Оглавление
Стоимость билетов в Музей Родена
Стоят билеты на посещение постоянных и временных выставок, а также в сад скульптур – 10 евро.
Временная выставка доступна за 4 евро в первое воскресенья каждого месяца людям 18-25 лет (гражданам ЕС), сотрудникам Парижского музея и носителям образования Pass.
Желающие посетить только сад скульптур Родена (с 25 февраля по 12 марта), тоже заплатят за билет 4 евро, а молодежь 18-25 лет (не граждане ЕС) – 2 евро.
Свободный вход для людей с ограниченными возможностями и их сопровождающих при наличии удостоверяющих документов.
Владея французским, английским, китайским или испанским языком, возьмите в кассе аудиогид за 6 евро, и экскурсия станет еще познавательней. Двухчасовая запись расскажет о самом музее и саде скульптур с комментариями и моментами интервью искусствоведов. Это поможет лучше ориентироваться в особняке и увидеть работы Огюста его глазами.
Биография мастера
Первые шаги в своей творческой карьере Франсуа Огюст Роден сделал в 14 лет, когда поступил в Малую школу художников в Париже, где он родился. Путь к славе был для известного мастера очень долгим и трудным. В юном возрасте его даже не хотели принимать в Школу изящных искусств, куда будущий великий скульптор пытался поступать несколько раз.
Огюст Роден (1840-1917).
В молодом возрасте ему приходилось перебиваться скромными доходами от работы декоратором и оформителем. Роден принимал участие в оформлении парижских театров Гоблен и Гаитэ, а также анонимно выполнял другие работы, большинство из которых не сохранилось. Единственным приобретением в это время была бывшая конюшня, из которой Роден и обустроил себе мастерскую.
В последующие периоды жизнь пока еще неизвестного мастера была полна самых разнообразных событий. Он некоторое время участвовал во франко-прусской войне, переехал в Брюссель, работал со скульптором А. Каррье-Беллёзом и затем с А.-Ж. ван Расбургом, представлял свои работы на конкурсах и выставках, но часто терпел неудачи. Жюри не нравились слишком откровенные и разрывающие каноны произведения Родена, из-за чего их не принимали.
Первое признание пришло к мастеру лишь в возрасте сорока лет, когда его скульптуру «Иоанн Креститель» купил министр изящных искусств А. Пруст. С 1880-х годов Родену стали поступать государственные заказы на монументальные произведения. Также ему выделили новую мастерскую. Постепенно критики стали более благосклонно относиться к творчеству Родена, а его работы были отмечены рядом премий на крупных выставках. Его известности в немалой степени способствовали публикации в журналах и участие во Всемирной выставке 1900 года, где скульптор представил полторы сотни своих самых удачных работ.
Скульптор в своем имении в Мёдоне.
В 1900-х годах Родена узнали и как виртуозного графика. Альбомы с его рисунками расходились мгновенно, что привело к появлению новых заказов от богатых людей. Он создал портреты выдающегося драматурга Бернарда Шоу, аргентинского президента Сармьенто, премьер-министра Франции Жоржа Клемансо и многих других известных лиц.
Скончался мастер в ноябре 1917 года, завещав все свои произведения государству.
Родена считают наиболее ярким и талантливым скульптором своего времени. Многие современные ему мастера брали его работы за образец. Необычная архитектура человеческого тела, умение передать его пластику и энергетику задало новое направление для скульпторов следующего поколения.
Иосиф Чайков, «Футболисты»
На древнегреческую традицию ориентировался и советский скульптор Иосиф Чайков, проектируя конструктивистский шедевр «Футболисты». Герои Чайкова не отличаются живостью черт, зато как ярко их движение! Трехметровая скульптура весом в тонну держится всего на одной точке опоры, причем смещенной относительно центра, — на пятке вратаря. Скульптор уравновешивал композицию с помощью сложной схемы полых и залитых бронзой частей, и в итоге фигуры футболистов, держащиеся практически на одном честном слове, получились удивительно устойчивыми — не хуже любой твердо стоящей на ногах скульптуры. Эксперты, собравшиеся на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, были поражены композиционным решением «Футболистов», и на вопрос: «Как же она стоит?» до сих пор не могут с точностью ответить даже современные специалисты.
