Папы римские: список и годы правления. что вы знаете об этом?

Оглавление

Обратная связь – как связаться с папой Франциском?

Форма письма свободная, допускается писать на родном языке, обращаясь к папе «Ваше Святейшество» или «Святой Отец». При Папском Дворе функционирует Управление Переписки, состоящее из четырех человек и возглавляемое монсеньером Джулиано Галлорини (Giuliano Gallorini). Это немногочисленное подразделение сортирует и читает все множество писем, адресованных папе Франциску. Чаще всего они же и пишут ответы, строго соблюдая папскую стилистику.

  • вручив его лично или через курьера, пройдя в Ворота Святой Анны (l’Ingresso Sant’Anna) на правой стороне колоннады Святого Петра (открыты с понедельника по субботу с 9.00 до 12.00);
  • по факсу +39 32 06698831;
  • обычной почтой, отправив по адресу: Апостольское Благотворительное учреждение, Офис Свитков — 00120 Ватикан (Elemosineria Apostolica, Ufficio pergamene – 00120 Città del Vaticano).

Даты папских аудиенций и формы бланков на участие в них находятся по адресу. Бланк с данными отправляется на адрес Префектуры Ватикана или факсом на номер +39 63 06698858. Необходимо указать тип аудиенции и число участников. Билеты выдаются в офисе за Бронзовой дверью, расположенном справа от базилики Святого Петра (Basilica di San Pietro).

Уточнить детали интересующих процедур можно в Префектуре Ватикана, позвонив по номерам: +39 76 06698848 , +39 14 06698831 , +39 73 06698832, с 9.00 до 13.00.

Папские аудиенции и благословения бесплатны.

Сокровища Папского Дворца

В разные годы знаменитые живописцы и скульпторы работали над внутренним оформлением помещений здания. Здесь собраны реликвии со всего мира, относящиеся не только к христианству – уникальные предметы из Древнего Египта, Сирии, Античной Греции – лишь малая часть сокровищницы Святого Престола. В залах дворца выставлено более 500 ценных произведений, созданных руками величайших мастеров: Микеланджело Буанаротти, Бернини, Браманте и другими.
Особую ценность представляют так называемые «Станцы Рафаэля» — четыре небольших комнаты, расписанные по распоряжению Папы Юлия II, который выбрал эти помещения в качестве своих личных покоев.
Царскую залу украшают потрясающие фрески Саммакини, Сиккиоланте, Вазари, Сальвиати. В Паулинской капелле сохранились работы Микеланджело, посвященные распятию и обращению святого Апостола Петра, именно здесь в Пасху проходят основные богослужения. В капелле Святого Лоренца стены расписаны фресками именитого Фра Ангелико.Жемчужиной комплекса является Сикстинская капелла с потрясающими потолочными фресками Микеланджело, стоимость которых оценивается, по самым скромным подсчетам, в сотни миллионов евро.

Оценить!

4.33
101

Анте-никейский период

Фрэнсис А. Салливан «выразил согласие с консенсусом ученых о том, что имеющиеся свидетельства указывают на то, что римской церковью руководила коллегия пресвитеров, а не один епископ, по крайней мере, несколько десятилетий второго века». Церковь иерархия кажется, разработанной в конце 1 — го века и в начале 2 — го века. Роберт Уильямс говорит, что «происхождение и раннее развитие епископства и монепископства, а также церковной концепции (апостольской) преемственности были связаны с кризисными ситуациями в ранней церкви».

Это событие было одним из ответов на проблему церковного единства. Таким образом, решением проблемы разделения, проистекающей из неортодоксального учения, стало развитие более стандартизированных структур служения. Одна из таких структур — трехсторонняя форма церковного руководства, состоящая из эпископов (надзирателей); пресвитерои (старейшины), как это было в еврейских общинах; и диаконои (служебные помощники ). Пресвитеры были рукоположены и помогали епископу; По мере распространения христианства, особенно в сельской местности, пресвитеры выполняли все больше обязанностей и приобретали особую форму священников. Дьяконы также выполняли определенные обязанности, например, заботились о бедных и больных. В « Дидахе» , датируемом 70–140 годами нашей эры, говорится: «Итак назначьте себе епископов и диаконов, достойных Господа».

Игнатий Антиохийский призвал церкви принять эту структуру и подчеркивает единство, послушание и иерархические отношения между верующими и между епископом и Богом. Во II веке эта структура поддерживалась учением об апостольской преемственности , где епископ становится духовным преемником предыдущего епископа по линии, восходящей к самим апостолам. В течение второго века эта организационная структура стала универсальной и продолжает использоваться в католической, православной и англиканской церквях, а также в некоторых протестантских конфессиях.

