Карл росси: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Оглавление

[править] Конец

Карл Росси последние годы проживал по адресу: дом № 185 по набережной Фонтанки. За двадцать лет до того, в 1817—1820 годах, в этом же доме жил Пушкин — об этом гласит памятная доска; а о том, что чуть позже в этом же доме снимал квартиру — не имея собственного жилья! — выдающийся зодчий Петербурга и именно там он скончался, не существует никакой памяти — да Петербург вообще мало помнит о том, кто создал его облик. Этот район не считался фешенебельным, потому и квартиры в доме были дешевы. Но чтобы оплатить проживание, Карл Росси, будучи уже стариком, через агента вынужден был торговать билетами в принадлежавшую ему ложу во втором ярусе Александринского театра. И этот доход вскоре закончился — зрители, пришедшие в его ложу, однажды устроили дебош с дракой; как результат этого дирекция императорских театров издала запрет передавать места в ложу посторонним.

В 1849 году началась перестройка Александринского театра, без опыта Росси, строившего это здание, было не обойтись. Архитектор Александринского театра очень нуждался материально, поэтому согласился. Весной в Петербурге началась эпидемия холеры, несколько рабочих, проводящих перестройку театра, заболели. Заразился и К. Росси.

Умер Карл Иванович Росси от холеры 6 (18) апреля 1849 года.

Хоронить его было не на что, к тому же тут же сбежались кредиторы, требуя от детей оплаты долгов. Те были вынуждены обратиться в царскую казну с ходатайством о денежной помощи на погребение. Похороны прошли тихо и незаметно.

Похоронен Карл Иванович (Карло Джованни) Росси на Волковском лютеранском кладбище рядом с женой.

Информацию о его кончине газеты дать «забыли». «Забыл» о Росси даже Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона за 1890—1907 годы. Построенный его руками город не желал помнить своего архитектора.

В 1940 году прах был перезахоронен в Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры. На памятнике значится имя архитектора на французский лад — Charles Rossy — так он сам писал свое имя, в то время официальным русским языком в великосветском обществе считался французский.

[править] Приезд в Россию

Как бы то ни было, родился Карл Иванович Росси не в России. В Россию он прибыл с родителями — матерью и отчимом, — когда в 1786 году его выдающийся отчим был приглашен возглавить балет Петербургской императорской труппы. Гертруда Ле Пик-Росси тоже была принята в балетную труппу как ведущая «серьезная» танцовщица (кстати, есть уверения, что официально брак между матерью и отчимом имел место уже в Петербурге; может, оно и так — под какой фамилией она танцевала до приезда в Россию, трудно сказать; во всяком случае, будущий зодчий Петербурга в Петербург прибыл мальчиком с родителями — матерью и выдающимся отчимом).

Значит, самому Карло (если верить хотя бы дате рождения) было на тот момент десять лет. Но в другом месте нас заверяют, что ко времени приезда в Россию маленькому Карло было семь лет — иными словами, опять ничего не сходится. Или — дата рождения не та, или приезд в Россию свершился не тогда… Вот и на французский источник есть ссылка: …il arriva à St-Pétersbourg en 1783 avec sa mère, ballerine invitée, avec le danseur et chorégraphe Charles Lepic, par Catherine II… (…он прибыл в Санкт-Петербург в 1783 году со своей матерью-балериной и танцовщиком и хореографом Шарлем Лепиком, приглашенными Екатериной Второй…). 1783 год как дата приезда семьи в Россию фигурирует и в других исследованиях. Вот и выбирай, кому верить…

По прибытию в Петербург семья поначалу обосновалась в гостинице «Париж» на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы, а затем переселилась в дом на Театральной площади рядом с Большим Каменным театром, на сцене которого старшие члены семьи работали, а Карла, который русского языка не знал, отправили в школу при немецкой церкви Святого Петра (существующая до сих пор школа Петришуле), где обучение велось на немецком языке. Так началась русская жизнь.

