Рустованный фасада: технология создания, плюсы и минусы

Оглавление

«Сессну» вели от самой границы

Спасатели обнаружили в море маслянистое пятно, которое позволяло сделать вывод — произошла катастрофа. Откуда взялось пятно, не ясно и по сей день. Впоследствии, когда стало известно, куда на самом деле улетел самолёт Руста, финны выставили ему счёт на 100 тысяч долларов за работу спасателей. Правда, когда в мире поднялся большой шум вокруг полёта, иск отозвали.

«Сессна» Матиаса Руста в этот момент пересекла советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взяла курс на Москву. Пилот ориентировался по магнитному компасу и заранее намеченным объектам — Чудскому озеру, озеру Ильмень, озеру Селигер, железнодорожной ветке Ржев – Москва.

Сразу после полёта Руста появился устойчивый миф о том, что военные, отмечавшие День пограничника, самолёт-нарушитель, что называется, «прохлопали». На самом деле это не так.

В 14:10 «Сессна» была обнаружена радиотехническими средствами подразделений ПВО. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, но команды на уничтожение они не получили.

Позднее самолёт Руста также был визуально обнаружен в районе города Гдов советскими истребителями, которые определили его как «спортивный самолёт типа Як-12».

«Сессна» шла на малой высоте и низкой скорости, и сопровождать легкомоторный самолёт истребители были не в состоянии. Поэтому, облетев вокруг нарушителя, они вернулись на базу.

Последствия

Среди причин полета Матиаса Руста в свое время доминировали две версии. Первая заключалась в том, что полет спланирован Западом, чтобы помочь Михаилу Горбачеву осуществить кадровую реформу в высших эшелонах ВС СССР и отстранить от власти консервативное руководство армии во главе с маршалом Соколовым. Вторая версия квалифицировала полет Руста как разведывательный. Обе версии слишком уж изящны, чтобы быть правдой. Вторая сразу отпала в ходе следствия.

Что еще выявилось при расследовании? Очевидным стало серьезное несовершенство правовой основы для действий дежурных сил Войск ПВО страны. Фактически ДС стали заложниками серьезных просчетов политиков и высших должностных лиц Минобороны. Возникли непреодолимые противоречия между задачами, возложенными на Войска ПВО, и ограниченными правами руководящего состава в применении сил и средств. Помимо всего прочего, не было критериев оценки действий своих войск в экстремальных ситуациях. Во многом беды коренятся в непродуманной и непрофессиональной реорганизации Войск ПВО в 1978 году. Можно с полным основанием заявить: если бы не было 1978-го, то и не было бы событий 28 мая 1987 года.

После пролета Руста виновные нашлись почти сразу. Были сняты со своих постов три Маршала Советского Союза и около трехсот генералов и офицеров. Двое из них осуждены. Такого кадрового погрома армия не знала с 1937 года. К руководству Вооруженных Сил и видов ВС пришли люди, на порядок (а то и на два) уступающие по своим профессионально-деловым и моральным качествам снятым маршалам и генералам. По мнению многих экспертов, деградация ВС СССР началась именно после Руста. Во многом это было связано с качествами новых назначенцев.

Гамбург-Хельсинки-Москва

Матиас Руст покинул хельсинский аэродром «Мальами» днем 28 мая. Конечной целью полета спортивного самолета американского производства «Цесна» был обозначен Стокгольм. Финский обслуживающий персонал посмеивался: «Мальчонка-то, видать, до Америки лететь собрался». Еще бы! До Швеции не больше полутора часов, а баки заправлены под завязку, да еще и дополнительные установлены в салоне. Матиас действительно не собирался в шведскую столицу. Его целью была «златоглавая», но в тот момент об этом никто не догадывался. Первую 20-ти минутку летчик шел по обозначенному маршруту, затем он связался с диспетчером, сообщив, что у него все в порядке и попрощался. В этот день на связь он больше не вышел.

