Оглавление
Искусство иконописи
Ярче всего это видно в образах XV столетия. Некоторые историки считают эту эпоху временем наивысшего развития мастерства иконописи, ведь именно тогда можно было увидеть самые немногосложные, ясные и простые композиции. В этих иконах нет ничего чрезмерного или лишнего, но они поражают и восхищают зрителя своим эмоциональным зарядом, смысловой наполненностью изображения.
Сюжеты этих религиозных картин, как правило, были весьма просты. На них изображались фигуры святых (часто в окружении клейм – небольших миниатюр, в которых показаны сцены из жизни праведника) и эпизоды из Евангелия. Сложные иконы, со многими аллегориями и символами, так популярные в то время в Европе в силу своего дидактического содержания, на Руси не прижились.
Святые на этих иконах показаны словно бы бесплотными – их широкие, свободные одежды полностью скрывают тело, поза статична, черты лица лишены всякой индивидуальности. Портретные изображения в церкви были строго запрещены. Попытки очеловечить святых, приблизить показанные на иконе события к реальному времени, встречающиеся в западной традиции, в русской иконописи были полностью исключены. Другие элементы сюжета также предельно стилизованы, сведены к архетипам. Например, если сюжет иконы требовал изобразить пейзаж, мастер писал его настолько схематично, что он почти утрачивал сходство с реальностью, за исключением символического. Другие вставки – кулисы, драпировки, архитектурные элементы – также условны и лаконичны. Это помогало добиться ощущения, что все показанные на иконе события – умозрительны, что образ – лишь аллегория Небесного Царства.
Материалы для изготовления иконы также были строго регламентированы. Как правило, они писались на липовых или дубовых досках, покрытых меловым грунтом. Для иконописи использовалась темпера – минеральные либо растительные красящие порошки на основе яичной эмульсии. После завершения работы мастер покрывал поверхность образа тонкой плёнкой олифы – масляной жидкости, призванной усилить яркость цветов и предупредить возможные повреждения. Практически повсеместно для изображения фона на иконах, а также передачи нимбов святых использовались тонкие листы сусального золота или же золотой порошок, символизирующие сияние духа, блаженство и гармонию запредельного мира. Чтобы отдать должное святости образа, иконы украшали накладки из драгоценных металлов, самоцветы, изделия из янтаря, узоры и орнаменты.
При этом и материалы, и сам процесс написания образа были проникнуты мистическим смыслом. Мастер погружался в особое душевное состояние, постоянно поддерживая своё сосредоточение молитвой и постом. Его краски, кисти, другие орудия – даже вода для разведения пигментов – освящались специальными молитвами. Именно поэтому у древних иконописцев получалось создавать столь возвышенные, проникнутые святостью и аскезой лики.
Какие иконы относят к старообрядческим
Старообрядцы считают себя хранителями древней христианской религии, в том числе в иконографии. Они не признают иконы, написанные по предписаниям никоновской реформы.
Спасителя
На иконах старообрядцев Господь изображен в рублевском стиле: фигура Спасителя развернута на 270 градусов, пальцы правой руки сложены в двоеперстие, в левой – раскрытое Евангелие.
В такой манере выполнены:
- «Спас Вседержитель»;
- «Царь Царей»;
- «Нерукотворный Спас».
В старообрядческом вероучении Христос – Царь Небесный.
Богородицы
Божия Матерь почиталась старообрядцами, как защитница и хранительница истинного православного благочестия. Особенно чтимым в 19 столетии был образ «Тихвинской Богоматери», по преданию, написанный апостолом Лукой. Изображение Младенца Иисуса на иконе с двоеперстным благословением для староверов служило доказательством «правильности» веры для неграмотных верующих.
Образы Богородицы под другими названиями, встречающиеся в храмах и домах староверов:
- «Владимирская»;
- «Казанская»;
- «Иверская»;
- «Шуйская»;
- «Троеручица»;
- «Неопалимая Купина»;
- «Смоленская»;
- «Скорбящая».
Староверы почитают богородичные иконы чудотворными.
Другие староверческие иконы
В храмах и домах староверов молятся иконам с изображениями:
- святого Николая Чудотворца;
- Иоанна Богослова (молчащего);
- пророка Илии в «огне»;
- Иоанна Предтечи;
- архангела Михаила;
- мученика Иоанна Воина;
- великомученицы Парасковии;
- мучениц Екатерины, Варвары;
- мученика Уару;
- святой Феклы;
- святого Паисия.