Другие элементы иерархических отношений упоминаются святым Климентом Александрийским . В своем « Строматеисе» он пишет о том, что «по моему мнению, степени здесь, в Церкви, епископов, пресвитеров, диаконов, являются имитацией ангельской славы и того домостроительства, которое, как сказано в Священном Писании, ожидает тех, кто, следуя по стопам апостолов, живших в совершенстве праведности по Евангелию ».

Ириней составил список престолонаследия, включая непосредственных преемников Петра и Павла.

Папа римский Франциск

Интронизация нового папы римского состоялась 19 марта 2013 года. Кардинал Бергольо принял первое за историю папства имя Франциск и стал первым главой католической церкви из Нового Света с орденом иезуитов. Католики с огромным восторгом восприняли весть о том, что их пастырем избран скромный кардинал Бергольо из Латинской Америки.

Папа римский Франциск

Став «президентом» Ватикана, папа римский Франциск по-прежнему остался непритязательным и социально справедливым человеком. Он очень прост в общении с людьми и придерживается «правильных», по мнению общества, позиций по социальным и моральным вопросам. Омывание первосвященником ног мигрантам, больным СПИДом и обед с бездомными активно обсуждались в прессе и интернет-пространстве.

Встреча папы с лидерами Южного Судана ввергла в шок не только паству, но и атеистов. На глазах у СМИ он опустился на колени и целовал ноги президенту, четверым вице-президентам и лидеру оппозиции в знак благодарности за подписание ими мирного договора, положившего конец 20-летнему кровопролитию в этой стране.

Глава католической церкви решительно выступает против абортов и эвтаназии, против легализации однополых браков, поддерживая католический традиционализм. Тем не менее нещадной критике подверглось его высказывание:

Впрочем, его позиция с течением времени изменялась. К примеру, в 2016 году Франциск заявил о необходимости Церкви принести извинения людям гомосексуальной ориентации за прошлую нетерпимость. А еще спустя пару лет понтифик выступил в защиту однополых пар, а также призвал простить священников с нетрадиционной ориентацией.

А речь о геноциде армян, произнесенная папой Франциском во время мессы в ознаменование 100-летия события, вызвала возмущение президента Турции Реджепа Эрдогана одним только употреблением термина «геноцид».

Папа римский Франциск проводит церковную церемонию

Папа римский Франциск провел масштабную реформу в управлении Банка Ватикана, имеющую антикоррупционное направление. Он стал единственным главой католической церкви, который через год правления представил финансовый отчет Института религиозных дел, а в конце 2015 года и вовсе назначил внешний аудит финансовой отчетности Ватикана, бюджет которого составляет свыше $ 300 млн.

Священник первым из римских пап отступил от негласного правила не оставаться наедине с представителями прессы и в сентябре 2013-го дал интервью главному редактору журнала Civilta cattolica. Собеседники встречались 3 раза.

На занимаемом посту папа римский Франциск проявляет дружественное отношение к России, интересуясь православной церковью. В начале 2016 года он впервые встретился с патриархом московским и всея Руси Кириллом, с которым обсудил тему гонений на христиан, сближение отношений между католической и православной церквями и международную политику.

К заслугам понтифика относят и предание максимальной огласке фактов ненадлежащего поведения служителей Господа, в частности, скандалов на сексуальной почве

Франциск откровенно признал, что Церковь слишком поздно обратила внимание на проблему педофилии, и реформировать Ватикан по сложности равнозначно очистке египетского сфинкса зубной щеткой

Летом 2019 года состоялась очередная встреча главы Римской католической церкви с Владимиром Путиным в Ватикане. Первые два визита запомнились тем, что на оба президент России опоздал — на 49 минут и на час с лишним. Прессе обычно не разъясняют, какие темы затрагиваются во время беседы.

Папа римский Франциск и Владимир Путин / Президент России

Журналистам было что обсудить: папа Франциск внес изменения в итальянский перевод текста молитвы «Отче наш», единственной, которую, как считается, завещал последователям и ученикам сам Иисус Христос. Теперь вместо слов «не введи нас в искушение» следует произносить «не предай нас искушению». В гимне «Слава в вышних Богу» слова «мир на земле людям доброй воли» заменены на «мир на земле людям, которых возлюбил Господь».

В 2019 году понтифик отменил утвержденную еще его предшественником политику о секретности в делах о насилии католических деятелей. Теперь при запросе правоохранительных органов представители церкви обязаны предоставлять полную информацию.

