Реформы в российской империи в 19 веке

Оглавление

Особенности промышленного переворота в России

Особенности промышленного переворота в России кратко

Традиционно промышленную революцию в России разделяют на два этапа, дореформенный и послереформенный, имея в виду крестьянскую реформу Александра II от 1861 года. При этом именно в послереформенный этап практически все области промышленности начали развиваться очень быстро, так как этому способствовала отмена крепостного права и смягчение различных ограничений для крестьянского сословия. В целом же главной особенностью промышленного переворота в России можно назвать то, что он в послереформенные годы, то есть во второй половине 19 века, развивался очень быстро и при этом неравномерно, хотя были тут и другие важные моменты:

  • Промышленная революция в России началась позднее, чем в других странах Европы. Так, промышленный переворот в Англии начался примерно на десятки лет раньше, в 60-х годах 18-го века.
  • В России он начался в условиях крепостнической экономики, ещё до реформ Александра II. Это сдерживало темпы переворота и оказало негативное влияние на его географию – промышленные производства в России оказались распределены по территории страны очень неравномерно. Также его темпы замедлялись тем, что мелкие промышленники (в основном выходцы из крестьянского сословия) накапливали капиталы очень медленно, отдавая большую часть доходов своим помещикам в виде оброка и платы за свою свободу.
  • Новые классы в обществе формировались очень медленно. Такие, например, как рабочий класс и буржуазия. Связано это было с тем, что даже после начала промышленного переворота в России в нашей стране сохранялась крепостническая система хозяйствования. После отмены крепостного права, впрочем, эти процессы резко ускорились, в стране появились новые районы, свободные от крепостнических традиций, а некоторые регионы, где традиционно использовался крепостной труд, пришли в упадок.
  • Само государство принимало очень активное участие в промышленном перевороте. Оно размещало заказы на частных предприятиях, возводило государственные промышленные предприятия, выделяло частным предпринимателям государственные субсидии и т. п.
20 интересных фактов о граните
15 интересных фактов о тайге

Демократическая интеллигенция России

Если раньше в крепостной России образованными людьми были обычно дворянами, то с развитие  капиталистических отношений среди таких людей стали все чаще встречаться недворяне. Это были выходцы из крестьян, мещан, купцов, мелких чиновников и духовенства. Всех вместе их называли тогда «разночинцами», то есть «людьми разных чинов». Нередко попадали в их ряды и обедневшие дворяне.

Разночинцы были выходцы из народа, они были теснее связаны с народом, чем дворянские интеллигенты. Поэтому они живее откликались на происходившие в стране народные движения, могли полнее выразить стремления народных масс.

Много разночинцев было среди студентов Московского университета. В 30-х годах XIX в. здесь возникли студенческие кружки. Участники их критиковали царское правительство, осуждали крепостное право, вспоминали декабристов, читали сочинения немецких философов и французских утопистов-социалистов, заучивали наизусть запретные революционные стихи. Из этих кружков вышли многие передовые деятели русской интеллигенции.

Среди них был Александр Иванович Герцен. Еще юношей он и его друг Николай Огарев дали клятву посвятить жизнь освобождению народа. Они поклялись в этом во время одной из прогулок по окрестностям тогдашней Москвы, на Воробьевых (Ленинских) горах, где теперь высится новое здание Московского университета.

Герцен и Огарев были противниками крепостного права. Они считали себя продолжателями дела декабристов. Но они понимали, в чем была основная ошибка декабристов. Им было ясно, что без активного участия народа невозможно революционное преобразование общества.

Отличало Герцена и его друзей от декабристов и то, что они были социалистами. Правда, их воззрения были утопическими. Им казалось, что Россия может прямо перейти к социализму, минуя капитализм. В русской сельской общине они видели будущую ячейку социалистического строя.

Участником студенческих кружков был и Виссарион Григорьевич Белинский. Сын бедного флотского лекаря, он прожил короткую, полную лишений, жизнь и рано умер от туберкулеза. Еще студентом Белинский написал драматическую повесть «Дмитрий Калинин», содержавшую страстный протест против крепостничества. За это его исключили из университета. Вскоре он получил известность как литературный критик.

Белинский был одним из первых революционных просветителей. Он написал знаменитое «Письмо к Гоголю», которое явилось как бы манифестом русской революционной демократии. В этом письме Белинский писал, что спасение России не в молитвах, а в уничтожении крепостного права и в просвещении народа.