Почитаются минейные образа со святыми, дни поминовения которых приходятся в эти дни, а также в честь главных православных праздников, Страшного Суда, местных святых.
Первые изображения
Есть церковное предание о появлении самой первой иконы. Одному восточному царю очень хотелось иметь изображение Христа, и он послал к Нему своего придворного художника. Однако, как ни бился тот, ему не удавалось передать черты лица Спасителя. Тогда Христос сжалился над живописцем. Умывшись, Он вытер лицо куском полотна, и передал это полотно, на котором запечатлелся Его лик, художнику. Так возникло известное всем изображение Христа, которое называют «Спас Нерукотворный» (иначе – «Спас Мокрая брада», поскольку борода и волосы на этом образе прямые, будто мокрые).
Спас НерукотворныйДвусторонняя выносная иконаШкола или худ. центр: НовгородВторая половина XII в.Onasch 1961: XII в.Антонова, Мнева 1963: Середина XII в.Лазарев 1969: 1130–1190-е годыНовгородская икона 1983: Конец XII — начало XIII вв.Лазарев 1986: XII в.ГТГ 1995: Вторая половина XII в.Лазарев 2000/1: Вторая половина XII в.Иконы Успенского собора 2007: Вторая половина XII в.Eastmond 2013: Ок. 1200 г.77 × 71 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 14245
Другое предание о появлении изображения Спасителя, повествует, что оно возникло на плате, которым добрые женщины утерли лицо Христу, когда он шел на Голгофу, изнывая под тяжестью креста.
Первая рукотворная икона принадлежит кисти одного из семидесяти апостолов, евангелиста Луки. Это изображение Богородицы. Считают, что он так же был автором изображений апостолов Петра и Павла. Иконопись складывалась постепенно. Для поздней античности характерны изображения Христа в виде символов – агнца, чаши, книги или рыбы. Иногда Христа рисовали в виде молодого безбородого мужчины с ягненком на плечах – широко известный сюжет, получивший название «Пастырь добрый».
Однако постепенно, в восточной части Римской империи, позднее получившей название Византийской, стал складываться тип изображений, который мы сегодня твердо ассоциируем с иконописью. Техника исполнения ранних икон была разной. Это и энкаустика – письмо горячими восковыми красками, которые остывая, давали удивительный эффект «живости» изображения, и мозаики.
Самые древние дошедшие до нас образы относятся к IV веку. Это, в числе прочего, знаменитое изображение Христа из Синайского монастыря святой Екатерины. Позднее, после III Вселенского Собора, догматически закрепившего почитание Девы Марии, стали появляться изображения Богородицы, а еще позднее — святых.
Самые известные энкаустические иконы
Среди наиболее ценных и известных старинных иконописных произведений, выполненных в энкаустической технике, — Христос Пантократор, Святой Сергий и Вакх, Мученик и Мученица, Апостол Петр и некоторые другие. Ознакомимся подробно с самыми яркими и знаменитыми примерами.
Христос Вседержитель в Синае
Христос Вседержитель, или Христос Пантократор — это самая древняя и известная в мире энкаустическая икона, которая хранится в Синайском монастыре. В середине шестого столетия она была создана в древнем городе Константинополе. Император Юстиниан передал ее в дар монастырю.
Богородица с Федором и Георгием в Риме
Полное название это древней иконы — Богородица с Младенцем (на престоле, с предстоящими ангелами) Она была создана в конце седьмого века. До сегодняшних дней хранится в Риме, в Базилике Санта Мария ин Трестевере.
Очень напоминает византийское произведение под названием Богоматерь с младенцем и святыми Феодором и Георгием, которое хранится в монастыре Святой Екатерины на Синайской горе. Однако в этом варианте отсутствуют образы святых воинов. Восседающую на троне Богородицу окружают два ангела — Федор и Георгий. На ней надета роскошная туника, украшенная жемчугом. А на голове красуется царский венец.
Богоматерь — Царица Небесная
Одна из наиболее почитаемых икон Божьей Матери. Это канонический образ, изображающий ее в виде молодой девушки с покрытой головой. На головном уборе и плечах Богородицы изображены три звезды. Они являются символами ее девичества до рождества, при рождестве, а также после рождества Христового.
