Устное народное творчество

Оглавление

Особенности

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания.

Существует подход, согласно которому единицами фольклора, как комплексной системы, являются не песни, мифы, танцы сами по себе, не отдельные «произведения» народного искусства, а целостные фольклорные акты, фольклорные действа (ритуалы, обряды в широком смысле слова). Например, любая песня рассматривается не как сама по себе «просто» песня, а в рамках своего предназначения — как к чему-то привязанная, с чем-то структурно и функционально связанная. Аналогично с танцем, музыкой, одеждой, народным театром.

Фольклор первобытного бесписьменного общества основывается на мифологии и религиозной системе, в нём особо важную роль имеют обрядовые формы. Древнейшие жанры письменности продолжают фольклорные традиции заклинаний, ритуальной поэзии (календарной и свадебной), мифа, исторических преданий; литература при этом сохраняет близкие к фольклорным стилевые средства: схожие системы повторов, параллелизмы, метафоры, словесную игру и т. д. Вместе с тем уже древнейшие надписи — таковы, что их функция не может быть адекватно осуществлена с помощью устного фольклорного слова (например, древнеегипетские «автобиографические» надписи вельмож и всякого рода заупокойные тексты). После появления письменности и литературы, в условиях зарождения государственности и развития более сложных религиозно-мифологических систем, фольклор продолжает функционировать, но такой традиционный, или «классический», фольклор развивается в нечто отличное от фольклора строго архаического.

Древнейший сюжетный фонд подвергается десакрализации, устная традиция испытывает многоплановое влияние книжной словесности: так, устное слово может воспроизводить нормы письменного языка (особенно характерно для торжественной ритмизованной речи), одновременно происходит фольклоризация и архаизация книжных источников. Помимо влияния литературы, сходный эффект может иметь влияние более развитого фольклора соседних народов (например, влияние русского фольклора на устные литературы некоторых других народов СССР).

Эволюция в подходе к фольклору привела к тому, что функционирование фольклора в обществе рассматривается не только с точки зрения литературоведения, но и с точек зрения антропологии и социологии.

Многие неофициальные, неканонические, жанры и виды фольклора не сразу попадают в поле зрения специалистов

Например, любовные девичьи рассказы, обратили на себя внимание собирателей лишь в 1980-е годы, тогда как бытование их имеет несравненно более долгую историю

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

«Береженого Бог бережет»

«Мал золотник, да дорог»

«Копейка рубль бережет»

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.

Пример русских поговорок:

«Остаться с носом» (быть обманутым)

«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«Когда рак на горе свистнет» (никогда)

Отличительные особенности малых фольклорных жанров

Разные произведения малых фольклорных жанров имеют сходства по объему и назначению. Но, несмотря на это, они имеют ряд отличительных особенностей. Их нужно понимать, и тогда можно будет без труда отличить друг от друга произведения разных фольклорных жанров.

Загадки

Одним из любимых жанров ребятишек всех возрастов являются загадки. Они формируют у подрастающего поколения умения:

  • логически мыслить;
  • давать ответ на поставленный вопрос;
  • собирать по набору отличительных свойств цельный образ.

Загадки – это разновидность УНТ (устного народного творчества): поэтическое, замысловатое изображение определенного явления, предмета, человеческого качества, придуманное для выяснения сообразительности человека. В отличие от остальных малых жанров каждой загадки имеется 2 обязательные части: основная часть (вопрос) и отгадка (ответ). Они связаны логически между собой. Именно в таком жанре народного творчества привычный мир изображен в новом, необычном виде.

Примеры загадок:

Загадка (I часть): Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Отгадка (II часть): Жук.

Есть виды загадок-вопросов, которые строятся на переносе одного или нескольких качеств предмета.

Пример:

Загадка (I часть): Что шумит без ветра?

Отгадка (II часть): Река.

Считалочки

Считалочки – это небольшие стихотворные тексты со строго-определенным ритмом и рифмой, необходимые для распределения ролей в игре.

Раньше считалочки использовали, когда взрослые люди не могли договориться, кто будет выполнять тяжелую работу. Чуть позже их переняли дети и начали с помощью считалок выбирать водящего в своих веселых играх.