«Футболисты» интересны не только с инженерной, но и с художественной точки зрения. Чайков смог, опираясь на античные образцы, создать скульптуру, полностью перекликающуюся с идеалами партии: активный спорт, физическое напряжение, вратарь, бросающийся под ноги врагу, чтобы защитить свои ворота, — все вполне в коммунистическом духе. Но от хрупкого равновесия отчаянно борющихся героев веет скорой войной и гибелью.
Смещенная точка опоры — основная задача Чайкова, заигрывающего с новыми авангардными течениями. Но в отличие от некоторых прославленных русских художников скульптор не ударяется в абстракцию — его конструктивизм получился реалистичным, его кубизм понравился простым людям. И еще неясно, какая загадка интереснее: загадка «Черного квадрата» или загадка инженерного замысла, который уже 80 лет удерживает бронзовые фигуры весом в тысячу килограммов на одной пятке.
Огюст Роден
Роден Огюст (1870 — 1917) — знаменитый французский скульптор.
Творчество Родена, по его собственному признанию, колебалось между гармонией
античной скульптуры со спокойным совершенством ее форм и суровым величием
Микель-Анджело, исполненным страстной борьбы. Наиболее известные произведения
Родена: «Первобытный человек», «Мыслитель», «Граждане
Калэ», «Мысль».
Огюст Роден. Поцелуи.
Роден, Огюст (Rodin, Auguste) (1840–1917), французский скульптор. Родился
в Париже 12 ноября 1840. С 1854 учился в Школе рисования и математики, а
затем у Антуана Бари. После того как Роден получил отказ в праве выставить
свою первую работу, Человек со сломанным носом, на парижском Салоне 1864 и
не был принят в Школу изящных искусств, он в 1864–1870 работал в мастерской
Альбера Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре. Из-за безработицы,
последовавшей за окончанием франко-прусской войны (в которой Роден успел
принять участие), он отправился в Брюссель и там до 1877 оформил
монументально-декоративной скульптурой несколько знаний. В Бельгии он
продолжил самообразование, в основном в области средневекового искусства и
творчества Рубенса.
В 1875 поездка в Италию и знакомство с произведениями Микеланджело
вдохновили Родена на создание статуи Бронзовый век. Когда она была
выставлена в 1877, ее назвали Побежденный; в этом названии нашло отражение
настроение разочарования, господствовавшее среди французской молодежи после
поражения в войне. Признанием таланта Родена стала покупка государством двух
его статуй – Иоанн Креститель (1878) и Шагающий (1877), а также тот факт,
что французское правительство поручило ему создание скульптурного портала;
работе над Вратами ада он посвятил всю оставшуюся жизнь. Черпая вдохновение
в произведениях Данте и Шарля Бодлера, в образах порталов готических
соборов, а также в творчестве флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти, он
приступил к созданию Врат в 1880, но не успел закончить работу. Это
произведение стало водоразделом в творчестве мастера. Такие работы, как
Мыслитель (1888), Ева, Мимолетная любовь (1886), Та, которая была прекрасной
Ольмьер (1885), Поцелуй (1886), Уголино и многие другие, были этюдами к
Вратам ада. Одновременно Роден исполнил целый ряд крупных произведений. В
1884 он начал работу над скульптурной группой Граждане Кале, в 1886 – над
проектом памятника Виктору Гюго, а в 1893 – над набросками для статуи Оноре
Бальзака. В 1898 общество, заказавшее скульптору статую Бальзака, отказалось
от его услуг. Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. Публика
не увидела в представленном Роденом пластическом этюде портретного сходства
с писателем. Статуя Бальзака была последней крупной работой Родена; в
последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов (среди
них портреты Дж.Б.Шоу, герцогини де Шуазель (1908) и Ж.Клемансо (1911)). К
началу 20 в. слава скульптора распространилась по всему миру, и французское
правительство предоставило ему целый павильон на Всемирной выставке 1900.