[править] Начало карьеры

В. Ф. Бренна, подключив свои связи и используя личную расположенность к нему наследника престола Павла Петровича (будущий Павел I), начал устраивать карьеру своего ученика — дачного соседа. Для этого надо было добиться для него дворянского титула — простолюдин никакую карьеру не мог сделать, сословие не позволяло ему находиться в окружении высшего дворянского круга (вот тут и ставится под сомнение аристократический папаша). Так, 28 июня 1795 года Карл Росси был зачислен на службу в Адмиралтейское ведомство с присвоением ему звания сержанта — весьма неплохое начало карьеры. А через пять месяцев он был переведён в прапорщики с жалованьем в 150 рублей в год — это первый обер-офицерский чин, при котором Росси, согласно Табели о рангах, получил и российское дворянство; одаривание самим двором к этому времени осталось в далеком прошлом — предполагалось, что «новые дворяне» вполне способны сами заработать и на двор, и на все остальное для себя. Таким образом первый этап карьеры был проделан, и 28 января 1796 года прапорщик Карл Росси ушел со службы.

Павел Петрович взошел на престол 6 (17) ноября 1796 года, а уже через три недели, 28 ноября 1796 года, новый император издал указ о строительстве своего дворца для постоянного государева проживания. Воздвигнуть величественное строение надлежало в саду Летнего дворца — в том месте, где император родился, а название ему надлежало дать: Михайловский замок в честь архистратига Михаила. Проектирование было поручено архитектору Василию Ивановичу Баженову, и работать требовалось «в великом поспешании», от чего Баженов отказался. И уже 4 марта 1797 года объявлено новое решение: «Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне». Бренна разрабатывал проект, но со сломанной рукой чертить планы не мог — этим занимался его помощник, новоиспеченный дворянин Карл Росси. За эту работу, исполненную с тщанием и прилежанием, 30 декабря 1796 года Карлу Росси был дан чин губернского секретаря с жалованием 300 рублей в год. Одновременно с работой над Михайловским замком, Бренна переделывал для Павла I интерьеры в Зимнем дворце, достраивал Исаакиевский собор, работал в Гатчине и дворце на Каменном острове. Чертежи всех этих проектов рисовал Карл Росси. И с завершением работ заработок дворянина Росси возрос до 600 рублей в год.

[править] Завершение карьеры

В 1832 году, будучи на шестом десятке, Карл Росси подал прошение об отставке, оно было принято. Александринский театр, открывшийся в 1832 году, стал последней большой работой великого зодчего Петербурга.

Это был период в истории России, когда испуганный после восстания декабристов император Николай Первый, не готовый к власти (к этой тяжелой обузе готовили старших братьев), боясь всевозможных реформ и новшеств, в которых видел лишь крамолу, наверняка не понимая сам, что творит, насаждал возвращение к самым низменным вкусам и интересам — все то, отчего Россия с трудом уходила со времен Петра Первого. Николаевские годы получили в историографии название реакции. Пушкинский призыв «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!», провозглашенный им в 1818 году в стихотворении «К Чаадаеву», резко отошел, сменившись совсем иными, противоположными по смыслу значениями. Посвящать что бы то ни было отчизне стало значить лояльность власти и исполнение бездарных приказов об уничтожении всего новаторского и яркого, а «души прекрасные порывы» душились в прямом смысле этого слова. В зодчестве это выразилось господством официального эклектического русско-византийского стиля. А главное — удушающая атмосфера. Казалось, что вся страна занята слежкой друг за другом, интригами и доносами. Карьерный рост стал определяться не талантами и работоспособностью, а изощренным политиканством и лестью властьимущим. От этого было мерзко и невозможно работать. Этим и был продиктован уход К. И. Росси.


Театральная улица (ныне улица Росси), Санкт-Петербург


Театральная улица, фото 1890 года

Однако Большая Советская Энциклопедия и тут преуспела, определив по своему разумению причину ухода Карла Ивановича от дел: творческий кризис, цитируем: «…в позднем творчестве Р. наметились и кризисные черты позднего классицизма…». Вот как оно, оказывается. Какая же это мерзкая ложь!

Напомним, что одной из последних больших работ архитектора было здание Александринского театра, до сих пор поражающее совершенством форм; во всяком случае ни один другой источник не называет эту работу «кризисной». Более того: ныне здание Александринского театра признано мировым шедевром и вошло в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО; оно объявлено Культурным наследием Российской Федерации, объект № 7810624000. Причем Карл Росси построил не просто Александринский театр, а целый комплекс к нему, в который вошла новая улица, получившая название Театральная (сейчас она носит имя великого зодчего Росси), которую он спроектировал точно по античным канонам: ее ширина равна высоте зданий (22 метра), а длина ровно в десять раз больше — 220 метров.

А решение о завершении карьеры великий зодчий принял сам, и обстоятельства к тому были весьма веские и никак не связанные с кризисом его творчества. Он не желал иметь ничего общего с тем, что происходило вокруг и что казалось ему непристойным.