Герцена жандармы арестовали и отправили в ссылку. Белинского они хотели заточить в Петропавловскую крепость и только смерть его помешала им осуществить это намерение.

Правление Петра I в 18 веке: Северная война, военные реформы, Сенат и Синод

Как известно, в 1682 году Пётр I Алексеевич формально вошёл на царствование. Какие события можно выделить из эпохи его правления в XVIII веке? Ещё в 1699 году он заключил союз с Данией и Польшей против Швеции, во главе которой в то время стоял король Карл XII. В 1700 году Россия объявляет войну Швеции и начинается Северная война, однако к тому времени союзники России — Дания и Польша — уже потерпели поражение от шведской армии, по объективным показателям лучшей на тот момент в Европе.

19 ноября 1700 г. шведы атакуют русских под Нарвой. Войска Петра проигрывают сражение. Это событие в дальнейшем будет названо Нарвской конфузией. Война без особых успехов для России идёт пять долгих лет и в 1705 году Пётр I решает ввести рекрутскую повинность — новый принцип комплектования армии, отличающийся от феодального ополчения.

9 октября 1708 г. русской армией была одержана очень важная победа: у деревни Лесной войско Петра разгромило корпус Левенгаупта, двигавшийся из Риги. В этом же году русский царь реформирует систему местного управления: отныне страна была разделена на 8 губерний во главе с генерал-губернаторами и губернаторами.

27 июня 1709 г. состоялась Полтавская битва, в которой русские одерживают героическую победу. Это сражение является важным и переломным событием в истории Северной войны. После поражения под Полтавой шведский король Карл XII бежит в Турцию. Поэтому в 1711 году Пётр I издаёт манифест о войне с Османской империей и русская армия отправляется в Прутский поход к границам Валахии и Молдавии, которые на тот момент были вассалами Турции.

«Полтавская битва» / Художник: Пьер-Дени Мартин (1726), Catherine Palace

Также 5 марта 1711 г. был создан Правительствующий Сенат — высший законно-совещательный административный судебный и контрольный орган, фактически исполняющий функции монарха во время его нахождения в военных походах. 11 декабря 1717 года был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных». Приказом были учреждены коллегии — центральные органы исполнительной власти, пришедшие на смену приказам. В будущем коллегии будут заменены императором Александром I на министерства.

10 сентября 1721 г. Пётр I заключает со Швецией выгодный Ништадтский мир, по этому соглашению России отходило балтийское побережье от Выборга до Риги. Это событие ознаменовала конец шведской гегемонии в Северной Европе. В этом же году был учреждён Синод для управления делами Русской православной церкви. Церковь фактически стала ещё одним государственным органом, что означало её полное подчинение государству.

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. 
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

Российская Империя в начале 20 века

К началу XX в. в России сложилась капиталистическая система ведения хозяйства. (увеличении числа предпринимателей, рост наемных работников),

Формирование монополистического капитализма в России имело свои особенности:

1) при высоких темпах развития промышленности и финансово-банковской системы в стране было отсталое сельское хозяйство;

2) при слабости российской буржуазии было активное вмешательство государства в экономику, покровительствовало созданию крупных предприятий и финансово-промышленных объединений;

3) в страну активно проникал иностранный капитал.

Мировой экономический кризис начала XX в. затронул и экономику России, где также сократилось производство продукции, выросли цены, увеличилось число безработных. Кризис 1900— 1903 гг. сменился застоем 1904—1908гг. Причина — Русско-японская война и революция, они привели к отсутствию финансовых ресурсов, сокращению капиталовложений в промышленность и в с/х, к дезорганизации производства и управления.

Наиболее сильно последствия кризиса и последовавшего застоя затронули с/х страны.

При рутинной обработке земли, низкой урожайности, неблагоприятных погодных условиях в стране постоянно были голодные годы. Для покрытия расходов царское правительство прибегало к внешним займам, размер которых резко возрос.

Несмотря на развитие капитализма в России, социально-политический строй оставался прежним: царь обладал властью, привилегированное положение занимало дворянство, вторым привилегированным сословием было духовенство.

Самой бесправной группой населения было крестьянство, оно было формально свободным, но страдало от отсутствия земли, не имело средств на приобретение современных орудий труда, подвергалось телесным наказаниям. Пролетариат подвергался жестокой эксплуатации (рабочий день 11 —14 часов). Бытовые условия проживания были крайне тяжелыми. Они были ограничены в получении образования, для чего требовались личные средства. В России создавались предпосылки социально-политического кризиса.