Роден завещал свои произведения французскому народу, и сейчас они хранятся в
его музее в Париже, в здании, принадлежавшем самому скульптору.
Искусство Родена вдохнуло человеческое тепло и новые жизненные силы в
скульптуру 19 в. В его работах движения человеческого тела становятся
средством передачи безгранично широкого спектра эмоций, а естественные и
свободные положения фигур, неизвестные скульптуре более раннего времени,
отражают богатство внутренней жизни человека. Величайшее из произведений
Родена, Врата Ада, отвечает духовным исканиям эпохи, когда прежняя система
моральных ценностей оказалась разрушенной. Интерес Родена к психологической
и эмоциональной жизни человека отличал его от импрессионистов. Однако он
симпатизировал их бунтарству, а эскизность, намеренная неоконченность
произведений, созданных после середины 1880-х годов, позволяют говорить о
нем как об одном из первых мастеров, применивших импрессионистическую
технику в скульптуре. Роден придавал бльшую подвижность и одухотворенность
скульптурной форме при помощи сильной пластической моделировки и
драматической светотени. В своих работах ему удалось передать связь между
внутренним миром человека и его внешним обликом; этот аспект роденовской
пластики оказался очень важным для формирования творческой концепции
произведений Джейкоба Эпстейна, созданных в 1930-е годы. Яркие драматические
жесты статуй Родена использовал в своей скульптуре Жак Липшиц.
Умер Роден в своем доме в Медоне 17 ноября 1917.
Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас»/
О.Роден. «Мыслитель». 1888.
История отеля Бирон
Постройка, в которой сегодня экспонируются скульптуры Родена, в 1727 году задумывалась как отель. Строительством по заказу богатого и влиятельного финансиста Абрахама Пейрен де Мора занимался архитектор Жак-Анж Габриель, выдержавший внешний и внутренний дизайн в модном по тем временам направлении рококо.
Знаменитый музей Родена в Париже
В 1732 г. Абрахам умирает, и дальнейшим обустройством занимается его вдова. В 1736 году она вносит незначительные изменения во внешнем декоре, немного расширяет сад, а вот внутри дома планировка размещения номеров претерпела ощутимые перемены.
В 1753 г. вдова Мора присоединяется к своему мужу на кладбище, а здание покупает маршал Луи-Антуан де Бирон
Будучи большим эстетом, в свою очередь он тоже активно занимается переоформлением особняка, но особое внимание уделяет саду
Цветы – большая страсть герцога, а потому он удваивает площадь прилегающей земли под парк, часть его оформляет в английском стиле, высаживает море тюльпанов и разбивает круговой пруд. Отточив мастерство ландшафтного паркостроительства, Бирона создал настоящий шедевр, и его парк был признан «исключительным».
Впоследствии отель несколько раз менял хозяев и принимал множество важных гостей. Например, герцог Шаро целый год (1795) арендовал здание, устраивая тут веселые вечеринки с танцами, играми, концертами и фейерверками. Стены поместья помнят время с 1806 по 1811 г., когда среди постояльцев были кардинал Джованни Капрара и папские послы.
В период первой империи тут размещается представительство российского посла Куракина, но в 1812 г. он закрыл посольство, зная о намерении Бонапарта напасть на Россию.
В 1820 г. особняк покупает религиозное Общество Святого Сердца Иисуса, и создает тут учебное заведение для девочек. Богатое убранство из дерева, металла и мрамора показалось монахиням слишком напыщенным, и дабы не развращать христианские души, снято и продано ценителям, а средства пущены на перепланировку.