Правда, еще два раза Карлу Ивановичу пришлось заняться государственными архитектурными проблемами: в 1837 году его позвали при ремонте Зимнего дворца, а в 1849 — Александринского театра.

Последний раз Карло Росси побывал в императорском дворце в 1837 году — после пожара Зимнего дворца. Сановники разыскали архитектора и забрали у него чертежи. Но, видно, новые специалисты, подобранные исключительно по политической лояльности, с работой справились не полностью — Карл Росси был приглашен ко двору. Осматривая сделанный ремонт, выдающийся зодчий не утерпел и раскритиковал политлояльных работников, отделывавших потолок императорского дворца, чем вызвал большое императорское неудовольствие. После чего Карл Иванович откланялся и ушел. Следующим этапом этой истории был через некоторое время рухнувший потолок — как раз в том месте, на которое указывал Росси. Итогом стало новое приглашение Карла Ивановича ко двору — но он на него не ответил. Уйдя от всех дел, встречал старость.

[править] Происхождение

В истории происхождения этого, одного из самых крупных русских зодчих, больше вопросов, нежели ответов.

Официально считается, что родился будущий архитектор 18 (29) декабря 1775 года в Неаполе, был сыном неаполитанского дворянина Джованни Росси — и этой версии старательно, словно отличники-пятиклассники, переписывая ее друг у друга, придерживается множество энциклопедий и словарей: вот, к примеру, сайт «Прогулки по Петербургу», да и другие. И тем не менее — есть и еще версии.

Досконально известно, что маленький Карло рос в семье своей мамы, балерины Гертруды Ле Пик-Росси и ее мужа, танцовщика и балетмейстера Шарля Ле Пика (по некоторым источникам, официальный церковный брак они оформили уже в России (Гертруда по прибытии значилась как фрау Росси; лишь в России стала называться мадам Ле Пик), но досконально известно, что в Петербург они прибыли уже сложившейся семьей) — с ними он и прибыл в Петербург; что работал зодчий в России; что скончался он 6 (18) апреля 1849 в возрасте 73 лет в Санкт-Петербурге.

А вот по поводу его рождения некоторые версии расходятся с официальной. Официальные версии не всегда бывают точны. Да и вообще поди, разбери какая из версий официальная — если все они, такие разные, опубликованы на серьезных сайтах и в серьезных книгах.

Про происхождение Карла Ивановича (место и отец) точных данных нет, хотя различные источники уверенно дают информацию — но совершенно различную.

Например, такая версия: дата указывается та же, а вот место рождения — Санкт-Петербург, в этом уверяет не какой-то там русофильский сайтик, а Большая Советская Энциклопедия (в БСЭ немало «ошибок», сделанных специально для «поднятия патриотизма и духа русского народа», хотя на самом деле таким образом можно поднять не патриотизм, а идиотизм и безграмотность), откуда черпают информацию и другие уважаемые источники. Почему именно Санкт-Петербург? Непонятно. Но это же место рождения Карло Росси называют и иные источники.

Мы же попробуем возразить: нет, Карло Росси родился не в Петербурге, да и вообще не в России. И обратимся к другим источникам. Например, из Официального портала Администрации Санкт-Петербурга узнаем, что великий русский зодчий Росси Карл Иванович родился в Венеции и является сыном итальянского дворянина Джованни Росси и известной танцовщицы екатерининских времен Гертруды Росси (напомним: другие, не менее официальные источники называют местом рождения выдающегося архитектора другой город: Неаполь — о чем см.выше). Или к этому — с таким ярким названием: «ГДЕ РОДИЛСЯ ЗОДЧИЙ РОССИ ?» — сайт, ссылаясь на книгу Юрия Овсянникова «Великие зодчие Петербурга», сообщает: «Госпожа Гертруда Росси, родом из Мюнхена, в девичестве Аблехер. Искусству своему начала обучаться в Неаполе в Королевском театре. Там же родился ее сын Карл».

