Оглавление
«Варяг» на Дальнем Востоке
Осенью 1901 года крейсер отправился в дальнее плавание по маршруту Петербург – Шербур – Кадис – Алжир – Палермо – Крит – Суэцкий канал – Аден – Персидский залив – Карачи – Коломбо – Сингапур – Нагасаки – Порт-Артур. На переходе стали сказываться технические несовершенства конструкции крейсера. Котлы, вокруг установки которых было столько споров, позволяли кораблю идти с малой скоростью. Лишь короткое время «Варяг» мог идти 20-узловым ходом (последующие попытки, уже на Дальнем Востоке, исправить положение привели к дальнейшему снижению скорости. На момент боя в Чемульпо, корабль не мог двигаться быстрее 16 узлов).
Совершив значительное количество заходов в иностранные порты, обогнув Европу и Азию, 25 февраля 1902 года «Варяг» прибыл на рейд Порт-Артура. Здесь крейсер был осмотрен начальником Эскадры Тихого океана вице-адмиралом Н.И. Скрыдловым и командующим морскими силами Тихого океана адмиралом Е.И. Алексеевым. Корабль вошел в состав эскадры Тихого океана и приступил к напряженной боевой учебе.
За один лишь первый год службы на Тихом океане крейсер прошел почти 8000 морских миль, проведя около 30 учебных артиллерийских стрельб, 48 торпедных стрельб, а также множество учений по постановке мин и сетевых заграждений.
Однако все это было не «благодаря», а «вопреки». Комиссия, оценившая техническое состояние корабля, поставила ему тяжелый диагноз: «Крейсер не сможет выходить на скорость выше 20 узлов без риска получить тяжелые повреждения котлов и машин».
Вице-адмирал Н.И. Скрыдлов так охарактеризовал техническое состояние корабля и усилия его экипажа: «Стоическое поведение экипажа похвально. Но молодёжи не пришлось бы мобилизовывать все силы для преодоления простой учебной программы, если бы проклятая судьба в лице одного американца не поставила их в такие условия своей некомпетентностью в вопросах инженерного дела».
Крейсер «Варяг» и эскадренный броненосец «Полтава» в Западном бассейне Порт-Артура. 21 ноября 1902 г. Фото А. Динесса. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution
Капитан В.Ф. Руднев. Фото: Портал «Старый Владивосток»
Под руководством талантливого командира крейсер продолжил участие в деятельности флота. При проведении артиллерийских стрельб В.Ф. Руднев обнаружил, что почти четверть снарядов крупного калибра не взрывается. Он доложил об этом командованию, и добился полной замены боезапаса. Но результаты стрельб остались прежними.
Крейсер продолжал исправно нести службу в составе Эскадры Тихого океана. Частые аварии машин «Варяга», а также его низкая скорость заставили направить крейсер в корейский порт Чемульпо в качестве стационера. Чтобы лишний раз не нагружать машины крейсера, в качестве курьера ему была придана канонерская лодка «Кореец».
Канонерская лодка «Кореец». Фото: Портал «Старый Владивосток»
Кроме «Варяга» в Чемульпо стояли корабли и других стран: Англии, США, Франции, Италии и Японии. Последняя, практически не таясь, вела подготовку к войне. Ее корабли были перекрашены в маскировочный белый цвет, а береговые гарнизоны значительно усилены. Порт Чемульпо был наводнен множеством плавательных средств, приготовленных для десантирования, а по улицам города ходили тысячи японцев, маскирующихся под местное население. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев докладывал о приближении начала боевых действий, но в ответ получал заверения, что все это лишь демонстрация японцами своей силы. Понимая, что война неизбежна, он проводил с экипажем напряженные тренировки. Когда японский крейсер «Чиода» покинул порт Чемульпо, капитану 1 ранга В.Ф. Рудневу стало очевидно, что начало боевых действий является вопросом считанных дней, если не часов.
Ошибки при строительстве
В 1898 году в России была принята судостроительная программа. Из-за загруженности русских заводов часть заказов была размещена на американских верфях. Один из контрактов предусматривал постройку бронепалубного крейсера водоизмещением 6 000 тонн и скоростью 23 узла. Николай II распорядился присвоить строящемуся крейсеру имя «Варяг» в честь парусно-винтового корвета, участвовавшего в американской экспедиции 1863 года.
Строительство сопровождалось скандалами и жаркими спорами о том, каким должен быть будущий корабль. В поисках компромисса между судоверфью Крампа, наблюдающей комиссией и морскими чиновниками в Петербурге и Вашингтоне важные технические аспекты неоднократно пересматривались. Некоторые из этих решений впоследствии дорого обошлись экипажу крейсера, сыграв роль в его судьбе. К примеру, по настойчивому требованию судостроителей были установлены котлы, не позволившие кораблю развивать проектную скорость. Для облегчения массы корабля было решено отказаться от броневых щитов, защищающих орудийные расчеты.