В 1839 г. засыпается бассейн, а парк используется в качестве пастбища, фруктового сада и огорода. Послушницы высаживают виноград и несколько плодоносящих деревьев, неустанно трудятся на грядках, а из декоративной растительности отдается предпочтение неприхотливому плющу, клематисами и айлантам.
В период 1820-1904 г.г. на прилегающей территории появляются новые постройки для обучения и часовня для молитв. Однако в 1904 г. Общество Сердца Иисуса распускают, часовню закрывают, а поместье Бирон продают.
Копии «Мыслителя»
Коренастая фигура мыслителя для современников являлась олицетворением титанической мощи и сильного душевного напряжения. В дальнейшем именно ее стали использовать в качестве символа философии. После презентации широкой публике скульптура пришлась по душе всем, кто ее видел. Еще при жизни автора с его позволения было отлито 10 бронзовых копий, которые разъехались не только по Франции, но и по всей Европе. Сейчас существует 20 официальных копий, которые представлены в различных уголках мира. В том числе скульптуры в Копенгагене, у ворот музея Родена в Филадельфии, перед зданием департамента философии Колумбийского университета, в галерее Мельбурна, Женевы и др. По просьбе самого Родена, уменьшенная копия «Мыслителя» установлена на его могиле в Медоне.
Под открытым небом
Приглашаем начать знакомство с музеем Родена
Знакомство с музеем начинается с покупки билетов в стеклянном павильоне на улице Варрен, где и расположен особняк. Можно осмотреть все поместье или только сад. Второй вариант дешевле. Рассчитывать, однако, нужно не только финансовые средства, но и запас физических и эмоциональных сил, ведь на изучение парка уйдет не один час (он занимает 3 гектара!), а произведения мастера часто транслируют наряду с любовью и страстью отчаяние и глубокую грусть.
Великолепный сад музея Родена
Сад и сам по себе великолепен. Благоухающие розовые кусты, ухоженные лужайки, деревья с геометрически правильной кроной соседствуют с бессмертными работами скульптора. Гуляя по парку, можно встретить сделанные Роденом копии с древнегреческих статуй и некоторые экземпляры его коллекции древностей. Здесь же размещены самые знаменитые его работы:
— «Мыслитель»;
«Мыслитель» — одна из известнейших скульптур Огюста Родена
— «Уголино»;
Этот шедевр создан по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери
— «Граждане Кале»;
Граждане Кале — скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны.
— «Врата ада»;
«Врата ада»- один из сюжетов «Божественной комедии» Д.Алигьери, воплощенный в бронзе
— памятник Оноре де Бальзаку.
Памятник великому Оноре де Бальзаку
Каждая работа заражает определенным настроением. Даже не зная истории осады Кале и героизма его граждан, трудно не понять смирения, гнева, внутренней боли приговоренных к смерти. Противопоставление динамики и статики в памятнике показывает зрителям амбивалентность эмоций: одновременно агрессивное отвержение и терпеливое принятие.
Рядом с «Мыслителем» предусмотрительно расположены лавочки для всех, кто захочет не просто отдохнуть, но и присоединиться к думам философа. Интересно, что скульптура изначально создавалась как портрет Данте, автора «Божественной комедии», ставшей источником вдохновения для «Врат ада». Роден предполагал изобразить его созерцающим воплощение своих слов в бронзе, но в итоге мастер создал обобщенный образ творца, занятого тяжкими мыслями.
Эта скульптура, как и «Мимолетная любовь» и «Поцелуй», в уменьшенном виде включены во «Врата ада». Для того чтобы полностью рассмотреть произведение, понадобится немалое время, поскольку оно изобилует деталями и отсылает к темам человеческих страстей и пороков. Оно по праву считается лучшим творением Родена.
О.Роден «Мимолетная любовь»
Парк усадьбы иллюстрирует собой высказывание скульптора о том, что главные источники вдохновения художника — это Античность и природа. Солнечные лучи, падающие на статуи под разным углом в зависимости от погодных условий, каждый раз высвечивают слегка иные детали и штрихи, помогая зрителю переосмыслить бронзовые творения. Тщательно проработанные тела, своим атлетическим сложением вызывающие в памяти образы Аполлона Бельведерского и Венеры Милосской, будто движутся в игре света, проникающего сквозь листву.