[править] Примечания

  1. Только в 384 году епископ Римский в первый раз сам себя назвал «папой» (это дата принятия титула Pontifex Maximus, ранее принадлежавшего римским императорам).
  2. Ипполит: сослан на Сардинию; умер, примирившись с Церковью.
  3. Феликс II: этот Феликс смешан с римским мучеником, носившим такое же имя, и упомянут как папа в Liber pontificalis.
  4. Дамасий I: первый римский епископ, назвавший себя папой
  5. Диоскор: возможно, законный папа; умер спустя 22 дня после избрания.
  6. Сильверий: насильственно низложен в марте, отрекся 11 ноября, умер 2 декабря .
  7. Вигилий: был поставлен в качестве антипапы византийским полководцем Велизарием и признан в качестве папы после смерти Сильверия.
  8. Стефан II: умер спустя 3 дня после избрания, поэтому и не входит в официальный список римских пап. Все папы с именем Стефан после него имеют двойную нумерацию. Только в 1960 году Стефан II был включён в список верховных понтификов.
  9. Филипп: уже в самый день своего избрания возвратился в свой монастырь.
  10. Анастасий: возможно, Анастасий Библиотекарь.
  11. Лев VIII: легитимность его правления зависит от основательности низложения его предшественника.
  12. Бенедикт V: если Лев VIII был легитимным папой, то Бенедикт V был антипапой. Некоторые источники считают Бенедикта V законным папой, а Льва VIII — антипапой.
  13. Бенедикт VI: в новой редакции Liber pontificalis XV века под 972 фигурирует несуществующий папа Домн II, возможно — в результате смешения титула dominus с именем собственным.
  14. Иоанн XIV: начиная с XII века этот понтификат ошибочно разделяли между двумя папами, считая антипапу Джованни Филагатто папой Иоанном XVII. В 1024 году граф Романо Тусколо по праву взял себе имя Иоанна XVIII, однако впоследствии его ошибочно стали называть Иоанном XX. Усвоением одной или обеих этих ошибок объясняется тройная нумерация пап Иоаннов между и 1410 годами.
  15. Бенедикт IX: если троекратное смещение Бенедикта IX было незаконным, то Сильвестр III, Григорий VI и Климент II были антипапами.
  16. Виктор IV II: собственно — Виктор V, но, возможно, средневековые хронисты не учитывали первого Виктора IV (кардинала Григория Конти), антипапу в 1138 году, поскольку тот через два месяца покорился законному папе Иннокентию II.
  17. Григорий XI: избран законно, но умер до посвящения.
  18. Иоанн XXI: ни один из пап не носил имени Иоанна XX; Пётр Испанский () должен был бы называться Иоанном XIX, однако взял себе имя Иоанна XXI. См. примечание к Иоанн XIV.
  19. Мартин IV: Симон Монпитье де Брион, избранный в 1281 году, носил имя Мартина IV; Марин I и Марин II считались соответственно Мартином II и Мартином III.
  20. Целестин V: отрёкся от престола. Умер 19 мая 1296 года.
  21. Бенедикт XIII: Констанцский собор низложил его 26 июля 1417 года, а Пизанский собор — 5 июня 1409 года. Его преемниками в «авиньонском» пленении были Климент VIII (Хиль Санчес Муньос) (10 июня  — 26 июля ; умер 28 декабря ), Бенедикт XIV (12 ноября —) и Бенедикт XIV II ( — ?).
  22. Иоанн XXIII: дата его низложения Констанцским собором; умер 22 ноября .
  23. Александр VI: должен был бы называться Александром V, так как Александр V, поставленный Пизанским собором (1409—1410), не может считаться легитимным папой.
  24. Иоанн XXIII: двадцать первый легитимный папа с именем Иоанн; относительно нумерации см. примечания выше (Иоанн XIV и Иоанн XXI).

История папства

История папства — это период длиною в 1700 лет. За это время институт пережил становление, упадок и гонения, а также периоды укрепления веры и статуса католической церкви.

Всю историю становления можно разделить на следующие периоды:

  1. Доникейский период I—III вв. . Появление папства. В архивах Ватикана сохранились рукописи тех времён, где говорится о первых персонах, носивших титул первосвященника. Это было сложное время для христианских общин, так как христианская религия тогда была вне закона. Последователи веры подвергались гонениям со стороны государства и простого народа, многие приверженцы христианства были казнены и умирали мученической смертью.
  2. Формирование института папства 313 по 493 годы. В пределах римской провинции был создан епископат. Христианство стало государственной религией Римской Империи при императоре Константине (306−337), были запрещены жертвоприношения. В 313 году был издан закон о свободе вероисповеданий.
  3. Остготский период. Продлился по 537 год. Римскую Империю разоряют варварские племена восточных германцев и подвергают христиан гонениям. Поэтому этот период охарактеризован упадком культуры и церкви.
  4. Византийский период. Продлился с 537 по 752 год. Значение папства возрастает. После продолжительных войн Италия была разорена, особенно пострадал Рим. Церковь оставалась единственной экономической поддержкой государства, а папа и епископы были наиболее компетентны в вопросах управления страной.
  5. Франкский период. Продлился до 857 года. Христианство — господствующая религия в Римской Империи. Римские понтифики присваивали всё больше политических и административных функций и стали фактически суверенными.
  6. Эпоха папского уничижения — 1044—1048 гг. Викинги, захватившие и разграбившие многие европейские земли, презирали христианскую религию.
  7. Усиление могущества католической церкви с 1048 по 1257 г. Период охарактеризован конфликтом между папой и императором об избрании епископов. Правила и процедуры выборов развивались в этот период и вошли в основу современного конклава. Наиболее значимой фигурой эпохи стал папа Урбан II. Он организовал Крестовые походы и способствовал созданию монашеских рыцарских орденов. Крестовые походы усилили власть папы и дали ему возможность диктовать свои условия европейским монархам.
  8. Период нестабильности, реформ и великого раскола. Продлился с 1257 по 1585 г. Папа Римский перестал быть единым главой церкви, упала церковная дисциплина, возрастает недовольство священнослужителями среди граждан. В это нестабильное время произошло одно из важных для истории событий — был введён григорианский календарь папой Григорием XIII.
  9. Эпоха просвещения с 1585 по 1689 г. Расцвет в области культуры и образования принимает угрожающий характер для религии. Протестанты отказываются признавать авторитет церкви, это приводит к безразличию народа к религии. Эту эпоху можно охарактеризовать как ослабление теологической концепции власти.
  10. Эпоха нового времени в истории папства. На довольно продолжительное время церковь утратила свою самостоятельность. Посодействовали этому Климент XIV, который ликвидировал орден иезуитов и выступал за примирение светской и церковной властей, а также Пий VII, подписавший договор с Наполеоном о вмешательстве государства в дела церкви. Только в 1929 году Пий XI смог вернуть себе статус суверена страны.

Список Римских Пап

В Ватикане ежегодно издаётся «Понтификальный Ежегодник» на итальянском языке. Он содержит информацию обо всех официальных лицах и учреждениях Римско-Католической Церкви. В ежегоднике можно посмотреть полный список пап римских и годы их правления, учтённых в хронологическом порядке под своим порядковым номером, начиная со святого Петра.

В реестре записаны и антипапы — так именуют людей, которые незаконно занимали папский престол. Так как церковь не признаёт антипап, их имена включены в официальный список, но не под порядковым номером, а в скобках.

Список и хронологию пап можно увидеть в соборе Святого Петра в Ватикане — одной из крупнейших Католических Церквей. Мраморная плита с именами понтификов, похороненных в соборе, находится при входе в сакристию церкви.

Была ли женщина папой

Папесса Иоанна — одна из загадок в истории папства. Учёные до сих пор спорят о правдивости происходящих в то время событий.

Древние летописи повествуют о периоде правления церковью молодой женщиной-папой, носившей имя Иоанн VIII, в IX веке. Согласно источникам, правление её продлилось 2 года 5 месяцев и 4 дня, и оно могло продолжиться, если бы Иоанна не забеременела. Обман раскрылся, когда на празднике Святой Пасхи во время крестного хода у неё начались роды.

История появления первых пап

Институт папства появился в начале V века, хотя предпосылки к его появлению были еще в конце IV века. Сформировался институт папства в Риме, так как именно там христианская община имела земли, которые ей к тому времени принадлежали на законных основаниях. Был создан римский епископат, которому вскоре было суждено стать центром католической власти в Европе. Через некоторое время римские епископы стали официально носить титулы пап. В VI веке католическая церковь уже представляла собой достаточно влиятельную организацию.

Официальный титул «папа» появился следующим образом:

  1. Ещё в древнем Риме, когда христианское учение только зарождалось, папами именовали всех священников, которые имели право благословлять своих прихожан;
  2. После того, как римский император Константин в 313 году издал закон о свободе вероисповеданий, и христианство стало постепенно получать статус официальной римской религии, титул «папа» стали носить только епископы;
  3. Когда христианская церковь раскололась на Римскую Католическую и Константинопольскую Православную, папский сан начали присваивать только римским или александрийским епископам.

До того, как в 1054 году произошёл Великий раскол христианской церкви, папу римского избирали в Риме. Собиралась вся светская и духовная власть, которая могла добраться в Рим в назначенное время, и выбирала нового папу. В 1059 году на Лютеранском соборе было решено положить конец подобной практике, и избрание папы теперь должно было проходить на конклаве кардиналов, которые являлись первыми епископами Католической церкви.

Избрание папы римского очень редко проходило гладко. Начиная с эпохи раннего средневековья, папский престол постоянно становился заложником политическим амбиций европейских светских властителей. Католическая церковь постоянно использовалась в борьбе за общественно-политическое влияние в Европе, причём многие средневековые монархи действовали достаточно жёстко, особенно в период раннего средневековья.