Симптомами кризиса были нарастающие рабочее движение и крестьянские волнения. Практически во всех индустриальных районах страны в 1900-04 гг. произошло около тысячи стачек,

Причинами массовых выступлений рабочих и крестьян были не только экономический кризис, бедность и голод, но и внутренняя политика, проводимая царским правительством.

От вступившего на престол в 1894 г. Николая II все ждали перемен. Им практически не были сделаны шаги в решении земельного вопроса для крестьянства, в улучшении положения рабочих. Кризисные явления в экономике, социально-политическая нестабильность в стране, неспособность царя вывести ее из опасной ситуации, его недальновидность и неуступчивость — все это, стало причиной для создания в стране политических или общественных организаций для защиты своих интересов либо для защиты и помощи царю и его правительству.

Именно в эти годы в России были созданы Российская социал-демократическая рабочая партия, позднее разделившаяся на большевиков и меньшевиков; Партия социалистов-революционеров (эсеров), боровшаяся за передачу земли крестьянам; Союз земцев-конституционалистов партия либеральной.

Новая школа в России

В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании». Он считается одним из самых демократичных в мире, поскольку выделяет такую форму получения образования как семейное обучение. Это очень важный этап в истории образования в России, который определил его дальнейшее развитие. В наши дни ребёнок абсолютно легально может не посещать обычную школу с её классно-урочной системой, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе. 

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» обучаются дети из 47 стран мира. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ. Уроки можно просматривать в режиме «реального времени» или в записи.

Крымская война 1853-1856 гг.

Противники и их командующие:

Османская империя, Франция, Великобритания, Сардиния

Россия

Абдул Меджид I

Абдулкерим Надир-паша

Исмаил-паша

Наполеон III

И. Ф. Паскевич

М. Д. Горчаков

А. С. Меншиков

Э. И. Тотлебен

Цели войны:

  • завоевать приоритет на Балканском полуострове и Кавказе;
  • закрепить позиции на черноморских проливах;
  • оказать поддержку балканским народам в борьбе с турками.

Сражения:

Победы русских войск

Поражения русских войск

18.11.1853 – Синопское сражение. Разгром турецкого флота.

Февраль-март, 1854 – разрыв союза России с Англией и Францией и переход их на сторону Турции

27-30.08.1855 – взятие Севастополя, захват Малахова кургана.

Мирное соглашение:

6.03.1856 – Парижский мирный договор. Россия оставляла туркам Карс в обмен на Севастополь, отказывалась от Дунайских княжеств, отказывалась от покровительства славянам, проживающим на Баканах. Чёрное море объявлялось нейтральным.

Значение:

Упал авторитет страны. Поражение выявило слабы стороны страны: дипломатические ошибки, профнепригодность высшего командования, но главное – техническая отсталость вследствие несостоятельности феодализма как экономической системы.

Управление и законы

Россия в начале 20 века продолжала оставаться монархией, когда в 1-ой статье свода законов страны было записано, что “император есть самодержец с неограниченной властью”. Власть в стране передавалась по наследству, старшему в роду. При этом предпочтение отдавалась лицам мужского пола.

Система управления

Главной фигурой в стране был Император. Ему принадлежали основные функции в управлении страной. Сама династия Романовых и все лица, которые к ней относились, имели влияние на императора и оказывали влияние на политику России. По законам того времени членом правящей династии могли быть только православные, поэтому когда в династию вливались представители других стран их тут же крестили в православную веру.

С 1810 года в России функционировал Государственный Совет — совещательный орган, который предоставлял законодательные идеи Императору, но принятие закона это была функция исключительно Императора.

Исполнительная власть сосредотачивалась в руках Министерств. Над министерствами не было правительства и премьер-министров. Каждый министр отчитывался напрямую перед правителем (в этом особенность имперского режима). Важнейшие Министерства Российской империи конца 19 — начала 20 века: внутренних дел, военное, иностранных дел, финансов и народного просвещения. Министерства создавали огромное количество чиновников. По официальной статистике в России в начале 20 века на 3 тыс человек населения приходился 1 чиновник. Это был самый большой бюрократический аппарат в мире. Типичной проблемой царских чиновников была коррупция и взяточничество. Во многом этому способствовали низкие зарплаты. Явной проблемой большого аппарата чиновников было неспособность принимать важные решения быстро.