Парк музея Родена
Роден выставлял в своем саду и каменные изделия, но их не щадили ветер и влага. В 1995 году была построена Мраморная галерея, где разместили начавшие трескаться и покрываться мхом статуи.
Полную картину игры бликов и теней невозможно составить, не побывав на вечерней экскурсии. Ее проводят каждую среду в 20.45. Сад наполняется таинственной ночной жизнью, на смену дневному светилу приходят прожектора и фонари, а скульптуры под ними неуловимо меняются.
Не стоит проходить и мимо экспонатов в часовне, возведенной одной из религиозных организаций, размещавшихся здесь. Тут демонстрируются собранные Роденом предметы времен Древних Греции и Рима, проводятся выставки современного искусства.
История отеля Бирон
Здание, где сейчас располагается Musée Rodin, было возведено в 1730-е гг. по заказу парикмахера А. П. де Мораса, который занимался изготовлением париков. Разбогател он в период игры на бирже, что позволило ему исполнить мечту о постройке прекрасного дома-отеля. Проект был разработан знаменитым французским архитектором Жаном Обером.
Шикарный особняк был построен за 2 года, после чего для выполнения работ по внутренней отделке был приглашен художник по дереву Ф. Лемуан. Вокруг здания был устроен красивый парк. Однако насладиться жизнью в роскоши де Морас не успел, т.к. умер в 1732 г. Вдова парикмахера сдала особняк в аренду невестке короля Людовика XIV — герцогине дю Мен.
После смерти маршала владельцем отеля Бирон стал его племянник — герцог де Лозен, однако в период французской революции он был обезглавлен в 1793 г. После его смерти здание и сад пришли в упадок.
Следующий этап расцвета особняка пришелся на период Первой империи — он был сдан в аренду Ватикану, а затем посольству России. Позднее в нем поселилась герцогиня Бетюн-Шаро, после смерти завещавшая здание Обществу Св. Сердца. В 1820 г. сюда въехали монахини и устроили пансион для благородных девиц. Роскошь они считали излишней, поэтому продали все зеркала и детали с деревянной резьбой. Для нужд пансиона были пристроены служебные помещения, разбит огород, а также возведена готическая часовня.
Часы работы и правила посещения
Добраться до музея без труда можно на метро (станция Varenne). Открыта усадьба со вторника по воскресение с 10.00 до 17.45, понедельник — выходной. До достижения 18 лет посетить музей можно для остальных осмотр сада будет стоить 1€, сада и особняка — 6€. Существует возможность приобрести абонемент на посещение парка — 6€ за месяц.
Для удобства сотрудники предлагают воспользоваться аудиогидом, а чтобы прогулка по парку не стала слишком утомительной, посетить местное кафе и ресторанчик с аппетитным меню.
В музейном комплексе есть и зал документального кино, и сувенирная лавка, и библиотека, но главное здесь все же — бессмертные творения Родена, вдохновляющие, заставляющие задуматься, незабываемые. Впрочем, это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Композиция «Врата ада»
В тот момент, когда создавался «Мыслитель», Роден был еще малоизвестен. В 1885 году к нему поступил заказ от правительства на создание ворот для государственного музея в Париже. К работе мастер приступил только спустя три года и так ее и не закончил. Скульптура была отлита уже после его смерти. «Врата ада» — это произведение всей его жизни, ныне занимающее заслуженное место в музее, посвященном скульптору.