Ближе к периоду высокого средневековья борьба между духовной и светской властью обострилась. Воспользовавшись тем, что христианская церковь пришла в упадок из-за постоянных набегов викингов, которые происходили в период с 793 по 1000 годы, германские короли Оттоны начали сажать на папский престол своих марионеток.

Второй Ватиканский собор

На Втором Ватиканском соборе (1962–1965) вновь возникли дебаты о первенстве и власти папы, и в Догматической конституции о церкви ( Lumen gentium ) учение Римско-католической церкви об авторитете папы, епископов и соборов получило дальнейшее развитие. разработан. Второй Ватикан стремился исправить несбалансированную экклезиологию, оставленную Первым Ватиканом.

Второй Ватикан подтвердил все, что Ватикан I учил о папском первенстве и непогрешимости, но добавил важные моменты, касающиеся епископов. В нем говорится, что епископы не являются «викариями римского понтифика». Скорее, управляя своими поместными церквями, они являются «наместниками и легатами Христа». Вместе они образуют тело, «колледж», главой которого является папа римский. Этот епископский колледж отвечает за благополучие вселенской Церкви

Вот вкратце основные элементы широко обсуждаемой коммунио экклезиологии Совета , которая подтверждает важность поместных церквей и доктрину коллегиальности .

В ключевом отрывке о коллегиальности II Ватиканский собор учит: «Орден епископов является преемником коллегии апостолов в их роли учителей и пастырей, и в нем сохраняется апостольская коллегия. Вместе с их главой Верховный понтифик , и никогда без него они не обладают высшей и полной властью над Вселенской Церковью, но эта власть не может осуществляться без согласия римского понтифика «. Большая часть нынешнего обсуждения первенства папы посвящена изучению значения этого отрывка.

Глава 3 догматической конституции Церкви Ватиканского Собора I ( Pastor aeternus ) является основным документом магистериума о содержании и природе первосвященной власти римского понтифика. Глава 4 представляет собой развитие и определение одной конкретной характеристики этой первобытной власти, а именно высшей учительской власти папы, то есть, когда папа говорит ex cathedra, он непогрешимо преподает доктрину веры. По общему мнению, папа только дважды использовал свои полномочия для провозглашения догмы, помимо Вселенского собора, в случае Непорочного зачатия (1854 г.) и Успения Марии (1950 г.). Папы Пий IX и Пий XII проконсультировались с епископами по всему миру, прежде чем объявить, что католики неизменно придерживаются этих верований.

Создание Ватикана

Папы XIX и XX веков проявляли свою духовную власть с возрастающей энергией и во всех аспектах религиозной жизни. Например, в важнейшем понтификате папы Пия IX (1846–1878) впервые в истории был твердо установлен папский контроль над деятельностью католических миссионеров во всем мире.

Правления Пия Одинадцатого отличалось живой активностью по всем направлениям и выпуском многих важных документов, часто в форме энциклики. В дипломатических делах Пию сначала помогал Пьетро Гаспарри, а после 1930 года — Эудженио Пачелли (сменивший его на посту папы Пия XII). Шедевром кардинала Гаспарри был Латеранский договор (1929), заключенный с фашистами. Но мнение Ватикана и Муссолини по части воспитания молодежи все-таки различалось. Кульминацией этого стало сильное папское письмо (Non abbiamo bisogno, 1931). В котором утверждалось, что невозможно быть одновременно фашистом и католиком. Отношения Муссолини и Папы римского все время оставались не очень хорошими, о чем подробно написано в книге Е. Гергея «История папства» (м 1996).

Основные сведения о Папской резиденции

Официальной резиденцией понтифика на протяжении многих столетий является Апостольский дворец, его иногда называют Папским или Ватиканским, но правильнее именовать его Дворцом Сикста V. Сооруженный в 6 веке н.э., он представляет собой не просто апартаменты и место проживания Папы Римского (с 1377 года), а музейно-исторический комплекс, который можно с полной уверенностью назвать грандиозным памятником архитектуры, живописи и скульптуры, и имеющий общемировую художественную ценность. Ансамбль включает в себя такие здания:

  • апартаменты Папы Римского;
  • правительственные учреждения, управляющие работой подразделений Римско-католической церкви;
  • Ватиканская библиотека;
  • часовни.

В Апостольском дворце расположено около 12000 помещений, 200 лестниц и 20 дворов. На 3-м этаже находятся: Папский кабинет, из которого каждое воскресенье понтифик обращается к пастве, комната для приватных аудиенций, два тронных зала – Большой и Малый, залы консисторий и Клементинский. Этажом выше функционирует папский секретариат. У понтифика есть еще две резиденции – летняя, в небольшом местечке Кастель-Гандольфо и дополнительная – в Латеранском Дворце.