Отличительные черты считалочек:

строгий ритм;
точные рифмы;
не так важно смысловое наполнение произведения, как его результативность («А голею будешь ты», «тебе водить», «выходи из круга вон»);

шуточный текст.

Детские считалочки – отличное поле для творчества! Ведь дети сами могут придумать новую считалку и использовать ее в своих играх.

Примеры этого малого фольклорного жанра:

Ёжик нес на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе — водить опять!

Пример считалочки, абсолютно лишенной конкретного смысла:

Ана—дэус—рики—паки,

Дормы—кормы—консту—таки,

Энус—дэус—кана—дэус—БАЦ!

Скороговорки

Скороговорки – небольшой текст правильной формы, построенный на усложненном сочетании труднопроизносимых слов. Эти произведения используются для тренировки красивого правильного произношения. Обычно, скороговорки необходимо произнести в ускоренном темпе, но при том нужно четко выговорить все слова.

Пример

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!

Пословицы

Пословица (определение в литературе) – это небольшое законченное предложение, содержащее поучительное наставление. В пословицах есть строгий ритм, который помогает их запомнить и использовать в собственной речи.

Такие краткие изречения не записывали – их устно передавали друг другу. За несколько веков пословицы обрели лаконичную форму. Обычно, пословицы содержат две части:

  1. Описание предмета или явления.
  2. Выразительная оценка.

Примеры (какие бывают пословицы):

Завтра, завтра, не сегодня! – так лентяи говорят;

Учение свет, а не учение тьма.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда!

Поговорки

Поговорка (определение в литературе) – емкое поэтическое изречение, отражающее определенное жизненное явление. Поговорка – это незаконченное предложение, которое служит для украшения живой речи, а не для наставлений и поучений.

Обычно, поговорки входят в устную речь из других произведений:

  • пословицы;
  • басни;
  • сказки;
  • песни;
  • литературное произведение большого объема.

В этом случае поговорка только намекает на исходное произведение и добавляет красоту речи.

Примеры поговорок

«Свинья под дубом».

«(Остаться) у разбитого корыта».

«Когда рак на горе свиснет».

Правильное произношение и использование слова «фольклор»

Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения («фольклёр» и «фольклор») допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

В обиходе широко используется словосочетание «народный фольклор». Однако это использование термина не совсем правильное, ведь «фольк» из слова фольклор уже означает «народное», таким образом, если говорить «народный фольклор», то мы повторяем «народный» дважды, получается речевая избыточность.

Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.

Кликуши[править]

Кликуши — те люди, в кого вселился бес, одержимые. Беса в человека колдун подсаживает. Кликуши постоянно икают, кричат по-птичьи, брешут по-собачьи, ругаются, кусаются и щипают себя, выкликают разными голосами имя испортившего их колдуна — потому и зовутся кликушами. Кликуша говорит двумя голосами — своим от своего имени и более писклявым от имени беса, всегда в мужском роде, даже если кликуша — женщина. Начинает кричать и визжать, если читать молитвы или показывать крест, обладает страшной физической силой, неестественной для человека. У кликуши можно просить предсказания, если знать имя сидящего в ней беса. Бес может рассказать все тайны и даже будущее. После смерти кликуши бес будет сорок дней сидеть на заборе в виде животного или птицы, высматривая себе новую жертву. Беса можно изгнать из тела кликуши молитвами, но способен на это только очень сильный знахарь.

Герои устного народного творчества. Устное народное творчество русского народа

Устное народное творчество представляет собой обширный пласт русской культуры, формировавшийся на протяжении многих столетий.

В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое.

Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме.

Обратите внимание

К малым жанрам фольклора относятся небольшие по объему произведения: частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные песни, небылицы, скороговорки.

Иногда их относят к детскому фольклорному творчеству, потому, что знакомство человека в давние времена с этими произведениями происходило в том возрасте, когда он еще даже не разговаривал.

Эти произведения интересны своей яркостью, доступностью, понятной для всех формой.

Русские народные пословицы

Русские пословицы и поговорки – представляют собой краткое, ритмически организованное, образное народное высказывание часто назидательного, поучающего содержания, это своеобразные народные афоризмы. Часто состоят из двух частей, подкрепленных рифмой, имеют ритм, характерную аллитерацию и ассонансы.