Самолёт на Красной площади

В семь вечера Руст стал снижаться над центром столицы и посадил свой самолёт на Большом Москворецком мосту. На главной площади страны не было места для манёвра посадки. Не спеша Матиас докатился на своей «Сессне» и до самой Красной площади. Выйдя из самолёта к собравшейся толпе зевак, немец начал раздавать автографы. Но момент его триумфа длился недолго.

Тут же к Русту подошли стражи порядка и арестовали его. Вскоре состоялся суд, по итогам которого парень получил четыре года тюрьмы. Но вышел он оттуда уже через год, навсегда лишившись пилотской лицензии. Матиаса Руста отослали на родину в Германию, там его признали неуравновешенным. Отчасти это произошло из-за мотивов пилота-хулигана.

Матиас Руст на суде

Как говорил сам Руст, посадкой самолёта на Красной площади он хотел призвать все страны к миру. Ничего криминального его поступок не нёс. Однако мало кто поверил немцу. В прессе ходили слухи, что он просто поспорил с друзьями или хотел впечатлить девушку. Другие же утверждали, что эта акция — не что иное, как реклама. Поговаривали, что отец Руста являлся продавцом самолётов «Сессна» в Европе. И таким образом его сын хотел улучшить показатели. А советские спецслужбы, конечно же, были уверены, что Рустом руководила иностранная разведка.

  • Для чего предназначалась знаменитая Царь-ванна
  • «Наставить рога» и «ходить гоголем»: откуда пошли привычные выражения русского языка
  • Подлец, мерзавец, идиот — история происхождения русских ругательств
  • Как русский комбинатор Борис Скосырев сумел стать королём Андорры
  • Что для русской женщины означало ношение кокошника

Веяние времени

Сегодня рустовые камни используются в отделке лишь как декоративный элемент, то есть выполняют исключительно эстетическую функцию. А потому надобность использовать натуральный камень отпала: он слишком сильно нагружает несущие стены, его сложно демонтировать, да и стоит он весьма дорого. Ему на смену пришел легкий искусственный камень из полиуретана, пенополистирола или архитектурного бетона. Такой руст может иметь разную форму и фактуру, облицовывают им углы зданий, оконные и дверные проемы и гладкие части фасадов. Он легко комбинируется практически со всеми видами стеновых покрытий и одинаково изящно смотрится с кирпичной кладкой, бутом, штукатуркой и даже сайдингом. Для оформления углов сегодня используются рустовые панели — 3–4 руста, объединенных в вертикальную деталь: они позволяют при облицовке фасада камнем значительно упростить монтаж декора. Так что, переменив основную функцию с защитной на декоративную, руст продолжает быть одним из самых заметных и востребованных элементов фасадных отделок.

Современные русты. Волокнисто-цементные панели, Metaform Architecture.

Что не помешает знать

Руст
четырехугольный камень для облицовки стен, может быть прямоугольным, квадратным, трапециевидным с фаской или прямыми углами.
Рустовка
декоративная обработка стен, по виду напоминающая кладку из крупных камней. Может иметь вид рельефно выступающих над фоном горизонтальных полос равной высоты.
Рустованные штукатурки
современный отделочный материал, представляет собой камни разной формы, разделенные швами-рустами. Поверхность камней бывает гладкая или фактурная, разных цветов и оттенков. Сами русты могут быть широкими и узкими, гладкими и с элементами архитектурных обломов.
Мраморные (каменные) штукатурки
отделочный материал, в состав которого входит заполнитель из гранитной и мраморной крошки, которая при раскалывании дает искрящийся скол. Используются для отделки цоколей и фасадов.

Дальнейшее использование самолета

Cessna 172 Skyhawk II «D-ECJB» Руста в Немецком технологическом музее в Берлине.

Cessna 172 P ( регистрационный номер D-ECJB), точнее F 172 P Skyhawk II, так как он был построен в соответствии с лицензией от Реймса авиации , был куплен на Мюнхенской косметической компании в два раза по оценочной стоимости после полета в Русте, в то время как это было все еще в СССР. Возвращено в Германию 19 октября 1987 года . Позже он был продан японскому клубу и выставлен под открытым небом в парке развлечений в Уцуномия, недалеко от Токио .