Крейсер «Варяг» на судоверфи Крампа. США. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution
Русский флот пополнился замечательным кораблем. Длина крейсера по ватерлинии составляла 127,8 метров, ширина – 15,9 метров, осадка — около 6 метров. Паровые машины крейсера, состоявшие из 30 котлов, обладали суммарной мощностью 20 000 л.с. Множество корабельных механизмов имели электрический привод, что значительно облегчало жизнь экипажа, но повышало расход угля. Рубки, каюты, посты, погреба, машинные отделения и другие служебные помещения корабля были связаны телефонной связью, что было на тот момент новшеством для русских кораблей. «Варяг» был удивительно хорош своей архитектурой, отличавшейся четырьмя трубами и высоким полубаком, что улучшало мореходные качества корабля.
Крейсер получил мощное вооружение: двенадцать 152-мм орудий, двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм орудий, два 37-мм орудия, два 63,5-мм орудия Барановского. Кроме артиллерии, на крейсере были установлены шесть 381-мм торпедных аппаратов и два 7,62-мм пулемета. Для управления артиллерийской стрельбой корабль был оснащен тремя дальномерными станциями. Борта и боевая рубка крейсера были усилены солидной броней.
Для укомплектования крейсера предполагалось 21 офицерская должность, 9 кондукторов и 550 нижних чинов. Сверх этого штата, с первого выхода в море и до последнего боя, на борту присутствовал еще и священник. Командование новым кораблем доверили капитану 1 ранга Владимиру Иосифовичу Бэру, наблюдавшему за постройкой крейсера в Филадельфии с момента закладки до момента передачи русскому флоту. Бэр был опытным моряком, прошедшим за 30 лет все необходимые карьерные ступени от вахтенного начальника до командира. Он имел блестящее военное образование и владел тремя иностранными языками. Однако современники вспоминали о нем, как о жестком командире, державшем экипаж в исключительной строгости.
Совершив трансатлантический переход, крейсер «Варяг» прибыл в Кронштадт. Здесь новый корабль был удостоен посещения императором. Вот, как эти события описаны в воспоминаниях очевидцев: «Внешне он был похож скорее на океанскую яхту, нежели на боевой крейсер. Явление «Варяга» Кронштадту было обставлено как эффектное зрелище. Под звуки военного оркестра на Большой рейд вошел изящный крейсер в ослепительно белой парадной окраске. И утреннее солнце отразилось в никелированных стволах орудий главного калибра. 18 мая знакомиться с «Варягом» прибыл сам Император Николай II. Царь был пленен – он даже простил строителю некоторые сборочные недочёты».
«Варяг» по праву считался красивейшим кораблем Российского Императорского флота. Так он выглядел в июне 1901 года. Фото Е. Иванова. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution
Без шансов на успех
В ночь на 27 января 1904 года восемь японских миноносцев провели торпедную атаку кораблей российского флота, стоявших на внешнем рейде Порт-Артура. Это событие сделало войну между двумя державами неизбежной. В то же самое время командующий японской эскадрой контр-адмирал Сотокити Уриу получил приказ атаковать русские корабли, находящиеся в нейтральной зоне близ корейского порта, о чем были оповещены капитаны всех судов, стоявших на якоре в Чемульпо.
Еще до захода японских военных судов в гавань штурман Беренс, предвосхищая бесперспективность сражения, предложил Рудневу вывести все три российских судна – «Варяг», «Кореец» и «Сунгари» – на портовый фарватер и затопить их, тем самым перекрыв японской эскадре доступ в порт. Экипажи, по мнению Беренса, должны были пробиваться в Маньчжурию сухопутным путем через Корею и Китай. Вскоре Руднев приказал судам покинуть Чемульпо, но не для затопления, а для того, чтобы дать японцам бой.
В этой ситуации опытный капитан действовал в соответствии с Морским Уставом 1720 года, который не предполагал иных действий, как принять бой, даже перед лицом превосходящих сил противника. Он наверняка знал о печальной участи экипажа фрегата «Рафаил», который в 1829 году капитулировал перед турками. После возвращения из турецкого плена почти все офицеры были преданы суду и казнены.