Подробнее >>

Русские народные потешки

Народные потешки – рифмованные коротенькие истории, песенки и стишки, сочетаемые с простыми движениями, предназначенные для развлечения ребенка, тренировки его памяти, развития мелкой моторики рук и координации движений, гармоничного развития ребенка в целом, посредством ненавязчивой игровой формы.

Подробнее >>

Русские народные прибаутки

Прибаутки или забавушки – маленькие смешные часто рифмованные произведения, рассказывающие в яркой, занимательной форме об интересных событиях, произошедших с её героями. Отличаются динамичным содержанием, энергичными поступками героев, призваны заинтересовать ребенка, развить его воображение, принести позитивные эмоции.

Подробнее >>

Русские народные небылицы

Русские народные небылицы – небольшие по объему сказочные истории, иногда поданные в рифмованной форме, сюжет которых построен на бессмысленных, неподдающихся логике событиях. Их задача – развеселить слушающего, привить ребенку чувство юмора, логику, фантазию и развить весь процесс мышления в целом.

Подробнее >>

Русские народные скороговорки

Русская скороговорка – короткая шуточная фраза, построенная на сочетании труднопроизносимых звуков, придуманная нашими предками для развлечения и используемая сейчас для коррекции проблем с речью и дикцией.

Подробнее >>

Русские народные частушки

Русские частушки – широта души русского человека, его тонкое чувство юмора и красота поэтической души в коротких, хлестких, берущих за душу, заставляющих смеяться и плакать в мелодичных рифмованных четверостишиях.

Подробнее >>

Русские народные загадки

Русская загадка – вопросительное иносказательно описание предметов и явлений, особый вид развлекательного, острословного жанра, призванный заставлять человека думать, проявлять сообразительность, развивать его память и внимание. Подробнее >>

Подробнее >>

Русские народные колыбельные песни

Русская колыбельная – тихий, ритмичный и мелодичный напев, призванный успокоить ребенка и уложить его спать, сопровождающийся легким покачиванием детской колыбельки.

Крупные и малые жанры русского народного творчества

Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразностью, яркими национальными особенностями культуры.  Сказочные, былинные и малые жанры фольклора собирались на основе жизненного опыта русского народа. В этих простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизме и самобытности.

Выделяют следующие жанры русского народного фольклора, наглядно иллюстрировавшие многогранные стороны жизни русского человека:

  • Трудовые песни. Сопровождали какой-либо рабочий процесс (посев, вспашку поля, сенокос, сбор ягод или грибов), имели вид разнообразных выкриков, напевов, напутствий и веселых песенок с простым ритмом, незамысловатой мелодией и несложным текстом, которые помогали настроиться на рабочий лад, задавали ритм, сплачивали народ и духовно помогали выполнять тяжелый, порой непосильный крестьянский труд;
  • Календарные обрядовые песни, заклички, заговоры, исполнявшиеся для привлечения удачи и благополучия, повышения плодородия, улучшения погодных условий, увеличения приплода домашнего скота;
  • Свадебные. Песни, исполнявшиеся в день сватовства, прощания родителей с невестой, на передаче невесты в руки жениха и непосредственно на свадьбе;
  • Устные прозаические произведения. Легенды, предания, былички, бывальщины, рассказывающие об исторических и эпических событиях, героями в которых выступают легендарные русские воители, князья или цари, а также описывающие какие-либо невиданные или необычные события, имевшие место в реальной жизни знакомого рассказчика, причем сам он не был их свидетелем и не принимал в них участие;
  • Поэтический фольклор для детей (прибаутки, потешки, пестушки, дразнилки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы и колыбельные песни). Исполнялись обычно в краткой стихотворной, шуточной форме, понятной и интересной для детского восприятия;
  • Песенный или героический эпос (былины, исторические песни). Рассказывают о когда-то происшедших исторических событиях в виде песни, в них обычно прославлялись подвиги русских легендарных героев и богатырей, совершенных ими во благо Земли Русской и ее народа;
  • Художественные сказки (бытовые, волшебные, про животных) представляют собой самый распространенный вид устного творчества, в котором народ рассказывал о вымышленных событиях и персонажах в интересной и доступной форме, таким образом, отображая свои понятия о добре и зле, жизни и смерти, бедности и богатстве, окружающей природе и её обитателях. Также к русскому художественному творчеству относят баллады, анекдоты, небылицы и частушки;
  • Фольклорные театральные представления драматического характера (вертепы, раёк, балаганы и выступления скоморохов на ярмарках, праздниках и народных гуляниях).