Между прочим, там же, среди других вопросов происхождения Карла Ивановича, ставится под сомнение и наличие папы-аристократа. Ольга Форш в романе «Михайловский замок» вообще написала, что отец Карла Росси — «неизвестен». Вопрос отцовства выдающегося архитектора изучается во всем мире. Вот, скажем, ссылка на немецкие источники, цитируем: «Rossi wurde als Sohn einer italienischen Tänzerin geboren. Der Vater ist nicht bekannt, zeitgenössische Gerüchte gingen so weit, Zar Paul I als Vater zu vermuten» (Росси родился у итальянской танцовщицы. Отец неизвестен, но народная молва называет в качестве отца царя Павла Первого). М-да, что называется — приехали… Тут поражает всё: если мать Карла Росси — немка, родившаяся в Германии, то немецкие источники могли бы это знать, а не называть ее итальянской танцовщицей; а уж что касается приписываемого слухами отцовства самого русского императора — то эта версия уж настолько несостоятельна, что ее лучше с самого начала рассматривать как юмористическую — даже несмотря на то, что опубликована она в серьезном источнике: Гертруда Росси появилась в России позже, чем родился Карл (даже если верить БСЭ о рождении в Петербурге). Правда, цесаревич Павел посещал город Неаполь под видом графа Северного, но событие произошло в 1782 г., все равно позже рождения будущего великого зодчего.

Первые работы

В 1806-м Карл был вынужден работать художником на фарфоровом и стеклянном заводах. Спустя 2 года Росси добился звания архитектора и отправился в Москву, в Экспедицию кремлевского строения, которая ведала вопросами возведения зданий на территории Кремля и их реконструкции. Организация также осуществляла застройку в городе и его окрестностях. По проектам Росси были построены несколько зданий, самым известным из которых стал деревянный театр. Строение сгорело во время пожара 1812 года. Затем архитектор отправился в Тверь, где под его руководством был возведен Путиловский дворец.

Основные праздники России.

Ночь с 31 декабря на 1 января — Новый год, главный российский праздник. Главную роль играют Дед Мороз и Снегурочка, раздающие в эту ночь подарки. Праздник, в основном, семейный и очень веселый.

7 января — Православное Рождество. Не так популярен, как Новый год, и все-таки с уходом Советского Союза набирает популярность.

Ночь с 13 на 14 января – Старый Новый год. Неофициальный, непонятный для иностранцев в силу сочетания Старый и Новый, и тем не менее, отмечаемый очень многими.

23 февраля — День защитников отечества, бывший день Советской Армии.

8 марта — международный Женский день, празднуемый почему-то только на просторах СНГ. В этот день некоторые мужчины вдруг решают помыть за собой посуду.

1 и 2 мая — праздник Первое мая. Во времена Советского Союза он назывался День солидарности трудящихся. В отличие от 8 марта это действительно международный праздник, отмечаемый во многих странах.

9 мая — День Победы над фашистской Германией, праздник со слезами на глазах, Отечественная война унесла десятки миллионов жизней.

12 июня — День независимости России. Официальный праздник, не совсем понятный многим – от кого именно независимость.

4 ноября — День народного единства, в этот день в 1612 Минин и Пожарский призвали народ на борьбу с поляками, оккупировавшими Москву.

Отступление: Голландские печи

Все-таки очень удивительным остается факт, что вплоть до конца 16-го века в России не было дымоходов. И что итальянцы и немцы приезжали в Россию строить печи с дымоходами? Встречала эту информацию  в разных источниках, но все равно верится с трудом. Климат в Германии, а особенно в Италии, намного мягче, чем в России.  И там более известны камины, чем печи. Так выглядело приготовление пиши в Европе в 18-м веке:

Интерьер кухни с двумя женщинами за работой, Хендрик Нуман

Это открытый очаг, по сути, камин, с прямым дымоходом. Позже появились варочные печи, приставленные к каминам:

openluchtmuseum Het Hoogeland

Это интерьер голландской кухни 19-го века. Такие металлические печи, видимо, в России называли «голландками». Отрывок из книги о «Печном мастерстве», написанной архитектором Василием Собольщиковым в 1865 году:

Или климат был настолько другой, что в Европе было холодней, чем в России? Или обогревали помещения другим способом? В 19-м веке даже не было принято делать тамбуров в богатых домах и общественных зданиях, их пристраивали позже, уже в 20-м веке. Хотя еще раньше в домах были сени:

Т.е. получается, что сначала строили тамбуры, потом перестали, а потом опять начали? В Европе сейчас тоже дома строят с тамбурами. Хотя процесс отопления значительно облегчился по сравнению c предыдущими веками. А средняя температура января, например, в Нидерландах остается плюсовой.

