Оглавление
Вперед, к рекордам!
Преемственность «Руссо-Балтов» проявлялась прежде всего в том, что это были автомобили, спроектированные с выдающимся запасом прочности и потрясающей надежностью. Причем это проявлялось, начиная с самой первой модели — той самой С (цэ, поскольку литера в названии была латинской).
Полностью модель называлась «Руссо-Балт»-С24/30, и цифры в этом индексе обозначали расчетную и максимальную мощность двигателя: 24 и 30 л.с. соответственно. С точки зрения сегодняшнего автопрома, это выглядит смешно, но для того времени это были весьма приличные показатели. Достаточно сказать, что даже пять лет спустя, к началу Первой мировой войны, вполне достаточной для автомобильного мотора мощностью считали 7-10 л.с., а моторы в 33 л.с. уже относили к числу очень сильных!
В свой первый автопробег, которые тогда были не столько спортом, сколько, прежде всего, демонстрацией возможностей того или иного автопроизводителя, «Руссо-Балт»-С24/30 отправился вскоре после начала выпуска — в августе 1909 года. И одержал убедительнейшую победу. Из 19 машин, вышедших на старт маршрута Санкт-Петербург—Рига—Санкт-Петербург, до финиша добралось всего 8 автомобилей, то есть меньше половины. И только один из них прошел всю дистанцию в 1177 километров в одну сторону всего за 8 часов, показав среднюю скорость в 70 км/ч и не заработав ни единого штрафного очка.
Столь выдающийся результат ни у кого не оставил сомнений ни в необходимости такого мощного мотора, ни в безусловном лидерстве автомобиля РБВЗ, которому и досталась золотая медаль — первая из многих. Другие С24/30 получил в последующие четыре года, пока не началась война: на трех международных выставках и двух автосалонах, а также добрых полутора десятках международных соревнований, первыми из которых стало ралли Санкт-Петербург—Монако, прошедшее в самом начале 1912 года. Автомобилем РБВЗ, который принимал в нем участие, управлял гонщик и журналист Андрей Нагель, основавший в 1902 году первый русский специализированный журнал «Автомобиль». Нагель стартовал из Петербурга 31 декабря 1911 года, когда на улице стоял 17-градусный мороз, а на восьмой день на своем «Руссо-Балте» модели С24/30 третьей серии (заводской номер 14), которой шел уже третий год, финишировал первым из 87 участников, получив сразу несколько главных призов.
Перечень товаров
3D модель броневика Руссо-Балт (1914 г.)
«Руссо-Балт» «C24-30» из гаража царя Николая II с дизайном трассы Кегресса Адольфа Кегресса.
Руссо-Балтика C24-40 (1913)
Иванов на старте Гран-при России 1913 года за рулем 4-цилиндрового автомобиля Russo-Baltique C24 / 58 .
Руссо-Балт производил грузовики, автобусы и легковые автомобили, часто более или менее копии автомобилей немецких компаний Rex-Simplex или бельгийских Fondu Trucks.
До наших дней сохранилось всего два оригинальных автомобиля. Одна из них — пожарная машина Руссо-Балт, построенная на шасси грузовика типа D в 1912 году. Она выставлена в Рижском моторном музее в Латвии . Другой — Руссо-Балт К12 / 20 1911 года, который выставлен в Политехническом музее в Москве, Россия.
Самолет
- С-5 (1911)
- С-7 (1912)
- С-9 (1913)
- С-10 (1913 г.)
- С-11 (1913 г.)
- С-12 (1913 г.)
- С-16 (1915)
- С-20 (1916)
- Русский Витязь ( Гранд ) (1913)
- Серия Илья Муромец (С-22 — С-27), начиная с 1913 г.
- Александр Невский (1916)
Легковые автомобили
- 24-30 (1909)
- Тип C (1909)
- C24-30 (1909)
- C24-30 Фаэтон (≥ 1909)
- Landole C24-30 (1909)
- C24-40 (1913)
- C24-50 (1909 / ’10 / ‘1 /’ 2)
- C24-58 (1909 / ’10 / ‘1 /’ 2 / ‘3)
- C24-30 (1909)
- Тип К (1909 г.)
- Тип E (1914 г.)
- Впечатление (2006)
Бронеавтомобили схожей конструкции[править | править код]
Бронеавтомобиль Кавказской туземной дивизии. Фотография из журнала «Нива», 1916 год. Помимо броневиков «Руссо-Балт тип С», в Русской Императорской армии имелось несколько бронеавтомобилей, в той или иной мере конструктивно сходных с ними.