«Варяг», оснащенный шестидюймовыми орудиями, имел мало шансов против восьми– и десятидюймовых пушек японских крейсеров «Асама», «Нанива» и «Такашихе». Одним залпом японская эскадра могла пустить на дно все русские корабли. Ход боя лишь подтвердил преимущества японцев. При этом адмирал Уриу, рассматривая «Варяг» в качестве потенциального трофея, приказал стрелять преимущественно осколочными снарядами. Это наносило серьезный урон живой силе, но оставляло минимальные повреждения на корпусе судна. Русские моряки напротив стреляли бронебойными, но, согласно рапорту японского контр-адмирала, почти все выстрелы прошли мимо цели.
Попавшие под шквальный огонь «Варяг» и «Кореец» стали спешно отступать в сторону порта. Канонерка, прикрывая крейсер, все же смогла потопить преследовавший их японский миноносец, вызвать пожар на флагмане «Асама», а также вывести из строя еще два вражеских крейсера. Однако прижавшись к гавани российские корабли оказались в западне. Руднев вынужден был решиться на единственный, по его мнению, верный шаг. Он приказал открыть на «Варяге» кингстоны: вода хлынула в трюмы и чрез три часа крейсер завалился на левый борт.
Развитие событий
Изучая историю крейсера «Варяг», дадим развернутую картину событий 9 февраля по часам:
- 7.30. Как уже было упомянуто выше, командующий эскадрой японцев Уриу отправляет телеграмму стоящим в бухте судам о состоянии войны между русскими и японцами, где было указано, что нейтральная бухта будет им вынужденно атакована в 16 часов, если русские к 12 часам не появятся в открытом море.
- 9.30. О телеграмме становится известно Рудневу, который находился на борту корабля англичан «Талбот». Здесь происходит короткое совещание и принимается решение о том, чтобы, покинув бухту, дать бой японцам.
- 11.20. «Кореец» и «Варяг» выходят в море. При этом на судах иностранных держав, соблюдавших нейтралитет, были выстроены их команды, которые приветствовали русских, идущих на верную смерть криками «Ура!».
- 11.30. Крейсера японцев находились у острова Ричи в боевом строю, прикрывая выходы в море, за ними располагались миноносцы. «Чиода» и «Асама» положили начало движению навстречу русским, за ними шли «Ниитака» и «Нанива». Уриу предложилрусским сдаться и получил отказ.
- 11.47. Вследствие точных ударов японцев на «Варяге» горит палуба, но ее удается потушить. Повреждена часть орудий, есть раненые и убитые. Руднева контузило и тяжело ранило в спину. В строю остается рулевой Снигирев.
- 12.05. На «Варяге» повреждены рулевые механизмы. Принимается решение, сдать полный назад, не прекращая при этом огонь по кораблям противника. У «Асамы» была выведена из строя кормовая башня и мостик, начались ремонтные работы. Еще на двух крейсерах повреждены орудия, затоплен 1 миноносец. У японцев было убито 30 человек.
- 12.20. У «Варяга» две пробоины. Принимается решение о возвращении в бухту Чемульпо, исправлении повреждений и продолжении боя.
- 12.45. Надежды на исправление большей части корабельных орудий не оправдываются.
- 18.05. По решению команды и капитана русский крейсер «Варяг» затоплен. Канонерская лодка, будучи повреждена взрывами, была также затоплена.
На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов
В художественных и популярных описаниях боя при Чемульпо нередкого говорится, что «Варяг» и «Кореец» (не получивший ни одного попадания) были буквально засыпаны японскими снарядами. Однако официальные цифры свидетельствуют об ином. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов: «Асама» 27 — 203 мм. , 103 152 мм., 9 76 мм; «Нанива» – 14 152 мм; «Нийтака» – 53 152 мм., 130 76мм. «Такачихо» – 10 152 мм, «Акаси» – 2 152 мм, «Чиода» 71 120 мм.
В ответ с «Варяга» было выпущено, если верить рапорту Руднева, 1105 снарядов: 425 -152мм, 470 — 75 мм, 210 47 мм. Получается, что русские комендоры добились высочайшей скорострельности. К этому можно добавить 22 203 мм, 27 152 мм и 3 107 мм снаряда, выпущенных с «Корейца».
Литература
- Полутов А. В. Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 г. в Ичхоне. — Владивосток: Русский Остров, 2009. — 472 с. — ISBN 978-5-93577-045-7.
- Катаев В. И. Крейсер «Варяг». Легенда Российского флота. — М.: Яуза, Эксмо, Коллекция, 2008. — 128 с. — ISBN 978-5-699-29721-4.
- Историческая комиссия по описанию действий флота в войну 1904—1905 гг. при Морском Генеральном Штабе. Русско-японская война 1904—1905 гг. Книга первая. Действия флота на южном театре от начала войны до перерыва сообщений с Порт-Артуром. — СПб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1912. — 635 с.
- Список генерал-адъютантам, генерал-майорам Свиты Его Величества и флигель-адъютантам по старшинству. Составлен по 1 января 1905 г. — СПб.: Военная типография (в здании Главного Штаба), 1905. — С. 100.