Свв. Сергий и Вакх в Киеве
Энкаустическая икона Святые Сергий и Вакх написана неизвестным константинопольским мастером в седьмом столетии. Из монастыря Святой Екатерины на горе Синай она была переправлена в киевский Музей искусств имени Богдана и Веры Ханенко в 1940 году, где и хранится до настоящего момента.
Святые воины Сергий и Вакх изображены по пояс. Они облачены в белые хламиды и коричневые хитоны. У каждого не шее надето тяжелое ожерелье из золота, украшенное инкрустацией из драгоценных камней без гранения краев. В верхних углах присутствуют имена святых. Их лица имеют очень бледный тон, однако они обрамлены контрастирующими темными завитками волос, которые спускаются ко лбам. Глаза широко раскрыты, взгляды лишены всяких эмоций. На головах святых надеты круглые ровные нимбы. Между ними в верхней части помещен святой лик Христа, изображенный на медальоне. У Иисуса характерные длинные волосы и борода заостренной формы. В правой руке каждый святой держит крест.
Христос и св. Мина в Лувре
Икона Христос и святой Мина хранится в Париже, в знаменитом музее Лувр. Это самое древнее произведение с изображением Мины Котуанского, также известного, как Фригийский. Это великомученик и один из наиболее почитаемых святых, который считается покровителем купцов. Египтянин, который при жизни служил воином во фригийском городе Котуане. Был обезглавлен судом жестокого правителя Пирра за исповедование своей веры.
Епископ Авраам в Берлине
Это знаменитая коптская икона шестого столетия, которая хранится в Государственном Музее Берлина. Относится к византийской культуре. На ней изображен седобородый епископ Авраам в круглом золотом нимбе. Он был преподобным христианским подвижником, епископом в городе Карра.
Алипий Печерский (около 1070 — 1114)
Алипий Печерский был известным иконописцем, мозаичистом, ювелиром, жившем в 9 веке. Также он имел статус преподобного святого. Иконописи учился у греческих мастеров.
Искусствоведы нашли летописные источники, согласно которым стало известно, что он был почитаем на Руси, обладал даром целителя, совершал чудеса, также чудесную силу имели иконы, написанные им.
К сожалению, авторские произведения иконописца не сохранились до наших дней. В одном из источников сообщается, что художник написал пятифигурный Деисус, две наместные иконы.
Некоторые исследователи также пришли к выводу, что иконописец написал «Ярославскую Оранту», которая впоследствии была принесена в дар Успенскому собору, располагающемуся в Ростове.
Как создавались иконы на Руси
Процесс написания икон начинался с обработки деревянного полотна. Для росписи использовались доски из дуба, липы и кипариса. Это объяснялось свойствами такой древесины хорошо удерживать свою форму даже во влажных условиях.
Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг
Сначала полотно высушивалось и выпаривалось. Затем лицевую часть обрабатывали особым образом — делали углубление, а по краю оставляли небольшие выступы. На место, где предполагалось писать лик, наносилась паволока, а на нее — специальная грунтовая смесь, называемая левкас. Далее следовала шлифовка и нанесение самого изображения.
Читайте об иконах:
- Что такое киот для икон
- Византийские иконы
- Иконопочитание в православии
Древнейшая икона Христа
Самой древней из существующих икон Спасителя, по мнению исследователей, является икона, найденная в Синайском монастыре. Ее появление относят к середине VI века. Вероятно, образ был написан в Константинополе, а затем подарен Синайской обители императором Юстинианом.
Христос Вседержитель. Монастырь св. Екатерины, Синай
Особенностью этого изображения является ассиметричность лица Спасителя. Левая половина — отрешенная, спокойная, созерцающая. Правая — напряженно всматривающаяся, экспрессивная. Автор намеренно пошел на такой прием, показывая тем самым двойственность Богочеловека.
Понятие энкаустики
Энкаустика возникла в Древней Греции. В переводе с древнегреческого языка этот термин означает «искусство выжигания». Это особая техника живописи, для которой применяются краски в горячем, расплавленном состоянии. В качестве связующего вещества для них выступает натуральный воск. Поэтому данное направление искусства часто называют «восковой живописью».
Восковая темпера является разновидностью энкаустики. Ее отличительные особенности — сочность и яркость красок. Именно эта техника повсеместно применялась для написания древних христианских икон. В состав энкаустических красок входят несколько компонентов:
- воск;
- смола;
- красящий пигмент;
- масло.