Судебные функции

Высшая судебная власть в стране, еще со времен Петра 1, принадлежала Сенату. Он выполнял функции судебной власти, надзорных органов и интерпретации законов. Сама судебная власть опиралась на судебную реформу 60-х годов 19 века. В России практиковалось равенство, суды присяжных и гласность. На практике же все-равно сохранялось неравенство, поскольку многочисленные законы Российской Империи оставляли множество лазеек для адвокатов. Кто мог их нанять — тот и побеждал в судах.

Относительно судебной системы России начала 20 века важно отметить, что особый способ судебных разбирательств применялся к политическим преступникам (к таковым можно было при большом желании отнести любого). После убийства Александра 2 был принят закон «О сохранения порядка и общественного спокойствия»

По нему — в отношении политических заключенных вердикт выносился не судом, а чиновниками.

Местное самоуправление

система местного самоуправления функционировала на основе законов 60-х годов 19 века. На местах создавались земства, которые решали исключительно местные вопросы (строительство дорог, школ и так далее. К началу 20 века функции земства несколько изменились. Теперь над ними был выстроен бюрократический аппарат, полностью контролирующий все функции местных органов власти.

Органы самоуправления подразделялись на:

  • Городские. Формировались Городские Думы, в которые могли избираться только владельцы домов в городе.
  • Сельские. Формировались сельские сходки или “миры”.

С каждым годом роль местных органов становилась все ниже, и над ними появлялись все новые контрольные организации.

Правление Екатерины II Великой: основные события

Екатерина II по происхождению была немкой, это была очень грамотная, прекрасно образованная женщина, за время прибывания в России она сумела в совершенстве выучить русский язык и приняла православие. В своей политике Екатерина пыталась реализовать идеи философов эпохи Просвещения, с которыми вела переписку.

В 1767 — 1768 гг. в России функционировала так называемая Уложенная комиссия, своеобразный прообраз парламента. Однако, законодательных прав, в отличие от Земского собора (предшествующего органа с аналогичными функциями) Уложенная комиссия не имела. С началом обсуждения актуальных государственных проблем, обнаружилось, что у нового учреждения недостаточно возможностей для их решения. В итоге вся дискуссия в Уложенной комиссии сводилась к обсуждению привилегий.

В 1768 г. начинается Русско-Турецкая война. Под предлогом начала военных действий Екатерина распускает Уложенную комиссию. Война длится 6 долгих лет и заканчивается победой Российской Империи в 1774 году. Ещё одним важным событием при правлении Екатерины II является крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачёва, начавшееся в 1773 г. Уже в 1775 г. бунт был подавлен, а его лидеры — публично казнены.

В своей политике Екатерина II пыталась реализовать идеи философов эпохи Просвещения

19 апреля 1783 г. Екатерина издала Манифест о присоединении Крыма к России. В этом же году был подписан Георгиевский трактат о протекторате России над Восточной Грузией, согласно которому в эту закавказскую страну для её защиты от южных соседей Персии и Османской империи были введены русские войска.

В 1787 г. началась очередная Русско-турецкая война, завершившаяся успехом для России в 1791 г. Кроме того в XVIII веке произошло 3 раздела Польши (в 1772 г., 1793 г., 1795 г.) между тремя сильнейшими государствами: Российской империей, Прусским королевством и Габсбургской монархией (Австрией). В результате этого с карты Европы исчезло целое государство — Речь Посполитая.

В 1796 г. умирает императрица Екатерина II и следующим монархом становится её сын Павел I. В 1797 г. он восстанавливает прямой порядок наследования престола (по мужской линии по старшинству), существующий ещё до Петра I.

Нашли ошибку в тексте, есть замечания к содержанию? Оставьте свой комментарий под материалом, для этого не нужна регистрация.

Население страны

Разнообразные природно-климатические условия в регионах страны оказали влияние на численность населения. Самыми густонаселенными были европейская часть и юг России. По данным переписи, на начало века общая численность населения составляла около 41 млн человек. Эта цифра значительно выросла к концу столетия в основном из-за присоединения других территорий.

В центральных губерниях плотность населения в несколько раз превышала этот показатель в районах Сибири и Дальнего Востока, где земли оставались практически пустынными.

Подавляющее число граждан являлось сельскими жителями. Но картина начала меняться с ростом промышленного производства. К середине века городское население выросло вполовину, и это главное достоинство начавшегося процесса капитализации.