Память о Всеволоде Фёдоровиче Рудневе и крейсере «Варяг»
- Подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вдохновил создателей нескольких песен. Но известность получили только две. Первая — «Варяг» («Плещут холодные волны…»; музыка Ф. Богородского, стихи Я. Репнинского). Вторая — самая популярная — Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» («Наверх, о товарищи, все по местам! Последний парад наступает…»; музыка — А. С. Турищев, стихи Рудольфа Грейца в переводе с немецкого Евгении Студенской).
- Через 50 лет после подвига у Чемульпо оставшиеся в живых моряки «Варяга» были созваны распоряжением правительства Советского Союза в Москве на торжества по этому случаю. Н. Г. Кузнецов, главком, адмирал флота, вручил пятнадцати героям медали «За отвагу». Позднее ещё 139 ветеранов с «Варяга» и «Корейца» правительство наградило орденами и медалями .
- В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер Варяг».
- 30 сентября 1956 года в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В. Ф. Рудневу.
- 9 февраля 2000 года в деревне Русятино Заокского района Тульской области был открыт музей контр-адмирала В. Ф. Руднева, созданный научными сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицеров облвоенкомата.
- 9 августа 1992 года в селе Савино был открыт надгробный памятник В. Ф. Рудневу.
- К 100-летию подвига крейсера «Варяг» 9 февраля 2004 года в селе Савино в специально построенном здании был открыт новый музей В. Ф. Руднева, филиал ГУК ТО «Объединение „Тульский областной историко-архитектурный и литературный музеи“» .
Память о Всеволоде Фёдоровиче Рудневе и крейсере «Варяг»
Через 50 лет после подвига у Чемульпо оставшиеся в живых моряки «Варяга» были созваны распоряжением правительства Советского Союза в Москве на торжества по этому случаю. Н. Г. Кузнецов, главком, адмирал флота, вручил пятнадцати героям медали «За отвагу». Позднее ещё 139 ветеранов с «Варяга» и «Корейца» правительство наградило орденами и медалями.
30 сентября 1956 года в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В. Ф. Рудневу.
9 августа 1992 года в селе Савино был открыт надгробный памятник В. Ф. Рудневу.
9 февраля 2000 года в деревне Русятино Заокского района Тульской области был открыт музей контр-адмирала В. Ф. Руднева, созданный научными сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицеров облвоенкомата.
К 100-летию подвига крейсера «Варяг» 9 февраля 2004 года в селе Савино в специально построенном здании был открыт новый музей В. Ф. Руднева, филиал ГУК ТО «Объединение „Тульский областной историко-архитектурный и литературный музеи“».
23 февраля 2012 г. Указом губернатора Тульской области от 23 февраля 2012 года № 12 Рудневу Всеволоду Федоровичу за выдающиеся заслуги перед страной, героизм и самоотверженность присвоено почетное звание «Почетный гражданин Тульской области» (посмертно).
В Москве есть улица Адмирала Руднева.
В Липецке есть переулок Руднева.
В Новомосковске Тульской области на ул. Комсомольская есть памятник Рудневу. В День Военно-Морского Флота возлагаются цветы.
Во Владивостоке есть улица Руднева.
В Хабаровске есть улица Руднева.
В Японском море в заливе Петра Великого есть бухта Руднева и одноимённый посёлок на её берегу.
Ложь в творческом развитии
«Версия» П.Брайко получила своеобразное развитие в еще советской тогда Украине.
На страницах трибуны национально-демократических сил, газеты «Літературна Україна» журналист С.Тельнюк в статье «Незаконченная поэма о Рудневе» утверждал, что ковпаковцы сотрудничали с Украинской повстанческой армией, которая, якобы, беспрепятственно пропустила партизан в Западную Украину, а потом, якобы, по приказу самого И.Сталина партизаны получили приказ: «Ударить националистам в спину!».
С.Руднев (глаза и уши партии!), в изложении С.Тельнюка, возмутился: «Мы же с ними договаривались!» и укорял Сидора Артемьевича в «предательстве интересов украинского народа». Однако «национально не сознательный» С.Ковпак настоял на выполнении приказа Верховного главнокомандующего.
Естественно, что никаких документальных ссылок журналист не привел, а ссылался исключительно на беседу с супругой классика украинской советской литературы Павла Тычины — Лидией Петровной (ей, якобы, доверительно поведал об этом муж).
В публикациях «на заре независимости» приводились «пересказы свидетельств» Петра Вершигоры о «пулевых отверстиях в затылке черепа» комиссара (хотя офицер ГРУ не мог видеть таких подробностей в принципе — о чем позднее).