В зависимости от количества пигментов и смолы, соединяемых с пчелиным воском, их консистенция может варьироваться от мягкой до твердой и плотной.
Согласно данной технике, куски воска растапливают и смешивают с краской на металлической палитре, которую держат прямо над огнем. Для нанесения такой краски применяются не только кисти, но и металлические палочки, предварительно разогретые.
Иисус в аду
В священных текстах сюжет «Сошествие Иисуса Христа в ад» упоминается вскользь, зато в апокрифах тема раскрыта как следует — например, в «Евангелии от Никодима». Считается, что после распятия Иисус спустился в ад, разнес его ворота и освободил оттуда Адама, Еву, праведников. Иногда на иконе этого сюжета можно насладиться полным собранием хороших людей из обоих Заветов: прародители Христа, царь Давид и царь Соломон, а также Иоанн Предтеча, Авель, все в разных интересных шапочках… Часто Иисус стоит на кресте, но это не тот самый — его личный крест, а обломки адских ворот. Изображены, разумеется, на иконе и бездны ада, черные, как душа Ирода.
Высокий русский иконостас
Первоначально в православных храмах Византии алтарь перекрывался подвешенной на шесте тканью с вышитыми на ней золотом изображениями святых. Перекрывать алтарь следовало потому, что собственно алтарное пространство символизировало собой рай. В этом случае ткань с представлениями святых понималась как изображение ограды рая, сквозь окна которой глядят на прихожан святые, души которых принадлежат раю.
В конце XI — начале XII века перед алтарем стали ставить храмовую икону. Вскоре храмовую икону стали помещать на алтарной преграде рядом с царскими вратами (врата в центральную апсиду). Обычно византийская алтарная преграда-иконостас включала в себя три ряда или чина икон: а) деисус (изображение Иисуса Христа с двумя предстоящими), б) праздники, в) храмовые иконы. Сверху сплошной алтарной преграды-иконостаса размещался либо крест, либо икона «Распятие».
На Руси привился привозимый из Византии не сплошной, а составной иконостас-темплон. Это связано было с трудностями доставки, и первоначально его именовали «деисус».
В конце XIII — начале XIV века на Руси появилась полностью деревянная глухая алтарная преграда или стенка с «царскими» вратами в центре, располагавшаяся между алтарными столбами центральной апсиды, не доходя до верха алтарной арки.
В конце XIV — начале XV века на Руси появилась сплошная алтарная стенка от северной до южной стены. Образцом может служить фундамент алтарной стенки-иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Последовательно русский иконостас включил в себя все главные моменты стенной храмовой росписи. Пророки и праотцы были перенесены из купола в пророческий и праотеческий ярусы иконостаса. Сцены праздников православных были перенесены со сводов и стен в праздничный ярус иконостаса. Деисус из центральной апсиды был перенесен в деисусный ярус. Евангелисты с парусов были перенесены на царские врата.
Классический тип Высокого русского иконостаса представляет иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, созданный под руководством Феофана Грека в 1405 году.
Иконостас Благовещенского собора с его монументальными чиновыми иконами и обширным циклом «праздников» послужил исходной точкой для всего дальнейшего развития классической формы древнерусского иконостаса.
Иконопись после Рублёва и Дионисия
В середине XV века пала Византия. Русские аристократы направили свои взоры на Запад. А там они увидели пышное барокко и невероятный реализм.
Конечно, это их поразило. Они захотели светскости и яркости в своём быту. Это неизбежно отразилось и на иконах. У Богородицы появилась выраженная светотень, и плоское изображение стало объемным.
Симон Ушаков. Богородица Елеуса Киккская. 1626. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.
Святая Троица наполнилась множеством деталей и декоративных орнаментов. И ощущение инобытия в них просто растворилось.
Cвятая Троица. 1705. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
Та самая бесконечная доброта и любовь, выраженные языком живописи у мастеров XII-XVI веков, отошла на второй план. В угоду внешней детализации и даже декоративности.
Вершиной русской иконописи так и осталась «Святая Троица» Рублёва. И создать что-то подобное так никому и не удалось.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии
других читателейсмотрите ниже . Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Перейти на главную страницу
*Более распространена версия, что Донская икона Божией Матери была создана Феофаном Греком. Однако я придерживаюсь версии В. Н. Лазарева, что создатель — русский мастер, возможно ученик Феофана Грека.