17 октября 1914 года полковник Каменский сообщал в Главное управление Генерального Штаба, что «Государю-императору благоугодно было пожаловать Кавказской Туземной конной дивизии один грузовик, с тем, чтобы он был покрыт бронёй и оборудован для установки на нем 3 пулемётов». В связи с этим Каменский просил Управлене выделить полковнику Добржанскому средства и пулемёты (два тяжёлых и один облегчённый) для постройки броневика на указанном шасси. Не совсем понятно, какой именно грузовик использовался для постройки этой машины, однако, вероятнее всего, это была 1,5-тонная машина. Броневик был построен в конце 1914 года и отправился, видимо, на Кавказский фронт. О дальнейшей его судьбе данных нет, однако его фотография была напечатана в журнале «Нива» за 1916 год. Кроме того, имеются данные о сооружении ещё одного такого же бронеавтомобиля в 1915 году для 1-й мотоциклетной роты. Эта машина была построена на легковом шасси и благополучно дожила до Гражданской войны.
Несколько более отличными от «Руссо-Балтов тип С» были так называемые бронеавтомобили Ижорского завода. 2 экземпляра этого бронеавтомобиля были построены на Ижорском заводе в 1915 году для 1-й пулемётной роты (не следует путать с 1-й автопулемётной ротой). Эти машины отличались изменённой формой корпуса и установкой пулемётной башни в кормовой части (вооружение при этом снизилось до 1 пулемёта). Бронеавтомобили применялись частями Русской Императорской армии в ходе Первой мировой войны, однако были захвачены немцами и применялись ими для подавления Восстания спартакистов в 1919 году.
Автомобили в погонах
Довольно быстро автомобили марки «Руссо-Балт» привлекли внимание командования Русской императорской армии, и она начала закупать эти машины. Тому способствовала и весьма широкая номенклатура моделей: на РБВЗ делали не только классические четырехколесные варианты авто, но и более экзотические
Скажем, существовала модель для езды по снегу, представлявшая собой достаточно мощную С24/40, у которой между передних колес была установлена поворотная пара лыж, а вместо задних — резинометаллический гусеничный привод, разработанный трудившимся в то время в России французом Адольфом Кегрессом. Такой автомобиль начали производить в 1913 году, и он заслужил высокую оценку у армейских автомобилистов, а также вошел в состав гаража царской фамилии.
Но все-таки большинство армейских автомобилей представляли собой шестиместные открытые модели С24 и играли роль штабных. Лишь с началом Первой мировой войны шасси «Руссо-Балта» стали использовать для строительства бронеавтомобилей. Несмотря на то, что все броневики, построенные на базе машин РБВЗ, носили название «Руссо-Балт», в действительности изготавливались они на других предприятиях.
Первыми стали броневики «Руссо-Балт» типа С, унаследовавшие индекс модели от шасси «Руссо-Балта» С24/40. Ижорский завод выпустил всего восемь таких машин, но это были первые отечественные бронеавтомобили. При весьма компактных размерах и небольшом весе, что определялось особенностями шасси, они имели внушительное вооружение: три пулемета «Максим», которые могли вести огонь вперед, назад и вбок по курсу движения машины. Кроме того, броневик имел очень рациональные углы наклона брони, что усиливало его защиту, и оригинальной конструкции шторки для пулеметных гнезд, где броневой щиток, из которого выглядывал ствол пулемета, перемещался вслед за ним, не открывая стрелка вражескому огню. Эти бронемашины успели принять активное участие в Первой мировой и последовавшей за ней Гражданской войне и были окончательно списаны в начале 1920-х годов уже из РККА.
До тех же лет дослужили и броневики другого проекта, разработанного штабс-капитаном Некрасовым и инженером-изобретателем Александром Братолюбовым. Основой для них послужили четыре легковых С и шесть грузовых D шасси «Руссо-Балт», на которых разместили два типа бронеавтомобилей: пулеметные и пушечно-пулеметные, предназначенные для борьбы с броневиками противника. В отличие от проекта Ижорского завода, эти машины оказались менее удачными и подвизались в качестве учебных в Усиленной автомобильной роте, а воевать начали только после Октябрьской революции.