Сидор Ковпак
Заметим, что сотрудница ГРУ — радистка, действительно могла быть и негласным сотрудником НКВД.
Но, как рассказывали профессору-историку Владимиру Тополенко (после скандальной публикации Брайко этот полковник госбезопасности по указанию КГБ СССР готовил обстоятельную справку о гибели Руднева) очевидцы, при «Ане Маленькой» неотступно находились два надежных бойца, наделенные правом ее ликвидации в случае угроза перехода на сторону врага или плена (один из них носил и рацию — аппаратура была непосильной ношей для тщедушной девушки).
Кстати, никто радистов не направлял в гущу боя, где сгинул Руднев — они находились при командовании, по возможности — в безопасности.
А автор кто?
Учитывая многолетнюю лояльность П.Брайко к советскому строю (в августе 1944-го удостоен звания Героя Советского Союза за отличия в Польском рейде), справедливой для хода нашего расследования будет постановка вопроса о мотивах, которыми руководствовался уже немолодой человек, идя вынос на суд читателей «оригинальную» версию случившегося.
Непростой является биография самого Петра Евсеевича, в соединении С.Ковпака командовавшего взводом, ротой, штабом Кролевецкого партизанского отряда, батальоном, разведкой соединения и 3-м полком 1-й Украинской партизанской дивизии имени Дважды Героя Советского Союза генерал-майора С.Ковпака (как с 25 февраля 1944 года при живом Ковпаке именовалось Сумское партизанское соединение).
Например, ветеран, сотрудник музея «Партизанской славы» в г. Делятине М.Музыря задается вопросом:
«При изучении боевого пути соединения Ковпака и судеб участников последнего рейда в Карпаты у нас нередко возникают вопросы, и мы их решаем совместно с бывшими товарищами по оружию.
А вот на многие вопросы к П.Брайко мы так и не получили вразумительных пояснений. Всё, о чём он обычно пишет — это, главным образом, самовосхваление, оправдания. В его воспоминаниях много путаницы, грубых ошибок и просто вранья.
Ну, скажем, хотелось бы, чтобы он написал, как он, лейтенант 21 кавполка погранвойск НКВД, очутился в полицаях, откуда и пришёл к нам?».
Упомянутый полковник в отставке Н.Смирнов отмечает — по словам самого П.Брайко, он после войны был арестован и заключен в лагерь: «Но о причинах ареста умалчивал. Возможно, Брайко действительно напрасно пострадал. Но среди партизан во время войны, да и после ходили разговоры, что он, будучи пограничником Брайко попал в плен к немцам. Потом бежал.
Где-то мотался по оккупированной территории около года. Был какое-то время среди бандеровцев. А по прибытии в соединение Ковпака не смог толком объяснить, как вел себя до того.
Видимо, вот этим и могла после войны заинтересоваться госбезопасность».
Справедливости ради отметим, что контрразведкой партизан (о которой мы еще расскажем) заправляли кадровые сотрудники НКВД и НКГБ, и если Брайко доверили командные должности, видимо, сочли возможным ему поверить.
После войны Брайко был осужден к 10 годам ИТЛ по сфальсифицированному обвинению. После смерти Сталина освобожден и полностью реабилитирован, закончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, командовал войсками МВД в Казахстане. В конце 1960 г. П. Брайко уволился в запас и перешел, как тогда говаривали, на «литературный фронт».
Вручение привезенных самолетом из Москвы наград перед Карпатским рейдом. Руднева легко узнать по усам
Впрочем, на этом вопросы сослуживцев к Петру Евсеевичу не исчерпывались:
«Сам П.Брайко и до сих пор не может убедительно объяснить нам, партизанам, где он был в самую критическую минуту последнего боя Руднева, хотя ему было поручено командовать батальоном и он был послан Ковпаком именно на помощь Рудневу и должен был прикрыть его с правого фланга.
Но этот приказ Брайко не выполнил
Это он сам признал в своей книге „Внимание, Ковпак!“
И именно поэтому немцы, заняв справа господствующую высоту, получили возможность обрушить на горстку партизан во главе с Рудневым прицельный шквальный огонь».
Руднев и филателия
Марка СССР «45-летие со дня смерти В. Ф. Руднева» (1958, 40 копеек, художник И. Дубасов) (ЦФА № 2135)
Английская пропагандистская открытка с надписью «Уничтожение русских крейсеров „Варяг“ и „Кореец“ в заливе Чемульпо» (1904)
Всеволод Фёдорович Руднев был крупным филателистом. Он занялся филателией ещё в 1870-е годы в Петербурге. Отправляясь в 1880 году в кругосветное путешествие на крейсере «Африка», он использовал любую возможность для приобретения марок. В. Ф. Руднев собрал значительную коллекцию, содержавшую немало редкостей, в том числе «Голубой Маврикий». К сожалению, дальнейшая судьба его коллекции не известна. По одной версии, она погибла в 1904 году, когда был затоплен «Варяг», по другой — часть её была завещана Севастопольскому военно-морскому музею. Есть факты, что сын адмирала Н. В. Руднев, сам филателист, унаследовал коллекцию отца.