Детство Иоанна Павла IІ

Детские годы будущего понтифика пришлись на первую треть ХХ столетия, время, когда облик мира значительно изменился. Только что закончилась Первая Мировая война, произошла революция в России, родная Польша обрела, наконец, независимость. Все это не могло не наложить отпечаток на формирование личности юного Кароля Войтылы.

Происхождение и семья

Недалеко от древней польской столицы, Кракова, в городе Вадовице 18 мая 1920 года появился на свет Кароль Юзеф Войтыла. Мальчика назвали в честь отца, офицера Кароля Войтылы. Мать, Эмилия, в девичестве Качоровская, работала учительницей. Некоторые историки утверждают, что она была этнической украинкой. Эмилия умерла в 1928 году, а вскоре Кароль потерял и брата. Эдмунд, служивший врачом, заразился от пациента скарлатиной и не смог побороть болезнь.

Учеба в школе

В 1 класс Кароль пошел в 6 лет, а уже в 10 стал гимназистом. Отец дома помогал ему в изучении немецкого языка, польской истории и литературы. Среди серьезных увлечений подростка был театр — он даже мечтал стать актером.

По воспоминаниям одноклассников и учителей, Кароль Войтыла не просто отлично учился, но и занимался спортом, классическими и народными танцами, играл в драмкружке гимназии.

Он был глубоко религиозен: ежедневно возносил молитвы, совершал паломничества по святым местам, был министрантом в местном костеле и возглавлял гимназическое братство Пресвятой Девы Марии. И все-таки в отрочестве Кароль (на фотографии 1932 года он слева во втором ряду) еще не избрал свой путь священника, позже приведший его на престол понтифика.

[править] Признание и начало становления папства

Изображение папы Григория I Великого, миниатюра в средневековом кодексе.

Изображение папы Гонория I, мозаика в базилике Санта Агнеса Фуори ле Мура.

Изображение папы Иоанна VII, мозаика в базилике св. Петра, Рим.

  • Святой Сильвестр I 31 января  — 31 декабря
  • Святой Марк 18 января  — 7 октября
  • Святой Юлий I 6 февраля  — 12 апреля
  • Либерий 17 мая  — 24 сентября 366

    Феликс II (антипапа) (355—358, до 22 ноября 365 претендент вне Рима)

  • Святой Дамасий I 1 октября  — 11 декабря

    Урсин (антипапа) (366—367)

  • Святой Сириций 15 декабря  — 26 ноября
  • Святой Анастасий I 27 ноября  — 19 декабря
  • Святой Иннокентий I 22 декабря  — 12 марта
  • Святой Зосима 18 марта  — 26 декабря
  • Святой Бонифаций I 29 декабря  — 4 сентября 422

    Евлалий (антипапа) (29 декабря 418—419)

  • Святой Целестин I 10 сентября  — 27 июля
  • Святой Сикст III 31 июля  — 19 августа
  • Святой Лев I Великий 29 сентября  — 10 ноября
  • Святой Гиларий 19 ноября  — 29 февраля
  • Святой Симплиций 3 марта  — 10 марта
  • Святой Феликс III (II) 13 марта  — 1 марта
  • Святой Геласий I 1 марта  — 21 ноября
  • Святой Анастасий II 24 ноября  — 19 ноября
  • Святой Симмах 22 ноября  — 19 июля 514

    Лаврентий (антипапа) (498, 501—505)

  • Святой Гормизд 20 июля  — 6 августа
  • Святой Иоанн I 13 августа  — 18 мая
  • Святой Феликс IV (III) 12 июля  — 22 сентября
  • Бонифаций II 22 сентября  — 17 октября 532

    Диоскор (антипапа) (22 сентября 530 — 14 октября 530)