В октябре 2008 года Cessna была возвращена в Берлин и отреставрирована. С 28 мая 2009 года он находится в постоянной экспозиции Немецкого технологического музея в Берлине . Позже Cessna 172 должна была стать частью долгосрочной запланированной специальной выставки под названием «Полет над железным занавесом».

История полетов и посадки

Примерный маршрут полета

Руст, который скрыл планы своих полетов от своей семьи («Он подозревает, что она посоветует против дерзкого полета», — писала звезда в августе 1988 года) и только сказал своему брату, что хочет «в Исландию, Скандинавию и Хельсинки», Зафрахтовал Cessna 172 P в авиаклубе Гамбурга для «обзорного полета над Северным морем» и вылетел из Гамбурга-Фульсбюттеля . Во время остановки на аэродроме Uetersen недалеко от Гамбурга он снял заднее сиденье четырехместного самолета, чтобы освободить место для дополнительных канистр с горючим, и вылетел на Фарерские острова 13 мая 1987 года . В последующие дни Руст вылетел в Кефлавик ( Исландия ), недалеко от Рейкьявика , места последней американо-советской встречи на высшем уровне, на которой в октябре 1986 года встретились Рональд Рейган и Михаил Горбачев . Затем он вылетел через Берген ( Норвегия ) в Финляндию , где приземлился в аэропорту Мальми в Хельсинки 25 мая 1987 года. Оттуда 28 мая он перелетел финско-советскую границу в сторону Ленинграда, а оттуда по железной дороге в Москву . Он рано попал в плен советской ПВО . Не было немедленной реакции защиты. По словам звезды , Руст отключил транспондер , надел мотоциклетный шлем в случае аварии и в основном не летел на малой высоте , а только трижды направил самолет вниз на высоту около 300 метров из-за угрозы глазурь на крыльях . Из-за хорошей видимости и достаточного картографического материала он летел без промедления. По телевидению параллельные полеты показали МиГ-23 — боевой самолет . Он был настолько настроен на этом этапе, что осмелился бы на что угодно, позже Руст сказал Стерну, когда его спросили, как бы он поступил, если бы советские летчики-истребители попросили его приземлиться. Решения так и не были приняты, и Руст наконец добрался примерно после пяти с половиной часов полета до Москвы, где в 18:15 ему пришлось пройти несколько кругов над Красной площадью и повернуть Кремль . Поскольку на площади было слишком много людей, он приземлился около 18:40 на близлежащий Большой Московский мост ( ) . Он остановил самолет на стоянке для автобусов на Васили-Абханг ( Василевский спуск ) рядом с собором Василия Блаженного прямо на Красной площади. У Руста были листовки, но он не раздал их после приземления. Он планировал до приземления, не более того. Выйдя из машины, он раздал автографы и перед арестом получил хлеб от женщины.

Его высадка в советской столице в День российской пограничной службы вызвала международное внимание и имела внутриполитические последствия в Советском Союзе. Министр обороны Сергей Соколы и глава ПВО Советской , Александр Koldunow , были привлечено к ответственности Михаила Горбачев и выпустили «по собственному желанию в заслуженный досрочный выход на пенсию»

Кроме того, Горбачев использовал событие к другому около 300 перестройки — и glasnostfeindlich набор генералов разделить. 6 июля 1987 года Федеральный президент Рихард фон Вайцзеккер и федеральный министр иностранных дел Ганс-Дитрих Геншер заплатил с государственным визитом в Москву, который на самом деле речь шла о вопросе демонтажа ракет средней дальности в Европе , но также рассматривается случай Rust

«Я лично просил понимания, но для меня было так же важно, чтобы мы не прерывали многообещающую политику сейчас», — сказал позже Геншер о своих усилиях в пользу Rust во время этой поездки в Москву