Для нас она интересна тем, что если вы обратите внимание на верхнюю часть ворот (на фото выше), то увидите знакомую фигуру мыслителя в центре композиции. Нестандартная и оригинальная задумка мастера стала результатом истинного восхищения «Божественной комедией» Данте
В композиции ворот насчитывается 108 фигур, большинство из них – это варианты пороков человека, которые неминуемо предстанут перед ним, когда откроются двери в загробную жизнь. Статуя «Мыслителя» Родена, по сути, является увеличенной копией фигуры на воротах. Автор придал ей черты внешнего сходства с Данте, именно поэтому изначально скульптура называлась «Поэт». Однако впоследствии она обрела универсальный образ творца. По словам самого Родена, его мыслитель задается вечными вопросами: «Кто я?», «Откуда я пришел и куда иду?», «Какова моя цель?».
Экспозиции музея Родена в Париже
Почти все работы в коллекции Musée Rodin связаны с творчеством великого французского ваятеля. Количество скульптур составляет более 6,6 тыс. экземпляров, многие из которых располагаются на аллеях парка среди кустарника и цветов. Кроме того, в музее хранится около 10 тыс. рисунков мастера, 25 тыс. фотографий, а также коллекции картин, гравюр, изделия из керамики и антиквариат. Все они выставляются во временных экспозициях. В здании располагается и архив мастера.
Особое внимание уделяется работам талантливой ученицы — Камиллы Клодель, судьба которой была связана с учителем многие годы. Она была его любовницей и музой в течении 9 лет, однако бросить ради нее свою законную жену Розу Бере и сына он не смог
Позднее К. Клодель поместили в психиатрическую лечебницу, где она прожила 30 лет и умерла в 78-летнем возрасте.
Галерея скульптур
Внутри музея для произведений Родена отведено 16 комнат, в которых размещены скульптуры мастера, созданные в разные периоды жизни:
- «Человек со сломанным носом», «Девушка в шляпе» (позировала жена Родена), «Бронзовый век», «Собор» (прообразом стал Реймский собор);
- «Рука бога» (1916-1918) — мраморная композиция, демонстрирующая создание первых людей;
- «Поцелуй» — отдельно созданный в 1882 г. фрагмент скульптуры «Врата ада»;
- «Мыслитель» (1880-1882) — для нее позировал боксер Ж. Бо, популярный в парижском районе Красных фонарей, позднее было создано более 20 копий из бронзы и гипса;
Графика и фотография от мастера
Приступая к очередной работе, Роден всегда делал предварительные зарисовки. В архиве музея хранится несколько тысяч графических произведений мастера, среди которых есть наброски карандашом и литографические этюды. На них просматриваются портреты, обнаженные торсы, эскизы к иллюстрациям Данте. Во время своих путешествий по городам Италии и Бельгии Роден создал множество пейзажей.
В начале ХХ в. скульптор увлекся фотографией. Его работы хранятся в фондах музея — этот около 8 тыс. фотоснимков. Однако старые фото редко выставляют, стараясь сохранить для будущих поколений.
Коллекция, собранная Роденом
Огюст Роден высоко ценил произведения не только свои, но и других авторов. В период существования мастерской под крышей отеля Бирон он собирал обширную коллекцию предметов античности, которые привез из путешествий по Египту, Греции, Ближнему Востоку и Италии.
Скульптуры Родена
Так в 1993 году появился «Сад Орфея», в котором скульптуры Родена обрамляются изысканными растительными композициями, а «Сад источников» представляет собой зону отдыха с дорожками и влаголюбивыми растениями у воды. Идея с выставкой под открытым небом перекликается с идеей мастера, который в свое время тоже увлек зрителей в «райские кущи», расставив свои работы среди растений.
Скульптуры музея Родена
Нынешний сад, это идеальный пример искусства паркостроения, в котором одна эпоха сменяется другой, демонстрируя характерные им стили и направления. Отель Бирона делит его на две половинки, одна из которых – роскошный розарий.
Музей Родена (Врата ада)
Слева от центрального входа рядом со стеной стоят «Врата ада» Родена. Ваять их он начал по заказу будущего музея декоративных искусств в 1880 г., который собирался выставлять барельефы, посвященные теме «Божественной комедии» Данте. Однако эта задумка так и осталась не до конца завершенной. Множество раз мастер ломал уже законченный вариант, и начинал с чистого листа, убирая одних персонажей, и создавая на их месте новых.