  • Иоанн II 2 января  — 8 мая
  • Святой Агапит I 13 мая  — 22 апреля
  • Святой Сильверий 8 июня  — март
  • Вигилий 29 марта  — 7 июня
  • Пелагий I 16 апреля  — 4 марта
  • Иоанн III 17 июля  — 13 июля
  • Бенедикт I 2 июня  — 30 июля
  • Пелагий II 26 ноября  — 7 февраля
  • Святой Григорий I Великий 3 сентября  — 12 марта
  • Сабиниан 13 сентября  — 22 февраля
  • Бонифаций III 19 февраля  — 12 ноября
  • Святой Бонифаций IV 25 августа  — 8 мая
  • Святой Адеодат I Деусдедит 19 октября  — 8 ноября
  • Бонифаций V 23 декабря  — 25 октября
  • Гонорий I 27 октября  — 12 октября
  • Северин 28 мая — 2 августа
  • Иоанн IV 24 декабря  — 12 октября
  • Теодор I 24 ноября  — 14 мая
  • Святой Мартин I июль  — 17 июня
  • Святой Евгений I 10 августа  — 2 июня
  • Святой Виталий 30 июля  — 27 января
  • Адеодат II 11 апреля  — 17 июня
  • Домн 2 ноября  — 11 апреля
  • Святой Агафон 27 июня  — 10 января
  • Святой Лев II 17 августа  — 3 июля
  • Святой Бенедикт II 26 июня  — 8 мая
  • Иоанн V 23 июля  — 2 августа
  • Конон 21 октября  — 21 сентября
    • Теодор (антипапа) ()
    • Пасхалий (антипапа) (—)
  • Святой Сергий I 15 декабря  — 8 сентября
  • Иоанн VI 30 октября  — 11 января
  • Иоанн VII 1 марта  — 18 октября
  • Сизинний 15 января — 4 февраля
  • Константин 25 марта  — 9 апреля

Литература

  • Chronica universalis Metensis an. 1099 // MGH. SS. T. 24. P. 514;
  • Chronica minor auctore minorita Erphordiensi an. 900 // Ibid. P. 184;
  • Stephanus de Borbone. Tractatus de diversis materiis praedicabilibus. Turnhout, 2002. (CCCM; 124);
  • Martini Oppaviensis Chronicon Pontificum et Imperatorum // MGH. SS. T. 22. P. 428-429;
  • Flores temporum // Ibid. T. 24. P. 243;
  • Geoffroy de Courlon. Le Chronique de ÍAbbaye de Saint-Pierre-le-Vif / Ed. G. Julliot. Sens, 1876;
  • Boccaccio G. Famous Women / Ed. V. Brown. Camb. (Mass.), 2001. P. 436-441;
  • Platina B. Historia. 1600. P. 133-141;
  • Iacopo da Varagine e la sua cronaca di Genova dalle origini al 1297 / Ed. G. Monleone. R., 1941. Vol. 1. P. 268-269.
  • Döllinger J. J. Die Papst-Fabeln des Mittelalters. Münch., 1863;
  • Müntz E. La légende de la Papesse Jeanne dans l’illustration des livres, du XVe au XIXe siècle // La Bibliofilia. Firenze, 1900-1901. Vol. 2. P. 325-329;
  • Бильбасов В. А. Женщина-папа: Средневек. сказание // Он же. Ист. монографии. СПб., 1901. Т. 1. С. 119-164;
  • Conway B. L. The Legend of Pope Joan // The Catholic World. 1914. Vol. 99. P. 792-798;
  • Kraft W. Die Päpstin Johanna: Eine Motivgeschichtliche Untersuchung: Diss. Fr./M., 1925;
  • D’Onofrio C. La Papessa Giovanna: Roma e papato tra storia e leggenda. R., 19792;
  • Morris J. Pope John VIII: An English Woman, alias Pope Joan. L., 1985;
  • Tinsley B. S. Pope Joan Polemic in Early Modern France: The Use and Disabuse of Myth // The Sixteenth Century Journal. Kirksville, 1987. Vol. 18. N 3. P. 381-398;
  • Boureau A. La papesse Jeanne: Formes et fonctions d’une légende au Moyen Âge // CRAI. 1984. Vol. 128. N 3. P. 446-464;
  • idem. La papesse Jeanne. P., 1988;
  • Pardoe R., Pardoe D. The Female Pope: The Mystery of Pope Joan. Wellingborough, 1988;
  • Gössmann E. Mulier Papa: Der Skandal eines weibliches Papstes: Zur Rezeptionsgeschichte der Gestalt der Päpstin Johanna. Münch., 1994;
  • Hotchkiss V. V. The Legend of the Female Pope in the Reformation // Acta Conventus Neo-Latini Hafniensis: Proc. of the 8th Intern. Congress of Neo-Latin Studies / Ed. Rh. Schur et al. Binghampton, 1994. P. 495-505;
  • Stanford P. The Legend of Pope Joan: In Search of the Truth. N. Y., 1999;
  • Aubert R. Jeanne (1) // DHGE. T. 27. Col. 908-912;
  • DuBruck E. E. Pope Joan: Another Look upon Martin Le Franc’s «Papesse Jeane» (c. 1440) and Dietrich Schernberg’s Play «Frau Jutta» (1480) // Fifteenth-Century Studies. Stuttg., 2001. Vol. 26. P. 75-85;
  • Rustici C. M. The Afterlife of Pope Joan: Deploying the Popess Legend in Early Modern England. Ann Arbor, 2006;
  • Obenaus M. Hure und Heilige: Verhandlungen über die Päpstin zwischen spätem Mittelalter und früher Neuzeit. Hamburg, 2008;
  • Kerner M., Herber K. Die Päpstin Johanna: Biographie einer Legende. Köln; Weimar; W., 2010.