Срезали провода

— Руст — на Красной площади… Прежде это называлось «провокацией» и «хулиганством», — рассказывает «АиФ» Андрей Караулов. — На самом деле полёт был детально ­подготовлен по прямому указанию генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва. Когда Руст приземлился в Москве, его баки были полны горючего. Его дозаправляли. Под Старой Руссой, прямо на дороге. Спрашиваю Руста: «Хочешь, покажу тебе фотографию, как заправляют твой самолёт?» Руст не ответил, промолчал, неинтересно ему разглядывать фотографии, только глаза забегали по сторонам…

Если рассчитать скорость «Сессны» и расстояние до Москвы, получается интересная картина: самолёт «исчез» на 3 часа 20 минут с момента, когда он пересёк границу СССР. Это где же он летал? А может быть, ещё и пообедал, получается, в Старой Руссе? Ещё деталь. Руст вылетел в рубашке и джинсах, прошу посмотреть те фото. В Москве он оказался в красном комбинезоне. В полёте, говорит, переоделся. Но попробуйте переоденьтесь в кабине маленького самолётика за штурвалом! Ну а теперь самое главное — почему были срезаны троллейбусные провода на Большом Москворецком мосту? Это неопровержимый факт. Как говорится, исторический. Руст был лётчиком-любителем. Те, кто организовал прилёт, очень боялись, что он, не дай бог, на город обрушится, не найдёт Красную площадь. Поэтому ради Руста и срезали провода… На всякий случай… Он мог застрять в них, рухнуть в воду.

Каким чудом полёт Руста на Красной площади сняли с нескольких точек на профессиональные телевизионные камеры? Всем задаю этот вопрос. Не любительские камеры, а именно профессиональные. Одна камера стояла на крыше ГУМа. Потом оказалось, другая камера была на трибуне Мавзолея, но оператору, лейтенанту КГБ СССР, — вот она, наша секретность! — так и не сказали, что он должен снимать. «Будет чрезвычайное событие, сам сообразит». Увидев самолёт Руста, тот настолько, видимо, обалдел, что не включил аппаратуру!

Как от них избавиться

Есть два основных способа, как решить проблему с рустами на потолке. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, а вот какой из них использовать, определить можно не сразу.

Уложенные плиты перекрытия не всегда параллельны друг другу. Перепады высоты могут составлять достаточно большую величину. Именно от того, насколько сильным будет разница в уровне плоскости плит и будет зависеть выбор способа отделки.

В одном случае будет использоваться целый комплекс работ, связанных с получение гладкой плоскости. Этот вариант подразумевает использование штукатурных маяков и достаточно трудоемок. Его несомненным преимуществом будет максимально гладкая и очень ровная полученная плоскость нового покрытия.

К недостаткам такого решения, можно отнести достаточно большой объем работ по выравниванию и высокая общая стоимость работы. Кроме того, выполнить все операции достаточно качественно сможет далеко не всякий.

Заделка рустов на потолке вторым способом, будет намного проще. Необходимо просто заполнить имеющееся углубление шпаклёвочным раствором и вывести заделанную область в одну плоскость с остальным потолком. После этого, необходимо отшлифовать заделанный участок и придать ему окончательный вид при помощи финишной отделки.

Затрат будет намного меньше, да и объём работы значительно уменьшится. Однако, квалификация работника тоже будет иметь большое значение. Неопытный мастер не сможет проделать все операции идеально.

Матиас Руст на Красной площади

Конечно же, самолет Матиаса Руста не остался незамеченным советской ПВО. Однако наше военное руководство просто не знало, что делать. Причина тому — неимоверный скандал, который раздули Штаты после того, как советский истребитель в 1983 году сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгнувшийся в советское воздушное пространство. Погибли тогда 269 пассажиров. Именно после этого трагического инцидента президент США Рональд Рейган произнес свое знаменитое в адрес Советского Союза — «Империя
зла». А для советской ПВО появился приказ — «пассажирские и спортивные самолеты не сбивать».