Сегодня сад Родена демонстрирует копию последнего варианта, отлитую из чугуна. «Врата ада», это сложная композиция из 227-и небольших барельефов. Рассматривая ее, вы увидите миниатюры, которые были исполнены в увеличенных отдельных работах: «Падающий человек»; скульптура Мыслитель Родена, установленная на большом постаменте, утопающая в цветах роз и в обрамлении пирамидальных тисов; «Три тени» и другие знакомые образы. С двух сторон Врат застыли Адам и Ева, а неподалеку от «Мыслителя» можно увидеть изображение Бальзака.
Слева от отеля среди каштанов, серебристых тополей и падубов разместились бронзовые скульптуры Родена, причем своим наклоном они словно вторят окружающим их деревьям. А пройдя по тропинке в конец липовой аллеи с самшитом, сиренью и розами по бокам, вы попадете в божественный «Сад Орфея». Статуя древнегреческого певца является его центральной композицией, и изображает героя в момент выхода из ада.
Скульптура Адам в музее Родена
Миновав «Сад Орфея» и выйдя к бассейну, можно полюбоваться фигурами: «Медитация», «Адам» и «Гений вечного покоя», а дальше взору открывается «Сад источников». Это живописная империя растительного мира, в котором вольготно себя чувствуют ирисы всех сортов, гортензии всевозможных оттенков, множество кустов и вьюнков, и все это вокруг водного источника. В совокупности это создает некую романтическую растрепанность, в которую когда-то влюбился Огюст Роден.
Однако самая любимая часть парка посетителей, это укромный уголок, где приятно отдохнуть летом в тени раскидистых деревьев на скамейке или удобно разместившись на деревянном шезлонге, одновременно любуясь произведениями французского скульптора. Неподалеку есть детская площадка, и пока взрослые дают уставшим ногам заслуженный отдых, неугомонная детвора может исследовать ее возможности.
Огюст Роден и Камилла
Имя той, которую неизменно вспоминают в связи с Роденом, — Камилла Клодель. Она и сама была талантливым скульптором, и работы Камиллы говорят о том, что ей была присуща эмоциональность и выразительность, мастерство и особый взгляд художника. Однако в историю искусства она вошла именно как муза Родена.
«Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и… детской веселостью».
Камилла была ученицей Родена, а также помогала ему в мастерской. Месила глину, убирала, позировала учителю, иногда он доверял ей лепить на его скульптурах фрагменты… Ее молодость и красота поразили Родена, и, хотя он не мог оставить Розу Бере, которая была с ним рядом всю жизнь, отказаться от прекрасной Камиллы он тоже не мог.
Вся неистовая страсть художника воплотилась в его работах. Преклонение перед женщиной, буквальное и безоговорочное, отражено в его работе «Вечный идол». А Камилла создала прекрасный «Бронзовый вальс», который словно иллюстрирует такое сложное понятие, как «вихрь страсти».
Их история не была счастливой. Роден не смог покинуть Розу, Камилла не смогла пережить разрыв, у нее обострилось ее нервно-психическое расстройство. Она закончила свои дни в психиатрической клинике в 1943 году. А ее работы выставлены сегодня в Париже в Музее Родена.
Музей Родена: средоточие скульптурного искусства
В поисках сокровищ для своего духовного багажа посетите музей Родена в Париже. Тут собраны выдающиеся образцы современной скульптуры знаменитого французского мастера – Франсуа Огюста Рене Родена.
Расположен он в 7 округе столицы, разместившись в здании бывшего дворца Бирона на рю де Варенн неподалеку от Дома Инвалидов, в котором покоятся останки великого Наполеона Бонапарта I. Вокруг дома раскинулся просторный, роскошный сад, а виднеющаяся через ограду Эйфелева башня словно рассматривает его, любуясь сокровищами в виде прекрасных изваяний среди пышной растительности.