Краткая биография

  1. Уже в 1795 будущий зодчий попадает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры в качестве чертежника. Помогая Бренна, он участвовал в строительстве Михайловского замка с 1796 года.
  2. В 1801 году Карл стал архитектурным помощником 10 класса.
  3. В 1802 образование Росси продолжается. Он получает заграничную командировку в Италию для завершения образования. Там он пробыл около 2 лет.
  4. По возвращению в Россию он создал план переустройства набережной Адмиралтейства. Но его проект был опровергнут, и Карл проработал 2 года художником на фарфоровом заводе, перед тем, как получить звание архитектора.
  5. В августе 1808 года архитектор командируется в “Экспедицию кремлевского строения”. В это время были построены Екатерининская церковь Вознесенского монастыря в Кремле, а также деревянный театр на Арбатской площади. До наших дней постройки не сохранились. Здания сгорели при пожаре 1812 года.
  6. В 1809 году Росси начал перестраивать Путевой дворец в Твери для Великой княгини Екатерины Павловны. В 1815 году, после завершения своих работ он вернулся в северную столицу.
  7. В Петербурге Карл Иванович занялся реконструкцией Аничкова дворца (1816), некоторых павильонов в Павловске (1815-1822).
  8. В 1816 архитектор получает повышение – он становится членом Комитета строений и гидравлических работ. В это же время зодчий работает над Елагиным дворцом для императрицы Марии Федоровны, матери Александра I.
  9. В 1819 Росси принимается за свой первый проект, где он начинает самостоятельно формировать городское пространство – Михайловский дворец. До этого он занимался реконструкцией или ставил новые здания на чей-то фундамент. Итак, о Михайловском дворце. Архитектор проложил улицу для подъезда к дворцу – Инженерную. Она располагалась от Екатерининского канала до Фонтанки. Михайловский дворец и Михайловский замок, участие в создании которого также принимал Росси с 1796, разделила Садовая улица. Строительство завершилось через 6 лет, в 1825 году.
  10. В это же время зодчий начинает “приведение площади в правильность”. Перед ним стояла задача установить на Дворцовой площади правительственные здания так, чтобы центром композиции оставался Зимний дворец. Росси объединил здания Главного штаба аркой, которая располагается напротив входа в императорский дворец и по сей день. Много сил пришлось потратить на установление скульптуры богини Ники с колесницей. Однако, 28 октября 1828 года, арка была открыта, а Росси получил огромную премию, которой вполне могло хватить на покупку нового дома. Но зодчий имел множество долгов, и все эти деньги ушли на их погашение.
  11. В 1827 году архитектор получает новый заказ – театр на Александрийской площади. Его предстояло возвести на месте старого театра, который проектировал учитель Росси, Винченцо Бренна. В итоге архитектор создал целую улицу – Театральную, а ныне улицу Зодчего Росси. Карл Иванович также возвел на улице новое здание Императорской Публичной библиотеки. После открытия театра Росси выплатили гонорар и выдали одну из лож в пожизненное пользование. Однако лично архитектор ей никогда не пользовался, а сдавал в аренду, для погашения долгов, которые Росси имел всю жизнь.
  12. Параллельно с ансамблем на Александрийской площади Карл Иванович создавал новое здание для Сената и Синода. Старые здания были разделены. Сенат располагался на площади, где в настоящее время красуется один из самых знаменитых памятников Петербурга — Медный всадник. Синод же стоял на противоположном берегу Невы. Изначально император устраивал конкурс, в котором поучаствовали все знаменитые архитекторы Санкт-Петербурга. Росси до последнего пытался воздержаться от участия, так как планировал выйти в отпуск. Но в итоге, в 1829, он подал свой проект, который был принят. Строительство завершилось в 1835 году.
  13. Но еще за три года до этого Карл Иванович подал прошение об отставке. На это было несколько причин. Первая из них — проблемы со здоровьем. Вторая — ухудшившиеся отношения с императором. Еще со времен создания Триумфальной арки у них возникали различные споры.
  14. После ухода в отставку, Росси иногда брал небольшие проекты, например, Юрьев монастырь в Новгороде.
  15. Архитектор покинул наш мир 18 апреля 1849 года в Санкт-Петербурге. Изначально он покоился на лютеранском Волковом кладбище. В 1940 году его прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре.

Здания Сената и Синода

Зда́ния Сена́та и Сино́да созданы в стиле позднего классицизма (ампир), они являются последним проектом К.И. Росси в Петербурге. Возведены в 1829-1834 гг. на Сенатской площади Санкт-Петербурга.Здания соединены над Галерной улицей триумфальной аркой.