А тут на дворе стоял 1987 год, Перестройка… Характерно, что как только Матиас Руст появился на советских радарах, с эстонского аэродрома «Тапа» по тревоге вылетели 2 истребителя. Но никаких конкретных инструкций они не получили! И вернулись на базу…

Генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев сместил со своих постов министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова. Хотя это больше было желанием Горбачева избавиться от политических оппонентов. Тот же Соколов был против вывода советских войск из Афганистана. И все-таки Матиаса Руста очень даже могли сбить. Генерал
Кромин, командующий Ленинградской отдельной армией ПВО, склонялся к такому решению. Но его отговорили.

Матиас Руст на Красной площади

Сам Матиас Руст всегда (и сейчас) заявлял, что он полетел в Москву по собственной инициативе, дабы «помирить Запад и Восток». Однако есть много странностей. Лицензию на право управлять воздушными судами Матиас Руст получил всего за несколько дней до своего знаменитого полета. И он, новичок, решается на такой беспрецедентный по сложности и опасности перелет. При этом он летел к цели безупречным курсом, что позволяет делать вывод о том, что он имел в распоряжении разведкарты.

Любопытно и еще кое-что: Матиас Руст как будто специально пролетел над многими сверхсекретными военными объектами. Причем на очень малой высоте. Такое впечатление, что кто-то серьезно его готовил к полету. Еще одно страннейшее совпадение: в то время, когда Матиас Руст влетал в Москву, ПВО Московского военного округа была на профилактическом ремонте. И нельзя обойтись без символики, ведь Матиас Руст злостно и нагло нарушил советскую границу в… День пограничника. Это мог быть «привет» от иностранных спецслужб.

Конечно же, версия о том, что Матиас Руст провокатор, возникла сразу же. И находила свои подтверждения. Сам Руст и сейчас, когда можно было и открыться (да пару книг написать на эту тему), говорит одно: я сам. В принципе, зная по последующей жизни Руста, что это очень эксцентричный человек, можно было бы ему и поверить. Но его могли и просто использовать иностранные спецслужбы.

Есть и еще одна странность в этом деле. Прилетел Руст в Москву в комбинезоне, а из Хельсинки вылетал в джинсах и куртке. Значит, он где-то приземлялся на территории Союза? А раз переоделся, значит, и с кем-то встречался?

Или вот еще такое совпадение — маршрут Руста пролегал именно в тех местах, где накануне разбились советские самолеты МиГ-25 и бомбардировщик Ту-22м. Там кружили поисковые вертолеты, и среди них самолет Руста затерялся для радаров. Говорили даже о том, что операция с пролетом Руста готовилась не только иностранными спецслужбами, но кое-кем из своих… Зачем было затевать ремонт московских сил ПВО, уже зная, что в воздухе идет на столицу какой-то странный объект?

Полёт был нужен Горбачёву

В некоторых публикациях (например, Ильи Полонского на сайте «Военное обозрение») утверждается, что посадка на Красной площади была подстроена Михаилом Горбачёвым с целью выставить в позорном свете советское военное руководство и избавиться от него. Уже 30 мая маршал Соколов был отставлен с поста министра обороны. 11 июня был отправлен в отставку главнокомандующий войсками ПВО СССР, главный маршал авиации Александр Колдунов.

Упомянутый автор пишет, что якобы незадолго до этого события Соколов делал доклад Горбачёву о состоянии ПВО и забыл на столе у генсека секретную карту с отображением объектов ПВО. Когда же он обратился к Горбачёву по этому поводу, тот ответил, что никакой карты не видел. По мнению Полонского, это означало, что карту Горбачёв уже передал «кому надо».

В публикации газеты «Труд» от 26 мая 2007 года сообщается, будто в районе озера Селигер радар ПВО при пролёте Руста оказался сбит с толку шестью ложными малоразмерными целями. Автор (Евгений Кириченко) считает, что кто-то специально запустил шесть воздушных шаров с целью прикрытия полёта Руста.

Маршрут Гамбург-Хельсинки-Москва

     В тот день 18-летний пилот взлетел на своем самолете с Хельсинского аэродрома “Майами”. Изначально, Матиас должен был совершить посадку в Стокгольме. Работники финского аэропорта шутили о том, что Руст собрался долететь до США.