Появление первых римских епископов

Первые христианские проповедники и епископы, которые появились на территории Римской Империи, постоянно подвергались гонениям. Несмотря на это, роль папы римского с каждым столетием становилась всё более значительной на политической карте Европы.

Поборов язычество и утвердив католическую веру на территории средневековой Европы, католическая церковь путём разнообразных реформ смогла стать настолько богатой, что европейские короли постоянно просили у неё денег в долг. За счёт этого католическая церковь постоянно «выбивала» себе различные льготы, чем заслужила немалую ненависть со стороны некоторых представителей знатных фамилий.

Первым римским епископом был сам Святой Пётр, который разделил честь основания римской церкви с апостолом Павлом. Павел, скорее всего, был гражданином Римской Империи, в Вечный город он прибыл в 61 году. Пётр приехал в Рим из римской провинции Антиохии, где проповедовал своей пастве христианское учение. Точно известно, что Пётр появился в Риме после Павла, где они встретились и приняли мученическую смерть.

Именно с деяниями святого Петра связана легенда о том, как он, убегая из Рима, встретил Иисуса Христа, который шёл, чтобы повторно принять мученическую смерть за Петра. Скорее всего, что два апостола погибли от рук римского императора Нерона в 64 году, хотя точно об этом неизвестно.

Использованные материалы

  • Ф. М. Панфилов, Н. Л. «Иоанна Папесса» // Православная энциклопедия, т. 25, с. 32-35

  Historie de gestis Romanum Principium // MGH. Staatsschriften des späteren Mittelalters. Bd. 5. Tl. 2. S. 27

  Впервые об этом говорится у Э. де Бурбона в «Tractatus de diversis materiis praedicabilis» (Трактат о различных темах для проповеди, 1260)

  напр., в соч. «Flores temporum», см. также отрывок неизданной хроники из аббатства Кемптен — Döllinger. 1863. S. 26

  ut potius videatur iacere quam sedere — цит. по: Dykmans M. Le cérémonial papal. Brux.; R., 1977. Vol. 1. P. 179

  Banck L. Roma triumphans, seu Actus inaugurationum et coronationum Innocentii X Pont. Max. brevis descriptio. Franekerae, 1645; утверждение, что на иллюстрации представлен реальный обряд, до наст. времени можно встретить в научной литиратуре — ср.: Bertelli S. The King’s Body. University Park (Penn.), 2001. P. 177-190

  Chronicon Salernitanum. 16 // MGH. SS. T. 3. P. 481

  PL. 143. Col. 760

  сюжет «женщина, становящаяся епископом/папой» включен под шифром К 1961 2.1 в Указатель фольклорных сюжетов Аарне-Томпсона — Thompson S. Motif-index of Folk-literature. Bloomington, 1955-1958. 6 vol.

  Boureau. 1984

  ut fatentur romani — Chronica minor. P. 184

  Döllinger. 1863. S. 13

  Pardoe R., Pardoe D. 1988. P. 12-14

  Der Briefwechsel des Eneas Silvius Piccolomini / Ed. R. Wolkan. W., 1918. Bd. 3. Tl. 1. N 68

  напр.: Dietrich von Niem. Dialog über Union und Reform der Kirche: (De modis uniendi et reformandi ecclesiam in concilio universali) / Hrsg. H. Heimpel. Lpz.; B., 1933. S. 55-56)

  напр.: Gerson J. Sermon «Apparuit» (1403) // Idem. Œuvres complètes / Ed. P. Glorieux. P., 1963. Vol. 5. P. 64-90

  Palacky F. Documenta Magistri Joannis Hus vitam, doctrinam, causam. Osnabrück, 1966. P. 59-61

  Joannes de Turrecremata. Summa de Ecclesia. II 4. 20. Venetiis, 1561. P. 395

  напр.: Calvin J. Vera Christianae Pacificationis et Ecclesiae Refarmandae Ratio // Idem. Opera. Brunswick, 1868. T. 7. P. 633

  напр.: Luther M. Werke: Tishreden. Weimar, 1919. Bd. 5. S. 667

  см.: Rustici. 2006. P. 85-105

  Platina B. Historia. 1600. P. 134-141

  напр., Д. Блондель — Blondel D. Familier Eclaircissement de la question, si une Femme a esté assise au siège papal de Rome entre Léon IV et Benois III. Amst., 1647

  Pardoe R., Pardoe D. 1988

  D’Onofrio. 1979; Boureau. 1988

  D’Onofrio. 1979