Арка, соединяющая Сенат и СинодСенат в Российской империи – высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим в 1711 г. как высший орган государственной власти и законодательства.Синод – высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721-1917).

Скульптуры на аттике Сената и Синода

7 фактов о Карло Росси

  • Вернувшись из Италии, Росси подготовил проект нового архитектурного оформления набережной Невы. Она должна была иметь 600 метров длины, с 10 огромными арками в 24 метра ширины каждая. Вышина их была достаточна для того, чтобы под ними свободно могли проходить по каналам суда в Адмиралтейство. Также на набережной следовало установить три огромные ростральные колонны. Проект сочли слишком смелым и отвергли.
  • Помимо масштабных проектов целых городских ансамблей Карл Росси создал и весьма изящные одиночные строения, например, здание библиотеки возле дворца в Павловске.
  • В Михайловском дворце по проектам Росси были созданы даже люстры, стулья и дверные ручки.
  • По легенде, когда снимали леса с арки Главного штаба, Росси встал наверху арки, сказав: «Если арка упадет, я готов упасть вместе с нею».
  • В 1838-1841 годах архитектор Соколовым по проекту Карло Росси построил колокольню Юрьева монастыря в Новгороде. Необычное соотношения нижней и верхней части строения вызвало легенду, что якобы Николай I вычеркнул из проекта средний ярус, чтобы колокольня не была выше Ивана Великого в Московском кремле.
  • Последней работой Росси стала переделка царских лож Александринского театра.
  • Росси как католик был похоронен на Волковом немецком кладбище Петербурга. В 1940 году захоронение было перенесено в некрополь Александро-Невской лавры.
  1. polit.ru

Комплектация.ру — стропы канатные одноветвевые http://komplektacya.ru/gruzopodjemnoe-oborudovanie/stropy-gruzovye/stalnye/1sk/

Михайловский дворец

Михайловский дворец (главный корпус Русского музея)Идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. Но строительство дворца началось только в 1819 г., уже при Александре I.Автором проекта и архитектором дворца стал Карл Росси. Фактически он создал новый городской архитектурный ансамбль: дворец, площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).Парадный фасад дворца обращен к площади. Во дворце 4 этажа. Вестибюль открывается большой входной аркой. Нижний этаж обработан рустом, он предназначался для повседневного пользования и состоял из личных комнат владельцев, детских, комнат для гостей. Бельэтаж – в виде трехчетвертной коринфской колоннады, залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах – бальные, на восточной – парадные покои великой княгини и великого князя. В орнаментах бельэтажа, составленных из доспехов и оружия, отразилась эпоха военного триумфа России (скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский).В юго-восточном углу антресольного этажа был расположен домовый храм св. Архистратига Михаила. В цокольном этаже размещались кухни.Великолепное внутреннее убранство также было создано Росси. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль. Например, Белая гостиная.

Белая гостинаяРосси поделил пространство на три части двумя парами свободно стоящих колонн. В таком исполнении зал обрел идеальные пропорции. Каждая архитектурная деталь воспринимается не как элемент конструкции, а как произведение искусства.Парадные покои Елены Павловны отличались особым изяществом и роскошью отделки.В парадных комнатах Михаила Павловича не было роскоши, и это характеризовало хозяина. «В Кабинете и Библиотеке с коллекциями редких книг, эстампов и нумизматики, множеством роскошных изданий по искусству, хранились небольшие, удивительно тщательно обмундированные и вооруженные статуэтки под стеклянными колпаками, они стояли на верхних полках книжных шкафов. Стены залов были завешаны трофеями, состоявшими из сабель, шпаг и знамен, картинами военного содержания и портретами» (А.Н. Бенуа).После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 г. дворец был выкуплен казной, Николай II решил устроить в нём Русский музей в память императора Александра III. Управляющим музеем стал великий князь Георгий Михайлович.

Михайловский дворец

В 1819-м действующий император Александр I поручил архитектору строительство нового дворца. На его возведение царь выделил 9 миллионов рублей. Предполагалось, что из резиденции откроется вид на Набережную, для этого от Невы построили новую дорогу. Это была значимая работа архитектора, где он получил возможность самостоятельно формировать городское пространство. В центре города появилась новая улица — Инженерная. Ранее построенный Михайловский замок, и возведенный Михайловский дворец, разделила улица Садовая. Работа была завершена через 6 лет, однако вскоре после открытия Росси довелось оформлять церемонию прощания с императором после восстания декабристов.