В Советском Союзе и России выходили следующие филателистические материалы памяти знаменитого контр-адмирала и боевого корабля, которым он командовал:
- 25 марта 1958 года в СССР была выпущена почтовая марка (ЦФА № 2135), посвящённая В. Ф. Рудневу (художник — И. Дубасов).
- 22 ноября 1972 года в СССР вышла серия почтовых марок, посвящённая истории отечественного флота. На марку номиналом в 3 копейки художником В. Завьяловым помещено изображение крейсера «Варяг» (ЦФА № 4182).
- 7 февраля 2002 года в России был выпущен художественный маркированный конверт из серии «Флот России» с изображением крейсера «Варяг».
Интересные факты
После подвига экипажа крейсера «Варяг» немецкий писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в десятом номере немецкого журнала «Югенд». В России на русский язык его перевела Евгения Студенская. Вскоре музыкант 12-го гренадёрского Астраханского полка Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца». Песня стала очень популярна в России.
Американское чудо техники
К моменту начала русско-японской войны в 1904 году в российском обществе по отношению к будущему противнику царило «шапкозакидательское» настроение. Поражение привело к обратному результату: технические достижения японцев стали преувеличивать.
Эта тенденция сказалась и на оценке «Варяга». Поначалу крейсер характеризовали как мощную военную единицу, способную «заткнуть за пояс» противника. Позже появились утверждения, что крейсер этот был слабым и устаревшим. Оба утверждения неверны. Дело было не в технике, а (как сказали бы сегодня) в человеческом факторе.
Гонка флотского вооружения
Япония в конце XIX века отставала от развитых государств в техническом плане, но уже сумела совершить грандиозный экономический прорыв.
Она не достигла уровня мировой державы, но составляла ведущим странам мира достойную конкуренцию. Для дальнейшего развития требовались ресурсы, отсутствующие на тесных островах – так объясняется воинственность молодого «азиатского тигра».
Допускать этого не следовало – Россия сама имела экспансионистские планы в Китае и Корее. Заказ на постройку корабля «Варяг» стал одним из шагов по предупреждению японского доминирования.
Американский заказ
Импортозамещение налажено не было – российские верфи работали медленно. Поэтому заказ на постройку бронепалубного крейсера «Варяг» получили корабелы Филадельфии. Там взялись сделать все за 20 месяцев. Орудия крейсера изготавливались в России.
Согласно проекту, данные крейсера отвечали всем новейшим (на то время) требованиям к боевому кораблю.
Описание технических характеристик корабля позволяет представить мощное, быстроходное, хорошо вооруженное судно.
- Габаритные размеры: длина – 129, 56 м, осадка – 5,94 м, ширина – 15,9 м.
- Водоизмещение – 6500 тонн (проектное), 6604 тонны (по факту).
- Броня: палуба – от 37 до 76 мм, боевая рубка – 152 мм.
- Суммарная мощность двигателей – 20 тыс. л. с.
- Максимальная скорость – 24,59 узлов (получена на испытаниях).
- Главный калибр – 152 мм (12 шт.).
- Прочая артиллерия – 24 орудия (75-, 63-, 47-, 37-миллиметровые), 2 пулемета.
- Прочее вооружение: 6 торпедных аппаратов 381 мм, 2*254 мм, 35 мин заграждения, 6 метательных мин.
- Команда – 20 офицеров, 550 нижних чинов (согласно штату). В реальных условиях бывали изменения; так, на момент битвы с японцами на крейсере было 558 человек: 21 офицер, 4 кондуктора, 3 наемных штатских, священник, 529 матросов.
Были и другие чудеса техники.
На корабле было множество электрики (новинка для того времени) – подъемники для снарядов, лебедки для шлюпок, даже тестомешалки. Имелась телефонная связь. Мебель выполнили из металла, хотя и покрасили «для антуража» под дерево. Это уменьшало пожароопасность.
Литература
- Полутов А. В. Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 г. в Ичхоне. — Владивосток: Русский Остров, 2009. — 472 с. — ISBN 978-5-93577-045-7.
- Катаев В. И. Крейсер «Варяг». Легенда Российского флота. — М.: Яуза, Эксмо, Коллекция, 2008. — 128 с. — ISBN 978-5-699-29721-4.