Новые публикации
«Русь» в игре 30.09.2021
Русские игроки, ступившие на спортивное поприще на родине или на чужбине под началом родителей, внесли весомый вклад в развитие профессионального спорта в Европе. Эмигранты создавали клубы, собирали полные стадионы на правах спортивных звёзд первой величины и выводили команды в чемпионы на тренерском поприще. Спортивные клубы создаются нашими соотечественниками и сегодня.
Незолотое кольцо России. Боровск 28.09.2021
В ста километрах от Москвы расположился один из самых уютных городков России. Пять лет назад Боровск вошёл в Ассоциацию малых туристических городов России. С первого взгляда город влюбляет в себя наивными и не очень картинами на стенах домов, витающим духом основоположника космонавтики Циолковского и гостеприимными кафе с местным чаем.
Юрий Лобачёв: создатель школы национального комикса в Сербии 27.09.2021
Дом русского зарубежья продолжает возвращать на родину забытые имена и наследие деятелей русской эмиграции. Первым в новом проекте «Пространство общей памяти: историческое наследие русского зарубежья в Европе» стало имя русско-сербского художника Юрия Лобачёва, создателя национального сербского комикса.
Славная бекеша, практичный анорак 27.09.2021
Каких только синонимов нет у самой популярной демисезонной одежды – куртки: косуха, кожан, штормовка, китель, бекеша, аляска, парка, бушлат, тужурка и даже чарльстонка… И у каждого названия своя интересная история.
Загадка трёх струн 24.09.2021
Медведь в косоворотке и лаптях бренчит на балалайке – какой стереотип о России сильнее этого? В реальности медведи в России – в лесах и зоопарках, косоворотки и лапти – в музеях и на фольклорных концертах. Зато балалайка завоевала своё место не только в филармонической афише практически любого российского города, но и на международной сцене – в классических залах и даже на рок-концертах.
Алгоритмы «Фейсбука» против русских фамилий и переулков 23.09.2021
Громкая новость последних дней: главный тренер волгоградской футбольной команды «Ротор» Дмитрий Хохлов подал в суд на американскую социальную сеть «Фейсбук». Главная претензия Дмитрия касается его фамилии, которая «не нравится» социальной сети. Алгоритмы «Фейсбука» помечают её как неприемлемое слово и отправляют в бан тех, кто так или иначе упоминает фамилию тренера.
По методу Станиславского. Российскую театральную школу экспортируют 22.09.2021
Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства в странах СНГ (и не только), преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами – разумеется, по системе Станиславского.
«Мы сами»: как развивать речь с помощью авторепетитора 21.09.2021
Многие дети соотечественников, проживающих за рубежом, получают образование в местных учебных заведениях, а параллельно ходят на занятия в русские школы. Все они нуждаются в методической поддержке. Специально для таких школьников был создан учебный авторепетитор «Мы сами». Мы поговорили с его автором доктором филологических наук Натальей Сафоновой.
Цветовая гамма древнерусских икон и ее значение
Византийцы считали, что смысл любого искусства — в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ. Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.
Золотой цвет
Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери.
Пурпурный цвет
Пурпурный, или багряный, цвет был очень важен в византийской культуре. Это цвет царя, владыки — Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери — царицы Небесной.
Красный цвет
Красный — один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения — победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны — как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет
Белый цвет — символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники — люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Синий и голубой цвета
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет
Зеленый цвет — природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь — в сценах Рождества.
Коричневый цвет
Коричневый — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Черный цвет
Черный цвет — цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры — символы могилы — и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос — старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, — это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Цвет, который никогда не использовался в иконописи — серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Древнейшие иконы на Руси
Расцвет художественного творчества на Руси, связанного с принятием христианства, приходится на XI-XII века, когда начали возводиться храмы, создаваться иконы, мозаики и книжные миниатюры:
- в Успенском соборе Московского Кремля хранится икона Богоматери Одигитрия, написанная в середине одиннадцатого века. С обратной стороны этой процессионной иконы изображен святой Георгий с копьем и мечом в руках.
- в том же соборе пребывает и другая древняя икона — Спас Златая Риза с изображением сидящего на троне Христа. Образ греческого письма в давние времена был покрыт позолоченной ризой, откуда и произошло название святыни.