Руссо Балт до и после революции
Отличительными чертами выпущенных вагонным заводом автомобилей были исключительная прочность и надёжность. Российские машины участвовали в различных
международных соревнованиях: пробегах и ралли. Они были в числе лучших в Монте –Карло и в Сан-Себастьян.
Когда говорят о надёжности машин, всегда вспоминают, как одна из легковушек марки С-24 выпуска 1910 г. умудрилась без серьёзных поломок пройти целых 80
тыс. км. Для того времени это было огромное достижение.
Заслуги завода были признаны на самом высоком уровне. Выразилось признание в заказе Императорским гаражом в 1913 г. двух изделий РБВЗ. Внимания удостоились
С-24 и К-12. Большую часть автомобильной продукции (64 %) приобретала российская армия. Машины использовали и штабные работники, и медики. Кроме того, на
шасси устанавливали бронированные кузова.
Конструкция машин была несложной, но очень прочной. Ряд основных деталей: картер двигателя, цилиндры и коробка передач изготавливались посредством литья из
алюминия. Вращающиеся детали: шестерёнки передач и колёса насаживались на шариковые подшипники. Диковинка в виде отливки цилиндров совместно с блоком
использовалась для К-12 и Е-15.
Выпускались автомобили большими партиями. Что примечательно, в авто одной партии детали были полностью взаимозаменяемы. А вот между партиями одной и той же
модели существовали различия, притом весьма существенные. Они выражались в количестве передач, в силе двигателя, в конструкции отдельных сборочных единиц,
в колёсной базе.
Для обозначения геометрических параметров деталей использовалась метрическая система.
Практически все части машин делали непосредственно на РБВЗ. Чего не выпускал вагоностроительный завод, так это шариковых подшипников и масляных манометров.
Эти изделия, как и шины, приходилось приобретать на стороне.
Экипажные отделы завода располагались в Санкт Петербурге и в Риге. Каждый из отделов выпускал кузова к своим маркам машин. Если говорить о типах
автомобильных кузовов, то их было несколько: сигарообразные торпедо, закрытые с жёсткой крышей лимузины, открытые с мягким верхом фаэтоны, популярные в
Европе ландо и ряд других. На автовыставку 1910-го года, проходившую в Петербурге, РБВЗ направил сразу пять своих моделей. Спустя три года, на автошоу их
было уже шесть штук.
Стране Советов легковые автомобили, видимо, не требовались. Их выпуск постепенно спадал и в 1926 году полностью прекратился. Заводские мощности в полном
объёме перешли в подчинение оборонной промышленности.
Русский конвейер
Были и другие доказательства надежности, крепости и проходимости автомобилей марки «Руссо-Балт» — от выдающихся до курьезных. Скажем, именно машина РБВЗ в 1910 году стала первым авто, добравшимся до вершины знаменитого вулкана Везувий. А в одном из пробегов «Руссо-Балта» водитель не справился с управлением, врезался в избу — и развалил ее, а сам отделался лишь незначительными повреждениями.
С 8 июня 1909 года до осени 1915 года, когда завод был эвакуирован из Риги из-за опасно приблизившегося к ней фронта в Санкт-Петербург, было выпущено около 500 автомобилей марки «Руссо-Балт». Некоторые из них находились в составе гаража, обслуживавшего семью императора Николая II, другие приобретали его родственники — великие князья и княгини; на «Руссо-Балтах» ездили энтузиасты автомобилестроения и русские купцы. С одной стороны, многочисленные победы в соревнованиях и ралли, а также выдающиеся показатели скорости и надежности марки «Руссо-Балт» способствовали ее успеху, а с другой, привели к такому росту цен на эти автомобили, при котором они были уже не по карману многим покупателям. Достаточно сказать, что даже самый недорогой из рижских автомобилей модели К12/20 стоил 5500 рублей, тогда как иностранные «Опели» и «Рено» обходились на 500 рублей дешевле, а за самый популярный С24/30 приходилось выкладывать уже 7500 рублей.
Причиной тому была не только высокая популярность марки. Начиная с первых машин, многие детали для «Руссо-Балтов» — от радиаторов и генераторов и до спидометров — приходилось заказывать за рубежом: отечественная промышленность их не выпускала. Чтобы устранить эту зависимость, на РБВЗ решили самостоятельно освоить выпуск всей номенклатуры деталей — и успешно справились с задачей, но для этого пришлось строить новые цеха и покупать новые станки. Правда, за счет ориентированного на конкретные задачи развития производства удалось сразу же наладить сборку машин конвейерного типа, по образцу американских заводов Форда. При этом на «Руссо-Балте» научились выпускать детали с допусками в сотые доли миллиметра, а взаимозаменяемость деталей у машин одной производственной партии была стопроцентной. Но за все эти достижения в конечном счете приходилось платить покупателю, и платить немало.
