркий и неоднозначный видеоклип, посвященный натуральной вудуистской магии со всеми ее прелестями и ужасами.
Kraftwerk
В начале 60-х Германия стала своего рода «школой мужества» для таких звезд рока, как The Beatles и Deep Purple, однако многие немцы вскоре поняли, что в мире есть и нечто поинтереснее танцев, рок-н-ролльного бита и четырех четвертей.
Поиск собственного лица занял немало времени, зато уже третий по счету альбом «Autobahn» стал бестселлером не только на родине: отстраненно-мелодичная музыка и столь же механистичный имидж оказались весьма по вкусу публике. Еще одним, более поздним хитом стала композиция «The Robots» с ломаным русским текстом «Я твой слуга// Я твой работник», а песню «The Model» позднее исполняли The Cardigans, Rammstein и даже тувинская группа «Ят-ха».
The Beach Boys — «Pet Sounds» (1966)
The Beach Boys — «pet Sounds» (1966)
Вторая строчка была присуждена легендарной группе The Beach Boys и их альбому «Pet Sounds». Для американской группы этот альбом стал новаторским: на смену привычным мотивам рок-н-ролла и сёрф-рока пришли оттенки барокко-попа… Удивляет и лирика, которая носит интроспективный характер. Стоит подчеркнуть, что «Pet Sounds» стал для лидера Брайана Уилсона буквально сольным проектом! На момент записи альбома музыкант уже не принимал участия в живых выступлениях бэнда, а полностью сосредоточился на студийной работе. Так что… практически все треки и аранжировки с данного выпуска — его заслуга. И именно по этой причине «Любимые звуки» полны духовых и струнных, а также множество других, не менее уникальных звуков (здесь можно услышать даже велосипедные звонки!)
https://youtube.com/watch?v=hONnenV2lZg
В ходе подобных экспериментов был рождён поистине уникальный звук, который существенно отличался от всего того, что делали другие группы того времени! «Pet Sounds» внёс огромный вклад в развитие поп и рок-музыки, а смелость Уилсона вдохновила массу музыкантов на эксперименты со звуком! И пусть настоящий успех пришёл к альбому лишь с наступлением 90-х, «Pet Sounds» неоднократно возглавлял топовые рейтинги влиятельных изданий…