Самолет немецкого пилота на Красной площади

Мнение эксперта
Аркадий Иванович Шарпар
Сотрудник государственного комитета Совета Министров СССР. Один из руководителей Союзно-республиканского государственного комитета СССР.

На самом деле, его целью была посадка не в столице Швеции. Тем более, что количество топлива позволяло лететь на большое расстояние. По началу он связывался с диспетчером и шел по заданной траектории. После этого он больше не выходил на связь.

Матиас пропал с видимости радиолокаторов. На последнее зафиксированное местоположение направили специальную спасательную группу. Там специалисты увидели большой след от масла. Все решили, что произошла авария. Сотрудники спасательной группы вызвали водолазов и начали поиски Матиаса. До сих пор никто не может объяснить откуда появилось масляное пятно.

В то время, когда спасатели были озадачены поиском Матиаса, тот уже был на территории Финского залива. Эстонские истребители также следили за маршрутом немецкого пилота. Но в связи с тем, что никаких дальнейших указаний не поступило, им пришлось вернуться на базу.

Самолет Руста во время приземления перед Кремлем

Мнение эксперта
Иван Федорович Шварц
Аналитик и один из руководителей ветки внутренних исследований секретных дел при Комитете информации при Совете Министров СССР.

Увидели самолет “Сессна-172” и Советские войска противовоздушной обороны. Но им не удалось связаться с Матиасом и узнать свой он или чужой. Тогда этому летающему объекту присвоили номер 8255.

Приказа об обстреле на поражение не было, так как нельзя стрелять по гражданским и спортивным монопланам.

2Локса. Обнаружение

В 14.10 над территориальными водами Советского Союза дежурной радиолокационной ротой (РЛС П-15) близ эстонского поселка Локса был обнаружен неопознанный легкомоторный самолет, который приближался к береговой черте. По инструкции воздушному объекту был присвоен очередной номер и признак «нарушитель режима полетов», поскольку на тот момент заявок на полеты в этом районе малой авиации не было. Курс самолета практически совпадал с направлением оживленной воздушной трассы Хельсинки-Москва, где в верхних эшелонах воздушного пространства находилось несколько самолетов.Расчет командного пункта 14-й дивизии ПВО приступил к уточнению и анализу воздушной обстановки. Было принято решение: до полного выяснения ситуации информацию «наверх» не выдавать. Над территорией Эстонии в этот момент находилось не менее 10 легкомоторных самолетов самой различной ведомственной принадлежности. Ни один из них не был оборудован системой государственного опознавания. На командные пункты частей и дежурных подразделений 14-й дивизии были вызваны смены усиления.В течение 19 минут расчет безуспешно пытался разобраться в складывающейся воздушной обстановке, а самолет Руста тем временем приближался к Чудскому озеру. В 14.27 командир 656-го истребительного авиационного полка (г. Тапа), оценив обстановку, своим решением поднял в воздух дежурную пару истребителей МиГ-23 с задачей одному из них перекрыть границу, другому — визуально опознать нарушителя режима полетов. И здесь потребовалось время, чтоб согласовать с диспетчерами УВД допуск истребителя в район поиска, поскольку действия дежурных сил ПВО осуществлялись в зоне воздушной трассы.В 14.28 окончательно выясняется, что гражданских самолетов малой авиации в этом районе нет. В 14.29 оперативный дежурный командного пункта 14-й д ПВО принял решение о присвоении нарушителю «боевого номера» 8255, о выдаче информации «наверх» и объявлении готовности № 1.Так на командном пункте 6-й армии ПВО появилась информация о цели 8255. Командующий 6-й ОА ПВО генерал Герман Кромин перевел в готовность номер № 1 все соединения и части 54-го к ПВО. Командиры трех зенитных ракетных дивизионов 204-й зрбр (н.п. Керстово), находившихся на маршруте полета Руста, доложили, что цель наблюдают и готовы к пуску ракет.

«Миссия мира» и большая «чистка»

28 мая в Советском Союзе отмечался День пограничника. В 1987 году этот праздник у советских пограничников оказался безнадёжно испорчен — в центре Москвы, у храма Василия Блаженного, приземлился иностранный самолёт.