- Историческая комиссия по описанию действий флота в войну 1904—1905 гг. при Морском Генеральном Штабе. Русско-японская война 1904—1905 гг. Книга первая. Действия флота на южном театре от начала войны до перерыва сообщений с Порт-Артуром. — СПб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1912. — 635 с.
- Список генерал-адъютантам, генерал-майорам Свиты Его Величества и флигель-адъютантам по старшинству. Составлен по 1 января 1905 г. — СПб.: Военная типография (в здании Главного Штаба), 1905. — С. 100.
Примечания
- Ныне Заокский район Тульской области
- ↑ Боть В. И. . tula.eparhia.ru. — «Свидетельство о рождении Всеволода Руднева, выданное в Динаминдской крепостной церкви, опубликовал в 1904 году богослов, историк и краевед Н. И. Троицкий.». Дата обращения: 8 февраля 2008. (недоступная ссылка)
- Иван Иванович Зарубин был пожалован Его Величеством Микадо орденом Восходящего Солнца 10 августа 1881 года. См.: Полный послужной список Корпуса Инженер Механиков Генерал-Майора Зарубина 1-го, ЦГАВМФ СССР, Фонд 406, опись 3, дело 960, лист 21 (оборотный).
- ↑ Березовский Н. Ю. и др. Российский императорский флот. 1696-1917.. — Москва: «Русский мир», 1996. — С. 194-195. — 272 с. — ISBN 5-85810-010-4.
- Зотов С. . // Наш современник. — 2004. — № 6. — С. 183—187.. nashsovr.aihs.net. Дата обращения: 8 февраля 2008. (недоступная ссылка)
- Попович В.А. . // Советская Россия. — 2004. — 15 янв. — С. 12—15 (вкл.).. sovross.ru. Дата обращения: 8 февраля 2008. (недоступная ссылка)
- , с. 366—367.
- , с. 171—172.
- , с. 239—240, 243, 250.
- , с. 369—371.
- , с. 68.
- , с. 170—173.
- Манвелов, Николай (недоступная ссылка). «Российский Императорский флот в Первой мировой войне». Дата обращения: 20 мая 2007.
- ↑
- . ГУК ТО «Тульское музейное объединение». Дата обращения: 27 июня 2021.
- Боть В. И. (недоступная ссылка). tula.net. Дата обращения: 2 февраля 2008.
- ГАХК. Ф. Р-904. Оп. 1. Ед. хр. 407. Л. 55.
- В памяти храним. Иллюстрированный каталог мемориальных досок Хабаровского края. Сост.: Т. С. Бессолицына, Л. С. Григорова. — Хабаровск: Изд. Хворова А. Ю., 2010. — 208 с., ил., стр. 100.
- (англ.). toz.su. Дата обращения: 31 августа 2019.
- Кулаков В. Филателия в России (60-е годы XIX века — 1917 г.) // Филателия СССР. — 1990. — № 1. — С. 22—24.
В филателии
Руднев с юности был известным филателистом . Он использовал любую возможность во время своих многочисленных кругосветных путешествий, чтобы пополнить свою коллекцию. Он собрал большую коллекцию, содержащую множество раритетов, в том числе знаменитый « Голубой Маврикий ». Конечная судьба его коллекции неизвестна.
В Советском Союзе и в постсоветской России был выпущен ряд памятных почтовых марок в честь Руднева и / или экипажа « Варяга» , в том числе:
- 25 марта 1958 года, почтовая марка СССР (ТСФА (ИТЦ «Марка») № 2135) с рисунком Руднева Ивана Дубасова .
- 22 ноября 1972 г. — серия марок СССР, посвященная истории Военно-морского флота России. На марке номиналом 3 копейки художника Василия Завьялова изображен крейсер « Варяг» (ЦФА (МТЦ «Марка») №4182).
- 7 февраля 2002 г. штампованный конверт Российской Федерации из серии «ВМФ России» с изображением крейсера » Варяг» .
Память о Всеволоде Фёдоровиче Рудневе и крейсере «Варяг»
Памятник В. Ф. Рудневу в Туле
Надгробный памятник В. Ф. Рудневу в селе Савино
Памятник В. Ф. Рудневу в Новомосковске
В 1987 году Хабаровским отделением ВООПИиК на доме № 15 по ул. Руднева установлен барельеф (авт. А. А. Ефимов). Первоначально на мемориальной доске был ошибочно указан год переименования улицы (1945 вместо 1954). Ошибка исправлена в июне 2021 года.
- Подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вдохновил создателей нескольких песен. Но известность получили только две. Первая — «Варяг» («Плещут холодные волны…»; музыка Ф. Богородского, стихи Я. Репнинского). Вторая — самая популярная — «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» («Наверх, вы, товарищи, все по местам…»; музыка А. С. Турищева, стихи Рудольфа Грейнца в переводе с немецкого Евгении Студенской).