Концепт Impression
Автомобили вагонного завода не были забыты, и совсем недавно была попытка возродить «Руссо-Балт». Автомобиль, история которого даже короче, чем легенда о нем, ассоциируется с исконно русским автопромом, поэтому есть желающие вернуть его. С начала 21-го века марка принадлежит компании A:Level. В 2002 году она была переименована в Russo-Baltigue. В 2006-м был представлен концепт Impression, в разработке которого поучаствовало немецкое ателье German Gerg GmbH. Планировалось выпускать всего 15 автомобилей в год и продавать их коллекционерам. Однако необычный концепт практически никого не смог заинтересовать, и производство свернулось.
«Руссо-Балт» К-12
Автомобили К-12/20 серии V, выпущенные в 1911 году, имели максимальную мощность в 20 лошадиных сил, что обозначено в названии. В 1913 году появилась следующая серия — XI, ее мощность составляла уже 24 л. с. Машина называлась соответственно — К-12/24. Среди особенностей этой модели можно выделить:
Цилиндры, отлитые общим блоком;
Одностороннее расположение клапанов;
Термосифонную систему охлаждения.
КПП устанавливалась отдельно от двигателя, а крутящий момент передавался на задние колеса с помощью карданного вала. Автомобиль весил порядка 1200 кг, поэтому задние рессоры были ¾-эллиптическими, а не полуэллиптическими. У ранних серий колесная база составляла 2655 миллиметров, а у поздних — 2855 мм.
Модель К-12 чаще всего приобретали в личное пользование, ведь она была самой дешевой среди машин вагонного завода. Тем не менее и состоятельные люди часто выбирали ее. Среди владельцев К-12 в кузове ландоле можно отметить несколько выдающихся личностей: князя Константина Константиновича, князя графа Сергея Витте, промышленника Эдуарда Нобеля.
В общей сложности завод выпустил 141 экземпляр автомобиля К-12. Они были представлены в пяти сериях. Приведем характеристику серии V 1911 года:
Мотор — рядный, 4-цилиндровый, 2,2-литровый, с нижним расположением клапанов;
Мощность — 12 лошадиных сил на 1500 оборотах;
КПП — механическая, на три ступени;
Рама — лонжеронная;
Тормоза — барабанные, задние;
Подвеска — рессорная, зависимая;
Максимальная скорость — 50 км/ч;
Кузов — открытый, 4-местный.
История
Рижский завод
Русско-Балтийский вагонный завод ( нем . Russisch-Baltische Waggonfabrik ; русский : Русско-Балтийский вагонный завод , РБВЗ) был основан в 1874 году в Риге , в то время крупном промышленном центре Российской Империи . Первоначально новая компания была дочерней компанией Van der Zypen & Charlier в Кельн-Дойц , Германия .
В 1894 году большая часть его акций была продана инвесторам в Риге и Санкт-Петербурге , среди которых были местные балтийские немецкие купцы Ф. Мейер, К. Амелунг и Хр. Шредера, а также Шайе Берлина, родственника Исайи Берлина . В итоге штат компании вырос до 3800 человек.
В период с 1909 по 1915 год на вагоностроительном заводе РБВЗ было построено 625 вагонов, первоначально по проекту молодого швейцарского инженера Юлиана Поттерата. Поттерат раньше был дизайнером в компании Automobiles Charles Fondu в Брюсселе, а теперь в возрасте 26 лет был директором автомобильного отделения RBVZ и главным дизайнером. В 1915 году Рижский завод был эвакуирован, а оборудование перевезено в Санкт-Петербург, Фили (Москва) и Тверь .
Сегодня в Риге, Латвия, есть компания Russo-Balt, которая производит прицепы .
Санкт-Петербургский завод
В начале 1912 года директор предприятия М.В. Шидловский нанял 22-летнего Игоря Сикорского на должность главного инженера нового авиационного дивизиона РБВЗ в Санкт-Петербурге. Самолет Сикорского недавно выиграл конкурс военных самолетов в Москве. Он привел с собой на РБВЗ нескольких инженеров и согласился, что его разработки будут принадлежать компании в течение следующих пяти лет.