Исходя из этой особенности, национальному вопросу в нашей стране всегда уделялось повышенное внимание. Чтобы многоконфессиональная и многонациональная страна оставалась единой, правительство проводило политику, исключающую сепаратизм и притеснение малых народов на всей своей территории.

«Охота пуще неволи»

Желая больше получать дохода, помещики увеличивали барщину и оброк. Но тяжелый труд истощал силы крестьянина, а недостаток времени не позволял ему как следует обрабатывать свой клочок земли. В итоге крестьянское хозяйство разорялось, урожайность крестьянских полей падала, скот гибнул от бескормицы, сами крестьяне голодали.

Но полуголодные крестьяне не в силах были хорошо работать и на барской земле. А это вело к упадку и помещичьего хозяйства. Получалось так: чем больше нажимал помещик на своих крестьян, тем меньше дохода приносило ему основанное на принудительном крепостном труде его хозяйство.

Постепенно сами помещики начали убеждаться в невыгодности крепостного права. Один помещик напечатал в газете статью, которую озаглавил «Охота пуще неволи». Он доказывал, что наемный труд является более производительным, чем принудительный, что вольный работник за то же время сделает больше, чем крепостной.

Некоторые помещики стали прибегать к найму рабочих. Особенно практиковали это помещики южных и юго-восточных губерний, где крепостных крестьян было мало, а земли-много.

Но большинство помещиков цепко держалось за крепостное право и хотело жить и хозяйничать по-старому.

Реформы в образовании

В начале века существовала сословная система образования.

Повсеместно было распространено домашнее образование. Учителя приглашались в дворянские семьи. Учили они иностранным языкам, музыке, словесности, этикету и живописи.

Крепостным крестьянам обучение было недоступно. Правительство боялось широкого просвещения народа. Но развитие капиталистических отношений в экономике требовало грамотных и образованных людей.

После реформ Александра II образование сделало огромный шаг вперёд. Сложились три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. Открылись классические и реальные гимназии, были основаны новые университеты.

Для дворянских детей создали сеть закрытых учебных заведений: Пажеский корпус, «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре, Царскосельский лицей. Эти учебные заведения финансово поддерживало правительств.

Появились профессионально-художественные училища закрытого типа: Балетная школа при Московском воспитательном доме, Академия художеств.

В первой половине XIX века было улучшено военное образование. Выросло число кадетских корпусов. Туда стали принимать детей обедневших дворян на бесплатной основе.

Впервые была создана государственная система связанных между собой учебных заведений: приходские и уездные училища, губернские гимназии и университеты с общим сроком обучения 10 лет.

Были основаны женские гимназии и женские училища. В 1860-70-х годах основаны первые государственные и учительские семинарии, а в 1872 г. появляются реальные училища.

Особое место в развитии образования занимают земские трёхгодичные школы. Обучение в них было организовано лучше, чем в церковно-приходских школах. Кроме письма, чтения, четырёх правил арифметики и закона божьего, здесь изучались природоведение, география, история. Учили детей представители земской интеллигенции. Земский учитель становится подлинным подвижником просвещения.

Образование получали далеко не все. Екатерина II считала, что «черни не должно давать образование». Грамотный крестьянин не станет повиноваться в должной мере. Эта ситуация не менялась до начала XX века.

Значительные успехи были достигнуты в области высшего образования. Если в начале XIX века в стране было только два университета, в Москве и Вильно, то в 60-х годах открылись 8 университетов, а также Практический технологический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горный и межевой институты в Петербурге, Институт гражданских инженеров, Высшее техническое училище и Петровская земледельческая и лесная академия в Москве.

Петербургское народное училище для подготовки учителей было преобразовано в Педагогический институт. Педагогические институты были созданы при всех университетах, так как учителей в России катастрофически не хватало.

Для дочерей дворян был создан Смольный институт благородных девиц — первое в России привилегированное женское воспитательное заведение, где давалось среднее образование. Туда принимались девицы потомственного дворянства и дочери высоких чиновников. Воспитание в нем продолжалось с 6 до 16 лет.

Царскосельский лицей учил небольшое число дворянских детей. Он был создан для того, чтобы выпускники участвовали в управлении Россией.

Мещанское училище было открыто для дочерей дьячков, солдат, конюхов, лакеев. Девочек учили стряпать, мыть, чистить, ткать, шить, вязать.

Начали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых: рабочие курсы и народные дома — своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, торговой лавкой и чайной.