- Через 50 лет после подвига у Чемульпо оставшиеся в живых моряки «Варяга» были созваны распоряжением правительства Советского Союза в Москве на торжества по этому случаю. Н. Г. Кузнецов, главком ВМФ, адмирал флота, вручил пятнадцати героям медали «За отвагу». Позднее ещё 139 ветеранов с «Варяга» и «Корейца» правительство наградило орденами и медалями.
- В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер „Варяг“».
- 30 сентября 1956 года в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В. Ф. Рудневу.
- 9 февраля 2004 года в деревне Савино Заокского района Тульской области был открыт музей контр-адмирала В. Ф. Руднева, созданный научными сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицеров облвоенкомата.
- 9 августа 1992 года в селе Савино был открыт надгробный памятник В. Ф. Рудневу.
- К 100-летию подвига крейсера «Варяг» 9 февраля 2004 года в селе Савино в специально построенном здании был открыт новый музей В. Ф. Руднева, филиал ГУК ТО «Объединение „Тульский областной историко-архитектурный и литературный музеи“».
- В Москве есть улица Адмирала Руднева.
- В Липецке есть переулок Руднева.
- В Новомосковске Тульской области на ул. Комсомольская есть памятник Рудневу. В День Военно-Морского Флота к нему возлагаются цветы.
- Руднев — бывший посёлок городского типа в Тульской области, вошёл в город Донской.[источник не указан 1068 дней ()]
- В 1954 году, в ознаменование пятидесятилетия со дня подвига моряков крейсера «Варяг», в Хабаровске в честь В. Ф. Руднева названа улица, ранее носившая название улицы Мира. В 1987 году Хабаровским отделением ВООПИиК на доме № 15 по ул. Руднева установлена мемориальная доска с барельефом (авт.: А. А. Ефимов). Однако из-за отсутствия в названии улицы инициалов героя некоторые историки и краеведы считали, что она названа в честь С. В. Руднева.
- В Японском море в заливе Петра Великого есть бухта Руднева и одноимённый посёлок на её берегу.
- Почётное звание «Почётный гражданин Тульской области» (23 февраля 2012 года).
Примечания
- Ныне Заокский район Тульской области
- ↑ Боть В. И. . tula.eparhia.ru. — «Свидетельство о рождении Всеволода Руднева, выданное в Динаминдской крепостной церкви, опубликовал в 1904 году богослов, историк и краевед Н. И. Троицкий.». Дата обращения: 8 февраля 2008. (недоступная ссылка)
- Иван Иванович Зарубин был пожалован Его Величеством Микадо орденом Восходящего Солнца 10 августа 1881 года. См.: Полный послужной список Корпуса Инженер Механиков Генерал-Майора Зарубина 1-го, ЦГАВМФ СССР, Фонд 406, опись 3, дело 960, лист 21 (оборотный).
- ↑ Березовский Н. Ю. и др. Российский императорский флот. 1696-1917.. — Москва: «Русский мир», 1996. — С. 194-195. — 272 с. — ISBN 5-85810-010-4.
- Зотов С. . // Наш современник. — 2004. — № 6. — С. 183—187.. nashsovr.aihs.net. Дата обращения: 8 февраля 2008. (недоступная ссылка)
- Попович В.А. . // Советская Россия. — 2004. — 15 янв. — С. 12—15 (вкл.).. sovross.ru. Дата обращения: 8 февраля 2008. (недоступная ссылка)
- , с. 366—367.
- , с. 171—172.
- , с. 239—240, 243, 250.
- , с. 369—371.
- , с. 68.
- , с. 170—173.
- Манвелов, Николай (недоступная ссылка). «Российский Императорский флот в Первой мировой войне». Дата обращения: 20 мая 2007.
- ↑
- . ГУК ТО «Тульское музейное объединение». Дата обращения: 27 июня 2021.
- Боть В. И. (недоступная ссылка). tula.net. Дата обращения: 2 февраля 2008.
- ГАХК. Ф. Р-904. Оп. 1. Ед. хр. 407. Л. 55.
- В памяти храним. Иллюстрированный каталог мемориальных досок Хабаровского края. Сост.: Т. С. Бессолицына, Л. С. Григорова. — Хабаровск: Изд. Хворова А. Ю., 2010. — 208 с., ил., стр. 100.
- (англ.). toz.su. Дата обращения: 31 августа 2019.
- Кулаков В. Филателия в России (60-е годы XIX века — 1917 г.) // Филателия СССР. — 1990. — № 1. — С. 22—24.