- к этой же серии относится икона апостолов Петра и Павла, которую, по некоторым сведениям, привез из Корсуни князь Владимир Мономах. Другие исследователи настаивают на том, что образ изначально писался в Новгороде для украшения Софийского собора.
На заметку! До нашего времени все лики дошли в довольно обветшавшем состоянии. Следует учесть, что для людей той эпохи иконы были посредниками в общении с Господом. Поэтому и отношение к ним было не как к произведениям искусства, а как к предметам религиозного культа.
Развитие русского иконописного искусства пришлось на X век, после крещения Руси. Оно являлось неким ядром древнерусской культуры, но было вытеснено в петровские времена расцветом светского изобразительного искусства.
Феофан Грек. Икона Донской Богоматери
Основоположником иконографии стал Феофан Грек, который приехал в Новгород из Византии. Его авторству принадлежат такие известные работы, как:
- Донская икона Богородицы;
- Икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор;
- Апостол Петр.
В наше время также продолжают создаваться иконы святых современными изографами при оформлении новых храмов, многие из которых по праву можно назвать шедеврами. Но экспонаты древности окружены особой аурой, которая притягивает к себе миллионы паломников и позволяет установить особенно сильную связь с изображенными на них небожителями во время молитвы.
Казанская икона Божией Матери, Россия
Это та самая икона, в честь которой введен общегосударственный праздник 4 ноября. Явилась она в XVI веке девочке Матроне после гигантского пожара, спалившего до основания почти половину средневековой Казани.
И вот на пепелище десятилетняя девочка нашла совершенно не пострадавший от огня образ Богородицы. Чудесное обретение ее не могло не повлиять на людские умы, и икона стала считаться особенной. Именно ей патриарх Гермогеном благословил ополчение Минина и Пожарского. Считается, что разгромом польских войск, во много раз превосходящих по численности ополчение, русские обязаны заступничеством Богородицы.
Правда, судьба иконы оказалась печальна. В начале XX века она была украдена из храма, причем вор оклад продал, а саму икону сжег. Однако сохранилось немало ее списков (копий), многие из которых, в свою очередь, считаются чудотворными – например, Тобольская и Тамбовская. Есть свои списки и в столицах – Санкт-Петербурге и Москве.
Ангел Златые Власа. XII век. Русский музей.
Неизвестный мастер. Ангел Златые Власа (Архангел Гавриил или Михаил). Вторая половина XII века (происхождение: Великий Новгород). Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru. «Ангел Златые Власа» был когда-то частью деисусного чина. Это группа из нескольких икон. Посередине размещался Христос Вседержитель. А слева и справа — иконы с Богородицей, Иоанном Крестителем и другими ангелами и святыми. Они как бы просят Сына Божьего отпустить человеку его грехи.
Вот среди таких заступников и находился наш «Ангел».
С помощью техники ассист его голова покрыта тонкими полосками сусального золота. Отсюда и название иконы — «Ангел Златые Власа».
К сожалению, икона дошла до нас в изменённом виде. Ведь поверхность всегда покрывали лаком, который лет через 100 сильно темнел.
И художники уже новой эпохи поновляли икону. Нет, не реставрировали, а писали поверх темного слоя тот же образ. Но часто добавляли особенности уже нового времени.
Поэтому золотой фон «Ангела Златые Власа» в XVII веке был изменён на зеленый. Были также изменены цвет и контур одеяния Ангела.
Но все же сам образ остался почти прежним.
Русский мастер взял за основу канонический византийский образ Ангела.
Слева: Миниатюра с изображением Архангела Михаила. Конец XI века. Национальная библиотека в Париже. Рускатолик.рф.
Казалось бы, образы очень похожи. Но все же мы видим некоторые особенности в русской иконе.
Мастер укрупняет и удлиняет глаза, опуская их внешние уголки вниз. При этом верхнюю часть зрачков прячет под веками. В результате получились грустные и добрые глаза.
Деталь иконы «Ангел Златые Власа». XII век. Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru.
А в уголки губ добавляет тени, которые создают иллюзию легкой улыбки.
И вот такое сочетание грустных глаз и улыбки создаёт невероятное ощущение лёгкой, радостной грусти. Это глаза любящего, сочувствующего и просящего за Вас существа.
Русский мастер не просто повторяет образ. Он делает все, чтобы показать внеземную природу Ангела. Его безграничную любовь и готовность вечно просить за нас.