Помимо крупных форм фольклора (песен, сказок, мифов и т. д.) в русском устном народном творчестве есть целый ряд малых фольклорных жанров или необрядовый фольклор:

  • Загадки — вопросы с описанием предмета, живого существа или явления в образной форме (Два кольца, два конца, а посередине гвоздик);
  • Скороговорки и чистоговорки — специальные фразы с повторяющимися звуками и сочетаниями звуков, с помощью которых вырабатывают дикцию;
  • Пословицы — меткие назидательные высказывания в стихотворной форме («На чужой каравай рот не разевай»);
  • Поговорки — краткие, отличающиеся меткостью, фразы, характеризующие окружающую действительность и людей («Два сапога пара»); иногда это даже части пословиц;
  • Считалки — их использовали и до сих пор используют дети во время игр, когда определяют роль каждого игрока;
  • Заклички — призывы весны/лета/праздника в рифмованной форме;
  • Потешки и пестушки, которые напевались в процессе игры матери или другого взрослого с маленьким ребёнком (ярчайший пример — игра «Ладушки» с потешкой «Ладушки-ладушки, где были…»).

Также к малым фольклорным жанрам относятся колыбельные песни, непосредственно игры и прибаутки.

Болезни и смерть[править]

Русские часто изображали болезни и смерть в образе женщин. Например, оспа — уродливая женщина с пузырями вместо глаз, а холера — женщина, летающая по воздуху и отравляющая колодцы. Болезнь не может войти в село без приглашения или помощи человека. Есть легенда о том, как ехал один мужик по дороге на телеге, а за ним старушка бежит и просит: «Подвези, родимый!» Он её посадил на телегу, а она говорит: «За то, что ты меня подвёз, я тебе помогу. Знай, что я — холера, и скоро отравлю все колодцы в вашем селе, а ты пей воду только из ручьёв и так спасёшься.» Смотрит он на неё — она страшная, вся чёрная, на человека не похожа. Повез он её к себе домой, угостил, поднёс чарку, она захмелела и уснула. Он тогда взял топор и отрубил ей голову, а у неё ни крови, ни внутренностей нет, лишь пузырьки с ядом.

Были также лихорадки — сёстры, которые ходят по земле, стучат в окна или зовут по имени. Кто откликнется, к тому пристанут. Поэтому нельзя откликаться, если кто-то зовёт тебя с улицы, особенно ночью. Это были якобы дочери царя Ирода, проклятые Иоанном Крестителем. Одного человека колдун лечил от лихорадки, и в его доме появлялась женщина в белом, угрожала, чтоб прогнал колдуна, иначе она убьёт всех. Так лихорадка пыталась запугать человека, чтоб он прекратил лечение и она бы его забрала.

Если в соседних населённых пунктах начиналась эпидемия, молодые женщины впрягались в плуг и обпахивали село по кругу, веря, что так болезнь к ним не войдёт. Если же болезнь уже вошла в село, шли на другую хитрость — писали углём на доме что мол «Никого нет дома». Верили, что болезнь прочтёт, поверит и мимо пройдёт.

Также есть много легенд о том, как человек видел смерть в образе женщины. Например, заходит один человек домой, а его дед старый говорит: «Видишь, там женщина вся в белом по двору ходит? Кто она?» Смотрит человек в окно, а там нет никакой женщины, и понял, что дед смерть свою видит. Так дед тем же вечером и умер.

Водяной[править]

Водяной голый, горбатый, синюшный, пузатый, облепленный тиной и листьями уродец, дух воды. Волосы и борода у него как тина и мох, есть лапы с перепонками, коровий хвост, чешуя, рога. Ночью он вылезает из воды и ржёт, как конь, блеет, как баран, хохочет, шлёпает руками по воде. У него есть уродливая жена водяница и дети водянёнки, которые рвут и путают сети. Если выловить водянёнка, водяной в обмен на него подарит сокровища или много рыбы. Водяной может топить людей, поэтому прежде чем купаться, нужно всегда спросить его разрешения. По этой причине тонущему человеку иногда не приходили на помощь — боялись прогневить водяного. Также сам водяной мог прикинуться тонущим ребёнком, чтобы заманить в воду и утопить добросердечного путника. Водяным приносили подношения перед купанием или рыбалкой, бросали в воду еду, табак или лапти.