Эта группа быстро произвела серию самолетов. Среди них были С-5 , С-7 , С-9 , С-10 (1913 г.), С-11 , С-12 , С-16 (1915 г.), С-20 (1916 г.), Русский Витязь ( Великий ) (1913 г.), сериал « Илья Муромец» начиная с 1913 г. и его предполагаемый преемник — « Александр Невский» (1916 г.).
В связи с этим в 1914 году Шидловский был назначен командиром вновь сформированного ЭВК ( Эскадра воздушных кораблей , Эскадрилья летающих кораблей). Эта эскадрилья летала на бомбардировщиках Илья Муромец во время Первой мировой войны.
Большевистская революция положила конец самолета бизнес. Сикорский уехал во Францию в 1918 году. Шидловский и его сын были арестованы в 1919 году при попытке уехать в Финляндию и были убиты.
После революции 1917 года в Санкт-Петербурге открылся второй завод, где строили броневики на шасси, произведенных в Риге.
Московский завод
В 1922 году производство было перенесено из Санкт-Петербурга на БТАЗ в Москве . Московский завод был эвакуирован в Казань в 1941 году, в результате чего было создано Казанское авиационное производственное объединение . Позже на этой московской площадке разместился Космический центр имени Хруничева .
Концепт-кар
Концепт-кар Russo-Baltique Impression (2006 г.).
Бренд «Руссо-Балт» был возрожден в 2006 году группой немецких и российских инвесторов, чтобы предложить роскошный концепт-кар Russo-Baltique Impression, заявленный как купе с сильными нотками европейского стиля начала 1930-х годов. В автомобиле используются механические детали производства Mercedes (Mercedes CL63 AMG), впервые представленные на выставке Concours d’Elegance 2006 года .
Автомобиль должен был производиться немецкой компанией Gerg GmbH (или, возможно, Russo-Baltique Engineering GmbH). Ожидается, что общий объем производства составит от 10 до 15 автомобилей максимум, с производительностью от 2 до 3 автомобилей в год. Цена продажи была около 50 000 000 рублей или 870 000 долларов США, но проект так и не был реализован.
Текущим владельцем международной торговой марки «Руссо-Балт» является ООО «Руссо-Балт» (ООО), Москва, Россия.
Дизайнерские решения Модель-С
Главной особенностью машин серии «С-24» являлся двигатель, цилиндры
которого отливались в двух блоках, а нижние клапаны располагались
по обе стороны цилиндров. Для циркуляции воды в системе охлаждения
служил центробежный насос. Топливо из расположенного сзади между
рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов.
Подвеска задних колес в целях обеспечения комфортабельной езды по
булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трех взаимосвязанных
полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной.
Машины всех изготовленных 9 серий заметно различались. Так, в 1911
году использовали шины одинакового размера для передних и задних
колес(880×120мм). На следующий год завод отказался от карбюратора
РБВЗ в пользу французского «Зенит» (Zenith) и изменил профиль
кулачков распределительного вала, что позволило поднять мощность
с 30 до 35 л.с. В том же 1912 году были удлинены рессоры, и колесная
база увеличилась с 3160 до 3165 мм. Дальнейшее повышение мощности
приходится на 1913 год вместе с внедрением 4-ступенчатой коробки
передач и заднего моста с полуосями одинаковой длины. При этом
завод стал делать рамы с увеличенной колесной базой 3305 мм для
машин с закрытыми кузовами. В зависимости от типа кузова снаряженная
масса автомобилей колебалась от 1540 до 1950 кг.
Первые автомобили завода
Автомобильный отдел завода был образован в 1908 г. в Риге. А в мае 1909 г. появился и первый автомобиль. Прототипом первенца послужил заграничный
автомобиль неизвестной широкому кругу потребителей марки, выпускавшейся фирмой «Фондю» из Бельгии.
Для создания российского автомобиля на завод пригласили бельгийского конструктора Жюльена Поттера.
Немалый вклад в создание техники внесли и отечественные специалисты: Дмитрий Бондарев и Иван Фрязиновский. В результате тесного сотрудничества упомянутой
тройки завод освоил выпуск целой серии автомобилей. На свет появились легковушки марок К-12, Е-15 и С-24. Параллельно велись разработки и грузовых машин,
это: Т-40, М-24, Д-24. Наиболее востребованным стал легковой автомобиль С-24. Именно на эту марку приходилось порядка 55 % от всех выпускавшихся авто.