Список литературы.
1. Под ред. Марковой А. И. Культурология. История мировой культуры// — М.: Культура и спорт, 1998. – с.225 – 227
2. Малюга Ю.Я. Культурология. — М.: Инфра-М, 1998. – с.128-129
3. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное// – М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА, 2002. – с.342-344
5. Греков Б. Л. Из истории культуры Древней Руси// — М.-Л., 1944. – с.150-153
6. Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд.// — М.: Языки русской культуры, 2000. – с.272-276
7. Кондаков Н. П. Изобразительные средства православной иконы и их символика//Интернет ресурс: www.liturgy.ru
8. Иконы Андрея Рублева// Интернет ресурс: www.voskres.orthodoxy.ru/rublev
Фактор №3
Обратите внимание на доску. По обратной стороне опытный эксперт по антиквариату сразу все определит
К примеру, есть такое понятие как рубленые доски — до 17 века доски для икон рубили топорами, которые оставляли характерный, рубленый, след. Потом была внедрена продольная распиловка бревен и доски стали более гладкими, так что все, что гладкое — уже не 16 и не 17 век.
Но и из этого правила есть исключения, к примеру, на рубленых досках могли писать позднее; даже в 18–19 веках в некоторых глухих деревнях использовали топоры, вместо пил; при поновлениях обратную сторону иконы могли стесать.
Как создавались иконы на Руси
Процесс написания икон начинался с обработки деревянного полотна. Для росписи использовались доски из дуба, липы и кипариса. Это объяснялось свойствами такой древесины хорошо удерживать свою форму даже во влажных условиях.
Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг
Сначала полотно высушивалось и выпаривалось. Затем лицевую часть обрабатывали особым образом — делали углубление, а по краю оставляли небольшие выступы. На место, где предполагалось писать лик, наносилась паволока, а на нее — специальная грунтовая смесь, называемая левкас. Далее следовала шлифовка и нанесение самого изображения.
Легенда возникновения первой иконы
Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.
Вторая версия «рождения» первой иконы, которая и является общецерковной, связана с восточным преданием. История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы, который был послан с целью изобразить Иисуса, но попытка оказалась провальной. Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платком, на котором собственно остался отпечаток лика. Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться как «Спас Мокрая Брада».
Таким образом, относительно двум церковным приданиям, первая икона появилась за годы земной жизни Спасителя, коей стала икона с названием Нерукотворный Спас.
Доски и олифа[править | править код]
Иконы писали на досках: в Византии — на тяжёлых кипарисовых, на Руси — на липовых и сосновых. Дерево было на Руси доступным и дешёвым материалом. Доску сверху покрывали левкасом (от греч. «леукос» — «белый») — меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой (от греч. «олиефа» — «мазь», «масло») — веществом на основе растительного масла, образующим плёнку. Эта плёнка защищала живопись от влаги и повреждений. Олифой в старину пользовались вместо лака.
Но ни византийские, ни русские мастера не догадывались об одном очень коварном свойстве олифы: со временем (через восемьдесят — сто лет) она темнеет. В прошлом яркие, жизнерадостные краски иконы тускнеют, закрывая живопись чёрной завесой. На иконе смутно проступает изображение; такую икону в старину считали «непригодной». На Руси существовало несколько способов избавляться от таких «непригодных» икон: их пускали в половодье по реке ликом вверх или выносили на перекрёсток и после молебна сжигали. Иногда лоску с потемневшим изображением «записывали» новой живописью, сохраняя таким образом на века древнюю. Реставраторы, расчищая иконы, часто обнаруживают несколько слоёв более поздней живописи.
Заключение
Икона — выражение света неба — сейчас выходит из забвения. Следует ли воспринимать это как проявление возрождения культуры? Возможно. Нужно только помнить, что главное «возрождение культуры» происходит в каждом из нас, внутри, а не вне. На протяжении веков иконы были настоящей помощью для русского народа. В трудные моменты истории (а они всегда трудные!) именно иконы не давали людям упасть духом, так как являли собой воплощение истинно русского, напоминали о нашем единстве, о том, что наше дело — правое, за нами — большая сила. А разве не самое главное — помнить об этом? Разве не от этого зависит успех? Так пусть же икона как явление возрождается, чтобы снова показывать свою великую силу. Чудотворную силу!