Водяной, как и любая нечисть, боялся креста и матерной брани. Есть легенда о том, как водяной приходит к священнику и просит одной вещи, а какой вымолвить не может. Нечисть не может выговорить слов типа «крест, Иисус, Богородица» либо сильно их искажает при произношении. Священник догадался, чего он хочет, взял крест и пошёл к реке. Нырнули они, а там другой водяной и его семейство. Освятил их священник крестом, и умерли они. За то, что тот священник прогнал нежеланных соседей, водяной подарил ему целую шапку золота.

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Возрастные особенности развития речи

Овладеть речью – это важнейшая задача ребенка на ранней стадии развития. От этого навыка будет зависеть весь его прогресс в дальнейшем, что касается личности, интеллекта и поведения.

Что изменяется в речи от одного до трех лет:

  • ребенок усваивает базовые грамматические и фонетические законы. Формируется синтаксическая речевая структура.
  • совершенствуется семантическая и лексическая речевые законы.
  • малыш начинает некоторую речевую активность, что выражается в виде вопросов, которые адресованы взрослым.

Терминология

Лексика – это термин, который подразумевает систему слов языка, которыми владеет человек.Семантика – это комплекс правил, рассматривающих значения слов и их изменения в их значений.Фонетика – это раздел языковедения, который изучает речевые звуки и строение языка.Грамматика – это законы словообразования и использования слов в жизни.

Примерно в год ребенок уже может произносить некоторые слова. Некоторые вещи он называет словами. Для них слово обычно связывается с текущей окружающей обстановкой, а не с определенными представлениями. В этом возрасте дошкольники уже обладают некоторым опытом взаимодействия с внешним миром при помощи органов восприятия. У него уже есть определенные чувства к родителям, к окружающей обстановке, к игрушкам и пище.

Примерно от полутора до двух с половиной лет происходит следующий этап развития ребенка. В этот период малыш учится совмещать слова, объединять их в маленькие фразы. Дети начинают быть активными в общении с людьми, спрашивают, как называются предметы из его окружения, с помощью мимики и жестов указывает взрослому на то, что ему интересно. Примерно к 1,8 годам у детей формируется понимание речи окружающих, но его активный словарь практически не пополняется новыми словами.

До 40 слов знают дети в полтора года. Очень редко они понимают до 100 слов. Затем происходит сильный скачок в формировании речи. В конце второго года жизни дошкольники знают уже около 300 слов. А к концу трех лет – до 1500 слов. Фонематический слух практически полностью сформирован в два года, когда дети могут различать слова, которые отличаются друг от друга всего одной фонемой.

Ближе к трем годам ребенок начинает активно участвовать в самостоятельной речи. На этом этапе дети речью управляют собственным поведением и пытаются влиять на поведение окружающих людей. Резко растет интерес детей к окружающему миру. Дети все хотят видеть, трогать, слушать и узнавать. Они интересуются тем, как называются предметы, понимают, для чего эти предметы нужны, умеют пользоваться средствами гигиены.

В три года дети правильно пользуются падежами, могут составлять предложения, используя служебные слова, внутри которых грамматически верно согласуются все слова. Пассивный словарь практически такой же, что и активный. От двух до трех лет интенсивно развивается грамматическая структура. Некоторые слова превращаются в части речи, их окончания согласуются. Речь в трехлетнем возрасте включает в себя в основном простые предложения.

В раннем возрасте речь может развиваться под влиянием следующих факторов:

  • игры влияют на формирование речи;
  • нужно использовать фольклор;
  • развитие мелкой моторики;
  • общение в семье.

Работа педагога, позволяющая формировать детскую речь, подразумевает то, что взрослые должны быть вовлечены во взаимодействия с детьми в бытовой жизни. Но также нужно специально организовывать занятия и игры.