Относительно небольшой особняк выглядит уютным родовым гнездышком, и неудивительно, что в свое время приглянулся скульптору настолько, что он пожелал навсегда связать с ним свое имя. Сегодня музей Родена принимает около 700 тыс. человек в год, демонстрируя великие произведения самого Огюста и его возлюбленной Камиллы Клодель.
Также тут выставляется личное собрание картин мастера, среди которых прекрасные полотна Эдварда Мунка и Ван Гога наряду с другими драгоценными раритетами его коллекций.
Детство и молодость
Дата рождения великого скульптора Огюста Родена – 12 ноября 1840 года. Он происходит из семьи мелкого парижского служащего, где кроме него была ещё и старшая дочь Мари. Мать Огюста работала обычной горничной. С раннего детства он проявлял склонность к рисованию. Позже он вспоминал, что всё время рисовал «углём на оберточной бумаге или мелом на мостовой».
Его семья была весьма далека от искусства и поэтому, когда мальчик захотел учиться рисованию, то встретил яростное сопротивление со стороны отца. Юному Огюсту удалось настоять на своём, во многом благодаря поддержке старшей сестры, и он всё-таки поступил в бесплатную школу рисования (École Gratuite de Dessin), в которой проучился три года с 1854 по 1857 годы.
Его первый учитель Орас Лекок де Буободран применял методику рисования, направленную на развитие зрительной памяти художника – надо было запомнить модель, изучая её в течение нескольких минут, а затем по памяти воспроизвести её. Благодаря этим упражнениям Огюст научился быстро схватывать главное в натуре, моментально разглядеть самую суть образа, запоминая все детали.
Юный Роден любил ходить в Лувр и рисовать античные скульптуры. Он был частым гостем и в Ботаническом саду, где по совету известного скульптора-анималиста Антуана-Луи Бари, курсы которого он посещал в Музее естественной истории, любил часами рисовать животных. Постоянно посещая выставки импрессионистов, он подружился со многими из них. Всё это сыграло заметную роль в формировании его стиля.
После окончания бесплатной школы Огюст трижды безуспешно пытался продолжить обучение в Школе изящных искусств. и ему пришлось зарабатывать на жизнь, работая декоратором. Когда Огюсту исполнилось 21 год, ему пришлось взять на себя обеспечение всей семьи – отец уже не работал и получал мизерную пенсию.
Горячо любимая сестра Мари, на два года старше его, ушла в монастырь, где вскоре скоропостижно умерла. Её смерть настолько потрясла Огюста, что он прекратил заниматься скульптурой и вообще решил уйти в монастырь. Пьер Эймар, к которому он попал послушником, уговорил его вернуться к мирской жизни и продолжать развивать свой талант. Позже благодарный Огюст Роден обессмертил священника, создав его бюст в 1863 году.
После возвращения из монастыря Роден долгое время выполнял работу оформителя и помощника в мастерской Альбера Каррье-Беллёза. Большая часть его работ того периода не сохранилась или не подлежит идентификации, так как он тогда в основном не подписывал свои работы. Авторство значительной части работ, выполненных Роденом в то время, принадлежит Альберу Каррье-Беллёзу. До наших дней сохранилось здание театра Гобен в Париже, фасад которого оформлял великий Роден. Сейчас там располагается кинотеатр.
Когда ему было 24 года он взял к себе в натурщицы молодую симпатичную деревенскую девушку Розу Бёре, работавшую швеёй. Именно с Розы он создал свои бюсты «Девушка в шляпе с цветами» (1865-1870) и «Миньон» (1870). Она же позировала ему и для скульптуры «Вакханка», которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Несмотря на непростые взаимоотношения, Роза оставалась с Огюстом до конца его жизни и даже родила ему сына, которого назвала в его честь Огюстом. Но будучи рождённым не в браке, ребёнок получил фамилию матери.