Легкомоторный самолёт «Сессна-172», пилотируемый 18-летним немцемМатиасом Рустом, на историю Советского Союза оказал огромное влияние.

Посадка на Красной площади стала поводом для отставки министра обороны Сергея Соколова и главкома ПВО Александра Колдунова, являвшихся противниками политики Михаила Горбачёва, а также для масштабной «чистки» в рядах советских военных, которая, по мнению иностранных экспертов, была сопоставима лишь с «чисткой» времён «большого террора» конца 1930-х.

Даже 28 лет спустя нет единого мнения о том, являлся ли полёт Руста выходкой юнца-одиночки или тщательно продуманной операцией спецслужб.

Сам Руст и спустя годы настаивал — это была миссия мира. Вдохновлённый потеплением в отношениях между Западом и Востоком, молодой человек решил построить «воздушный мост», прилетев в Москву и приземлившись в самом центре Страны Советов.

Последствия

Самолет немца, приземлившийся на Красной площади, преподнёс настоящий подарок М. С. Горбачёву. В те годы у генсека были натянутые взаимоотношения с министром обороны С. Соколовым. Однако у Горбачёва не было повода уволить маршала с занимаемой им должности. Случай с Рустом помог Генсеку расправиться с неугодными офицерами из высшего военного командования СССР.

Из-за инцидента с немецким пилотом должностей лишились десять генералов, двадцать старших офицеров, а тридцать четыре офицера ушли на пенсию. Двух военных, ответственных за ПВО, приговорили к лишению свободы. Всего 300 советских офицеров из-за приземления немецкого лётчика в столице лишились своих должностей.

Сам же нарушитель границы, который приземлился на Красной площади в 1987 году, был арестован и приговорён к четырём годам тюрьмы. Его обвинили в хулиганских действиях, нарушении госграницы и несоблюдении авиационных правил. Хотя Матиас в свою защиту сказал, что его поступок является символическим актом и призывом к дружбе с СССР. Лишь спустя год, 3 августа 1988 года, его помиловали, благодаря указу, подписанному А. Громыко, и выдворили за пределы Советского Союза. В тюрьме пилот провёл 433 дня.

Версии о реальных причинах

Существует несколько версий о реальных причинах дерзкой выходки немецкого пилота. Говорили, будто его полёт был спланирован западными спецслужбами, чтобы продемонстрировать слабость защиты ПВО границ Советского Союза.

Якобы такой поступок немецкого лётчика был на руку и самому Генсеку СССР М. С. Горбачёву. У него не сложились отношения с командованием советской армии. После приземления Руста на Красной площади у Михаила Горбачёва появился повод уволить главнокомандующий офицерский состав.

Однако вряд ли сам Матиас знал, к каким последствиям приведёт его дерзкая выходка. Да и Горбачёв, не будучи кадровым военным, не мог предвидеть, как кадровые перестановки в армии скажутся на его судьбе.

Вероятно, немецкий лётчик не был таким уж простачком, каким его описали советские СМИ. Он был в курсе, что советские ПВО получили приказ не трогать легкомоторные судна, нарушавшие иногда границы СССР. Да и полёт над советской территорией, наверное, у Руста был не первый. Правда, до случая с приземлением на Красной площади у немца не было никаких проблем с советскими законами. Безнаказанно пересёкая границы СССР, впоследствии Руст отважился на более дерзкий поступок.

Возможно, полёт Матиаса был некой маркетинговой задумкой. В те годы отец пилота продавал американские «Cessna» в Западной Европе

Однако дела у компании шли очень плохо, а чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей к этой марке самолёта Матиас и совершил свой смелый поступок

Полет в Москву

28 мая 1987 года в 13 ч. 21 мин. пилот-спортсмен из Гамбурга Матиас Руст вылетел на американском легкомоторном летательном аппарате «Cessna» с аэродрома близ Хельсинки. Затем он пересёк Финский залив, а в 14 ч. 20 мин. пролетел над границей СССР около эстонского города Кохтла-Ярве и направился в Москву.

Однако финским диспетчерам лётчик ответил, что собирается в Стокгольм. Когда пилот пропал с поля зрения радаров, его начали искать спасатели. Вскоре на водной поверхности они заметили огромное масляное пятно. Финские спасатели подумали, что летательный аппарат утонул, и вызвали аквалангистов. Те исследовали морское дно в поисках самолёта, но так ничего и не нашли. Позже Руст получил за ложную тревогу от финнов счёт в 100 000 долларов.

Как только летательный аппарат немца пересёк границу СССР, в Эстонии по тревоге в небо поднялись 2 истребителя МиГ. Они какое-то время «вели» Матиаса и старались с ним связаться. Вскоре истребители вернулись к себе на базу, потому что не получили приказ уничтожить не выходящий на контакт летательный аппарат. ПВО присвоили объекту, не реагировавшему на позывной «свой-чужой», номер «8255».

Немецкому пилоту просто повезло остаться живым. Ведь в 1984 г. советские ПВО сбили корейский гражданский лайнер, случайно  пересёкший границу СССР. Погибло много людей. После этого неприятного случая советским военным дали приказ не сбивать спортивные и гражданские воздушные судна, случайно залетевшие на территорию СССР.

Ровно в 15 ч. Руст пролетал над Псковом. Как раз в этот час там проходили учебные полёты молодых курсантов. Им нужно было сменить коды в рамках системы госопознавания. Не всем пилотам удалось справиться с заданием. Началась неразбериха. По ошибке летательный аппарат Матиаса приняли за перепутавшего коды молодого курсанта и присвоили код «я-свой».

В 16 ч. 50 мин. Матиас пролетал над Торжком. В это время там проходили спасательные операции из-за крушения двух легкомоторных самолётов. Плавно идущее воздушное судно немца приняли за поисковый советский вертолёт. В 17 ч. самолёт немца вошёл в зону действия ПВО Москвы. Однако в этот момент всю аппаратуру противовоздушных сил отключили на профилактику.

В 18 ч. 30 мин. Матиас подошёл к столице. Посадив аппарат на Красной площади в 19 ч. 10 мин., лётчик выбрался из кабинки и начал раздавать автографы изумлённым прохожим. Его тотчас же арестовали. На следующее утро все газеты мира сообщили сенсационную новость: «Немецкий пилот пересёк границу СССР в День Пограничника и приземлил свой самолёт на Красной площади».

Арест и тюремное заключение

После приземления Руст был арестован сотрудниками советской спецслужбы КГБ . Он не подвергался угрозам во время допросов, и его неоднократно спрашивали, кто за этим стоит, сказал Руст Стерну в августе 1988 года, оглядываясь назад. Суд над ним в Верховном суде начался 2 сентября 1987 года. 4 сентября он был приговорен к четырем годам исправительно-трудового лагеря за незаконный въезд, нарушение международных правил воздушного движения и серьезное . Судья сказал, что в результате приземления на мост могли пострадать люди. Позже Руст сказал, что отношения с его охранниками становились «все более и более сердечными» во время его содержания под стражей. «В той мере, в какой они доверяли мне и верили в мои намерения о мире». Во время своего пребывания в тюрьме Руст читал произведения Карла Маркса и Зигмунда Фрейда, а также книги из серии Перри-Родана . Он работал в тюремной библиотеке, ремонтировал книги. Отбыв 14 месяцев лишения свободы в Лефортовской колонии в Москве, он был досрочно освобожден из тюрьмы 3 августа 1988 г. после помилования Председателем Президиума Верховного Совета СССР Андреем Громыко и должен был получить приказ. немедленно покинуть Советский Союз и вернуться в Германию. Тогдашний федеральный министр иностранных дел Геншер, среди прочего, выступал за скорейшее освобождение Руста во время переговоров со своим советским коллегой Эдуардом Шеварднадзе в Москве и в ответ пообещал не делать публичных заявлений об освобождении Руста.